Психология воспитания ребенка
Воспитательный процесс очень увлекательный, зачастую непредсказуемый, в каждом случае творческий. Большинство психологов и педагогов утверждают, что существуют парадоксы воспитания, говорят о вопросах, на которые сложно найти ответ. Стоит упомянуть образное и вдумчивое описание воспитания, изложенное в книге «Педагогика для всех» писателя, журналиста «Первого сентября» и «Учительской газеты» С.Л. Соловейчика: «Воспитание детей можно назвать старейшим из всех людских дел, оно ни на одни сутки не младше самого человечества; из-за этого оно представляется нетрудной работой: все справляются, и мы тоже справимся. В реальности оно обманчиво, можно даже сказать – коварно. В давние времена его считали самым трудным из занятий, искусством из искусств».
Так что же на самом деле представляет собой процесс воспитания?
Воспитательная проблема настолько широка, что с ней взаимодействуют многие науки, среди которых педагогика, философия, психология, социология и прочие. И любая из данных наук обозначает собственный предмет исследования в этом вопросе.
Например, психология воспитания выявляет некие психологические механизмы, а также закономерности процесса воспитания.
Определение 1В словаре Даля понятие «воспитывать» обозначено как «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего ребенка, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (касательно растения), одевать и кормить до возраста; в высшем значении наставлять, научать, обучать всему, что нужно для жизни…». 2. Согласно толковому словарю Ожегова, воспитание – это «навыки поведения, которые привиты семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».
Стоит указать, что в психологической и педагогической литературе можно найти описание воспитания и как передачу социального опыта, и как некое воздействие на индивида либо группу людей, и как организацию образа жизнедеятельности воспитанников, и как формирование условий для личностного развития. Такое разнообразие определений напрямую зависит от позиции автора, а также от влияния обыденного сознания на определения данного понятия.
В психологии воспитательный процесс рассматривается, во-первых, как некое целенаправленное создание условий (духовных, материальных, организационных), которые, в свою очередь, способствуют формированию:
- Конкретных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
- Мировоззрения.
- Поведения (как некоего п
zaochnik.com
Психология воспитания детей » Наша Психология
Правильное развитие ребенка и психология воспитания детей, являются действительно не простыми задачами для каждого родителя. Но видя, что наши маленькие ангелы счастливы и здоровы, это того стоит. Вы часто можете «выходить из себя», когда ребенок не слушается, но все это быстро проходит, когда он целует и прижимается к вам, говоря: «Я тебя люблю». Независимо от того, ваш это ребенок или вашего любимого человека, счастливы вы в браке или нет, есть у вас поддержка со стороны близких или нет её. Вы родитель, и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, нужно решать только вам.
Содержание статьи
Подсознательные методы воспитания детей
Перестаньте спорить
Это особенно важно, когда дети только начинают развиваться. Они чего-то хотят, а вы им не даете. Поэтому они просят, обижаются и кричат. Прекращение споров имеет важное значение для поддержания здоровых отношений в семье и утверждения вашего доминирования в качестве родителя.
Первое задание — никогда не спорить и не провоцировать. В большинстве моментов, вы можете просто уйти от конфликта. Если он последует за вами и будет пытаться спровоцировать, игнорируйте это. Переключите его внимание на что-нибудь другое или дайте задание по дому. Затем уйдите, как будто у вас нет никаких сомнений, что он все сам сделает. Может быть, он откажется выполнять рутинную работу, которую вы дадите, это нормально. По крайней мере, вам нужно перевести его внимание и избежать спора. В большинстве случаев, если вы дадите ему задание, он подсознательно почувствует необходимость подчиниться и делать то, что нужно.
Кроме этого, вам не нужно отказываться от своего мнения. Когда вы говорите «нет», так и должно быть. Изменение вашего мнения только покажет ребенку, что он имеет некую власть и может заставить вас передумать. Продолжайте твердо заявлять о своей позиции, но не провоцировать спор. Он или она в конечном итоге примут вашу позицию, такова психология воспитания детей.
Эффективный сон
Изучение новой информации, различные спортивные секции и работа по дому, будут творить чудеса. Пусть ваш ребенок ложиться спать в одно и то же время. Правильно планируйте среднее количество часов, которое ему необходимо для сна. Убирайте или отключайте на ночь все гаджеты, чтобы он не мог играть или смотреть телевизор. Перед тем, как он будет ложиться в постель, пусть займется какой-нибудь расслабляющей деятельностью. Не подавайте ужин в течение двух часов перед сном, так как это негативно скажется на его качестве и продолжительности. Проведите время перед сном вместе с ним, пообщайтесь, почитайте книгу или помолитесь.
Если ребенок не может уснуть, есть одно эффективное упражнение. Скажите ему сделать несколько глубоких вдохов через нос. Главное, чтобы он считал эти вдохи и выдохи, и больше ни о чем не думал. Пока он считает, начните говорить твердым, но нежным голосом: «На счет три, ты начинаешь чувствовать себя усталым. Один, два, три. Далее на счет 10, ты начнешь засыпать. Один, два, три, четыре и т.д…». Он достаточно быстро уснет. Когда ваш ребенок подрастет, он уже сможет сам заниматься этим.
Используйте картинку луны и звезды на потолке. Плакаты спящих животных и другие подобные вещи, помогут вызвать расслабляющую обстановку. Убедитесь, что его кровать удобная, с множеством плюшевых игрушек и мягким одеялом. Его спальня должна создать настроение для сна, поэтому создайте соответствующую обстановку. Иногда вы можете включить тихую музыку, чтобы она не отвлекала. Классика может творить чудеса и заставляет малышей быстро засыпать.
Любовь вместо наказания
Психология воспитания детей во многом основана на любви. Очень часто дети нуждаются в наказании за определенные поступки. Но правильное проявление любви в качестве награды, может быть более сильным, чем любое наказание. Когда вы слишком дисциплинируете своих детей, и забываете проявлять чувства, то у него может развиться низкая самооценка и неуверенность в себе. Намного лучше будет совмещать дисциплину и любовь. Вы заметите, как ваши отношения начнут улучшаться при регулярных объятиях и поцелуях. Уделяйте этому больше времени, вместо того, чтобы постоянно кричать на него и дисциплинировать. Такие действия могут показаться нелогичными, особенно с непослушными детьми, но это действительно работает.
Если ваш ребенок делает что-то плохое, он таким образом пытается получить ваше внимание. Не стоит кричать или подымать на него руку, просто выражайте любовь. Это удивит его и однозначно понравится. Со временем он будет просить все больше проявлять к нему чувства и перестанет себя плохо вести.
Вознаграждайте ребенка
Воспитание ребенка с использованием поощрений, действительно может быть эффективным методом. Если ваш малыш боится врачей и каждое посещение это для вас большая проблема, то после каждого раза поощряйте его чем-нибудь. Это может быть его любимое мороженое, аттракционы, игрушка, либо что-то другое, что ваше дитя очень любит. В данном случае посещение больницы у него будет ассоциироваться с этими приятными вещами. Страх будет отходить на второй план, и со временем вовсе исчезнет.
Если ребенок не любит заниматься домашними делами. Скажите, что после того, как он все сделает, сможет пойти поиграть со своими друзьями или будет заниматься любимым делом. Чем раньше он закончит, тем быстрее получит вознаграждение. Разрешите ему включить любимую музыку. В этом случае работа по дому станет не такой скучной.
Если у вашего сына или дочки проблемы в школе из-за поведения или плохих оценок, вы можете применить тот же способ, что и с посещением врача. Скажите что после школы его дома будет ожидать приятный сюрприз, его любимый тортик или печение. Но только, если в школе все будет хорошо. Начните предлагать своим детям больше вознаграждений за их успехи. Лучше укреплять хорошее поведение, чем наказывать за плохое. А правильная психология воспитания детей с раннего возраста, очень сильно поможет им в будущем, и заложит основу для становления значимыми людьми.
Работа с придирчивыми едоками
Еще одной проблемой, с которой вы можете столкнуться как родитель, это заставить вашего ребенка есть. Если вы начнете давать ребенку овощи в младенчестве, то в дальнейшем у вас не будет с этим проблем. Вы сможете приучить вкусовые рецепторы вашего ребенка к овощам с раннего возраста. Чем раньше начнете его готовить к этому, тем больше он их полюбит и привыкнет. Иногда он может отказываться, поэтому используйте следующие способы, чтобы заставить его поесть.
- Чем больше он употребляет полезную пищу и чаще видит, что вы ее едите, тем лучше будет воспринимать. Это работает на подсознательном уровне. Таким образом вы заставляете его принимать здоровую пищу, пока она не станет частью его жизни;
- Нарежьте еду на кусочки с забавными формами. Звезды и интересные фигурки могут действительно заставить вашего ребенка скушать их. Это делает еду более привлекательной, а сам процесс веселым. Когда ваш ребенок маленький, можно немного манипулировать им, чтобы заставить есть здоровую пищу;
- Вовлеките своего ребенка в приготовление еды. Когда он будет готовить вместе с вами, запах сделает его голодным. Тогда он захочет попробовать то, что он сделал. У него будет чувство гордости, что он вложил свои силы в приготовление. Расскажите ему об ингредиентах, которые вы использовали и о пользе для организма.
Только вам не нужно становиться поваром, как в ресторане. Приучите ребенка есть то, что вы готовите. Если он поймет, что вы не поменяете еду, чтобы удовлетворить его, он в конечном итоге проголодается и поест. Сначала он может обижаться, но со временем привыкнет и будет кушать то, что ему подают. Хватит готовить особые блюда на заказ. Это только портит его и заставляет думать, что он имеет право получать что захочет. Предложите ему морковку, виноград или другой здоровый низкокалорийный продукт. Обязательно кормите утром, нельзя пропускать завтрак. Если вы будете часто говорить о здоровой пище, это поможет развить в его подсознании тягу к здоровым продуктам.
Почему психология воспитания детей это сложно
Дело в том, что каждый ребенок индивидуален. У него есть свои определенные качества, характер и мировоззрение. То, как правильно нужно воспитывать детей, сильно зависит от их возраста и пола. В первую очередь вам нужно следить за поведенческими проблемами и развивать своих детей без принуждения, ссор и обид. Не нужно тратить слишком много времени на убеждения и постоянно контролировать детей. Лучше развивайте их способность принимать собственные решения и усердно изучать новую информацию. Ваша цель заключается в том, чтобы помочь ребенку делать то, что необходимо. Например, заканчивать домашнюю работу, чистить зубы или есть овощи и фрукты. Старайтесь делать это без принуждения и регулярного манипулирования. Избегайте соблазна управлять его жизнью, подталкивайте к собственному изучению и давайте больше свободы. После этого, психология воспитания детей не будет для вас настолько сложной.
Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях или оставьте комментарий!
Об авторе
Milena
Пишу для вас на самые актуальные и востребованные темы. Следите за нашим ресурсом, будет много полезных статей. Добавляйте сайт в закладки и делитесь с друзьями.
psikhologia.com
как правильно воспитывать малыша, деток до одного года и не только
Любой человек, решивший стать родителем, берет на себя самую главную в этой жизни ответственность — ответственность растить ребенка от младенчества и до того момента, пока он сам не станет взрослым, ответственным уже за своих собственных детей.
Этим и занимается такая отрасль психологии, как возрастная, включающая в себя три подотрасли: пре- и перинатальную психологию, психологию детства, индивидуальную психологию взрослого человека и геронтопсихологию. В данной статье будет рассмотрена первая подотрасль и более обширно — вторая.
Психология воспитания
Психика является крайне тонким и нежным продуктом развития человеческого сознания и всех тех процессов, что в нем протекают. Особенно неустойчива детская психика, только-только начинающая формироваться. Важно направить ее развитие по правильному пути и постараться оградить от нежелательного внешнего воздействия.
Несомненно, само понятие воспитания предполагает «и кнут, и пряник». Существенна в этом случае проблема расстановки акцентов на данных методах и поиск их оптимальных пропорций относительно друг друга.
Что влияет?
Особенно сильное влияние на детскую психику осуществляется в период от 3 до 5 лет. Сознание наиболее подвержено вмешательству извне.
С одной стороны это формирует будущий характер человека и его особенности как личности, с другой — может оказать непоправимый вред психическому здоровью. Ниже приведены основные факторы, влияющие на психическое развитие ребенка.
- Травма несправедливости.
Отождествление своего «Я» с жизнью, что происходит вокруг, является важнейшей частью взросления. Ребенок начинает осознавать, что все в этом мире неравноправно и неравноразмерно, люди кардинально отличаются друг от друга в то время, как сам он еще не может осознать себя в полной мере, следовательно, дать себе какую-либо объективную характеристику.
Все вокруг начинает казаться не таким радостным, идеальным и положительным, как малышу прежде думалось. В этот момент ребенку просто необходима материнская любовь и забота. То, что он самостоятельно ходит, ест, спит и играет вовсе не означает, что ему нужно уделять меньше времени.
Дети должны понимать, что в этом сложном и запутанном мире они не одни, что есть человек, которому можно довериться и у кого можно спросить совета. Родители должны вызвать в ребенке доверие к собственной персоне. Важно не допустить той стадии травмы несправедливости, когда ребенок начинает проявлять ревность, мол, «почему того мальчика мама с папой любят больше» и «почему у них все хорошо, а у меня плохо».
Не стоит заставлять своего малыша чувствовать себя незаслуженно обделенным любовью и заботой. Ведь последствия такой травмы отражаются непосредственно на взрослой жизни и формировании правильного, адекватного взгляда на мир.
- Влияние родителей.
Большую часть своего детства малыш проводит непосредственно рядом с родителями. На протяжение этого отрезка жизни они являются главными наставниками и учителями ребенка. Их общество считается приоритетным. Для детей от 3 до 5 (и даже более) лет родители — непререкаемый авторитет. Домашняя обстановка предопределяет те принципы и понятия о нормах семейной жизни, которые сложатся у ребенка в дальнейшем. Многие помнят из детства игру в прятки и известную фразу «я в домике».
Дом должен быть уютным прибежищем, позволяющим малышу почувствовать себя в безопасности. Отношения между родителями сказываются на том, насколько удачно ребенок, повзрослев, сможет обустроить собственную личную жизнь. Ведь известно, что пару подбирают по принципу ее сходства с родителем. Девочки выбирают мужчин, похожих на отца, мальчики в выборе женщины ориентируются на мать.
Во время формирования характера малыша родители должны стать для него образцом порядочности и надежности,
привить ему те положительные качества, которые негласно установлены в обществе. Выяснение отношений следует оставить на тот момент, когда ребенок не сможет их услышать. - Влияние «улицы» (сверстники и чужие люди).
Часто бывает так, что все плохое и вредное ребенок приобретает именно в общении со сверстниками и прочими посторонними людьми. Например, в садике. Этот фактор мало зависит от родителей, но в их власти остается скорректировать у ребенка перенятые от других взгляды. На данном этапе важно объяснить малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «правда» и «неправда», расставить точки над «i» и, при необходимости, пресечь его общение с сомнительными персонами.
Родители должны научить ребенка осторожности и тому, что не всем можно доверять, что нельзя слепо следовать требованиям окружающих людей. Таким образом у ребенка со временем сформируется способность выражать собственное мнение, а это огромный шаг к становлению личности.
Как правильно воспитывать или 20 правил, которых стоит придерживаться
- Если вы что-то запрещаете ребенку, необходимо четко обосновать причину и свою позицию по этому поводу. Малыш должен понимать, за что его наказали. Наказание должно быть умеренно строгим.
- Малыш должен чувствовать себя свободно и иметь выбор. Так что, если вы ему что-то запретили, стоит найти альтернативу запрещенному предмету или действию, либо увлечь его чем-то другим.
- Запрещая ребенку все подряд, вы сами вызываете в нем желание бунтовать и капризничать. Малыш не должен ощущать тесноту в своих возможностях.
- Наказывать малыша нужно даже с большей любовью, чем при похвалах и поощрениях (в качестве компенсации отрицательной энергии, передаваемой ему).
- Следует объяснить ребенку, что проигрыш в чем-либо — это не повод расстраиваться и терять мотивацию к достижению цели. Это всего лишь знак, что нужно стараться упорнее!
- Не нужно учить ребенка бояться опасности, нужно научить его справляться с ними.
- Необходимо научить малыша адекватно воспринимать отказ как форму ответа на высказанную им просьбу или требование.
- Обучайте ребенка всему самому полезному, играя, ведь игра способствует ускоренному и более полному запоминанию информации.
- Нужно дать понять ребенку, что для родителей он есть и навсегда останется самым хорошим, добрым и чудесным созданием на всей Земле.
- Любое, даже самое незначительное достижение, достойно похвалы.
- Не стоит сравнивать ребенка с кем-то посторонним. Лучше сравнивайте его с ним в прошлом, так он лучше осознает все то, чего ему удалось добиться, и у него не разовьется комплекса неполноценности.
- Ошибки — неотъемлемая часть жизнедеятельности. Признайте право малыша на них и научите с ними справляться.
- Не будьте равнодушными! Проявляйте внимание ко всему, что малыш делает и говорит, чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким.
- Поддерживайте контакт со своим малышом, несмотря на обстоятельства.
- Лучшее воспитание — стать достойным примером для своего малыша.
- Дайте ребенку почувствовать себя частью своей жизни.
- Старайтесь дать малышу дельное объяснение всего того, что с ним происходит.
- Взращивайте в ребенке способность к позитивному мышлению, не зависящему от обстоятельств.
- Уважайте своего малыша и давайте ему понять, что в первую очередь он личность.
До одного года
От рождения и до года психика слабо развита и почти что не проявляет себя. Но это вовсе не означает, что за ней не нужно следить. Наоборот, именно
Плач малыша
В процессе отлучения ребенка от груди или от постоянного нахождения на руках малыш будет часто и громко плакать, требуя от родителя выполнить то, к чему он привык.
В данном случае стоит просто перетерпеть его выходки, и со временем он усвоит, что никакого практического результата они не приносят. Такого рода подход называют традиционным.
Прямо противоположный подход, детоцентристский, отрицает мнение, что плач полезен и необходим. Сторонники этого подхода считают, что если физических проблем не найдено, нужно искать психологические.
Детоцентристы советуют участить контакт ребенка с матерью и продлить кормление грудью, насколько это потребуется. В выборе между этими двумя подходами стоит ориентироваться на собственные представления о наиболее оптимальном воспитании ребенка.
Самостоятельность
Традиционная психология и ее последователи предусматривают воспитание самостоятельности в малыше с самого раннего детства. Отдельная комната с кроваткой, кормление грудью по расписанию, соска, необходимая для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс, прогулки в коляске.
Традиционалисты считают, что все это вместе взятое препятствует развитию в ребенке инфантильности и неспособности адаптироваться в коллективе. Детоцентристы же считают, что контакт с родителями должен быть продлен до тех пор, пока ребенок сам не изъявит желание проявлять самостоятельность. Их позиция заключается в том, что дети, лишенные постоянного внимания в детстве, постараются восполнить его в течение взрослой жизни. В выборе методов воспитания нужно опираться на собственные принципы, понятия и опыт.
Важно! Если нет уверенности в том, какой метод воспитания лучше выбрать, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Полезное видео
Ознакомьтесь визуально с четырьмя правилами воспитания счастливого ребенка без комплексов на видео ниже:
Заключение
Лучшими психологами для своих детей являются, без всяких сомнений, родители. Важность психологического воспитания малыша сложно переоценить, ведь оно является ведущим в процессе формирования ребенка как личности. Именно оно предопределяет весь его последующий жизненный путь. Так пусть же он будет светлым и наполненным положительными эмоциями!
Вконтакте
Одноклассники
Google+
karapuz.fun
Как правильно воспитывать ребенка в 1, 2, 3 года: психология
Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша знает лишь мать. А посему именно она должна выбирать методики, которые идеально подойдут ее крохе. Психологи могут лишь наметить общую стратегию и порекомендовать, каким образом действовать не нужно, дабы огородить от травмирующих факторов неокрепшую юную психику.Как правильно воспитывать детей – психология
Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.
Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.
Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.
В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает самооценка крохи, что порождает множество проблем.
Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.
Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.
Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.
Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.
Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.
Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.
Как правильно воспитывать ребенка с рождения
Воспитательный процесс лучше начинать с первых декад жизни малыша. Активное развитие крох происходит как раз на первом году их бытия. На описываемом этапе они адаптируются к среде и приобретают первый ценный опыт. Ведь всего за 12 месяцев малышу необходимо научиться агукать, улыбаться, реагировать на родительские голоса, настроение, различать интонации.
Часто родители младенцев больше уделяют внимание следованию распорядка дня и режиму питания, полноценному уходу, а не воспитательному процессу. Именно до годовалого возраста закладываются на подсознательном ярусе основные привычки отпрыска, формируются склонности, особенности личности. Дальнейшее созревание крохи, главным образом, обусловлено воспитательным процессом в младенчестве.
Условно годовой этап воспитательной работы обычно подразделяют на 4 ступени в соответствии с триместрами.
Ниже представлены рекомендации, как воспитать ребенка правильно в первом триместре его жизни.
Рассматриваемый этап подразумевает формирование у малышей «верных» привычек и предотвращение зарождения вредных. Помимо того, здесь родителям следует грамотно организовать питание крохи. Это весьма важно для адекватной прибавки в весе, выработки привыкания к режиму.
В этом триместре у крохи должны сформироваться такие привычки, как:
– без пустышки погружаться в Морфеево царство на улице;
– проводить некоторый отрезок времени в кроватке, самостоятельно развлекаясь;
– держать головку;
– выказывать неудовольствие при замене подгузника;
– без укачивания засыпать.
Рекомендуется также серьезное внимание уделять гигиене крохи. Утро у карапузов должно начинаться с маминой приветливой улыбки, проведения гигиенических манипуляций, которые включают умывание ручек младенца и личика, подмывания, смены подгузника. Эти ежедневные действия у отпрысков будут вырабатывать привычку содержать в чистоте себя.
Чтобы выработать у крохи привычку удерживать головку необходимо его укладывать на животик. Постепенно малыш привыкнет к описываемому действу, окрепнут мускулы шеи и спины.
Дабы чадо начало агукать, следует чаще играть с ним. Также хорошо, если кроха будет слышать потешки и детские песенки. Всякое действие, непосредственно связанное с дитем, нужно комментировать, рассказывать, например, как надеваются ползунки, меняется подгузник. Беседуя с крохой, рекомендуется улыбаться, поскольку именно таким способом закладывается культура коммуникативного взаимодействия.
В следующем триместре развивается зрительное, сенсорное и слуховое мировосприятие. Рассматриваемый этап включает подготовку отпрыска к речи. Здесь рекомендуется включать музыкальные мелодии разнообразных жанров. При этом лучше чтобы они были благозвучными и легкими: классика, детские напевы, современные мотивы. Дабы ребятенок гулил, начал лепетать его внимание надобно направлять и на иные звуки. Его следует знакомить с окружающей действительностью, привлекая его интерес к птичьему чириканью, шуму льющейся воды, тарахтению трактора.
Умственное формирование крохи на описываемой стадии должно дебютировать с коммуникативного взаимодействия. Родителям нужно играть с чадом, формируя его восприятие. Начинать заниматься рекомендуется при бодрствовании, когда отпрыска ничто не беспокоит и он весел. Малышу должны приносить удовольствия такие занятия, поэтому не следует играть с малюткой, когда он хочет кушать либо капризничает. На рассматриваемом этапе происходит закладка нравственно-эстетических основ воспитания, которые чадо получает вследствие общения с родней.
Любовь и радостные эмоции, подаренные младенцу, станут отправной опорой для выковывания нравственно-эстетической поведенческой модели. Помимо перечисленного в распорядке также должны присутствовать ежедневная зарядка и массаж. На рассматриваемом этапе упражнения должны быть уже более разнообразными, поскольку цель их подготовить кроху к ползанию.
Этап третьего триместра знаменуется непоседливостью отпрыска и его любознательностью. Активность у малышей на описываемой стадии увеличивается в разы. Так как чадо уже научилось ползать и садиться, а некоторые малыши пробуют вставать, то настало время физической подготовки.
Прежде всего, младенцу необходимо предоставить свободу перемещения по жилищу. Потому следует максимально обезопасить возможный маршрут его путешествия. В данном триместре малышей все больше интересует содержимое ящичков и шкафчиков, поэтому рекомендуется убрать любые предметы, которые могут принести вред крохе.
На рассматриваемом этапе уже можно совершать первые попытки приучения чада к горшку. Необходимо садить кроху на горшок после кормления, прогулки, сна. По прошествии некоторого времени малышу станет понятным, с какой целью его сажают на горшок. Приблизительно в семимесячном возрасте можно начинать обучать кроху мытью ручек. Таким образом, формируется понятие чистоплотности.
Одевая перед кормлением крохи нагрудничек, меняя испачканную одежду непосредственно после того, как она испачкалась, мамы прививают чадам аккуратность. При этом взрослым необходимо комментировать каждое действие и пояснять его.
Для детей игровая деятельность важна, не зависимо от возрастного этапа. Посредством нее они познают мир. В семи-восьмимесячном возрасте можно демонстрировать крохе простые игрушки и манипуляции с ними, например, показывать, как катится мячик, крутятся колесики у машинки. Также на описываемом этапе можно уже показывать отдельные части головы: нос, глаза, уши. Заниматься с младенцами в третьем триместре необходимо ежедневно. Здесь также следует ознакомить отпрыска со словами-запретами: «нельзя». Например, когда кроха дерется при игровой деятельности, необходимо произнести «нельзя», объяснив причины (мне неприятно, больно).
В четвертом триместре воспитание дитятки охватывает абсолютно все сферы его деятельности. Здесь кроха активно взаимодействует с взрослым окружением и пытается самостоятельно ходить. Когда малыш самостоятельно встает на ножи, его следует поощрять. Вначале карапузу нужно помогать, водить его, держа за две ручки, потом за одну. Через время малыш сможет задерживаться, стоя на ножках, на несколько секунд.
Умственное формирование младенца основывается на привитии ему навыка манипулировать с предметами. Полноценный воспитательный процесс включает тесное коммуникативное взаимодействие с отпрыском. Беседовать с карапузом следует постоянно, но не рекомендуется копировать детскую речь либо сюсюкаться. Это может породить формирование речевого дефекта.
Как правильно воспитывать ребенка в 1 год
Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на раннем этапе существования. Поэтому очень значимо в ходе воспитательного процесса, чтобы однолетний кроха приобрел необходимый для будущего бытия опыт, который станет фундаментом отношения к среде и окружению.
На рассматриваемом этапе игровой процесс является превалирующим типом деятельности. Однако пока в силу возраста кроха самостоятельно организовать собственный досуг не может. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо отпрыску показывать возможные манипуляции с игрушками, например, как ходит кукла, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно совместно с карапузом полечить больного мишку либо приготовить ужин зайчику. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы чадо хорошо их понимало.
При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. В игре отразится детское представление о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно откорректировать негативные представления или разрушающие установки.
Однолетка понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому дабы донести крохе какую-нибудь информацию, надобно моделировать ситуацию, основываясь на сказках и беря за примеры любимых героев.
Также нужно постоянно объяснять карапузу, как следует вести себя, что хорошо, какие поступки плохие. Помимо того, родителям следует всегда оставаться положительным примером, поскольку малыши всегда подражают взрослому окружению. На рассматриваемом этапе воспитания родителям следует регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывайте собственными действиями соблюдение дневного режима, правил гигиены.
Как правильно воспитывать ребенка в 2 года
В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.
Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.
Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.
В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.
Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.
Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.
Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.
Как правильно воспитывать ребенка в 3 года
Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.
Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.
В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны. Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него.
На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей истерике давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.
Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.
И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.
Как воспитывать ребенка холерика
Малыш с темпераментом холерика по своей натуре неутомим. Природа наделила такую кроху энергетическим мощным потенциалом. Уже с раннего возраста малыш проявляет свой несносный темперамент, и близкие с недоумением произносят: «ну, и характер!» Задача взрослого окружения в конкретном случае помогать крохе расти в меру гибким, сдержанным и компромиссным.
Маленький обладатель данного темперамента бесконечно в движениях, для которых характерна порывистость, резкость, как будто за ним кто-то гонится. Такой малыш не выносит долгих ожиданий, поэтому и не способен долго сидеть без дела на одном месте. Разговор ребенка эмоционален, слова звучат отрывисто и быстро. Он не говорит, а тараторит, глотая слова и слоги. Иногда так увлекается монологами, что оказывается не способным кого-либо услышать.
Нередко утрачивает над собой контроль, начиная громко кричать и спорить. Воспитывать ребенка холерика 3-4-х лет непросто. Такой малыш обожает приключения и риск. При этом подверженность малыша к резким переменам настроения ввергает близкое окружение в недоумение.
Малыш холерик с легкостью может в последнюю минуту изменить своё решение. От него никогда не знаешь, чего можно ждать. Он может себя повести нестандартно в любой ситуации. Малыш и сам зачастую не понимает, что с ним происходит в силу своей импульсивности. Ребенок с темпераментом холерика мгновенно принимает решения, его идеи спонтанны, но зачастую интересны. Всё новое малыша стремительно увлекает, но также легко он об этом и забывает в короткий срок. Во время обучения проявляет способности, если ребенку интересно в данный момент.
Засыпает маленький холерик с трудом и очень долго. Сон беспокойный, зависящий от впечатлений дня.
У холерика имеется масса положительных качеств: бесстрашие, рискованность, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость. Одновременно с тем склонность к упрямству, неугомонность, задиристость, конфликтность, нетерпеливость, шаловливость, что доставляет родителям определенные трудности в воспитании ребенка холерика.
Учитывая, что дети холерики эмоционально нестабильны, то их родителям требуется овладеть умением контролировать собственные эмоции. Прежде чем говорить ребенку в порыве гнева или досады, необходимо остановиться, сделать несколько глубоких вдохов или сосчитать до десяти и просто подумать о том, а помогут ли в вашей ситуации нотации и крики, направленные на кроху.
Энергичного ребенка холерика необходимо привлекать к выполнению полезных дел, например, домашних. Малыш должен видеть конечную цель и результат своей работы. Учите ребенка проговаривать этапы работы вслух, затем про себя, и неуклонно придерживаться своего плана.
Для холериков очень важно заниматься подвижными видами спорта. Это позволит давать выход своей энергии, а тренировки научат рассчитывать свои силы. Такому малышу просто необходимо жизненное пространство, поэтому как можно чаще следует бывать с ним на прогулках.
Помочь развить внимание и усидчивость могут конструирование, рукоделие, рисование, ручной труд. Родителям важно не проявлять раздражительность на кроху, если он отвлекается, и каждый раз поощрять проявление терпения и старательности. Важно научить малыша предварительно обдумывать свои решения, оценивая резервы своих сил, и только потом приступать к действиям. Следует учить вежливости в каких-либо ситуациях, поскольку непосредственность холерика зачастую задевает самолюбие людей.
Особенно требуется обратить внимание на умение налаживать отношения в детском коллективе, поскольку родители не смогут быть все время рядом. У холерика проблема заключается в навязывании лидерства другим детям. Вторая проблема малыша холерика это стремление к разнообразию, поэтому постоянные друзья рядом не задерживаются. В данном случае требуется побуждать малыша анализировать свое поведение, разбирать с ним конфликтные ситуации, обсуждать фильмы и книги. Необходимо научить малыша контролировать свои эмоции, учитывая интересы других людей.
В борьбе с плохим настроением ребёнка-холерика поможет юмор. Покажите малышу способ выхода накопившихся эмоций: можно колотить игрушку, бросать и бить подушку. Это будет лучше, чем срывать свой гнев на родителях и детях в детском саду. Самоконтролю может помочь и дыхательная гимнастика. При нарастании эмоционального напряжения малыша можно применить отвлекающие приёмы, например, заинтересовать чем-либо другим и переключить на это занятие. Иногда достаточно просто обнять и успокоить. Взрослым нужно как можно больше наблюдать за поведенческими проявлениями своей крохи и воздействовать ещё до того, как он разозлится или расплачется. Запрещается категорически дразнить маленького холерика.
psihomed.com
Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста
С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.
С рождения и до года
Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер. В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили». А довольны ли мы своим воспитанием?
Детская психология различает два подхода к плачу младенца:
- традиционный;
- детоцентристский.
Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании. Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу. У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.
Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.
Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!
Воспитание от 1 года до 3 лет
Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.
Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:
- уметь слушать;
- говорить коротко;
- предоставлять выбор.
В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.
Важно, чтобы в играх была задействована мелкая моторика.
Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.
Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.
В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту. Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим. Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.
Важно помнить, что любые запреты и ограничения должны быть логически обоснованными. Не ленитесь объяснять, почему «нельзя», что такое хорошо, и что такое плохо. Предоставляйте право выбора.
Воспитание от 3 до 5 лет
Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.
Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.
Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.
Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:
- нежелание малыша расставаться с родителями;
- боязнь, что его не заберут домой;
- одиночество в группе;
- боязнь воспитателя;
- конфликт со сверстниками.
Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа. Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе. Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.
Воспитание от 5 до 6 лет
Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».
Необходимо ограничивать вредный процесс.
Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.
Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя. Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово. Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.
Важно объяснить малышу, что ругаться матом плохо!
Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.
Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:
- негативный пример из собственной практики;
- запугивание плохими оценками и ремнем;
- использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».
Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями. Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности. Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.
Начальная школа
Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».
Важно, если ребенок встретится с учительницей до начала учебного года, запомнит ее имя, посмотрит класс. Большинство школ устраивают день открытых дверей для дошколят.
С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно. Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо. Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.
Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.
В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.
Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.
У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие. Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения. Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.
Помните, что запретный плод сладок. Криком без объяснений вы ничего не добьетесь.
Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!
pups.su
Воспитание и психология детей: особенности и советы родителям
Воспитание и психология детей— два важных понятия, требующих внимания уже с первых дней жизни младенца. В первые дни выписки из роддома молодая семья сталкивается с родительскими обязанностями: воспитание, кормление, забота, одевание, уход. Знакомство с психологией как наукой, поможет ответить на вопросы, касаемо общения с грудничками и детьми старшего возраста.
Психология воспитания малыша с момента его рождения и до 1 года
Самое страшное и волнительное для родителей —плач, поскольку грудничок не может словами выразить причину беспокойства.
Детская психология выделяет 2 подхода к плачу:
- Традиционный. При таком взгляде родители мало уделяют внимание детскому плачу, думая, поплачет и успокоится. Сторонники подхода полагают, что лишний раз брать кроху на руки не стоит. Младенец привыкнет к рукам, будет плакать, когда родители оставляют малыша одного.
- Детоцентристский. Родители мчатся к малышу по первому его писку, берут на руки, держат пока не успокоится. Некоторые взрослые кладут младенца спать в свою кровать. На протяжении 9 месяцев плод чувствовал комфорт, безопасность. В утробе матери его ничто не тревожило, не беспокоило, но с рождением все меняется. Поэтому родители пытаются потакать капризам малыша.
Малышу нужен индивидуальный подход, а родителям понимание причин, вызвавших капризы. Необязательно плач вызван дискомфортом, негодованием. Дети до 1 года на любые действия и проявления реагируют плаксивостью.
С 9 месяцев начинается первый кризис, малыш становится капризным, часто вредничает, устраивает истерики. Период достаточно затяжной, заканчивается к 2 годам. Кризису свойственно:
- чрезмерная привязанность к маме;
- агрессия, обидчивость, упрямство;
- затяжной, частый плач без видимых причин.
Не стоит пугаться тяжелого периода, каждое дите без исключения сталкивается с «кризисом года.
Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет
В этом возрасте дети любознательны. Учатся ходить, разговаривать, познавать окружающий мир, где много интересного, непонятного для маленького человечка. Главное, чтобы кроха рос, воспитывался полноценной семьей, поскольку начинает понимать отличия между матерью и отцом. Поведение, характер малыша выстраивается с учетом поведения его родителей.
Кроха начинает развиваться интеллектуально. Поэтому важно уделять ему больше времени. На помощь могут прийти интерактивные игрушки. Важно задействовать мелкую моторику. Можно дать малышу кубики, конструктор, карандаши. Если капризничает, не проявляет интерес к игрушкам, не нужно кричать, старайтесь вести спокойно, сдержанно. Иначе может появиться плохая ассоциация и малыш не притронется к игрушкам.
С 1,5 лет начинается важный процесс— приучение детей к горшку. Если кроха продолжает писаться в штаны не ругайте его. В 2–3 года у малыша проявляется интерес к сверстникам. Как правило, дети знакомятся в садике, играя на улице. Стоит способствовать этому процессу, помогая налаживать контакты с детьми, поскольку впереди долгая жизнь, которая строится на общении.
Можно понемногу знакомить детей с навыками этикета. Малыш должен иметь представление о правилах гигиены, учиться застилать кровать, складывать игрушки, вещи.
Согласно психологии воспитания детей, в этот период малыш выполняет следующие действия:
- повторяет слова и действия взрослых;
- активно учится разговаривать, запоминая новые слова, пытаясь вникнуть, участвовать в разговоре взрослых;
- проявляет интерес к окружающим предметам, стремясь понять их назначение и смысл;
- знакомится с общественными нормами поведения;
- активно фантазирует, совершая непредсказуемые поступки;
- принимает спонтанные решения.
Родители должны быть терпеливыми и сдержанными, не пытаться подавлять желания и интерес малыша, помогать крохе познавать окружающий мир, проявляя любовь, заботу. Если кроха сделал что-то впервые, отличился хорошим поведением, похвалите. Если речь идет о безопасности, здоровье малыша, необходимо показывать твердость, строгость.
Чтобы улучшать память и речь малыша, чаще читайте крохе сказки, стихи. Несмотря на то, что он начинает познавать родной язык, будет полезно параллельно начать изучать иностранные языки.
От 1 до 3 лет у детей наблюдается нестабильное психологическое состояние, которое проявляется плаксивостью, агрессиями, истериками. Родителям важно уметь преподносить любую информацию в игровой форме, чтобы снять давление, напряжение, стресс.
Нередки ситуации появления психологической травмы, вызванной стрессами, истериками, депрессиями. Самостоятельно справиться с таким состоянием тяжело, лучше прибегнуть к помощи психологов. Периодические сеансы снимут истерические припадки, нормализуют эмоциональное состояние крохи.
Поведение и психология ребенка в возрасте от 3 до 5 лет
Малыш начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность, осознает половую принадлежность, познает различия между девочками и мальчиками. Родителям не стоит теряться при вопросе об анатомии, нужно уметь правильно, без подробностей раскрыть суть физиологических особенностей.
Для развития умственной активности, разговорной речи, психологи настоятельно рекомендуют:
- применять игры, имитирующие звуки;
- повторять с ребенком длинные фразы;
- изучать свойства окружающих вещей;
- учить скороговорки, четверостишья.
Ребенку стоит привыкать к четкому распорядку дня, он должен знать свои минимальные обязанности. Важная роль отводится детскому саду. Помимо родителей, воспитанием детей занимаются воспитатели. Некоторые малыши начинают плакать, оказываясь на пороге детского сада. На это есть несколько причин:
- боязнь крохи расстаться с родителями;
- страх остаться забытым в саду;
- неумение, нежелание общаться с другими детьми;
- страх перед воспитателем.
В этом случае нужно постепенно приучать малыша к садику. Поначалу можно оставить на 1–2 часа, постепенно увеличивая время, пока кроха не перестанет бояться оставаться в садике до вечера.
Воспитание детей в возрасте 5-6 лет
С точки зрения психологии этот возраст связан с многочисленными запретами, ограничениями. Дошкольники достаточно много времени проводят за компьютером, играя. Если замечается тяга к компьютеру, нужно проявлять строгость, ограничивать время нахождения за ним. При бурной реакции детей на подобного рода запреты стрелялки, гонки заменяют на развивающие игры, связанные с цифрами, буквами, языками, историей. Стоит постараться как можно чаще отвлекать ребенка различными делами. К примеру, предложить пройтись по магазинам и купить новую игрушку, вкусности, сходить в зоопарк, цирк, кино, попросить помочь по дому, прогуляться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками. Дети дошкольного возраста налету схватывают услышанное, поэтому окружающим стоит следить за речью, не употреблять плохих выражений. Но, если малыш услышал нецензурные выражения и периодически их повторяет, нужно провести беседу с членами семьи, воспитателями. Во многих случаях именно в садике дети могут услышать от сверстников нецензурную лексику. Не стоит ругать ребенка или игнорировать сказанное, надеясь, что ребенок забудет. Нужно спокойно донести ему, что его поведение недопустимо.
Поведение детей в начальной школе
С 6–7 лет малыша отправляют в школу.Первый класс ничем не отличается от сада. Изменяется только то, что ребенку задают домашнее задание, требуют поддерживать дисциплинированность и нет тихого часа. Этап требует хорошей подготовки. Дети и родители чувствуют волнение, переживания, легкий испуг. Для родителей важно настроить малыша на хорошие эмоции, рассказав веселые школьные истории. Нельзя запугивать, что если будет плохо учиться, то его накажут. Немаловажная ошибка — отсутствие веры в способности, умения, навыки ребенка. Важно заранее подготовить его к школе: научить считать до 10, читать, писать буквы. Он не должен чувствовать превосходство одноклассников над собой. Именно так появляются комплексы, замкнутость, застенчивость, неуверенность. Если он ходил в садик, ему будет проще адаптироваться к новой обстановке.
Педагоги помогают детям становится более самостоятельными, учат трудиться, дают новые знания. Между школьниками часто возникают конфликтные ситуации. Важно донести до ребенка, что ругаться плохо, научить идти на примирение. Не стоит вмешиваться по любым малейшим пустякам, родительская помощь необходима при длительном, серьезном конфликте. Не нужно пытаться постоянно контролировать процесс обучения, лучше довериться учителям, имеющим педагогическое образование, опыт общения с детьми.
Ребенок должен понимать, что в школу ходят не только, чтобы посидеть за партой, поиграть перемене. В школе нужно проявлять старательность, трудолюбие. Некоторые родители, жалея малыша, школьные вопросы, задания решают сами. Это неправильно. Он должен сам выполнять домашнее задание, а при возникших трудностях, обращаться за помощью к родителям.
Помимо школы, полезно занять ребенка дополнительными занятиями:спорт, музыка, рисование, танцы, изучение иностранных языков. Таким образом, дети смогут всесторонне развиваться, открывать для себя новые увлечения, а возможно в раннем возрасте поймут, чему хотят посвятить жизнь.
В 6–7 лет у детей на основе воспитания в раннем возрасте формируется приблизительный тип личности: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Поэтому воспитательные мероприятия лучше проводить с первых дней жизни крохи. Однако полностью характер формируется к 16-летнему возрасту.
mystroimmir.ru
Как правильно воспитать ребенка: советы любящим родителям
Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть? Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.
0 6622 21 Июля 2018 в 06:43 Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Тамара Ткаченко
Как правильно воспитать ребенка, чтобы вырос достойным человеком? Хочется найти золотую середину: и не разбаловать, и не «затюкать». Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.
Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения
- Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? Насильственное кормление в детстве не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.
- Мама, не кричи! Крик губителен для психики любого ребенка. Последствия — разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению).
- Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты — гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, он… ворует. Хотите знать почему?
- Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, каким должен быть ребенок. Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в первые годы жизни. Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать — зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит.
Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить ошибки в воспитании детей в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша?
- Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста — это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше — и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
- Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка — ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. Воспитание чувств — важнейший процесс формирования психики.
- Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно правильно использовать запреты и поощрения — они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» — похвала родителей. Для практичного кожника — желанный подарок или поход в новое место. Наказание — это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно — зависит от психики ребенка.
- Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях адекватных ограничений, режима и правил. Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем — обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, — свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать — лучше просить о помощи.
- Вовремя прививайте навыки социализации. Посещение детского сада — жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа — звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме.
Если родители сталкиваются с проблемным поведением своего ребенка, возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?
Советы родителям — применять только с учетом природных свойств ребенка
- Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается — малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает агрессия к животным и людям.
- Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора — самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание.
- Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать — читайте тут.
- Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. Проблемы могут возникнуть очень серьезные — ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему?
Что еще необходимо ребенку
- Дружная семья — счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
- Совместное чтение. Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.
- Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы — ее тревожность, депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
- Нравственное воспитание. Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье Нравственное воспитание, или Как научить свободе.
- Личный пример. Он работает во всех сферах жизни. Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.
Корректор: Наталья Коновалова
Автор публикации:
Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Тамара Ткаченко
www.yburlan.ru