Психология личностного роста битянова – …

В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга

В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга
НазваниеВ. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань 1988 Битянова Н. Р. Психология личностного роста. Москва межд пед акад. 1995 Зюзько М. В. Пять шагов к себе: книга
В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личност
Дата03.06.2013
Размер6.88 Mb.
ТипКнига

Похожие:

Проблема самоопределения личности: теоретический анализ В. В. Белоусова
В. В. Белоусова Проблеме самоопределения личности уделяется довольно много внимания в отечественной психологии (Гинзбург М. Р., 1988,…
Воспитательная концепция Воспитательная концепция
«Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания»
Помочь детям осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности. Помочь детям осознать роль самоанализа и самовоспитания в становлении личности
«я» в области осознания умений и способностей; воспитывать, развивать и совершенствовать свою личность. Формирование классного коллектива,…
Развитие творческого пространства как психологического состояния педагогического коллектива
Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности; педагогики воспитания…
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой…

Задачи моего исследования заключаются в том, чтобы показать значение идеала в духовном – нравственном становлении личности. Выяснить…
Доцент, кандидат пед наук
Тема №7 Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физического воспитания Доцент, кандидат пед наук
Понятие творчества, творческих способностей и творческой личности Понятие творчества, творческих способностей и творческой личности
Макроуровень актуализации творческих способностей: Психологические проблемы бытия творческой личности
Книга мастера психологии профессора Е. П. Ильина включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренера».
Издание предназначено для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического…
Программа «Детство» в 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики ргпу им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство»
Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально…
Разместите кнопку на своём сайте:
rpp.nashaucheba.ru rpp.nashaucheba.ru

rpp.nashaucheba.ru

Литература к спецкурсу «Психология гармонизации личности» 2009

с. 1
О.И. Мотков

Литература к спецкурсу «Психология гармонизации личности» 2009
АБАЕВ Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989

АЗАРНЫХ Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). М.: МПСИ, 1999

АЛЕКСАНДРОВ А.А. Современная психотерапия. СПб: Академический проект, 1997

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М., 1993 (гармонический тип)

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ Э.М., ПИАТКОВСКАЯ Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ «Здоровье, развитие, личность». Под ред. Сердюковской Г.Н. и др. М.: Медицина,

АЛЕКСЕЕВ А.В. Себя преодолеть! М.: ФиС, 1978

АМЕР. АССОЦИАЦИЯ КАРДИОЛОГОВ. Прогулки и здоровое сердце. М.: ВКК, 1997

АНАНЬЕВ В. А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте./ Вестник психосоциал. и корр. Работы. 1995, № 3

АНДЕРСОН Д. Думай, пытайся, развивайся

. СПб: Азбука, 1996, 92 с.

АРГАЙЛ М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990 ; 336 с.

Артемьев П.Психология самопознания, или Как найти формулу жизни. М.: АСТ-пресс, 2001 – 304 с.

АССАДЖОЛИ Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997

АХМЕРОВ Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни/ LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути. Сост и ред. А.А. Кроника. М.: Прогресс-Культура, 1993 – 230 с

БАЙЕР К., ШЕЙНБЕРГ Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997; 368 с.

БЕККИО Ж., ЖЮСЛЕН Ш. Новый гипноз: Практ. рук-во. М.: Класс, 1998

БЕРГЕР Л. К постижению гармонии мира./ Музыкальная жизнь. 1993, №3

БЕРГСОН А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, 1998 ( гармония — стр. 72, 73, 81, 124, 135, 136, 144)

БЕРНС Д. Хорошее самочувствие. М., 1995


БИТЯНОВА Н.Р. Психология личностного роста
. М.: Межд. Пед. академия, 1995

БИТЯНОВА Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитич. обзор. М.: МПСИ, Флинта, 1998, 48 с.

БОЖОВИЧ Л.И. Избр. психол. труды. М., 1995 (Ст. «Психол. анализ условий формирования и строения гармонической личности» — с.121-147)

БОЛОТОВА А.К., МАКАРОВА И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001, 383 с.(с. 226-233 — УСК , САТ – «Самоактуализационный тест» Гозмана Л.Я., тесты Томаса, Шмишека и др.)

БРАТЧЕНКО С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Метод. пос. для школ. психологов. Псков, 1997; 68 с.

Брахам С.К. Дыхание для долголетия и здоровья: Пранаяма в системе Йоги. М.: Владос, 1993 – 135 с.

БРЭГГ П.С. Формула совершенства. СПб, 1993

БРЭЙ Р. Как жить в ладу с собой и миром? М., 1992

БУРНО М.Е. Терапия творческим самовыражением

. М., 1989 (С. 116 – Терапия творческим общением с природой. С. 158 – Терапия творческими путешествиями)

Бурно М.Е. Сила слабых (психотерапевтическая книга). М.: Приор, 1999 – 368 с.

Бурно М.Е. Больной человек и его кот. Психотерапевтическая проза о целебном творческом общении с природой. М.: Приор-издат, 2003 – 336 с.

Буянов М.И. Лики великих, или Знаменитые безумцы. М.: Росс. общество медиков-литераторов, 1994 — 120 с.С. 20-22 – Гармоничная эмоциональность – главный признак душевного здоровья. С. 81-83 — Вершина дисгармонии. С. 104-107 – Возможна ли (и нужна ли?) гармонизация разноликих гениев?

Воздействие тренинга «LifeSpring» на самосознание и переживания человека. М., 1995 (рукопись) (повышение самооценки, эмоциональной зрелости, открытости, доверия к себе, уверенности в себе)

ВУДКОК М., ФРЕНСИС Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991

ГАДЖИЕВА Н.М., НИКИТИНА Н.Н., КИСЛИНСКАЯ Н.В

. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998

Газета «2 х 2». 10-16 янв. 2000, с. 1 – По данным Всемирной организации здравоохранения, лишь 15% состояния здоровья человека зависит от организации медицинской службы…, столько же приходится на его генетические особенности, а львиная доля – 70% — зависит от образа и ритма жизни

ГАРМОНИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК: Из истории идей о гармонически развитой личности./ Сост. Трофимов П.С. М.: Искусство, 1965

ГАРМОНИЯ. Лосев А., Шрагин Б./ Философская энциклопедия, Т. 1. М.: Сов. Энц-я, 1960, с.с. 323 – 324

ГАРМОНИЯ. \ Сов. Энциклопедический словарь. М.: Сов. Энц-я, 1979, с. 280

ГЕССЕ Г. Сиддхарта. Лен-д, 1990

Головаха Е.И., Кроник А.А. Себе и другим/ «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 92-110 (Психология самосовершенствования, На пути к конструктивной психологии)

ГОЛУБЕВ В.С. В поисках экожизни. М.: Папирус Про, 1999 (С. 18 – Иду по белому полю навстречу солнцу. Волшебный пейзаж. Оцепенелые дубы посреди поля, сонные перелески; а в контрасте с этим – сверкающий неисчислимыми блестками снег. …Душе открывается красота. «Вот счастье. Оно блестит. Бери его. Оно твое».

Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Терапия самоспасения. Мн.: Сантана, 2000 – 197 с.

ГОРДОН Л.Х. Ловушка любви: Как избавляться от повседневных неприятностей и споров, которые мешают нам быть счастливыми с любимым человеком. М., 1993

ГОТВАЛЬД Ф.-Т. с соавт. Помоги себе сам: Медитация. М.,1993

ГРИГОРЬЕВА Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука, 11992 – 424 с.

Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003 – 187 с. Гл. 5. Методы психорегуляции творческой деятельности актёра.

Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореф. канд. дисс. 19.00.05. СПб, 2006.

ДАВЫДОВ А.А. Существует ли мера социальной гармонии?/ Соцолог. Иссл-я, 1988, № 5

Джордж Майк. Искусство релаксации: Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. Лондон-Москва: Социал. Здоровье России, 1998

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ. М.: Социал. здоровье России, 1995 (С. 58-59 — Э.М. Александровская — гармоничный тип формирования личности — его признаки)

ДИЛТС Р. Стратегии гениев. Т. 3. З. Фрейд, Леонардо да Винчи, Н. Тесла. М.: Класс, 1998; 384 с. ДИЛТС Р., ХАЛЛБОМ Т.. СМИТ С. Убеждения: Пути к здоровью и благополучию. Портленд Орегон: Метаморфоз Пресс, 1993 (Пособие по НЛП)

ДОБСОН Д. Непослушный ребенок. М.: Пенаты, Т-Око, 1992

ДОДОНОВ Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности./Вопр. психологии, 1978, № 3

ДОМАН Г. Гармоническое развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996

ДОЛИН А. Путь сосредоточения энергии. /Ж. «Азия и Африка сегодня». 1989, № 7, с. 62

ДОРОГОВ А.Н. Соотношение особенностей темперамента и общей конструктивности личности. Курс. работа. Рук-ль О.И. Мотков. Калуга


ДУБРОВИНА И.В. Совместный труд на благо детей./ Нар. Образование, 1998, № 2, с. 111 (цели психол. службы образования, психическое и психологическое здоровье)

ДХАММАПАДА. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1960 (комментарии В. Топорова). Буддизм

ЕВТИМОВ В. Йога. М., 1986

ЕГИДЕС А.П. Психотехника общения. М., 1995

ЕЛИСЕЕВ В. Тайцзицюань: искусство гармоничного действия./ Наука и религия. 1989, № 8

ЕМЕЛЬЯНОВ Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л-д, 1986

ЕРМОЛАЕВА Л.И. Психотерапия личного самочувствия. Метод. пос. М.: ИПКиПРНО МО, 1993; 32 с.

зелигман м.э.п. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. М.: Вече, 1997, 432 с.

ИВАНОВ Ю.М. Йога и психотренинг: Путь к физическому совершенству и космическому сознанию. М.: Лесинвест, 1990

ИОРДАНСКИЙ В.Б. Хаос и гармония. М., 1982

КАБАЕВА В.М. Программа психол. обучения и воспитания школьников «Я – мой образ жизни – мое здоровье». Методич. рек. М., 2002

КАЗАНСКИЙ О.А. Игры в самих себя. М.: Роспедагентство, 1995, 128 с.

(С. 43-46 – Тест на конфликтность Кноблоха и Фальконет, 20 ?, определяются Эгохватание – внутр. конфликтность личности, и ГармоничностьСпокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения. С. 69 — Игровой практикум по общению)

КАШИРСКИЙ Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. М., 2002, 32 с. (гармоничность системы ценностей)

Каяшева О.И. Развитие личностной рефлексии в подростковом и юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. М., ИП РГГУ, 2006.

КИРКЕГОР С. Наслаждение и долг. Киев, 1994 (Гл. Гармонич. развитие в человеческой личности эстетического и этического начал — с.с. 225 — 419)

КЛИМЕНКО В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, СПб, 1996 (гл. Чувство пропорции)

КОЛМОГОРОВА Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для школьных психологов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 – 360 с. (1 класс, 4 класс, подростки, 11 класс)

КОНДРАШЕНКО В.Т., ДОНСКОЙ Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993

КОНЗЕ Э. Буддийская медитация. М.: Изд-во МГУ, 1993

КУЗНЕЦОВА Л.А. Система работы по повышению психологической культуры подростков/ Тезисы Всерос.науч.-практ. конф. «Становление гуманитарной культуры личности в системе развивающего вариативного образования». Барнаул, 2000 (школа № 53 г. Барнаула)

Кэлдер П. Око возрождения. К.: София, Гелиос, 2003 – 112 с.

Лаврус В. Золотое сечение. 2000. На сайте: http://nt.ru/tp/iz/zs.htm

ЛАКЕЙН А. Искусство успевать. М.: ФАИР, 1996

ЛАО ЦЗЫ, ХЕЙДЕР Д. Дао лидера. ( С. 10 — умеренное «я» служит доказательством мудрости)

ЛАТОХИНА Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993 – 160 с.

ЛЕБЕДИНСКАЯ К.С. с соавт. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М. Педагогика, 1988

ЛЕВИ В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991

ЛЕВИ В.Л. Разговор в письмах. М.: Сов. Россия, 1982 – 272 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006 – 63 с

ЛИТВАК М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии. Ростов/Д: Феникс, 1997

ЛИЧКО А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л-д: Медицина, 1983

ЛИЩУК В.А., МОСТКОВА Е.В. Обзор «Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации». М., 1994

Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: (Справочное пос. для врачей). Лен-д: Медицина, 1986 – 280 с.

Лосев А., Шрагин Б. Гармония. / Философская энциклопедия, Т. 1. М.: Сов. Энц-я, 1960, с.с. 323 — 324

LIFE LINE и другие новые методы психологии жизненного пути. Сост., ред. Кроник А.А. М.: Прогресс-Культура, 1993 (См. статью Паниной Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности. С. 107 — 114 с одноименным тестом, и др. статьи)

Майк Джордж. Искусство релаксации. М.: Соц. здоровье России, 2000 (Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь – 25 упражнений)

МАКАРЦЕВА Н.Н. Педагогика гармонии и синтеза. Педагогика, 1996, № 2, с. 37 – 41

Маррей Ф. Ты можешь все, что ты хочешь. England, 1997 (Клуб позитивного мышления)

МАСЛОУ А. Психология бытия. М. Рефл-бук, Ваклер, 1997; 304 с.

МАСЛОУ А. ДАЛЬНИЕ ПРЕДЕЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. СПб: Евразия, 1997

МАСЛОУ А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 2001 – 478

МЕНЕГЕТТИ А. Мудрец и искусство жизни. Пермь, 1993

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Уч. пос. СПб: Речь, 2005.- 445 с. Гл. 2 – Психология гармоничного и нормативного поведения

Мещеряков В.Т. Гармония и гармоническое отношение. Л., 1976

МИЛТС А.А. Гармония и дисгармония личности. М., 1990

Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. Самара: Сам. ГПУ, 1996, 200с

МОЛЬЦ М. Я — это Я, или Как стать счастливым. СПб, 1992

МОРЕНО Д. Театр спонтанности. Красноярск: Фонд Ментального Здоровья, 1993

МОРОСАНОВА В.И., Плахотникова И.В. Роль личностных свойств в индивидуально-типических проявлениях саморегуляции произвольной активности / Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека. Ред. В.И. Моросанова. М.: Психол. Ин-т РАО, 2006 – 320 с.

МОТКОВ О.И. Психология самопознания и гармонизации личности: Программа курса. М.: Изд-во РОУ, 1994

МОТКОВ О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. / Магистр. 1995, № 6

МОТКОВ О.И. В гармонии с собой и миром. /Газ. Школьный психолог, № 21-22, июнь 1998, с. 8,9 — методика «Образ жизни», вариант 1998: http://psychology.rsuh.ru/motarticle8.htm )

МОТКОВ О.И. Методика «Базовые стремления». » /Газ. «Школ. психолог», 1998, № 35, с. 8-9

МОТКОВ О.И. Методика «Личностная биография»/Газ. «Школ. психолог», 1998, № 38, с. 8-9; см. также в Интернете: http://psychology.rsuh.ru/motarticle7.htm

МОТКОВ О.И. Методика «Психологическая культура личности«/Газ. «Школ. психолог», 1999, — № 15, с. 8-9 (теорет. введение, методика). См. в Интернете: http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm (Психол. культура как культура высокой личностной самоорганизации

МОТКОВ О.И. Экспертная оценка гармоничности личности, 2000 (Оценка по 8 признакам фактора «Гармоничность личности» методики «Личностная биография»; не опубл., файл в папке «+Мотков/Методики – студентам», каф. психологии личности ИП РГГУ)

МОТКОВ О.И. Оценка силы признаков гармоничной личности, 2001 (файл в папке «+Мотков/Методики – студентам», каф. психологии личности ИП РГГУ)

МОТКОВ О.И. Психологическая гармония. М., 2000 (большой список литературы; каф. психологии личности ИП РГГУ; см. также в Интернете: http://psychology.rsuh.ru/motarticle1.htm)

МОТКОВ О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. 2000-2003. (См. в Интернете: http://psychology.rsuh.ru/motarticle4.htm)

МОТКОВ О.И. Мой собеседник. Психотерапевтич. сборник стихотворений и полезных личностных установок. М., 2000 (см. страницу в Интернете: http://psychology.rsuh.ru/motinterest3.htm )

МОТКОВ О.И. Влияние туристско-краеведческой деятельности (ТКД) на развитие личностной гармонии старшеклассников/ Ж. «Дополнит. образование», 2002, № 7 и № 8 — http://psychology.rsuh.ru/motarticle4.htm )
МОТКОВ О.И. – страница в Интернетеhttp://psychology.rsuh.ru/motkov.html

E-mail: [email protected]

МОТКОВ О.И. Методика «Самооценка личности», вар. 1 и 2. М., 2003

МОТКОВ О.И. О самогармонизации мужчин в горных походах: Исследование личностных особенностей горных туристов с помощью MMPI. Экспериментал. статья. М., 2006. ( www.inauka.ru/blogs/article62533html

блог сайта «Известия науки»). 0,7 п.л.

Мотков О.И. Методика «Образ жизни» для начальной школы. М., 2005. http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/obrazlife.htm

Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. На сайтах: www.psychology-online.net/docs/papers1.html & http://nkozlov.ru/library/psychology/d1449/

Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Психологическая культура личности (для учащихся 2 – 7 классов средней школы)«. М., 2006. http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_vozrostpsih/m_kultlichnosti.htm

Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации». М., 2006 http://psychology.rsuh.ru/motkov.htm ; www.psychologyonline.net

НЕМЦОВ А.А. Оценка показателей гармоничности межличностного взаимодействия в семейном воспитательном процессе/ Мат-лы первых чтений памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология развития». М.: Смысл, 2001 – 287 с. (С. 227-229)

ОВЧАРОВА Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996 (Блок 2 — Гармонизация противоречивости личности)

ОГАНЕСЯН Н.Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. М: Ось-89, 2002 – 272 с.

ОРЛОВ Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1990

ОРЛОВ Ю.М., ГРОЙСМАН А.Л. Целительное рисование. Психотерапия для себя. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997; 32 с. (С. 4-5 — Метод медитативной графики МГ помогает осознать эмоции, которые вызывают патогенную реакцию. И ослабить эмоц. стресс, лучше понять себя. Не полная ликвидация стресса, а его быстрое прекращение… Здоровье – в способности сделать стресс кратковременным. С.6 — … в состоянии благодушия вспомнить свою обиду или др. отрицательную эмоцию (оскорбление, гнев) во всех ее детялях. Сопровождение переживаний и мыслей рисованием. С. 9 — Суть психотерапии – угашение психического заряда от определенной эмоции – не очень сильной. От легких случаев в жизни к более тяжелым. На фоне состояния покоя – болезненные эмоции теряют эмоциональный заряд. Строгая послед-сть операций с листами МГ…1) Изготовление листов. 2)Созерцаем лист благополучия, вспоминая записанные ситуации, рисунки до возникновения состояния покоя и мира. 3)См. лист… обиды, размышляем над ней. Если эмоция не ослабевает, вернуться к 1). Затем опять ко 2). Снизилась сила эмоции. Проигрываем ее в различных ситуациях. 3) См. лист духовной закалки по схеме «Меня обидеть невозможно!» или «Мне не может быть стыдно»… ОМ – «Сохраняю силу духа в любой ситуации»…)

ОРЛОВ Ю.М., ГРОЙСМАН А.Л. Философия гипертонической болезни (Саногенное мышление для больных гипертонической болезнью.) М.: Импринт-Гольфстрим, 1997; 20 с. (С. 9-10 — …гиподинамия, сдержанность и такие черты личности, как отсутствие склонности к примитивным двигательно-мышечным реакциям, разрешающим напряженность, «окультуренность», выдержка, самодисциплина и сдержанность, информированность являются факторами риска при гипертонической болезни)

Орлов Ю.М. Оздоравливающее (саногенное) мышление. /Сост. А.В. Ребенок. Серия: Управление поведением, кн. 1. М.: Слайдинг, 2006 – 96 с.

Орлов Ю.М. Исцеление философией. Сост. А.В. Ребёнок. М.: Слайдинг, 2006 -96 с. (Польза ведения днвника)

ОСНИЦКИЙ А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики. М.-Нальчик: Эль-Фа, 1996; 126 с. (С. 56 – Опред-ие хар-к соц. адаптации. С. 66 – Оценка уч-ся своей самостоятельности (СамОС). С. 70 – Дигностика сформир-сти умений саморегуляции деятельности.

Остапец А.А. Могучее средство развития личности/Ж. «Дополнит. образование», 2000 –

№ 2, с. 23-27. О разностороннем влиянии ТКД на личность детей

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности/В кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути». Сост., ред. А.А. Кроник. М.:Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114 (Тест «Индекс жизненной удовлетворенности», его связи с САН и др. тестами)

ПАНКРАТОВ В.Н. Психотехнология управления собой. М.: Сфера, 1998

ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ А.А. Поиски духовного и физического совершенства в культурологических учениях древнего и средневекового Китая. М.,1992, 138 с.

ПОКРАСС М.Л. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех, ищущих выхода. Самара: Бахрах, 1997

Покрасс М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. Самара: Бахрах-М, 2001 – 320 с.

ПОЛКОВНИКОВ Ю.Н. Как продлить годы жизни (Целительная йога). М.: Республика, 1995

ПОПОВ Г.В., САГОЯН О.А., ДИДЕНКО В.В. У-шу. Путь к здоровью и гармонии. М., 1989

ПОТЕМКИНА О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / Методы психол. диагностики. Вып. 1. Ред. Дружинин В.Н., Галкина Т.В. М.: ИПРАН, 1993 (группа с гармоничными ориентациями)

ПРИХОЖАН А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997

ПРИХОЖАН А.М. Тревожность у детей и подростков: психол. природа и возрастная динамика. М.-Воронеж: МПСИ-МОДЭК, 2000, 304 с.

Прогулки и здоровое сердце. Амер. ассоц-я кардиологов. М.: ВКК, 1997, 208 с.

Психическая саморегуляция. Вып. 2. Под ред. А.С. Ромена. Алма-Ата, 1974

Психоанализ в развитии. Сб. переводов. Сост. А.П. Поршенко, И.Ю. Романов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998 – 176 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ в подростковом и старшем школьном возрасте. /Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995

РАДЖНИШ Ш. Жизнь. Любовь. Смех. СПб, 1991

Раджниш Ш. ОШО. Оранжевая книга.

РАЗЖИВИН М. В поисках «закона свободы»: «золотое сечение и свобода выбора»/ Философс. Иссл-я.

1996, № 2

РЕЗИНА Ю.И. Учитесь самообладанию (или еще раз об аутогенной тренировке). М.: Знание, 1987 – 96 с.

РЕЙНОЛЬДЗ С. Настроение — отличное! СПб.: Питер Пресс, 1997

РЕЙНУОТЕР Д. Как стать собственным психотерапевтом. Киев : Кофр, 1996

РОДЖЕРС К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

РОДЖЕРС Н. Творчество как усиление себя. / Вопросы психологии, 1990, № 1

РОЗИН В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М.: РОУ, 1995

Розин Б. Золотое сечение – морфологический закон живой природы. 2003. www.goldensection.net/gs_r.htm

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психол. службы:. Ред. Дубровина И.В. М.: Академия, 1995, 170 с. (См. С. 16-18. С.113 – «Жизненная стойкость и психическое здоровье», с. 146 — «Временная перспектива и психическое здоровье».

Самоукина Н.В. Психология оптимизма. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001 – 240 с.

Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия: Практ. Рук-во. М.: Класс, 2005 – 592 с.

САРДЖВЕЛАДЗЕ Н.И. Тренинг свободы и открытости/ «Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии». Ред. Д.А. Леонтьев, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997, 336 с., с. 315-330 (Метод интенсивной групповой психол. работы ИГПР)

СВАМИ ВИШНУ-ДЕВАНАНДА. Полная иллюстрированная книга йоги. М., 1991

Свядощ А.М. О применении психической саморегуляции для повышения эффективности работы оператора/Сб «Психическая саморегуляция». Вып.2. Ред. А.С. Ромен. Алма-Ата, 1974 (методы АТ, самовнушение и самовоспитание позволяют повысить скорость реакции, устойчивость внимания, точность оценки времени, эмоцион. устойчивость и работоспособность в экстремальных условиях)

Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психол. консультирования/ Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1989 – 208 с.

СНЕГИРЕВ Б.И. О законах гармонии и красоты/ Философские иссл-ия, 1996, № 1

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин-т практ. психологии, 1998, 512 с.

Методика ИТО , с. 46-54, 404; с. 55-71, 405 – методика ДМО. Гармоничная личность

СОБЧИК Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. СПб: Речь, Тесты ИТО и ДМО

СОКОЛОВА И.С. Темперамент и гармоничность. Гендерный аспект. Курс. Работа, 2 к. д\о ИП РГГУ. Руков-ль О.И. Мотков. М., 2003

СПИВАКОВСКАЯ А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психол. коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988 (с. 159 — 161

Статирова Н.М. Коррекция и развитие некоторых характеристик базовой личности старшеклассниц. Дипломная работа. Лесосибирск, Лесосиб. пед. ин-т,

Стахов А.П. Коды золотой пропорции. М., 1984

СТРОГАНОВА Е.В. Социально-психологические детерминанты самооценки старшеклассников. Диплом. работа. М.: ИП РГГУ, 2003. Руководитель О.И. Мотков

ТАКАЛА М. Понятие «образ жизни» и его применение на уровне конкретных исследований/ Психология личности и образ жизни. Ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987, с. 204-213

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001 (Шкала депрессивности А. Бека в адаптации Н.В. Тарабриной, Все показатели дают значимые отрицательные корреляции с показателями жизнестойкости (см. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И., с. 41-430.

Толстой Л.Н. Дневники. 1847-1894. 1895-1910. Собр. соч. в 22 томах. Т. XXI, XXII. М.: Худ. лит-ра, 1985

ТОЙЧ Д.М., ТОЙЧ Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя. М.: САНРЭЙ, 1995, 192 с. (IDEAL-метод — индивидуализир. директивное объясняющее вербальное воздействие)

ТОРЧИНОВ Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб: Петербургское Востоковедение, 1998. Часть II. …Даосизм, Индуизм, Буддизм

Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрах, 2001, 128 с.(методики УСЦД, Семь состояний, Шкала оценки дискомфорта, Свободный выбор ценностей.

ФЕЙДИМЕН Д., ФРЕЙГЕР Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. М., 1994 (дзен-буддизм, йога и традиции индуизма, суфизм)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ личности в системе дополнительного образования детей/ Ред. А.В. Егорова, И.М. Карманова, М.В. Попова. М.: Просвещение, 2004 – 160 с. (www.prosv.ru)

ФРАНКЛ В. Э. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997 (Логотерапия)

ФРОММ Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990

Ханин Ю.Л., Буланова Г.В. Управление эмоцион. состоянием студентов средствами физического воспитания/ «Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей». Сост. Ханин Ю.Л. М.: ФиС, 1983, 288 с

ХАРРИС Т. Я — ОКей, ты — ОКей. М.: Смысл, 1997

ХАРЬКИН В., ГРОЙСМАН А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1996

ХЕЙ Л. Через медитации к лучшей жизни. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998

ХОРНИ К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс — Универс, 1993

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997 (Гл. 10 – А. Маслоу, и гл. 11 – К. Роджерс, с. 460-501, 502-573. // С. 512-513 – Краткая форма «Опросника личностной ориентации» Джоунса и Крендалла — 15?. С. 534 — … Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей.

Шапаренко Т.Л. Живительная сила Цигун. М.: Мол. Гвардия, Retorika-A, 1997 – 176 с.

ЧАРЛТОН Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни/ Вопросы психологии. 1997, №

Чжоу Цзунхуа. Дао медитации. Путь к просветлению. К.: София, 1999 – 192 с.

ШАТАЛОВА Г. Философия здоровья. М.: Елен и К, 1997 (Гл. 2, пар. «Гармония жизни»;Гл. 3 – «Физиология гармонии», и др.

ШВАРЦ И.Е. Психогигиена в школе. Пермь, 1986 (АТ и др.)

Шевелёв И.Ш., Марутаев М.А., Шмелёв И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. М., 1990

ШОЛОМИЙ К.М. Об одном виде саморегуляции мышления/ Вопросы психологии, 1979, № 6. (С. 77 – Существует оптимизирующая саморегуляция мышления)

Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса..СПб: Питер Ком, 1999 – 288 с. (РЭТ)

Энциклопедия: Системы оздоровления Востока и Запада. Ред. А. Левшинова. СПб: Прайм-Еврознак, 2001 – 608 с.

ЮНГ К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994

Юренко Т.Н. Проблемы становления психологич. культуры личности педагогов в условиях образовательного комплекса/ Тезисы Всерос. н.-пр. конф. «Становление гуманитарной личности в системе развивающего вариативного образования». Барнаул: БГПУ, май. После тренинга — рост уровня психологической культуры на 23%, рост самооценки у всех членов группы.

Seligman, M.E.P., & Csikszentmihalyi, M. Positive psychology: an introduction //Amer. Psychologist, 2000, № 1

Ryff, C.D., & Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited //Journal of Personality and Social Psychology, 1995


с. 1

kz3.fatwords.org

Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 37.048

Л. М. Ядрихинский

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Анализ исследований сущности личностно-развивающего образования, целей и содержания профильного обучения показал необходимость психологического и педагогического сопровождения развития личности в образовательном процессе.

Определение подходов к организации психологического сопровождения развития личности учащихся в условиях профильного обучения требует решения ряда исследовательских задач:

Во-первых, необходимо осмысление психологической сущности процесса сопровождения личности, определение его содержания и структуры. Это требует анализа теоретических подходов к проблематике психологического сопровождения, отраженных в отечественных и зарубежных исследованиях [1,2].

Во-вторых, рассмотрение целей и задач психологического сопровождения личности учащихся невозможно без анализа всей системы психологопедагогического сопровождения в образовании. Это связано с тем, что в русле идей гуманизации образования психологическое сопровождение выступает как один из элементов системы психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся.

В-третьих, построение модели психологического сопровождения развития личности учащихся в условиях профильного обучения в контексте данного исследования базируется на интеграции различных научных подходов к феномену сопровождения. Это, в свою очередь, предполагает анализ достижений психологической практики с целью выявления возможностей их использования в образовательном процессе классической гимназии.

В зарубежной и отечественной науке феномен сопровождения стал предметом психологического освоения лишь в последние десятилетия. Постижение сущности понятия психологического сопровождения обусловлено его использованием в качестве инновационной концептуальной идеи, реализация которой первоначально замыкалась на решении экзистенциальных проблем ребенка.

Постепенно объект, предмет и содержание психологического сопровождения значительно расширились в связи с изменением приоритетов философии педагогики. Как справедливо отмечают В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов: «Не надо формировать, а тем более “формовать” соответствующего человека. Ему надо лишь помочь (или хотя бы не мешать) стать самим собой. В этом, по-видимому, заключена подлинная философия куль-

турной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия» [7].

