Методическая разработка по психологии по теме: Психологические особенности почерка
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЧЕРКА
(сценарий урока по слайдам)
Цели урока:
— проведение творческого самоисследования;
— повышение психологической грамотности;
— повышение мотивации педагогов к саморефлексии.
Задачи урока:
— способствовать психологической разгрузке учителей;
— развивать воображение, нестандартность и креативность мышления;
— самовыражению (самоактуализации) личности.
Материалы и оборудование:
листы А 4, ручки, видеооборудование для презентации (компьютер, проектор или электронная доска)
Ответственный за подготовку сценария урока и обучение педагога-стажера – Булахова Виктория Алексеевна, начальник психолого-педагогического отдела Образовательного Центра ОАО «Газпром».
Ведет урок студентка 1 курса МПГУ им. Ленина (выпускница Образовательного Центра ОАО «Газпром» 2012 года) – Гришина Анастасия.
ХОД УРОКА
1 часть — вводная (5 мин)
Слайд 1
Здравствуйте. Сегодня у нас в школе день самоуправления. Меня зовут Гришина Анастасия, и я веду у вас урок. Для того чтобы приблизиться к теме сегодняшнего занятия, выполните небольшое задание. Возьмите лежащие перед вами чистые листы бумаги. Напишите, пожалуйста, на них данный текст. (Текст может быть изменен).
«Каждый из нас уникален. Я – единственная(ый) и неповторимая(ый). Я – нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как Я. Я стараюсь помнить об этом, когда смотрю на другого человека, на другую неповторимую и многогранную личность». (Поставьте подпись.)
Отложите листочки в сторону. То, что Вы написали, мы проанализируем немного позже.
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы поговорим о связи почерка и психологических особенностей характера человека.
Каждый из нас обладает не только уникальной внешностью, своим характером, темпераментом, голосом, но и имеет свой собственный почерк. Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроения.
У каждого человека есть свой стиль жизни, свои устои. Изначально, во время становления характера человека, устанавливается и почерк. В мире не существует одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров. Даже если на первый взгляд кажется, что почерки и характеры людей похожи как две капли воды, на самом деле это не так, они индивидуальны. Наука об изучении почерка человека, называется графология. В 1872 году французский аббат Мишон написал книгу «Система графологии», впервые употребив этот термин.
Слайд 2
О связи почерка с характером знали еще в древности. Проявления интереса к почерку можно найти в сочинениях Конфуция и Аристотеля. Конфуций в одном из своих трудов написал: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
В Европе графологическая наука очень популярна. В нашей стране психологический смысл почерка актуален при приеме на работу, в области криминалистики и клинической психологии.
2 Основная часть – теория с презентацией (12-15 мин)
Слайд 3
Существует много вариантов написания букв, слов и предложений. Классифицируют их по разным признакам – графологическим критериям. Вы видите основные из них.
Слайд 4
Нажим на карандаш или ручку
(Чтобы определить степень нажима, лист переворачивают текстом вниз и проводят подушечками пальцев по поверхности бумаги.)
Сильный нажим характеризует решительную и энергичную натуру, которая проявляет интерес к новому окружению и активным людям. Им удается сочетать идеализм с интересом к материальной стороне жизни, выбирать деятельность, связанную с общением с людьми. Неудача может лишь подхлестнуть их активность. Это экстраверты.
Слабый нажим выдает натуру чувствительную к людям и окружению, творческую личность. Они могут проявлять нерешительность, склонны к рефлексии. Такие люди тяготеют к идеализации мира, обладают тонким вкусом и критическим умом. Часто это интроверты.
Средний нажим характеризует человека уравновешенного, спокойного, целеустремленного. Такие люди предсказуемы, они обдумывают каждый свой поступок
Зачастую при написании текста, человек может совмещать несколько видов нажимов. Это означает, что человек – разносторонняя личность.
Слайд 5
Направление строк
Если строка прямая, то автору присущи такие черты, как уравновешенность, сдержанность, последовательность, логика, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, любовь к порядку.
Волнистая строка говорит о том, что у человека гибкое мышление, он умеет находить дипломатичный выход из сложных ситуаций.
Поднимающиеся вверх строки характеризуют людей с эмоциональным подъемом, уверенностью, инициативностью. Они амбициозны, стремятся стать успешными во всех своих начинаниях и делах. Оптимисты.
Строки, уходящие вниз, чаше бывают у людей пассивных, замкнутых. Им нужно время для «раскачки». Часто это пессимисты.
Слайд 6
Наклон букв
Косой наклон (А) говорит об эмоциональности, сердечности, готовности к сочувствию, логичности в действиях и поступках.
Почти лежащий наклон (Б) сообщает о невоздержанности, вспыльчивости, сентиментальности своего «владельца».
Вертикальный почерк (Д) указывает на наличие сильной воли, самообладания, проявление сдержанности, нравственности, уравновешенности.
Наклон букв влево (В) заявляет о контроле ума над чувствами, неестественности, хитрости, скрытности своего обладателя.
Сильный наклон букв влево (Г) утверждает, что контроль над эмоциями настолько силен, что может подавлять чувства. Обладатели такого почерка могут производить впечатление холодных и сдержанных, пряча бурю эмоций. Таких людей трудно понять, общаясь с ними, нужно быть готовыми к эмоциональному взрыву.
Наклон букв в разные стороны свидетельствует о неуверенности, нерешительности, частых сменах настроения, внутреннем разладе между чувствами и разумом, склонности к различным видам деятельности, часто встречается у людей не определившихся в профессии.
Слайд 7
Поля
Широкие поля характеризуют человека уверенного, деятельного, с широкой натурой.
Слишком широкие поля говорят о щедрости, хвастовстве, расточительности, гордости, стремлении к оригинальности, роскоши, блеску, изысканным привычкам и манерам.
Если поля средние или узкие, то автор строк может отличаться деловитостью, скромностью и бережливостью.
Отсутствие полей может указывать на естественность, непосредственность, а также мелочность, скупость.
Слайд 8
Расстояние между строками и словами
Если строчки и слова наползают друг на друга – перед вами образец письма бережливого человека.
Если между словами и строками большие пробелы – это показывает, что человек щедр.
Чем больше расстояние между словами, тем сильнее тяга к расточительству. Тот, кто пишет крупными буквами, и при этом расстояния между словами весьма большие, склонен к крайне непрактичным и даже экстравагантным тратам.
Слайд 9
Форма букв
Закругленные буквы говорят о доброте и отзывчивости человека, склонности к сотрудничеству. Эти люди удовлетворены лишь тогда, когда работают вместе с другими людьми. Они склонны ждать, что кто-то другой проявит инициативу, могут быть пассивными. Не настаивают на своем, чаще соглашаются с мнением большинства. Их легче понять, чем людей с острым почерком.
(Если в округленном почерке среди заглавных букв появляются угловатые, то этот человек может «встать в позу».)
Угловатые буквы присущи людям независимым, обладающим критичным умом и желанием составлять и осуществлять собственные планы, настаивать на своем, умеющим энергично и напряженно работать. В крайних случаях – упрямым, неуступчивым, требовательным, резким.
Каллиграфический почерк, как правило, наблюдается у людей очень дисциплинированных и аккуратных, но и несамостоятельных.
Аркадический (выгнутый) и гирляндический (вогнутый) почерк – письмо где буквы И, Ш, Т, Н выглядят одинаково.
Аркадичность в почерке характерна людям, главным образом обращающим внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность почерка выявляет в авторе интерес к скрытым смыслам и внутренним переживаниям.
Слайд 10
Размер букв
Размер почерка говорит об общительности человека.
Так, обладатель крупного почерка (6-7 мм и более) легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей, хочет быть в поле зрения окружающих. Также крупный почерк свидетельствует об уме, уверенности в себе, активности.
Мелкий почерк (до 3 мм) указывает на сдержанность, замкнутость и, возможно, скрытность. А также на способность к концентрации внимания.
Средний размер букв (4-5 мм) характерен для большинства людей и не может быть самостоятельным критерием.
Слайд 11
Связь букв в слове
Сплошная связность (все буквы связаны) — предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса.
Ровное число перерывов и связей — уравновешенность, умение согласовать идеалы с реальной действительностью.
Изолированность связок (несвязанность букв) — непрактичность, мечтательность. Слабое логическое и абстрактное мышление, преобладание интуиции. Развитое эстетическое чувство.
Полная изоляция букв — крайность, свидетельствующая о потребности к самоутверждению, позерству. Чаще всего встречается у поэтов, писателей, художников. (См. Есенин 1925 год)
Слайд 12
Фигурация слов
Увеличивающиеся к концу слова буквы — доверчивость, искренность, непринужденность, простота в обращении (в сильной степени — сентиментальность).
Клинообразное окончание слов — сдержанность, скрытность, осмотрительность.
Слайд 13
Приверженность традициям или современным идеям
Начальный штрих – признак традиционного ума, не сразу принимает новые идеи, постепенно двигается в сторону новшеств.
Начальный штрих отсутствует – нет сомнений в отношении новых идей, готов принимать их на вооружение.
Заключительный штрих (вытягивается после букв в конце слова) – фантазия, впечатлительность, чувство юмора, оптимистичность.
Буквы как в п.4 или печатные — разрыв с традициями, ориентация на современность.
Слайд 14
Заглавное «Я», а также другие заглавные буквы
Если в заглавной букве «Я» (или в другой заглавной букве) присутствует раздутая петля, то это явное свидетельство, что человек старается привлечь к себе внимание. Чем больше петля, тем сильнее желание быть замеченным. Этот человек общителен, любит быть в центре внимания.
Маленькое простое «Я» (или другая заглавная буква) показывает, что человек хочет избежать всяческого внимания со стороны. Он осторожен и медленно идет на сближение.
Слайд 15
Украшение букв, слов
Украшенность слов (особенно в заглавных буквах) длинными дугами, завитками, петлями и т. п. подчеркивает воображение, желание привлечь к себе внимание, болтливость, самодовольство, хвастливость. У артистов и публичных людей очень часто встречается такой почерк.
Вот так, зная основные критерии оценки почерка, а также обладая определенным опытом в этой области, можно составить небольшой психологический портрет человека. В психологической диагностике анализ почерка может быть важным дополнением к основным психодиагностическим методам (наблюдению, интервью или беседе, тестовым опросникам и проективным методикам).
Слайд 16
3 часть — работа в группах — учителя анализируют текст, составляют психологический портрет человека и готовят выступления от групп (15 мин).
Психолог. А сейчас разделитесь на 2 группы и, учитывая полученные данные, проанализируйте почерк одного человека, составьте его психологический портрет (10 мин).
Слайд 17
(Учителя зачитывают составленную характеристику 1.)
Слайд 18
(Психолог дает реальную характеристику графолога Зуева-Инсарова.)
Слайд 19
(Учителя зачитывают составленную характеристику 2.)
Слайд 20
(Психолог дает реальную характеристику графолога Зуева-Инсарова.)
Слайд 21, 22
4 часть — викторина (угадываем почерки известных личностей).
Психолог. Сейчас на слайдах вы увидите почерки известных личностей. Ваша задача отгадать, кому они принадлежат. (5 мин.)
Слайд 23
Если вас заинтересовала данная тема, то рекомендуем Вам обратиться к следующей литературе.
1. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Бахрах-М. 2000.
2. Сара Д. Тайны почерка / В кн.: Люшер М. Цвет вашего характера Пер. с англ. М.: Вече, Персей, АСТ. 1996.
3. Тараненко В. Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении. М.: Ника-центр. 2001.
4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. / Перлит продакшн, ЛТД. Киев — 1992
5. Гольдберг И. Психология почерка. Москва. 2008.
6. Моргенштерн И. Психографология. Издательство Питер. 1994.
Слайд 24
Заключение. Спасибо за внимание и вашу активную работу.
А сейчас посмотрите на те листочки, где вы писали в начале занятия. Что нового вы узнали о собственном почерке? Может у вас есть отзыв о нашем занятии, или вы хотите поделиться впечатлениями?
nsportal.ru
Почерк и характер человека: тайны графологии
Мелкий, крупный, угловатый, витиеватый, аккуратный, небрежный – каким только ни бывает человеческий почерк. Манера письма закладывается в 8-11 лет, а окончательно формируется только к 25 годам и остается на всю жизнь, лишь изредка претерпевая изменения. Почерк и характер человека взаимосвязаны, что дает возможность специалистам графологии получить максимальное количество интересных сведений о личности, исписавшей своей рукой несколько листов бумаги. При письме движения руки контролируются мозгом, соответственно на них отражаются все происходящие в нем нервные процессы. Что может рассказать о мужчинах и женщинах их индивидуальная особенность написания посланий?
Что такое графология
Что говорит почерк о человеке? Манера написания букв и их соединения повествует об особенностях характера, перспективах личностного роста, темпераменте, творческих задатках и сексуальных предпочтениях индивидуума. Существует целая наука, изучающая почерк, – ее называют графология. По графологическому анализу, проведенному профессионалом, составляется информативный психологический портрет и индивидуальная характеристика личности. Он проводится с учетом важных критериев: направления строки и наклона букв, их размера и формы, силы нажима и т.д.
Что представляет собой графологический тест? Человеку предлагают написать текст на листе формата А4 перьевой ручкой или грифельным карандашом. Считается, что вначале мы пишем слегка искаженно, выводя каждую линию, а уже к концу работы появляется истинная манера. После графолог внимательно изучает буквы и дает характеристику по почерку. Для чего обычно проводят экспертизу? Она практикуется некоторыми крупными компаниями, принимающими на работу новичка, для установления подлинности важных документов, а также во многих других случаях.
Критерии анализа
Людей, владеющих идеальной шаблонной каллиграфией, отыскать сложно. Наш почерк – такая же индивидуальная особенность, как и отпечатки пальцев или ДНК. При анализе внимание графолога обращено на несколько ключевых аспектов, необходимых для подробной личностной оценки. Что говорит о человеке его почерк?
Наклон
Изначально определить характерные черты личности можно, рассмотрев общую «картинку», без разбора каждой буквы. По наклону почерка делают следующие выводы:
- расположенные практически вертикально ровно литеры, принадлежат уверенным в себе индивидуалистам, спокойным людям, обладающим здоровой долей равнодушия к окружающим;
- слабовыраженный наклон влево свидетельствует о критическом складе ума и превозношении собственных интересов личности над групповыми;
- сильный левосторонний наклон говорит о самодостаточности и независимости мужчины или женщины;
- если буквы написаны со слабым наклоном вправо, это говорит об открытости человека к общению, его уравновешенности и терпеливости к близким;
- максималисты, целеустремленные и активные, ревнивцы и влюбчивые натуры пишут быстро, при этом сильно наклоняя литеры вправо.
Очертания букв
Форма литер не менее важна для графологического анализа.
- Если человек закругляет буковки, при написании преобладают плавные линии, значит, он отличается душевной добротой, умением идти на компромиссы, отзывчивостью и преданностью. На таких людей можно без опаски положиться в трудной ситуации.
- Буквы с закорючками говорят о неординарном характере написавшего их индивидуума. Приписывать витиеватые элементы склонны творческие натуры, обладающие бурным полетом фантазии. Особенно внимательно графологи рассматривают детали, выступающие за нижнюю и верхнюю линию строки в буквах р, в, б, ц, у, щ. Как писать буквы с закорючками, если хочешь показать свои неординарные способности? Чем длиннее «отростки», тем ярче личность их написавшая. Боязливые люди и паникеры обычно не выделяют эти литеры.
- Угловатые, слишком «острые» буковки выводят эгоисты, привыкшие прислушиваться только к собственному мнению и не терпящие ничьих указаний.
Размер почерка
Общительность женщин и мужчин легко определить по высоте написанных ими литер.
- Мелкий почерк говорит об эмоциональной сдержанности, скромности и некоторой замкнутости исследуемого индивидуума. Мелко, но разборчиво пишут люди, обладающие отличными организационными способностями, ответственные и требовательные, умеющие концентрировать внимание на конкретном деле.
- Крупный почерк дает понять, что перед нами человек общительный и открытый, бесхитростный и доброжелательно настроенный. Он легко находит общий язык с окружающими, умеет доказать правоту и легко переживает жизненные трудности.
Как поменять почерк в зрелом возрасте? Сделать это достаточно сложно. Чтобы преодолеть сложившуюся годами привычку выписывать буквы определенным образом, потребуется много времени.
Нажим
От чего зависит почерк? В первую очередь, на него влияет психоэмоциональное состояние человека. От душевного настроя зависит сила, с который оказывается давление на карандаш или ручку при письме. Почерк человека и его характер вполне определенно объясняются степенью нажима:
- легкий – личность восприимчива, чувствительна и сосредоточена на себе;
- средний – характерен для мечтателей и людей, действующих медленно и осторожно в любой ситуации;
- сильный – так пишут открытые, коммуникабельные, душевные и активные члены общества.
Ведение строки
Определить характер по почерку с наглядными примерами для профессионала довольно просто.
- Прямоидущая строка говорит о том, что личность находится в состоянии покоя, она рассудительна и не принимает скоропалительных решений.
- Строчка, поднимающаяся вверх от начала к концу – знак оптимистичного настроя, уверенности в себе и хорошего чувства юмора.
- Как характеризует почерк человека, если во время написания слова ползут вниз? Перед вами натура, склонная к экспрессии, частой смене настроения, слабая и зависимая от чужого мнения.
Плотность написания текста
Что может сказать о человеке его почерк? Он в подробностях поведает специалистам о внутренних переживаниях, стремлениях и способностях подверженного анализу. Какую характеристику почерка человека позволяет узнать плотность, с которой он располагает буквы и способы их соединения?
- Если индивидуум пишет с зазорами между литер, значит, перед нами личность неординарная и независимая от предрассудков, любящая пофантазировать и имеющая отличную интуицию.
- Тесно прижатые друг к другу буквы без промежутков, свидетельствуют о развитом логическом мышлении.
- Непредсказуемые люди, недостаточно уравновешенные и стремящиеся к завоеванию всеобщего внимания, часто делают разрывы между буковками.
- Слишком большое расстояние от буквы до буквы говорит о нежелании члена общества идти на контакт с окружающими.
- Небольшой промежуток между литерами, но отсутствие соединений, дают понять, что человек коммуникабелен, любит общение и многолюдные компании.
Психология почерка человека продолжает тщательно изучаться и сегодня. Графология – это один из самых точных инструментов, позволяющий провести глубокий анализ личности без ее ведома. Попробуйте самостоятельно провести графологическую экспертизу и узнать все тайны второй половины, друзей или родственников!
Вам может быть интересно: Психологические типы личности человека Как развить в себе харизму Как развить чувство юмора
dom-isemya.ru
О чем говорит почерк человека: как узнать характер человека по почерку
Почерк действительно отражает характер человека или он – только иллюзия для окружающих? Правда ли, что по почерку можно распознать слабые и сильные черты человеческой натуры?
Почерк взрослого человека с полной уверенностью можно назвать письмом мозга. Ребенок, который учится писать, осознанно формирует фигуру каждой буквы. Его движения требуют серьезных усилий. Взрослые люди, выработавшие навык письма, выполняют аналогичные действия, уже не задумываясь над процессом. Поэтому способ написания букв на листке бумаги можно считать второй природой человека.
Как узнать человека по почерку?
Одним из методов, применяемых для исследования личности, является анализ почерка. Человек со временем меняется — претерпевает изменения и его почерк. Нередки случаи, когда глядя на собственноручно написанный 5-10 лет назад текст, человек не сразу понимал, что это писал он. Почерк может зависеть от окружающих обстоятельств и настроения. Но это нисколько не уменьшает достоверность анализа. Наоборот, специалисты рекомендуют не делать никаких заключений на основании только лишь одной надписи. Лучше, если для анализа будут использоваться записи, выполненные человеком в разное время и в разных условиях.
Особенности анализа личности человека по почерку
Существуют определенные нюансы и тонкости, которые следует учитывать во время анализа почерка, если вы действительно хотите, чтобы этот анализ дал реальную информацию.
- Графологи, которые хотят узнать, о чем говорит почерк человека, понимают, что результат – это вероятностные выводы, а не утверждения.
- Анализ почерка позволяет сформировать общее представление о личности, а не досконально изучить его отдельные качества.
- Перед тем, как определить характер человека по почерку, следует проанализировать несколько страниц текста. Лучше, если они будут записаны человеком в разных условиях.
Для чего вообще анализировать почерк?
Кадровые работники, изучая почерк человека, могут понять, насколько он подходит для выполнения определенной работы. С помощью почерка можно спрогнозировать темперамент человека, а также особенности его психического состояния. Знания графологии способны помочь в выборе подходящей профессии.
По почерку можно изучить характер руководителя. Это позволит грамотно выстроить с ним рабочие отношения. Кроме этого, можно понять особенности своего почерка и оценить собственные способности и особенности психического состояния. Эта информация позволит человеку эффективно выстраивать межличностные отношения со своим окружением.
piter-trening.ru
Психология почерка: каллиграфия и графология
Источник: Школа Графоанализа Инессы Гольдберг
Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии — развивают мозг человека с детства.
Тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство икебана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей.. И, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов — несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.
Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами — это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.
Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка — нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности. Поскольку главным становится сознательное внимание, психомоторный и оптический контроль, и они направлено на соответствие Форме в почерке — на оформление букв.
Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка — отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.
Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.
Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, — это может быть своего рода медитацией.
Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии — особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.
Если говорить о японцах или китайцах — а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность «маленького человека», «одного из тысяч»…
С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:
— быть лекарством от многих различных психологических комплексов,
— способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,
— развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,
— содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,
— научить доверять своей интуиции,
— расположить к объективному восприятию жизни,
— привить личностную самостоятельность,
— способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,
— уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,
— понизить влияние имиджевости в своей жизни,
— придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, — научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.
Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.
Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:
— усиления глубины внимания,
— улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),
— развития волевого усилия при его нехватке,
— дисциплинированности,
— образного мышления, художественного воображения,
— для развития формальной социальной расположенности,
— повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),
— тщательности и исполнительности,
— стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,
— импульсивных людей (коррекция самообладанием),
— тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,
— тех, чей эстетический вкус страдает,
— кому не хватает внутренней критичности,
— развития терпения, последовательности, предсказуемости,
— коррекции отвлекаемости и возбудимости,
— развития самоорганизованности,
— исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,— коррекции антисоциальности и так далее.
Считаю, что каллиграфия — это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Но как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым — не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель — научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.
В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное — спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной долей критичности, спонтанности.
Четыре основных элемента формы
Теперь — поговорим об одной из самых очевидных тем, актуальных для нашего почерка вообще, и для каллиграфии в частности: о форме выполнения букв. Существует стандарт, прописи, нормативное написание букв, однако люди часто предпочитают или даже злоупотребляют какими-то из форм, выполняя написание букв и связок между ними несколько непривычным способом. О значении разных форм мы и поговорим.
Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга*.
Речь идет о функциях: Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция и Сенсорика.
Две рациональные функции: логика и этика. Две иррациональные функции: сенсорика и интуиция.
Две рациональные функции:
1. Аркадическая (выгнутая) форма
Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.
Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.
Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.
2. Гирляндическая (вогнутая) форма
Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.
Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.
Две иррациональные функции:
3. Углы и прямая форма
Сенсорика –ориентация ощущением реальности. Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без предварительной системы), ощущая через себя.
В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.
4. Нитеобразная форма
Интуиция — ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.
В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.
* Более углубленно об определении в почерке психических функций и психотипов Юнга, а также о других типологиях можно прочесть во второй из восьми книг авторской серии Инессы Гольдберг, «Почерк и типы личности«.
Ваша, И.Г.
Дата публикации: 13 мая 2010 г.
psynavigator.ru
Признак |
Качество личности |
|
|
Маленькие поля слева |
Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм |
Широкие поля слева |
Потребность в деятельности, отсутствие мелочности |
Очень широкие поля слева |
Щедрость, хвастливость, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры |
Левый край постепенно расширяется |
Щедрость, расточительность, стремление к бережливости, накопительству |
Левый край сужается |
Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание |
Отсутствие полей |
Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, стремление к моральной чистоте; желание развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все обернуть в свою пользу |
|
|
Прямые строчки |
Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения |
Строки, восходящие кверху |
Честолюбие, тщеславность, храбрость, решительность, сознание собственной силы, стремление к деятельности, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм, высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в налаживании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим |
Строки, идущие книзу |
Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость |
Волнообразные строки |
Хитрость, ловкость, лживость, изворотливость, тактичность, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность |
Строки вначале восходят, а потом опускаются |
Отсутствие настойчивости, непостоянство, нетерпеливость, человек, который сразу берется за несколько дел, не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; весь мир — в будущем; азартность, увлеченность новыми начинаниями |
Сначала строки опускаются, а потом поднимаются |
Самоуверенность; неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практичность, наличие полезных дел, стремление добиться своего |
Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего |
Потребность в деятельности, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; правильность действий, логичность поступков |
Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего |
Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержанность, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анализ дел, логичность, объективность, непредвзятость, сдержанность |
Слова, связанные по слогам |
Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, умение преодолевать трудности; сила и красота; если хочет, то добивается; логично ведет борьбу; решительность |
Заполнение строки до конца со сжиманием и суживанием букв |
Потребность высказываться, делиться чувствами; бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия |
|
|
Почти лежащий |
Невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность, увлекающаяся натура |
Косой |
Сердечность, участливость, логичность мышления, добросовестность в работе, стремление к порядку, качеству, равенству, справедливости; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного |
Крутой отвесный |
Сила воли и характера, самообладание, нравственность, сдержанность, холодность, уравновешенность, внимание к внешнему блеску |
Наклон влево |
Неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственного чувства |
Наклон в разные стороны |
Капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувств и разума, противоречивость, самовлюбленность |
Отвесный на конце слова |
Осторожность, сдержанность, любовь к правде, настойчивость, умеренность в выражении чувств, критическое отношение к своим поступкам, волевое внедрение разумного |
К концу слова более короткий |
Сила воли, самообладание, развитое чувство долга, чувство справедливости, ответственность и исполнительность |
Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне |
Инициативность, нервозность, внутреннее беспокойство |
Наклоны вправо |
Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, наличие симпатий и антипатий, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность в отношениях с близкими, эмоциональное богатство, открытость, склонность к порывам в любви, гневе, молчаливость переживаний, добро и зло, скрытый мир чувств, наличие веры, надежды, любви, привязанности к близким, неприятие зла, стремление к моральной чистоте |
|
|
Мелкий почерк |
Наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность |
Круглый почерк |
Гордость, самолюбие, предприимчивость, потребность в деятельности, решительность, стремление к господству |
Буквы выходят за верхний предел строки |
Идеализм, нежность |
Буквы расположены ниже строки |
Коммерческие наклонности, материализм, практический ум, тщеславность, суетность |
Буквы выходят за нижний предел строки |
Тщеславность, склонность к фантазированию, предусмотрительность, предприимчивость, организаторские способности, распорядительность |
Узкий почерк |
Сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег |
Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы избежать переноса |
Расточительность |
Широкий почерк |
Ум, энергия, потребность в деятельности, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность |
|
|
Очень толстый, с сильным нажимом |
Усидчивость, строгие взгляды на жизнь, прилежание, неповоротливость |
Расплывающийся пятнами |
Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, склонность к излишествам, уступчивость |
Без нажима |
Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым |
Соединительные черты одинаковой толщины с основными |
Стойкость, развитое чувство долга, правильный, трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться до причин и оснований |
Беглый и размашистый |
Предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию |
Каллиграфически правильный |
Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность |
Дрожащий, угловатый |
Нервность, трусливость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль |
Круглый на окончаниях коротких, низких, сокращенных и маленьких букв |
Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, склонность к фантазированию |
Сильный угловатый |
Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, потребность в деятельности |
Беглый и сухой |
Сдержанность, ум, отчасти склонность к фантазированию |
Очень витиеватый |
Тщеславность, Любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность |
Разборчивый, воспринимается без затруднений |
Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех |
Неразборчивый и неправильный |
Нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство |
Меняющийся |
Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям |
Наклонный с правильным нажимом |
Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура |
Причудливый, нестандартизированный |
Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус, склонность к сумасбродным поступкам и безумию |
Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый |
Изобретательность, стойкость, решительность, потребность в деятельности, успех |
Большой, тонкий, беглый и неровный |
Человек минуты |
Очень наклонный и возвышающийся |
Сильная увлеченность предприятиями |
Наклонный, почти лежащий |
Обидчивость |
Мелкий и узкий |
Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность |
Очень угловатый |
Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность |
Очень неразборчивый |
Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, редко выходит из себя |
Красивый, каллиграфический |
Бесхарактерность, мало развита самостоятельность; человек, всегда находящийся под чужим влиянием |
Некрасивый и неразборчивый |
Самостоятельность |
Неровный, растрепанный |
Безмятежная свобода от обстоятельств; руководствуется реальной жизнью, а не догмой; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие |
Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся |
Отсутствие логики, руководствуется чувствами |
«Неуверенные» строчки |
Нервность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость |
Сильный нажим букв |
Строгие взгляды на жизнь; энергичность, подчиняется власти чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура |
diastyle.ru
особенности, примеры, расшифровка и рекомендации
Мало кто знает о том, что говорит о человеке почерк. А ведь на самом деле признаки в почерке можно приравнять к синдромам в медицине. Размер и наклон букв, а также интервалы и нажим ручки могут рассказать о характере человека даже больше, чем знает он сам.
Графология
Не такая уж и молодая, как кажется на первый взгляд, наука графология расскажет о том, что говорит почерк о характере человека. Она занимается подробным изучением наклона букв, расстояния между ними, а также расположения их на бумаге. Анализ выявляет не только личностные качества, но и будущие перспективы или склонности.
На самом деле связь между почерком и характером человека была замечена еще в средневековье. Основой графологии принято считать книгу, которую написал римский историк Светоний в далеком 16 веке. А через пару столетий данные о почерковедении были систематизированы Мишоном. Заключительным доказательством этой связи стали эксперименты, проведенные В. Прейером при помощи гипноза — он внушал одному и тому же человеку, что он обладает различными чертами характера, и почерк подопытного кардинально менялся.
Общая организованность почерка
При анализе в первую очередь проверяется ровность почерка. От этого зависит, с какой стороны (положительная/отрицательная) будет рассматриваться та или иная особенность личности:
- Ровный и идеально организованный почерк показывает активного и сосредоточенного человека, который всегда уверен в собственных силах и не имеет склонностей к частым неудачам.
- Крупный, но не совсем организованный почерк говорит об импульсивности.
- Мелкий и организованный говорит о том, что его владелец разумно использует собственные силы.
- Нерешительных и робких людей проявляет мелкий и очень плохо организованный почерк — это неуверенная в себе личность, отступающая при первых же сложностях.
Размер
Об отношении человека с окружающими его людьми расскажет крупный или мелкий почерк. Что говорит о человеке маленький размер букв — узнать хотят многие люди, потому как статистика показывает, что количество личностей с мелким почерком немного превышает количество людей, привыкших к крупным буквам.
Для начала следует обозначить границы — средними считаются буквы, достигающие 3 миллиметров в высоту. Соответственно, мелкие — до 3 мм, а крупные — от 3 мм.
- Владельцы крупного почерка всегда общительны и активны, они могут поддержать любой разговор и развеселить самую скучную компанию.
- Чересчур мелкие буквы говорят о скромности и нежелании привлекать к себе внимание. Хотя следует отметить, что люди, пишущие мелким почерком, любят размышления, но смелых действий от них дождаться трудно.
- А буквы среднего размера достаются людям, умеющим всегда находить компромиссы. Они реально оценивают свои силы и могут приспособиться к любой ситуации.
Линии и строки
Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:
- Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
- Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
- Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
- Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.
Интервалы
Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.
Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения — это большие интервалы между строками.
Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:
- Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
- Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
- Узкие промежутки характеризуют замкнутого человека, подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
- Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.
Нажим
Особое внимание уделяется на то, что говорит о человеке почерк, если нажим ручки или карандаша может быть совершенно разным у одной и той же личности. Следует знать, что нажим является характеристикой настоящего эмоционального состояния:
- Сильное нажатие пишущего предмета на бумагу гарантирует эмоциональное постоянство и стабильность во всех ощущениях.
- Слабый нажим показывает владельца как личность, легко поддающуюся влиянию окружающих. Обычно такие люди выбирают для себя интеллектуальную сферу деятельности, они восприимчивы к другим личностям, глубокие чувства напрочь отсутствуют.
Наклон букв
Характеристика почерка повествует об уровне эмоциональных реакций, а также степени понимания окружающих.
Людей с идеальным каллиграфическим почерком найти довольно трудно, поэтому наиболее частый запрос — «О чем говорит плохой почерк человека?» На самом же деле перед тем, как считать собственный почерк плохим, следует разобраться с данной характеристикой и самим расположением букв:- Строгая вертикальность букв скрывает невозмутимого и спокойного человека, который нередко бывает равнодушен к окружающим в то время, когда другие испытывают совсем другие чувства.
- Если же буквы немного наклонены в правую сторону, то это прямое доказательство мягкой реакции на окружение. Такого человека нельзя назвать сдержанным, так как перед проявлением эмоций он вначале все хорошенько обдумывает.
- Усиленный наклон вправо показывает эмоциональную напряженность и импульсивность.
- Холодные люди наклоняют буквы при написании в левую сторону. Они максимально ограждают себя от раздражителей и часто поступают эгоистично по отношению к другим.
Как подбираются сотрудники
В некоторых странах Европы персонал подбирается по четким правилам, одним из которых является графологическая экспертиза — она и будет последним шагом в испытании. Окончательное решение о принятии сотрудника на должность принимается только после того, как начальник точно узнает, о чем говорит почерк человека (примеры есть ниже).
На финансовые должности в США берут исключительно достойных людей. Им приходится проходить довольно трудные тесты, где почерк играет важную роль. Графолог может вынести вердикт о том, что человек склонен к обману, и тогда ему будет отказано.
Пройти экспертизу не всегда бывает просто. Например, люди, отличительной чертой которых является корявый почерк, что говорит о человеке, склонном к ссорам и непостоянству, вряд ли бы получили престижную должность во многих странах.
Директор
Инициативный и творческий человек обычно рассматривается на должность директора. Но для того чтобы занять это место, следует обладать правильным почерком: буквы должны быть широкими и с разным размером, также необходимо присутствие правильного соотношения между закруглениями и углами. Кроме этого, требуемой особенностью почерка для должности директора является прямая или немного поднятая вверх строка.
Топ-менеджер
Личность менеджера — коммуникабельный человек, сдержанный и терпеливый. Поэтому для получения такой должности администрация должна знать, что может рассказать о человеке его почерк и подходит ли он для работы менеджером в приличной компании.
Буквы при написании обязательно должны быть украшены практически незаметным количеством декоративных элементов, их идеальный размер — средний, а также каждая буква должна быть округлена.
Руководитель по связям с общественностью
Хладнокровный и смелый человек идеально подходит для подобной должности, но умение общаться с людьми в письменном виде также должно присутствовать. Почерк руководителя по связям с общественностью должен быть максимально понятным и иметь свои особенности: быстрый темп написания, широкий почерк, буквы связаны между собой. Чаще всего подпись такой личности заканчивается штрихом маленького размера.
Финансист
Сотрудник финансовой сферы обязан уметь быстро концентрироваться и иметь устойчивую психику. Это то, что говорит о человеке почерк, который хорошо читается. Буквы должны быть крупного размера, а расстояние между словами — допустимо большим.
Инженер
Человеку, мечтающему работать инженером, необходимо иметь живой ум и быструю реакцию. Почерк у такой личности отличается округлыми буквами, где присутствуют некоторые угловатости. Расстояние между словами и строками достаточно большое, а сами буквы не слишком узкие.
Хозяйственный работник
Сообразительный человек со здравым умом может легко попасть на должность хозяйственного работника. Но более элитные компании все же должны выяснить, что говорит о человеке почерк. Кандидат на получение должности должен писать в быстром темпе, при этом аккуратно выводя каждую букву.
Короткий тест
Можно по желанию пройти короткий тест, чтобы узнать, о чем говорит почерк человека (расшифровка будет ниже):
- Записать в быстром, а затем в медленном темпе предложение из 4-5 слов.
- Нарисовать любое животное.
- Изобразить геометрическую фигуру.
- Направить стрелку в любую сторону.
fb.ru
что это такое и психология почерка человека
Занимательная статистика говорит, что 97% людей для демонстрации почерка пишут свое имя. Серьезная наука графология доказывает, что информацию о человеке можно узнать по одному написанному слову или личной подписи. О чем рассказывает наша манера письма? Почему умение писать от руки – признак интеллекта? Можно ли изменить почерк до неузнаваемости? Оказывается, можно. Недостаточно для обмана опытного графолога, но достаточно для того, чтобы самому разобрать написанное.
Что такое почерк
Почерк — это индивидуальная устойчивая манера письма, которая проявляется специфичной формой, величиной и наклоном букв, сжатостью или растянутостью строк, расстоянием между словами. Почерк – одно из самых загадочных свойств человека, сродни уникальному рисунку на подушечках пальцев. Только отпечатки остаются неизменными, а почерк формируется и видоизменяется на протяжении всей жизни вместе с личностью. Его особенности зависят от нескольких причин: подготовки в начальной школы, возраста, профессии, важности момента, психического состояния человека во время письма.
В переносном смысле почерк – это манера творческого самовыражения художника. Это то, что объединяет произведения автора, делает их узнаваемыми, но отличает уникальный авторский стиль творца от других. Авторский почерк – это отпечаток души художника и визитная карточка его творчества. В живописи – это технические решения, сочетание оттенков, умение обыграть тот или иной сюжет. В фотографии – это перспектива, композиция, палитра, игра света и тени. В дизайне одежды – это сочетание контрастов, геометрия кроя.
Чтобы напомнить о неповторимости почерка, учрежден «рукописный» праздник – День ручного письма. Дата празднования 23 января выбрана не случайно. Это день рождения Джона Хэнкока, известного своей размашистой подписью под Декларацией о Независимости Штатов. Организаторы предлагают провести этот день без гаджетов: составить список важных дел в дневнике, заменить смс стикерами, написать родным или друзьям благодарственное письмо и отправить его по почте.
Психология почерка в графологии
Почерк человека изучает графология. Одни называют графологию учением, другие – наукой и даже лженаукой. Но, будучи связанной с психодиагностикой, философией, социологией и другими общественными науками, она стала научно-культурным феноменом.
Наиболее развита графология в Израиле и Германии. Почерковедение с успехом используется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике. Но чаще всего оно востребовано в криминалистике и области трудоустройства. В некоторых странах графологический анализ – один из способов проверки при приеме на работу. Графологи говорят, что им не нужна фотография человека. Чтобы понять справится новый сотрудник с работой или нет специалисту достаточно клочка исписанной бумаги.
Графологический анализ не такой молодой, как кажется. Первым мысль о взаимосвязи манеры письма и характера озвучил Аристотель. Он считал почерк видимым отображением речи, которая несет отпечаток эмоций, желаний или склонности пишущего. В первой половине XVII века итальянский профессор Камиллус Бальди опубликовал монографию о взаимосвязи почерка и личности человека. Сам термин «графология» впервые появился в 1871 году в сочинениях французского аббата Мишона. В это же время графологический анализ стал модным явлением в светских салонах, сродни астрологии, магии или спиритизму. Как отдельное направление для исследования графология возникла в Европе на стыке XIX-XX веков вместе с развитием психологии и психоанализа.
Для изучения исторических личностей наиболее интересны автографы. Например, автографы Пушкина вызывают чисто эстетическое наслаждение, а подпись Сталина одновременно позволяет увидеть его жестокость и глубоко скрытую сентиментальность. Но такой анализ считается, скорее, субъективным. Ведь его результат во многом зависит от личности графолога, его эмпатии и личных интерпретаций.
Четыре интересных факта из опыта графолога:
- Графологическое умение «читать» почерк помогает лучше разбираться в людях, человеческих взаимоотношениях.
- Обмануть специалиста невозможно, даже если писать левой рукой или только печатными буквами.
- В графологии больше важна интуиция, чем логика.
- Консультация у опытного специалиста-графолога способна заменить проверку на детекторе лжи.
- Чтобы стать профессиональным графистом, приходится учиться всю жизнь.
Но есть несколько общих закономерностей, которые помогают выявить качества личности и без глубоких знаний в графологии:
- Самой информативной для анализа считается буква «Р». Рычащий звук – это символ нападения, угрозы, по которому можно узнать об агрессивно-бойцовских качествах. Чем длиннее нижний отросток буквы, тем выше агрессивный потенциал человека. Слишком укороченная нижняя ножка – верный признак зажатости или неуверенности.
- Сильный нажим говорит о настойчивости пишущего, «поверхностные» буквы – о застенчивости, дрожащие линии и штрихи характерны для человека неуверенного.
- Неаккуратный почерк выдает мыслителя, красивый – хорошего собеседника и слушателя, угловатый или отрывистый – практика.
- Буквы с наклоном вправо свойственны чувствительным, творческим натурам. Резкий наклон букв влево говорит о деспотизме, скрытности пишущего. Постоянно изменяющиеся по высоте и наклону буквы выдают тревожность, внутреннее волнение человека.
- При приподнятом настроении и высокой активности написанные строчки могут устремляться в правый верхний угол. При безрадостном настрое или пессимизме строчки диагонально съезжают к нижнему углу.
Во время написания рука – всего лишь инструмент мозга пишущего. И как любой инструмент ее можно настроить так, чтобы результат приблизился к идеальному.
Как каллиграфия и красивый почерк развивают мозг
Каллиграфия – это не просто система красивого письма, но визуальное мастерство со своим глубинным смыслом. Каллиграфическая письменность сформировалась в Китае более трех тысяч лет назад и за время существования разделилась на множество направлений по почерку, стилю и приемам отображения. Но главное, что объединяет все стили каллиграфии – это красота. Ведь написанный текст должен доставлять эстетическое удовольствие. Именно красота и эстетика определили особый статус каллиграфии и возвели его в некий культ.
Славянские шрифты не имеют такой долгой истории, но по красоте могут посоревноваться с иероглифами. В рукописных книгах особое внимание уделялось заглавным буквам или буквицам, так как они привлекали внимание читателей. В роскошных фолиантах буквицы расцвечивались праздничными оттенками золота, лазури, пурпура. Их дополнительно выделяли изысканными миниатюрами с орнаментом, изображением людей или животных. Рукописные книги сравнивались с храмами и создавались так же добросовестно. К переписыванию привлекались мастера, которые умели писать быстро и обладали округлым почерком.
Мыслитель и философ из древнего Китая Конфуций считал, что каллиграфия – обязательный этап обучения для всех государственных деятелей. А неумение писать от руки – признак расхлябанности и неорганизованности. В СССР аккуратный, красивый, разборчивый почерк вырабатывался на уроках чистописания. Это было полезно не только с точки зрения оформления тетрадей, но и по другим причинам:
- Чистописание развивает мелкую моторику пальцев и рук, а с ней – речь, мыслительные способности, координацию.
- Благодаря чистописанию активизируются те области мозга, которые обычно остаются в состоянии покоя: ребенок учится аккуратности, усидчивости, наблюдательности, быстрее ориентируется в пространстве.
- Осваивая правописание, ребенок развивается по нескольким направлением: тренирует зрение, память, улучшает тактильные ощущения.
- Каллиграфия способствует развитию творческого потенциала, дает понятие о красоте, совершенстве, воспитывает эстетическое отношение к знаку.
Рукописная форма оформления работ полезна не только ученикам младшей школы, но старшеклассникам и студентам. Написанное от руки нужно как минимум перечитать – это улучшает процесс запоминания, тренирует зрительную память. Во время переписывания текста ученик выбирает наиболее важные факты, переосмысливает материал и задумывается о его правдоподобности. Чего не бывает при бездумном копировании.
Каллиграфия достойна того, чтобы посвятить ей часть своего времени и превратить в изысканное хобби. Но если незнакомые иероглифы не слишком привлекают, добиться креативных результатов можно с помощью ручки, бумаги и усидчивости.
Четыре совета для тех, кто хочет научиться красиво писать
Есть мнение, что почерк формируется в первых классах школы и улучшить его невозможно. Это не так. Если вложить достаточно сил и терпения, можно исправить его в зрелом возрасте, сделать если не красивым, то аккуратным и разборчивым.
Шаг 1. Подготовить рабочее место. Большой стол, удобный стул, мощная настольная лампа и комфортная обстановка не менее важны, чем навык правописания. На столе должно быть дополнительное место, чтобы разложить листы бумаги, карандаши, ручки, расположить руки так, чтобы локти не свисали.
Шаг 2. Купить хорошую бумагу и ручку. Идеальных принадлежностей для письма не существует, их нужно подбирать индивидуально. Для ручки главное, чтобы она удобно ложилась в руку, не царапала бумагу, оставляла четкий след. Бумагу лучше выбирать с готовыми линейками, чтобы строки не сползали вниз или вверх.
Шаг 3. Начинать с простого. Возможно, понадобятся прописи для взрослых – они выпускаются именно для того, чтобы улучшить навык правописания после окончания школы. Можно скачать готовые трафареты в сети или купить специальные тетради. С ними можно осваивать навык по 10-15 минут ежедневно, дома или во время рабочего перерыва.
Шаг 4. Настроиться на ежедневные тренировки. В правописании, как в музыке важны регулярные тренировки и терпение. Придется освоить новую технику письма всей кистью, анализировать и исправлять ошибки, постепенно переходить от простого к сложному. На корректировку почерка иногда может понадобиться от года до двух-трех лет. Только в этом случае рука привыкнет к работе.
Возможно, тренировки увлекут настолько, что захочется учиться дальше. Что неудивительно, ведь каллиграфия прекрасно избавляет от стресса. А с таким количеством книг, советов, бесплатных видеоуроков каллиграфия из сакрального искусства превратилась в увлекательное увлечение и вдохновляющее хобби, доступное каждому.
Выводы:
- Почерк – это индивидуальная особенность, в которой проявляются личностные навыки.
- Неумение писать от руки – признак примитивности.
- По индивидуальным особенностям почерка графолог может определить характер человека, но определить прошлое или предсказать будущее невозможно.
- Почерк меняется в зависимости от обучения, профессии и психического состояния. Но при желании исправить его возможно в любом возрасте.
wikigrowth.ru