«Всё, что не разрешено Законом — им запрещено»
Предлагается для чиновников законодательно установить в качестве ключевого правила поведения (имеется ввиду — при реализации надзорных/контрольных функций): «Всё, что не разрешено законом — им запрещено» (законодательная инициатива размещена на сайте РОИ — инициатива № 77Ф48603). В действительности этот принцип уже заложен в правовую систему России, однако отсутствие его прямого закрепления в действующем законодательстве оставляет чиновникам «лазейки» для злоупотребления полномочиями.
Данная идея не нова, обсуждалась ранее в профессиональной среде. Однако реальных шагов к её «внедрению в жизнь» не предпринималось. Размещение на сайте РОИ (Российская Общественная Инициатива) ни в коем случае не должна рассматриваться как заявление авторства на идею.
Ниже представлено моё, далеко не идеальное обоснование. Уверен, что найдутся более продвинутые профессионалы, которые приведут более весомые аргументы.
В конце 80-х прошлого века началась дискуссия о системах правового (государственного) регулирования в сфере частного права: «разрешительной» и «запретительной».
«Вторая», наоборот, открывает частным субъектом полный простор для реализации прав и законных интересов, которые могут быть ограничены в своих устремлениях только рамками Закона. Это принято называть «правовым государством».
Однако общеправовой принцип «Всё, что не запрещено законом — разрешено» — отнюдь не универсален. Им должны руководствоваться исключительно «частные» субъекты — граждане и негосударственные организации, в отношениях и между собой, и с органами публичной власти.
Пример закрепления принципа в действующем законодательстве.
В действующем законодательстве этот общеправовой принцип закреплён в п. 2 ст. 1 Гражданского кодексе РФ (ГК РФ): « Физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе …. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, закон должен содержать или прямой запрет, или обязывать частное лицо поступать определенным образом. Только в этих случаях поведение частного лица вопреки предписаниям закона квалифицируются как нарушение.
Если же закон предоставляет какое-либо право частному лицу, это не значит, что это частное лицо обязано неукоснительно реализовывать это субъективное право в точном предписании с законом. Согласно ст. 9 ГК РФ «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права … Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом
Государство/страна/общество можно представить (многократно упрощая до примитивизма) в виде элементарной системы управления:
В качестве «субъекта управления» выступает «государственный аппарат» (публичная власть, условно — «чиновники»), а «управляемого объекта» — «народ» (частные субъекты).
Главная цель существования системы «государство» — процветание народа/общества/подданных (во всяком случае — это официально провозглашено). Для достижения этой цели публичная власть наделена административными полномочиями/функциями.
Частные субъекты (условно «народ») в отношениях с публичной властью руководствуются общеправовым принципом «Всё, что не запрещено Законом — разрешено».
Соответственно исходя из принципа «зеркальности» государственный аппарат применяет (оговоримся — должен применять) свои полномочия по отношению к «управляемому объекту» с соблюдением общеправового принципа «Всё, что не разрешено Законом — запрещено».
Согласно ст.ст. 32 и 33 НК РФ налоговые органы обязаны «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а должностные лица налоговых органов — «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Соответственно налогоплательщики (ст. 21 НК РФ) «имеют право <…> требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков». При этом в соответствие с п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».
Кроме этого, должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций».
Предлагаемое нововведение позволит решить следующие задачи:
1. Правовой принцип «законности» действий органов публичной власти получит прямое законодательное закрепление.
2. Правоотношения между органами публичной власти с одной стороны — и общества (частных субъектов) с другой стороны, приобретут достаточную степень определённости, так как будет исключена возможность двоякого истолкования правовых норм.
3. Работа в таких условиях означает необходимость повышения профессионального уровня государственных/муниципальных служащих, что объективно улучшит качество государственного управления.
На это предложение могут возразить примерно так:
Законодательством (а это именно Законы) невозможно предусмотреть административные процедуры на все случаи жизни. То есть «пробелы» в правовом регулировании неизбежны.
Что значительно снижает эффективность системы управления, что — в свою очередь — ведёт к невозможности достижения цели — всеобщему благоденствию.
Эта точка зрения полностью беспочвенна.
Во-первых, её сторонники не смогут привести пример «пробела».
Во-вторых, при детальном разборе случаев «пробела» будет установлено, что в действительности соответствующая процедура осуществления чиновниками своих полномочий в данной сфере есть. А свободная «инициатива» (уклонение от выполнения установленной Законом процедуры) нужна чиновникам исключительно для того, чтобы прикрыть беспределом свою некомпетентность и неспособность выполнять стоящие перед ними задачи и/или как «лазейка» для коррупции.
Кто решится проявить активную жизненную позицию (голосовать можно и «за», и «против»): инициатива № 77Ф48603
zakon.ru
«Разрешено то, что не запрещено»? — 2 ответа
разрешено все что не запрещено законом
В разделе Гражданское право на вопрос Закреплен ли на законодательном уровне принцип: «Разрешено то, что не запрещено»? заданный автором Диана лучший ответ это ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если речь идет о гражданском праве — да.
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Закреплен ли на законодательном уровне принцип: «Разрешено то, что не запрещено»?
Ответ от Ёнежана[гуру]
Да нет, у нас наказывают за действие или за бездействие. От санкций никуда недеться
Ответ от ЏКИРА[гуру]
В России наказывают за действие или за бездействие.
Ответ от Леонид[гуру]
Закреплено в ст. ! ГК Росиии — процитирована выше.
Ответ от Ёергей Павлов[новичек]
Граждане в РФ могут делать всё что прямо не запрещено законом, а вот ВЛАСТЬ имущие могут делать только то что прямо РАЗРЕШЕНО законом, так что вот так)
Ответ от Genri К[активный]
А как на практике, в жизни? Приведу пример. На приеме врач отказалась предоставить для фотокопирования сотовым свою запись в амбулаторной мед. карте пациента. Дошло до зав. поликлиники. Та тоже «не в какую», пишите, говорит, заявление на гл. врача. Пациент на выходе, обернувшись, произнес такую такую формулировку: — «Что не запрещено, то разрешено и Вы знаете об этом. Право не может стоять отдельно, как бы само по себе. Если у кого-то есть право, значит на кого-то возложены обязанности по исполнению этого права. Вам заявлено о своих правах, но Вы не исполнили свои обязанности». И пациент вышел. Придя через два дня в поликлинику по совсем другому вопросу, увидевшая его зав. поликлиникой подошла со словами: — «Мы Вам все распечатали, вот, надеюсь вопросов больше не возникнет» и подает пачечку в формате А4,где все то, что написала врач ранее в амбулаторной карте пациента. И что случилось? Чего убоялась зав. поликлиникой? Пациент просил лишь о фотокопировании последней записи врача, что сэкономило бы ресурс принтера и катриджа, расходные материалы для принтера. Проще всего сказать — «Дурдом» Но не все так просто. Вот, вы читающий/щая/ эти строки, ответьте сами себе, — что вы скажете врачу на его слова — «Мы этого не делаем, у нас это не принято» имея ввиду: «все разрешено, что не запрещено законом». Попробуйте сформулировать ответ на это.
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Правовое регулирование на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Правовое регулирование
Приднестровский рубль на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Приднестровский рубль
Ответить на вопрос:
2oa.ru
Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы (А. В. Селянин, 2009)
20. Принцип «не запрещенное законом дозволено»
Данный принцип можно рассматривать как проявление демократии. Он возник как отражение объективных потребностей постфеодального рынка, бурного развития товарооборота, частного предпринимательства, торговли, конкуренции, утверждения идей свободы, демократии, прав человека. В этом принципе усматривалась суть индивидуальной свободы, идеи равных возможностей, равных условий.
Принцип дозволения – это ставка на доверие и добросовестность самих субъектов общественных отношений, на те механизмы и стимулы, которые определяют их поведение (мотивы, цели, интересы).
У нас принцип «не запрещенное законом дозволено» с самого начала не вписался, да и не мог вписаться в административно-командную систему, поэтому либо замалчивался, либо прямо отвергался как неприемлемый для жестко управляемого, «дисциплинированного» общества.
Сегодня в названном принципе многие склонны видеть причину бесчисленных зол и бед. Принцип «не запрещенное законом дозволено» в полной мере осуществим лишь в зрелом гражданском обществе, каковым Россия пока не является. Одним из существенных изъянов рассматриваемого принципа оказалось то, что у нас целые сферы общественных отношений вообще юридически не урегулированы, хотя объективно нуждаются в этом. Сначала появляются новые пространства общественных отношений, только потом возникает необходимость их урегулировать, поэтому в законодательстве имеются многочисленные пробелы.
Принцип «не запрещенное законом дозволено» можно трактовать в узком смысле и широком. В узком смысле под законом понимается только акт органа законодательной власти. А поскольку законов у нас (по сравнению с другими правовыми актами) не так уж много (и к тому же они общего характера), то они, строго говоря, мало что запрещают.
В результате перед субъектами открывается огромное поле для вполне легальной деятельности. В широком смысле под законом подразумевается всякий нормативно-правовой акт государства. В этом случае круг запрещенных действий раздвигается до невероятных размеров, ведь всевозможные запреты и ограничения исходят в основном от управленческого, бюрократического аппарата, министерств, ведомств, местных органов и т. д. Иными словами, вопрос упирается в понятие законодательства: включает ли оно в себя только законы или же и все иные юридические нормы.
Имеет место практика обхода законов. В ее основе лежит принцип «если нельзя, но очень хочется, то можно».
Понятно, что принцип «не запрещенное дозволено» эффективен лишь при наличии твердого нравственного фундамента, устойчивых демократических традиций законопослушания, культуры, внутренней готовности к самоограничению. Всего этого у нас явно не хватает. Тем более что между «да» и «нет», «можно» и «нельзя» есть много оттенков. Границы эти, как правило, нечетки, условны, размыты.
Принцип «что не запрещено, то разрешено» отражает общедозволительный тип правового регулирования. Такое регулирование осуществляется главным образом гражданско-правовыми методами, являющимися по природе своей «дозволительными, характеризуются наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивают установление правоотношений на основе правовой самостоятельности».
Итак, свободные дозволения рассчитаны прежде всего на добросовестных и позитивно настроенных граждан, а не на криминальные элементы. Злоупотребления указанным принципом возможны, но они возможны везде, и только на этом основании его отрицать нельзя. Проблема заключается в том, чтобы систематически и настойчиво повышать правосознание и правовую культуру всех членов общества.
kartaslov.ru
«Если не запрещено, то разрешено «. Какой нормативный документ обеспечивает это положение юридически?
Сформулировал эту формулу английский философ Томас Гоббс. Где-то в 1651 году, С законодательством никак не соотносится, поскольку фраза слишком общая, а закон любит порядок и четкость формулировок.
Вы не поверите, вся совокупность законодательных актов обеспечивает этот принцип.
полагаю, Конституция. Но не уверена
вся хитрость законодательства в том — что разрешено — то что трудно сформулировать на основе совокупности запрещающих актов!!))
Полагаю, что такое положение можно вывести из статьи 1 Гражданского кодекса, посвященной основным началам гражданского законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Это означает, что участники гражданского оборота вправе совершать сделки, в том числе прямо не предусмотренные законодательством, если отсутствует запрет на совершение данных сделок. Во втором абзаце п. 2 ст. 1 ГК установлено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. А в гражданском праве это фактически означает – если определенное действие не запрещено, то, значит, оно разрешено.
А вам не приходилось читать в кокм либо НПА «… а так же иная деятельность, не запрещенная законом… » Ну, хотя бы в Законе РФ о индивидуальной или частно-предпринимательской деятельности.
Все что не запрещенно, то разрешенно, это даже не принцип, т. к. слишком расплывчато, это формула, отражающая начала правового регулирования в отдельных отраслях права, но не во всех. Прямого указания на эту формулу нигде нет.
Права Юлия: т. к. то за что могут наказать определено кодексами (адм, угол) , то, за то чего там нет наказать не могут т. е. метод исключения
touch.otvet.mail.ru