Психология маркетинга учебник – .. () . : — , 2002. 66 .

Содержание

ТОП 18 лучших книг по маркетингу

Если кто-то скажет вам, что знает про маркетинг все, не верьте ему! Всегда остается возможность расширить знания и забрать в копилку полезные методики, фишки и лайфхаки.

Держите подборку того, что стоит почитать предпринимателям, владельцам малого и крупного бизнеса, интернет-маркетологам, копирайтерам, менеджерам по продажам: лучшие книги по маркетингу в одной статье от фундаментальных для начинающих до изданий для профессионалов.

Читайте, применяйте, улучшайте результат!

1. Филип Котлер «Основы маркетинга», 2018

Про что: анализ рынка и сегментация, оценка нужд, потребностей и запросов, тестирование продукта на рынке, стоимость как ценность товара, навыки рекламирования — главное для начинающих.

После прочтения: книга позволит новичкам не утонуть в бездне информации и понять принципы маркетинга.

Цитаты:

«Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

«…товары — это, по сути, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги».

2. Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро», 2017

Про что: демонстрация работы разума, процесса мышления двух типов — медленного и быстрого. Почему мы принимаем нерациональные решения и поступаем необдуманно? Разум, логика, опыт, знания, эмоции — что влияет на наши действия?

После прочтения: познакомитесь с иллюзиями истины и понимания, эффектом настроения и ореола, автозаменой, влиянием интуиции и случая на мышление и действия. Это даст понимание того, как люди принимают решения, какие и почему совершают ошибки, что движет ими и как воздействовать на их сознательное и бессознательное.

Цитаты:

«Склонность разума все упрощать приводит к ошибочным суждениям».

«…мысль о деньгах дает установку на индивидуализм: нежелание взаимодействовать с другими, зависеть от них или принимать от них просьбы».

«…столкнувшись с трудным вопросом, мы отвечаем на более легкий, обычно не замечая подмены».

3. Джим Коллинз «От хорошего к великому», 2012

Про что: 6-летние исследование, отлично иллюстрирующее, почему у одних получается взять Олимп, а у других нет. Результаты основываются на анализе опыта компаний Gillette, Nucor, Circuit City, Philip Morris и других известных брендов.

После прочтения: узнаете, какие элементы, условия и факторы успеха необходимы для перехода на новый уровень — от хорошего на великий. Авторы обещают, что каждый сможет изменить стратегию компании до неузнаваемости и достичь превосходных результатов. Попробуем?

Цитаты:

«Компании, которые добились выдающихся результатов, в принципе, не фокусировались на том, что делать, чтобы стать великими; они фокусировались на том, чего не делать, и на том, что надо перестать делать немедленно».

«Компании, которые добились выдающихся результатов, создали последовательные системы с четкими ограничениями, но они также предоставили людям свободу и ответственность в рамках этих систем. Они наняли дисциплинированных людей, которые не нуждались в непосредственном руководстве, и направили все свое внимание на управление системой, а не людьми».

4. Джек Траут «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции», 2010

Про что: построение эффективного маркетинга, принятие решений не просто для выживания в бешеной конкуренции, но и для успешного процветания и роста компании. Двадцать три главы наполнены полезной информацией, рекомендациями, идеями, примерами и реальными кейсами удач и провалов брендов.

После прочтения: вы поймете, зачем и как провести дифференцирование, разработать стратегию продвижения, обойти конкурентов и построить бренд. А также узнаете, что нельзя делать ни в коем случае.

Цитаты:

«Лидер, который стесняется хвастаться, — это находка для конкурентов».

«Обратная связь с потребителем значит, что любая жалоба является подарком для вас».

«Пойдя один раз против всех, нужно продолжать идти против всех».

5. Элияху Голдратт «Цель», 2016

Про что: грамотное построение бизнеса, логическое мышление и принятие решений, важности «холодного» ума и избегания авантюр. Бизнес-роман совмещает интересный сюжет о кризисе на предприятии и полезные рекомендации для выхода из минусовой ситуации. Воспринимается сложновато, однако она стоит того, чтобы прочитать полностью.

После прочтения: придет понимание того, как работает предприятие, какие есть пути оптимизации. Будете ориентироваться в современном бизнесе. Поймете, как просчитывать результат на основе ваших действий.

Цитаты:

«…понятие „производительность“ не имеет смысла, если ты не знаешь, какова твоя цель».

«…единственное, что может вызвать появление излишков, — это избыточная рабочая сила».

6. Барден Фил «Взлом маркетинга», 2017

Про что: почему люди покупают и каковы их желания. В список книг по маркетингу «Взлом» вошел благодаря отличным незаезженным примерам, практическому материалу и пищи для размышлений.

После прочтения: Фил заставит думать и взглянуть на мир потребителя иначе. У вас наверняка появятся интересные идеи для стратегии маркетинга. Придет понимание того, что же действительно важно для людей, как они покупают и что вам стоит изменить в своей кампании.

Цитаты:

«Нейрологика решений о покупке основана на простом уравнении: чистая ценность = удовольствие — страдание. Чем выше чистая ценность, тем вероятнее покупка».

«У нас нет абсолютных представлений о ценности того или иного объекта, сервиса или впечатления, даже если мы превосходно информированы. Все, что мы можем, — это сравнивать сходные вещи. Я сравниваю свой обед с другими обедами, а не с машинами, поездками или походами в прачечную».

7. Энди Серновиц «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», 2016

Про что: эффект сарафанного радио в бизнесе как эффективную технологию продвижения. Книга написана в виде практического руководства с кейсами и проверенными советами.

После прочтения: сможете включить сарафанное радио, чтобы вас рекомендовали друзьям и знакомым, писали восторженные отзывы, говорили о компании и продукте. А сможете и выключить при необходимости.

Цитаты:

«…успех приносят не рекламные обещания, а то, что вы делаете для людей».

«Главное здесь — честность и восхищение. И умение делать людей счастливыми».

«Отрицательные отзывы — это ваш шанс. Прислушайтесь к ним и сделайте выводы».

8. Аллан Диб «Одностраничный маркетинговый план. Как найти новых клиентов, заработать больше денег и выделиться из толпы», 2018

Про что: новый практичный подход в маркетинге для составления плана действий по продвижению товаров и увеличению продаж.

После прочтения: составите персонализированный маркетинговый план и по нему сделаете первые шаги в бизнесе, а после — обеспечите рост и развитие бизнеса. От цели вас отделяет 9 пунктов и 3 этапа.

Цитаты:

«Приоритеты, простота, четкое сообщение — это основа блестящего маркетинга».

9. Денис Савельев, Евгения Крюкова «100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи», 2018

Про что: полезная информация, поданная в виде пошаговой инструкции, об увеличении трафика и повышении конверсии. В книге найдете реальные примеры, и еще примеры, и еще. На страницах также есть советы, готовые к внедрению в любой бизнес. Именно поэтому «100+ хаков» вошли в ТОП книг о маркетинге.

После прочтения: получите вдохновение, сможете привлекать трафик, генерируя отличные идеи, и подводить потребителей к продажам.

Цитаты:

«…автору нужно задавать себе всего один вопрос: „А я бы сам расшарил этот пост, если бы входил в его целевую аудиторию?“»

«Контент-маркетинг работает просто: пользователь находит ваш сайт в поисковой системе или на любой другой площадке, читает его материалы, добавляет в закладки, читает снова, снова и снова, проникается симпатией к вашей компании или продукту и в конечном счете решает стать вашим клиентом».

Читайте также подборку лучших книг по SEO.

10. Роман Масленников «99 законов взрывного пиара. Книга-практикум», 2017

Про что: жизнь и практический опыт пиарщика. В легкой манере повествования поданы 99 правил в борьбе за внимание потребителя и в раскрутке бренда.

После прочтения: поймете, в каком направлении двигаться, чтобы делать крутые кампании и продвигать продукт для узнаваемости, раскрытия потенциала. И в результате для увеличения продаж, роста прибыли и расширения.

Цитаты:

«Закон правды гласит, что правда — это не то, что вы думаете. И не то, что думает сосед за дверью или ваши клиенты. Правда — это то, во что верят люди. Вот что такое, правда. Она у каждого своя».

11. Дэвид Огилви «Откровения рекламного агента», 2012

Про что: профессиональные секреты рекламного бизнеса, написание продающих убедительных текстов, шаги к успеху в рекламе. Книга раскрывает опыт человека, не имеющего высшего образования и пришедшего в бизнес в 38 лет, но сумевшего построить одно из самых влиятельных рекламных агентств в мире.

После прочтения: узнаете о приемах, методиках и техниках, которые используются в рекламе. И сможете воплощать их в жизнь для достижения высоких показателей продаж. Самая популярная книга среди маркетологов станет настольной и у вас.

Цитаты:

«Ключ к успеху в том, чтобы пообещать потребителю выгоду, такую, как еще более изысканный вкус, еще более качественная стирка, еще больше миль пробега на литр бензина, еще более привлекательный цвет лица».

«Никогда не создавайте рекламу, которую не хотели бы показывать своей семье. Вы не стали бы говорить неправду своей жене. Не говорите ее и моей».

12. Карл Сьюэлл и Пол Браун «Клиенты на всю жизнь», 2014

Про что: как работать с клиентами, сделать их постоянными на многие годы и не облажаться. И почему важно забыть про разовые продажи, даже в больших количествах.

После прочтения: убедитесь, что для удержания клиентов важно не только обслуживание, но и организация рабочего процесса, отношения в коллективе, оплата труда сотрудников, даже чистота, дизайн и другие, казалось бы, мелочи.

Цитаты:

«Лучшая в мире система клиентского сервиса является и самой простой: делай то, что обещал, и делай это с первого раза».

«Не берите денег за такие дополнительные услуги, которые являются помощью».

13. Гари Вайнерчук «Увлечение — это бизнес. Как зарабатывать на том, что вам нравится», 2011

Про что: совмещение увлечений с прибыльным бизнесом. Практические советы для каждого, кто хочет перешагнуть просто хобби и начать зарабатывать на нем.

После прочтения: извлечете максимум полезности. Лучшие книги про маркетинг включают практические советы для каждого. Эта не исключение: какие соцсети использовать, как заявить о себе, привлечь первых покупателей и в результате получить прибыль.

Цитаты:

«Так ли уж сильно вы любите ту потерянную работу, чтобы каждое утро вскакивать в радостном предвкушении очередного трудового дня? Если нет, то зачем вы снова ищете такую же?».

«Потребитель желает, чтобы ему говорили правду. Естественно, он желает качества, и должного уровня сервиса, и ценности контента, и его развлекательности, но превыше всего — уверенности, что те, с кем он имеет дело, честны с ним».

14. Малкольм Гладуэлл «Переломный момент», 2016

Про что: распространение идей и информации = распространение вирусов. Почему одни компании и товары вызывают эпидемии, а другие — словно гибнут от инъекций.

После прочтения: разберетесь, как вызывать добровольные эпидемии, управлять ими и контролировать распространение. Все это подкрепляется аргументами, объяснениями и фактами. Привычные вещи и ситуации покажутся под другим углом.

Цитаты:

«Вот вам парадокс эпидемии: чтобы создать одно заразительное движение, вам надо сначала создать много мелких активных групп».

«…когда речь заходит о толковании поведения других людей, мы постоянно совершаем ошибку, переоценивая фундаментальность черт характера и недооценивая важность среды и обстоятельств».

15. Йона Бергер «Заразительный. Психология сарафанного радио», 2017

Про что: факторы, которые делают идеи и продукты популярными, формирование социального влияния на выбор вещей, предметов, мест отдыха и даже имен для детей.

После прочтения: получите 6 принципов, делающих вещи и информацию заразительными, вирусными. Поймете, что движет людьми, что они считают главным и весомым, чем готовы делиться. Это поможет строить эффективные маркетинговые кампании и создавать стратегии.

Цитаты:

«Триггеры — фундамент устной рекламы и заразительности… Чем чаще что-либо приходит в голову под действием триггеров, тем больше возникает мыслей о продукте и тем успешнее он становится».

16. Нир Эяль, Райан Хувер «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», 2017

Про что: формирование привычки к продукту в 4 этапа. В книге даны практические рекомендации по созданию продуктов, которые завоюют внимание и расположение потребителя.

После прочтения: доберетесь до сути, как сделать клиентов постоянными без серьезных вложений в рекламу и агрессивной политики. Научитесь формировать привычку у клиентов.

Цитаты:

«Привычки потребителей — конкурентное преимущество. Продукты, меняющие привычки, менее уязвимы перед атаками со стороны других компаний».

«Выигрывает тот, чье название первым приходит в голову».

«Сделайте свой продукт настолько простым, чтобы потребители интуитивно понимали, как им пользоваться. И вы победите».

17. Чан Ким и Рене Моборн «Стратегия голубого океана», 2016

Про что: в книге описана бизнес-стратегия, подразумевающая выход компании из состояния стресса из-за сильной конкуренции. Как говорят авторы, в спокойных водах легче добиться успеха и желаемых результатов. Тут вы найдете не только теорию, но и множество практических советов и примеров.

После прочтения: познакомитесь с методикой, которая поможет увидеть положительный результат от действий и понять, как его удалось достичь. Узнаете про пути систематизации успешных решений. Сможете оценить шансы для обхода конкурентов и создания той ниши, где их не нужно будет бояться.

Цитаты:

«Ключ к созданию голубого океана через существующие стратегические группы заключается в том, чтобы отбросить узкие взгляды и понять, какие факторы влияют на решение клиентов, делающих выбор между несколькими группами и обращающихся к менее или более дорогим предложениям».

18. Дональд Миллер «Building a StoryBrand: Clarify Your Message So Customers Will Listen», 2017

Про что: 7 универсальных способов для улучшения отношений с клиентами и развития бизнеса на английском языке.

После прочтения: поймете, как начать взаимодействовать с клиентами, чтобы они осознали конкурентные преимущества вашего продукта. А также что работа на сайтах, в соцсетях, форумах — важные элементы для успешного проекта.

Цитаты:

«If we pay a lot of money to a design agency without first clarifying our message, we might as well be holding a bullhorn up to a monkey. The only thing a potential customer will hear is noise».

«Our customers have questions burning inside them, and if we aren’t answering those questions, they’ll move on to another brand. If we haven’t identified what our customer wants, what problem we are helping them solve, and what life will look like after they engage our products and services, for example, we can forget about thriving in the marketplace».

Есть что посоветовать? Пишите в комментарии.

livepage.pro

Психология и маркетинг. Общие черты // Михаил Бакунин

Хорошие, длительные и взаимовыгодные отношения с клиентами — важная часть маркетинга. Выстраивать их очень помогает понимание вкусов, настроений и страхов своей аудитории. Знание человеческой психологии очень упрощает эту задачу.

9 принципов поведения потребителя

Роберт Б. Чалдини своей книге «Психология влияния» описал основные модели поведения людей, которые можно применять в маркетинге и открытых продажах. Некоторые из самых актуальных его принципов изложены в этом списке, часть — дополнена работами других экспертов.

Роберт Чалдини

 

Важно помнить, что классические принципы использования психологии в маркетинге создавались десятилетия назад, поэтому часть из них могла потерять свою актуальность или существенно снизить эффективность. Тем не менее важно с ними ознакомиться, так как эти принципы составляют основу покупательского поведения.

Принцип взаимности

Если вы даете клиенту небольшой подарок, вы вызываете у него чувство благодарности и желание сделать для вас что-то в ответ. Некоторые эксперты сомневаются в актуальности этого принципа, но во многих областях он еще работает — небольшими знаками внимания вы располагаете к себе клиента и развиваете лояльные отношения.

Принцип обязательства

Большинство людей испытывают неприятные чувства, если им приходится нарушать собственные обязательства. Мы подсознательно стремимся выполнить данные обещания, даже если дали их неосознанно. Так можно приходить на встречу с клиентом с уже подготовленным специальным договором и упомянуть программу скидок, просчитанную как раз для этой сделки. Когда часть работы уже сделана, отказываться от заключения сделки становится неудобно — не слишком честный ход, но прекрасно подтверждает работу психологических приемов.

Принцип авторитета

Повышая авторитет себя и своей компании, вы вызываете доверие и уважение. Для этого не нужно устранять конкурентов или вести нечестную борьбу, достаточно доказать, что вы действительно разбираетесь в том, что делаете — для этого пригодится качественный информационный контент, размещенный на ваших сайтах, в рассылке и на открытых платформах. Также принесут пользу выступления на тематических конференциях и полезные комментарии на форумах. Полезная информация легко конвертируется в авторитет, а авторитет — в доверие.

Принцип социального доказательства

Принцип еще можно назвать стадным инстинктом, но обычно он не проявляется настолько явно. Сделать что-то самому всегда сложнее и страшнее, чем присоединиться к уже сложившейся компании. В маркетинге это сработает благодаря счетчикам проданных товаров за день или открытому количеству просмотров страницы. Любые исчисляемые критерии станут мотивацией для возникновения принципа социального доказательства.

Принцип привязанности

Если человек или компания вызывают симпатию, им хочется следовать. Не обязательно быть милым и стараться очаровать публику, но обязательно — соответствовать ее представлениям о хорошем, качественном или крутом. Не старайтесь понравиться всем и сразу, это невозможно, но нацелиться на одну конкретную социальную группу — вполне реально. Выберите целевую аудиторию, изучите ее досконально и проработайте образ, которые придется ей по душе.

Принцип дефицита

Эффективность концепции дефицита тоже уже вызывает сомнения, но она работает на определенные социальные группы. В ее основе лежит простое соотношение спроса и предложения, формула которого понятна потребителю на интуитивном уровне — ограниченное предложение рождает повышенный спрос. Если у вас есть категория товара, которая не слишком хорошо продается, можно попробовать создать вокруг нее искусственную атмосферу дефицита — может быть незначительно, но продажи вырастут.

Принцип новизны

Иллюзия новизны — психологический феномен, который замечал каждый. Стоит вам узнать о каком-либо новом продукте, вы замечаете его повсюду. Люди, которые находятся в поиске квартиры, повсюду натыкаются на объявления о сдаче жилья, а пары, ждущие ребенка — на беременных женщин. Чтобы использовать этот феномен в маркетинге, необходимо распространять рекламные сообщения по разным каналам — люди, заметившие их в одном канале, будут замечать и в других.

Принцип группировки

Ограниченность нашей кратковременной памяти не позволяет нам запоминать более семи деталей единовременно. Благодаря этой особенности человеческий мозг научился группировать похожую информацию, а если вы сделаете это за него, получите лояльность от потребителей, которым облегчили задачу. Размещайте записи в блогах, разбивая их на группы и категории, добавляйте в списки тексты и таблицы — так читателю будет проще запоминать.

Принцип обобщенности

В современных условиях переизбытка информации мы запоминаем только самое важное или то, что лежало прямо на поверхности рекламного сообщения. Чтобы заставить этот принцип работать на себя, уделяйте внимание заголовкам — с большой вероятностью, читатель запомнить только его. Коммерческие предложения стоит делать краткими и емкими — так, чтобы основную идею можно было пересказать в двух-трех предложениях.

3 психологических эксперимента, важных для маркетинга

Современный маркетинг немыслим без психологических исследований и экспериментов, некоторые из них сыграли ключевую роль в становлении определенных маркетинговых концепций.

Эксперимент Томаса Саноки и Ноа Сулмана

Двое ученых провели эксперимент в 2011 году, чтобы выяснить, как сочетания цветов влияют на нашу кратковременную память. Опыт проводился с использованием различных цветовых палитр — в одной группе цвета гармонично сочетались между собой, в другой — резко контрастировали друг с другом. Результаты эксперимента показали, что палитры с хорошо сочетающимися между собой цветами лучше запоминаются, а оптимальное количество оттенок в одной палитре — не более трех.

Этот эксперимент показал маркетологам важность цветовой гаммы, это проявляется в мельчайших маркетинговых деталях — вплоть до цветовой гаммы коммерческого сайта. Согласно теории Саноки и Сулмана, контрастность цветов важна, но должна присутствовать только между фоном и главным маркетинговым сообщением. В основном оформлении лучше не использовать контрастные тона или обилие цветов.

Эксперимент Соломона Аша

Во время эксперимента группе испытуемых задавали очевидные вопросы о длине нарисованных линий, однако семь из восьми участников эксперимента были подставными и давали заведомо неправильный ответ. Под действием фактора влияния группы единственный истинный испытуемый тоже давал неправильный ответ. Ситуация, которая смоделирована в эксперименте Аша, очень близка к ситуациям в реальной жизни.

Благодаря этому эксперименту у маркетологов появилась возможность оценить силу влияния группы на поведение конкретного потребителя. Этой особенностью поведения человека объясняется успех таких маркетинговых ходов, как положительные отзывы о компании, фотографии счастливых клиентов на сайте и развернутые хвалебные комментарии в социальных группах.

Эксперимент Кристофера Шабри и Дэниэля Саймонса

Американские ученые изучали избирательность внимания и восприятие в целом. В ходе эксперимента участникам было предложено посмотреть видео и посчитать количество передач мяча участниками одной из двух команд. Задачей эксперимента было не определить количество людей, способных правильно посчитать передачи, а подсчитать процент тех, кто в процессе выполнения задания не заметил ходящего в костюме гориллы человека. Этот вопрос был задан всем участникам, а результаты были впечатляющими — практически все участники совершенно не обратили внимания на гориллу.

Маркетологам это дает вполне однозначные советы по выстраиванию бренда, рекламных кампаний и сайта. Старайтесь не перегружать образ деталями — это будет рассеивать внимание потребителей, на сайте путь до приобретения товара должен быть максимально простым, понятным и заметным. Всплывающие окна и многочисленные информационные панели будут отвлекать клиента.

Комментарии экспертов

Мы поговорили с экспертами, чтобы понять, как и какие психологические методы применяются в работе маркетолога, а также с чем из области психологии обязательно нужно познакомиться специалисту по маркетингу.

Игорь Самойлик

генеральный директор mktng.pro

И психология, и маркетинг опираются на портрет клиента и его боли — острые потребности, страхи, психологические травмы, переживания. Если бы мы были целостными, гармоничными личностями, нам не нужна была бы ни психология, ни маркетинг.Маркетологу в первую очередь стоит разбираться с самыми азами психологии. Самое главное — составные части психологического портрета клиента. К ним относится темперамент, социальная роль, акцентуации характера по Леонгарду — крайние варианты нормы, но еще не патологии. После получения навыков по составлению психологического портрета стоит изучить социальную психологию: как человек принимает решение и что на него влияет. По факту, стратегический маркетинг на все 100% опирается на психологию.Все меньше работают техники манипуляций, особенно в крупных городах и в интернете. Например, есть стереотип: если вы вызовите у клиента чувство долга, подарив ему что-то, то вам будет легче ему продать — эта техника хорошо работала раньше. Сегодня клиент гораздо легче выходит из коммуникации, как только почувствует подвох. Кроме того, в крупных городах и в онлайн-среде личная ответственность и включенность проявляется намного меньше — человек легче относится к коммуникации. Информационный шум и вовсе обесценивает контакт. Сегодня чем честнее вы будете с клиентом, тем эффективнее будет маркетинг, классические же средства манипуляции становятся все менее эффективными.Для разработки рекламной кампании необходимо видеть подробный портрет клиента: не только его пол, возраст, место работы, доход и семейное положение, но и его окружение, круг общения. Важно понимать, кто на него влияет, как он принимает решение, знать его боли, страхи, достижения, мечты. На эту основу и накладывается маркетинг.

Анна Лаптинская

Директор по персоналу, Стример

На мой взгляд, маркетинг и психология очень тесно связаны между собой, потому что обе эти области описывают поведение людей, только с разных сторон, а точнее, делая фокус на разном. Несомненно, есть пересечения, где знания психологии могут особенно сильно обогатить арсенал маркетологов.В первую очередь, это реклама продуктов в секторе B2C, которую можно очень хорошо «заточить» под целевую аудиторию. Сделать это можно, используя последние данные исследований аудитории на предмет актуальности тем, персонажей, восприятия цветов и прочего. Полезны будут также фундаментальные труды по возрастной психологии, в которой описаны основные кризисы и иерархии мотивов для каждого из возрастов.Психология может также помочь при выведении новых продуктов на рынок. Нам придется обратиться к определенным книгам, чтобы понять, как человек реагирует на новое, как он учится заново что-то делать во взрослом возрасте, с какими сложностями он при этом сталкивается. Из других книг мы можем узнать, как лучше выстраивать коммуникацию с клиентом. Однако нужно помнить, что психология — это наука, в которой и сегодня есть очень много школ и направлений, поэтому взгляды психологов на один и тот же эксперимент могут быть разными. По этой причине маркетологу нужно всегда критически подходить к результатам исследований, обязательно смотреть на цифры продаж после применения «психологических» методов и продолжать изучать свою целевую аудиторию.

Дмитрий Кошелев

Инженерия судьбы

Я использую психологические особенности бизнесмена при создании позиционирования его компании. Сейчас эта тема входит в моду, ею в России занимается не один человек. Идея опирается на концепцию 12 архетипов американской исследовательницы Кэрол Пирсон. Я использую оригинальную концепцию Пирсон. Ее применение в целях позиционирования дает неплохие результаты, могу привести пример таких результатов. Производство товаров в сегменте B2С, работы выполняются под заказ. У владельца бизнеса доминировал архетип «Любовник», поэтому он использовал стратегию, с которой Стив Джобс раскрутил компанию Apple: дружелюбный бренд, комфортные условия покупки. Результат реализации стратегии — полный успех, производство завалено заказами. То, что произошло далее, парадоксальным образом чуть не привело компанию к банкротству. Заказы по непонятной причине стали выполняться медленнее, чем было запланировано. Результат: авансы потрачены, заказы не выполнены. Чтобы спасти бизнес, хозяин продает личное имущество. И вот в этой ситуации он обратился ко мне. Выяснилось, что архетип «Любовник» — это уже в прошлом, сейчас актуален архетип «Бунтарь». Прежде всего, именно этим и объясняется свалившаяся на фирму совершенно нелогичная цепь неприятностей. Сильная сторона «Бунтаря» — умение все сокращать. Поэтому я предложил клиенту поменять позиционирование: сделать самый короткий на рынке срок выполнения заказа. Бизнесмен прикинул, что срок можно сократить до 3 трех раз. Спустя несколько месяцев он был у меня на одном из выступлений — сказал, что фирма начала выкарабкиваться, при этом персонал сменился почти полностью. Логично — новый стиль работы требует новых людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделитесь материалом с друзьями:

bakunin.com

Психология маркетинга: Учебное пособие

АННОТАЦИЯ

Пособие содержит основы теоретического материала, необходимого для усвоения студентами специализации «Социальная психология» спецкурса «Психология маркетинга», целью которого является формирование основ профессиональных умений и навыков для практической деятельности психолога в сфере маркетинга. В большей степени упор делается на базовые понятия маркетинга, а также приведены сведения по таким достаточно «молодым» для российского маркетинга областям, как брэндинг, психографика.

Пособие предназначено студентам очного обучения факультета психологии,
а также психологам, социологам, аспирантам.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Богданова О.Ю. Психология маркетинга: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 66 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
1.1. Понятие маркетинга и его базовые составляющие
1.2. Маркетинг как комплекс «4 P»
1.3. Окружающая среда маркетинга
1.4. Основные принципы маркетинга
1.5. Цели маркетинга

2. КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
2.1. Понятийные концепции маркетинга
2.2. Прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его применения
2.3. Концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса. Виды спроса
2.4. Управленческие концепции маркетинга

3. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАРКЕТИНГЕ
3.1. Эволюция маркетингового управления
3.2. Развитие маркетинга в России

4. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
4.1. Общий подход к сегментированию рынка. Переменные сегментирования
4.2. Выбор целевых сегментов рынка. Стратегии охвата рынка
4.3. Позиционирование продукта

5. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
5.1. Основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей
5.2. Анализ поведения потребителей
5.3. Направления изучения потребителей
5.3.1. Отношение и методы его изучения
5.3.2. Изучение уровня удовлетворения запросов потребителей
5.3.3. Изучение намерений потребителей
5.3.4. Изучение процесса принятия решения о покупке
5.3.5. Изучение поведения потребителей при покупке и после нее
5.4. Понятие психографики. Психографические исследования
5.5. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов
5.5.1. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики VALS 1
5.5.2. Измерение стиля жизни потребителей на основе методики VALS 2

6. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
6.1. Маркетинговая информация. МИС
6.2. Понятие маркетингового исследования
6.3. Виды маркетинговых исследований
6.4. Процесс маркетингового исследования
6.5. Основные методы маркетинговых исследований

7. БРЭНДИНГ
7.1. Из истории брэндинга
7.2. Основные понятия брэндинга
7.3. Позиционирование торговой марки и ее продвижение
7.4. Коммуникационное управление брэндом

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время российская маркетинговая наука и отдельные ее направления переживают интенсивное развитие. При этом с одной стороны, постоянно растут потребности предприятий, фирм и организаций в решении конкретных задач, связанных с изучением рыночной среды. С другой стороны, по-прежнему наблюдается недостаток в квалифицированных специалистах, способных эти задачи решить.

Специальность маркетолога относится сегодня, пожалуй, к одной из наиболее престижных и востребованных профессий на рынке труда. Практически все высшие учебные заведения, где есть экономические специальности, готовят специалистов в области маркетинга. Тем не менее, спрос на сотрудников для маркетинговых служб предприятий и организаций не уменьшается. Вероятно, основной причиной является растущая конкуренция на современном экономическом рынке, требующая от руководителей привлечения только хорошо подготовленных работников, в первую очередь, высококлассных специалистов в области поведения потребителя, проведения маркетинговых исследований, брэндинга, рекламы, PR. Неслучайно, учебные планы факультетов по подготовке маркетологов включают сегодня ряд дисциплин, в рамках которых изучается широкий спектр социально-психологических вопросов. Так, курс «Поведение потребителя» базируется на рассмотрении основных понятий социальной психологии: социальная перцепция, межличностное взаимодействие, социальное влияние, малые и большие группы, референтные группы и т.д.

Социальный психолог при условии получения качественного базового образования является специалистом в области понимания закономерностей социальных процессов, выявления мотивов человеческого поведения, раскрытия глубинных детерминант психических и социально-психологических явлений в жизни индивида и социума. То есть именно тех ключевых моментов, которые определяют высокий уровень усвоения «психологической составляющей» маркетинга. Однако, незнание базовых понятий маркетинга, а также отсутствие практики в применении знаний и навыков специалиста-психолога в области практического маркетинга, не позволяет выпускникам специализации «Социальный психолог» быть востребованными на современном рынке маркетинговых услуг. Курс «Психология маркетинга» нацелен на формирование основ профессиональных умений и навыков для практической деятельности психолога в сфере маркетинга.

Данное пособие содержит основы теоретического материала, необходимого для усвоения студентами специализации «Социальная психология» спецкурса «Психология маркетинга». В большей степени упор делается на базовые понятия маркетинга, а также сведения по таким достаточно «молодым» для российского маркетинга областям, как брэндинг и психографика.

Электронная версия книги: Скачать.

producm.ru

Богданова О.Ю. — Психология маркетинга

1.3. Окружающая среда маркетинга

К ключевым понятиям маркетинга относится понятие окружающей среды маркетинга, которая формируется из множества действующих на компанию извне факторов и непосредственно влияет на эффективность деятельности компании.

Окружающая среда маркетинга – совокупность действующих за пределами компании субъектов и сил, которые влияют на развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами.орокетинговая среда подразделяется на микросреду и макросреду (7).

Микросреда маркетинга – группы людей, проявляющие реальный или потенциальный интерес к организации или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей. Микросреда маркетинга может быть условно разбита на следующие большие группы [2].

Поставщики – деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг.

События в среде поставщиков могут серьезно влиять на маркетинговую деятельность фирмы. Нехватка тех или иных материалов, рост цен на комплектующие детали могут нарушить регулярность поставок материалов, и, как следствие, привести к снижению производства данной фирмы. Поэтому изучение цен на предметы поставок и графика поставок является одной из задач исследования маркетинговой службы.

Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди потребителей. К маркетинговым посредникам относятся:

а) торговые посредники – деловые фирмы, помогающие предприятию в поиске клиентов или в продаже товаров;

б) посредники по организации товародвижения – транспортные организации, железнодорожные фирмы и другие грузообработчики;

в) агентства по оказанию маркетинговых услуг, помогающие предприятию точнее позиционировать и продвигать его товары на рынки.

Финансовые учреждения – банки, кредитные, страховые, инвестиционные компании, брокерские фирмы и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки или страховать себя от предпринимательского риска.

Государственные учреждения – любые организации, финансируемые из госбюджета. Госучреждения могут способствовать деятельности предприятия и даже размещать часть своих заказов в данной фирме. При реализации крупных проектов, как правило, положительная поддержка местных госорганов бывает необходима, поэтому любое предприятие должно учитывать постоянное сотрудничество с госучреждениями.

Гражданские группы действий – организации потребителей, группы защитников окружающей среды, профсоюзы, общественные движения, национальные организации.

studfiles.net

Психология для маркетологов: 9 законов поведения потребителей

Бесспорно, любой маркетолог должен хорошо понимать мотивы своей целевой аудитории. Судите сами: как можно создать действительно персонализированный контент или рекламную кампанию, не зная клиентов, для которых она создается?

Поэтому прежде чем приступать к формированию маркетинговой стратегии, стоит понять, как устроено мышление людей, и что ими движет. Знание основ психологии и применение их в маркетинге сделает ваш контент намного более привлекательным для клиентов: учитывая психологические особенности таргет-группы, вы сможете привлечь новых посетителей и конвертировать их в благодарных покупателей.

Данная статья познакомит вас с 9 психологическими принципами, каждый из которых может быть использован в различных сферах маркетинга. Конечно, эти правила не являются универсальными, хотя они и применимы к большинству современных людей.

1. Взаимный обмен

Доктор Роберт Б. Чалдини (Dr. Robert B. Cialdini) в книге «Психология влияния» (Influence: The Psychology of Persuasion) определяет взаимный обмен как естественное желание отблагодарить человека, который сделал что-то для вас. Чувство признательности и благодарности возникает, когда окружающие ведут себя искренне и готовы помочь вам.

Применение в маркетинге

Сделайте клиенту подарок — так вы заслужите его лояльность, что приведет к долговременному сотрудничеству.

Подарок не обязан быть дорогим — подойдет все: от футболки с логотипом компании или эксклюзивной версии электронной книги до фирменных «обоев» для рабочего стола или актуальных исследований в определенной сфере.

В качестве знака внимания подойдет даже написанная от руки открытка. Радуя подписчиков небольшими подарками, вы получите прочные отношения с аудиторией.

2. Обязательства

Чалдини утверждает: люди не любят нарушать обещания. Если человек дал слово пообедать с кем-то в кафе или подписаться на рассылку, то ему кажется, что он обязан сделать это. Связав себя обязательствами, мы подсознательно стремимся выполнить их.

Применение в маркетинге

Зная про принцип обязательства, вы можете снизить отток клиентов. Продолжайте радовать людей маленькими подарками (пункт 1) и помните — чем сильнее обязательства, которые клиент чувствует перед брендом, тем сложнее ему разорвать отношения.

Кроме того, подумайте о ценообразовании. Снижение цен или специальные предложения для новых посетителей — хороший способ конвертировать их в лиды или продажи. Получив новых клиентов, предложите им качественное обслуживание, отличный продукт и персонализированный контент.

3. Авторитет

Согласно Чалдини, авторитеты есть у большинства людей. Мы склонны разделять мнение профессионалов в определенной сфере — только потому, что эти люди, на наш взгляд, заслуживают доверия.

Применение в маркетинге

Повысить авторитет своего контента довольно просто: достаточно размещать информацию об авторах рядом с их статьями, электронными книгами, видеоуроками или официальными документами.

Это покажет, насколько умны и профессиональны ваши маркетологи, что крайне полезно для установления интеллектуального лидерства в нише.

4. Социальные доказательства

Большинство людей склонно ориентироваться на мнения друзей и знакомых. Если угодно, этот эффект можно назвать «стадным»: вспомните школьную дискотеку в начальных классах — как неловко было выйти первым на пустой танцпол, верно?

Но стоило там появиться двум-трем «смельчакам», как площадка быстро заполнялась остальными. Судя по всему, желание не выделяться и соответствовать окружению с возрастом не проходит, но только углубляется.

Применение в маркетинге

Помните о принципе социального доказательства при продвижении блога или лендинга. Читатели или посетители намного увереннее выполняют целевое действие, когда видят число ваших подписчиков в социальных сетях и количество людей, уже заполнивших форму.

5. Симпатия

Под симпатией Чалдини понимает нашу склонность взаимодействовать с людьми и компаниями, которые оказали на нас позитивное впечатление. При этом уровень интеллекта собеседника или, скажем, степень социальной ответственности бренда чаще всего не имеют значения. Если вы почувствовали симпатию, то будете наслаждаться общением с человеком в любом случае.

Применение в маркетинге

Принцип симпатии чрезвычайно важен для продвижения бренда. Имейте в виду: чтобы быть «симпатичным», необязательно казаться «хорошим». Маркетинговая стратегия бренда вполне может быть напористой и агрессивной — при условии, что это нравится вашей целевой аудитории.

Главное, чтобы у людей возникло чувство позитивной связи с брендом, а какими средствами добиться этого эффекта — дело маркетолога.

6. Дефицит

Вспомните, давно ли вы видели офферы с текстом наподобие: «Только три места по специальной цене!», или «Курс интернет-маркетинга со скидкой 70%! Осталось два дня». Это и есть концепция дефицита, согласно Чалдини. Принцип восходит к простейшей формуле спроса и предложения: ограниченное предложение на эксклюзивный продукт стимулирует спрос на него.

Применение в маркетинге

Подобная тактика очень хороша при организации заголовков лендингов и emails. Вам необходимо поднять продажи билетов? Тогда отправьте подписчикам напоминание о том, что мероприятие пройдет через несколько дней, и свободных мест почти не осталось.

7. Иллюзия новизны

Иллюзия новизны — интересный психологический эффект, возникающий, когда человек, впервые увидев продукт, начинает замечать его повсюду.

Применение в маркетинге

Этот принцип важно иметь в виду при разработке маркетинговой стратегии — она должна быть надежной и комплексной, ведь обычной контекстной рекламы здесь недостаточно.

«Залатав дыры» с помощью ремарктеинга во входящем маркетинге и интегрировав контент под все платформы продвижения, вы не только привлечете аудиторию, но и создадите связь между рекламным сообщением и людьми, которые уже видели ваши промо-материалы.

8. Эффект дословности

Суть данной концепции в том, что люди, как правило, запоминают общую идею сообщения вместо деталей. К примеру, если вы подготовили презентацию, посвященную написанию и редактированию постов в блоге, то в памяти клиентов останется, что они прослушали материал об использовании блога в бизнесе.

Применение в маркетинге

Современная аудитория более требовательна к заголовкам, которые не только привлекают внимание, но и передают содержание материала в нескольких словах. Из этого следует, что заголовки должны «врезаться в память» и давать общее представление о статье или оффере.

9. Группирование

Наша кратковременная память сильно ограничена, и большинство людей способно запоминать не более семи элементов информации единовременно. Исходя из этого, люди предпочитают объединять схожую информацию в тематические группы.

Например, перед походом в магазин лучше сформировать список из тематических категорий (крупы, мясо, овощи, сладкое и т. д).

Применение в маркетинге

“Сканерам” будет легче ориентироваться, если вы сгруппируете записи в блоге по темам, а на лендинге по буллетам. Кроме того, в тексте очень полезно использовать различные списки, таблицы, диаграммы и т. д. Это не только повысит читабельность материалов, но и оставит своеобразные «якоря» в памяти посетителей.

Высоких вам конверсий!

По материалам: blog.hubspot.com, image source Photographic Collection 

21-08-2014

lpgenerator.ru

Психология маркетинга и рекламы — Мозер К

Marktund Werbepsychologie

Ein Lehrbuch

von

Klaus Moser

Hogrefe • Verlag fur Psychologie Gottingen • Bern • Toronto • Seattle, 2002

УДК 159.9(-052)+339.138 ББК 88.53

Научный редактор и автор предисловия к русскому изданию доцент, кандидат психол. наук С. Г. Тарасов (СПбГУ) Перевод. Изд-во Гуманитарный Центр Н. А. Бондарь

Клаус Мозер. Психология маркетинга и рекламы / Пер. с нем. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,- 380 с.

ISBN 966-8324-02-1

Книга Клауса Мозера — это первая серьезная работа по применению психологии в маркетинге и рекламе. Детально представлены психологические

основы для

различных маркетинговых инструментов и моделей интерпретации

данных,

а

также методы оценки влияния рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

книге

приведены

психологические

закономерности,

которые

могут

объяснить

и

улучшить

результативность

маркетинговых

и рекламных

действий.

 

Множество

результатов

исследований,

а

также

 

примеры

наглядно

показывают

разнообразные

возможности

применения

 

психологических

 

теорий

и методов в этой практической области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде

всего,

эта книга адресована предпринимателям, руководителям

маркетинга

и

рекламы,

специалистам в исследовании рынка и менеджменту

рекламных

средств.

Книга

 

будет

полезна

изучающим

психологию,

социально-

экономические

 

науки, а также специалистам по рекламным

текстам

и

графическому

 

дизайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

The

book

by Klaus

Moser is a first serious

book

 

in

the

field of market

and

advertising

psychology.

It

presents

psychological

foundations

for

differen

t

marketing

tools

and

data

interpretation

models

as

well

as

evaluation

methods

of

advertising

influence.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

The

 

book

presents psychological

principles

which

 

can explain

and

improve

effectiveness

of

marketing

and

 

advertising

effects.

A

variety

of

research

resultsand

examples

displays

various possibilities

of

application

of psychological

theories

and

methods in

this practical

area.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

First

 

of

all

this

book

is

destined

for

entrepreneurs,

leaders in

the field of

marketing

and

 

advertising,

specialists

in

research

of market

and

advertising

tools.

This

book

will

be

useful

for people studying psychology,

social-economic

sciences

and

for specialists

in

advertising

texts

and graphic

design.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. Права на публикацию книги на русском языке принадлежат издательству ^Гуманитарный Центр».

 

 

 

© Hogrefe Verlag fuer Psychologie

ISBN 3-8017-0799-7 (нем )

 

Goettingen Bern Toronto Seattle, 2002

T4RNT Qfifi R494 П9 1

©

«Гуманитарный центр», перевод

ISBN

966-8324-02

-l

на русский язык, оформление, 2004

Предисловие научного редактора

Тема психологии маркетинга и рекламы обладает особой актуальностью в условиях современной рыночной экономики. Необходимость конкурировать, учитывать интересы потребителей, их потребности, постоянно изменять подходы в работе с потре­ бителями делает важной для общества (предпринимателей, специалистов, консультантов) эту область знания.

В дословном переводе название книги звучит как «пси­ хология рынка и рекламы», поскольку слово «рынок» имеет в русском я з ы к е не только чисто цивилизованное значение (обозначение места обмена производителей и потребителей), но и более приземленное значение «базар», как непосредственное место торговли, то дословное название могло бы навевать своеобразные ассоциации. Именно поэтому мы предложили название — «психология маркетинга и рекламы», что, на наш взгляд, в большей степени соответствует содержанию книги.

Работа Клауса Мозера собирает вместе все сведения по психологическому содержанию воздействия маркетинговых инструментов: цена, стимулирование сбыта, личные продажи, общественные связи, сегментирование рынка и др. Особенно много внимания К.Мозер уделяет рекламе, как важнейшему инструменту воздействия на потребителя. В таком целостном подходе к анализу психологии рыночных механизмов, на наш взгляд, заключается особая привлекательность данной работы.

Другой важной особенностью работы является постоянное обращение к эмпирическому материалу, данным исследований и конкретных экспериментов. Автор тщательно и всесторонне сопоставляет различные точки зрения и данные, анализирует вводимые п о н я т и я , психологические я в л е н и я в рекламе, поведении потребителей. Если до сих пор читатели были знакомы в основном с переводной англоязычной литературой, то эта книга хорошо представляет читателям немецких авторов, на которых ссылается К.Мозер. На мой взгляд, автору удалось внести новизну

в каждый из разделов, и даже искушенному читателю, хорошо знакомому с литературой по данным направлениям, книга будет интересна. В этом плане можно особенно обратить внимание на 4, 5 и 6 главы.

В процессе редактирования я неоднократно ловил себя на том, что вместо чисто редакторской работы, начинаю просто читать книгу как читатель, настолько увлекательно и глубоко написан текст.

Книга К.Мозера безусловно будет полезна тем, кто в своей повседневной работе сталкивается с необходимостью принимать решения по использованию тех или иных маркетинговых инструментов в деятельности предприятия, организации . Конкретность приводимых эмпирических данных, выявленных закономерностей, даст таким специалистам точку опоры в обосновании принимаемых решений.

Большое количество примеров, иллюстраций, таблиц делает книгу интересной и легко читаемой.

I

Научный редактор, кандидат психологических наук,

доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государствен­ ного университета

С.Г.Тарасов Харьков, декабрь 2003 года

Предисловие

автора

Исследование психологии поведения потребителя и рекламы за последние тридцать лет пережило значительный подъем. Психология поведения потребителя и рекламы стала использоваться во многих областях. Главной целью этой книги является демонстрация работоспособности этого предмета, т.е. психологии поведения потребителя и рекламы. Можно сказать, что он «теоретический», так как в основном комментирует и объясняет. Поэтому для тех, кто, прежде всего, ожидает иллюстрированных примеров рекламы, ждет «разочарование».

Данная книга возникла после многочисленных исследований, проведенных в Институте дизайна в Маннхайме, а также в университетах Хоенхайма, Трира, Гисена и Ерланген-Нюрнберга. Большую роль сыграла помощь и конструктивные замечания учащихся, а также подробные доклады Карстена Пауля и Андреа Плинингера (Karsten Paul, Andrea Plieninger). Большую часть рисунков составил Роман Соуцек (Roman Soucek), а Хайди Вальтер (Heidi Walter) с большим терпением просмотрела всю книгу. Я благодарю Ренате Вюргес (Renate Wueges) за скрупулезное составление списка литературы, без которой этого труда бы и не возникло. Я благодарю издательство Hogrefe-Verlag за поддержку и сотрудничество. Такие понятия как «потребитель», «покупатель» или «реципиент» относятся и к мужчинам и женщинам, т.е. женские окончания я использовал только тогда, когда речь идет или может идти исключительно о женщинах.

Нюрнберг, сентябрь 2001 Клаус Мозер (Klaus Moser)

studfiles.net

Что читать маркетологу — первая часть — Маркетинг на vc.ru

В первой части я собрал ресурсы про маркетинг вообще, а дальше речь пойдет об интернет-маркетинге и дополнительных темах, вроде переговоров и презентаций.

Конечно, нельзя назвать этот список полным и окончательным. Это солянка из разных материалов, которые помогли мне понять маркетинг и которые я сам рекомендую коллегам и клиентам. Английские книги лучше читать в оригинале, поэтому я даю две ссылки.

Учебники

Филип Котлер. «Основы маркетинга»

Замшелая классика. Книга почти не поможет вам при разработке продуктов и проведении кампаний — она слишком общая, слишком американская, слишком ориентируется на опыт корпораций и слишком мало знает про стартапы, малый, средний бизнес и так далее. Однако не упомянуть ее нельзя — хотя бы потому, что это главный учебник, по которому учились все российские маркетологи 90-х — начала 2000-х. Все, что происходит в российском маркетинге сегодня, так или иначе строится на Котлере.

Парадоксальным образом этот унылый кирпич неплохо восполняет пробелы и действительно помогает понять основы. Кроме того, из маркетологов новой волны почти никто его не читал (это вам не «7 простых шагов к мировому господству»), поэтому если вы все же потратите время на Котлера, вы сможете смотреть на коллег свысока.

Русская версия. По-английски лучше читайте «Принципы маркетинга», они посвежее.

Валерий Музыкант. «Маркетинговые основы управления коммуникациями»

Для тех, кому нужен современный русский учебник по маркетингу в целом, а в особенности для тех, кто хорошо понимает интернет-маркетинг, но плавает в сфере ATL-BTL, смело рекомендую книгу Валерия Музыканта. «Маркетинговые коммуникации в рекламе» — это книга для тех, кому хочется академического маркетинга: теория, схемы, цифры, задачи и упражнения в огромном талмуде. Настоящий MBA-уровень — займет вас надолго. Немного огорчает ориентация на традиционный маркетинг начала эпохи интернет-рекламы.

Русская версия.

Стратегия

Алан Лафли, Роджер Мартин. «Игра на победу. Как стратегия работает на самом деле»

Мне не попадалась книга, где внятно давался бы весь каскад стратегий: от бизнес-стратегии вниз к бренд-стратегии и далее к маркетинговой и коммуникационной. В некотором приближении тему помогает понять книга руководителя Procter&Gamble Алана Лафли и его постоянного консультанта Роджера Мартина. Они хорошо описывают и выбор рынков, и формирование продуктов, и брендинг, и некоторые коммуникационные детали.

Выгодно книгу отличает то, что авторы не злоупотребляют саморекламой и не стремятся зазвать к себе на вебинар. Эти старые вояки уже всем все продали и пишут что-то вроде мемуара, который в первую очередь работает на общий имидж P&G как великой компании. Но в этом же кроется и слабость «Игры на победу», вернее, слабая ее применимость для конкретных условий российского малого-среднего бизнеса. У них было слишком много ресурсов, слишком много накопленной инерции, чтобы мы с вами могли опереться на их кейсы. В общем, если вы хотите узнать, как планируют маркетинг крупные игроки — читайте. Если времени нет и нужен срочный практический совет — отложите на более спокойные времена.

Английская версия, русская версия.

Эрик Рис. «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup»

Книга о том, как запускать проекты без лишних расходов и потерь, один из важных манифестов американского стартап-движения. Хотя эта книга не задумывалась как руководство для маркетологов, я уверен, что она поможет вам по-новому взглянуть на планирование, как продуктовое, так и рекламное.

Lean Startup поможет отказаться от громоздких стратегий, которые устаревают за время подготовки, и перейти к маленьким, но очень быстрым экспериментам. «Нет фантазиям, вперед в поле!» Этот метод позволяет быстро понять, что работает, а что нет. Вы сможете без лишних усилий модифицировать продукты, улучшать рекламные кампании, строить по-новому общение с потребителями и так далее. Переход на Lean будет тем сложнее, чем в более крупной компании вы работаете, но дело того стоит. А если у вас стартап, вы просто обязаны прочитать эту книгу.

Английская версия, русская версия.

На тему Lean-бизнеса написана целая серия книг, все интересные.

Strategy Deck

Один из лучших российских стратегов Илья Петров оформил инструменты, идеи, подходы по планированию маркетинга в необычное приложение — колоду карт. Отличное подспорье для маркетологов и рекламистов. Подробности на сайте проекта.

Шпаргалка интернет-маркетолога Topright

Наш плакат, который помогает планировать кампании. Нескромно, конечно, но клиенты хвалят, нередко встречается он и в офисах конкурентов.

Скачайте и распечатайте на A2.

Маркетинг услуг

Гарри Беквит. «Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг»

Матерый рекламщик, лектор и консультант Гарри Беквит написал свой главный хит «Продавая незримое» еще в 1997. Но книга не устарела ни на секунду, потому что говорит, в общем-то, о вечном. Она помогает объяснять, чем твоя услуга — вещь неосязаемая и туманная — лучше соседней и почему за нее вообще надо платить.

«Продавая незримое», на мой взгляд, не является руководством, это скорее сборник примеров, заметок и наблюдений очень опытного и остроумного человека, своеобразного О’Генри современного маркетинга. Если вы занимаетесь маркетингом услуг, вы наверняка найдете в ней себе идеи на вырост. Единственное но — вам придется сделать поправку на то, что автор еще не знает ничего про облачные сервисы. Другие книжки Беквита, кстати, тоже очень ничего.

Английская версия, русская версия и другие книги Беквита.

B2b-маркетинг

Сайт и рассылка Даниила Гридина

Даниил Гридин — самый заметный представитель no bullshit подхода в российском b2b-маркетинге. Я сам — бывший производственник, поэтому мне очень импонирует история Даниила.

Он занимался продажами сложного полиграфического оборудования, набил шишек, огляделся вокруг и понял, что все вокруг занимаются унылой фигней и не читают полезных книжек. Комбинируя российские нюансы и американские рецепты, к примеру, офлайновые рассылки, правильно написанные кейсы и трезвый подход к PR-активностям, Гридин построил свою систему продвижения и продаж для полиграфической сферы. Оказалось, что система универсальна и помогает продавать на сложных b2b-рынках — там, где клиентов мало, сделки длинные и традиционные приемы не помогают. Постепенно он продал свою систему куче крупных российских компаний вплоть до Касперского.

На сайте Swotme собраны бесплатные и платные части системы Даниила. Мне, честно скажу, не всегда приятен стиль Гридина, а его голос в слайдкастах и вовсе порой бесит, но ничего не поделаешь — надо читать и слушать, а некоторым будут полезны и платные элементы курса. Кроме того, у Даниила очень своеобразная и увлекательная рассылка.

Последнее время, правда, он на нее подзабил из-за семейных дел — Даниил, если ты это читаешь, пиши чаще.

Маркетинг для малого бизнеса

John Jantsch. «Duct Tape Marketing»

Лучшая книжка про системный маркетинг для малого бизнеса, которая мне встречалась. Я безбожно цитирую Джанша на каждом шагу и с содроганием жду, что МИФ переведут Duct Tape Marketing на русский. Тут-то я и потеряю свое нечестное преимущество. Но нет, так он и лежит невостребованный, несмотря на прочное место в топ-100 книг по маркетингу на Amazon.

По количеству практических рекомендаций Джанш заруливает всех. Если вы занимаетесь малым бизнесом, вам сюда. И про позиционирование, и про выбор сообщения, и про рекламные инструменты, и про WOM, и про то, где взять время на все это. Пока только по-английски, очень легкий язык.

Английская версия.

Блог Duct Tape Marketing

Я уже достаточно пространно хватил Джона Джанша, поэтому буду краток: отменный блог про маркетинг для малого бизнеса (по-английски). Особенно часто я ссылаюсь на заметку оттуда про систему инструментов для контентного маркетинга, разбитую на семь блоков.

Партнерский маркетинг

Джон Джанш. «Referall Engine»

Еще одна книга Джона Джанша. Прицельно разбирается все, что нужно сделать, чтобы у вас стало больше рекомендаций, партнерских заявок и разного рода «адвокатов бренда». Как я уже говорил, Джанш — эксперт по малому бизнесу, поэтому в первую очередь книга адресована предпринимателям и маркетологам из этой сферы. Но, в отличие от Duct Tape Marketing, эти приемы применимы для бизнеса любого формата. В начале дается система, а вторая половина Referall Engine посвящена практическим советам: как налаживать партнерские сети, как помочь клиентам вас рекомендовать, как сделать реферальную программу основным конкурентным преимуществом и так далее.

В какой-то момент от практических рекомендаций начинает рябить в глазах — освоить за один присест это богатство нельзя. Как и первая книга, входит в топ-100 Amazon в рубрике Customer Service и, как первая книга, прошла мимо скаутов МИФ (слава богу, а то откуда я буду брать идеи для докладов).

Английская версия.

Психологическая литература вокруг рекламы

Вокруг рекламы и продаж традиционно много разной психологической литературы. Я выбрал пару книг, которые мне больше всего запомнились. Уверен, в ваших списках здесь будут какие-то другие названия — подобной литературы, повторюсь, много.

Роберт Чалдини. «Психология влияния»

Классическая книга о том, как можно манипулировать мнением отдельного человека и целых сообществ. Она рассказывает о работе сознания, классифицируя механики восприятия, которые пытаются взломать недобросовестные маркетологи, мошенники и сектанты. Чалдини подробно описывает, как и почему работают социальные доказательства, ощущение дефицита, встречные подарки и другие приемы.

Если вы на белой стороне силы и действительно достойны внимания, просто используйте классификацию Чалдини для того, чтобы более убедительно строить свою аргументацию для посадочных страниц, роликов, обучающих статей и других носителей. Кроме того, сам профессор — очень симпатичный человек, так что вы должны верить всему, что он говорит.

Английская версия, русская версия.

Chip Heath, Dan Heath. «Made to stick»

Вы наверняка слышали ужасную историю про чувака, который пошел в московский клуб, познакомился там с девушкой и радостно повел ее домой — только для того, чтобы утром проснутся в ванне на льду с ужасной болью в теле и со странной трубкой в боку. Позвонив в скорую, бедолага выяснил, что ему вырезали почку. В городе, оказывается, орудует целая банда охотников за органами. Жесть, правда?

Еще более увлекательно, что ту же самую историю с вариациями рассказывают и в Нью- Йорке, и много где еще. Бредовая байка обладает магической притягательностью и легко преодолевает культурные барьеры. Made to Stick — книжка о таких феноменах. Она написана двумя братьями — один рекламщик, второй ученый-психолог. Вместе они увлекательно рассказывают про устройство массового сознания, городские мифы и рекламу. Авторы выводят свод простых для понимания (но сложных в исполнении) правил, которые позволяют идее закрепиться в голове у людей. Есть примеры очень интересных рекламных кампаний, к примеру, подробно разбирается классическая социалка по борьбе с мусором вдоль дорог со слоганом Don’t mess with Texas.

Кстати, если нет времени на книгу, прочтите про Don’t mess with Texas на «Википедии». Там про то, как изменить поведение людей, если им на вас — буквально — насрать.

Английская версия, авторизованных переводов нет.

Для вдохновения

Блог Сета Година

Не нуждающийся в рекламе блог одного из самых известных маркетологов мира. Если вы не читаете Година, начинайте. Пишет кратко, емко, увлекательно. Заодно и английский прокачаете. Одно маленькое уточнение: Сет никогда не дает готовых рецептов из серии «делайте как я, чтобы поднять конверсию на 31%». Он скорее провоцирует вас на глубокие раздумья о маркетинге, ведении бизнеса и человеческих отношениях вообще. Короче, за вдохновением — к Сету Годину.

Рассылка «Мегаплана»

Еще одна не нуждающаяся в рекламе вещь. Замечательный писатель Максим Ильяхов сделал для «Мегаплана» рассылку про бизнес, маркетинг и вокруг. Злые языки даже поговаривают, что рассылка заметно лучше собственно CRM «Мегаплана». Не могу судить — «Мегаплан» у нас не прижился, а вот рассылку читаю. Это еще и эталонный пример российского email-маркетинга. Насколько я понял, Ильяхов больше рассылкой не занимается, поэтому сложно сказать, что будет с ней дальше, но пока что это золотой стандарт, подпишитесь.

Мой список чтения

На закуску предлагаю семь книг, которые я сам еще не читал и потому не имею права рекомендовать, но подозреваю, что они хорошие. Я собираюсь прочесть их в этом году.

Джек Траут. «Позиционирование: Битва за умы»

Главный пробел в моей подборке — Джек Траут. Его точно нужно читать.

Английская версия, по-русски легальной версии в наличии не вижу.

Пако Андерхилл. «Почему мы покупаем, или как заставить покупать»

Психологический научпоп про причины выбора, особен важен для тех, кто работает в e- коммерсе. В оригинальном названии нет ни слова про «заставить покупать», это мрачная фантазия переводчика.

Английская версия, русская версия.

Дэн Ариэли. «Предсказуемая иррациональность»

Еще один научпоп на стыке экономики, маркетинга и психологии. В целом про разные предубеждения, которые отличают живых людей от рациональных «экономических агентов».

Английская версия, по-русски этой книги легально в наличии нет, есть другая примерно про то же — « Поведенческая экономика».

Карл Сьюэлл. «Клиенты на всю жизнь»

Классическая книжка о работе с постоянными клиентами. Смущает то, то написана человеком из автобизнеса, но рекомендуют часто.

Английская версия, русская версия.

Michael E. Porter. «Competitive Strategy»

Здоровенный труд по аналитике конкурентов при построении стратегий.

Английская версия, в переводе не встречал.

Энди Серновиц. «Сарафанный Маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить»

Почему-то эта популярная книжка прошла мимо меня. Не ожидаю особых открытий, но для приличия прочесть надо.

Английская версия, русская версия. Еще я начал читать блог Серновица, на вид очень неплохо, начиная с названия « Damn, I Wish I’d Thought of That!»

Нир Эяль. «Покупатель на крючке»

Бестселлер 2014-го про формирование потребительских привычек, геймификацию и вот это все.

Английская версия, русская версия.

vc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *