Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет
Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?
Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.
Творческие люди – кто они?
Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.
Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.
Психологическая характеристика творчества
В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.
Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.
Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.
Познавательная сфера творческой личности
Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях. Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.
Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.
- Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
- Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
- Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
- Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.
Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.
Роль волевой сферы
Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.
Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике. Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать. И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!
Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.
Сфера интересов
Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.
Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.
Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.
Биологическое и социальное в структуре творческой личности
Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.
Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.
Биологические предпосылки для творчества
Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:
- Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
- Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
- Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
- Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.
Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.
Социальные факторы
И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.
Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.
Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.
Психологический портрет творческой личности
Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:
- Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
- Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
- Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
- Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
- Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
- Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.
Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.
psychologist.tips
Психологические особенности творческой личности | PSYERA
А. Маслоу связывает творческую одаренность с потребностью в «самоактуализации», т. е. с реализацией всех генетически обусловленных возможностей индивида. Он перечисляет черты личности, способной к самоактуализации:
- аффективное (эмоциональное) восприятие действительности; живая и вместе с тем адекватная реакция на окружение, на происходящие события;
- непосредственность в откликах на внешние воздействия, отсутствие стереотипов, заданное™, низкий самоконтроль;
- свежесть, непосредственность восприятия;
- умение сосредоточиться на проблеме;
- независимость в суждениях;
- чувство общности с другими людьми;
- принятие себя и других такими, какие они есть, без предъявления высоких требований и без представления о себе как о достигшем всех возможных совершенств;
- чувство юмора;
- «творческое начало», выражающееся в отсутствии консерватизма, стремлении искать новые пути, способности видеть новые проблемы.
Побуждение к самоактуализации Маслоу определяет так:
«Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией».
Самореализация личности, по Маслоу, означает «полное использование и разработку своих способностей и возможностей». Автор подчеркивает побуждающее действие способности и потенциальных возможностей человека:
«Я полагаю, — пишет Маслоу, — что любой талант, любая способность являются также мотивацией, потребностью, импульсом».
Способность к самоактуализации он рассматривает как некое врожденное свойство людей, независимое от окружающих их условий, носящее бессознательный характер.
Понятие самоактуализации у Э. Шострема предполагает активность, инициативность индивида в процессе его развития, свойственный ему момент самодвижения.
Выделение потребности в самоактуализации закономерным образом привело к попыткам исследовать психологические характеристики подобного рода людей. Было выделено 27 свойств, среди которых ведущее место занимает сосредоточенность не на собственной личности, не на узко индивидуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по мнению Шострема, испытывают, как и все остальные, чувство стыда, вины, тревоги, но их беспокоит не собственная судьба. Они стыдятся недостатков рода, культуры или группы, с которыми себя отождествляют.
Самоактуализирующейся личности не свойственно стремление к безопасности, защите себя от окружающего мира. Она не нуждается в системе защитных механизмов, постулируемых фрейдистами как необходимое условие существования. Функцию защиты и устранения тревожности выполняет у такой личности адекватное восприятие реальности. Собственно, индивидуальные желания, страхи, эмоции не искажают понимания действительного хода вещей.
Адекватно воспринимая окружающий мир, других людей, такая личность хорошо осознает себя, свои желания и цели. Страх знания себя, по мнению Шострема, подобен страху перед внешним миром и препятствует развитию лучших сторон личности. В отличие от здоровых, реализующих себя индивидов невротическая личность искажает реальность, предъявляет к ней неадекватные требования, рассматривает ее сквозь призму своих убеждений, боится неизвестного и нового. Проистекающая от искаженного восприятия действительности неуверенность обуславливает такую черту невротической личности, как стремление искать одобрение со стороны других людей. Напротив, самоактуализирующиеся личности опираются на собственное мнение и оценку событий, живут по своим законам и ищут самоодобрения, а не одобрения извне.
Наряду с ориентацией на собственную самооценку для таких личностей характерно чувство общности с другими людьми, симпатия к ним. Эти люди демократичны, учатся у каждого, не думая о собственном престиже. Их эмоциональная жизнь необычайно богата. Они способны к глубоким и полным переживаниям близости, любви, дружбы, тонко чувствуют природу, искусство. Они способны проницательно судить о других, быстро распознавать притворство, обман, нечестность. В искусстве, науке, политике самоактуализирующиеся люди быстро ориентируются, усматривают скрытые возможности, легче, чем Другие, разбираются в трудных вопросах. Порою удивляет свежесть и нешаблонность их восприятия.
В области науки такие люди являются новаторами, в отличие от многочисленных ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робости, тревожности, приверженности установившимся мнениям разрабатывающих уже высказанные другими идеи.
Творческая направленность и творческие способности являются, согласно Шострему, универсальной характеристикой личности, пронизывающей все ее стороны. Этим креативность отличается от высших способностей талантливого человека, часто не затрагивающих всей его личности и не сочетающихся с психическим здоровьем.
Многие психотерапевты разделяют эти теоретические представления гуманистической психологии. Самоактуализирующаяся личность является, по их мнению, психологически здоровой и рассматривается как конечная цель и желаемый результат психотерапии. Следовательно, об успешности процесса психотерапии можно судить по тому уровню самоактуализации, которого достигает пациент.
Было бы очень удобно, если бы можно было выделить один какой-то тип творческой личности, изучить его, придумать тесты для диагностики этого типа при приеме в школы и высшие художественные заведения. Однако в природе существует огромное разнобразие вариантов различных черт личности и возможности компенсаций одних недостающих черт другими. Если обратиться к темпераменту как к биологической основе личности, ее врожденному свойству, мы увидим, что нет «выгодных» и «невыгодных» темпераментов. Ясно, однако, что есть черты темперамента, способствующие развитию творческого потенциала личности.
Как известно, темперамент имеет две составляющие: активность и эмоциональность. Очевидно, обе эти составляющие очень существенны для характеристики творческих способностей. Третьей важной составляющей является подвижность нервных процессов.
К. Леонгард (Leongard, 1974) создал типологию личностей на основе показателей темперамента и некоторых черт характера. Пользуясь вопросником, составленным на основе этой типологии, можно экспериментально выделить некоторые качества, присущие творческим людям. Одним из них является гипертимностъ (высокая энергетичность деятельности и общения). Однако гипертимность присуща актерски одаренным людям, но не обязательна для развития музыкальных или литературных способностей. Другим качеством творческой одаренности является, как уже было сказано, эмотивность, т. е. способность к сопереживанию, тонкость чувств, эстетическая направленность личности.
Черту, называемую Леонгардом циклотимией, можно трактовать как психологическую подвижность. Она выражается в перепадах настроения от повышенной активности, бодрости, жизнерадостности до подавленного мрачного настроения. Светлые и темные периоды тянутся достаточно долго — два-три месяца. Эксперименты показали, что художественно одаренным людям свойственна циклотимия и, в свою очередь, она обусловлена психологической подвижностью.
Еще одним качеством, в большей степени присущим многим творческим людям, оказалась экзальтированность. Можно трактовать это свойство как силу чувств, т. е. размах переживания, способность очень эмоционально переживать как большую радость, так и большое горе.
Теоретически творческому человеку, направленному на то, чтобы его произведения были восприняты другими людьми, должна быть свойственна экстраверсия. Но, с другой стороны, художник живет богатой творческой жизнью: идеями, образами, настроениями. Сочетание общительности с ориентацией на мир чувств, идей, образов швейцарский психолог Г. Роршах (Н. Rorshach, 1923) назвал интротензией.
Р. Кеттелл (R. Kettell, 1972, 1976) создал личностный вопросник, позволяющий определять 16 качеств личности. Некоторые из этих качеств оказались присущими творческой личности. Доброжелательность, раскованность, социальная смелость, независимость, импульсивность, низкий самоконтроль характерны для большинства художественно одаренных людей. Среди этих черт особенно интересен комплекс «детскости». Он включает непосредственность восприятия, яркость впечатлений, доверчивость, открытость миру. Однако в личности профессионала эти черты соседствуют с чувством социальной ответственности, способностью управлять собой и своим вдохновением.
Детскость имеет и отрицательные черты: творчески одаренные люди часто непредсказуемы, нетерпеливы, внешне капризны, легкомысленны, доверчивы. Высокая чувствительность проявляется как ранимость, тревожность; потребность в самоутверждении — как болезненное самолюбие.
Художественная одаренность делает человека незащищенным; тревожность приводит к тому, что многие творческие люди страдают неврозами, психической неустойчивостью, отклонениями в поведении. Однако в напряженной и продуктивной работе такая личность находит спасение. Если человек продуктивен, нельзя сказать, что он не адаптирован к условиям жизни. Американский психолог Ф. Бэррон (F. Barron,1969) утверждает, что творческий человек, как и всякий другой, встречает на своем пути препятствия, переживает конфликты. Но несмотря на хрупкую психическую организацию, он обладает запасом прочности. Именно творческие способности и конструктивная деятельность позволяют ему справляться с конфликтами, возникающими при столкновении с косной средой. Экспериментальные данные подтверждают, что творческие люди обладают достаточным запасом душевных сил, чтобы сопротивляться давлению среды и преодолевать его.
psyera.ru
Чем отличается творческий человек от нетворческого
Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.
С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.
«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие», — рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности …у этих людей более хаотичный ум».
Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.
Они мечтают
Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности», считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.
Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.
Они все замечают
Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает».
Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.
У них свои часы работы
Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.
Они находят время для уединения
«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством», — писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.
Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением — мы должны дать себе время просто помечтать.
«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы … не в контакте с самим собой и не размышляете о себе», — говорит он.
Они «переваривают» жизненные преграды
Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.
Они в поиске новых впечатлений
Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.
«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений», — говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе — это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего».
Они терпят неудачу
Стойкость — практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики — по крайней мере, успешные — учатся не сокрушаться по этому поводу.
«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто», — написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.
Они задают важные вопросы
Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.
Они наблюдают за людьми
Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.
«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах», — говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми…».
Они рискуют
Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.
«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду», — пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги — … Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк».
Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения
Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.
«Творческое выражение — это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности», — говорит Кауфман.
Они следуют своей истинной страсти
Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.
Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.
Они выходят за границы собственного разума
Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.
«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее», — говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» — она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли».
Они теряют чувство времени
Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока», который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.
Вы оказываетесь «в состоянии потока», когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.
Они окружают себя красотой
Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.
Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.
Они соединяют точки
Если и есть отличие между чрезвычайно творческими людьми и всеми остальными, это способность видеть возможности там, где другие не замечают. Многие великие художники и писатели говорят, что творчество это просто способность соединять точки, которые другие никогда бы не догадались соединить.
Стив Джобс говорил, что творчество это объединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они это сделали, они чувствуют себя немного неловко, потому что в действительности они этого не делали, а просто что-то разглядели, соединили со своим опытом и синтезировали новые вещи.
Они постоянно встряхиваются
Разнообразие опыта, больше чем что-либо имеет решающее значение для творчества, говорит Кауфман. Креативщики встряхиваются, испытывают новые вещи и избегают всего, что делает жизнь однообразной или рутинной.
«У творческих людей больше разнообразных впечатлений», — утверждает психолог.
Они находят время для осознанности и медитаций
Творческие личности понимают ценность ясного и сфокусированного сознания, потому что от этого зависит их работа. Многие художники, предприниматели, писатели и другие творческие деятели, использовали медитацию в качестве инструмента для настройки самого креативного состояния души.
Голландское исследование в 2012 г. показало, что некоторые медитативные техники действительно способствуют творческому мышлению. Осознанность связывают с улучшением памяти и внимания, оптимизацией эмоционального состояния, снижением стресса и тревожности, а также с улучшением ясности ума — все это может привести к более креативному мышлению.
cameralabs.org
Творческие люди — какие они? Творческая личность
Творческие люди – какие они? Как им живется в скучном мире без магии, драконов и чудес? Где они находят волшебные сюжеты для своего творчества средь серых будней и типовых многоквартирных домов? Возможно ли подружиться с ними, ужиться на одной территории, полюбить?
Давайте рассмотрим некоторые особенности, которые в той или иной мере характерны для всех творческих натур.
Ребенок, который выжил
Нет, речь сейчас не о мальчике, пережившем во младенчестве схватку с Волан-де-Мортом.
В данном случае имеется в виду утверждение, согласно которому не каждому удается защитить, сохранить и пронести в душе через жизнь детскую непосредственность, веру в чудеса и умение видеть прекрасное. Творческие люди обращают внимание на то, что для других остается незамеченным, хоть и находится на виду. В душе они остаются детьми, даже повзрослев и возмужав.
Руководствуясь сердцем
Мышление творческих людей необычно. Они больше слушают песнь сердца, чем спокойный голос разума. Нередко их упрекают в отсутствии рационализма и практичности, но на самом деле они умеют решать бытовые задачи не хуже остальных. Просто находят для этого неординарные методы, руководствуются странной логикой. Это не недостаток и не достоинство: они просто другие. Нередко их образ мышления помогает им находить совершенно неожиданные ответы на простые вопросы.
Прагматикам стоит иногда прислушиваться к витающим в облаках романтикам. Необычный взгляд на проблему может значительно расширить рамки поиска путей ее разрешения.
Коктейль из гордыни и скромности
Творческие люди – необычайно противоречивые натуры. В них прекрасно уживаются совершенно противоположные качества: наивность и недоверчивость, любовь к людям и стремление к одиночеству.
Бывает так, что творческий человек жаждет признания, однако не дает миру ни малейшего шанса, складывая свои творения в потаенный сундук и ни с кем ими не делясь. В душе же практически каждый крафтер амбициозен, горд собой, уверен в своей гениальности. Однако это не мешает ему порой считать себя полной бездарностью, а свои произведения – полной ерундой.
Вопросы распорядка дня
Муза – дама капризная и непостоянная. Рабочий день ее не нормирован, выходных и отпусков у нее нет, но и по указке она не является. Так что, если вы решили связать свою жизнь с человеком, увлеченным какой-либо творческой деятельностью, готовьтесь к тому, что ночь – это не только время для сна. Вашей половинке может взбрести в голову в поздний час устроиться на кухне с паяльником, прибором для выжигания, пяльцами или эскизником. Не стоит этому удивляться, а уж тем более бороться с этим. Просто постарайтесь понять и принять.
Творческие люди, как правило, терпеть не могут будильники, расписания и четкие планы. Самые счастливые из них – те, которым удалось превратить любимое дело в профессию и работать на себя в то время, которое для них наиболее удобно.
Кто такой хомяк и что такое хомячество?
Эти словечки появились в сообществах рукодельников несколько лет назад. Мастера и мастерицы шутя называют хомяками самих себя либо некую мистическую сущность, под влиянием которой теряют над собою контроль в магазинах товаров для творчества. Мол, внутренний хомяк заставил купить 20 разных заготовок вместо одной нужной. Ну а хомячеством в определенных кругах называют стремление накупить и накопить как можно больше.
Спутнику жизни творческого человека стоит готовиться к тому, что часть совместного жилища превратится в мастерскую. Вероятнее всего, запасы будут пополняться все новыми и новыми материалами для рукоделия. Какая-то часть семейного бюджета будет планомерно стекать в кассу крафтерских магазинов.
Справедливости ради стоит отметить, что назвать всех увлеченных творчеством транжирами нельзя. Большинство из них достаточно спокойно относятся ко всем прочим расходам: одежде, обуви, развлечениям. Многие предпочитают отказаться от чего-то ради покупки вожделенной коробки красок, хороших пассатижей, вороха кружевных лент или пачки глины.
А многие успешные мастера еще и с лихвой окупают вложения, продавая свои творения.
Повелитель хаоса
Если вам однажды захочется сделать любимому человеку сюрприз в виде наведения идеального порядка в его мастерской, скорее откажитесь от этой безумной идеи! Ни в коем случае не пытайтесь систематизировать и облагородить то, что кажется вам бардаком. Вполне возможно, что пестрая куча – и не куча вовсе, а идеально рассортированный материал.
Только владелец творческого беспорядка может найти в нем все самое нужное и понять, является ли тот или иной лоскутик ценным артефактом, либо его пора спровадить в мусорное ведро.
Но к качествам творческого человека неаккуратность и неряшливость не относятся. Просто его представления об организации рабочего пространства могут быть весьма своеобразными.
Размытие гендерных границ
Увлеченные любимым делом люди нередко смотрят свысока на общественное мнение и расхожие стереотипы. Они часто отходят от гендерных норм поведения.
Среди творческих людей нередко можно встретить как сильных девушек, умело управляющихся с напильниками, рубанками и паяльными лампами, так и чувственных утонченных парней, прекрасно разбирающихся в изысканных ароматах и винтажных пуговицах.
Речь вовсе не идет о мужеподобии женщин и женоподобии мужчин. Просто любимое дело откладывает свой отпечаток на личность. А в наш продвинутый век, к счастью, перед каждым человеком стоит широчайший выбор увлечений и занятий, среди которых он может выбрать то, что ему по душе. Девушке уже не обязательно ограничивать круг интересов игрой на клавесине и плетением кружев. Она может позволить себе влюбиться в барабаны и стеклодувное ремесло. Да и среди мужчин-крафтеров немало представителей ремесел и искусств, которые раньше считались исключительно женскими. Сегодня уже никого не удивляют украшения, куклы, игрушки, вязаные и валяные вещи, созданные мастерами-мужчинами.
Наедине с собой
Творческий потенциал человека требует реализации. Когда это невозможно, наступает период уныния и тоски. Нереализованные идеи тяжким грузом лежат на сердце, порождают недовольство собой и упадок сил.
Человеку необходимо время и место, чтобы предаться любимому ремеслу. Большинство творческих личностей испытывают стремление иногда побыть в одиночестве. Отсутствие отвлекающих факторов и назойливого внимания – важные составляющие процесса.
Обдумывать идею тоже порой проще в одиночестве. Поэтому, если ваша половинка намекает вам на отдых друг от друга, не стоит пугаться и подозревать неладное. От вас не хотят избавиться – творческая личность просто хочет побыть наедине с собой.
Креативность и физиология
Удивительно, но творческие люди отличаются от остальных даже на уровне физиологии. Ученые давно подметили, что певцы и музыканты различают больший диапазон звуков и могут услышать совсем тихие шорохи, которые кто-то другой и не уловил бы.
А те, кто занимается рисованием, имеют великолепный глазомер (кстати, этот момент нашел отражение в фильме «Девятая рота»: новобранец Джоконда, никогда не державший в руках оружия, восхитил прапорщика своей меткостью на первом же занятии по стрельбе, объяснив феномен именно любовью к рисованию).
В основе обоих явлений – постоянные тренировки и упражнения. Музыкант постоянно прислушивается к сыгранной им музыке и чужому аккомпанементу, художник вглядывается в черты и пропорции объекта, чтобы перенести его изображение на холст максимально точно.
Темная сторона творческих натур
По словам социологов, есть некоторые особенности, характерные для многих людей, чья жизнь связана с искусством или крафтом.
Творческие натуры обладают прекрасно развитым образно-пространственным мышлением и фантазией. Им легко вживаться в разные роли, они любят примерять на себя всевозможные образы. Это все звучит красиво, но постарайтесь вглядеться в суть, чтобы понять: творческие люди умеют и любят врать.
Не все они являются патологическими лгунами, но если уж нужно скрыть правду, поверьте, человек с креативным мышлением справится с задачей великолепно. А вот их обманывать не стоит: обладая прекрасной интуицией, они тонко чувствуют любую неискренность.
По словам семейных психологов, такие люди чаще остальных идут на адюльтер. Многие из них не рассматривают супружескую неверность как тяжкий грех, для них это, скорее, способ самоутвердиться, сыграть очередную роль, убедиться в своем великолепии и расширить круг тех, кто готов им рукоплескать.
Конечно, всех под одну гребенку стричь нельзя. Мы говорим лишь о статистике, а не о том, что каждый увлеченный творчеством индивид способен на измену. Если такой человек получает от партнера достаточно поддержки, если в его силы и способности верят, он вряд ли пойдет искать приключения на стороне.
Совместная жизнь с творческим человеком
Итак, могут ли ужиться технарь-прагматик и увлеченный идеями создатель? Несмотря на кажущиеся сложности, такие союзы вполне могут быть гармоничными. Главное – обоюдное умение идти на компромисс.
Да, творческие люди эмоциональны, импульсивны, иногда отстранены от проблем. Но им нет равных в решении таких бытовых вопросов, как, например, обустройство жилища и планирование отпуска. Когда они видят понимание и поддержку от второй половинки, когда реализации их способностей никто не чинит помех, они отвечают безмерной благодарностью.
psychbook.ru
Психологические особенности творческой личности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДВПИ ИМЕНИ В.В. КУЙБЫШЕВА)
Кафедра социологии и социальной работы
Курсовая работа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие творчества
1.1 Понятие и природа творчества
1.2 Виды творчества и их особенности
1.3 Творческий процесс и его содержание
Глава 2. Творчество и личность
2.1 Формирование и развитие личности
2.2 Творческая личность и ее жизненный путь
2.3 Диагностика и развитие творческих способностей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские психологи. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.
Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
На рубеже XIX – XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно–технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества: индивиду приходится самому искать ответы на новые вопросы, к которым не применимы старые подходы; НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей.
Все вышеприведенные факторы обусловливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе.
В данной работе мы попытаемся изучить психологические особенности творческой личности.
Объектом изучения в данной работе послужила психология творческой личности.
Цель нашего исследования – изучение проблем и особенностей психологии творческой личности.
Для достижения поставленной цели, мы попытались решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и природу творчества.
2. изучить виды творчества и их особенности.
3. рассмотреть творческий процесс и его содержание.
4. рассмотреть творческую личность и проследить ее жизненный путь.
5. Изучить возможности диагностики и развития творческих способностей.
Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие, природа творчества, творческий процесс и его особенности), вторую часть (формирование творческой личности, ее жизненный путь, диагностика и развитие творческих способностей) и заключение.
Глава 1. Понятие творчества
Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».
На первый взгляд, данное утверждение можно принять. Но: во-первых, психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге ее активности; во-вторых, не ясно, что следует считать новым. Обратимся к примерам.
Монах Грегор Мендель открыл законы генетики, но никто из его современников не обратил на это внимания. Прошло 35 лет, и эти законы «переоткрыли» независимо друг от друга другие ученые. Возникает вопрос можно ли сказать, что последователи Г. Менделя немецкий ботаник Карл Эрих Корренс, австрийский генетик Эрих Чермак-Зейзенегг, голландский ботаник Хуго де Фриз трудились творчески и сами были творцами, раз они открывали нечто уже известное?
С точки зрения психологии они творцы и, безусловно, трудились творчески. А то, что открывали уже известное кому-то — это частность, характеризующая внешнюю социально-культурную ситуацию.
Есть и второй подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности имеет жесткий алгоритм, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако данный подход допускает, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта. Несложно заметить, что здесь допускается возможность относить к актам творчества всякую спонтанно развивающуюся активность. Например, деятельность людей имеющих психические расстройства, рисование приматов, исследовательское поведение крыс или ворон и т.п. Такая активность не требует особых напряжений ума, больших знаний, мастерства, природного дара и всего того, с чем обычно ассоциируется человеческое творчество, в его высшем понимании.
Третий, философский подход, определяет творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [3]. Здесь так же попытка поиска определения обычно приводит специалистов к бесплодным философским разговорам о «субъективно» и «объективно» новом.
Еще раз подчеркнем — психологию интересует внутренний мир личности, а указывающий на особенности этого внутреннего мира результат деятельности, характеризуемый как «объективно новый» или «субъективно новый» это уже внешняя характеристика, имеющая лишь опосредованное отношение к психике.
Нельзя не отметить и то, что сами попытки определить, что является новым, быстро приводят в тупик. Всегда ли новое должно состоять из новых элементов и включать в себя только оригинальные идеи? Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известных частей. Существует и другой путь создавать новое: существенно усовершенствовать старое, да так, что оно изменится до неузнаваемости. Возьмем самолеты, корабли или автомобили начала ХХ века и аналогичные технические конструкции начала ХХI века.
Подведем промежуточный итог рассуждениям. Оказывается, творчество с некоторой долей условности можно характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно универсально и «не привязано» к определенному виду деятельности.
Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества – это то, что создано; процесс творчества – как создано; процесс подготовки к творчеству – как развивать творчество.
Продукты творчества – это не только материальные продукты – здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество – это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические (развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.) [6, с.51].
С точки зрения психологии особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Еще одно сложное понятие – понятие природы творчества – связано с вопросом о потребностях личности.
Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные.
Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для производства материальных благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.
К социальным потребностям относят потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их любви и уважения. Сюда же включают потребность лидерства или противоположную ей потребность быть ведомым.
Идеальные потребности включают в себя потребности познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.
И.П. Павлов, причисляя потребность в поиске к числу биологических, подчеркивал, что ее принципиальное отличие от других витальных потребностей в том, что она практически не насыщаема. Потребность в поиске выступает в роли психофизиологической основы творчества, в свою очередь являющегося основным двигателем общественного прогресса. Потому ее ненасыщаемость принципиально важна, ведь речь идет о биологически предопределенной потребности в постоянном изменении и развитии.
mirznanii.com
Психологические особенности творческой личности
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Психологические черты и особенности творческой личности
1.2 Сущность творчества как психологического процесса, стадий творчества
1.3 Влияние творчества на развитие отношений личности
Глава 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
2.2 Исследование
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования:
Становление человека разумного связано с развитием жеста, мимики, пантомимики, танца, рисунка, т.е. интернационального языка образов. Этот язык по природе своей бессознательный, каждый осваивал его в детстве, и с его помощью выработались модели мира любой формирующейся личности. Какие же существуют психологические особенности творческой личности? Каким образом формируется, создаются эти особенности, в чем они выражаются?
Актуальность данной темы: «Психологические особенности творческой личности», во-первых, обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности – «Человека творческого». Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Основой в психологии творчества выступает отношение между продуктом творчества и его процессом. Продукт принадлежит культуре, процесс — личности.
Во-вторых, овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности, которые создают творческую личность как таковую. Таким образом, наше исследование, возможно, внесет что-то новое в изучаемую проблему.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Разработанность проблемы:
В настоящее время изучение творческой личности и ее связи с личностными чертами и особенностями представляется наиболее перспективным. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные ученые В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Много таланта и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» — В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Исследователи Е. В Андриенко, М. А. Василик, Н. А. Ипполитова, О. А. Леонтович, И. А. Стернин выделили такие субъективные характеристики творческой личности, как «человеческие» препятствия общения, социально-культурные, статусно-позиционно-ролевые, психологические, когнитивные, барьеры отношений. Но наиболее существенное влияние в формировании данной проблемы внесли О. Кульчицкая, Я. Козелецкий представил свою особую Я-концепцию развития творческого пути и самой личности. Я. А. Пономарев выдел десять стадии творческого процесса и охарактеризовал их по значимости для личности.
Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении психологических особенностей творческой личности. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. рассмотреть и проанализировать психолого-педагогические исследования зарубежных и отечественных исследователей по проблеме творчества и личности;
2. определить и проанализировать психологические особенности творческой личности;
3. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что у творческой личности преобладает определенный тип мышления и устанавливается зависимость к определенному отношению к себе, как к личности.
Объектом исследования: творческая личность.
Предметом исследования: психологические особенности творческой личности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
— беседа;
— методика «Тип мышления», модификация Г. Резапкиной;
— опросник самоотношения, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев;
— и методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 20 учащихся изостудии «Воробьевы горы» Московского городского Дворца творчества детей и юношества, в возрасте от 12 до 17 лет.
Апробация работы: по окончанию исследования и обработки полученных результатов, с ними были ознакомлены все участники данного исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей творческой личности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Психологические черты и особенности творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни [13; 34].
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта [24; 14-16].
Определению понятия творческой личности в философской, педагогической и психологической литературе уделяется большое внимание: В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Р.М.Грановская, А.З.Зак, В.Я.Кан-Калик, Н.В.Кичук, Н.В.Кузьмина, А.Н.Лук, С.О.Сысоева, В.А.Цапок и другие.
Творческая личность, как считает В.Андреев, — это такой тип личности, для которой характерна стойкость, высокий уровень направленности, на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единении с высоким уровнем творческих способностей, позволяющие ей достигнуть прогрессивных, социальных и личностно значимых результатов в одной или нескольких видах деятельности [17; 98-99].
Психологи рассматривают творчество как высокий уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которой есть созданные материальные и духовные ценности» [6; 10-16]. Большинство авторов соглашаются с тем, что творческая личность – это индивид, который владеет высоким уровнем знаний, имеет стремление к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Н.В.Кичук определяет творческую личность через ее интеллектуальную активность, творческое мышление и творческий потенциал [11; 215].
Также большое значение для понимания особенностей творческой личности имеет, особое формирование умственных действий. Ведь «творчество» не существует в чистом виде, реальная творческая деятельность включает в себя массу технических компонентов, «отработка» которых — одно из обязательных условий творческой деятельности. Углубление психологической характеристики мыслительного процесса состоит также в указании на то, что изменению «понятийных характеристик объектов» часто предшествуют изменения операциональных смыслов и эмоциональных оценок, что словесно формулируемые знания об объекте не обязательно носят характер понятий в строгом смысле слова [22; 14-24]. Я. А. Пономарев, внесший существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления, рассматривает творчество как «механизм продуктивного развития», и заменяет его на такое понятие, как «базальное расширение надстроечно-базальной системы». В психологическом плане функционального развития это исследование тех новообразований, которые возникают в деятельности по ходу решения задачи. То есть, то включает в себя «бессознательное» или «неосознанное» заменено Пономаревым на термин «базальный компонент». Развитие эмоциональных процессов у творческой личности тоже имеют свои особенности. Если вспомнить одну из классических схем творческого процесса — подготовка, созревание, вдохновение, проверка — и соотнести ее с имеющимися исследованиями по психологии мышления, то при всей условности схемы такое соотнесение позволяет констатировать, что первое и четвертое звено творческого процесса изучаются намного более интенсивно, чем второе и третье. Следовательно, в настоящее время именно им необходимо уделить особое внимание. Исследование «вдохновения» на лабораторных моделях и есть изучение условий возникновения и функций эмоциональной активации, эмоциональных оценок, возникающих по ходу решения мыслительных задач. Например, в работах по психологии научного творчества убедительно показывается, что деятельность ученого всегда опосредована категориальным строем науки, развивающейся по своим законам, независимым от индивида, но вместе с тем допускается известное противопоставление «субъективно-переживательного» и «объективно-деятельностного» плана, которое можно упрекнуть за эпифеноменолистическую трактовку «переживаний», т. е. функций эмоционально-аффективной сферы [22; 21-34].
mirznanii.com
Методическая разработка на тему «Творческая личность»
Содержание
Стр.
1. Введение 3
2. Понятие творчества 4
3. Творческая личность 7
4. Заключение 11
5. Список литературы 12
Введение
Психология (psyche — душа, logos — учение) — это наука, которая изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемых им.
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами.
Нам важно понять, что могут, что хотят окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента.
Так же важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией.
Психология как наука имеет множество направлений. Одним из таких направлений является «Психология личности».
Психология личности — это направление, занимающееся познанием личности человека и, тех процессов, благодаря которым она в нас появляется. Основной упор делается на создание общей картины социальной психологии личности человека и познание основных психологических процессов.
Важнейшее место отводится изучению индивидуальных различий, существует несколько теорий личности в психологии. Одна из таких теорий — это творческая личность.
1. Понятие творчества
Творчество одно из самых загадочных проявлений личности. Человек издавна бьется над загадкой феномена творчества, но оно и сегодня остается столь же привлекательным и неопознанным, как и многие столетия назад. Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, его творческая самостоятельность никак не поощрялась. И лишь в ХIХ веке художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин «…Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать…». Поэтому существует неприятные для интеллектуалов различия в доходах: с одной стороны представителей исполнительского искусства, а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны творцов.
Одно из самых распространенных определений творчества — определения по продукту или результату. Творчеством, в этом случае, признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик Антонио Дзикики дает весьма характерное для этого подхода определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда ранее не было известно, не встречалось и не наблюдалось».
Но психологию интересует внутренний мир личности, а не то, что рождается в итоге его активности.
Творчество издавна делят на художественное и научное. Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их держать в памяти и осмыслять. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль. В ХХ веке подсознательное в творческом процессе привлекло к себе внимание З. Фрейда и его психоаналитической школы. Художник как личность был превращен психоаналитиками в объект самонаблюдения и наблюдения критики. Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально непримиримых начал и устранение тем самым реальных жизненных конфликтов. Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.
Особенно плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это — специфическое творчество — психологическое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса», накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.
Научное творчество, в отличие от художественного, есть деятельность, направленная на производство нового знания. Оно получает социальную опробацию и входит в систему науки.
Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.
Научное творчество невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Творческая деятельность в науке предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, комбинационные способности, а также упорство, уверенность в себе, жажду знаний, стремление к изобретениям и экспериментам, готовность к риску.
Как художественное, так и научное творчество является чем-то новым: будь то произведение искусства или же создание механизма. Только если в художественном творчестве мы видим воображение, свободный полет мысли, не контролируемый сознанием, то в научном мы наблюдаем интеллектуальные действия, которые в последствие должны получить одобрение общества.
Таким образом, творчество — это деятельность, которая приводит к созданию новых неповторимых материальных и духовных ценностей.
2. Творческая личность
Уникальность творческой деятельности состоит в том, что человек отображает в ней свою личность. Поэтому людей, способных к творческой деятельности называют творческими личностями.
Рассмотрим последовательность мышления творческой личности в момент создания оригинальных образов, разработанную английским психологом Г. Уоллесом.
Первым этапом творческого мышления он считал подготовку к деятельности, заключающуюся в постановке цели и моделированию метода ее достижения.
Второй этап — инкубация. Он характеризуется полетом мысли, отстранением от цели творческой деятельности. Таким образом, происходит настройка автора на творческую работу.
Третий этап — озарение. Оно происходит инсайд — неожиданно, как импульс. Человек понимает, как должен выглядеть результат его творения и как этого достиг. Озарение — это сложный психический процесс, свойственный не только для творческих личностей. Творческое озарение — это появление оригинальной мысли, которая становится основой для дальнейшей работы.
Последний четвертый этап, выделенный Уоллесом, это проверка. Во время проверки человек испытывает свое творение на пригодность и качество. Это может быть его оценка, взгляд под новым углом или вполне практичное использование продукта творчества.
Эти этапы освещены в трудах и других психологов, что подтверждало предположенную Уоллесом модель творческого мышления.
Что такое творческая личность? Прежде всего, это человек с широкими взглядами, знаниями, гибким и живым умом. Такая личность способна быстро приспосабливаться в работе к резко изменяющейся ситуации, оперативно находить нестандартные решения в стандартных проблем. На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Воспитание — рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяет характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки — особые анатомо-физические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности.
Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности.
Творческого человека можно определить так — это человек, который видит вокруг себя задачи, ставит себе цель решать их и находит нестандартный подход для решения этих задач.
В творческой деятельности человека выделяются три уровня сознания: сознание, подсознание и сверхсознание.
Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, может стать достоянием других членов общества.
К сфере подсознания относят все то, что было осознаваемым ранее. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок.
Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) обнаруживается в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей.
«Творческая личность — утверждает американский психолог Л.С. Кьюби, — это такая, которая некоторым или случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые может быть, потенциально являются в равной степени одаренными».
Следует обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе рядом с термином «творческая личность» встречается термин «креативная личность». Наиболее удачный подход к этому определению предложила С.О. Сысоева.
Креативная личность — личность, которая имеет внутренние условия, которые обеспечивают ее творческую активность, то есть не стимулированную внешне исследовательскую деятельность. Это личность — которая в результате влияния внешних факторов приобрела ряд необходимых дополнительных мотивов, личностных образований, способностей, которые способствуют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творчества.
Так же очень значимыми факторами развития творческой личности является развитие мышления и воображения.
Мышление — это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Основой творческого мышления является формально-логическое, которому присущи творческие начала.
Воображение — это психологический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности, в создании образов, которые соответствуют описанию. Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
В определении творческой личности особое место занимает выбор, который относится к любой сфере человеческой деятельности: нравственной, интеллектуальной, эмоционально — волевой, общественной и которая заключается в осуществлении выбора, принятии решений и деятельности по их осуществлению.
Проявлением творческого потенциала личности являются способности, одаренность, талант, гениальность. Психолог Г.А. Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей — по «спирали»: от задатков к способностям — в этом состоит путь развития личности. Творческие задатки присущи каждому человеку, но лишь реализация творческого потенциала сделает человека творческой личностью.
Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного человека. Гипотеза «гений и безумие» существует с древних времен и остается актуальной в наши дни. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Это одержимые и целеустремленные личности.
Заключение
Формирование личности человека — последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
Главным показателем творческой личности, ее самым главным признаком считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека. Они отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием его успешного выполнения.
Подводя итог можно дать определение, что:
Творческая личность — это индивидуум, который владеет высоким уровнем знаний, притяжением к новому, оригинальному, который может откинуть обычное, шаблонное. Потребность такой личности к творчеству является его жизненной необходимостью.
Список литературы
1. А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко //«Общая психология»
2. В.А. Моляко //»Психология творческой личности»
3. Л. Хельер, Д. Зиглер //»Теория личности»
4. А.Л. Галин //»»Психологические особенности творческого поведения»
5. С.Л. Рубинштейн //»Основы общей психологии»
6. В.А. Цапок //»Творчество» (Философский аспект проблемы)
7. П.К. Энгельмейер //»Теория творчества»
infourok.ru