В чем отличие метода синектики от ма – Метод мозгового штурма и метод синектики

Содержание

Метод мозгового штурма и метод синектики

Метод мозгового штурма

«Мозговой штурм» — это словосочетание известно практически каждому. Но некоторые забывают, что при использовании данного метода, нужно строго придерживаться определенных правил, иначе он будет неэффективен и собрание команды превратится в банальный разбор полетов.

Этапы и неукоснительные правила мозгового штурма таковы:

  • На подготовительном этапе должна быть четко и однозначно сформулирована задача. Не стоит на одном мозговом штурме пытаться решить сразу несколько задач. Участники должны сконцентрироваться на одной цели, к примеру придумывании названия для новой компании, продающей заколки для волос. На этом же этапе нужно определиться с составом участников, выбрать ведущего, определиться с местом и временем, отведенным на сессию.
  • Генерация идей, то есть непосредственно сам мозговой штурм, должна происходить в открытой и дружелюбной атмосфере. Это основной этап, от которого зависит успех всей затеи. Важно знать, что главное здесь количество идей. Распространенная ошибка, когда в задаче ставится количественное условие, к примеру придумать десять вариантов упаковки. Здесь никаких ограничений быть не должно, пусть родятся сотни или тысячи идей. Важнейший момент метода мозгового штурма — запрещена любая критика и оценка (даже положительная!). Ведущий должен строго пресекать любые попытки отклонения в обсуждение того или иного предложения. Это отвлекает от задачи, отнимает время, силы и ухудшает атмосферу, в итоге творческий настрой идет на спад и все превращается в базар. Приветствуются самые сумасшедшие, необычные, абсурдные идеи. Именно из них впоследствии может родиться нечто гениальное. Разрешено подхватывать и улучшать, комбинировать, дорабатывать высказанные предложения, но без всякой оценки.
  • На третьем этапе происходят группировка, отбор и оценка идей. Полезно привлечь в отборочную комиссию людей, не участвовавших в обсуждении. Ведь редко в одних и тех же сотрудниках сочетаются способность к критике и творческое начало, обычно это все же разные люди. Именно на этом этапе производится самая строгая оценка всего придуманного во время генерации идей. Методы анализа мозгового штурма могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Заказчик мозгового штурма, к примеру основатель компании, если речь идет о придумывании названия, должен еще раз четко сформулировать поставленную задачу.

Метод синектики. В чем его отличие от метода мозгового штурма?

В отличие от метода мозгового штурма при синектическом штурме допустима критика, для того чтобы развивать и видоизменять высказанные идеи. Очень желательно составить группу людей, которые привыкнут работать в этом режиме вместе, перестанут негативно реагировать на критику и обижаться, если их предложения будут отвергнуты.

Суть синектики в том, чтобы с помощью четырех типов аналогий (прямая, символическая, фантастическая, личная) раскачать привычные шаблоны видения предмета. Группа может заниматься каждым типом аналогий по очереди. Также можно решить, что, если возникают внеочередные идеи, их можно высказывать в любой момент:

  • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с чем-то похожим, аналогичным объектом природного или искусственного происхождения. К примеру, если речь идет о названии для нового товара, можно вспомнить, на что он похож. Ершик напоминает морского ежа, сливочное масло аналогично машинному в автомобильном двигателе.
  • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, в случае с мрамором было придумано словосочетание «радужное постоянство». Отшлифованный мрамор покрыт узорами, напоминающими радугу, но эта «радуга» не исчезает со временем, не меняется, остается постоянной.
  • При фантастической аналогии участники штурма представляют несуществующих, вымышленных персонажей, выполняющих то, что требуется по условиям задачи. Или придумывают условия выполнения задачи, которые кажутся невыполнимыми, нереализуемыми. К примеру, было бы здорово, чтобы дорога появлялась именно там, где к земле прикасаются колеса автомобиля.
  • Личная аналогия (эмпатия) — прием, когда участник штурма представляет себя тем предметом или частью предмета, о котором идет речь в задаче. Например, если совершенствуется зубчатая передача, то можно представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить в образ, прочувствовать, что происходит с этой шестерней, какие сложности она испытывает. Считается, что такое перевоплощение значительно снижает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с совершенно новой точки зрения.

Существует еще множество различных методов, позволяющих придумывать что-то новое как в группе, так и индивидуально. Но для большинства случаев изобретательства достаточно метода мозгового штурма или метода синектики, которые кроме всего прочего способствуют сплочению коллектива.

Не пропустите новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов по острым темам

kontur.ru

В чем отличие метода синектики от ма. Синектика – решение сложных проблем с помощью аналогий и метафор. Инструменты, обстановка, подготовка

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics — совмещение разнородных элементов

) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма . Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия ) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). — М .: Речной транспорт, 1991. — 112 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Метод синектики» в других словарях:

    МЕТОД СИНЕКТИКИ — – вариант целенаправленного использования для поиска новых идей методов мозговой атаки и аналогии. Высокая эффективностьнайденных решений достигается за счет последовательного отхода, отчуждения от решаемой проблемы, получения ее новых образов… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Запрос «Мозговой штурм» перенаправляется сюда; о фильме 1983 года см. Мозговой штурм (фильм). Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой … Википедия

    Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    ТРИЗ теория решения изобретательских задач, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликованная в 1956 году это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество… … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Методы технического творчества это совокупность последовательности операций прогнозирования оптимальных параметров, в наибольшей степени отвечающих общественным или техническим потребностям. Содержание 1

zikov.ru

В чем отличие метода синектики от ма. По отношению к проблеме

Существует немало различных методов генерации идей, которые успешно применяются людьми для решения стоящих перед ними задач. Они используются в сфере менеджмента, производства и других областях. Одним из таких методов является метод синектики.

Синектика – это комбинирование разнородных, а в некоторых случаях даже несовместимых элементов исследуемых объектов для решения задач и поиска творческих решений. Метод синектики является усовершенствованным методом , который получил широкое распространение.

История возникновения метода

Сооснователь метода Уильям Гордон

Метод синектики появился в начале 50-х годов 20 в. Его сооснователями являются американский изобретатель и исследователь человеческого мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс. Они пришли к выводу, что индивидуальное и коллективное творчество аналогичны друг другу. У. Гордон основал исследовательскую группу для работы над новым методом, который получил название «синектика», что в переводе с греческого означает «соединение разнородных элементов».

Синектический штурм – это усовершенствованный метод мозгового штурма, в основе которого лежит поиск аналогий. У. Гордон считал, что избавление от ограничений мышления в процессе решения задач можно устранить, если искать способ решения через аналогии. Для этого необходимо найти аналогию поставленной задаче в другой области знаний и попробовать на ее примере придумать новое решение.

Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles. Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению этой задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

В 1961 году У. Гордон выпустил книгу «Синектика: развитие творческого воображения», которая впоследствии обрела широкую известность. Позднее Гордон стал основателем компании Synectics Inc., занимающейся разработкой креативных идей и обучением творческому мышлению.

Как работает метод синектики

Суть метода синектики состоит в решении задач по аналогии и подборе соответствующих аналогий. Выделяют четыре типа аналогий:

  1. Прямая аналогия. Это сходство, которым обладают элементы систем и объектов, решающих похожие задачи. К прямой аналогии можно отнести техническую или природную схожесть. Например, для усовершенствования технологии окраски мебели можно рассмотреть способы окраски бумаги или кинопленки, а также обратить внимание на особенности окраса природных объектов – цветов, минералов, животных.
  2. Символическая аналогия. Основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны. Символическая аналогия нашла широкое применение в различных сферах жизни, например, в литературе и кинематографе она используется для раскрытия противоречивой сути персонажей. Символическая аналогия ярко отображается в таких выражениях, как: «живой мертвец», «без вины виноват» и другие, уже прочно вошедшие в обиход, выражения.
  3. Личная аналогия. В ее основе лежит процесс мысленного отождествления себя с объектом исследования или какой-то его частью. При использовании этого типа аналогии исследователь должен представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления и взглянуть на предмет с необычного ракурса. Приводимые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, но их задачей является попытка раскрытия новых, неизвестных сторон и аспектов предмета. Для работы с этим типом аналогии необходимо обладать хорошо развитым воображением и актерскими способностями.
  4. Фантастическая аналогия. В ее основе лежит представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности. Писатели-фантасты часто используют этот тип аналогии в своих произведениях.

shadecraft.ru

Метод синектики для принятия решений POINT-V.RU

Метод синектики и в чем его суть

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от метода мозгового штурма, в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от мозгового штурма метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная. Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

Андрей Осадчий

Аналитик, консультант, тренер. Помогаю выявлять реальные внутренние проблемы организаций, повышать производительность работы и снижать расходы.

Latest posts by Андрей Осадчий (see all)

Смотрите также

point-v.ru

Синектика

1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе?

2. Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить?

В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей».

Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

Синекторы в своей работе используют аналогии (см. схему «Типы аналогий»).Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Суть методанахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.

Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.

Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.

Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?

Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытаетсяосознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).

Определяемое понятиеОпределение
СигаретаТвёрдый дым
ВентиляторЖесткий ветер,настольный сквозняк,застывший вихрь
РастворВзвешенная неразбериха
КнигаМолчаливый рассказчик,диалог наедине
ПламяВидимая теплота
ОблакоЛёгкая тяжесть,воздушная вода,непрозрачная пустота
ПрочностьПринудительная целостность
Шлифовальный кругТочная шероховатость

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.

Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Ход решения синектической задачи.

1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.

3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий.

4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП.

Практическая работа

1. Конкурс «Генераторы идей»

  • Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).
  • Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):

ПредметФункияАналог
ВолчокВращениеГироскоп
БамбукОбеспечивает упргость и прочность за счёт пористого строенияКомпозитные материалы
ПарусПеремещать предметы за счет внешнего воздействия средыТурбинная лопатка

4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.

1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики?
2. В чем отличие метода синектики от МА?
3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач.
4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами.
5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.

berezaklim.ru

«Технология» (10-11 класс): 9 урок. Синектика.

1. Как можно «по волшебству» убрать орудие преступления — пулю в детективном романе? 2. Для путешествия по темной стороне Луны нужны лампы освещения. Какие фантастические конструкции можно предложить? В середине 50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих решений — синектика. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов». В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей». Перечислим некоторые качества синектора: умение абстрагироваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор.

Синекторы в своей работе используют аналогии. 

Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач. Суть метода — нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических. Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически. Прямая аналогия. Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Например, дана задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой — пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для ее замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной? Синектическая группа в своих поисках рассмотрит, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, в частности стволы деревьев; как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить и для предохранения заслонки от трения и стирания.

Личная аналогия (эмпатия). Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры «погружаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.

Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключен ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрылась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки. Символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное (см. таблицу).
Определяемое понятие
Жесткий ветер, настольный сквозняк, застывший вихрь
Взвешенная неразбериха
Молчаливый рассказчик, диалог наедине
Видимая теплота
Лёгкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота
Принудительная целостность
Шлифовальный круг Точная шероховатость
Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить ее слоем нарастающего льда. Фантастическая аналогия. Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху. Примеры. Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию. В XVII в. движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию — насос — и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови. Ход решения синектической задачи. 1. Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления. 2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу, на этом этапе проблема дробится на подпроблемы. 3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются все виды аналогий. 4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты. Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия, ПКД, ПКП. Практическая работа 1. Конкурс «Генераторы идей» Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно). Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии. 2. Задача «Балласт». В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть? Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи). 3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):
Обеспечивает упругость и прочность за счёт пористого строения Композитные материалы
Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды Турбинная лопатка
4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза. 1. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики? 2. В чем отличие метода синектики от МА? 3. Дайте определение синектики как метода поиска решений творческих задач. 4. Охарактеризуйте типы аналогий, используемые синекторами. 5. Раскройте технологию и этапы решения задачи методом синектики.

tehno-uchit.blogspot.com

Метод синектики

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном». По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны. Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п. Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.
  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением. Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений. При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.
  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

 

coachblaga.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *