Функции общения в психологии: основные понятия и примеры
Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.
Основные функции
Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.
Коммуникативная
Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.
Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова.
Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.
Интерактивная
Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий. Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов. Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.
Перцептивная
В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.
Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное.
Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.
Дополнение
Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:
- контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
- информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
- побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
- координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
- эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
- формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
- оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
- самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
- социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.
Заключение
Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию. Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность. Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.
Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина
qvilon.ru
Виды функций и уровни общения.
Министерство образования саратовской области гапоу со «Саратовский областной педагогический колледж
Контрольная работа по
Психологии общения.
Тема: Виды функций и уровни общения.
Выполнила студентка
группы 011
Величко Ольга Алексеевна.
Саратов 2015
Содержание:
1. Определение общения.
2. Уровни общения.
3. Виды общения.
4. Функции общения.
Список используемой литературы
1. Определение общения
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения — информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
2. Уровни общения
Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней общения.
Примитивный
Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Пьяный без стеснения исповедуется незнакомому ему человеку в автобусе. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих. Подобное также можно наблюдать, когда приходится иметь дело с бюрократической системой или с невежливым продавцом. Заметьте, что словарный запас у таких людей обычно довольно скуден; темп речи непомерно быстр, потому как единственная цель — подавить вас, сбить с толку; а отношение к общению с вами, как к разговору со стулом, на котором вы сейчас сидите, т.е. никакое. Ваше обращение к такому собеседнику должно быть направлено на то, чтобы умерить его пыл, при этом не повышайте тон, говорите размеренно. Если вы проявите учтивость, но при этом будете тверды и где-то даже жесткими в своем обращении, сложно будет ответить на это агрессией. Юмор с вашей стороны будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хоть и какого-никакого, но вашего собеседника. Обычно главная ошибка людей состоит в том, что они используют не тот уровень общения, который требуется в конкретной ситуации. Например, часто чересчур воспитанные люди пытаются говорить с хулиганами дружелюбно и доверительно, что конечно, делать нельзя. Будьте жестким и даже невежливым, когда это необходимо. Юмор будет уместен только в случае, если не будут затронуты личные качества хулиганов.
Манипулятивный
Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения — неотъемлемая часть многих профессий (дипломат, менеджер по продажам). Зачастую манипуляция необходима для некоторых бытовых процессов (жена косвенно дает мужу понять, что ей нечего надеть, вынуждая его, таким образом, по своей воле приобретать новую шубу). Часто манипуляция характеризуется имитацией — заинтересованности, учтивости. Угроза и лесть тоже являются крайними формами манипулятивного уровня общения. Манипулятивный уровень может надевать личину любого другого из уровней. Распознать манипуляцию можно по общей неестественности ситуации, например, человек, всем внешним видом определяемый как носитель примитивного типа общения, говорит на духовно-доверительном уровне.
Деловой
Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения — поэтому это не является манипуляцией (впрочем, грамотный игрок сможет легко совместить сразу несколько уровней общения, исходя из его задач). Деловой уровень общения в повседневной жизни применим к людям, с которыми необходимо соблюдать определенную дистанцию. Деловитость — это еще и сознательное, серьезное восприятие собеседника, поэтому этот уровень общения в какой-то мере применим не только в деловых предпринимательских отношениях.
В семейной жизни этот уровень позволит избежать примитивных контактов. Например, спор из-за мытья посуды в семье будет улажен быстрее, если решать эту проблему на деловом уровне общения.
— Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
— А я разве не устаю, когда каждый день хожу на работу?
Это — неправильная формула поведения, проблема не решается, контакт происходит на примитивном уровне, уровне чисто личных эмоций. Правильной формулой будет следующее поведение.
— Я устала ежедневно мыть посуду по пять раз в день!
— Я тебя понимаю, но я еще и ежедневно хожу на работу. Давай договоримся так, я буду мыть посуду на выходных, когда я свободен. Или, если хочешь, мы можем распланировать график, и чередоваться по четным и нечетным числам.
Игровой
Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными. Так, несколько приятелей, оживленно разговаривая и обмениваясь шутками, не замечают, как выстраивается достаточно длинная логическая цепочка. Кокетство женщин — также один из ярчайших примеров общения на уровне взаимной игры.
Этот уровень общения напрямую связан с чувством юмора, он очень важен для любых неформальных отношений. Например, семейные отношения вряд ли будут достаточно гармоничными и постоянно обновляющимися без взаимной игры и юмора.
Бывает, что люди с определенным типом характера и темперамента применяют игровой уровень в разговорах, требующих совсем другого уровня общения. Вовсе не значит, что эти люди не способны к серьезным действиям, просто это следствие определенного склада психики. Такие люди принадлежат к психотипугипертимов (жизнерадостные, энергичные люди). К слову сказать, если нас чрезмерно раздражают подобные оптимисты, может это нам стоит задуматься, не слишком ли мы серьезно относимся к жизни?
Духовный
Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения.
Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.
Ситуация: Она показывает Ему тетрадку своих школьных стихов, а Он, вместо того чтобы проявить заинтересованность, отпускает реплику: «Я-то думал, что ты о чем-то серьезном». Эта модель поведения в корне неверна. Она предлагает Ему общение на духовном уровне, Он же воспринимает это на уровне примитивно-деловом. «Хм, а у тебя получались неплохие сонеты» — должен сказать он.
Уровень масок
Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные — ничуть не реже мы сталкиваемся с кем-то просто взглядом, молча жмем кому-то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок.
Заметьте, что когда вы говорите не совсем искренний комплимент, вы одеваете маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). Формальный уровень характеризуется поддержанием о себе определенного впечатления и сохранением определенной дистанции. Уровень поддержания контакта — общение людей в более непринужденной манере, общение на уровне фактов и мнений. Уровень стандартной беседы представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.
Если необходимо — пользуйтесь масками, иногда ваше истинное настроение не стоит показывать собеседникам, так как любое отступление от нормы может быть неправильно воспринято. Ваше дурное настроение при общении с клиентом, или ваше излишне приподнятое настроение на поминках будут не совсем уместны.
Стоит отметить, что постоянное общение в маске зачастую очень мешает проявлениям собственного «Я». Предположим, если уместно быть вежливым и сдержанным на улице, то в общении с любимой, друзьями это будет даже опасно.
Светское общение.
Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Общение в критической ситуации
Существует также особый уровень — общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека — первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости — не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы.
Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться — это еще и просто приятно!
3. Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
a. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
b. Когнитивное (обмен знаниями)
c. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
d. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
e. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
a. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
b. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
a. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу — руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.).
b. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).
c. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).
d. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:
1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3) Обсуждение интересующей проблемы.
4) Решение проблемы.
5) Завершение контакта (выход из него).
4. Функции общения
Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 1996
2. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1979
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972
4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976
5. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. — М., Просвещение, 1994
6. Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. — М., Просвещение, 1994
infourok.ru
Функции общения в психологии
Общение – это сложный многоуровневый процесс выстраивания отношений между людьми. Ни у кого не возникнет желания подвергнуть сомнению то, что общение непрерывно связано с обменом информацией, пониманием и восприятием между собеседниками. Психологи считают, что значимость и потребность человека в общении является обязательным условием становления и развития личности.
Как известно, функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.
Основные функции общения в психологии:
- Коммуникативная функция общения.
- Познавательная функция общения.
- Психологическая функция общения.
- Информационная функция общения.
- Креативная функция общения.
Самая распространенная, на уровне инстинктов применяемой является коммуникативная функция общения. Смысловая нагрузка функции заключается во взаимной передаче своих умений, знаний, навыков между собеседниками. Человек стремится не просто поделиться информацией, но и убедиться в том, что собеседник понял его.
Следующая функция – познавательная функция общения — тесно связана с коммуникативной функцией, но главнейшее отличие состоит в том, что человек стремится узнать новое от собеседников, которым он доверяет и не подвергнет полученную информацию сомнению или проверке.
Получая или не получая удовлетворение от общения, человек неосознанно использует в жизни психологическую функцию общения. Как сообщают эксперты, эта функция включает в себя эмоциональный комфорт человека, положительные моменты, связанные с межличностной коммуникацией.
Информационная функция общения, как считают теоретики, состоит в передаче устного сообщения.
Самая нестандартная и креативная функция общения заключается в том, что при взаимодействии (создание и разработка проекта, поиск новых решений или написание курсовых и дипломных работ, в конце концов) людей появляется нечто новое, уникальное.
Из статьи вы узнали об основных функциях общения в психологии, теперь при контакте с людьми вы, помня о них, сможете получить больше пользы, положительных эмоций и удовлетворения. Помните о функциях общения, они обязательно помогут вам быстрее и эффективнее находить точки соприкосновения с собеседником.
womanadvice.ru
Виды и функции общения в психологии
Общение между людьми играет решающую роль в их развитии и становлении. Без коммуникации с окружающими человек не сможет полноценно развиваться и достигать своих целей. Функции общения в психологии классифицированы по-разному, но надо постараться выделить и описать основные из них.
Сущность общения
Общение очень важно, оно обязательно должно присутствовать в жизни каждого человека, причем желательно с малых лет. Дети, которые не посещали детский сад, впоследствии испытывают некоторые трудности в общении со сверстниками в школе, да и в будущей жизни в целом. Они более замкнуты, чем те, кто не сидел дома, им труднее находить контакт, искать друзей, выражать свои мысли. Общение с детьми должно начинаться как можно раньше. Есть такое понятие, называемое ситуативно-личностным общением, которое формируется на втором месяце жизни малыша и выражается в обмене положительными эмоциями между маленьким человечком и взрослым.
Общаясь между собой, люди учатся искать компромиссные решения, договариваться, отстаивать свое мнение, заявлять о себе, совершенствовать свои ораторские задатки. Ученые доказали, что если в какой-либо группе людей исключить элемент общения, то эти люди не смогут достичь поставленных целей.
Функция общения для человечества представляет нечто настолько важное и незаменимое, что обойтись без него категорически нельзя. Развитие общения с детства должно стать одной из главных задач для родителей, а впоследствии и для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Социальная психология общения включает в себя установление взаимоотношений между людьми в каком-либо социуме.
Определяем функции
Итак, как же определить основные функции общения в психологии? Надо отметить, что единого научного мнения не существует до сих пор, поэтому можно встретить различные классификации этого понятия. Лучше всего начать с общего определения. Оно подразумевает, что общение между людьми происходит для достижения самых разных целей.
Вот на этом основании функции общения можно поделить на разные группы и виды
- Регулятивно-коммуникативная функция. Она подразумевает, что все люди общаются между собой, передают друг другу информацию, используя какие-то конкретные общепринятые стереотипы поведения в обществе. Таким образом, каждый человек негласно перенимает те или иные правила и нормы поведения и начинает себя вести соответственно. Тут можно отметить, что эта функция состоит в уяснении для себя и для окружающих людей определенных норм и типов поведения и передача их другим людям. Именно благодаря этой функции удается достигать целостности общества, единения его в каком-то мнении и способности этого общества решать определенные задачи с достижением поставленной цели.
- Эффективно-коммуникативная функция. Этот вид является как бы дополнением к первому и предполагает сопровождение общения «живыми» эмоциями. Ведь люди практически не в состоянии передавать друг другу информацию как роботы. Так или иначе, но они придают своей речи какую-то эмоциональную окраску. Эта необходимость объясняет использование «смайликов» при общении в интернет-пространстве для более точной и полной передачи информации.
Все функции общения психология трактует по-разному, так как само общение состоит из множества аспектов. Но в более узком смысле можно выделить очень интересную классификацию функций в зависимости от поставленных целей:
- контактная предполагает общение для налаживания отношений с другим человеком или группой людей;
- побудительная функция используется для того, чтобы подвигнуть человека на совершение каких-либо практических действий;
- информационная ставит своей целью передачу или обмен информацией;
- координационная функция — это общение для составления общего согласованного плана действий в работе;
- эмотивная — передача чувств и эмоций, которые хочется выразить;
- педагогическое общение стоит особняком, так как совмещает в себе все вышеперечисленные цели. Общение между учителем и учеником гораздо сложнее и содержательнее, чем просто передача информации. Здесь присутствуют и установление контакта, и координация действий, и побуждение, и информирование и т.д. Также обязательно наличествует и перцептивный элемент, который подразумевает одновременно восприятие информации, осмысление ее и (что очень важно) личную оценку, составление своего собственного мнения. Это объясняется тем, что в процессе взросления ребенок (а потом и подросток) проходит по очереди все стадии становления и взросления личности.
Видео: Психология общения
bitnet.ru