Психология фототерапия – Фототерапия в психологии. Терапия фотографией как метод арт-терапии. Техники

Содержание

Фототерапия в психологии. Терапия фотографией как метод арт-терапии. Техники

Фотография появилась в 1822 году. Ее возможности используются во многих отраслях человеческой деятельности (сфера развлечения, архитектура, реклама, криминалистика, журналистика и т.д.). Нашла она свое применение и в психологии с использованием различных средств выразительности. Начиная с 1970 года психотерапевты в США и Канаде стали пользоваться фотоснимками как инструментами психологического консультирования, тогда и появилось понятие «фототерапия».

На сегодняшний день данный «инструмент корректировки» проблем только набирает популярность, и является одной из разновидностью арт-терапии. Фотографию используют для познания себя, своих чувств, а также для лечения депрессий и устранения страхов.

Польза фототерапии для психологического здоровья человека

В первую очередь данный метод арт-терапии применяется в работе с подростками с отклонениями в поведении для придания инициативности и возможности почувствовать себя самостоятельным.

Кроме этого, фотографирование помогает почувствовать свою значимость и силы, получить технику контроля над внешним миром.

  • развивает творческие способности,
  • расширяет кругозор,
  • помогает замечать происходящее вокруг, жить «здесь и сейчас»,
  • рушит шаблонное мышление,
  • повышает уверенность в себе,
  • позволяет понять свой внутренний мир,
  • устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния,
  • снимает нервное напряжение, помогает отвлечься,
  • улучшает взаимоотношения с близкими.

Как работает терапия фотографией

Финский фототерапевт Улла Халкола разработала уникальную по своей эффективности методику, основанную на использовании ассоциативных карт.

Тематика фотографий разнообразна: я и мой партнер, я и мое здоровье, я и мои коллеги, природа, семейное торжество, мое окружение, моя работа, мой дом и т.д.

Человек, разглядывая снимки, как бы погружается в прошлые события. Чем продолжительней рассказ, тем сильнее «пациент» начинает испытывать определенные чувства. Благодаря этому психолог делает анализы и выводы о том, когда появились те или иные проблемы, с чем и кем они связаны. Вдобавок можно увидеть, какие отношения складывались с людьми, запечатленными на снимках.

Расположение человека на фотографии говорит об его самооценке. Если он чаще расположен с краю, ели заметен, то он неуверен в себе.

Методы и примеры упражнений фототерапии

Фототерапию классифицируют с учетом состава участников: групповая или индивидуальная, а также возможна и семейная фототерапия.

Для ее проведения не требуется профессиональная техника. Достаточно иметь обычную «мыльницу», встроенную камеру в мобильном телефоне или даже старенький пленочный фотоаппарат.

Фоторепортаж

1. Участнику требуется проделать небольшую работу, а именно сделать несколько фотографий на определенную тему. Необходимо, чтобы в итоге получилась фотохроника события, заданного темой.

2. Затем снимки нужно расположить в хронологическом порядке на листе бумаги, а также придумать название и рамку для каждого снимка.

После этого участник показывает свой фоторепортаж.

Если работа происходит в группе, то фоторепортажи можно обсуждать в микрогруппах. Отчет не обязательно должен сниматься на фотокамеру, он может быть и мобильным.

Метафорический автопортрет

1. Участникам необходимо провести серию ассоциативных снимков (по принципу игры в ассоциации).

2. После этого игрок кладет свою настоящую фотографию по центру листа бумаги. Ассоциативные снимки располагаются вокруг этого фотоснимка.

3. Во время группового обсуждения участники распределяются по парам, чтобы высказать, что они чувствуют. После этого они меняются метафорическими автопортретами.

Возможен еще один вариант групповой работы, когда подростки просто выкладывают круг из ассоциативных снимков, без своего фото в центре. Участникам требуется определить, кому принадлежит этот метафорический автопортрет, а затем в центр круга положить фото этого человека.

Галерея образов

Требуемые составляющие: грим, маски, элементы костюмов, магнитофон, аудиозаписи, арт-материалы и тому подобное.

1. Вначале, участнику требуется придумать себе роль, которую ему хотелось бы сыграть.

2. Затем, нужно воплотить в жизнь желаемый образ. Для этого и нужны грим, костюмы, маски и тому подобное.

3. Далее, нужно сыграть роль: мимика, танец, драматизация и так далее. Если «игрок» один, то фотографировать его будет психолог или помощник. Если работа происходит в группе, то участники распределяются по парам и создают взаимные фотосессии в роли. Требуется сделать как минимум 3 фотографии по теме.

4. И в завершение, происходит обсуждение полученных снимков в группе.

Фотомарафон

Потребуется пленка и фотокамера, в ходе работы.

1. Одному участнику (или группе игроков) требуется в течение 7 дней (90 мин для группы) делать фотографии на заданную тему.

2. Затем, для каждой фотографии нужно придумать название, рассмотреть и обсудить. Если участвует группа подростков, то им нужно разбиться по парам обменяться снимками. Каждому требуется понять, что желал сказать работой его напарник.

3. В завершении марафона проводится тематическая выставка.

Творчество всегда являлось мощным инструментом самопознания и саморазвития. Фототерапия может использоваться в решении широкого спектра проблем, таких как кризисные состояния, потери, травмы, в консультировании подростков, детей и т.д. Творите, будьте внимательными, замечайте прекрасное вокруг и вкладывайте в каждую свою фотографию частичку себя!

Что такое фототерапия

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Расскажите друзьям:

bestlavka.ru

Фототерапия — что это такое? Использование метода фототерапии в работе психолога

Прежде чем мы поговорим о фототерапии как о методе в работе психолога, я бы хотела озвучить слова Джуди Вайзер«Фотографии являются следами наших умов, зеркалом нашей жизни, отражением наших сердец, застывшими воспоминаниями, это то, что мы можем сделать своими руками — навсегда, если мы хотим.

Фотографии — это документ не только нашего прошлого, но также и нашего будущего, место, где мы, быть может, собираемся побывать или знаем что там будем.»


Фототерапия – направление арт-терапии, связанное с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Фототерапия является одним из относительно новых направлений психотерапевтической практики. Его популярность обусловлена возросшим интересом людей к фотографированию в целом, увеличением технического арсенала средств фотографирования: фотоаппараты, камеры, телефоны и т. д. Фототерапия используется как в групповом, так и в индивидуальном формате, она призвана помочь человеку осознать себя в системе прошлого, настоящего и будущего времени, развивать воображение и познавательную активность.

Первой, кто стал применять фотографию в психологической практике, была канадский арт-терапевт и психолог Джуди Вайзер. Она была основоположницей зарубежной фототерапии и предложила классификацию техник фототерапии, основанную на использовании разных видов фотографии. В России продолжателем ее идей стал кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной Медицинской Академии им. И. И. Мечникова, председатель Арт-терапевтической ассоциации, вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации А. И. Копытин. Именно он сказал, что «Общаясь» с фотографиями или создавая их, человек как бы «лечит» себя сам.

Фототерапия лучше всего работает с актуализацией и разрешением внутриличностных конфликтов. Помогает разобраться во взаимоотношениях с другими людьми, усилить личностный ресурс, сформировать стратегии самостоятельного сохранения психологического здоровья. Наиболее частый инвентарь: фотоаппарат, фото из личного или семейного альбома, готовые фотоматериалы (фотографии из журналов и газет).

Виды фототерапии

  1. Работа с готовыми фотографиями (создание коллажа, макета и т. д.).
  2. Создание одной фотографии либо серии на заданную тему. Пример: «Сфотографируйте предметы природы, передающие состояние радости, агрессии, обиды, горя, ваше настроение и т. д.».
  3. Постановочные фото (совместная работа терапевта и фотографа) – соприкосновение с фотографией как с видом искусства. У клиента развивают, усиливают, выводят на уровень осознания значимые навыки.
Особый интерес она представляет для детей и подростков. Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.

Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию.

Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога может провести ретроспективный анализ этого этапа. Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному.

Как оказалось, фотографии могут оказывать на человека сильное воздействие, и не всегда оно будет положительное. Некоторые расстройства личности не могут перенести визуального воздействия и, если не проконтролировать возникшие эмоции, пациенту может стать хуже. Специалисты выделяют следующие минусы: неконтролируемая агрессия; периодическая неэффективность.

К плюсам относятся следующие моменты: доступность; поднятие самоуверенности; проявление забытых воспоминаний; душевное спокойствие.

Рассматривая свои фотографии и обсуждая их с психологом, человек может испытывать те же чувства, что и были в момент съемки. При анализе фотографий можно понять на каком жизненном этапе у человека начались те или иные изменения, которые привели к проблеме.

Сделать фотоснимки или принести их на терапевтический сеанс -это лишь начало. Следующий шаг после просмотра фотографии — активизировать все порождаемые ею ассоциации, изучить то, что несет снимок, вступить с ним в коммуникацию, задать вопросы. Таким образом, то, что для фотографа обычно является конечным результатом (сделанный снимок), в рамках фототерапии является только началом работы, его отправной точкой.

Рассматривая снимок, терапевт задает простые вопросы, способствующие погружению клиента в свой внутренний мир и отрешению от внешней реальности, например: «Какова история данного снимка?», «Как его сняли?», «Этот снимок имеет для Вас значение, и если имеет, то какое?», «Когда Вы его рассматриваете, какие мысли, чувства, воспоминания он в Вас пробуждает?», «Кто сделал этот снимок?» и так далее. Разумеется, терапевтической ценностью обладают не только фактические ответы, но и сам процесс беседы, раскрывающий причины полученных ответов (терапевтическая ценность скорее описывается вопросом «почему?», а не «что?»). Через эти вопросы мы приходим к пониманию истинных причин проблем, глубинных эмоций.

И в заключении хочется представить свою технику, которую я создала и успешно применяю в своей практике.

ТЕХНИКА ПО ФОТОТЕРАПИИ «СЕЛФИ» (Автор С. Палий)

Цель:
обращение к своим внутренним образам, ощущениям самооценки и тела.

Задачи:

  • актуализация и выражение чувств, связанных с самоотношением;
  • самоисследование определенных граней собственной личности, самооценки и укрепление Своего Я;
Инвентарь: фотоаппарат (телефон с возможностью качественной съемки), карта памяти на 2 Гб или более, фотографии автопортретов, то есть, любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда он полностью контролирует процесс фотосъемки, метафорические ассоциативные карты «Ресурсы и сила» или «Хабитат».

Время работы
: 60 минут (2 сессии)

Возрастные рамки
: клиенты от 14 лет.

Алгоритм работы

Работа проводится в индивидуальной форме.
  1. 1-й этап. Клиенту предлагается сделать фотоснимок без вмешательства посторонних, то есть селфи. На данную процедуру дается 20 минут. Количество фотоснимков может колеблется от 25 до 120 в зависимости от активности и уровня подвижности клиента. Клиент может самостоятельно выбрать место, где будет происходить фотосессия (автопортреты, фото в полный рост, на природе, дома, на работе, в удобном ему месте).
  2. 2-й этап. Выбор 7-10 фотографий, по результатам прошедшей фотосессии, на которых испытуемый больше всего себе не нравится. На консультацию к психологу клиент приходит с распечатанными фотографиями.
  3. 3-й этап. Работа с фотографиями, которые клиент выбрал. Беседа:
    • Когда Вы рассматриваете фото, какие мысли, чувства, воспоминания они в Вас пробуждают?
    • Что в этих снимках нравится Вам, Вашей маме (отцу, друзьям, супругу/е)?/ Какие сильные стороны есть в этих фотографиях?
    • На каждое фото выберите ВЗ по 2 карты из колоды «Ресурсы и сила» или «Хабитат». Ответьте на вопрос: Что я намерена сделать, для того что бы принять и полюбить себя?
    • По каким признакам в душе и в теле Вы определите, что цель достигнута?
Выводы. Упражнение «Селфи» представляет собой прямой невербальный контакт с собственным «Я» который, вызывает эмоции способствующие улучшению самооценки, самопознания, уверенности в себе и самовосприятия. Клиент способен увидеть себя вне зависимости, вне связи с окружающими, происходит самопринятие своего телесного «Я» и своей внешности через фото что, ведет к повышению уровня общей самооценки.

Фотография является вместилищем чувств и переживаний и средством коммуникации, а методы работы с ней становятся очень интересными и полезными.

В написании статьи опиралась на следующие источники:

  1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей.
  2. Фототерапия: использование фотографий в психологической практике. (Сборник статей) под редакцией А. И. Копытина

 

www.psysovet.ru

Фототерапия (арт-терапия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия является относительно новым видом арт-терапии, применение её началось с 1970-х в США и Канаде[1].

Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.)[2].

  • Фотографии, найденные или созданные клиентом с помощью фотокамеры, коллекция изображений людей в журналах, Интернете, на открытках и так далее;
  • Фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно;
  • Автопортреты — любые фотографии самого себя, сделанные клиентом, когда клиент буквально или метафорически сам полностью контролирует процесс создания снимка;
  • Семейные альбомы и другие биографические фотоколлекции — фотографии семьи клиента или семейные снимки по выбору, хранимые в альбомах или более свободно организуемые в нарративы, — фотоснимки на стенах или дверцах холодильников, в бумажниках или настольных фоторамках, в компьютере или на семейных сайтах. Все эти фотографии собираются для документирования личного жизненного нарратива и прошлого клиента, и в отличие от отдельных снимков, подобные альбомы живут своей жизнью;
  • Техника «фото-проекций», которая исходит из того феноменологического факта, что смысл снимка главным образом формируется зрителем в процессе восприятия. Любая фотография, воспринимаемая человеком, вызывает реакции, которые проецируются из его или её внутренней карты реальности, определяя то, как люди придают значение тому, что видят. Следовательно, данная техника не связана с определенным типом фотографии, но сосредоточена на менее осязаемой границе между фотографией и зрителем (или автором), «области», в пределах которой каждый человек формирует собственную, уникальную реакцию на увиденное[3].

ru.wikipedia.org

Фототерапия (лечение фотографией) в психологии.

Метод фототерапии (лечение фотографией) – это широкая область, которая нашла свое применение и в психологии. Так вот в психологии это направление применяется для лечения депрессий, страхов, выявления семейных отношений, проблем. Ведь каждый согласится с тем, что фотография в жизни человека имеет большое значение и поэтому является ресурсной. 
Глядя на фотографию можно вспоминать какие-то приятные события, встречи, родных и друзей. Очень давно сложилась такая традиция, если люди расстаются надолго, то они берут с собой фотографии этих людей. Психолог использует на своих семинарах фотографии для того чтобы:
— улучшить отношения, между обратившимися за помощью;
— снизить страхи и тревоги людей;
— дать шанс переосмыслить и осознать жизненные события людям;
— люди могли заметить свою духовную и уникальную красоту;
— сделать людей уверенными в себе и своих силах.

Какие фотографии используем.

Психолог работает с фотографиями которые принесли сами люди, причем они могут быть разной тематики. Но самыми распространенными из них являются:
— природа;
— наши дети;
— моя семья;
— мое здоровье;
— я и мои друзья;
— мои проблемы;
— я и мои друзья;
— семейный праздник;
— противоположности.

Проективная методика.

Очень часто в психологической консультации применяется проективная методика с использованием ассоциативных карт. Автором этой методики является Улла Халкола, которая считала, что сила воздействия фотокарточек заключается в символичности. Для своей методики Уллой был выбран размер фотографии девять на тринадцать. В одной из серии карточек было семьдесят семь фотографий.
Но и на этом фотография в психологии не ставит точку, чуть позднее психиатр Д. Волкер разработал комплект созданный из четырех черно-белых фотографий. Очень интересный факт, но на каждой из фотографий было размытое изображение и очень сложно было просмотреть фигуру и черты лица человека. Этот создано для того чтобы каждый отдельный человек мог ассоциировать эти фигуры с чем-то своим, особенным. 

Как это работает.

Так человеку удастся лучше понять свою проблему, так как в фотографии он будет видеть только ту проблему, которая актуальна в данный момент. 
После этого было создано еще несколько групп ассоциативных карт, которые нашли свое применение в сказкотерапии и фототерапии. И как полагается в сказкотерапии применяют карты со сказочными персонажами и героями мультфильмов. 
Метод фототерапии используются для людей разного возраста, начиная с детей и заканчивая людьми пожилого возраста. Ведь если пациент будет рассматривать свои фотографии и обсуждать все происходящее со специалистом, человек может очутиться в том периоде, когда были сделаны эти фотографии. При анализе фотографии специалист сможет понять, когда именно у человека начались те или иные проблемы и как их можно разрешить.
Работая над фотографиями, можно увидеть то, какие отношения были в семье до проблемы, или понять то какие сейчас происходят отношения у друзей либо коллег по работе. На самом деле, анализируя фотографии, можно многое узнать. Можно увидеть все вплоть до того, какое настроение и какие эмоции испытывал человек во время фотосъемки. Все это можно определить выражению лица, мимике, позе человека с которым доктор анализирует проблему.
Также важно то, на каком фоне была сделана фотография, только это важно в том случае если фон был выбран самостоятельно человеком. Еще немало важным является и то какая цветовая гамма есть позади главного объекта, и то, как позирует человек перед камерой.

Есть и такая группа людей, которая не любит фотографироваться и на всех фотографиях занимает такую позицию, чтобы их не было видно, или видно, но очень размазано. Также в кабинете психолога можно решить проблему, почему у человека нет фотографии, да, это странно, но, по крайней мере, встречаются и такие люди.
Но есть и такие люди, у которых очень много фотографий, для встречи с психологом они выбирают только те фотографии, которые очень значимы для них в настоящее время. Но многие люди доктору говорят, что взяли на сеанс случайно выбранные фотокарточки, однако чаще всего это ложь. 
Как известно, то в современном мире очень мало фотографий в распечатанном виде, все хранится на электронных устройствах, а все из-за того что в моду вошли цифровые фотоаппараты. Ведь, как известно, то восприятие фотографий на мониторе и в печатном виде отличаются. Много фотографий приносить на сеанс с психологом тоже не стоит, так как может не получиться беседы. 
Как бы это не показалось странным, но если у человека много фотографий, вряд ли среди них найдутся те, где запечатлена вся семья. Очень много фотографий с друзьями, коллегами, с корпоративов и просто с отдыха. И зачастую когда у человека в жизни не осталось близких людей он с ужасом обнаруживает, что фотографий с близкими людьми у него нет. 

Как проводятся занятия по фототерапии.

Проводить занятия по фототерапии можно как индивидуально, так и в группах, все зависит от поставленных задач и целей. При психологическом консультировании можно создать фотографический коллаж.
Метод фототерапии в психологии применяется во многих отраслях. Наиболее популярным методом считается песочная терапия, которая заключается в работе с фотографиями или с вырезками из журналов и газет.
Также можно работать с фотографиями на заданную или свободную тему. Тему фототерапии могут определять участники группы. В таком психологическом обследовании могут принимать участие и дети, начиная с четырех лет, только такую процедуру можно проводить под присмотром взрослых. С детьми можно просматривать как отдельные фотографии, так и слайд-шоу из нескольких снимков.
Основной задачей фототерапии является посмотреть на проблему иными глазами. С помощью такого метода можно доказать человеку что все в его жизни делалось и принималось в соответствии с его возможностями и знаниями на данный период времени. Человек должен осознать, что на данном жизненном пути у него другие возможности и иной опыт, и теперь нужно принимать соответственно иные решения, чтобы улучшить жизненную ситуацию. 

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

psi-idea.com

что это такое, упражнения по фототерапии

Современная цивилизация несет в себе не только комфортные условия для существования, но и множество стрессов и раздражителей, справиться с которыми отлично помогает фототерапия. Психология уже долго практикует это направление для решения многих проблем, ведь личное восприятие изображений может много рассказать о внутреннем мире человека.

Фототерапия – что это такое?

Мощным инструментом психологической помощи заслуженно считают фототерапию. Это вид арт-терапии с набором определенных психотехник, помогающих в решении многих психологических проблем, содействующих личностному развитию и достижению гармонии. Фототерапия — это область психологического воздействия, которая применяется для устранения и таких проблем, как:

  • депрессии и стрессы;
  • семейные проблемы;
  • замкнутость.

Распространенная фототерапия в психотерапии взяла свое начало с появлением большого количества фотографий. Применяются различные категории и есть аргументы предполагать, что в любой представленной картинке неуравновешенный человек увидит свою проблему и психологу станет легче избавиться от нее. Но не только проблемы могут стать причиной проведения фототерапии, с помощью нее можно открыть в себе дополнительные возможности:

  • найти свое личное предназначение;
  • полюбить себя;
  • радоваться жизни и оставаться положительным человеком;
  • восстанавливать отношения с близкими и проще переживать утраты.

Фототерапия в психологии

Гармоничное развитие личности в психологии рассматривает как индивидуальный, так и групповой подход. Эффективность фототерапии давно доказана, ведь с помощью нее можно выявить внутренние переживания и проблемы. Специалисты используют следующие способы воздействия на психически неуравновешенного человека:

  • фототренинг;
  • фоторасстановки;
  • психологический фотопортрет.

Фототерапия – «за» и «против»

Современные методы фототерапии собрали большую аудиторию, которая относиться к этому процессу по-разному. Как оказалось, фотографии могут оказывать на человека сильное воздействие, и не всегда оно будет положительное. Некоторые расстройства личности не могут перенести визуального воздействия и, если не проконтролировать возникшие эмоции, пациенту может стать хуже. Специалисты выделяют следующие минусы:

  • неконтролируемая агрессия;
  • периодическая неэффективность.

К плюсам относятся следующие моменты:

  • доступность;
  • поднятие самоуверенности;
  • проявление забытых воспоминаний;
  • душевное спокойствие.

Фототерапия в психологии – техники

Популярная фототерапия, фотографии для которой создаются со специальными условиями, применяется в виде нескольких техник. К каждому клиенту индивидуально подбираются альбомы с фотографиями, влияющие на результат работы. Тренинг фототерапия может быть более результативным при комплексном и коллективном подходе.

  1. Техника самостоятельного подбора фотографий и карточек клиентом. Это могут быть не только снимки, но и открытки и фотографии с журналов.
  2. Техника фотографий клиента, сделанные другими людьми, желательно спонтанные.
  3. Техника создания автопортрета;
  4. Техника старинных фотоколлекций, таких как семейные альбомы.
  5. Техника фото-проекций, основанная на восприятии клиентом фотографии.

Фототерапия – упражнения

Несложные упражнения по фототерапии можно проводить в домашних условиях и с детьми после трех лет. Психотерапевт может добавлять в представление фотографий собственные изменения, увеличивая эффективность работ. Стандартными упражнениями являются:

  • слайд-шоу;
  • фоторепортаж;
  • галерея.

Психотерапевт сам выбирает более гармоничный способ подхода к клиенту и дополнительно редактирует его. В обязательном порядке должна быть размеренная беседа и приятная расслабляющая обстановка. Большинство встреч не ограничиваются одним разом, психически неуравновешенные люди приходят снова, считая данное мероприятие своим личным успокоителем.

 

womanadvice.ru

Фототерапия в психологии: определяем болевые точки

От первого лица… Ирина:

«Я с детства была похожа на мальчика. В детском саду – короткая стрижка. В школе – чаще брюки, джинсы,свитера. В университете – снова та же короткая стрижка и минимум косметики. Личная жизнь почему-то не складывалась, хотя с внешностью и характером, как мне говорили окружающие, у меня всё в порядке. Меня тяготило собственное одиночество, а его причину я видела только в одном. Я не чувствовала себя женщиной.

Я предпринимала попытки «стать как все»: носить платья и юбки, обувь на высоком каблуке, пользоваться косметикой, отрастить волосы. Но как только я что-то из этого проделывала, я теряла связь с собой настоящей. Мне не нравился результат, хотя внешне всё выглядело отлично.

Однажды я крепко над всем этим задумалась. Почему во мне живет чувство неполноценности? Неужели я не смогу найти свою любовь и почувствовать себя счастливой, оставаясь такой, какая я есть? Как стать женственной, не изменяя себе?

И ответ на все эти вопросы нашёлся сам собой, как только я увидела одну фотографию в альбоме у своих родителей.

С фотографии на меня смотрела пятилетняя девочка. С веткой рябины в руках она сидела на пенёчке в парке. У девочки была стрижка «под мальчика». Но, несмотря на это, на её голове красовался огромный бант.

Этой девочкой была я.

И тут меня как холодной водой окатили… Вдруг я поняла, откуда «растут ноги» у всех моих проблем.

Мне нравилась короткая стрижка! Тогда, в мои пять лет. Моим родителям – тоже. Но вот детсадовская воспитательница, которая «готовила детей к фотосессии», почему-то решила, что девочкам негоже носить короткие волосы.

«Вот, повяжем тебе бантик. Ты же девочка!»

И вот это «общественное мнение» одной-единственной тётки настолько засело в моей голове…Что управляло моей жизнью и моим отношением к себе почти 20 лет.

Один только факт, что я всё это вспомнила, осознала, перевернул мой мир.

Я стала больше себе доверять. Поняла, что я на самом деле красива! И нет никакой нужды менять внешность – нужно просто принять и полюбить себя».

 

В этой статье мы начнем говорить о практической стороне фототерапии — уже известного вам метода арт-терапии. Давайте постараемся понять, как с помощью фотографий найти ответы на такие вопросы как:

«Кто я? Откуда и куда иду? В чем моё предназначение?»

Фотограф: Андрей Фёдоров

«Как принять и полюбить себя?»

Фотограф: Сергей Фокин

«Как перестать всё время беспокоиться?»

Фотограф: Тимофей Батырёв

«Как снова начать радоваться жизни, как в детстве?»

Фотограф: Ольга Кочетова

«Как быть  собой, оставаясь хорошей мамой?»

Фотограф: Наталья Коледа

«Как понять моего ребёнка?»

Фотограф: Светлана Зарецкая

«Как наладить отношения с близкими?»

Фотограф: Наталья Коледа

«Как найти в себе силы пережить горе?»

Фотограф: Емельянов Артём

Что говорит официальная наука?

В психологии множество техник и методов фототерапии. Их выделяют по разным критериям. Из критериев вырастают классификации. Не будем утомлять вас научной информацией. Для ее изучения нужно много времени и сил.

Фототерапия – мощнейший  инструмент психологической помощи. Но методы «классической» терапии фотографией, в основном, ориентированы на совместную работу психолога-специалиста и клиента. Однако наша задача в рамках проекта «Фотомозаика» – помочь себе самим.  Как же быть?

 

«Энциклопедия домашней фототерапии»

Перечислим основные техники фототерапии, которые можно использовать, так сказать, в домашних условиях. Каждой технике из этого списка (а также некоторым другим) на нашем сайте посвящена отдельная статья. Поэтому здесь остановимся на кратком описании каждой из них:

«Автопортрет» – создание, рассматривание портретов самого себя, а также анализ чувств, мыслей, ощущений, возникающих от этого процесса.

«Прошлое, настоящее, будущее» – техника, основанная на анализе изменений, происходящих с человеком и его жизнью во времени.

«Личное портфолио» – отбор нескольких приятных человеку собственных фотографий (автопортретов или снимков, сделанных другими людьми) и создание на их основе презентации, фильма или книги.

«Спонтанная фотография» – фотографирование при отсутствии контроля со стороны разума и воли (в качестве объекта съемки могут выступать люди, природа, архитектура – всё, что угодно).

«Фотодневник» – создание дневников или альбомов, иллюстрированных фотографиями, рисунками и прочими продуктами творчества.

«В главных ролях…» – создание экспериментальных фотографий, на которых человек пробует примерить на себя разные образы, стили – те, на которые в обычной жизни, возможно, и не решился бы.

«Семейный альбом» — рассматривание фотографий в семейных фотоальбомах, анализ чувств и эмоций от просмотра. Создание собственных семейных альбомов.

«Коллаж» — создание тематических коллажей из фотографий.

«Мой жизненный путь» — описание своей биографии с помощью фотоснимков.

«Фотопроекции» — анализ чувств, эмоций, образов, мыслей, возникающих от просмотра или создания конкретной фотографии.

«Сказкотерапия» — комбинированная техника арт- и фототерапии; написание рассказов, сказок, стихов, проиллюстрированных фотографиями.

Техники для детей – техники фототерапии, предназначенные для совместной работы взрослого и ребёнка. В частности: отбор ребёнком фотографий, приятных ему, и последующий анализ этих фотографий со стороны взрослого или создание ребенком тематических альбомов, посвящённых природе, семье, друзьям, любимым животным и т.д.

Заметим, что это далеко не полный список фототерапевтических техник.

Фототерапия как  направление арт-терапии ещё только формируется – появляются новые методы, подходы, направления. И чаще всего они происходят из практики. Поэтому автором новой техники может стать любой человек.

Определиться с «тараканами», а потом – действовать

Автор коллажа: V.Sheremet

У каждого из нас есть свои «болевые точки».

Можно называть их по-разному: «тараканы», проблемы, «заскоки» и т.д.

Так или иначе, это те сферы нашей жизни, в которых нам хочется что-то прояснить, понять или изменить. Это мысли, от которых одним больно, другим «не по себе», а третьи просто «зависают» не в силах понять, что к чему.

Посмотрите, что это схематично изображённое солнце вам напоминает?

Это голова. Среднестатистическая голова. А в ней чаще всего что? Мысли, мысли, мысли…

Наши головы иногда просто разрываются от вопросов.

Сфера общения, эмоции и чувства, самооценка, саморазвитие, внешний вид, нужды и потребности, убеждения, психологические защиты и комплексы.

Всё это волнует многих людей, вне зависимости от возраста, пола и социального положения.

Что волнует вас? Определились?

Тогда выбирайте соответствующую статью и исследуйте себя с помощью фототерапии!

 

Если вам хочется что-то добавить к вышесказанному, поделиться своими ощущениями, пожеланиями или поспорить – пишите об этом в комментариях!

Будем рады ответить и на ваши вопросы. 

 

О проведении фото-терапевтических фотосессий вы можете узнать на нашем сайте «KaturaSTUDIO».

Ольга Родионцева

mazaica.ru

Фототерапия в психологии

Польза фототерапии для психологического здоровья человека 

В первую очередь данный метод арт-терапии применяется в работе с подростками с отклонениями в поведении для придания инициативности и возможности почувствовать себя самостоятельным. Кроме этого, фотографирование помогает почувствовать свою значимость и силы, получить технику контроля над внешним миром. 

— развивает творческие способности, 

— расширяет кругозор, 

— помогает замечать происходящее вокруг, 

— жить «здесь и сейчас», 

— рушит шаблонное мышление, 

— повышает уверенность в себе, 

— позволяет понять свой внутренний мир, 

— устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния, 

— снимает нервное напряжение, 

— помогает отвлечься, 

— улучшает взаимоотношения с близкими.

Методы и примеры упражнений фототерапии 

Фототерапию классифицируют с учетом состава участников: групповая или индивидуальная, а также возможна и семейная фототерапия. 

Для ее проведения не требуется профессиональная техника. Достаточно иметь обычную «мыльницу», встроенную камеру в мобильном телефоне или даже старенький пленочный фотоаппарат.

Фоторепортаж

 1. Участнику требуется проделать небольшую работу, а именно сделать несколько фотографий на определенную тему. Необходимо, чтобы в итоге получилась фотохроника события, заданного темой. 

2. Затем снимки нужно расположить в хронологическом порядке на листе бумаги, а также придумать название и рамку для каждого снимка. 

После этого участник показывает свой фоторепортаж. 

Если работа происходит в группе, то фоторепортажи можно обсуждать в микрогруппах. Отчет не обязательно должен сниматься на фотокамеру, он может быть и мобильным.

Метафорический автопортрет 

1. Участникам необходимо провести серию ассоциативных снимков (по принципу игры в ассоциации). 

2. После этого игрок кладет свою настоящую фотографию по центру листа бумаги. Ассоциативные снимки располагаются вокруг этого фотоснимка. 

3. Во время группового обсуждения участники распределяются по парам, чтобы высказать, что они чувствуют. После этого они меняются метафорическими автопортретами. 

Возможен еще один вариант групповой работы, когда подростки просто выкладывают круг из ассоциативных снимков, без своего фото в центре. Участникам требуется определить, кому принадлежит этот метафорический автопортрет, а затем в центр круга положить фото этого человека.

Галерея образов 

Требуемые составляющие: грим, маски, элементы костюмов, магнитофон, аудиозаписи, арт-материалы и тому подобное. 

1. Вначале, участнику требуется придумать себе роль, которую ему хотелось бы сыграть. 

2. Затем, нужно воплотить в жизнь желаемый образ. Для этого и нужны грим, костюмы, маски и тому подобное

3. Далее, нужно сыграть роль: мимика, танец, драматизация и так далее. Если «игрок» один, то фотографировать его будет психолог или помощник. Если работа происходит в группе, то участники распределяются по парам и создают взаимные фотосессии в роли. Требуется сделать как минимум 3 фотографии по теме.  4. И в завершение, происходит обсуждение полученных снимков в группе.

Фотомарафон 

Потребуется пленка и фотокамера, в ходе работы. 

1. Одному участнику (или группе игроков) требуется в течение 7 дней (90 мин для группы) делать фотографии на заданную тему. 

2. Затем, для каждой фотографии нужно придумать название, рассмотреть и обсудить. Если участвует группа подростков, то им нужно разбиться по парам обменяться снимками. Каждому требуется понять, что желал сказать работой его напарник. 

3. В завершении марафона проводится тематическая выставка. 

Творчество всегда являлось мощным инструментом самопознания и саморазвития. Фототерапия может использоваться в решении широкого спектра проблем, таких как кризисные состояния, потери, травмы, в консультировании подростков, детей и т.д. Творите, будьте внимательными, замечайте прекрасное вокруг и вкладывайте в каждую свою фотографию частичку себя!

Забронировать билет

art-therapy.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *