Психология индивидуальные особенности мышления – Индивидуальные особенности мышления — психология

Индивидуальные особенности мышления — Психологос

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

  • Самостоятельность мышления,
  • Гибкость мышления.
  • Оперативность мышления.

Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

www.psychologos.ru

Индивидуальные особенности мышления — Блог

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

— Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.

— Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся:

— Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

— Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

— Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

— Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

— Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

• Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.

• Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.

• Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.

• Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.

• Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.

• Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.

• Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.

• Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.

• Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.

• Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.

• Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.

• Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.

• Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

• Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.

• Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.

• Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.

• Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления  – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя развивающие игры онлайн .

 

Фото: Kurtis Garbutt

b-trainika.com

14. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления. Психология

14. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Психология мышления. — Индивидуальные особенности и качества мышления.

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).


Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления — независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей — умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.



libsib.ru

Индивидуальные особенности мышления

Очень часто общаясь с людьми, мы замечаем расхождения во взглядах и мнениях. Причин тому множество, но одной из самых распространённых являются индивидуальные особенности мышления. Кого-то раздражает грязь на улицах после растаявшего снега, а кто-то радуется ей, видя в этом наступление весны и приближающееся лето. То есть люди по-разному воспринимают и осмысливают информацию, отсюда и различия в умозаключениях. К индивидуальным особенностям мышления человека относятся и такие качества, как самостоятельность (способность решить обнаруженную новую проблему своими силами), оперативность (скорость нахождения верного решения) и гибкость мышления (способность менять намеченный план под влиянием ситуации). Но различия заключаются не только в разной степени выраженности этих качеств.

Индивидуальные особенности и типы мышления в психологии

В процессе познания мира человек получает чувственный опыт, обобщая свои наблюдения. Но для более полной картины требуется наличие взаимосвязи между логикой и чувственными наблюдениями. Исходя из этого, первой особенностью мышления называют его опосредованность, то есть осознание каких-либо неизвестных вещей через уже открытые истины. Второй особенностью считают обобщённость мышления, то есть способность мыслить категориями, полагаясь на опыт, а не рассматривать каждое явление как абсолютно новое.

Но стоит отметить, что в психологии выделяют несколько типов мышления, а потому и его индивидуальных особенностей при учёте частных случаев можно обнаружить гораздо больше. К примеру, в случае конкретно-действенного мышления характерной чертой будет наблюдательность, абстрактное мышление может похвастаться любовью к поиску закономерностей, а конкретно-образному свойственно стремление к поиску символов для выражения мыслей. Если же говорить о творческом мышлении, то исследователи склонны выделять 4 индивидуальные типологические особенности.

  1. Оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям.
  2. Семантическая гибкость – способность взглянуть на объект под новым углом, найти ему новое неожиданное применение.
  3. Образная адаптивная гибкость – умение изменить своё восприятие так, чтобы обнаружить скрытые от большинства людей стороны предмета.
  4. Семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать идеи в ситуации с неопределённостью, без содержания маячков для этих решений.

Как видим, индивидуальные особенности мышления человека зависят от способа его восприятия и работы с информацией, поэтому строя разговор, стоит учитывать тип мышления собеседника.

 

womanadvice.ru

Индивидуальные особенности мышления. Понятие о когнитивных стилях.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:

Самостоятельность мышления,

Гибкость мышления.

Оперативность мышления.

 Самостоятельность мышления

Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

 Гибкость мышления

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

 Оперативность мышления

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

 Индивидуальные особенности мышления и его основное качество

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Когнитивный стиль, англ. Cognitive style (от лат. соgnitіо — знание и греч. stylos — букв. стержень для письма) — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Разновидности когнитивных стилей

Чаще всего в литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей (при этом отмечается, что многие из них очевидно коррелируют друг с другом, и различие в терминологии обусловлено подходами различных авторов:

поленезависимость — полезависимость;

Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.

конкретность — абстрактность;

В основе конкретности-абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий. Полюс «конкретной концептуализации» характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий. Для «конкретных» индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.

сглаживание — заострение;

Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. Впоследствии специально подчеркивалось, что данный стилевой параметр обнаруживает себя в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов, характеризуя, таким образом, чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий

ригидный — гибкий познавательный контроль;

Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

низкая — высокая толерантность к нереалистическому опыту;

Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека представлениям, которые он расценивает как правильные и очевидные. Толерантные субъекты оценивают опыт по их фактическим характеристикам, тогда как нетолерантные субъекты сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям.

фокусирующий — сканирующий контроль;

Этот когнитивный стиль характеризует индивидуальные особенности распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных признаков. Соответственно, одни испытуемые оперативно распределяют внимание на множество аспектов ситуации, выделяя при этом ее объективные детали (полюс широкого, или сканирующего, контроля). Внимание других испытуемых, напротив, оказывается поверхностным и фрагментарным, при этом оно фиксирует явные, бросающиеся в глаза характеристики ситуации (полюс узкого, или фокусирующего, контроля).

импульсивность — рефлективность;

Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения в подобной ситуации, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа.

узкий — широкий диапазон эквивалентности;

Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов, обращая внимание главным образом на их детали и отличительные признаки. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов, классифицируя их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований.

когнитивная простота — сложность;

Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты). Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности).

students-library.com

Индивидуальные особенности мышления — Общая психология Библиотека русских учебников

Традиционно в учебниках по психологии выделяют такие индивидуально-психологические характеристики мышления или»качества ума»

Ясность — простота и искренность мысли, отсутствие в ней какой-либо»высокомерия», запутанности

Логичность-четкая последовательность, систематичность мышления

Остроумие — скорость умственного ориентировки, быстрое вхождение в материал, скорость решения задач

Глубина, или вдумчивость — способность познавать в предметах или явлениях наиболее существенное, часто скрытое и замаскированное, способность за видимостью предмета понять его сущность, за разрозненными противоречивыми ными фактами видеть целое, закономерность.

Широта — способность мыслить с учетом всех сторон вопросы, в частности, выражая какую-либо гипотезу, в полной мере учитывать все условия, при которых она подлежит проверке

Гибкость или пластичность — отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления, если этого требуют данные. Противоположная черта — инертность, или вязкость мышления, его низкая подвижностью ность, консерватизмам.

Самостоятельность и оригинальность — это не просто гибкость мышления, а новизна, самобытный творческий характер умственной деятельности, отсутствие в ней приверженности, что вовсе не означает непризнание любых авторитете.

Критичность — отсутствие непроверенных суждений, тщательная аргументация, серьезное отношение к возражениям, которые должны быть тщательно рассмотрены, проверены, прежде чем будут отброшены

Индивидуальные особенности мышления могут быть рассмотрены на двух уровнях: на уровне человека как индивида и на уровне человека как личности. Первый уровень связан с анализом нейродинамических механизмов м мышления, которые обуславливают его динамические характеристики. Второй уровень предполагает учет обусловленности мышления человека особенностями его личности. Личность влияет на содержательные характеристики мыс. Леннння.

К числу нейродинамических характеристик относятся:

— соотношение первой и второй сигнальных систем, результатом преобладания которой являются соответственно художественный или мыслительный типы;

— сила и слабость нервных процессов, что дает различия в скорости приобретения знаний разными людьми, в их умственной работоспособности; виргиднисний чувствительности; последняя высшая характеристика у слабого типа н нервной системы

— подвижность — инертность нервных процессов, что отражается на гибкости — ригидности, скорости мышления

ВМ. Русалов считает, что к индивидуальным особенностям мышления относятся: скоростные и эргические характеристики мышления, а также такая его особенность, как ориентация на многообразие

НС. Лейтес выделил две базовые качества мышления, которые определяются возрастным развитием и составляют базовые предпосылки интеллектуальных способностей вообще: активность и саморегуляцию. Одаренные дети активные и самодостаточнойтні.

К числу личностных факторов мышления относятся: установка, мотивы и эмоции, индивидуальный прошлый опыт, социально-психологические факторы

Одним из существенных факторов личного регулирования мышления е установка, предоставляет любой форме деятельности стабильного, прочного, закономерного характера. Категория установки, с одной стороны, объясняет сп проможнисть субъекта удерживать свою умственную деятельность на определенном предмете, в определенном направления. С другой стороны, она раскрывает причины субъект мышления становится иногда»слепым»относительно разнообразие них воздействий, которые не укладываются в русло доминирующего направления мыслительной активности. Согласно теории установки целостная личность включается в деятельность, реализуется в ней, регулирует ее путем специфи ческого психологического отношения, определяется как»готовность действовать определенным образом»Это отношение существует в различных формах, может возникать в связи с отдельными действиями и отдельными ситуациями или, наоборот, с сложными деятельностями, системами деятельностей, со сложными жизненными событиями зависимости от той роли, которую играет установка в регулировании деятельности, выделяют несколько уровней установки. В психологии мышления наиболее изученными могут считаться разноуровневые регулирующие функции операционной и смысловая установкаслової установки.

Под операционной установкой понимается готовность к осуществлению определенного способа действий, возникает в ситуации решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предсказания этих условий, спи ираеться на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях (ОГ. Асмолов). Операционная установка выступает стабилизатором отдельных мыслительных действий, сообщая им привычный план, проявляясь в определенном длительном способе действий. После того, как человек многократно выполнял один и тот же мыслительный акт в конкретных условиях, у него при повторении этих условий актуализируется операционная установка, сформировавшаяся на ц и условия. Однако привычный способ реагирования, стандартный, неосознаваемый может быть неадекватным, если имеются условия не соответствуют прогнозу, содержащейся в установке. Тогда установка становится отрицательным фак ком мыслительной деятельности. Затруднение субъекта в преодолении неадекватных операционных установок связанные с ригидность мышленияислення.

Операционные установки, принадлежа к отдельным элементам деятельности, не определяют ее содержания, динамики, результативности целом. Эту функцию берут на себя установки высокого уровня развития — смысловые. Смыслов ве учредительное регулирования отражает целостную сущность субъекта мышления в единстве всех его мотивационно-побудительных и деятельно-поведенческих тенденций. Смысловая установка актуализируется в мотиве, цели в общей смысловой направленности деятельности, в смысловом значении конечного продукта деятельности. Смысловая установка предоставляет мыслительной деятельности неповторимого субъективного окраски, пронизывает мыс ления целом, реализуется независимо от конкретных ситуаций и модификации отдельных элементов мыслительного процесса. По отношению к операционным установок, которые находятся ниже, смысловая установка выс топает в роли фильтра, корректора, обще-детерминирующего факторнника.

Мотивы выполняют в мышлении три главные функции. Первая из них — активизирующая — наличие мотива повышает энергетический потенциал мыслительной деятельности (с учетом действия закона. Йеркса-Додсона). Сила мотив ву определяет эмоциональную устойчивость личности, которая, в свою очередь, влияет на эффективность ее деятельности. Так, если сила потребности, которая побуждает к определенной деятельности, невелика и связана с неуспехом, негаты вна эмоция подавляет активность субъекта, побуждая его как можно скорее выйти из ситуации. Если сила потребности, которая побуждает к деятельности, достигает среднего уровня, то связанная с неуспехом отрицательная е мощи действует целом активизируя, что ведет к мобилизации усилий и повышения эффективности деятельности. Если сила потребности больше, связанные с неуспехом негативные эмоции вызывают такое повышение уровня эмоций йного возбуждения, появляются признаки дезорганизации деятельности и поведения. Анализ указанных зависимостей позволяет ответить на вопрос, почему иногда хорошо подготовленные студенты под влиянием стресса отв овидають на экзамене значительно хуже своих возможностей, тогда как другие проявляют особую четкость ответов. Вторая функция мотива — организующая или структурирующая (наличие значимого мотива приводит к пе рестройки мыслительной деятельности, в результате чего увеличивается производительность нахождения решений; интенсифицируется действие подсказки; решения задачи носит творческий характер). Третья функция смислотвирний (мыслительная деятельность, в которой существует значимая мотивация, приобретает личностный смысл, а процесс мышления превращается в ценностьінність).

Говоря о страстность человеческого мышления,. ОМ. Леонтьев имел в виду его пропущенисть через эмоциональную сферу. ЛС. Выготский указывал, что»по мнению всегда стоит аффективно-волевая сфера»

Эмоции выполняют в мышлении четыре функции. Первая из них-оценочная: эмоции обозначают положительной или отрицательной оценкой наиболее значимые элементы ситуации. Эмоциональные реакции имеют прямое отношение к вироги иднишого прогнозирования, забегание вперед, что является главной движущей силой мышления. Говорят о механизме эмоционального наведения и эмоциональной коррекции, которые обеспечивают избирательность мышлениемння.

Вторая функция — активизирующая. Эмоции, которые сопровождают процесс решения задачи, повышают общий энергетический уровень мышления. Эмоциональная активизация — условие нахождения правильного решения зада экочі.

Эмоции выполняют функцию эвристик (эвристические приемы — приемы, позволяющие сокращать время поиска решения задачи и приводят к решению). Они определяют зону поиска, мыслительная деятельность становится более направленной, рассматриваются только возможные преобразования ситуации. Это развертывания поиска в глубину. Но в случае, если он приводит к неблагоприятным ситуациям, поиск возвращается к определенному п ункткту.

Эмоции выступают как генератор новой информации. ПВСимонов утверждает, что эмоции осуществляют»перетряски»семантических связей, что приводит к появлению новых комбинаций, новых идей. Эмоции — основа твор рчого мышлением мислення.

Индивидуальный прошлый опыт человека, аккумулирован в его знаниях, также предопределяет некоторые личностные особенности мышления. Так, хорошо структурированные, оптимально организованные знания позволяют называть л человека интеллектуалом, в противном случае, даже при большом количестве знаний, о человеке говорят, что она дилетант.

Теоретическим обоснованием обусловленности мышления особенностями организации общения тезис. ЛС. Выготского о единстве общения и обобщения. Установлено, что авторитаризм взрослых (родителей, учит телив) способствует формированию у детей таких негативных свойств мышления, как его стереотипность, низкая креативность. Напротив, паритетные отношения ребенка со взрослыми приводят к развитию критичности мы слення, его самостоятельности, креативности целом творческие способности педагога формируют у ребенка все положительные качества его мышления, среди которых ведущее место занимает диалогичность как способность учитывать т очку зрения другого человека, что, в свою очередь, предоставляет мышлению рис продуктивного творческого процессоцесу.

Можно выделить универсальную структуру личностных особенностей и соответствующих особенностей мышления творческого человека: гибкость, инициативность, независимость (нонконформизм) в оценках, внутренний же оконтрол.

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *