Публичный текст пример – Публицистический стиль примеры текстов . Помогите найти???

Успешное публичное выступление: пример текста :: SYL.ru

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», — так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное — привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные. В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после – личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком – это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель – увлечь за собой аудиторию.

Оратор – это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели – подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое – позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое – табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее – от его отсутствия».

Оратор — это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.

www.syl.ru

как писать публицистический текст?? ? помогите примерами=***

Публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах. Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль: Пример публицистического стиля речи №1 Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед. Пример публицистического стиля речи №2 Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня» . Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого» , можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

побольше риторических вопросов, с них можно и начать текст, вводные слова, прямые обращения к читателям, парцеляции.

ты кто Я твой мама шатал в трубу

Посмотрите новости и всё поймёте.

Публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах. Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль: Пример публицистического стиля речи №1 Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед. Пример публицистического стиля речи №2 Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня» . Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого» , можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

touch.otvet.mail.ru

Публичные выступления: примеры и их анализ

Вряд ли кто-то не понимает, чем отличается публичное выступление от любого другого речевого акта: конечно, выступление перед публикой, какой бы она ни была, — это монолог, устный монолог, цель которого – тем или образом воздействовать на публику. И хотя есть классическая схема ораторского искусства, состоящая из нескольких этапов, но креативное решение такого выступления всегда очень действенно.

Пример Кони

Так, например, один из основателей русской адвокатуры, А.Ф. Кони, однажды защищал в суде инвалида-горбуна, который нанес тяжкое телесное повреждение своему соседу, который изо дня в день в течение многих лет обзывал его уродцем, когда инвалид проходил мимо его дома. Подсудимый, никогда не отвечавший на обиду, однажды вдруг не выдержал, схватил камень и кинул в своего обидчика, проломив ему голову. И вот на суде А.Ф. Кони продумал оригинальное публичное выступление. Он встал и обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» — и замолчал. Выждав паузу, он повторил свою реплику и снова замолчал. Потом еще раз также. Заседатели нервно зашептались, а после четвертого такого обращения закричали на А.Ф. Кони: «Вы что, издеваетесь над нами?» Тогда Кони сказал: «Я обратился к вам вежливо всего 4 раза, и вы уже занервничали. А что должен был чувствовать мой подзащитный, изо дня в день многие годы выслушивающий оскорбления?» Инвалида оправдали. Публичное выступление А.Ф. Кони достигло своей цели.

Именно поэтому на первом – докоммуникативном – этапе выступления надо продумать его цель и четко понять его тему. А.Ф. Кони знал, чего он хочет добиться, так как далее алгоритм его подготовки был очевиден: оценить характер аудитории и обстановку, а потом уже приступать к самому тексту.

Текст, как и в случае с Кони, должен быть лаконичным и ярким. Это невозможно сделать без ясного понимания оратором того, какой цели он хочет добиться. Так, незадолго до нашествия Наполеона Александр I принимал у себя французских дипломатов, уже понимая, что войны не избежать. Император четко понимал цель своей речи: надо донести до французов бессмысленность затеи Наполеона, ее обреченность. Его речь была великолепна по своей краткости и яркости воздействия: «Вот маленькая Европа, — сказал он, подходя к висевшей на стене карте, — а вот большая Россия, — он сделал пару шагов, чтобы рука коснулась Дальнего Востока. – Вам в случае неудачи можно отступать только до Парижа, а я могу отступать хоть до Камчатки! И при этом каждая пядь этой земли будет вам враждебна, ни одна баба борьбы не прекратит. Россия может проиграть отдельные сражения, но побежденной России никогда не бывать». Послы и дипломаты ушли потрясенные.

Чем точнее и выразительнее речь, тем большей подготовки она требует. И дело не только в речевом ее оформлении: надо оценить состав аудитории, суметь поставить себя на место будущих слушателей. И даже если аудитория неоднородна, надо продумать речь так, чтобы никто не скучал, чтобы цель выступления была достигнута по отношению ко всем.

Случай в Лондоне

Например, в 1777 году в Лондоне на открытом судебном процессе разбирали дело врача, который, вопреки запрету Католической церкви сделал операцию кесарево сечение многодетной матери, которая не могла разродиться десятым ребенком и умирала. Адвокат поставил цель не только защитить своего клиента, но и обратить внимание общества на то, что церковь не должна вмешиваться в такие дела. Он знал, что публика будет самая разношерстная, поэтому решил сказать о том, что понятно всем, независимо от сословия и образованности, — о праве детей иметь мать. «Господа, — обратился он к судьям, к присяжным и к публике. – Да, мой подзащитный нарушил запрет церкви. Но разве было бы лучше Богу и церкви, если бы женщина умерла, а девять детей остались бы голодными сиротами?» — и сел, давая понять, что закончил короткую речь. И достиг цели!

Павел Власов

Публичное выступление, грамотно выстроенное, тщательно подготовленное, может сильно повлиять на общественное мировоззрение и дать результаты, о которых сам автор-оратор и не предполагал. Так, например, в романе А.М. Горького «Мать» Павел Власов, арестованный по политической статье, отказался совершить побег, подготовленный его товарищами, чтобы на суде сказать речь! И он ее мучительно продумывал. Ему было все равно, какой приговор ему вынесут, но была цель – донести свою веру до большого числа людей. Если проанализировать его речь, то по ней можно учить ораторскому искусству.

Павел понимал, что речь будет в суде, поэтому он начал таким зачином: «Человек партии, я признаю только суд моей партии…», — и одной этой фразой он сразу поставил себя выше обстоятельств и выше той власти, которая его судит. Он словно стал выше ростом – и зал замер. Его речь делится на четкие части, каждая из которых начинается словно рефреном: «Мы – социалисты…», «Мы – рабочие…», «Мы – революционеры…», и этот «рефрен» настолько усиливал эмоциональное напряжение, что «каждый чувствовал странную, увлекающую силу его веры», — пишет Горький.

В романе, незаслуженно забытом, дан прекрасный образец внутренней драматургии речи героя: Павел продумал не только зачин, но и завязку («Нас арестовали как бунтовщиков…»), и кульминацию («Как можно уничтожить рабочих – тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?…»), и развязку: речь Павла закончилась жизнеутверждающим «И это — будет!» — ничего не добавишь, все сказано, все понятно, все исчерпывающе. Построить такую речь – дорогого стоит.

Резюме

В публичном выступлении нет мелочей. Образовалась даже наука проксемика – наука о временной и пространственной организации общения. Даже постановка мебели (столы и стулья) играет большую роль, ведь можно встать так, что будешь себя чувствовать отделенным от аудитории; можно поставить стол и рассадить за него слушателей так, что создашь словно бы две конфронтационные стороны; можно создать с помощью мебели атмосферу конференции и т.д. Это недопустимо: современные тенденции развития публичных выступлений предполагают диалогичность.

Мы наблюдаем в СМИ публичные выступления, основанные на споре, включающие части интервью, дискуссии, полемику… Это вполне в духе античных традиций! Диалогичность выступления очень важна для адвокатов, торговых представителей, менеджеров среднего звена. Однако не надо думать, что это своеобразное ноу-хау!

В романе Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» сын мелкого купца просил у отца помощи в открытии своей лавки. Отец сказал, что если сын сможет убедить его товарища, очень скупого торговца, купить у них давно никому не нужную арфу, то тогда сын может рассчитывать на его помощь. И сын продумал свое «выступление», расположившись с арфой прямо на крыльце дома скупого торговца. Он заплатил найденной красивой девушке, умевшей играть на арфе, и когда торговец приехал к своему дому, это публичное выступление возымело успех: девушка так нежно играла, что «организатору» выступления не пришлось ничего говорить: сработал эффект неожиданности! — Арфа была куплена, а «продавцы» были приглашены в дом торговца. Так начался самостоятельный путь юноши…

Итак, организация публичного выступления – это дело, которому можно посвятить жизнь, постоянно совершенствуясь в таком сложном и нужном искусстве.

psychologyc.ru

Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

ART 16214 УДК 808.53

Свицова Анна Альбертовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров annasweetsova@yandex. ru

Скобелева Леда Даниловна,

студентка факультета лингвистики ФГБОУ ВО «<Вятский государственный университет», г. Киров [email protected]

Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков

Аннотация. Статья посвящена анализу публичных выступлений американского политика Дональда Трампа. Определен предмет политической лингвистики — политический дискурс, т. е. такой вид речевой деятельности, который направлен на определенное воздействие на аудиторию. Выявлены наиболее часто встречающиеся стилистические средства как способы создания экспрессивности и приемы воздействия на электорат.

Ключевые слова: политическая лингвистика, политический дискурс, публичные

выступления, стилистические средства.

Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

В последние время общественно-политическая коммуникация и политический дискурс как ее языковое оформление стали объектом изучения многих специалистов: политологов, психологов, философов, социологов, лингвистов. Сам вопрос политического дискурса и политической лингвистики как таковой еще малоизучен, хотя в последние годы появляется все больше работ по данной тематике. Интерес к данным исследованиям обусловлен и потребностями лингвистической и политологической теории, и отсутствием методов анализа политических текстов.

Политическая лингвистика тесно связана также с такими различными лингвистическими направлениями, как социолингвистика, риторика, стилистика. Стоит отметить, что для данной дисциплины характерно использование методологий различных наук, изучение языка в дискурсе, то есть непосредственно во время реализации его функций, и стремление объяснить описанные факты.

Предмет исследования политической лингвистики — политическая коммуникация или политический дискурс, то есть речевая деятельность, ориентированная на продвижение различных идей, эмоциональное воздействие на граждан и побуждение их к политическим действиям, принятие и обоснование политических решений при наличии множества точек зрения в обществе. Используя цитату А. П. Чудинова, можно сказать, что «специалистов по политической лингвистике интересует то, как говорят политики…» [1].

Главная функция политической коммуникации — борьба за политическую власть на основе использования коммуникативной деятельности. Политическая коммуникация призвана оказать прямое или косвенное влияние на распределение власти и ее использование.

Политики, стремясь сделать свою речь экспрессивной и привлечь максимальное количество избирателей, прибегают к использованию различных приемов. Безусловно, создание политических речей не обходится без участия специалистов в этой

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

области. В связи с этим изучение таких публичных речей становится очень интересным и актуальным для лингвистов.

Одной из главных особенностей публичных устных выступлений является их фонографическая и лексико-стилистическая сторона. Такие средства выразительности отвечают за экспрессивность выступлений, эмоциональную вовлеченность слушателя/зрителя.

Дональд Трамп является одним из самых ярких американских политиков на сегодняшний день. Его выступления производят большое впечатление на электорат, причем эффект, который они производят, может быть как положительным, так и отрицательным.

В качестве предмета исследования были выбраны несколько выступлений Дональда Трампа за 2015 г., поскольку именно в 2015 г. он вступил в президентскую гонку. Выбор этих выступлений обоснован также тем, что они часто упоминаются и цитируются в социальных сетях, таких как Twitter, Tumblr и Facebook.

В ходе исследования методом сплошной выборки были отобраны средства выразительности, которые встретились в речах политика, а также они были распределены в соответствии с классификацией, предлагаемой В. А. Кухаренко [2]. Так как все публичные выступления были устными, использовались их стенограммы, предоставленные авторитетными изданиями [CNN, The Wall Street Journal, ABC, Fox News].

В речах Дональда Трампа чаще других встречаются следующие стилистические средства: аллитерация, звукоподражание, графоны, кульминации, сравнения, метафоры, олицетворения, сарказм и ирония, разнообразные эпитеты, гиперболы и весь спектр синтаксических стилистических средств.

Аллитерация, как и все другие звуковые средства, не несет в себе какой-либо смысловой функции. Она является лишь средством дополнительного эмоционального воздействия, своего рода музыкальным сопровождением основной мысли высказывания, лишь косвенно выражающим настроение автора:

And somebody has to repeal and replace Obamacare [3].

We have people that are criminals, crooks [4].

I build nice fences, but I build great big buildings [5].

Цель звукоподражания сводится к тому, чтобы создать эффект «звукового присутствия».

Just bing, bing, bing, no problems, get off stage, everybody falls asleep and that’s the end of that [6]. (О звуке, заканчивающем дебаты.)

All of a sudden, boom, I hit him very hard [7].

Графон придает речи характер неформального общения, приближает политика к обычным американцам, для которых данные формы слов являются общеупотребительными. Таким образом политик получает больше доверия от электората, хотя выборщики зачастую не осознают этого.

I don’t think it’s gonna happen. I gotta go into Manhattan [8].

В политическом дискурсе благодаря использованию такого средства, как кульминация, достигается эффект «затаенного дыхания», то есть когда слушатель ждет каждое последующее слово политика, а услышав, непременно одобряет.

I gotta go into Manhattan. I gotta build those big buildings. I gotta do it, Dad. I’ve gotta do it [4].

That means medical. That means education. That means everything [7].

We have losers. We have people that don’t have it. We have people that are morally corrupt. We have people that are selling this country down the drain [8].

So they come in, they take our jobs, they take our money, and then they loan us back the money, and we pay them in interest, and then the dollar goes up so their deal’s even better [6].

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

It is so terrible. It is so unfair. It is so incompetent [3].

Стилистические функции сравнений разнообразны. Так, в данном случае сравнение помогает образному описанию самых различных признаков предметов и их качеств. Сопоставляемые предметы могут сближаться также на основании сходств по функциям, назначению.

There’s too much — it’s like — it’s like take the New England Patriots and Tom Brady and have them play your high school football team. That’s the difference between China’s leaders and our leaders [4].

They have bridges that make the George Washington Bridge look like small potatoes [5].

You talk about dropping in the polls, she’s dropped like a rock [6].

Не менее важную роль играют лексические особенности. Они, так же как и фонологические и лексико-стилистические, в первую очередь направлены на усиление экспрессивности высказывания. Однако к тому же показывают эрудированность человека и богатство его словарного запаса.

Человек не только выражает свои мысли при помощи метафор, но и мыслит метафорами, а также стремится в процессе коммуникативной деятельности преобразовать существующую в сознании адресата языковую картину мира. Из всех стилистических средств метафора является самой экспрессивной, благодаря ей речь становится более выразительной и запоминающейся. Политики любят использовать яркие метафоры в своей речи, и Дональд Трамп не стал исключением.

Yesterday, it came out that costs are going for people up 29, 39, 49, and even 55 percent, and deductibles are through the roof [8].

It could be the great Trojan Horse [4].

I would like to have the election tomorrow. I know the game better than anybody [5].

We can’t continue to be the policeman of the world [7].

В политике олицетворение используется, прежде всего, для усиления экспрессивности речи, привлечения особого внимания к проблеме, а также в качестве сильного эмоционального вступительного или же, наоборот, заключительного предложения.

Sadly, the American dream is dead [3].

Islamic terrorism is eating up large portions of the Middle East [4].

The economy is very sick [4].

Сарказм не завуалированно подчеркивает негативные качества либо события. Данное средство пользуется огромной популярностью у политиков, особенно американских. С его помощью легко можно выразить неприязнь к своим политическим оппонентам, при этом продемонстрировав остроту ума, придать выразительность речи и заработать очки, рассмешив избирателей.

Who wants to watch a debate for three hours? I couldn’t watch Hillary for an hour-and-a-half [7].

And for a long time whether it is Trump’s «The Art Of The Deal» which Obama and Kerry obviously did not read when they did this crazy deal with Iran [5].

I call President Obama the five for one president. [Данное высказывание связано с обменом, проведенным между США и Талибаном, в ходе которого сержант Боуи Бергдал был обменян на пятерых членов группировки, находившихся в тюрьме Гуантанамо.]

The last thing we need is another Bush [4].

Jeb [Bush] said we were safe with his brother. We were safe. Well, the World Trade Center just fell down! [6]

Look, Obama, what did he do? No deal. He never did a deal. He did one deal. A house [8].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

В политическом дискурсе встречаются как негативные эпитеты, так и позитивные, причем последних гораздо больше. Негативные эпитеты используются преимущественно для характеристики своих оппонентов, их действий или событий, к которым автор хочет выразить крайне негативное отношение. Позитивные эпитеты в основном используются для характеристики отвлеченных понятий, не связанных с проблемами, обсуждаемыми в выступлении или в ходе дебатов, а также в качестве комплиментов в начале или конце выступления.

It’s great to be in a wonderful city, New York [7].

And I think I’ll do a fabulous job [5].

And when I heard it was a three-hour debate that was only done to make more money for the company, for the network, I said, I’m not going to participate because I thought that the CNN debate was ridiculous [4].

What’s happening to this country is disgraceful [8].

And it was a terrific thing that happened [7].

But we’re going to be cutting tremendous amounts of money and waste and fraud and abuse [8].

Now everything about Obamacare was a lie. It was a filthy lie [7].

And it’s disgraceful. It’s a big, fat, horrible lie [5].

Как уже было отмечено, Трампа считают весьма эксцентричным политиком за его сомнительные взгляды на самые неоднозначные проблемы, а также за его прямолинейные высказывания на самые различные темы. Политики охотно используют гиперболы, можно сказать, что данные средства проясняют авторское отношение к изображаемому. У Дональда Трампа, в частности, их огромное количество, ниже приведены самые яркие.

I will be the greatest jobs president that God ever created [6].

The U.S. has become a dumping ground for everybody else’s problems [4].

We have some good people. Nobody like Trump of course, but these are minor details [5].

Часто политики используют гиперболу по отношению к самим себе, вспоминая какой-нибудь нелепый случай или в такой форме отвечая на претензии со стороны СМИ, политических оппонентов или общественности. Также использование иронии и самоиронии помогает завоевать расположение избирателей.

You know if it rains I will take off my hat and I will prove — I’ll prove — I’ll prove once and for all that it’s mine [8]. [О волосах; многие подшучивали над его прической и предполагали, что это парик.]

Now because I used it. He is using it. Politicians [3].

I say I don’t want your money. But can I take it, please? I promise I won’t do anything with it [8].

Еще одним важным аспектом устных выступлений является использование синтаксических стилистических средств.

Ответ уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание, делая его более активным, якобы заставляя самого сделать вывод. В политических выступлениях данное средство выразительности является одним из самых популярных. Кроме того, иногда политики, выждав паузу для произведения эмоционального воздействия на аудиторию, сами дают ответ на вопрос.

How are they going to beat ISIS? [7]

How are these people gonna lead us? [6]

What do we get out of it? [5]

How does that help us? Where is that good? [4]

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

I say, what? Come for love? You’ve got these people coming, half of them are criminals. They’re coming for love? They’re coming for a lot of other reasons, and it’s not love [8].

Довольно часто анадиплосис служит как развитие мысли или выделяет повторяемую конструкцию или слово, чтобы привлечь внимание аудитории.

And, you know, China comes over and they dump all their stuff, and I buy it. I buy it, because, frankly, I have an obligation to buy it, because they devalue their currency so brilliantly, they just did it recently, and nobody thought they could do it again [3].

When I heard that — I saw the migration. The migration was strange to me, because it seems like so many men [7].

В политическом дискурсе Дональда Трампа встречается лексическая анафора, которая основана на повторении слова или словосочетания. Повторение речевого элемента в пределах короткого предложения усиливает эмоциональное влияние на адресата. Лексические повторы в политическом выступлении направлены на усиление выразительности речи, придание ей эмоциональности, утверждение мысли.

How stupid are our leaders? How stupid are these politicians to allow this to happen? How stupid are they? [4]

We have artificially low interest rates. We have a stock market that, frankly, has been good to me, but I still hate to see what’s happening. We have a stock market that is so bloated [5].

Look at Libya. Look at Iraq. Look at the mess we have after spending $2 trillion dollars, thousands of lives, wounded warriors all over the place — who I love, OK? [8]

We have a very important election coming up. We have a presidential election coming up. We have some good people [6].

В политике эпифору часто используют для придания части высказывания эмфатического ударения, и эффекта предположительности.

They’re so off. You look at their past projections, they are so far off [8].

If the economy grows, we all make it up. I mean, frankly, the job producers make it up [4].

The country needs a leader that when the country gets hit, we’re going to come out on top, not keep going down. Because we’re going down. Our country is going down [6].

No deal. He never did a deal. He did one deal [7].

You know, today if you notice we have a stock market not doing so well. We have education system not doing so well. We have a country not doing so well [8].

So complex that nobody read it. It’s like Obamacare; nobody read it. They passed it; nobody read it [4].

В публичном выступлении синтаксический параллелизм, прежде всего, выполняет эмоционально-экспрессивную функцию, функцию акцентирования, а также интонационно-ритмическую, так как участвует в актуальном членении предложения-высказывания.

We need a leader that can bring back our jobs, can bring back our manufacturing, can bring back our military, can take care of our vets [8].

If you don’t have talented people, if you don’t have great leadership, if you don’t have people that know business, not just a political hack that got the job because he made a contribution to a campaign, which is the way all jobs, just about, are gotten, free trade terrible [5].

I will find — within our military, I will find the General Patton or I will find General MacArthur, I will find the right guy. I will find the guy that’s going to take that military and make it really work [8].

It is a deal that is totally a mess. It is a deal that is going to lead to nothing but trouble. It’s a deal that was designed for China to come in, as they always do, through the back door and totally take advantage of everyone [4].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

Парцелляция также является одной из характеристик политических речей. Она используется для создания неожиданной паузы, которая способствует увеличению эффекта неожиданности наступления действия, усилению эффекта длительности действия, выделению важного аспекта и усилению изобразительного контраста.

And you’ll see that. An incredible company [7].

We are leading in just about every state. Including Alabama [5].

And like I care of my brand. At this point [3].

Believe me, the wall works. Properly done [6].

Многосоюзие всегда связано с перечислением однородных членов предложения и в большинстве случаев имеет функцию выделения каждой составной части ряда. Повторы союзов придают высказыванию ритмическую организованность.

And they’re tired of being ripped off by everybody in the world. And they’re tired of spending more money on education than any nation in the world per capita, than any nation in the world, and we are 26th in the world, 25 countries are better than us in education [8].

And I used to say it, there are ships at sea, and this was during the worst crisis, that were loaded up with oil, and the cartel kept the price up, because, again, they were smarter than our leaders [6].

But we’re going to be cutting tremendous amounts of money and waste and fraud and abuse.

Ретардация часто используется в публичных выступлениях с целью максимальной концентрации внимания читателя на той части высказывания, которая представляет собой завершение ретардации.

Now I made that statement very strongly, and now everyone says the last thing — you know they copied it, that’s the bad thing — but I said it [4].

Look, — like him, dislike him — the 47% statement that he made, that’s not going away [3].

And I watch these teleprompters, and by the way I think any president candidate that runs should not be allowed to use a teleprompter, because we got one that uses teleprompters, — oh, he is so quick on his feet — the king of teleprompters [8].

Все вышеуказанные средства направлены на привлечение внимания к фигуре политика, акцентирование внимания на различных злободневных проблемах, а также жесткое противостояние оппонентам. Нельзя не отметить, что, несмотря на репутацию Трампа как весьма эксцентричного политика, его речи всегда вызывают аншлаг, а он сам находится на вершине рейтингов, что достигается благодаря не только его харизматичности, но и грамотному использованию всевозможных стилистических и выразительных средств.

В последнее время все чаще новые научные направления возникают в местах соприкосновения различных областей знания. Одним из таких направлений является политическая лингвистика, возникшая на пересечении лингвистики с политологией и учитывающая достижения различных гуманитарных наук, например социальной психологии, социологии, политологии. Необходимость возникновения и развития данного научного направления обусловлена растущим интересом общества к механизмам политической коммуникации. Исследования политического дискурса являются сравнительно недавними и дискуссионными. Лингвисты заинтересованы в объяснении влияния выступлений политиков на интенции избирателей, а также характеристике языковых стратегий, моделей и стилистических приемов, используемых в публичных выступлениях. Все это еще раз подчеркивает актуальность подобных исследований.

Ссылки на источники

1. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. — М.: Флинта, Наука, 2006. — С. 10.

2. Кухаренко В. А. Практикум по стилистике английского языка. — М.: Флинта, Наука, 2015. — 184 с.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Свицова А. А., Скобелева Л. Д. Авторский стиль на примере публичных выступлений современных политиков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 10 (октябрь). — 0,5 п. л. — URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16214.htm.

3. Donald Trump at Iowa Freedom Summit, Hoyt-Sherman Place, Des Moines, Iowa. — URL: http://www.p2016.org/photos15/summit/trump012415spt.html.

4. Donald Trump’s Campaign Announcement. — URL: http://blogs.wsj.com/washwire/2015/06/16/donald-trump-transcript-our-country-needs-a-truly-great-leader/

5. Donald Trump’s Speech in Mobile, Alabama; Discussion over Using «Anchor Baby» Term by Republican Politics. — URL: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1508/21/acd.01.html.

6. ABC ‘This Week’: Donald Trump. — URL: http://abcnews.go.com/Politics/week-transcript-donald-trump/story?id=34187405.

7. Donald Trump on «FOX News Sunday» With Chris Wallace. — URL: http://www.realclearpoli-tics.com/video/2015/10/18/full_replay_and_transcript_donald_trump_with_fncs_chris_wallace.html.

8. Fourth Republican Debate in Milwaukee Wallace. — URL: http://time.com/4107636/transcript-read-the-full-text-of-the-fourth-republican-debate-in-milwaukee/

Anna Svitsova,

Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor at the chair of Linguistics and Translation, Vyatka State University, Kirov [email protected] Leda Skobeleva,

Student, Faculty of Linguistics, Vyatka State University, Kirov [email protected]

The author’s style by the example of public speeches of modern politicians

Abstract. The paper analyzes the public statements of the American politician Donald Trump. The authors define the subject of political linguistics — political discourse, such kind of speech activity, which is aimed at a certain impact on the audience. The authors reveal common stylistic means as ways of creating expressiveness and techniques, which affect electorate.

Key words: political linguistics, political discourse, public discourse, stylistic means. References

1. Chudinov, A. P. (2006). Politicheskaja lingvistika, Flinta, Nauka, Moscow, p. 10 (in Russian).

2. Kuharenko, V. A. (2015). Praktikum po stilistike anglijskogo jazyka, Flinta, Nauka, Moscow, 184 p. (in Russian).

3. Donald Trump at Iowa Freedom Summit, Hoyt-Sherman Place, Des Moines, Iowa. Available at: http://www.p2016.org/photos15/summit/trump012415spt.html (in English).

4. Donald Trump’s Campaign Announcement. Available at: http://blogs.wsj.com/washwire/2015/06/16/don-ald-trump-transcript-our-country-needs-a-truly-great-leader/ (in English).

5. Donald Trump’s Speech in Mobile, Alabama; Discussion over Using «Anchor Baby» Term by Republican Politics. Available at: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1508/21/acd.01.html (in English).

6. ABC ‘This Week’: Donald Trump. Available at: http://abcnews.go.com/Politics/week-transcript-donald-trump/story?id=34187405 (in English).

7. Donald Trump on «FOX News Sunday» With Chris Wallace. Available at: http://www.realclearpoli-tics.com/video/2015/10/18/full_replay_and_transcript_donald_trump_with_fncs_chris_wallace.html (in English).

8. Fourth Republican Debate in Milwaukee Wallace. Available at: http://time.com/4107636/transcript-read-the-full-text-of-the-fourth-republican-debate-in-milwaukee/

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.07.16

Принята к публикации Accepted for publication 26.07.16 Опубликована Published 31.10.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Свицова А. А., Скобелева Л. Д., 2016

977230412016610

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *