Психология донаучная это – —

Общая характеристика психологии как науки

Слово «психология», образовано от греческих слов psyche — душа психика и logos — знание, осмысление, изучение, наука.

 Так, в первом, дословном своем значении психология это наука о душе, о психике.

«Психология и очень старая и совсем еще молодая наука, писал один из основателей советской психологии Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) — Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем.

Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, как существует философия.

Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей — с другой».

  Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды  — символа поступательного, прогрессивного движения:

·  тысячелетия практического опыта, 

·  столетия философских размышлений

·  десятилетия экспериментальной науки.

Антонина Николаевна Ждан: «В истории психологии выделяют два больших периода. Первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а так же других наук – прежде всего естествознания (VI век до н.э. до середины XiX века) и второй. Когда психология развивалась как самостоятельная наука (с середины XiX века до н.в.)»

  Донаучная психология — это познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Это психология, которую народ создает еще до психологов. Она обусловлена необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают личный и общественный опыт. Объяснения явлений происходят «с позиций здравого смысла». В донаучном знании верные представления могут соседствовать с ошибочными обобщениями, предрассудками. 

Философская психология возникает в VII—VI вв. до н.э. Она представляет собой знания о психике, полученные с помощью умозрительных рассуждений. Такие знания либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии. Из-за отсутствия специальных методов исследования иналичия мифотворческого элемента она еще очень близка к донаучной психологии. Но по сравнению с ней характеризуется стремлением установить общие законы, которым должна подчиняться душа.

 Научная психология возникла относительно недавно. Во второй половине XIX в. она выделяется из философии и становится самостоятельной научной дисциплиной. Она обретает свой научный предмет, начинает использовать специальные методы. Основателем научной психологии принято считать немецкого физиолога и философа В. Вундта (1832—1920). Именно он открыл в 1879 г. в Лейпциге первую лабораторию для экспериментального исследования психических явлений. Поэтому 1879 г. условно считается «годом рождения» психологии как самостоятельной научной дисциплины. Однако экспериментальная психология — это далеко не вся психология, а лишь ее часть. 

Знание в научной психологии основывается на фактах. Для получения фактов проводятся специальные исследования. В исследованиях используются особые процедуры (методы). Главными методами являются целенаправленное наблюдение и эксперимент. Теории научной психологии должны подвергаться всесторонней проверке.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

Что же является

предметомизучения психологии?

Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

 Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе. которых строится и по которым функционирует общество.

В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует. Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлении, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых

группах, коллективах.

  Основные тенденции развития психологических знаний в современном мире:

·  — стирание границ между различными, ранее существовавшими какнезависимые школами и направлениями, интеграция знаний;

·  — психология выходит за рамки академической науки и становится практически полезной отраслью знания;

·  — расширение и обогащение понятийного и методического аппарата психологических исследований за счет наук, с которыми психология входит в контакт (информатика, вычислительная техника, генетика, нейробиология и др.).

Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками.

Как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии.

Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.

hr-portal.ru

Научная и житейская психология

В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е. представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.

Житейская или донаучная психология

Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.

Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.

Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.

Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:

  • Сновидения;
  • Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
  • Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.

Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.

Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:

  • Все психологическое существует внутри человека;
  • Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.

Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.

Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.

Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.

Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.

Отличия житейской и научной психологии

Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.

Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:

  • Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
  • Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука. Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно;
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер, что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения;
  • Научные психологические знания отличаются своей рациональностью и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий;
  • Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»;
  • Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия, потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка;
  • Метод получения знаний в житейской психологии основан на наблюдении и размышлении;
  • К научным методам в психологии добавляется эксперимент, и исследователь уже не ждет стечения обстоятельств, а вызывает это явление сам, создавая для него соответствующие условия. Введение метода эксперимента позволило психологии оформиться в самостоятельную науку;
  • Преимущество научной психологии в том, что она располагает разнообразным, обширным, а порой уникальным фактическим материалом, что нельзя сказать о носителе житейской психологии.

Вывод

Таким образом, разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии, такого метода житейская психология не имеет, но тем не менее научная и житейская психология не являются антагонистами, сотрудничая, они дополняют друг друга.

Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.

spravochnick.ru

Психологическая энциклопедия — значение слова Психология Донаучная

— собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа — самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуального анализа, но не объектом изучения. Бурное развитие наук естественных, особенно физиологии и медицины, остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования, а ряд открытий подтвердил наличие бессознательной психической жизни. Все это обусловило появление качественно нового этапа развития — появление психологии научной.

Смотреть значение Психология Донаучная в других словарях

Психология — греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический,……..
Толковый словарь Даля

Психология Ж. — 1. Научная дисциплина, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. // Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины………
Толковый словарь Ефремовой

Массовая Политическая Психология — — единство массового политического сознания и массового политического поведения, детерми-нированного этим сознанием. (Д.В. Ольшанский, с.356)
Политический словарь

Политическая Психология — (POLITICAL PSYCHOLOGY) -исследование психологических конструктов, таких как личность, установки, убеждения, для объяснения политического поведения. исходит из того, что политическое……..
Политический словарь

Психология Политическая — — междисциплинарная отрасль знания, возникшая на стыке психологии и политологии. Ее закреплению способствовали все большая политизация общественной жизни и психологизация……..
Политический словарь

Социальная Психология — — наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. (Д. Майерс, с.50)
Политический словарь

Гуманистическая Психология — — направление в современной психологии, признающее главным своим предметом целостную
личность в
процессе ее саморазвития. Согласно Г.п., главное в личности -……..
Экономический словарь

Педагогическая Психология — — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной……..
Экономический словарь

Психология — -и; ж. [от греч. psychē — душа, дух и logos — учение]
Толковый словарь Кузнецова

Психология Инженерная — раздел психологии, изучающий закономерности взаимоотношений личности и техники. Результаты, полученные в П.и., применяются при создании систем типа человек-машина.
Экономический словарь

Уголовная Психология — —
отрасль психологии, которая исследует психическую структуру личности правонарушителя, т.е. изучает
личность в ее совокупности и характер преступника, а т.ж………
Экономический словарь

Аппаратная Психология — — применяемое по отношению к служащим аппарата государственных или муниципальных органов выражение, характеризующее определенный (негативный) стиль работы ответственных……..
Юридический словарь

Психология — Этот термин, называющий науку, изучающую психическую деятельность человека, был заимствован из латыни, где был образован слиянием греческих psyche – «душа» и logia – «слово, наука».
Этимологический словарь Крылова

Исправительная Психология — — отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников),……..
Юридический словарь

Адлера Индивидуальная Психология — (A. Adler, 1870-1937, австрийский психиатр) система взглядов в психиатрии и психологии, основанная на представлении о том, что соотношение стремления к могуществу и чувства……..
Большой медицинский словарь

Правовая Психология — — психология отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов.
Юридический словарь

Психология — — наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия……..
Юридический словарь

Психология Жертвы — — одно из ключевых понятий виктимологии. Психологическим факторам в виктимологии всегда придавалось большое значение: изучались биопсихосоциальные признаки, характеризующие……..
Юридический словарь

Психология Криминальная — — отрасль психологии юридической, изучающая психологию уголовных правонарушителей и психологические механизмы совершения преступлений.
Юридический словарь

Психология Судебная — — область психологии юридической, изучающая психологические аспекты гражданского и уголовного судопроизводства и психологические особенности лиц, имеющих различный юридический статус.
Юридический словарь

Психология Уголовной Ответственности — — самостоятельное направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование……..
Юридический словарь

Психология Юридическая — — научно-практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации………
Юридический словарь

Социальная Психология — — отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.
Юридический словарь

Специальная Психология — — отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.
Юридический словарь

Уголовная Психология — — отрасль психологии; исследует психическую структуру личности правонарушителя, т. е. изучает личность в ее совокупности и характер преступника, а также его психическое……..
Юридический словарь

Юридическая Психология — — наука, изучающая психические явления, процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению,……..
Юридический словарь

Аналитическая Психология — (комплексная психология) — направлениеглубинной психологии, основанной К. Г. Юнгом в 1913. Исходит из пониманияпсихики как автономной саморегулирующей системы, основанной……..
Большой энциклопедический словарь

Ассоциативная Психология — одно из основных направлений в психологии 17-19вв. Главный объяснительный принцип психической жизни — понятие ассоциации.Исходила из механистических философских концепций……..
Большой энциклопедический словарь

Глубинная Психология — (нем. Tiefenpsychologie) — совокупное обозначениенаправлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н.глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которыепротивопоставляются……..
Большой энциклопедический словарь

Дифференциальная Психология — отрасль психологии, изучающая индивидуальныеразличия между людьми. Основана Ф. Гальтоном (2-я пол. 19 в.), терминвведен В. Штерном (1900), крупные представители: А. Бине, А………
Большой энциклопедический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Глава первая. Донаучная психология (первый этап )

Глава первая. Донаучная психология (первый этап)

В сущности все, о чем следовало сказать в этом разделе, уже было так или иначе сказано в главе о мировоззрении – имеются в виду «религиозная» и «философская» психология, психотерапия. В широком смысле религиозная «психология» и «психология» философии – это не выдумка. И религия, и философия с самого момента своего зарождения пытались определить вопросы, касающиеся человека, его бытия в мире, и, насколько это возможно, ответить на них.

Религиозная полемика в вопросе о человеке с психологической точки зрения представляет незначительный интерес. Религиозная мировоззренческая система чрезвычайно закрыта, а вольнодумство здесь особенно никогда не допускалось. Место человеку в этой системе отводилось второстепенное (речь в первую очередь идет о католичестве, православии, исламе и иудаизме), а психотерапия была условной. Протестантство, не стоит об этом забывать, повернулось лицом к человеку. Буддизм, индуистские учения никогда и не теряли человека из виду. Но в основной своей массе религиозная доктрина напоминает собой директивную психотерапию: дела обстоят так-то и так-то, поступать следует так-то и так-то, уныние – грех.

Догматы религии четко определяли, что «правильно», а что «неправильно». И профилактически это снимало большое число возможных внутренних психологических конфликтов (впрочем, нередко религиозный канон, напротив, формировал разного рода психологические комплексы). С другой стороны, религиозная система определяла и то, как разрешить психологические сложности, если такие все-таки возникли, – через исповедь, раскаяние, святое причастие и другими подобными средствами. Надо отметить, что, если религиозное мировоззрение усвоено человеком накрепко, а вера – глубока и осмысленна, религиозная система действительно достаточно эффективный психологический инструмент, позволяющий человеку чувствовать себя лучше. Но, по ряду уже отмеченных нами причин, представленность религии в сознании обывателя в XX веке ослабла, появились определенные психологические сложности, заострились противоречия, появились вопросы. Или наоборот – сначала противоречия и вопросы, а потом сложности.

Философская антропология имеет весьма продолжительную историю. Отдельного разговора, наверное, заслуживает античная философия. Там «проблема человека» решалась с исключительным изяществом и, главное, прагматично – философы отвечали, как говорят в практической психологии, на «запрос клиента». Киники, скептики, пифагорейцы, стоики, эпикурейцы, Сократ, Платон, Аристотель – каждый из них сказал что-то очень важное о человеке, что-то, что каждый из нас может использовать в своей жизни как инструмент, как средство, как ориентир. Но создать «теорию человека» древним философам в голову не приходило. Человек воспринимался как часть мира, а если ты так думаешь, чувствуешь, если ты это осознаешь, то создавать для тебя отдельную теорию – это, разумеется, как-то странно. Но тот мир для нас потерян, а человек давно перестал быть частью мира – он перестал так себя чувствовать.

Целенаправленно феноменом человека стала заниматься западная классическая философия, также претерпевшая в этом смысле определенные этапы своего становления. Нигилизм, зародившийся в религии и не нашедший в ней успокоения, надеялся залечить свои душевные раны в философии. Но ведь и тут, в философии, человек оказывается ни с чем – здесь опять же надо во что-то верить, а просто верить он уже разучился. Положения Иммануила Канта о человеке на самом деле весьма пессимистичны. Мартин Хайдеггер и Мартин Бубер, но только уже в XX веке, смогли показать, что в учении великого немца есть пружина, которая способна вытолкнуть человека из трясины скованности и неопределенности. Но до этого времени, и опыт Шопенгауэра это доказывает, тележка катилась под горку.

Фактически философия, создавшая огромный спектр философских систем, только и занималась тем, что предлагала в течение весьма продолжительного периода эти системы для личного употребления – и это тоже достаточно долго помогало как «неспецифическая психотерапия». Недаром считалось хорошим тоном беседовать и советоваться с именитым философом. Все, казалось бы, шло неплохо, своим чередом – строились системы (государственные, общественные, юридические, производственные и так далее), процветала наука. Но уже Вольтер цитирует Горация в статье «Милосердие» для философского словаря: «Не знаю почему, но недостает всегда лишь пустяка». Не хватает пустяка… Какого – непонятно, но ощущение недостаточности очевидно. И философская психотерапевтическая значимость также пошла на убыль.

Недаром общественность так увлеклась материализмом – эту экзистенциальную тоску «недостаточности» словно огромным колпаком прикрыла выстроенная с линейкой и штангенциркулем система. Система, которая была вместе с тем в духе времени: все менялось – росли города и дымили трубы. Так завершается предпсихологический этап становления психологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Донаучная психология | Практичная женщина

« Дифирамбы эфирным маслам | Главная | Незнайка на Луне »

Автор: admin | 22 Ноя 2010

Оказывается, 22 ноября – день психолога в России. Пока не на государственном уровне, но уже этот день с 2000 года отмечают ведущие ВУЗы страны – МГУ и СПбГУ, а также некоторые другие университеты и организации. Почему именно эта дата? 22 ноября 1994 года в Москве прошел Учредительный съезд Российского психологического общества.

Я не психолог, но психологию изучала не один год как педагог. Причем, как в теории, так и на практике. И больше всего мне нравится заповедь психоаналитика, психотерапевта, основателя гештальт-терапии Фрица Перлза. Она звучит примерно так.

Я делаю свое дело, и ты делаешь свое дело. Мы приходим в этот мир не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Ты есть я, а я есть ты. И если мы встретимся – то это прекрасно, а если нет – ничего тут не поделаешь!

Вначале существовала донаучная психология. Еще древнегреческие философы знали, что в каждом человеке существует нечто, позволяющее ему думать, решать, творить… Этот «дух» они представляли себе похожим на пламя или дуновение ветра, который покидает человеческое тело после смерти и уходит в «мир идей». Аристотель утверждал, что душа есть двигатель, с помощью которого живое существо реализовывает себя. Познать человека можно только через познание Вселенной с помощью мышления, интеллекта, мудрости и накопленных знаний. Потребность в донаучной психологии была обусловлена необходимостью понимать другого человека и просчитывать его поведение.

Множество столетий философы различных стран ломали копья на поле сражения различных идей на тему сущности человека и его взаимоотношений с окружающей средой. Этап донаучной психологии продолжался очень длительное время. Все это время душа была предметом интеллектуального анализа, а не объектом изучения. И лишь на исходе девятнадцатого века начинают развиваться такие науки, как социология и научная психология. Психология как наука обретает свой предмет, начинает разрабатывать свои методы и приемы. Проводятся исследования и эксперименты, появляются новые направления поиска, возникают новые проблемы.

В настоящее время психология – это не узконаправленная научная деятельность, а комплекс научных дисциплин, каждая из которых в полной мере может считаться самостоятельной наукой. Психология межгрупповых отношения и межличностного общения, психология конфликтов и психология профессионального самоопределения, детская психология и психология умственно отсталых, проективная психология, психология телесности…

А в нашей стране каждый второй считает себя хорошим политиком, отличным воспитателем, замечательным врачом и, конечно же, практически профессиональным психологом. Так что с праздником, дорогие коллеги! 

Темы: Знаете ли вы? | Ваш отзыв »

Отзывы

www.practicalwoman.ru

Развитие психологии……………………………………………….…..4 — Что такое психология

Что такое психология

Доступные файлы (1):

n1.doc


  1. Введение …………………………………………………………….…..4
  2. Развитие психологии……………………………………………….…..4


    1. Первые шаги…………………………………………………………4

    2. «Тень» как место пребывания разума…………………………..4

    3. Боги……………………………………………………………………5

    4. Донаучная психология. Первые западные философы…….….5

    5. От конца античной культуры до середины средневековья……5

    6. От эпохи Возрождения до XIX века……………………………….6

    7. Зарождение естественных наук……………………………………7

    8. Психология в XVIII и XIX веках………………………………… 8
    9. Рождение научной психологии……………………………………10


— Структуралистский подход………………………………………..10

— Функционалистский подход………………………………………11

2.10. Психология в XX столетии………………………………………13

— Бихевиористский подход…………………………………………..14

— Психофизиология………………………………………………….. 15

— Этология……………………………………………………………..16

— Социобиология……………………………………………………. 17

— Когнитивный подход ………………………………………………18

— Гештальтпсихология……………………………………………….19

— Когнитивная психология…………………………………………. 22

— Психоаналитический подход…………………………………….23

— Гуманистический подход…………………………………………23

— Социлыю-психологический подход………………………………25

3. Теории и социально-экономический контекст…………………….28

4. Эклектический подход……………………………………………….29

— Душа и тело: 1+1=2 или 1 + 1 = I?……………………………………….31

5. Четыре этапа, составляющие научный метод……………………32

6. В лаборатории Вундта в 1879 году………………………………….33

7. Функционалисты и роль сознания…………………………………..33

8. Структуры и функции………………………………………………..34

9. Утверждение бихевиористской веры Уотсона……………………..35

10. Социобиология и размножение……………………………………..35

11. Младенцы и гештальт………………………………………………..36

12. Пятилетний ребенок и «равновесие»………………………………37

13. Повседневная жизнь и «бессознательное»…………………………38

14. Путь к самовыражению……………………………………………..39

15. Покорность и пытка………………………………………………….41

16 Резюме……………………………………………………………………42

17. Практическая часть…………………………………………………..45

18. Список литературы………………………………………………….46

.

Резюме

Что такое психология?


Введение

Согласно Коппансу (Coppens, 1983), первые люди уже обладали многими из наших «качеств»: они ходили на двух ногах, умели приспосабливаться к обстоятельствам, вели общественный образ жизни, были еще и любознательными.Именно в силу этих качеств у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходится испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии — «матери всех наук», которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию… и, наконец, психологию.

Развитие психологии


Первые шаги

Человек приписывает свои мысли и желания, мотивирующие его поведение, прежде всего внешним силам.

«Тень» как место пребывания разума

По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Эту «душу», или «тень», наделяли способностью выходить на волю. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей.

Боги

Древние цивилизации придумали себе богов и богинь; Те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил, Таким образом, жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость и все остальные чувства, испытываемые смертными, зависят от настроения богов

Донаучная психология. Первые западные философы

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н. э. понять природу человека, сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Тем не менее, они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».

Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

Концепция Аристотеля – душа, как функция тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», -это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя.

От конца античной культуры до середины средневековья

Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. В его философских взглядах на первое место выдвигаются мышление, знание, интеллект и мудрость. Вместе с представлениями Платона и других философов идеи Аристотеля владели умами вплоть до V века новой эры.

Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо, которое представляет собой тайну, недоступную смертным. Путь к спасению лежит поэтому через незнание и веру в догматы.

На протяжении всех одиннадцати столетий интеллектуального средневековья возникало множество философских школ, учения которых противостояли этим двум концепциям. По одну сторону находились несгибаемые богословы, которые чаще всего рассматривают философию лишь как измышление дьявола, а естественные науки – как ограничение божественной власти, стоящей над человеческим разумом. По другую – возникавшие философские течения, из которых наиболее известное – схоластическое. Его предтечей был Абеляр (Abelard, 1079-1142), но расцвета оно достигло лишь в XIII- веке благодаря Фоме Аквинскому (1228-1274).

От эпохи Возрождения до XIX века

Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления — математические и одновременно механические — о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

Декарт на основании известных в его время фактов создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие.

Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума

Этот декартовский дуализм — тело, действующее механически, и управляющая им душа — надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма. И несмотря на то что знания в области анатомии и физиологии в последующие века значительно обогащались, лишь в начале XX века понятие «души», которое сменилось сначала понятием «разума», а затем «сознания», окончательно уступило место монистической концепции, согласно которой поведение человека управляется в основном нервной системой

Тем не менее представления Декарта, пусть зачаточные, о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии.

Зарождение естественных наук. Со времен Древней Греции, как мы видим, только философы пытались понять сущность человека и его взаимоотношения со средой, как физической, так и социальной. Среди них рационалисты — от Платона до Декарта полагали, что «любые достоверные знания могут исходить лишь от разума»; следовательно, один только разум должен играть главную роль в объяснении фактов как в онтологическом плане, так и в плане познания или действия. Согласно этим философам, наилучший способ сформулировать какую-либо проблему и попытаться получить ответ состоит в поисках логических доводов. В результате они на протяжении веков обсуждали, что должно быть, вместо того чтобы наблюдать существующее в действительности.

Развитие естественных наук начинается в тот день, когда философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания, уступая частично место точным и систематическим наблюдениям, а главное-эксперименту.

Эмпирическое направление, которое легло в основу экспериментирования, делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от господствовавшего ранее рационалистического направления. Это не означает, однако, пренебрежения логикой и рассудительностью или просто здравым смыслом. Ученые, выбравшие это направление, тоже высказывают предположения о том, как все происходит в этом мире, и аргументы, выдвигаемые для объяснения некоторых фактов, нередко вызывают яростные споры. Однако предположения этих ученых рассматриваются как гипотезы, т. е. новые соображения, выдвигаемые на основе уже установленных фактов. Эти гипотезы затем проверяют путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате которых получают новые данные. Если эти новые данные согласуются с тем, что уже было известно, то постепенно создается все более и более четкая теория, позволяющая объяснить наблюдаемые факты. Если же новые данные противоречат выдвинутой гипотезе, то ее подвергают изменениям или даже отбрасывают. Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия реальной действительности и состоит научный метод

В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это были химия и физика, открытия которой в области света и звука позднее позволили лучше понять, каким образом расшифровываем реальную действительность. В XVIII веке наступает очередь физиологии приобрести самостоятельность; в результате учения нервной системы появилась возможность объяснить, как про­ходит передача информации в организме. Наконец, на исходе XIX века развиваются социология и научная психология.

Психология в XVIII и XIX веках. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и от­делиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная с XVIII века первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-новому. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Так, Кондильяк (Condillac, 1754) полагал, что все наши знания проистекают из наших ощущений. Локк (Locke, 1690) и Юм (Hume, 1739) выдвинули гипотезу о том, что основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей. Идея снежка, например, ничего не говорит ребенку, который его никогда не видел. Лишь через ощущения, вызываемые качествами белого, холодного и округлого, присущими снежку, которым ребенок играет впервые в жизни, создаются у него путем ассоциации этих фундаментальных идей восприятия, лежащие в основе более сложной идеи снежка.

Итак, эта субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь, для того чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознаёт окружающий его мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания.

Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций организма, а ее изучение вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную «окраску» такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние «души». А между тем увидеть — значит поверить. Кроме того, до тех пор пока психология не начнет систематически исследовать конкретные факты, она не сможет претендовать на то, чтобы называться наукой.

perviydoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *