Статья для родителей «Психологические особенности младших школьников»
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
(для родителей)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Младший школьник возраст (от 7 до 11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах, дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребёнок уже, как правило, и физически и психологически подготовлен к обучению, к новому, важному периоду в своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа.
Семилетнему ребёнку, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Сомнений в том, нужно ли учиться, у него нет. Но здесь очень велики индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий, задолго до сентября начинают систематическую «осаду» родителей: просят заранее подготовить учебные пособия и школьную форму. Другие идут в школу охотно, но сдержанно и настороженно, а бывают и такие, которые заявляют: «Нет, мама, не уговаривай, в школу я не пойду!». Это вызвано тем, что некоторые родители устрашают детей школой: «Вот погоди, пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся. Там ещё наплачешься!»
Немалое значение имеет и передача «опыта» от более старших к младшим, а так же наглядные впечатления ( вот отец буквально оттаскивает, старшего братишку от телевизора и усаживает учить уроки, а всё нетерпеливая мать раздражённо кричит и шлёпает своего сына, который, с её точки зрения, не хочет понять простых вещей или мажет тетради).
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания, а учение- это серьёзный труд, требующие известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребёнка. Всё чаще и больше приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть целых 10 лет. Он должен научиться жить в коллективе, подчиняться коллективу.
Наши дети учатся по новым программам. Ныне действующие программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие; предъявляются значительно большие требования к психологическому развитию младшего школьника и активно стимулируют его развитие. Цель этих программ: опираясь на уже имеющиеся у ребёнка понятия, представления, знания на свойственную этому возрасту любознательность и пытливость, способствует развитию у младших школьников активного, самостоятельно мышления и познавательных способностей. С точки зрения психологии, действующие программы и учебники, построены вполне рационально.
Очень часто в педагогическом руководстве рекомендуется, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста в семье обязательно имели постоянные обязанности. Родители не всегда понимают психологический подтекст этой рекомендации. Дело заключается в том, что поручение ребёнку определённых обязанностей с периодическим контролем за их выполнением повышает степень самоуважения ребёнка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутренней позиции.
Обязанности ребёнка: покупка хлеба в магазине, проводы младшего
брата в сад и другое. Правильно оценивайте действия ребёнка, возьмите себе за правило как можно реже указывать на ошибки детей, наберитесь терпения и позвольте им обрести уверенность в том, что они способны хорошо выполнить порученное дело. Именно высокие и в то же время посильные требования стимулируют развитие психологии. Дети с ним справляются.
РЕЖИМ ШКОЛЬНИКА 6-9 ЛЕТ В УЧЕБНЫЕ ДНИ
Родителям необходимо учесть, что в этом возрасте дети должны соблюдать режим учения и отдыха. Нельзя чрезмерно переутомлять младшего школьника, однако, следует иметь в веду, что его физическое развитие позволяет ему без перенапряжения и особого утомления, заниматься 4-5 часов (4 урока в школе) — это три академических часа, а остальное на приготовление домашних заданий. Следует разумно чередовать умственную работу школьника с активным отдыхом, строго соблюдать режим дня, вставать в одно и тоже время и ложиться спать.
ПОДЪЕМ……………………………………………………………….6.00 — 6.30
Утренняя гимнастика………………………………………………6.30 — 6.45
ЗАВТРАК……………………………………………………………….7.00 — 7.30
Дорога в школу……………………………………………………….7.30 — 8.00
Учебные занятия……………………………………………………..8.00 — 11.25
Дорога из школы домой…………………………………………11.30 — 12.00
ОБЕД…………………………………………………………………….13.00 — 13.30
Послеобеденный отдых (сон)…………………………………13.30 — 14.30
Пребывания на воздухе (подвижные игры)…………….14.30 — 15.00
Выполнение уроков……………………………………………….15.30 -17.00
(перерыв по 5-10 минут через 30- 35 минут)
Пребывание на воздухе………………………………………….17.00 -18.30
Ужин (свободные занятия: чтение книги,
занятие музыкой, подготовка портфеля)…………………19.00 — 20.00
Приготовление ко сну (вечерний туалет)………………..20.00 – 20.30
СОН………………………………………………………………………20.30 – 6.30
Часто дети приходят на занятия вялые, заспанные, с плохо выученными уроками. Это объясняется тем, что дети допоздна смотрят телевизор или сидят за компьютером. Несомненно, для большинства детей телевидение и компьютер стали большими друзьями, помогающим узнать много нового и интересного. Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо и помнить, что эту пользу надо
ещё суметь извлечь. Количество времени, идущее на просмотр передач, должно быть определено режимом школьника. Для младшего школьника — это
3-4 передачи в неделю, которые специально проводятся для школьника.
В воспитательном отношении эффективны передачи, которые организуют деятельность детей. В телепередачах дают темы для рисунков: объясняют, как сделать занимательную поделку и так далее. Телепередачи помогают не только расширять общий кругозор детей, но и формировать их индивидуальные интересы. Дети, увлекающиеся рисованием, могут узнать много интересного о живописи; дети, любящие животных, черпают интересные сведения об их повадках и жизни, и таким образом получают материал для организации деятельности связанном с предметом увлечения. Поэтому важно родителям просмотреть программу телепередач на неделю вместе с детьми, наметить 3-4 передачи которые будут смотреть дети.
В каждой семье ребёнок твёрдо должен знать, что в определённые часы отводятся для прогулок и игр, чтения книг, просмотра телепередач. И ни в коем случаи нельзя одно подменять другим, например, чтение книг — просмотром телевизора.
На эту тему в каждом классе ведётся с учащимися беседа, учитель советует как лучше организовать учебный процесс и отдых. А в младших классах учитель — это такой авторитет, перед которым часто меркнет авторитет родителей. Дети знают, что учитель научит, поможет, посоветует, правильно разберётся в любой ситуации сложившейся в классе. Поэтому родителям не в коем случаи нельзя подрывать этот авторитет, критиковать учителя в присутствии ученика недопустимо. Если у вас, товарищи родители, возникли какие-то вопросы к учителю, вы усомнились в правильности его действий, с чем то не согласны с ним, придите в школу и в свободной беседе с учителем задайте интересующие вас вопросы.
Родителям надо помнить, что уже в младшем школьном возрасте начинается и заметно происходит формирование ребёнка. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребёнка. Складываются новые отношения с взрослыми (учителями), сверстниками (одноклассниками), ребёнок включается в целую систему коллективов (общешкольный, классный). Включение в новый вид деятельности предъявляет ряд серьёзных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой ориентации, регламентации и режиму. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности — другим людям, к коллективу, к ученикам и связанными с ними обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.
1. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоения моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенное изменение от 1 к 3 классу.
Моральные знания, представления, суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщёнными. К концу 3 класса значительно большее внимание приобретает чтение художественной литература, просмотр детских фильмов. Так же формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего, следуя прямым указаниям старших, в частности, учителя, а ученики 3 класса в гораздо’ большей степени могут совершать такие поступки, по собственной инициативе не дожидаясь указаний со стороны.
2. В младшем школьном возрасте начинает складываться характер. Характеологическике проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью. Иногда можно ошибочно, за черты характера принять временные психологические состояния. Например: учительница считала девочку П. настойчивой, умеющей преодолевать трудности, доводить всякое дело до конца, но длительное наблюдение показало, что настойчивость девочки — это временное психологическое состояние, которое возникает при определённых условиях: когда она видит пример свой подруги К., и когда к тому же её деятельность успешна. Неудачи выбивают её из колеи.
3. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудачи потерять веру в свои силы и возможности. И вот тут-то родителям вовремя нужно помочь ребёнку поверить в свои силы, стоит только больше приложить труда.
Распространение в младшем школьном возрасте недостатки характера: капризность, упрямство — объясняется недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворяются. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа: против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность. Младшие школьники стремятся подражать взрослым и сверстникам, героям любимых книг и фильмов. Это с одной стороны дети подражают и плохому (особенно надо следить за своим поведением родителям, не ссориться в присутствии детей, не браниться, не осуждать поступки соседки в присутствии детей и так далее).
4. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению. Этот интерес надо прививать уже с 1 класса, читать больше с детьми, покупать им книги, знать то и как читают вами дети, беседовать с ними о прочитанном, рекомендовать им ту или иную книгу, записаться в библиотеку.
У многих школьников возникает интерес к технике — современные ракеты, луноходы , космические станции, этот интерес надо развивать, записать детей в соответствующие кружки и студии.
5. В младшем школьном возрасте заложены большие возможности
художественно-эстетического развития детей. Дети обычно очень интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. Важно заметить, склонности детей и умело их развивать (определить в музыкальную школу, в
кружок изобразительного искусства, в кружок художественной самодеятельности).
6. Велико воспитательное значение труда младших школьников, они очень любят уроки труда, их приучаем к самообслуживанию, убирать своё рабочее место, дежурить по классу, по школе, а дома надо приучаться к посильному труду: ухаживать за цветами, мыть посуду, мыть и подметать пол, делать мелкие покупки в магазине.
Очень важно постепенно включать школьников в труд для других, для общей пользы, в доступные виды общественно-полезного труда (уборку класса, пришкольного участка, спортплощадки, изготовление полезных предметов для младших школьников, 3-ий класс для 1-го класса). Дети постепенно сознают, что своим трудом они могут приносить пользу людям- это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. Такие чувства надо закреплять.
Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьёзные сдвиги в психологическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и, потому ответственный период в их жизни — подростковый возраст.
Литература:
Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М.: Академия. Проект, 2001.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 томах — М.: Педагогика, 1980
Крутецкий В.А. Психология общения и воспитания школьников.- М.: Просвещение,1976
multiurok.ru
Материал по теме: Психология младшего школьника
Младший школьный возраст
Психология младшего школьника
В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие ребёнка, вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созревание костей скелета, мышцы становятся крепче и сильнее. Хотя скорость этих процессов не одинакова у разных детей.
Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и других психических функций.
Двигательная деятельность в этот период интенсивно развивается.
Большинство детей психологически подготовлены к школе и они идут в школу с радостью. Ведущей деятельностью младшего школьника становится УЧЕНИЕ, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Он постепенно включается в ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игра, хотя и продолжает занимать важное место, тем не менее, теряет свою главенствующую роль в развитии его личности.
По мере включения ребёнка младшего школьного возраста в учебную, трудовую и общественную деятельность происходит дальнейшее развитие его психики, формируются основные психологические новообразования: абстрактное мышление, произвольность и управляемость психических процессов, рефлексия, самоконтроль, самооценка.
Первоклассник ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Он пока не способен самостоятельно анализировать тот или иной предмет. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся всё своё внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто ученик не может сосредоточить своё внимание на чём-либо из-за недостаточного развития мышления. Поэтому развитие мышления и познавательных процессов способствует развитию внимания младшего школьника, а впоследствии — формированию внимательности как важному качеству личности.
Большие изменения происходят в психических процессах, связанных с памятью. Школьники начинают выделять и осознавать задачу, пользоваться мыслительной операцией воспроизведения при заучивании наизусть, к припоминанию прибегают реже. Конкретно-образный характер памяти младших школьников наиболее ярко проявляется в работе с текстом. Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают такие логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей.
Ко 2-му классу детское воображение становится более реалистичным, что обуславливает развитие критического мышления.
В настоящее время считается установленным и признанным фактом то, что умственные возможности каждого школьника шире, чем представлялось ранее. При специальной методической организации обучения они могут усваивать абстрактные построения, теоретические положения (разумеется, в адаптированном варианте).
В условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоционально-чувственных переживаний младшего школьника. Ранее наблюдавшаяся импульсивность, несдержанность чувств, повышенная эмоциональность уступают место осознанности в проявлении эмоций и чувств, устойчивости эмоциональных состояний.
С поступлением в школу изменяется и образ жизни ребёнка в целом, меняется её режим, складываются новые отношения с окружающими людьми, прежде всего с учителем. В начале обучения взаимоотношения во многом определяются учителем, идут через него. Учитель оценивает успехи, неудачи в учёбе школьника, его нравственные качества в различных ситуациях, а сверстники воспринимают всё это как основную характеристику личностных качеств товарищей. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться оценками поведения каждого ребёнка. У некоторых детей возникает желание подражать хорошему поведению товарищей и отрицать плохое.
В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе может быть разным. В одном случае школьник идёт с желанием в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. В другом — возникает неудовлетворённость ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.
Очень важно знать, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, и к классному коллективу, и к школе в целом.
По материалам пособий Б.С.Волкова, Н.В.Волковой
nsportal.ru
Психологическое консультирование родителей младшего школьного возраста.
«Психологическое консультирование родителей младших школьников».
К 6-7 годам выделяются две группы детей:
1.Дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность;
2.Дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.
Психологическая способность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны. Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточна развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что – либо. Легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами.
Относительно хорошо развита наглядно–образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Ребенок уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.
Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний. Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению.
1.Новообразования начального периода школьной жизни.
Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.
С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения – переходу к обучению в средних классах. Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.
Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.
Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, то есть формируется внутренний план действия.
Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы.
С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов – шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.
Значимым является еще одно новообразование – умение управлять собственным поведением, то есть саморегуляция поведения. До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать…)
Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий. С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.
В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В семь лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия. На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системы анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений, связана с еще не до конца сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и выделять отдельные свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень-уровень произвольного наблюдения. Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания. Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того, чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.
Периоды развития мышления:
1.Преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;
2. Дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.
Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.
У детей младшего школьного возраста есть свои особенности развития познавательных процессов.
В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения.
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.
Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Основная тенденция развития воображения – это совершенствование воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно.
В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Дети постепенно научаются выделять существенные признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у детей постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше развито в этом возрасте непроизвольное внимание. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.
К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна; их внимание легко отвлекается.
2.Консультирование родителей младших школьников
Важно провести с родителями детей младшего школьного возраста беседу о психологических перестройках у детей, связанных с поступлением в школу, об особенностях физического развития.
Резко изменяется весь уклад жизни, социальное положение, положение в коллективе, семье.
Учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины.
Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте – противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.
Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания – путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.
В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико – синтетическая
функция коры головного мозга; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно меняется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.
Необходимо ознакомить родителей со всеми новообразованиями, которые происходят у детей младшего школьного возраста.
Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Она может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, совместных вечеров вместе с детьми. Главная ее цель – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.
Желательно провести с родителями тренинги по общению с детьми, дать необходимо важные рекомендации.
Следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.
Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка могут развиться депрессия и невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.
Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легком объятии… В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Это форма общения должна быть естественной, но не демонстративной и чрезмерной.
Пристальное внимание. Ребенок чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Пристальное внимание – жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка.
Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства .
Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание свидетельствует о том, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
Консультационная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка, стилей воспитания. Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживаниями младших школьников чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой, подчеркивающей даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед.
Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.
Авторитет учителя – важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Родители также должны быть солидарны с учителем в вопросах обучения и воспитания. Должны быть осведомлены и проконсультированы по вопросам особенностей развития психики и физического развития детей на данном возрастном этапе.
Совместное сотрудничество учителя и родителей, даст наиболее положительные и эффективные результаты в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Литература:
1.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/В.Г.Асеев, М.: Просвещение, 1976.-258с.
2.Ахутина, Т.В. Дети с трудностями учения/Т.В.Ахутина, М.: Прометей, 2005.-110с.
3.Выготский, Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций/Л.С.Выготский, М.: Просвещение, 1995.-500с.
4.Дружинина, В.И. Психология/В.И.Дружинина, М.: Литература,2000.-326с.
5.Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.: Международная педагогическая академия,1995.-324с.
6.Зак, А.З. Как определить уровень развития мышления школьника/А.З.Зак, М.: Знание,1982.-202с.
7.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/Е.Е.Кравцова, М.: Педагогика, 1991.-119с.
8.Крутецкий, В.А. Психология/В.А.Крутецкий, М.: Просвещение, 1974.-330с.
9.Фотекова, Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте/Т.А.Фотекова, Абакан: Книга, 2004.-179с.
10.Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей школьного возраста/Л.М.Шипицына, М.: Речь, 2003.-240с.
infourok.ru
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Библиографическая ссылка на статью:
Костина В.К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста в семье // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2383 (дата обращения: 12.11.2015).
Как организовать выполнение домашних заданий
Успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.
Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного).
Возьмите на заметку, что в начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час.
Каждые 45 минут не помешает отдохнуть: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру «разожми кулачок», нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это «ленивой восьмеркой», а можно и цветы полить, и с собакой поиграть.
Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00. Плотно пообедать надо не меньше, чем за час-полтора до этого, но и голодным садиться за уроки не стоит.
С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Если человек входит в работу легко, но быстро устаёт — начинать лучше с самых трудных заданий, если врабатывание растягивается, долго раскачивается — начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак — надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного.
Уважаемые родители, дедушки и бабушки!
Помните! Домашнее задание задают вашему ребёнку! Помощь необходима только в том случае, если у ребенка есть некоторые сложности в развитии познавательных навыков. В этом случае неплохо ещё и посоветоваться со специалистом, чтобы не навредить.
Как помочь учиться Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали”.
Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся”, «веди себя хорошо”, «чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов — первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится”, «давай разберемся вместе”, «я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Родителям о наказаниях
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Если вы шлепаете ребенка «под горячую руку», это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете того от ребенка.
Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства — любовь и ненависть — как сразу возникнет конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным.
Наказание может заставить ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказания
Терпением.
Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением.
Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Отвлечением.
Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью.
Не спешите наказывать сына или дочь — подождите, пока поступок повторится.
Наградами.
В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Как поддержать самоценность ребенка
Безусловно, принимайте ребенка!
Активно и заинтересованно выслушивайте рассказы о его переживаниях и потребностях.
Чаще бывайте с ребенком (играйте, читайте, гуляйте и т.п.)
Не вмешивайтесь в те его занятия, с которыми он справляется сам. Помогайте, когда он просит.
Поддерживайте каждый успех.
Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку.
Конструктивно решайте конфликты.
Используйте в повседневном общении приветливые фразы, ласковые слова.
Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день.
Как привить интерес к чтению у детей
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.). Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети больше читают.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
В доме должна быть детская библиотечка.
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Copyright MyCorp © 2016
Источник: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2383
infourok.ru
5.Психология младшего школьника
5. Психология младшего школьника.
1. Особенности развития младших школьников.
2. Познавательная деятельность и развитие психических процессов.
3. Нравственное развитие и формирование самооценки.
4. Особенности отношений со взрослыми и сверстниками.
Основные понятия: мотивы учения, произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, школьная адаптация.
Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Ребенок к концу дошкольного возраста готов к ней. Происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Нервные процессы становятся более подвижны и уравновешенны, но возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физическая выносливость, работоспособность детей, но все это носит относительный характер – работоспособность падает во второй половине урока. Изменяется социальная ситуация. Перестраивается системы отношений с людьми и обществом. Возникновение новых обязанностей. Все это в начале обучения создает проблему адаптации ребенка в школе. Которая у всех протекает по разному и может длиться до нескольких месяце. Выделяют высокий, средний и низкий уровень адаптации.
В процессе учебы развивается познавательная деятельность. Происходит овладение приёмами и способами запоминания и воспроизведения. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания значительно выше, но затем оба типа памяти претерпевают такие качественные изменения, благодаря которым устанавливается их тесная взаимосвязь. С освоением логического усвоения материала развивается и смысловая память. Особенности восприятия и внимания. Возрастные возможности и ограничения в развитии внимания, наблюдательности. Динамика развития воображения. Развитие речи, составление письменной речи. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности.
Мотивация учения, её динамика. Преобладание социальных мотивов. Формирование внутренней мотивации учения, через культивирования познавательных интересов. Формирование мотивации достижения успеха или избегания неудач. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Овладение основными элементами учебной деятельности, типичные трудности. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников. Способы их профилактики
В младшем школьном возрасте ребенок овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с развернутой системой моральных требований. В процессе их освоения и при правильном воспитании, у ребенка формируются моральные и нравственные качества которые становятся внутренним и органическим достоянием личности
В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети ориентируются, как их оценивают учителя. Оценка успеваемости в начальной школе по существу является оценкой личности в целом. Высокие оценки влияют на самооценку положительно, низкие – отрицательно. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетентным в учебе, его личное развитие искажается. Адекватная самооценка и чувство компетентности во многом зависят от атмосферы психологического комфорта в классе и поддержки.
Особенности отношений со взрослыми и со сверстниками заключаются в том, что учитель выступает для ребенка центром всей его жизни. На учителе завязано непосредственно эмоциональное самочувствие ребенка. Авторитет учителя нередко бывает выше авторитета родителя. Отношения со сверстниками тоже очень часто определяются учителем. Он ответственен за тот климат, который складывается в классе. Отношения со сверстниками складываются на основе внешних отношений (рядом живут, сидят за одной партой). К концу возраста начинает складываться индивидуальный подход.
Вывод. Младший школьный возраст – это начало школьной жизни, и во многом эмоциональное состояние, эффективность его развития и уровень самооценки ребенка зависят от его компетентности в учебной деятельности.
Вопросы
1. Какие возрастные особенности младшего школьника необходимо учитывать в процессе организации его учебной деятельности.
2. Какие основные новообразования этого возраста, в чем их актуальность для дальнейшего развития.
studfiles.net
Психологические особенности младшего школьника
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
urok.1sept.ru
Психология обучения младшего школьника.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «КАРЬЕРА»
Контрольная работа
по программе
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ (УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ)»
Выполнила:
Тимофеева Н.В.
Проверил:
к.п.н., Сидорова С.Н.
Волгоград 2015
1.Психология обучения младшего школьника.
Характеристика учебной деятельности. Итак, ребенок стал школьником. Основной его деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания — путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений. Описание дает учитель, или оно содержится в учебнике. С каждым днем знания учащихся совершенствуются — увеличивается количество сведений, представлений и понятий, усвоенных школьником, знания становятся все более точными. глубокими и осмысленными, ученики постепенно подходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания объединяются в определенные системы.
В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников. Хотя заучивание играет в учебной деятельности младших школьников весьма важную роль, но строить обучение на эксплуатации памяти ученика — большая ошибка. С самого начала обучения учитель старается, чтобы учащиеся осмысливали полученные сведения, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы.
Динамика отношения к учению. Правильное отношение к учению формируется у младших школьников далеко не сразу. Как указывалось, семилетние дети обычно положительно воспринимают перспективу школьного обучения. Можно даже говорить о наличии у детой своеобразной потребности в этом. Но указанная потребность отличается характерными особенностями. Это, точнее говоря, еще не потребность в учении, овладении знаниями, умениями и навыками, не потребность узнать новое, познать явления окружающей действительности, а потребность стать школьником, что не одно и то же.
Потребность стать школьником сводится к желанию изменить свое положение маленького ребенка, подняться на следующую ступень самостоятельности, занять положение «старшего» 0 «занятого» члена семьи. А как же иначе: у ребенка появилось свое место для занятий; когда он делает домашние задания, все уважительно ходят вокруг и стараются ему не мешать; утром он, как и папа, идет «на работу». Хотя ребенок и слышит от родителей, от учителя слова о сущности и значении школьного обучения и даже может повторять, что «учиться надо, чтобы приносить пользу Родине», но на первых порах до его сознания еще не доходит глубокий смысл этих слов, он по-настоящему не понимает, зачем надо учиться. Если спросить первоклассника вскоре после 1 сентября, что ему особенно нравится в школе, он чаще всего ответит так: «Как учительница учила руку поднимать»; «Как мы завтракали»; «Как надо вставать, когда учительница входит».
Но вот проходит некоторое время, и ученик обнаруживает, что учение — это не своеобразная новая игра, а труд, требующий усилий, напряжения, самоограничений. Приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. То и дело слышишь: «не вертись», «не мешай», «не разговаривай». Если ко всему этому ребенок не привык, если он пользовался излишней свободой дома, родители не требовали строгого соблюдения им режима, то у него часто наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению.
Учитель должен мягко, но настойчиво приучать школьника к никому режиму жизни, внушать ему мысль, что учение не праздник, не игра, а серьезная, напряженная работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом учения школьника постепенно становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родных. На первых порах многие первоклассники не понимают конкретного значения отметки, для них важен тот факт, что учители как-то отнесся к ним, как-то отреагировал на их работу. Неоднократно отмечались такие случаи, когда ученик с гордостью сообщает дома, что он получил «большую красивую отметку» (тройку), или когда один ученик с гордостью заявляет другому: «У меня две отметки, а у тебя только одна» (две тройки против одной пятерки). Впрочем, поскольку отметка сопровождается комментарием учителя, правильное понимание ее значения наступает довольно быстро.
Итак, высокая отметка становится важнейшим мотивом учения. Хорошо ли это? Психологи провели интересный эксперимент: через некоторое время после проведения контрольных работ они задавали младшим школьникам вопросы: «Какую отметку ты получил?»; «Какие допустил ошибки?»; «Как ты их исправил?» Оказалось, что свои отметки помнят все ученики без исключения. Ошибки свои запомнили лишь пятая часть учащихся, а то, как их исправили, еще меньше. Получается, что вначале ученики вообще не понимают значения отметки, а когда начинают понимать, отметка у них заслоняет все. Отметка становится самоцелью учения. Поэтому во многих школах (например, Грузии) сейчас проверяется эффективность безотметочного обучения в начальных классах, конечно, при сохранении развернутой словесной оценки учителем достижений ученика.
Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности, без осознания ее значения. В произношении звуков, написании элементов букв еще очень много от игры. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Ученик начинает понимать, что учение дает возможность узнать много интересного и полезного. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям, осознанным чувством долга.
Динамику мотивов учения младшего школьника можно схематично иллюстрировать следующими последовательными его ответами на вопрос о том, зачем надо учиться: «Потому что на уроках интересно руку поднимать»; «Чтобы не огорчать маму»; «Чтобы пятерки получать»; «Чтобы узнать много интересного»; «Чтобы, когда вырасту, приносить пользу людям».
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед. Младшие школьники, особенно первоклассники и второклассники, испытывают, например, чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель, желая поощрить их и стимулировать у них желание работать лучше, говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а как настоящие ученики!»; «Ты уже пишешь гораздо лучше: сравни, как ты написал сегодня и как писал неделю назад. Молодец! Еще немного усилий, и ты будешь писать так, как надо!» Для формирования положительного отношения к учению очень важно закреплять эту радость от успеха.
Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Никаких сомнений у детей по поводу действий учителя не возникает. Никаких объяснений, мотивировки от учителя в оправдание его слов и действий первоклассники и второклассники, как правило, не требуют и не ждут. Учитель должен тем не менее разъяснять, почему надо действовать так, а не иначе, почему один поступок хорош, а другой — плох. Во-первых, потому, что цель воспитания — сознательная дисциплина, а не слепое послушание, а во-вторых, потому, что к концу II класса школьник уже и сам будет ставить вопрос: «Почему надо делать так, а не иначе, почему это хорошо, а это плохо?»
Авторитет учителя — важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Умело пользуясь им, опытный учитель успешно формирует у школьников организованность, трудолюбие, положительное отношение к учебным занятиям.
2.Характеристика личности младшего школьника.
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в единую систему коллективов (общешкольный, классный, октябрятскую звездочку), включение в новый вид деятельности (учение) — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении повой системы отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю.
Моральное развитие. Конечно, моральное развитие и воспитание ребенка начинается задолго до поступления в школу. Но только в школе он ставится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющих и регламентирующих его поведение в школе, на улице, в общественных местах, которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от I к III классу, становятся более четкими, определенными. Моральные суждения первоклассников обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей. У учащихся II —III классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (эти указания воспринимаются теперь более осознанно), сказывается и умение анализировать опыт других людей, и значительно большее влияние художественной литературы, детских кинофильмов. Это же характеризует и моральное поведение. Если дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указании со стороны. Воля, темперамент и характер. Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу, — общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7—8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умеет всесторонне обдумывать спои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки.
В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно наблюдать проявления всех четырех типов темперамента. В главе «Темперамент» были описаны проявления этих типов и даны рекомендации, как учитывать особенности темпераментов младших школьников в учебно-воспитательной работе. При правильном воспитании есть полная возможность выправить некоторые отрицательные проявления темпераментов: у холериков выработать сдержанность, у флегматиков — активность и быстроту, у сангвиников — терпение и усидчивость, у меланхоликов — общительность и уверенность в себе. Воспитывая волю и характер у младших школьников, учитель приучает их управлять своим темпераментом.
Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений,. по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребенка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер еще только формируется, важно предупредить превращение этих часто временных, случайных психических состояний в черты характера.
infourok.ru