Проблема развития личности в образовательном процессе занимает приоритетное место в психолого-педагогических исследованиях как в рамках педагогики, психологии личности, возрастной психологии, психологии развития и акмеологии, так и в рамках педагогической психологии. Большинство исследователей подчеркивают значительную роль педагогов и психологов в личностном становлении ребенка. Реализация психолого-педагогических функций отражается в различных научных терминах: «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическая помощь», «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение».

Очень часто эти понятия используются как синонимичные. Однако для определения сущностных характеристик психологического сопровождения развития личности мы считаем необходимым уточнить данные научные дефиниции.

Теория и практика педагогической поддержки в отечественной науке находит отражение в исследованиях О. Газмана [5], И.Б. Котова, Е. Н. Шиянова [8], С. Н. Чистякова, С. Н. Пряжникова [12]. Педагогическая поддержка понимается как деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи.

О. Газман разработку теории и практики педагогической поддержки основывает на пересмотре целевых установок образовательного процесса. Определяющей в постановке педагогических целей, по его мнению, является идея свободы ребенка в образовании [5].

Используемые вместе понятия «поддержка» и «помощь» близки друг другу, во многом схожи, в чем-то синонимичны, хотя совершенно не идентичны по своему замыслу, указывает Т. А. Строкова [11].

Рассмотрение понятия педагогического и психологического сопровождения личности мы первоначально основывали на семантическом анализе самого слова «сопровождение». Сопровождение — это то, что сопровождает какое-либо явление или действие. Бьгть в сопровождении — значит, быть вместе с кем-то …[10].

В научных исследованиях по теории и практике комплексного сопровождения встречается следующее его определение: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система».

По своей общей направленности человекоцентрированный подход к образованию предполагает организацию педагогического сопровождения, основанного на принципах гуманизма [13].

В качестве методов педагогического сопровождения используются: тренинги, дискуссии, игры (организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые, имитационные), наставничество, индивидуальные и групповые консультации.

Психологическое сопровождение учащегося рассматривается как сопровождение по его жизненному пути, которое подразумевает движение вместе с ним, рядом с ним, а иногда — впереди.

Задача психолога — помогать учащемуся делать осознанные личные выборы, конструктивно решать возникающие конфликты, осваивать индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

Итак, психологическое сопровождение — это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Психологическое сопровождение предполагает следование за естественным развитием ребенка на конкретном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза и опирается на его реальные личностные достижения. Таким образом, сопровождение следует логике развития ребенка, а не искусственно задает ему цели и задачи развития. В качестве основного аксиологического принципа, идеи и модели психологического сопровождения выступают безусловное признание ценности внутреннего мира каждого учащегося, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Психологическое сопровождение включает в себя создание условий для самостоятельного творческого освоения ребенком системы отношений с миром и с собой, а также для совершения личностно значимых выборов. При этом акцентируется внимание на том, что взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии уникального мира ребенка, однако он не вправе превращаться во внешний психологический источник развития, поскольку внутренний мир ребенка автономен и независим [4].

Основной целью психологического сопровождения является обеспечение оптимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Психологическое сопровождение представляется в виде особым образом организованной развивающей среды.

Цель практической работы психолога состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с учащимся, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления, с его внутренним миром и системой отношений. При этом ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо собственной воли и желания ребенка. Сопровождение учащегося позволяет сфокусировать внимание психолога на главном — личности ребенка [9].

Психологическое сопровождение, по сути, всегда имело место в образовательном процессе школы. Его элементы были отражены в декларируемых целях и принципах воспитания, в разработке и внедрении активных методов обучения, организации внеклассной работы, а главное — в личном профессиональном опыте многих учителей. Психологическое сопровождение носило несистемный, зачастую неосознанный характер. Значительно большее внимание уделялось коррекционной работе с детьми, имеющими школьный статус «трудных», а также с неуспевающими, с детьми из неблагополучных семей. Педагог вынужден был брать на себя задачи коррекции развития, не обладая специальной подготовкой и резервом времени. В результате задачи коррекционного плана были достижимы лишь в незначительной степени, а «обычный» учащийся оставался за пределами профессио-нально-личностного влияния психолога.

Исходя из общих принципов и правил работы практического психолога в образовании и принципов гуманизации образовательного процесса, мы определили принципы, которые могут лечь в основу психологического сопровождения развития личности учащегося:

— принцип честности и искренности в работе с людьми;

— принцип безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности;

— принцип взаимоответственности с опорой на принцип «не навреди», выполнение которого регламентируют правила отношения психолога с испытуемым;

— принцип компетентности, требующий от психолога решения тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен;

— принцип практической целесообразности, задающий адекватность целей теоретического обоснования и выбора методического инструментария;

— принцип конфиденциальности, означающий, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит разглашению вне согласованных условий;

— принцип осведомленного согласия, требующий, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие;

— принцип беспристрастности, не допускающий предвзятого отношения к испытуемому;

— принцип вариативности — владение сочетанием многообразных теоретических подходов и психотехнологий в соответствии с индивидуальными особенностями учеников;

— принцип непрерывного личностного и профессионального развития -ведущий принцип, так как все остальные принципы подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления.

Реализация идеи психологического сопровождения предполагает три взаимосвязанных компонента:

1. Систематический мониторинг психолого-педагогического статуса учащегося и динамики его развития в процессе обучения в школе.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, которое предполагает разработку индивидуальных и групповых программ психологического развития на основании данных психодиагностики.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи учащимся, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении [3].

Таким образом, личностно-развивающее образование, являясь ведущей тенденцией современного развития образования, имеет глубокие корни. Анализ исследования показывает, что на современном этапе разработаны методологические основы личностно-развивающего образования, созданы его теоретические концепции, модели и технологии. В ходе реализации идей личностно-развивающего образования, базирующегося на принципах гуманизации, обосновывается необходимость содействия в развитии личности и ее субъектности, формировании субъектной позиции в обучении и признании субъектного опыта каждого ученика.

Внедрение в образовательную практику идеи личностно-развивающего обучения требует анализа психологических условий их реализации и разработки программ психологического сопровождения развития личности учащихся.

Профильное обучение является формой организации дифференцированного обучения учащихся среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, способности. Профильное обучение позволяет расширить возможности поиска способов уменьшения нагрузки учащихся без ущерба для уровня образования; обеспечить определенный уровень образовательной подготовки, профессиональную ориентацию учащихся; придать школе демократический и гуманистический характер, предоставляя каждому ученику право выбора профиля обучения; облегчить мотивацию выбора учениками направления обучения; улучшить условия мотивации обучения одаренных детей; усилить самостоятельность работы учащихся; формировать систематически целенаправленную, целеустремленную предрасположенность к какой-либо профессии.

В организации профильного обучения остро стоит вопрос о диагностике способностей и интересов учащихся. Результаты только психодиагностических обследований не могут быть основанием для распределения учащихся по профильным классам. Необходима координация усилий всех субъектов образовательного процесса, которую может осуществить практический психолог образовательного учреждения при реализации программы психологического сопровождения развития личности учащихся.

Психологическое сопровождение развития личности учащихся — это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования /

A. Г. Асмолов. — М., 1984. — 105 с.

2. Асмолов, А. Г. Содействие ребенку в развитии личности / А. Г. Асмолов // Новые ценности образования / под ред. Н. Б. Крыловой. — М., 1996. — Вып.6. — С. 39 — 44.

3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битя-нова. — М., 1997. — 298 с.

4. Боголюбов, Л. И. Профильное обучение в 12-летней школе / Л. И. Боголюбов // Эйдос. — 2001.

5. Газман, О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. / О. Газман // Забота — поддержка — консультирование. Сер. Новые ценности образования / под ред. Н. Б. Крыловой. — М: ИННОВАТОР, 1996. — Вып. 6. — С. 11-38.

6. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций.

Ч. I: Живое знание / В. П. Зинченко. — Самара, 1998. — 216 с.

7. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /

B. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М., 1994. — 342 с.

8. Котова, И. Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Ростов н/Д, 1994. — 241 с.

9. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студентов вузов и практ. работников / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. — 448 с.

10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд. — М., 1988.

11. Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике / Т. А. Строкова // Педагогика. — 2002. — № 4. — С. 20 — 27.

12. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся / С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр./ под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М., 2002.

13. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы / Е. Н. Шиянов. — М.; Ставрополь, 1991. — 372 с.

УДК371.72:616.89-008.441.44

Л. Д. Унарова

УТВЕРЖДЕНИЕ ЖИЗНИ, ИЛИ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Одним из аспектов вузовского педагога должно стать развитие понимания у студенческой молодежи смысла жизни, любви к жизни, желания жить. К педагогу приходят молодые люди, большинство из которых не могут ответить на вопрос о смысле жизни. По данным опросов, об этом задумывались хотя бы раз около 54% населения. В гуманистической парадигме смыслотворческая деятельность педагога может быть выражена его фасилитирующим влиянием. Фасилитатор — человек, оказывающий помощь другим в самопознании, самоопределении, саморазвитии. Такой человек характеризуется позитивным отношением к жизни, верой в доброе начало, сопричастностью к происходящему, преодолением стереотипов, высокой самооценкой. Фасили-тирующий педагог не может самоустранится от созидания смыслотворчества, ибо люди, не удовлетворенные бессмысленным существованием, уничтожают себя, вплоть до самоубийства. Так определенная часть молодых людей принимает драматичное решение расстаться с жизнью.

Считается, что с 1960 г. частота самоубийств среди подростков и молодежи увеличилась на 265%. Среди психологов бытует мнение, что на одно завершенное самоубийство приходится сто попыток. В целом по республике, по данным Бюро СМЭ МВД РС (Я), число регистрации суицидов не снижается, по г. Якутску на 100 тыс. населения приходится в среднем 40 случаев. Среди погибших превалирует возрастная группа 16-24 года.

Изучение зоны суицидального риска школьной молодежи (93 учащихся 10 — 11-х классов) было реализовано студентами факультета социальной педагогики в рамках дипломных проектов под руководством автора. Для сбора информации использовались следующие методики: опросник исследования тревожности Ч. Д. Спилбергера, методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова, карта определения факторов риска суицидальности, методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма. Основная гипотеза исследования состояла в следующем: возможно, если выявится значительное количество учащихся, расположенных в зоне риска, то это во многом определит актуальность, содержание и систему профилактической работы. Дан-

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *