Психология эго это – Эго-психология — Википедия

Эго — Психология человека

Покажите мне человека без Эго, и я покажу вам лузера.
Дональд Трамп

Эго человека, как одна их трех сущностей [есть также Ид и Супер-Эго], предложенных Зигмундом Фрейдом для понимания динамики человеческой психики, является довольно важным понятием не только для психологии, но и вообще для жизни. Благодаря этому понятию мы можем позволить себе задуматься над тем, кто мы такие, как формируется наше представление о самих себе и насколько оно адекватно действительности. А результат таких размышлений в свою очередь позволит нам принимать предельно разумные решения в различных жизненных ситуациях, грамотно оценивая свои силы и возможности. Об Эго необязательно читать, чтобы понять, что оно есть. Любой человек, даже не обладая достаточно обширными знаниями в области психологии и не знакомый с теориями Фрейда, тем не менее может почувствовать, а затем и осознать, что есть в нем какое-то особое представление о самом себе, как о личности, как о ком-то кого он может назвать своим “Я”. Оно, это Я, нам всем необходимо, потому что оно позволяет нам контактировать с внешним миром через призму наших личных эгоистических интересов. Но при этом оно дает нам искаженное представление о самих себе, мешая нам видеть себя такими, какие мы есть, а не какими себе кажемся. В этой статье мы обсудим наше Эго преимущественно с практической точки зрения, чтобы понимать, как наше Я влияет на нас и как мы можем на него повлиять, чтобы эффективно преследовать и отстаивать свои интересы и не иметь наиболее распространенных проблем, связанных с Эго.

Что такое Эго

Вначале еще раз вкратце дадим определение тому, что обсуждаем. Эго – это внутреннее “Я”. Оно позволяет человеку воспринимать себя, как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности, цели. То есть, по сути, оно и есть наша личность, точнее, наше представление о себе, как о личности. Благодаря Эго человек отделяет себя от других, с точки зрения своих интересов, желаний, особенностей. Эго – это наша с вами мнимая сущность, не существующая в реальности, это наша ложная самоидентификация. Вот мы говорим: “Я” и дальше уже у нас набор представление о том, кто этот Я такой.

Ид – это бессознательная часть психики. Это врожденные, инстинктивные аспекты личности человека. Другими словами – это наша животная сущность.

Супер-Эго – это сущность, отвечающая за моральные и религиозные установки человека, за нормы его поведения и моральные запреты. К функциям Супер-Эго, оно же Сверх-Я относится самонаблюдение, совесть и формирование идеалов человека. Супер-Эго формируется в процессе воспитания и образования. Это некий идеал, который человек хочет в себе видеть, его, так скажем, правильная с позиции общественного мнения личность, благодаря которой он отличает правильные поступки от неправильных.

Нас с вами интересует именно Эго, поэтому остановимся на нем. Наше Эго является посредником между “Оно” [наши инстинктивные влечения] и “Супер-Эго” [цензурой]. Оно дает нам представление о себе здесь и сейчас. А Супер-Эго – это идеал, к которому мы стремимся, ну или хотим соответствовать, если уже считаем себя близкими к идеалу. С его помощью мы держим свое Эго в рамках идеалистических стандартов. Таким образом, Эго – это промежуточное звено между нашей животной сущностью и идеальной, совершенной личностью, в том смысле, в каком мы ее принимаем, согласно тем общественным установкам, которые мы впитали, живя в человеческом обществе. Таким образом, Эго помогает нам взаимодействовать с окружающими людьми, с одной стороны не в ущерб нашим интересам, а с другой, с учетом общественного мнения и порядков. Давайте более подробно обсудим роль Эго в нашей жизни и то, как оно в нас формируется.

В чем польза Эго

Как я уже сказал, благодаря Эго человек осознает себя как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности и мнение, которое все эти вещи отражает. Эго позволяет нам думать о себе так, как это необходимо, чтобы мы были нацелены на борьбу за свои интересы. Именно благодаря Эго мы с вами не считаем себя хуже других, именно благодаря ему мы ценим свою жизнь и не готовы расстаться с ней ради кого-то другого, если только этот другой для нас не настолько важен, что мы сознательно готовы выбрать его вместо себя. Но даже в этом случае Эго будет сопротивляться, призывая нас подумать в первую очередь о себе. Одним словом, благодаря Эго мы любим себя и жизнь.

Также благодаря ему мы заставляем других людей любить и ценить нас. Ведь Эго искажает наше мнение о самих себе не только для нас, но и для окружающих людей, которых мы также убеждаем в своей ценности и уникальности. Вернее, оно само по себе является таким искаженным мнением, но прежде чем им стать, Эго помогает нам определенным образом воспринимать информацию о себе, фильтруя все плохое и оставляя, и приумножая все хорошее, чтобы мы считали себя лучше, чем есть на самом деле. То есть искажение всегда идет в лучшую сторону. И думая о себе очень хорошо, мы и другим людям внушаем это мнение, вынуждая их тоже думать о нас лучше, чтобы они лучше к нам относились. Другими словами, наше Эго помогает нам приукрасить свою личность для окружающих. Мы, можно сказать, набиваем себе цену благодаря ему. А вот когда наше мнение о себе ухудшается, то у нас возникают проблемы, в виде низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессии и даже суицидальных мыслей. Только с подавленным Эго человек может прийти к мысли о том, чтобы причинить себе вред. И точно также люди, Эго которых не выполняет своих обязанностей, позволяют окружающим плохо к себе относиться.

Таким образом, Эго защищает нас еще и от людской агрессии, преимущественно, психологической. Когда кто-то пытается подавить нас морально, оно сопротивляется этому и не позволяет нам поверить в плохое мнение о себе. Наше Эго берет из внешнего мира преимущественно такие факты, которые показывают нам нас в самом лучшем свете. А плохое отсеивает. Если кто-то убеждает нас в том, что мы плохие, глупые, слабые, что мы в чем-то не правы, Эго отражает эти атаки, не позволяя принизить нас в наших собственных глазах. Даже простое нежелание выслушивать о себе что-то плохое – это защитная функция Эго. Она примитивная, но в некоторых случаях без такой защиты никак не обойтись. Но если агрессоры побеждают наше Эго, мы можем перестать отстаивать свои интересы, веря в то, что не заслуживаем ничего хорошего. Мы можем начать думать, что должны быть наказаны за свои проступки, грехи, поэтому перестанем защищать себя. Мы становимся покорными, уступчивыми, безвольными, если наше Эго побеждено. Так человек сначала становится рабом внутри своей голове, а потом уже внешне превращается в раба, смирившегося со своей участью жертвы. Так что без Эго, как видите, жизнь могла бы быть просто ужасной. И те люди, Эго которых подавлено, целиком зависят от мнения окружающих людей о себе. Что, как вы понимаете, совсем не хорошо, ведь люди эгоистичны и поэтому будут использовать незащищенного человека в своих интересах, говоря ему только такие вещи о нем самом, какие им выгодны. Вот это что касается пользы Эго. Теперь давайте поговорим о его недостатках.

Проблемы с Эго

Проблемы с Эго являются обратной стороной его достоинств. Все-таки, речь идет об искаженном самомнении, пусть даже и искажено оно в лучшую для человека сторону. Все равно, не объективный взгляд на себя, мешает принимать полезные и адекватные решения, человек оказывается просто ослеплен своим Эго. Он может сильно преувеличивать свои возможности, пытаясь разгрызть орешек, который ему не по зубам. В результате зубы ломаются. С этой точки зрения наше Эго обманывает нас нам же во вред.

Вообще, Эго человека часто преподносится разными специалистами, мыслителями, писателями и религией исключительно в негативном свете, как некий внутренний враг, с которым нужно бороться и в конечном счете его обязательно надо победить. И тогда человек вроде как мудрым станет. В таких случаях Эго ассоциируется с гордыней, тщеславием, нарциссизмом, жадностью и некоторыми другими пороками. Но это не всегда так. Я с такой враждебной позицией по отношению к Эго не согласен. Конечно, Эго приводит к эгоизму, делает человека ненасытным, чрезмерно требовательным к окружающим, когда он необоснованно считает, что заслуживает большего и лучшего, что он всегда все делает правильно, а ошибаются только другие. Все эти заблуждения имеют место быть. Однако, это происходит в тех случаях, когда человек просто не задумывается о своем Я, не пытается его понять. Да, мы можем быть упертыми из-за нашего Эго в своих чрезмерных желаниях, капризах, можем давать волю своим страстишкам, считая, что мир крутится вокруг нас. Но когда человек знает, что есть разница между его мнением о себе и тем, что можно считать объективностью, а это и мнения других людей о нем, и его реальные возможности, он перестает полностью доверять своему мнению о себе, причем без ущерба для своего психологического комфорта. Надо просто понимать, как формируется собственное Я. Таким образом, основная проблема с Эго – это элементарное незнание и не понимание того, что оно из себя представляет, в чем его смысл и как на него реагировать. С этим часто сталкиваются молодые люди, которые еще очень мало знают о жизни и поэтому не могут в ней грамотно сориентироваться. Они сконцентрированы на самих себе, Эго держит их в плену собственных иллюзий, и они ему безоговорочно доверяют. И только расширение своих представлений о жизни, в том числе и через собственные ошибки, может позволить им начать более трезво оценивать свои возможности. Так что грамотно бороться со своим Эго, значит просто думать о том, что оно нам говорит через наши мысли о самих себе. Нельзя безоговорочно верить своему Я, оно всегда нуждается в критической оценке.

Еще одна проблема, связанная с Эго – это слишком бережное отношение человека к себе. При таком отношении человек мнит себя особенной личностью, которой не к лицу заниматься тяжелыми и грязными делами, выходить из зоны комфорта, кому-то подчиняться и так далее. С одной стороны, это хорошо, когда человек себя бережет, когда тянется к комфорту, легкой жизни, не требующей от него лишних с его точки зрения усилий. Но совершенно очевидно, что в жизни не всегда все дается легко и порой нужно иметь характер, чтобы добиться своих целей, который в свою очередь формируется благодаря нашей воле, когда мы что-то делаем через “не хочу” и даже через “не могу”, потому что просто надо, нам надо. Впрочем, воля тоже зависит от Эго и если человек себя убедит в том, что некоторое самопожертвование ему необходимо, что оно для него выгодно, что надо себя потрепать немного, ради достойных целей, он его совершит, не переступая через свое Эго, потому что оно его поддержит в этом решении. Но чаще все-таки Эго вынуждает человека беречь себя и избегать различных трудностей, поэтому оно отрицательно сказывается на формировании характера.

Фанатичная концентрация человека на собственном мнении – это еще одна негативная сторона его Эго. Человек в таком случае слушает только себя и больше никого не слышит, и не хочет слышать. Для него есть только одно правильное мнение, его. По сути, это эгоизм, примитивная черта нашего Я, призывающая нас думать только о себе, даже если это нам вредит. Вот мы и придерживаемся своего мнения, не думая о том, насколько оно верно. А поскольку то, что люди называют своим мнением, ими чаще всего позаимствовано у кого-то другого, обычно каких-то мыслителей, а не создано самостоятельно, путем долгих и изнурительных размышлений, то его целью является преследование личных интересов, не более того. Никакой правды люди не ищут, никакая истина им не нужна, они ищут только собственную выгоду. Человек говорит: “Мое мнение”, а подразумевает: “Мое желание”, он говорит: “Я думаю”, а на самом деле имеет в виду: “Я хочу”, хотя люди сами не всегда это понимают. Они могут настаивать на своем мнении не потому, что оно на самом деле их и даже не потому, что считают его правильным, а просто потому, что оно им выгодно. Но не признают этого, даже для самих себя. Только вот, таким способом в этом мире не всегда возможно добиться своих целей, такая упертость нас ограничивает. Так можно нажить себе массу врагов или остаться в одиночестве. Эго, конечно, скажет человеку, что он все равно прав, к каким бы результатам он не пришел, это они, другие люди, все не правы, вот только это мало что даст. Без поддержки людей, без сотрудничества с ними, в этой жизни далеко не уйдешь.

Признание только своего мнения мешает человеку учиться на своих ошибках, коим всегда есть место в этой жизни. Он их просто не признает, обвиняя во всех своих проблемах других людей. Его Я говорит ему, что он все сделал правильно, не совершил никаких ошибок [несмотря на отсутствие положительного результата или на наличие негативного], поэтому менять ничего не нужно, разбираться в себе не надо, а тем более критиковать и наказывать себя. Во всем виноваты либо другие люди, любо обстоятельства. Эго тут защищает психику человека, чтобы она не травмировалась из-за неудач и осознания собственной слабости, выше я об этом писал, но при этом человеку закрывается доступ к размышлению над причинами произошедшего, в числе которых непременно будут и его собственные неправильные действия. Собственно говоря, все наши проблемы мы можем свести к своим действиям, совершенным или несовершенным. Ну может быть какая-то малая часть наших неудач от нас и не зависит вообще, но во многом мы управляем своей жизнью, вернее, можем ею управлять. Но наше Эго, часто вмешивается в это управление не самым лучшим образом, вынуждая нас замечать только светлую сторону своих поступков. Негатив отвергается, как опасный для психики сигнал. Причем, чем чаще человек сталкивался в своей жизни с критикой со стороны других людей, чем сильнее его подавляли, тем сильнее Эго защищает его от любого негатива, в том числе конструктивного, в виде той же обоснованной критики. Хотите, чтобы человек постоянно наступал на одни и те же грабли, начините критиковать его по поводу и без повода, особенно в детстве, когда психика и ум еще не окрепли и человек все воспринимает очень серьезно, и вы получите индивида, который настолько насытился негативом, что больше не желает его принимать, даже если ему это необходимо делать ради собственной пользы. Эго такого человека становится непробиваемым, а сам он становится до безумия упрямым, никогда не признающим своих ошибок, как бы больно ему из-за них не было. Вот так Эго нам помогает, решая одну проблему, оно может создать другие.

И еще Эго мешает человеку кого-то по-настоящему любить. Ведь чтобы любить полноценной взрослой любовью, нужно быть готовым к тому, чтобы поставить любимого человека и его интересы выше себя. Потому что любовь требует того, чтобы человек отдавал, а Эго и вызываемый им эгоизм, наоборот, призывает только брать. Поэтому в человеке с раздутым Эго любовь не возникает. У него может быть только любовь к самому себе, при которой он хочет быть с кем-то, кто ему чем-то нравится. Например, если речь идет о мужчине, он может любить красивую женщину не потому, что она сама по себе ему дорога, а потому, что ему хочется обладать красивой вещью, ради себя любимого. Такая любовь недолговечна и ненадежна. Или женщина, может любить мужчину не потому, что он сам по себе является интересной личностью, а потому, что он, скажем, богат или знаменит. Так у нее выражается любовь к самой себе, она просто хочет иметь что-то лучшее, чем большинство других вариантов, чтобы чувствовать себя лучше других людей. Эго таких людей призывает их взять что-то хорошее, желательно самое лучшее, а о том, чтобы отдавать, делать что-то для любимых людей, ради них, а не ради себя, они даже не думают. Из-за своего непомерного Эго такие люди, когда сходятся с себе подобными, часто стремятся просто использовать друг друга, у них преобладает рыночный подход в отношениях, когда речь идет о стремлении получить выгоду от партнера, а не о чувствах к нему и гармонии в отношениях.

Борьба с Эго

Размышляя об Эго в целом и о своем собственном Я, я пришел к выводу, что никакой борьбы с ним быть не должно. Каким бы не было наше мнение о самих себе, как бы мы себя не идентифицировали, наше Я – не враг нам. Пусть это и не самый разумный друг, и союзник, но зато надежный и верный, который заинтересован в нашем процветании. Я считаю, что человеку просто нужно уметь отделять себя от своего Эго, как некую личность, которую он плохо знает от той личности, которой он хочет быть. И говоря о том, каким человек хочет быть, я имею в виду не Супер-Эго, а просто Эго, то есть того, кем он себя считает. Надо просто понять, что наше мнение о себе живет только в нас самих, а снаружи мы совсем другие люди. Одного этого понимания будет достаточно, чтобы не находиться в плену иллюзий, созданных нашим Эго.

Эго нуждается не столько в усмирении, сколько во внимании к себе. А уж побеждать его и вовсе не нужно. Это мое личное мнение. Эго отвечает за наше выживание в первую очередь на психологическом уровне. Мы не должны терять себя в этом мире, чтобы не стать тенью кого-то другого, чтобы не позволить никому помыкать собой. А если человека обезличить, то он как раз-таки станет марионеткой, не имеющей, ни собственного мнения, ни воли к жизни. Что может прийти на место Я? Только разве что только Мы. А вы разве хотите быть частью чего-то, какого-то общества, коллектива, где вы, в силу отсутствия у вас вашего Я, будете легко заменимы? Не думаю, что это достойная для человека участь. Поэтому призывы бороться с Эго, по моему мнению, это стремление подчинить волю человека, неважно кому. Как только человек теряет себя, как только он начинает думать, что его роль в этом мире несущественна, он становится легкой добычей более сильной личности. И попав под чужое влияние, он теряет свободу, а без свободы [пусть и относительной] полноценное счастье невозможно.

Проблемы с нашим Я отрицать, конечно, не стоит. Мы должны понимать, что не все о себе знаем, что не до конца себя понимаем, поэтому можем сильно ошибаться на счет своих возможностей. Обращаясь к каждому отдельно взятому человеку, я хочу сказать: Эго – это не ты, Эго – это то, что ты считаешь собой. Нужно почаще рефлексировать, думать о себе, своих поступках, желаниях, мыслях, искать причину, по которой они возникают, думать о том, как каждый из нас выглядит со стороны, обдумывать мнение других людей о себе, а не просто отмахиваться от него, если оно нам не нравится. Все это позволит не зависеть от Эго, а значит и не быть жертвой его иллюзий.

Также надо понимать, что из-за своего Я человек может стать жертвой чужих манипуляций. Эго весьма податливо внешнему влиянию, если оно обращается именно к нему. Похвалите человека и его Эго раздуется до неимоверных размеров, и он потеряет контроль над собой, а поругайте, и человек погаснет, опустит руки и потеряет веру в себя. И хотя Эго защищает нас от критики, испортить или улучшить нам настроение, через воздействие на него, может практически каждый. Чтобы этого не допустить, важно уметь прислушиваться к разным точкам зрения о себе, чтобы не было такого, что одно мнение о себе мы принимаем, потому что оно нам нравится, а другое отвергаем, как неудобное, неприятное, не совпадающее с нашим собственным мнением о себе. То есть, надо приучить себя к спокойному отношению к любым мнениям о себе и к плохим, и к хорошим. Потому что у разных людей разные поводы говорить о нас что-то определенное, в зависимости от наших поступков, слов, от ситуаций, в которых мы оказались. Объективностью тут является то, что мнение других людей о нас такое же субъективное, как и наше собственное мнение о себе. И только приняв во внимание множество таких мнение, можно получить какую-то объективность. Но это сложно сделать. Для этого человек должен обладать хорошим психологическим здоровьем. А если в его прошлом имеется много болезненных моментов, когда его подавляли и унижали, то его уже никакая объективность не интересует, так как его Эго слишком сильно фильтрует негатив, компенсируя таким образом старые психологические травмы. Так что в этом случае надо поправлять свое психологическое здоровье.

В жизни вообще многое влияет на размеры нашего Эго. Успех в каких-то делах, общественное признание, большие деньги, большие возможности и власть – все это позволяет человеку думать о себе не просто хорошо, а как о великой, выдающейся личности. Некоторые люди начинают мнить себя богами, считая, что во многом и намного превосходят других людей. Вот у них Эго имеет поистине космические масштабы. С одной стороны, это позволяет им действовать смело, уверенно, напористо, агрессивно, что при более или менее грамотном расчете позволяет им добиваться новых и очень больших побед. Чувство превосходства над другими избавляет их от сдерживающего страха, из-за которого люди проявляют нерешительность. Но, с другой стороны, столь раздутое Эго способно привести таких людей к катастрофе, когда они пытаются совершить невозможное, когда переоценивают свои силы. Они теряют бдительность, действуют неосторожно, неоправданно рискуют, начинают безоговорочно верить тем, кто им льстит, потому что сами верят в то же самое и из-за всего этого могут совершить катастрофические ошибки. Тут уже требуется спускание с небес на землю. Своим умом люди редко это делают, я даже не могу припомнить сейчас таких примеров, когда вот так человек взял и образумился, без всяких внешних стимулов. В основном приходится говорить о падении с небес на землю, из-за каких-нибудь потрясений, когда жизнь наказывает человека за его безрассудство.

Примеры с непомерно раздутым Эго можно часто наблюдать в политике. Люди, особенно те, которые долго находятся у власти и по ряду причин не боятся ее потерять, становятся настолько далекими от реальности, что принимают совершенно необдуманные решения, приводящие к крайне негативным последствиям, как для всего общества, так и для них самих. И что особенно страшно – не всегда люди, допустившие такие ошибки, хотят их признавать, а значит и исправлять. Тоже случается и с начальниками самодурами, из-за искаженного самомнения которых страдает большое число людей. Так что если человек сам не задумывается о своем Эго, о том, что оно из себя представляет, как влияет на него, то тогда законы жизни приведут его к неизбежным для него результатам.

Эго – очень тонкая штука, как, впрочем, и вся человеческая психика. На него столько всего способно повлиять, начиная с внешних факторов и заканчивая собственными размышлениями человека о себе. Это значит, что его роль в нашей жизни очень важна. Отказываться от него через борьбу с ним, все равно что лишать себя каких-то внутренних органов, считая, что они нам не нужны. А в данном случае наше Я можно было бы сравнить с достаточно важным органом, а не с аппендицитом каким-нибудь. Поэтому борьба с Эго, по моему, подчеркиваю, мнению, не нужна. Но нужно думать о нем, чтобы не забывать о его существовании и влиянии на нас. А по возможности, нужно анализировать свое Я, изучать его составные части, чтобы понимать, какие вещи вынудили нас сложить о себе такое мнение, каким оно в настоящий момент является. Когда вы это узнаете, то и понимание того, как относиться к этому мнению к вам обязательно придет.

psichel.ru

психология - это... Что такое эго-психология?


эго-психология
— одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (см. защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Смотреть что такое "эго-психология" в других словарях:

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ —     ЭГО ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego я) одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх Я, была изложена в статье 3 …   Философская энциклопедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между «Я» и… …   Энциклопедия социологии

  • эго-психология — сущ., кол во синонимов: 2 • психология (21) • эгопсихология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эго–Психология — Эго психология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30 е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представит …   Психологический словарь

  • Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — (ego psychology) подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: Если теория объектных отношений британская школа психоанализа, то эго психология американская (см. также Школа… …   Большой толковый социологический словарь

  • Эго психология — – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт теорией и объект теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация» …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭГО ПСИХОЛОГИЯ — 1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся… …   Толковый словарь по психологии

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между Я и… …   Толковый словарь по социологии

  • Эго-психология — (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго психологии …   Теории личности: глоссарий

Книги

  • Эго-психология и проблемы адаптации личности, Хайнц Хартманн. Эта работа, написанная в 1937 г., явилась поворотным пунктом в развитии современной психоаналитической теории. Здесь были впервые представлены такие концепции, как недифференцированная фаза… Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Теория психоанализа и "эго-психология", Фрейд Зигмунд, Фрейд Анна. "Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 457 руб
  • Теория психоанализа и эго-психология, Фрейд А., Фрейд З.. "Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 366 руб
Другие книги по запросу «эго-психология» >>

psychology.academic.ru

Эго. Что это такое? - Психология Дома Солнца

Безусловно, Эго является естественным психологическим феноменом в жизни и судьбе человека.

Эгоцентризм подразумевает потребность человека направлять внутреннее внимание на самого себя с целью самопознания, удовлетворения своих истинных потребностей и творческого самовыражения. В этом смысле чем сильнее Эго, тем лучше человек отдает самому себе отчет в своих интересах и намерениях. Человек с сильным Эго развивается как индивидуальность и стремится реализовать и выразить свои врожденные уникальные свойства. Сильное Эго позволяет человеку подчиняться, прежде всего, своим собственным интересам и стремлениям. Эгоцентрик, по своей сути, является ярко выраженным индивидуалистом.

Человеку с «сильным Эго» свойственны следующие характеристики:

- он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок;

- он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив;

- он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло;

- он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс.

С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более сходен с ребёнком:

- его поведение импульсивно и определяется моментом;

- восприятие действительности и себя искажено;
- он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе;

- он может страдать от невротических симптомов.

Если эгоцентрическое начало в человеке чрезмерно раздувается и человек в той или иной степени утрачивает интерес к окружающей его действительности и интересам других людей, то такого человека принято называть эгоистом. Эгоист считает, что только он сам себе должен быть интересен, а все остальное второстепенно и заслуживает внимания в относительно редких случаях. На активности Эго основано творчество (творческое самовыражение) и поиск человеком своего предназначения. Большинство религиозно-философских учений и школ формируют эгрегоры, управляющие сознанием масс и призывают к послушанию и строгому подчинению определенным практикам и традициям. Я вот удивляюсь, почему просветлённые мастера не изучают глубже термин «эго», а повторяют вслед за предшественниками такую чушь, что от него надо избавляться. Что Эго человека лишь плод его воображения... Смешно... Человек теряет инициативу, себялюбие, ответственность за свою жизнь и значимость в обществе. Он становится марионеткой этих управляющих сил, безвольным рабом и живёт как животное... Ведь ему ничего не надо, кроме осознавания, что всё есть иллюзия и тогда он видит сладкий сон о "сне" этой реальности, да ещё гордится этими знаниями... разве это не Эго?

Сильное Эго перерастет доминирующее влияние эгрегоров. Возможно, многие последователи и адепты религиозно-философских учений и школ в понятие «Эго» вкладывают иной смысл, подразумевая понятие «личность человека». Но личность не может быть Эго! Личность является способом самовыражения человека в социуме и определяет его образ жизни и роль по отношению к обществу. Личность - это одно из средств (инструментов) существования Эго. Так что такое Эго? Мы про него много слышим, но практически никто не может понять – вообще в чём заключается его концепция? Очень сильно запутано его понятие в нашем обществе. Кто-то говорит, что эго нужно убивать и уничтожать, кто-то говорит, что его просто не существует, кто-то пишет, что эго – это концепция «я», которую надо распознать и от неё освободиться. А многие прячутся от своего эго и считают его источником страдания. Так где же правда? Человеку так хорошо можно запудрить мозги, что даже смотря в упор, он может не увидеть какие-то вещи. Это я про себя).

В Википедии чётко написано, что такое эго. Эго (лат. ego — «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия… Я много раз перечитывал это определение, пока шоры моего ума не рухнули… Оказывается, всё верно написано в Википедии, но только понимать нужно прямо и просто. Эго – это истинное Я человека, настоящее Я. Это Я НЕ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ и указания, но воспринимается как сущность человека. И не нужно от него избавляться. Эго – Я есмь Я, без всякого определения и представления. Эго – это не иллюзия и не концепция «Я». Это сама жизнь, сам Бог в человеке. Это Ты сам, человек. Нет никакой другой сущности над твоим Эго. Есть только жизнь в качестве твоего эго и личности в человеческом теле..

Многие пишут, что Эго — это концепция и иллюзия, от которой нужно избавиться. Но это не так. Прочитайте что такое образ «я» в Википедии и увидьте разницу. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Это не Я человека, а лишь голограмма «я» в сознании, и вот она и есть источник вашего страдания, а не Эго. Даже если вникнуть в этимологию слова «эго», то можно увидеть, что буква «э» обозначает «выходящий наружу», а «го» — это Господь, господин, Божественная энергия. Получается, что значение слова Эго — «выходящая изнутри энергия Бога». Как можно избавиться от самого Себя? Ведь это твоё естество. Твоя жизненная энергия. Это Ты сам.

Такие понятия, как раздутое эго, чудовищное эго, сильное или слабое эго, ложное или истинное эго, маленькое или большое эго, суперэго и т. д. — они не совсем верны и относятся к проявлениям личности, у которой есть такие качества, как жадность, алчность, гордость, зависть, обида и т. д. Это уже относится к морали и воспитанию в социуме. Я не об этом говорю. Я говорю об Эго, которое есть внутри каждого человека, как его истинное Я и его жизнь. Оно не хорошее и не плохое, оно не полезное и не вредное, оно просто есть.

Сама жизнь в своей природе эгоистична. Посмотри вокруг, всё живое эгоистично! Так откуда взялся этот эгоизм в тебе и в чём его причина?.. А вот в этом. Есть единый Бог, Абсолют, который существует в единственном числе. Одно единое Сознание, одна единственная Жизнь во вселенной. И нет двух Жизней, нет двух Сознаний. Бог осознаёт Себя как «Я существую Один и больше никого нет, кроме Меня». И это истина. Единое Сознание эгоистично в своём тотальном одиночестве. Бог играет с Самим Собой. Вот в чём Суть эгоизма в человеке, как в Единице сознания жизни, выраженная в желании Быть.

Твоё Эго является внутренней силой и энергией для развития тебя, как целостного существа. Это энергия Жизни, это Бог в тебе. Эго - это Жизнь, это Ты Сам. С точки зрения человеческого ума – эгоизм воспринимается как разделение на Себя и не Себя, поэтому возникает собственническая любовь, потребность в личном счастье, желание личных удовольствий, защита личных интересов и себялюбие. А с точки зрения Бога, Единого Сознания, присутствующего во всём, эгоизм также выражается в любви к Себе, как ко Всему существующему. Этот абсолютный эгоизм тот же самый и в человеке, но только искажённый «образом я» личности. Если нарисовать схематично, то можно представить такую картину. Божественная жизнь в человеке выражается как Эго, её энергия преломляется призмой образа «я» в уме и рассеивается в личности человека.

Война против Эго выгодна правящим кругам, которые манипулируют человечеством. Именно они спонсировали и продвигали религии и духовные учения, где человек отрекается от своего Я, закрывает глаза на самого себя и отворачивается от своего Эго. Идёт многолетняя кампания по подчинению людей своей воле, и для этого применяются средства массовой информации, религии и духовные учения о просветлении. Всё для того, чтобы человек отказался от своего я, от своей индивидуальности, от своей силы и стал рабом, послушным биороботом в руках хозяев планеты. Уже давно в сознание человечества внедрена концепция непринятия Эго, идея, что эгоизм — это очень плохо, и якобы он является источником страдания человека. Стремление к подавлению Эго объявили наивысшей добродетелью. Так и попало Эго в опалу, став чуть ли не ругательством. Следствием этого стала заниженная самооценка личности и уничтожение индивидуальности человека. Смотрите, какие скрытые сообщения входят в механизм социального контроля: «Будь как все! Не выделяйся из толпы! Живи для общества! Люби всех! Не думай о себе! Не обращай внимания на себя! Не конфликтуй! Подчиняйся любой власти! Слушайся авторитетов! Терпи, если «сильный»! Подставь другую щёку, когда бьют! Радуйся наказаниям, они сделают тебя лучше! Не будь корыстолюбив! Жертвуй собою! Коллектив важнее! Ты обычный, а не уникальный! Сиди тихо и не высовывайся! Будь скромным и послушным!»….

Вы видите эти лозунги в эгрегоре социума? Эту же идею поддерживают религиозные священники всех мастей и просветлённые мастера, проповедующие избавление от Эго. Хотя, может, они сами не ведают, что являются пособниками этих скрытых диктаторов. Следствия отречения от собственного Эго проявляются по-разному. Это может быть и низкая самооценка, и угнетённое человеческое достоинство, и неспособность постоять за свои интересы, и боязнь показаться не таким, как все, самобичевание и постоянное чувство вины, боязнь открыто смотреть в глаза собеседнику, неудовлетворённость жизнью, нелюбовь к собственному телу и пренебрежение своим здоровьем, алкоголизм, табакокурение, наркомания, зависимость от авторитетов, замалчивание преступлений, нехватка мужества, нежелание брать ответственность за свою жизнь, убегание от трудностей и перемен, замкнутость и нерешительность, обида и недоверие к миру, обвинение других в своих проблемах и многое другое. Забитое Эго человека выгодно скрытым диктаторам… Нас унизили, согнули и «бьют палкой по голове», если мы посмеем поднять голову. А одна из причин этого в слабой энергии нашего Эго. Посмотрите фильм «Чужие среди нас», там показывается, что происходит в нашем обществе сегодня…

А теперь посмотрим на то, если бы наше Эго было реализовано. Такой человек проявляет любовь к себе. У него чувствуется некий внутренний стержень, он излучает силу и энергию, мужество и достоинство. У него хорошая самооценка и сила воли. Он поддерживает здоровый образ жизни. Защищает собственные интересы. Добивается поставленных целей. Пользуется уважением в обществе. Реализует свои способности и таланты. Занимается самообучением и творчеством. Помогает другим в развитии. Живёт насыщенной жизнью. Он чувствует ответственность за свою жизнь и сам творит свою судьбу. Он искренний и настоящий. Он заявляет о себе и является подарком для мира. Это и есть предназначение человека в жизни, когда энергии Эго достаточно, чтобы распустился цветок уникальности. Если человек любит себя — он любит своё Эго. Все мотивы, побуждающие человека действовать, исходят из Эго. Чтобы увидеть это, нужно быть очень искренним и честным перед самим собой.

Ещё раз подчеркну, что не нужно избавляться от своего Эго и от эгоизма, даже если вам это твердят духовные мастера и религиозные адепты. Доказательством того является то, что после «освобождения» у просветлённых остаётся Эго и присущий их индивидуальности эгоизм. От Эго никто никогда не освобождался, и в этом мире нет необходимости для этого.

Источником ваших страданий является образ «я» в вашем уме. Это конструкция из мыслей и убеждений о себе, призма, иллюзия, концепция ума. Образ «я» — это не Эго, это только лишь образ… Рассмотрите его, отыщите, найдите и осознавайте, что вы не этот образ. А Свое Эго не трожьте...)

www.sunhome.ru

ПСИХОЛОГИЯ - это... Что такое ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ?


ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
    ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego — я) — одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда — его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх-Я, была изложена в статье 3. Фрейда “Я и Оно” (1923). Первостепенной фикцией Я Фрейд считал задачу самосохранения, а также обретения средств, с помощью которых стало бы возможным осуществлять одновременно адаптацию к воздействиям со стороны Оно, Сверх-Я и к требованиям окружающей реальности. Я берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью ряда механизмов, в т ч. механизмов защиты. Важным вкладом в развитие эго-психологии явилось появление в 1936 работы А. Фрейд “Я и механизмы защиты”, а в 1939 — книги Хартмана “Психология Я и проблемы адаптации”. С точки зрения А, Фрейд, защитные механизмы определяют тип личности индивида, его характер и способы справляться с трево     гой, возникающей вследствие его психических конфликтов. Результатом анализа должно явиться успешное разрешение конфликта, а не восстановление вытесненного желания. Хартман уделил особое внимание врожденному развитию того, что он назвал бесконфликтными сферами Я, считая, что биологическое оснащение человека не зависит от влечений и служит адаптации, которая также относительно независимо развивается в процессе биологического созревания; речь, в частности, идет о восприятии, моторике, памяти, функциях контроля и координации. Концепция Хартмана, содержащая такие понятия, как функция Я, сила Я, слабость Я, ограничение Я, привела к расширению аналитической теории развития Я (в этом же направлении работали Д. Раппопорт и др.).

    В. В. Старовойтов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ
  • ЭЙН СОФ

Смотреть что такое "ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ" в других словарях:

  • эго-психология — (эгопсихология) одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между «Я» и… …   Энциклопедия социологии

  • эго-психология — сущ., кол во синонимов: 2 • психология (21) • эгопсихология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эго–Психология — Эго психология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30 е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представит …   Психологический словарь

  • Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — (ego psychology) подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: Если теория объектных отношений британская школа психоанализа, то эго психология американская (см. также Школа… …   Большой толковый социологический словарь

  • Эго психология — – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт теорией и объект теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация» …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭГО ПСИХОЛОГИЯ — 1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся… …   Толковый словарь по психологии

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между Я и… …   Толковый словарь по социологии

  • Эго-психология — (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго психологии …   Теории личности: глоссарий

Книги

  • Эго-психология и проблемы адаптации личности, Хайнц Хартманн. Эта работа, написанная в 1937 г., явилась поворотным пунктом в развитии современной психоаналитической теории. Здесь были впервые представлены такие концепции, как недифференцированная фаза… Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Теория психоанализа и "эго-психология", Фрейд Зигмунд, Фрейд Анна. "Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 457 руб
  • Теория психоанализа и эго-психология, Фрейд А., Фрейд З.. "Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 366 руб
Другие книги по запросу «ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ» >>

dic.academic.ru

Эго-психология. Психотерапия. Учебное пособие

Эго-психология

Важным толчком в развитии теории и практики психодинамической терапии явилось появление в 1936 г. работы дочери З. Фрейда, представительницы континентальной школы психоанализа, Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты», а в 1939 г. – книги Хайнца Хартмана «Психология эго и проблема адаптации».

В своей работе Анна Фрейд рассматривала роль защитных механизмов в условиях нормального психического функционирования личности. Она расширила понятие защиты, включив в него как защиту против опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира, так и против угроз, связанных с внутренними инстинктивными импульсами.

Хартман уделял особое внимание врожденному развитию того, что он называл сферой «Эго», свободной от конфликтов. В противоположность Фрейду, которого интересовали прежде всего клинические данные индивида и возможности развития у него специфических навыков и способностей, помогающих справиться с конфликтной ситуацией, Хартман придерживался точки зрения о том, что существует множество сторон нормально функционирующей психики, которые следуют автономному курсу развития и не являются результатом интрапсихического конфликта.

В дальнейшем эгопсихология как направление стала отражать взгляды тех психоаналитиков, которые сосредоточили свое внимание на процессах нормального и патологического функционирования «Эго».

Основываясь на структурной модели, представители эгопсихологии предложили новые пути в понимании некоторых типов патологии. По их мнению, каждый индивид развивает защитные реакции «Эго», которые могли быть адаптивными в детстве, в семье, но могут оказаться неадаптивными во внесемейной реальности.

Важным нововведением как для терапии, так и для психодинамической диагностики явилось представление о том, что «Эго» обладает широким диапазоном действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В рамках этого представления сложилась рабочая модель, согласно которой в течение процесса психоаналитической терапии «наблюдающее Эго» – сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует терапевтический альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего «Эго», в то время как «переживающее Эго» вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

«Терапевтическое расщепление Эго» стало рассматриваться как необходимое условие эффективной аналитической терапии. В случае если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более глубинных эмоциональных реакциях, первой задачей становилась помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего «Эго» стало прогностическим критерием первостепенной важности, поскольку дистонность (чуждость наблюдающему «Эго») симптома или проблемы делала процесс психотерапии гораздо более быстрым и эффективным, нежели синтонность проблем, то есть восприятие их пациентом как вполне органичных и в связи с этим не заслуживающих внимания. Это открытие привело к появлению таких терминов, как «Эго-дистонный» или «Эго-синтонный» личностный стиль.

Кроме того, учет важной роли «Эго» в восприятии и адаптации к реальности позволил ввести такое понятие, как «сила Эго». Под ним подразумевается способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, без использования более ранних (примитивных) психологических защит (например, отрицания). В связи с этим по мере развития психодинамической практики стали проводиться различия между архаичными и зрелыми психологическими защитами. Под первыми стали понимать психологическое избегание или радикальное отвержение беспокоящих жизненных фактов, а под вторыми – включение в себя большей приспособляемости к реальности.

Эгопсихологи также предположили, что для психологического здоровья необходимы не только зрелые защитные реакции, но и способность использовать разнообразные защитные процессы. Другими словами, стало очевидно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией), не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными способами в зависимости от обстоятельств. В связи с этим в работах данного периода стали использоваться и развиваться такие идеи, как «ригидность» личности или «панцирь характера».

Применение понятий «синтонности» и «дистонности» к Суперэго также имело важное диагностическое значение. Так, например, пациент, заявляющий, что он плохой, поскольку у него возникают негативные мысли и чувства по отношению к собственным родителям, в клиническом плане отличается от пациента, утверждающего, что «часть его» чувствует, что он плохой, когда у него возникают подобные мысли. Обоих пациентов следует рассматривать как депрессивные личности, склонные к самообвинению, но проблема первого пациента намного глубже, чем второго.

Помимо этого развитие концепции Суперэго в рамках эгопсихологии привело к тому, что психотерапевты перестали рассматривать цель психодинамической терапии исключительно как попытку сделать бессознательное содержание сознательным. В рамках эгопсихологии задача психотерапии включает в себя изменение слишком жесткого Суперэго пациента на более адекватное.

Еще одним достижением эгопсихологии стала попытка понимания проблем пациента на основании не только теории фиксации на определенной фазе развития, но и в соответствии с характерными для него способами справляться с тревогой.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Эго-психология

Публикацией “Эго и Ид” (1923) Фрейд представил свою структурную модель и открыл новую эру в развитии психоаналитической теории. Исследователи-аналитики переместили свой интерес с содержаниябессознательного напроцесс, посредством которого это содержание удерживается вне осознания. Эрлоу и Бреннер (Arlow & Brenner, 1964) убедительно доказывали, что структурная теория, с ее упором на понимание процессов, происходящих в Эго, имеет большую объяснительную силу. Но существовали и практические клинические причины, почему терапевты приветствовали смещение фокуса с Ид на функционирование Эго, с глубоко бессознательного материала на материал, связанный с желаниями, страхами и фантазиям, которые были ближе к сознанию и стали более доступными при работе с защитными механизмами Эго пациента. Далее следует краткий экскурс в структурную модель. Приношу извинения перед искушенными читателями за смелость, с которой я позволяю себе обращаться со столь сложными идеями.

Ид– термин, который Фрейд использовал для обозначения той части психики, которая содержит примитивные желания, импульсы, иррациональные стремления, комбинации “страх-желание” и фантазии. Она ищет только немедленного удовлетворения и абсолютно “эгоистична”, функционируя в соответствии с принципом удовольствия. В когнитивном плане она довербальна, выражая себя в образах и символах. Она дологична, не имеет понятия о времени, морали, ограничениях или о том, что противоположности не могут сосуществовать. Фрейд назвал этот примитивный уровень познания, продолжающий жить в языке сновидений, шуток и галлюцинаций,первичным процессом мышления.

Ид полностью бессознательно, но его существование и власть может быть выведены, тем не менее, из дериватов– мыслей, действий и эмоций. Во времена Фрейда было распространено тщеславное убеждение, что “цивилизованные” существа являются рационально мотивированными созданиями, ушедшими от чувственности “низших” животных и “дикарей” – не-западноевропейцев. (То, что Фрейд подчеркивал нашу животность, включая доминирование сексуальной мотивации, явилось одной из причин того, что его идеи вызывали ненависть в викторианскую и поствикторианскую эпоху.)

Эго —имя, которое Фрейд дал набору функций, позволяющих приспосабливаться к требованиям жизни, находя пути, доступные в пределах данной семьи, для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества (сравни с Hartmann, 1958). Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбельювторичного процесса мышления(последовательного, логического, ориентированного на реальность познания). Таким образом, оно является посредником между требованиями Ид и ограничениями реальности и этики. Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный – то, что большинство людей понимает под термином “Собственное Я” (“self”, сэлф, “самость”), или “Я”, в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы – вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию. Благодаря структурной теории аналитики открыли для себя новые пути в понимании некоторых типов патологии характера; а именно – каждый развивает защитные реакции Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, но оказываются неадаптивными вне семьи.

Одним из аспектов модели, важным как для терапии, так и для диагностики, являлось представление о том, что Эго имеет широкий диапазон действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В течение процесса психоаналитического лечения “наблюдающее Эго”, сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего Эго, в то время как “переживающее Эго” вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

“Терапевтическое расщепление Эго” (Sterba, 1934) рассматривалось как необходимое условие эффективной аналитической терапии. Если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более внутренних эмоциональных реакциях, то первой задачей терапевта является помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего Эго стало диагностической величиной первостепенной важности, поскольку наличие симптома или проблемы, дистоничной (чуждой) наблюдающему Эго, делало процесс излечения гораздо более быстрым, чем если бы мы имели дело с проблемой, внешне выглядящей аналогично, но которую пациент никогда не рассматривал как заслуживающую внимания. Это открытие продолжает жить в языке аналитических диагностов, когда они говорят о проблеме или личностном стиле “Эго-дистонный” или “Эго-синтонный”.

Важная роль Эго в восприятии и адаптации к реальности позволяет ввести полезное психоаналитическое понятие “сила Эго”. Оно подразумевает способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, не прибегая к более примитивной защите, подобной отрицанию. В ходе развития психоаналитической клинической теории стало проводиться различие между более архаичными и более зрелыми защитными реакциями. Первые характеризуются психологическим избеганием или радикальным отвержением беспокоящих фактов жизни, последние – включают в себя большую приспособляемость к реальности.

Другим важным клиническим предположением, которое вытекало из Эго-психологии, стало предположение, что для психологического здоровья необходимо иметь не только зрелыезащитные реакции, но также быть способным использоватьразнообразныезащитные процессы (Shapiro, 1965). Другими словами, стало ясно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией) не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными, зависящими от обстоятельств способами. Понятия типа “ригидность” личности и “панцирь характера” (W. Reich, 1993) являются отражением идеи, что душевное здоровье связано с эмоциональной гибкостью.

Фрейд ввел понятие “супер-Эго” для той части собственного “Я”, которая наблюдает за происходящим в основном с точки зрения морали*. Близкое по значению понятию “совесть” супер-Эго является той частью Эго, которая одобряет нас, когда мы делаем лучшее, на что способны, и критикует, когда мы оказываемся ниже своих стандартов. Это часть Эго, хотя она и ощущается нами, как нечто отдельное. Фрейд полагал, что супер-Эго формируется в течение эдипова периода через идентификацию с родительскими ценностями, но современные аналитики находят его истоки гораздо раньше – в примитивных представлениях младенца о том, что хорошо и что плохо.

Супер-Эго, подобно Эго, которому оно принадлежит, является частично сознательным и частично бессознательным. И вновь оценка того, ощущается ли пациентом непропорционально карательное супер-Эго как Эго-дистонное или Эго-синтонное, имеет важное диагностическое значение. Клиентка, заявляющая, что она плохая, поскольку плохо думала о своем отце, очень отличается от клиентки, утверждающей что, одна часть ее личности чувствует, что она плохая, когда у нее возникают подобные мысли. Обе пациентки могут быть депрессивными, самообвиняющими личностями, но проблема первой женщины настолько глубже проблемы второй, что требует иного уровня классификации.

И снова, в развитии концепции супер-Эго было много полезных с клинической точки зрения моментов. Терапия пошла дальше попыток сделать бессознательное сознательным; терапевт мог рассматривать задачу терапии как включающую в себя, кроме всего прочего, еще и изменение супер-Эго клиента. В первой половине XX столетия, когда в среднем и средне-высшем классах существовала тенденция к воспитанию слишком жесткого супер-Эго, обычной терапевтической задачей становилась помощь пациенту в переоценке слишком высоких моральных стандартов (например, антисексуальных структур или внутреннего порицания за мысли, чувства, фантазии). Психоанализ как движение, у Фрейда в особенности, носил подчеркнуто негедонистический характер, но модификация нечеловечески жесткого супер-Эго была одной из его очень частых целей. На деле это скорее приводило к более моральному, а не наоборот, поведению, поскольку люди с чересчур осуждающим супер-Эго зачастую не подчинялись ему, особенно в состоянии интоксикации или когда их поведение могло быть оправдано (рационализировано). Попытки раскрыть функционирование Ид, вынести бессознательную жизнь пациента на белый свет, не имели большого терапевтического эффекта, если пациент смотрел на это как на доказательство своей порочности.

Достижения Эго-психологии в описании процессов, которые сегодня объединяются общим понятием “защита”, являются центральными в диагностике характера. Подобно тому, как мы пытаемся понять человека, исходя из фазы развития, олицетворяющей текущую борьбу, мы также можем классифицировать людей в соответствии с характерными для них способами справляться с тревогой. Представление о том, что основной функцией Эго является защита собственного “Я” от тревоги, возникающей в результате мощных инстинктивных желаний (Ид), вызывающих беспокойство проявлений реальности (Эго), а также чувства вины и связанных с этим фантазий (супер-Эго), было наиболее элегантно развито Анной Фрейд (1936) в ее книге “Эго и механизмы защиты”.

Среди оригинальных идей Зигмунда Фрейда можно встретить замечание о том, что тревожные реакции вызываютсязащитами, а наиболее явно – подавлением (мотивированное забывание). Не находящие выхода чувства рассматривались как источник внутреннего напряжения, требующего разрядки и ощущаемого как тревога. Когда Фрейд сместился на позиции структурной теории, он, напротив, стал рассматривать вытеснение как одну из реакций на тревогу, посредством которых люди стремятся избежать непереносимых чувств или иррационального страха. Фрейд начал рассматривать психопатологию как состояние, при котором защитные механизмы не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с нею, когда поведение, маскирующее тревогу, является саморазрушительным. В главах 5 и 6 мы рассмотрим защиты, обнаруженные Зигмундом и Анной Фрейд, а также другими исследователями, включая некоторые довербальные, архаические процессы, впервые изученные Мелани Кляйн. Этот обзор создаст фундамент, достаточный для дальнейшего рассмотрения различных типов характера.

studfiles.net

эго - это... Что такое эго?

(от лат. ego — Я) — один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда (см. психоанализ, фрейдизм). Э. образовалось как модификация части Оно (Ид), целесообразно измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира. Э. черпает свою энергию в Оно, под давлением к-рого Э. должно проводить в жизнь его намерения, способствовать удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Э. вынуждено наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип удовольствия, который безраздельно господствует в Оно, замещается принципом реальности, обещающим большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Э. взаимодействует с системой восприятия, дающей представления о времени. Кроме того, в отличие от Оно Э. стремится к синтезу своих содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в действиях индивида, основанных на здравом смысле и благоразумии. На этом пути во взаимоотношениях Э. и Оно могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я (Супер-эго) и внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. В этой ситуации Э. часто не справляется со своей задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Э. часто переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывает конфликты Оно с реальностью. В то же время Э. находится под контролем Сверх-Я, предписывающим Э. определенные нормы поведения и наказывающим в случае непослушания чувством неполноценности (см. комплекс неполноценности) и сознания вины. Если Э. вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх (см. невротизм) перед силой страстей Оно. Терапевтические усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Э. более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые области Оно и тем самым укрепить Э.

psychology.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о