Психология мальчика 9 10 лет – Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития

Содержание

Воспитание 10-летнего мальчика, особенности его психофизического развития

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще

всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно

поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

Важные рекомендации родителям

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

vospitannie.ru

Воспитание мальчика 9 лет: советы психолога

Раньше для воспитания ребенка мужского пола отдавали в специальные мужские заведения подальше от матерей, так как считалось, что женщина не прививает мальчику необходимые ему храбрость и силу. Прошло время и теперь мамы сами воспитывают мальчиков.

При воспитании мальчика 9 лет большую роль играют не только родители, но и окружение: улица и школа.

Период взросления. В период с 6 до 9 лет у мальчика начинается период взросления. Родителям надо оценить все прожитые годы, чтобы правильно подойти к этому сложному периоду. Он начинает оценивать окружающий мир, проявляет интерес к жизни и старается отстоять свою точку зрения. Не соглашается и противоречит всему, что кажется ему не приемлемым. В эти моменты необходимо прислушиваться к сыну, не спорить, а объяснить, почему родители правы.

Своя комната. К девяти годам ребенок должен жить в своей комнате. Родителям надо дать ему свободу выбора, но в тоже время направлять его, как бы со стороны, не навязчиво. Стараться разговаривать с ним на равных. Какое воспитание сына 9 лет дадут мама и папа, так он будет строить свою дальнейшую жизнь.

Психология воспитания мальчика 9 лет такова, что ему нужен идеал мужского пола, на которого можно ровняться. Чаще всего это папа, но иногда случается так, что отец не очень стремится заниматься, поэтому наставником может быть, дядя иди друг, причем не всегда положительный.

Правила воспитания мальчика в 9 лет

Девятилетний мальчик должен научиться самому отвечать за свои поступки. Это период, когда ребенок уже анализирует и делает свои выводы. Для мальчика 9 лет очень важно физическое здоровье, поэтому отдайте его в какой-нибудь спорт, но не навязывайте то, что не нравится ему. Также стоит понаблюдать со стороны, какие виды спорта больше подойдут определенному мальчику.

9 правил воспитания мальчиков:

Отсутствие насмешек. Не вздумайте смеяться над мальчиком. Не рекомендуется даже шутить, посмеяться над неудачной поделкой или слова мальчика воспринимать с улыбкой. Ребенок в 9 лет очень восприимчив, и эта усмешка запоминается надолго.

Ответы на все вопросы. Всегда отвечайте любознательному ребенку. В любом возрасте мальчик задает интересующие его вопросы, родителям стоит на все дать ответ. Если мама не знает ответа, то постарайтесь узнать и все равно объяснить мальчику. Иногда ребенок задает вопрос, который в его возрасте знать не обязательно пока, но все равно родители найти слова, как ответить мальчику, чтобы он понял, но в тоже время не рассказывать, как все выглядит на самом деле.

imalishka.ru

Как воспитывать мальчика 9 лет: советы психолога

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, волнует многих родителей.

Дети — это цветы жизни. Воспитать их не так просто как может показаться на первый взгляд. Особенно сложная задача — это правильное воспитание мальчика. Каждая искренне любящая мать старается уберечь своего ребенка от бед и предоставить ему все самое лучшее. Как показывает практика, усиленное внимание к жизни будущего мужчины отражается на его характере только отрицательно. С самых малых лет ребенок должен чувствовать свое мужество и понимать, что его мнение также учитывается. Только в такой обстановке мальчик 8 лет будет развиваться в правильном направлении и по всем канонам.

Как себя вести, если ваш сын ведет себя агрессивно с самого детства?

Довольно часто мальчики в возрасте 7-8 лет начинают показывать свое первенство с помощью так называемой агрессии и злости. В школе они обижают других детей, дома мучают животных и не слушают родителей. Обычно в эти годы агрессия проявляется очень открыто. В древние времена демонстрация такого мужского характера, наоборот, поощрялась даже в случае с мальчиками 8 лет. Сейчас же подобное явление не наблюдается, и мы стараемся, напротив, хвалить ребенка за мягкость и уступчивость.

Мнение психолога обычно удивляет многих современных родителей. Весьма агрессивные мальчики в возрасте 8 лет в будущем становятся отличными семьянинами, основную массу проблем несут на своих плечах. Обычно такие дети добиваются успехов во всем за счет своих лидерских качеств. Но этот психологический закон действует только в том случае, если ребенок чувствует меру и проявляет свою агрессивность «с умом». Если мальчик понимает, что за слишком сильной агрессией всегда стоит наказание, в дальнейшем он не будет делать поспешных поступков, которые смогут испортить ему всю жизнь.

Во втором случае чрезмерная агрессия у 8-летних мальчиков — это показатель неуверенности в себе. Дитя не чувствует себя безопасно, поэтому ему приходится нападать на всех вокруг. Это чувство формируется дома, поэтому профессионалы рекомендуют родителям обращать внимание на выражение своих эмоций по отношению к ребенку, так как в этом возрасте мальчики очень восприимчивы и могут воспринимать в «штыки» даже самое безобидное выражение. Мать должна в таком случае поддерживать ребенка, никогда не отталкивать в сложную для него минуту. Все же очень жалеть и опекать дитя крайне запрещено, иначе ребенок будет расти трусливым и тревожным.

В редких случаях агрессия — это следствие избытка энергии. Вы должны понимать, что эту энергию следует направить в нужное русло. Сделать это очень просто. Для мальчика идеальным вариантом является спорт. В восемь лет еще не поздно начинать заниматься профессионально любым видом спорта. Ребенок будет расти здоровым и воспитанным, при этом вся лишняя энергия будет уходить на новые достижения в спорте.

Все вышеуказанные советы помогут подавить в сыне чрезмерные приступы агрессии, которые иногда приносят только беды в любую семью.

Как распознать в сыне первые признаки гомосексуализма?

Возраст 8 лет — это начало полового созревания у девочек и мальчиков. Естественно, у мальчиков это происходит куда позже, чем у юных леди, но даже с 8 лет нужно следить за развитием сыновей.

Профессионалы до сих пор спорят о появлении гомосексуальных признаков. Некоторые детские психологи утверждают, что это врожденное явление, на ход которого повлиять просто невозможно. Вторая же половина экспертов убеждена, что это приобретенный признак, который появляется в процессе неправильного воспитания.

Если вы заметили, что в восемь-девять лет ваш сын начал демонстрировать чрезмерную чувствительность, эмоциональность и трусливость, необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только он может выяснить основную причину появления этих женских качеств и практически полностью подавить их, пока это еще возможно.

Большинство детских психологов уверены, что гомосексуализм может год за годом формироваться впоследствии неправильного воспитания. Как правило, это приобретение девчачьих игрушек (кукол), переодевание дитя в женскую одежду, ну и, конечно же, женские стрижки. В подобном воспитании существует огромный риск, что ваш сын вырастет гомосексуалом.

В данном случае предыдущие советы не действуют. Прежде всего, в этом вопросе должен быть задействован отец, так как очередной причиной проявления нетрадиционной ориентации считается недостаток отцовской любви и внимания. Папа должен хотя бы пару раз в неделю уделять ребенку, как минимум, 2 часа времени. Это время должно быть заполнено «мужской деятельностью» (игра в футбол, ремонт автомобиля и т. д.). Мальчик 8-ми лет будет понимать, что мужчина должен всегда оставаться мужчиной, в то время как женщина — это его верный друг и помощник.

Ну и, конечно же, ни в коем случае нельзя говорить сыну, что вы хотели девочку и навязывать ему образ маленькой принцессы. Год за годом он будет следовать вашим указаниям, и в подростковом возрасте вы узнаете или заметите, что практически сформировавшийся юноша больше похож на девушку.

Все же если в свое время вы допустили одну из вышеуказанных ошибок, и это негативно отразилось на сыне, никогда не отвергайте его. Вполне вероятно, что со временем подросток поймет, что мужчина в качестве второй половины — это не его.

Основные ошибки, которые совершают родители в процессе воспитания сыновей

Главной ошибкой является слишком суровое воспитание. Очень часто родителям кажется, что это только откроет его мужественность в будущем. Все же мальчики 8-9 лет еще нуждаются в мягкости и поддержке, точно так же, как и девочки. Более радикальные методы следует использовать после 13-ти лет.

В процессе воспитания следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если вы видите, что сын увлекается спортом, то лучше не подавлять это в нем, так как в противном случае свободное время может направиться на вредные привычки. Еще одной грубейшей ошибкой являются ссоры родителей на глазах у ребенка. Таким поведением вы предоставляете пример семейных отношений. Будьте уверены, что в будущем он будет вести себя в семье точно так же.

Нельзя опускать сына в его же глазах. Если парень старается, но по каким-то причинам у него что-то не выходит, не стоит сразу же пилить, что мальчик слабак. В таком случае ребенок будет расти неуверенным в себе и закомплексованным. Желание работать над собой сразу же пропадет.

Не менее важной ошибкой является потакание любому капризу. В результате ваш парень станет настоящим эгоистом, жестоким и очень грубым семьянином. Нередко впоследствии такого воспитания обыкновенный парень превращается в маньяка или убийцу. Такие сведения основываются на современных исследованиях.

В процессе воспитания оба родители должны придерживаться одного мнения. Если, например, отец чего-то не разрешает, а мать, наоборот, потакает всем капризам, то мальчик будет делать все, что посчитает нужным, при этом опираясь на разрешение более лояльного родителя.

Ну, и само собой, нельзя постоянно все запрещать. Ребенок на то и ребенок, чтобы он бегал, прыгал и иногда кричал. Если всегда давать установки, которые мальчик должен будет выполнить, вы вырастите бесхарактерного человека, который в необходимом случае не сможет сказать нет.

Ну, и, естественно, профессионалы рекомендуют заниматься воспитанием сына в большей степени отцу. Только он сможет показать необходимый пример своему ребенку.

Воспитание мальчика в возрасте 9 лет — это довольно сложный процесс. Для этого следует иметь достаточное количество знаний в области педагогики и психологии. Если не хотите в будущем видеть своего мальчика закомплексованным, неуверенным в себе или даже женственным, следуйте всем вышеуказанным рекомендациям. Только так ваш ребенок станет настоящим и надежным мужчиной.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет

Наталия Шопен: Какой невероятный оказался этот возраст — 9 лет. Временами мне кажется, что мой невинный и нежный ребенок вдруг на глазах — резко и жестко — превратился в подростка. Она грубит, обижается, заводится с пол-oборота, утверждает, что никто ее не любит. Следом — с той же бешеной скоростью — несется обниматься и признаваться в вечной любви, а вечером лежит в кровати и заливается крокодильими слезами: Мама, я не хочу взрослеть! Я хочу, чтобы мне снова было семь.

Раздражение и спор по любому поводу

Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.

Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности. Первое в жизни полное погружение.

Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.

Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.

Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних. Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток. Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно. Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания. Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.

Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.

Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?

В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?

Деда Мороза не существует…

Многие осознают именно в этом возрасте, что Деда Мороза не существует, или что родители далеко не боги, а ведут себя часто странно, или что у подружкиной мамы есть любовник и это некая норма жизни. Процесс зачатия и деторождения у многих получает конкретные образы.

Чудесные защиты мира детства, когда все немножко не по-настоящему, и все в игре и легкости, истончаются. На ребенка бесшумно обрушивается взрослый мир. В котором очень много всего. Слишком много.

Внутренняя работа, об-ра-ботка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел. Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги. Кроме домашних животных, конечно — эти ребята как раз становятся самыми близкими и понимающими друзьями. Буря на пустом месте может произойти в любой момент.

Да, от этого не сбежать, внутри идет мощнейшая работа — ребенок рождается в самого себя. На это требуются силы и время. И то что необходимо — качественное торможение всего, что происходит вокруг. Не хочет ходить на кружки — не надо, не хочет помогать — можно мягко обойти этот момент и сделать самой. Девятилетнему человеку требуется много свободы  и тишины. Сидеть и рисовать часами, копаться в какой-то фигне, миллион раз кинуть мяч в корзину, долго идти в полном молчании. Тишина, рутина, скука, минимум внешних раздражителей.

Ребенок познает себя. Но самое главное он познает ответ на вопрос: если я это не ты, то кто я? Любишь ли ты меня, если я — отдельный? Этот вопрос ключевой, и все поступки 9-летнего человека необходимо рассматривать с этой позиции. Любишь ли ты меня, когда я такой? Любишь ли ты меня, когда я знаю о сексе? Когда я своровал? Сделал что-то недоброе? Когда я грублю тебе? А сейчас?

Стоит ли говорить, что ответ должен быть всегда одним и тем же. Этот ответ может даже не быть озвучен, но важно, чтобы он звучал в сердце. Этот ответ единственное, что позволяет вытащить себя из ситуации и смотреть как бы немножко со стороны, на этого человека, который сейчас тяжело борется с этими ветрянными мельницами, с которыми мы, порой, боремся всю жизнь. Чтобы он прошел эту борьбу и чтобы эти мысли не парили его дальше — чувство поддержки, приятия, собственной ценности — нужно дать это сейчас, в эти маленькие большие девять лет.

С ним все в порядке, он справляется, он нормально воспитан, мы достаточно хорошие родители, нет, он не растет эгоистом, это просто такой период. Пусть вырыдается, выкричится, выскажет претензии — вечером можно залезть к нему в кровать и мирно поговорить.

Люблю.

P.S. Кстати, не волнуйтесь, к 10-ти годам все нормализуется, и вы получите обратно своего замечательного ребенка. Правда, ненадолго. Лет эдак до 12-ти. Но это уже совсем другая история 🙂

Вот на этом ресурсе можно найти много полезной информации о кризисе 9-ти лет

Изображение — «Изгнание из рая» Лукас Кранах

soznatelno.ru

Статья (3 класс) по теме: О душе и личности детей 9-10 лет

О ДУШЕ И ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 9 – 10 ЛЕТ.

Миф: Девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.

Реальность: Многие из них - довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную черствость и безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность» мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но еще ничего не слыхали о милосердии».

Миф: Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учебе, ведь учеба — это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.

     Реальность: У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учебе, формирует в целом позитивное отношение к себе.

        

      Миф: Детей 9-10 лет  не интересует ни психология, ни свой внутренний мир.

      Реальность: Интерес к психологической стороне жизни впервые проявляется именно в возрасте 9-10 лет.

      Итак, какие они, эти загадочные девятилетки?

 Вполне разумные, иногда даже пугающие своей «плосковатой» прагматичностью. Вместе с тем — ранимые и трепетные, они пока еще по-детски беззащитны. Еще верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют нас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Все более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистичное упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.

 Как объяснить все эти противоречия? Да противоречия ли это?

О душе и личности ребенка.

           Проблема в том, что по отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя сторона.  Но ведь у детей есть еще и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим законам! Пришло время «открыть некоторые ее тайны.

          Вообще говоря, наличие у детей личности признают далеко не все. В самом деле, как можно го-

ворить о личности, когда главным ее признаком является независимость и ответственность, а откуда

        это возьмется у детей? Заметьте, что если за детьми не всеми признается право называться лич-

ностью, то наличие у них души никем не оспаривается. Более того, всю свою жизнь, тренируя силу,

укрепляя волю и развивая личность, взрослый человек стремится сохранить детскую непосредствен-

ность, живость восприятия и бесстрашную открытость миру. Для взрослых выведен следующий за-

кон: доступ к душе — таинственной и глубокой сущности себя самого — открывается лишь человеку

с сильным «Я», тому, кто свободно говорит «да» и «нет», справедливо сам себя оценивает и может

        отстаивать свои ценности перед другими. Другими словами, душой может быть наделена только лич-

ность. Чем больше человек доверяет своим оценкам, чем яснее слышит голос интуиции, тем охотнее

опирается на собственное чутье в отношении того, что является правильным.

          Не так просто суметь расслышать этот собственный голос сквозь гул чужих голосов, среди мно-

жества различных жизненных концепций. Рассудок (mind), по сути, мешает человеку найти себя.

кто не спорит: интеллект, умение мыслить логически еще никому не мешали — этому мы и учим

детей в школе. Однако в делах души рассудок поразительным образом является помехой. Мы год за

годом учимся, отбросив доводы рассудка, приходить в гармоничное состояние равновесия с самими

собой, чтобы в этой несуетной тишине расслышать правильное решение, идущее от нашей сущности,

согласованное с нашей душой.

             Детям доступ к душе широко открыт. Их душа еще не защищена сильным «Я», она уязвима и ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и желания. Немецкий философ Рудольф Штайнер называл детей маленькими ангелами, которые год за годом все ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Вы уже, наверное, догадались, почему так происходит? Да, примерно в девять лет мозг ребенка созревает настолько, что готов начать мыслить по законам формальной логики. Дети нaчинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорош сформировавшимся рассудком.

Плюсы и минусы развивающегося интеллекта.

Согласно теории Жана Пиаже, которая исчерпывающе описывает стадии интеллектуального развития детей, у девятилетних школьников в самом пике развития находится стадия конкретных операций. Это означает, что дети уже освоились с новым интеллектуальным инструментом, благодаря чему активно развивают важнейшую для любого человека способность к децентрации, то ест начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с учетом перспективы и мнений других людей. Кроме того, дети могут применять новые стратегии и правила мышления к конкретным фактам и задачам, понимая, что проблема может иметь множество сторон, и видимость может быть обманчивой. В этом возрасте им уже известно также об обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то  8 - 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2x2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему характеризуется приземленным, конкретным, практические подходом к решению проблем. Они упорно цепляются за воспринимаемую и легко интерпретируемую реальность.

Насколько же отличается это новое мышление от детского! До девяти лет дети воспринимаю все окружающее весьма необъективно, их картина мира оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку сами напрямую соединены с этим миром. Для детей младше девяти лет характерен в той или иной степени развитый анимизм — им нетрудно представив себя камнем, деревом, кошкой или другим человеком. Их способность эмоционально вчувствоваться во что-то другое открывает доступ к сущности этого другого. После девяти лет они утрачивают эту способность — на смену эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом, который ясно показывает логическое мышление, становится мысль о том, что в мире, раньше таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Чутье больше уже не обеспечивает; целостности и осмысленности картины мира, и это новое ощущение тревожит ребенка, его психодинамика начинает работать «на выживание», включая защитные механизмы.

Наиболее распространенным защитным механизмом является избегание. Так же, как и мы, дети избегают возможной эмоциональной травмы, не желая внимательно рассматривать то, что их тревожит или пугает. Они как бы «прищуривают глаза», ограничиваясь вниманием лишь к тому, что лежит на поверхности, в области реально видимого. Так возникает отрицание и вытеснение. И помогает им в этом новый интеллектуальный инструмент — логические операции классификации и сериации.

Ребенку, по-видимому, нравится сам процесс использования логических схем для объяснений. Замечали ли вы, как они любят схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей, названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, то есть воспринимают мир списками, сериями.

Дети интуитивно чувствуют, что мир, похоже, имеет некоторое дополнительное измерение, глубину, тайну, а благодаря усвоенным логическим способам мышления они отмечают, что наблюдаемые ими явления весьма противоречивы. Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро далеко не всегда побеждает зло, как должно по идее быть, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей.

Общаясь с девятилетними детьми, мы становимся свидетелями увлекательного интимного процесса преодоления «двухмерного» видения мира. В этом возрасте они еще не способны к восприятию «третьего измерения», но уже к 10-11 годам воспринимают амбивалентность чувств без страха. Взаимоисключающий характер двух правд об одном и том же их больше не пугает, а скорее стимулирует к пониманию того, что кроется за поверхностным знанием. Так постепенно меняется характер восприятия мира.

Неокрепший ум перед лицом амбивалентности.

     

       С детьми разных возрастов провели такой эксперимент: попросили их высказать в непринуждённой беседе своё отношение к Карлсону. Этот персонаж, хорошо известный всем ребятам по книжке и мультфильму, закономерно вызывает противоречивые чувства. Веселый и озорной проказник, он, однако, совсем не по-дружески ведет себя с Малышом, становится причиной его неприятностей, бросает его в трудную минуту, а кроме того, он обжора, хитрюга и эгоист.

Дети 7 лет, рассказывая о Карлсоне, демонстрируют нечувствительность к противоречиям. Они хорошо к нему относятся. Соглашаются с тем, что Малышу из-за него много раз попадало, но все равно он им нравится. Первоклассников не удивляет нелогичность их отношения к любимому герою.

Дети 9 лет уже не могут не замечать противоречивых черт Карлсона. Большинство испытуемых высказали ему порицание за предательство, проявив себя в характерной роли критиков и не слишком милосердных, зато «справедливых» судей. Часть девятилеток, дети из эмоционально неблагополучных семей, остались на позиции более раннего возраста («С ним так весело, что ему можно простить все», «Я не хочу, чтобы меня предавали, но мне очень-очень нужен такой веселый друг, как Карлсон, я буду с ним дружить»). Еще часть детей этого возраста, а также более старшие ребята (10 лет), видя эти противоречия, не пытались закрыть глаза на одно, и смотреть только на другое — они искали причины такого противоречивого поведения. Надо признать, делали они это очень психологично («Карлсон одинок, но скрывает это», «Он ревновал Малыша к щенку»).

Дети 12 лет безошибочно раскладывали черные и белые стороны личности Карлсона, но в заключение говорили совсем нелогичную вещь: «Все равно он милый, потому что он — из детства, когда все было так хорошо».

Можно сказать, что во временной перспективе сущность проявляется рельефнее, и ближе в своем восприятии к ней подошли не логичные девятилетки, а дети семи лет, а также, конечно, более старшие дети. Мы, взрослые, хорошо понимаем, что Карлсон несет в себе столько жизни, что слабости и мелкие злодейства ему можно простить (что и делал, кстати, семилетний Малыш, и продолжают делать миллионы читателей во всем мире). Правда, иногда в нас просыпается латентное мышление, и мы возмущаемся эгоизмом «лучшего в мире друга», а в США, говорят, эту книгу и вовсе не рекомендуют для чтения.

Так игры разума в девять лет на короткое время (около полугода) делают ребенка критиком и циником, а потом, если в его жизни все складывается хорошо, он постепенно научается не бояться противоречий и «копать в глубину», вследствие чего амбивалентность можно видеть как две стороны одной непротиворечивой реальности. Итак, перед нами очень важный факт: дети 8-10 лет делают шаг к более глубокому восприятию мира. Они становятся психологами, а некоторые - даже психоаналитиками, тонко подмечая те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас...

С моей точки зрения, с его точки зрения... А как это выглядит со стороны?

Если говорить о развитии способностей к пониманию окружающих, то девятилетние дети находятся на той стадии, когда уже можно делать предположения о том, как их оценит другой человек. Они также знают, что и этот человек может предположить, какова будет эта оценка.

Американский исследователь Роберт Селман для понимания различий в видении одной и той же ситуации детьми разного возраста предложил им следующую дилемму. Холли — девочка восьми лет, и ей нравится лазать по деревьям. Как-то раз, спускаясь с высокого дерева, она упала с нижней ветки, но не причинила себе большого вреда. Отец видел это, и потребовал, чтобы она больше не лазала по деревьям. Холли дала обещание. В тот же день она встретила свою подругу, и та рассказала, что ее котенок залез на дерево и не может самостоятельно спуститься. Нужно было что-то немедленно делать. Холли лазала по деревьям лучше всех, и только она могла достать котенка. Селман рассказывал  эту историю детям разных возрастов, и просил их ответить на вопрос: «Как отец Холли отнесется к поступку, когда узнает о нем?»

Дети 3-6 лет отвечали следующим образом: «Отец Холли обрадуется, если она достанет котенка, ведь он любит котят». Дети этого возраста смешивают свои и чужие чувства, децентрации у них пока еще нет.

Дети 4-9 лет ориентированы на то, знает ли отец мотивы Холли. Они рассуждали так: «Если бы ее отец знал, зачем она вскарабкалась на дерево, он, вероятно, не рассердился бы».

Дети 7-12 лет уверены, что отец смог бы принять точку зрения дочери: «Отец Холли, вероятно поймет, что она думала о том, как важно спасти котенка, и поэтому не рассердится, а может быть, даже будет гордиться ею».

Только после 10 лет дети уже способны учитывать точки зрения и отца, и дочери, выходя ; пределы непосредственной ситуации и занимая нейтральную позицию третьего лица: «Холли помни свое обещание, но не думает, что отец рассердится: она же объяснит, что не полезла бы на дерево» если бы не проблема с котенком. Возможно, ее отцу хотелось бы, чтобы Холли попросила помощи взрослых, но он бы понял, почему дочери было так важно спасти котенка». Итак, девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны и что подумает сторонний наблюдатель. а также как это внешнее мнение подействует на ее участников. Видение более широкого контекста появляется только после 10 лет, и его хорошо учитывают взрослые, но не дети. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так часто возникает непонимание.

Нечувствительность к страху смерти — результат отрицания.

Система восприятия мира, построенная на логике, помогает девятилетним детям справиться со своими страхами. Даже такая абстрактная пока еще тема, как смерть, находит какое-то приемлемое объяснение в рамках логики («Только старые люди умирают» или, по прочтении «Детей подземелья» В.Г. Короленко: «Хорошо, что мы не такие бедные, с нами такого не случится!»).

В обзоре экспериментальных исследований на тему «Как дети воспринимают факт невечности собственной жизни», приведенном в монографии Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия». есть описание измерений кожно-гальванической реакции как показателя тревожности у большого числа детей от 5 до 16 лет на перечисление среди нейтральных слов таких, которые связаны со смертью. Высокая тревожность была обнаружена у детей в возрасте 5-8 и 13-16 лет. У детей 9-12 лет эти слова тревоги не вызывали. Ялом не согласен с выводами авторов данного исследования, которые считают этот возраст спокойным временем, «золотым веком» детства:

«Я полагаю, что эти результаты могут быть объяснены не столь радужно. Ребенок научается, или его научают отрицать реальность; постепенно по мере того, как у него появляются эффективные и изощренные способы отрицания, образ смерти уходит в бессознательное, и явный страх смерти притупляется... С наступлением пубертата детские механизмы отрицания перестают быть эффективными».

Однако логические схемы создают только видимость моральной опоры у встревоженного ребенка. Его чутье в отношении сути вещей пока еще тихим голосом сообщает о недостаточности данного способа обретения уверенности в собственной позиции. И чем больше уважения к чутью ребенка мы будем проявлять, тем вернее он преодолеет стадию примитивных схем в восприятии мира. Если же

он по каким-то причинам «застрянет» на этой стадии, то его развитие пойдет по пути выстраивания изощренных логических схем, неизменно приводящих к предубеждениям, борьбе с врагами и другими проявлениями нетолерантной личности. Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребенка, чем больше диалогов происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.

Влюбленность как форма жизни.

ДА, дети в возрасте 8-10 лет влюбляются. Тема секса и любви, «отобранная» у этого возраста психоаналитиками, звучит в жизни сегодняшних третьеклассников довольно отчетливо.

Свидания и тайные поцелуи. Переживания — позвонит или нет. Обмен номерами телефонов, sms-ки. Они обсуждают (правда, пока еще в основном с мамой), красив ли тот или иной мальчик. Заговорщицки признаются перед сном, что влюбились в Сережку, причем мама не на шутку пугается, вспоминая 12-летнего хулигана с соседней дачи. С гордостью сообщают, что из-за них кто-то кому-то «назначил стрелку». На первый взгляд, здесь пока еще много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний — это все настоящее. Несколько утешает лишь непостоянство отношений, но и здесь не все так однозначно. Нежные чувства остаются и через год, когда наступает новый дачный сезон. А ревность! Вы видите настоящую боль, когда выясняется, что обожаемый Сережка поехал кататься на велосипеде с девочкой постарше, и ваше родительское сердце тоже сжимается от боли.

Телевидение, поп-культура, реклама нагружают детей таким количеством эротики, что они со всей своей непосредственностью искренне полагают, что именно так и нужно себя вести. Психотерапевты отмечают свойственную данному возрасту расщепленность мышления как основание для того, чтобы презирать сексуальность, считая ее чем-то «неприличным», и одновременно переживать восхитительную нежность и страстность чувств.

Но все же любовь пока второстепенна. Дружба — вот настоящая тема отношений. Дружба и друзья делают жизнь полной. Начиная с восьми-девяти лет роль друзей, дружбы, отношений между друзьями будет неуклонно увеличиваться. Уже сейчас заветное «А Саша выйдет?» или «Алло, а Таня дома?» звучит как стартовый выстрел. Занятия спешно прекращаются, все другие развлечения забываются: «За мной пришли! Мама, можно я на полчасика?» Хорошо, что еще вечером перед сном, или когда плохо себя чувствуют, или просто когда кошки скребут на душе, они вспоминают о родителях. Нить, соединяющая взрослых и детей, отныне будет становиться все тоньше и тоньше. «Жаль, — сказал по этому поводу один проницательный родитель. — Только с ними стало интересно, как ты им уже вроде и не нужен». Теперь уже родителям приходится придумывать ритуалы и специ-альные способы привлечь к себе внимание детей, которые еще совсем недавно проделывали то же самое в отношении нас.

Девятилетний ребенок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него — это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения.

Так дети учатся различать теплые чувства и уважение. Теплота и эмоциональная близость, связанная с совместными играми, получением удовольствий, разговорами, шутками, смехом и толкотней — это совсем не то, что уважение. Уважение требует дистанции. Чтобы уважать человека, нужно отодвинуться от него на некоторое расстояние, рассмотреть и увидеть таким, какой он есть. Теперь игнорирование их способностей и чувств, неуважение к проявлениям детской «самости» со стороны родителей приводят к драматическим переживаниям в дружеских отношениях со сверстниками. Вот слова девятилетней Маши: «Я с этой Ритой больше не дружу! Обещала позвонить, а сама не позвонила. А бабушка ее по телефону сказала, что она вообще ушла гулять с другими девочками. Ну, это еще ладно, но вечером она мне звонит и спрашивает, что задали по русскому, а про все остальное молчит!»

Эти слова сказаны в откровенном разговоре со взрослым, который умеет уважительно слушать, а между собой девятилетки стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми: начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Такое поведение психологи связывают с возникающей в этот период потребностью занять определенное положение в группе сверстников. При этом успехи в учебе у третьеклассников становятся менее значимыми и отходят на второй план.

Расширение горизонтов

Мир, который видит ребенок, раздвигает свои границы постепенно, и в значительной степени этому способствует воображение и фантазия. Галерея привлекательных образов расширяется за счет кумиров из области поп-музыки, рекламы и кино, а для некоторых детей — и за счет книжных героев. Героические и романтические поступки воспринимаются весьма чувствительно, глубоко затрагивая воображение ребенка.

Характерные истории, придуманные на ходу и поражающие неподготовленного взрослого «откровенным враньем», обязательно содержат дидактический образ, правильное поведение или идею принадлежности к идеалу. Фантазерами дети становятся лет с шести, но и в девятилетнем возрасте фантазии никуда не исчезают, в них по-прежнему отсутствует символизация и абстрактная идея, а эмоциональные подробности все так же сопровождаются настойчивым: «Да! Правда! Ты че, не веришь мне, что ли?» Темы фантазий в этом возрасте связаны с обладанием чем-то ценным или принадлежностью к чему-то особенному.

Мальчик из очень интеллигентной семьи как-то рассказал учительнице английского языка потрясшую его родителей историю о том, что его предок — Сальвадор Дали. «Почему именно Дали?! — недоумевали потом родители. — Что за дикая фантазия? Конечно, в нашей семье восхищаются Дали, но почему он его в предки записал?»

Что делать нам, родителям, с детскими фантазиями? Нужно пытаться понять их не как желание обмануть и ввести в заблуждение, представляя себя в более выгодном свете, а как способ разглядеть более широкие горизонты, с которых позже можно будет увидеть в будничной сумятице жизни ценностные основания для обретения смысла.

Вот что говорил писатель Льюис Кэрролл о своей героине Алисе, девочке, которой, по его замыслу, еще не исполнилось 10 лет: «Чистая душа, еще открытая миру и не вступившая на дорогу поисков собственной уникальности». Мой интерес к детям этого возраста вдохновлен другой девятилетней девочкой — моей дочерью Василисой. Конечно, я наблюдала и за другими детьми, но во всей глубине и многообразии передо мной предстает именно она, с присущим ей своеобразием всех девятилетних...

Итак, что нужно третьекласснику?

Пространство для того, что идет из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для
того чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный

вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло ребенка, не оценивать, а уточнять,
расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень
важно находить время для этих драгоценных разговоров «ни о чем».

Структура. Душа ребенка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как
это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные
обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение де-
вятилетним ребенком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.

Чтение хорошей литературы. Черно-белые схемы присутствуют не только в недостаточно
развитом сознании девятилетнего ребенка, но и в большей части голливудской кинопродук-
ции, с ее извечным противостоянием героев и злодеев. Такие произведения, по сути, усугуб-
ляют тяжесть протекания кризиса. А вот вальдорфцы рекомендуют взрослым читать детям

  истории из Ветхого Завета, где нет однозначно хороших или совсем плохих героев (без первородного греха Адама и Евы не было бы нас с вами). Ветхий Завет можно заменить рассказами Л.Н. Толстого или А. П. Чехова. Найдется и еще немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в нее.

Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной
дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты
как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моем месте?», «Как по-твоему, мы
правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.

Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к
нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздраже-
ния, чем безразличие или разговор «из роли». В раздражении мы становимся самими собой
и говорим правду. Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, то есть посту-
паем как люди, имеющие душу.

nsportal.ru

Психология мальчика и девочки 9 — 10 лет: руководство для родителей

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 — 10 лет — начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 — 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных, беспокойных детей.

Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период — решающее.

Развитие детей 9 — 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.

Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.

Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит — его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители — это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 — 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.

Поддержка отца — главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками. 

Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект — это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации — это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 — 10 лет — это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).

Сексуальное воспитание — задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.

Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек — интернет научит лишнему

Культура поведения

9 — 10 лет — это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе — это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше — показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 — 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо — значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.

(Текст для публикации взят из интернета)

subscribe.ru

Ребенок 8-9 лет. Воспитание, советы психолога. Распорядок дня

На чтение 10 мин.

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Половое развитие детей в 8-9 лет

Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.

В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.

Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.

Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.

Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь

  1. Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
  2. Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
  3. Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
  4. Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
  5. Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
  6. Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
  7. У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
  8. Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
  9. Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.

Режим дня ребёнка в 8-9 лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.

detiivzroslie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *