Психология регрессия – Регрессия — психология

Содержание

Регрессия (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Описание

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства людей в детстве, они, порой, бессознательно используют, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинают проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.

[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Видео по теме

Виды нормальной детской регрессии

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция поначалу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]

См. также

Литература

Примечания

  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология XXI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. — С. 236-246.

wiki2.red

Регрессия (психология) Вики

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Описание[ | код]

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства людей в детстве, они, порой, бессознательно используют, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинают проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Виды нормальной детской регрессии[ | код]

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевременного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция поначалу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]

См. также[ | код]

Литература[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия»
    , изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология XXI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. — С. 236-246.

ru.wikibedia.ru

Регрессия (психология) | Info-Farm.RU

Регрессия — защитный механизм психики, процесс, в ходе которого человек возвращается на предыдущую или менее зрелую стадию развития чувств и поведения.

История возникновения термина

Зигмунд Фрейд ввел понятие регрессии в «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung, 1900) для объяснения сути сновидения: сновидного мысли приходят в основном в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация. Для объяснения этого феномена нужно подойти к нему с точки зрения топики, чтобы психический аппарат выглядел ориентированной последовательности систем. В сознательном состоянии возбуждения проходят через все системы, двигаясь вперед (то есть от восприятия к движениям), в то время как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и направляются назад, к системе восприятия. Таким образом, для Фрейда понятие регрессии было, прежде всего, топическим.

Временное значение регрессии, сначала неявное, начало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальному развития индивида.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термина «регрессия» нет, однако здесь мы уже видим указания на возможность возвращения либидо на обходные пути удовлетворения и к более старым объектов. На самом деле, разработка понятия временной регрессии нуждалась (в 1910 — 1912) прояснения последовательности стадий детского психосексуального развития. В «склонности к неврозу навязчивых состояний»

(Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставляет тех случаях, когда «… сексуальная организация, подвержена невроза навязчивых состояний, возникнув однажды, сохраняется до конца», тем случаям, когда она «сначала замещается организацией более высокого уровня, а затем направляется регрессивно — вниз от этой стадии».

Таким образом, судя по фрагменту, прилагаемого к «Толкование сновидений» в 1914 году, Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: «Мы различаем регрессию трех видов: а) топической, обусловленная функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь становятся дееспособными предыдущие способы психической организации »; в) формальную, которая заменяет привычные способы выражения и образного представления на примитивные. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку раньше во времени оказывается одновременно и проще по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия ".

Топическая регрессия особенно ярко проявляется в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако, ее можно обнаружить также в патологических процессах, где она распространяется не так широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она не идет так далеко (память).

Реже Фрейд использовал понятие формальной регрессии, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию в соответствии с принципом тождества восприятия).

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию относительно объекта, регрессию относительно либидинальнои стадии те регрессию относительно эволюции Я.

Эти разграничения связаны не только с заботой о строгости классификации. Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что «… за истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первоначальным сексуальных объектов инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит».

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка — индивида, а потому и всего человечества — навсегда остается в человеке: «Первоначальные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первоначальная психика в собственном смысле не может быть уничтожена ». Фрейд повторяет эту мысль о возвращении к прошлому относительно самых разных сфер: психопатологии, сновидений, истории культуры, биологии и т. На восстановление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения. Для выражения этой мысли Фрейд использует не только срок Regression, но и смежные по смыслу термины: Rückbildung, Rückwendung, Rückgreifen т.

Понятие регрессии связано с понятием фиксации.

Примитивные механизмы

Примером регрессии является примитивные механизмы — защиты, которые возникают у человека еще в детстве и проявляются в течение всей жизни. К ним относятся перцептивные механизмы: отрицание, расщепление (расщепление объекта), проективная идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность и тому подобное.

Возражения

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и тому подобное. В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя «несколько странно». Чем глубже движется анализ, тем сложнее им признать воспоминания, которые возникают.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажения информации (ее формы или содержания), которая может травмировать индивида, в начале восприятия.

В связи с этим Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма:

  1. отрицание — это способ осознания вытесненного
  2. отрицание устраняет только отдельные последствия процесса вытеснения
  3. через отрицание психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением

Фрейд утверждал, что отрицание — это самый ранний онтологически и примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и ощущение боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности является своего рода временным приложением к исполнению желаний и сохранения аффективной равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

Расщепление

Фрейд употреблял термин «расщепление» для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует.

Фрейд считал, что расщепление является не только защитой Я, но и способом сосуществования двух защитных механизмов, один из которых служит для защиты от реальности, а другой — защита от поездов. Патологическим вариантом расщепления, по Фрейду, является запрет личности на компромиссы и сохранения обоих установок одновременно.

Расщепление как защитный механизм личности от тревоги, негативных переживаний способствует формированию другого защитного механизма — проективной идентификации (по терминологии М. Кляйн, 1946).

Проективная идентификация

Защитный механизм, который изучала Мелани Кляйн. Она считала, что расщепление на «хорошо Я» и «плохое Я», начиная с возраста младенца, является попыткой защитить свои хорошие части от плохих, освободиться от невыносимых качеств собственного Я, превратить их в своих «преследователей». У взрослых механизм проективной идентификации вызывает страхи преследования, смерти, различные фобии, паранойю и тому подобное. В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебном отношении к представителям других национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция (Частичное восприятие)

Защитный механизм, который характеризуется тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему нравится, для него выгодно, ценно или содержательно. Другая информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, которые базируются в основном на «нужном» материале, «вырезая» все остальное из своего восприятия.

Этот механизм формируется в раннем детстве, но «работает» и у взрослых людей. Он довольно распространен и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Двигательная активность

Это снижение беспокойства, вызванного запрещенным поездом, путем разрешенном его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Двигательная активность входит в кластер регрессии и развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения.

info-farm.ru

Регрессия (психология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Виды нормальной детской регрессии[править]

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болез­ни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребе­нок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевре­менного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффектив­ного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]
  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология ХХI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. —.

wp.wiki-wiki.ru

Регрессия. Элементарный психоанализ

Итак, предложив пациенту говорить все, что приходит ему в голову, во время сеанса терапевт преимущественно хранит молчание. Но несмотря на это вербальное и эмоциональное безмолвие, между терапевтом и пациентом возникает специфическая связь, которую, как уже отмечалось, Фрейд обозначил термином «перенос». Молчание психоаналитика, бесспорно, фрустрирует (вызывает неудовлетворенность) пациента и побуждает его (в определенной степени из желания вызвать хоть какую-то ответную реакцию) рисовать картины все более мрачных и «зловонных» воспоминаний, погружаясь во все более глубокие слои психики и, как правило, обращаясь при этом к ранней юности и детству. Это могут быть как воспоминания, так и псевдовоспоминания, но и последние — у всех разные и глубоко личностно обусловлены. Это «погружение» в далекие воспоминания и чувства Фрейд обозначил термином «регрессия». Оставаясь без ответа, запрос приобретает все более примитивные (в индивидуально-историческом аспекте личности) формы, такие как потребность в материнской любви, заботе, наказании или прощении, вплоть до «желания быть отшлепанным».

В более общем варианте регрессия, как один из способов психологической защиты, состоит в возвращении к более ранним стереотипам поведения и как бы восстановлении в общении тех заведомо успешных в прошлом (преимущественно—в детстве) способов реагирования или ситуаций, в которых переживалось чувство удовольствия (связанное с родительской любовью и ощущением защищенности). При этом запрос всегда остается направленным на психоаналитика, проводящего сеанс.

Несколько отвлекаясь, скажем, что в зависимости от проблем пациента и фигур его ранних привязанностей (и гораздо меньше — от личности терапевта) последний может «принимать» на себя (в переносе) самые различные роли, которые он должен четко осознавать и отслеживать. Я, например, несмотря на залысины и наличие у меня усов, нередко чувствовал, что, обращаясь ко мне, пациент на самом деле апеллирует к матери или бабушке, или тете, или сестре. И чаще всего этот запрос был обусловлен потребностями в принятии, любви, понимании и защите, которые не были в должной мере реализованы в детстве. В результате — не сформировалась способность к пониманию и принятию себя и других или эта способность претерпела невротические трансформации. Чаще всего это относится к любви и способности любить, в первую очередь — себя, а затем и другого — дарить и принимать любовь. Чувства характеризуются не только количественно, но и с точки зрения их целостности. Образно говоря, если мне дали два яблока, я могу отдать одно вам, и у каждого будет по яблоку. Если мне досталось только одно, я, скорее всего, смогу дать только половину, и целого яблока не будет ни у кого. Если-у меня всего треть яблока, я в лучшем случае могу предложить вам надкусить...

Нужно отметить, что в процессе регресса на аналитика переносятся не только чувства, которые уже имели место в прошлом в отношении значимых фигур детства, но и стереотипы ожидаемого реагирования. Достаточно типичен такой вариант диалога пациента (П) и аналитика (А):

П.: Да, я знаю, что сейчас вы подумали о том, что я никогда не был самостоятельной личностью.

А.: Почему я должен был так подумать?

П.: Моя мать всегда так говорила.

Как многократно свидетельствует практика, родительская оценка и сформированные (в семье) ранние паттерны поведения оказываются чрезвычайно устойчивыми. Но мы никогда не пытаемся разрушать эти стереотипы, а последовательно работаем над их модификацией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

регрессия поведения - это... Что такое регрессия поведения?

— форма защиты психологической, один из универсальных механизмов защитных, обусловливающий специфическую форму ухода от действительности — временный переход, возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень развития психического — как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя особенно защищенным. Возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения; переход на предшествующие уровни развития психического и актуализация успешных тогда способов реагирования.

Проявляется в стрессогенных ситуациях, где адекватное поведение оказывается невозможным для индивида — в силу их высокой значимости, новизны, сложности или психофизиологического состояния самого индивида (усталость, болезнь, регрессия возраста в гипнозе). Пускается в ход, когда Я не в состоянии принять реальность, как она есть, или когда личность не в состоянии справиться с требованиями Сверх-Я, или же там, где другие механизмы защитные неэффективны. Может выполняться по отношению к различным уровням реализации деятельности и сферам личности — мотивационно-потребностной, смысловой, целевой, операциональной.

Регрессия поведения может проявляться как истерические реакции наподобие рвоты, сосания пальцев; излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений, и пр.

В психоаналитических теориях она рассматривается как неэффективная защита, ибо индивид вместо того, чтобы справиться с ситуацией, уходит от реальности, возвратясь к той стадии развития личности (согласно онтогенетической модели З. Фрейда), где переживалось чувство удовольствия. Регрессия поведения характеризует инфантильную, как правило, невротическую личность. Более зрелое Я вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты.

В теориях когнитивных под регрессией поведения понимается обращение при взаимодействии с новой, сложной ситуацией к более примитивным схемам познания и действия, что служит источником дальнейшего прогрессивного развития личности.

В теориях творчества также отмечается позитивная роль способности к целенаправленной регрессии поведения при решении творческой задачи, что позволяет достигать оригинальных, нестандартных результатов за счет снятия социальных барьеров на стадии генерирования идей.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Регрессия (психология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия.

Регре́ссия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

В основе этой защиты лежит объективный факт, что маленького ребёнка люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого человека. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения. Зачастую это действительно приводит к тому, что окружающие начинают защищать «беззащитного ребёнка», но не всегда: регрессия может срабатывать даже тогда, когда рядом попросту никого нет.

Демонстрация болезненности, ущербности и др. также относится к регрессии, так как содержит то же послание: «Я больной, я не способен о себе позаботиться, защитите меня». Как следствие, у некоторых людей, злоупотребляющих регрессией, это может действительно приводить к хроническим болезням и хронической неуспешности, перерастать в ипохондрию и сопровождаться соматизацией. Когда регрессия становится краеугольным камнем личности, жизненной стратегией преодоления проблем, такая личность называется инфантильной личностью.[1]

Также регрессия характерна для истероидных личностей.[2]

Виды нормальной детской регрессии[править]

Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:

  • Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болез­ни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
  • Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребе­нок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
  • Временный откат, возвращение к более простой, но соответствующей возрасту форме поведения после периода преждевре­менного использования более прогрессивной формы поведения.
  • Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффектив­ного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
  • Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.[3]
  1. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Регрессия», изд. «Класс», 1998.
  2. ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Истерические, или театральные (histrionic) личности», изд. «Класс», 1998.
  3. Бардышевская, Марина Константиновна. Регрессивные явления в развитии детей с эмоциональными нарушениями (рус.) // Лурия и психология ХХI века : сборник. — Москва: Смысл, 2003. —.

www.wikiznanie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о