Психология взаимодействия – Взаимодействие — психология

Психология взаимодействия с людьми пригодится каждому

Человек большую часть жизни проводит среди других людей и является частью самых разных групп: семьи, рабочего коллектива, друзей, единомышленников. Его поведение разительно меняется в зависимости от ситуации. Социальные психологи исследуют поведение и мотивы людей в разных группах и выявляют интересные закономерности, о которых вы узнаете из этой статьи.

1. Для нас важно взаимодействовать с людьми

Психологи в США обнаружили: 20% людей, получивших рождественские открытки от незнакомцев, тоже отправляют им поздравление. По этой же причине официанты получают больше чаевых, если рассказывают о рецепте блюд или дают советы.

2. Человек склонен больше ценить то, чем он непосредственно владеет

Исследования показали, что готовность продать слабее по сравнению с желанием купить. Участников эксперимента уговаривали купить стакан за 5 долларов, но, получив его, испытуемые отказывались продавать кружку меньше чем за 10 долларов.

3. Из-за жары мы становимся злее, а из-за грусти мёрзнем

Когда ты чем-то недоволен, кажется, что в помещении холодно, и скорее захочется горячих блюд, а не холодных. Уровень преступности выше в жарких регионах, и больше преступлений совершается в тёплые дни. Это происходит потому, что жара возбуждает нервную систему, а люди ошибочно приписывают это какой-либо жизненной ситуации.

4. Улыбка заразительна и может многое сказать о тебе

В кинотеатре человек будет смеяться больше, если смеются люди вокруг него. Ещё ситуация: боулинг, человек выбил страйк, а улыбаться начал, только повернувшись к друзьям. Это улыбка для социального одобрения, а не от радости, что сделал что-то успешно.

Согласно результатам одного исследования, студенты, которые показывали улыбки Дюшена (самые искренние улыбки, которые задействуют мышцы вокруг глаз и рта) на фотографиях в альбоме, чаще были женаты и чаще называли себя счастливыми 30 лет спустя. А студенты с менее выраженными улыбками разводились намного чаще.

5. Ожидание влияет на принятие решений


Планете не нужно большое количество успешных людей

В ходе одного исследования психологи обзванивали участников и спрашивали их, хотели бы они гипотетически стать волонтёрами Американского онкологического общества. Когда этих же людей обзвонили несколько дней спустя и задали тот же вопрос, 31% опрашиваемых ответили согласием, хотя в первый раз согласилось только 4%.

6. Мы поступаем иначе, если вспоминаем о себе

Перед раздачей теста испытуемым сказали, что мужчины и женщины набирают разное количество очков. После этого показатели участниц резко упали. А результаты мужчин снизились после общения с привлекательной женщиной. И другая ситуация: когда дети ходят на Хэллоуин группой, они берут много конфет; но, если ребёнок выходит один и к тому же у него спрашивают имя, он возьмёт намного меньше сладостей.

7. Наблюдение со стороны иногда помогает, но только не во время еды


Мозг можно тренировать!

Если за тобой наблюдают во время выполнения простого задания — результаты повысятся, а если во время сложного или задания, связанного с получением нового навыка, то результаты снизятся. Кстати, эта особенность присуща не только людям, но и тараканам (!). Соседство в комнате с другими имеет ещё один эффект: если в помещении работает ремонтник (даже в самом углу), люди начинают работать медленнее. Кроме того, люди, как и животные, съедают больше, если принимают пищу в чьём-то присутствии.

8. Эффективный способ заставить человека что-то сделать — сравнить его с друзьями

В одной электроэнергетической компании попытались убедить людей беречь электроэнергию дома. Для этого выпустили плакаты с надписью «Ваши соседи снизили потребление электричества». В итоге домашнее использование энергии уменьшилось на 2%. Призывы «Экономишь энергию — экономишь деньги» и «Сохраняй энергию для сохранения окружающей среды» не только не помогли уменьшить использование электричества, но и в некоторых случаях, наоборот, привели к увеличению потребления.

9. Контекст выполнения действия влияет на само действие


Как мат и сквернословие влияет на сознание людей?

В ходе голосования 56% участников, голосовавших в школе, были за увеличение школьного бюджета, в то время как в остальных местах этот показатель был равен 53%. Хотя этот эффект может показаться не таким уж важным, он статистически значим. Подобный опыт был повторен в лабораторных условиях (64% людей, которым показали фотографию школы, проголосовали за увеличение бюджета).

10. Чем больше ты что-то узнаёшь, тем больше тебе это нравится

Эта особенность получила название «эффект узнаваемости», и для его возникновения хватит доли секунды. Он широко применяется в рекламе. Чем чаще ты будешь видеть объявление или рекламу, тем более высоко оценишь компанию. Яркие картинки, которые вызывают позитивные и негативные эмоции всего лишь несколько миллисекунд, меняют твоё мнение о чём-либо на уровне подсознания.

11. Плавные линии vs углы

Людям, как правило, больше нравятся округлые визуальные объекты, чем объекты с заострёнными гранями.

12. Смотри, чтобы с тобой ничего не случилось, когда вокруг много людей


Все, что нужно человеку для жизни есть в природе

Свидетели с меньшей долей вероятности помешают преступлению или помогут в критической ситуации, если есть другие наблюдатели, так как думают, что поможет кто-нибудь ещё и им удастся избежать ответственности. Если у жертвы идёт кровь, люди помогают ещё реже, просто потому, что их пугает сам вид крови. Но жертва, которая громко кричит, получит больше помощи, чем та, что молчит: чёткий и недвусмысленный сигнал об опасности воспримет больше людей.

13. Мы все хотим быть счастливыми, но слишком много счастья негативно отражается на работе

По результатам опроса более 10 тысяч человек в 48 странах мира было установлено, что счастье ценится больше, чем другие личностные перспективы — найти смысл жизни, стать богатым или попасть в рай. Счастливые люди чаще называют себя любопытными, а депрессивные способны подмечать даже незначительные изменения в мимике лица собеседника. А ещё очень счастливые люди (9 из 10 или 10 из 10 баллов по шкале измерения счастья — есть и такая) плохо учились и получают маленькую зарплату, по сравнению с умеренно счастливыми людьми (6, 7, 8 из 10 по шкале).

14. Мы делаем глупые вещи, чтобы приспособиться


Заговор против народной одежды

В ходе исследования участника отправили в группу и попросили ответить на вроде бы простой вопрос. Заранее группа получила указание говорить заведомо неправильный ответ. В итоге 37 из 50 испытуемых давали неправильный ответ, повторяя его вслед за большинством (даже если он был очевидно неверным), просто потому, что хотели понравиться членам группы или думали, что большинство осведомлено лучше, чем они. Этот эффект притупляется, если в группе присутствует хотя бы один человек, который соглашается с испытуемым.

15. Нам сложно отделять внешность от характера

Положительная или отрицательная реакция на человека («он милый парень») влияет на наше суждение относительно его внешности («он привлекательный»). Это явление называется «эффект ореола». Он сильно заметен на примере знаменитостей: их привлекательность и слава заставляют нас верить, что они умные, счастливые или добрые.

16. Не все типы наград влияют на нас одинаково

Ожидание награды снижает мотивацию. А неожиданная награда, наоборот, увеличивает её. Фиксированная премия менее действенна, чем премия, размер которой меняется в зависимости от качества работы.

17. Обладание властью может существенно влиять на наши эмоции и поведение

В cтэнфордском тюремном эксперименте добровольцев разделили на две группы — «заключённых» и «охранников» — и поместили в некое подобие тюрьмы. Через шесть дней эксперимент был завершён (хотя планировалось проводить его две недели). Участники вжились в свои роли: «охранники» третировали и жестоко обращались с «заключёнными», у многих «заключённых» наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

18. Власть делает нас послушными и может заставить сделать то, чего мы и представить не могли

В известном эксперименте Милгрэма участников попросили давать разряды тока с возрастающей силой, если испытуемый в соседней комнате давал неправильные ответы на задаваемые вопросы. Роль жертвы выполнял помощник экспериментатора. Участник сначала подавал слабые разряды, но во второй части эксперимента его просили нажать кнопку «Опасно: сильный ток», не обращая внимания на просьбы жертвы остановить эксперимент. В результате 63% испытуемых нажали кнопку с максимальным разрядом, который, если бы это была не постановка, мог бы стать смертельным для другого человека.

19. Самоконтроль в раннем возрасте может свидетельствовать об успешности во взрослой жизни

Ещё один известный эксперимент — «мармеладный тест». Ребёнка оставляют в комнате, а на стол перед ним кладут мармеладку или печенье. И предупреждают: он может съесть мармелад (или печенье) сейчас, и тогда эксперимент считается оконченным. Но, если он дождётся возвращения экспериментатора, то получит в награду две мармеладки.

Дети, которые не могут дождаться и съедают мармелад сразу или пытаются съесть его втихаря, в будущем чаще испытывают проблемы на работе, получают низкие баллы при поступлении в университет, испытывают проблемы с вниманием в школе и с трудом поддерживают дружеские отношения. Это факт: ребёнок, который может подождать 15 минут, при поступлении наберёт вполовину больше баллов, чем ребёнок, который подождал только 30 секунд.

20. Людям нравятся круглые числа

Этот список состоит из 20 пунктов, а не из 19 по той же причине, по которой многие стараются пробежать на тренировке не 1,9 км, а 2 км. Пристрастие к определённым числам глубоко заложено в человеческой натуре.

 

Источник: lifehacker.ru



Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или в Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

 

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия

Сущность взаимодействия.Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласо-



вывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Особенности взаимодействия.Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.

Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

• наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

• эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

• ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

• рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они». Всякая общность людей, любые отношения между ними возникают, укрепляются и функционируют лишь до тех пор, пока сохраняется осознание чувства «мы», т.е. пока все люди (или их большинство) считают себя принадлежащими к данной группе, идентифицируют себя с ней. «Мы» есть не что иное, как отражение в сознании конкретной социальной общности факта объективных Условий сосуществования ее представителей.

Но для устойчивости феномена «мы» неизбежно должен существовать феномен «они», т.е. другая группа, не похожая, отличающаяся от нас. Именно осознание того, что есть «они», в свою очередь порождает стремление самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы». Анализируя идею Л. Фейербаха о замене категории «я» как субъекта познания на категорию «я и ты», один из известнейших ученых нашей страны Б.Ф. Поршнев пришел к выводу: социальная психология становится наукой лишь тогда, когда на место исходного психологического явления ставится не «я и ты», а «мы и они», а на место отношений двух личностей — отношение двух общностей (Поршнев Б.Ф., 1967).

Феномен «они», точно так же как и феномен «мы», имеет свою реальную основу: если объективные условия жизни и деятельности людей, психологическим отражением которых являются феномены «мы» и «они», совпадут, окажутся одинаковыми, то противопоставление одной общности другой рано или поздно угаснет.

Тем не менее «мы» всегда наделяли себя большим количеством достоинств, чем «они». Люди склонны переоценивать достоинства «своей» нации и, наоборот, преуменьшать сильные стороны других. Что же касается недостатков, то здесь все наоборот. Известная пословица о том, что «в чужом глазу видна и соринка, а в своем и бревна не заметишь», как раз наглядно характеризует эту закономерность.

«Наши» идеи, взгляды, чувства, поведение более правильны, более справедливы, чем «их». При этом речь идет не о реальном сравнении, т.е. не о том, что лучше, если исходить из здравого смысла и житейской логики. Такого сопоставления простой человек обычно не делает. «Чужое» кажется «плохим» не потому, что оно по каким-то причинам хуже «своего», а потому, что оно «чужое».

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия.На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития1.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

*

Таблица I


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ?


ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ
Распространение основных идей взаимодействия с изучения восприятия (см. теория взаимодействия) на другие области человеческого поведения, особенно социального взаимодействия.

Толковый словарь по психологии. 2013.

  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ТЕОРИЯ (ВОСПРИЯТИЯ)

Смотреть что такое «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… …   Википедия

  • Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология социальная — отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в группы социальные и существованием в них, а также психологические характеристики самих этих групп.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

  • психология инженерная — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной, деятельность в системе человек машина, взаимодействие человека и технических устройств. Возникла в условиях научно технической революции …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология пропаганды — (от лат. propagare распространять) прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология памяти —         ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


psychology_dictionary.academic.ru

Психология взаимодействия людей — реферат

Фомина  И. 3КД

Психология  взаимодействия людей

     Взаимодействие является определяющим фактором того, что человек является существом социальным, и что без взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможет реализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается в самореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, и именно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеет большое значение для его существования в целом.

     Взаимодействие человека с обществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт, сотрудничество.

     Взаимодействие — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

     Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые (рыночные) отношения, интерес к проблемам взаимодействия еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания.

     Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

     Общаясь между собой, люди не только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействие является характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш день включает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемы взаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологической науке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как «процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).

     Социальное взаимодействие может также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационный процесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов, вовлеченных в этот процесс.

Американский  психолог Холландер выделяет следующие  характерные черты социального взаимодействия. Первая черта — взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когда поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия — это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта — подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.

Различают межличностное и  межгрупповое взаимодействие.

     Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

     Основными признаками такого взаимодействия выступают:

  • наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
  • эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
  • ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
  • рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

     Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

     В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей.

      Наименование теорииФамилии

      ведущих

      представителей

      Основная идея теории
      Теория  обменаДж. ХомансЛюди взаимодействуют  друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
      Символический интерак-ционизмДж. Мид Г. БлумерПоведение людей  по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают
      Управление

      впечатлениями

      Э. ГофманСитуации социального  взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
      Психоаналитическая теория3. Фрейд 
       
       
       
      На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период
 

     При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости — кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного человека.

Указанные два  вида взаимодействия не следует противопоставлять, рассматривая как взаимоисключающие. Так, существует немало соревновательных по форме ситуаций, в которых обе участвующие стороны могут выиграть посредством кооперативных действий. Возьмем, например, дискуссию. Дипломатия также представляет собой взаимозависимые отношения, которые включают и соревновательные, и кооперативные элементы.

     В процессе взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив либо кооперации либо конкуренции).

2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

     В основу деления на типы могут быть положены намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействия: дополнительное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся — взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой — ярко проявляют собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения — тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

     Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

     Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Известно, что такой стиль взаимодействия не существует между людьми изначально, а устанавливается.

В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и  доверия на первых этапах развития взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия — неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

     Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия.

1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле — «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности, в непродуктивном — «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого).

2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле — партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном — доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).

3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном — вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).

4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле — доброжелательность и доверие; в непродуктивном — агрессия, обида, раздражение).

5. Характер функционирования механизма идентификации и обособления в продуктивном стиле; крайние формы идентификации и отчуждения в непродуктивном. 

     Взаимодействие представляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Сущность взаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном влиянии индивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир и свое сознание. Взаимодействие человека с человеком в обществе—это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическую структуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть различных видов и типов.

freepapers.ru

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)

§ 1. Основные категории социальной психологии

Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях его социального взаимодействия.

Основные системообразующие категории социальной психологии:

1) понятие социальной общности;

2) особенности поведения человека в социально неорганизованной и в социально организованной общности;

3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;

4) социально-психологическая организация малых групп;

5) общение как средство социального взаимодействия;

6) психология человека в напряженных и конфликтных межличностных ситуациях;

7) психология больших социальных групп и массовых социальных явлений:

8) психология массовой социальной коммуникации.

Социальная общность — совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия (политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).

Все социальные общности интегрированы в социум. Социум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и законами.

Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью. Различаются большие и малые социальные группы.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации. Однако только социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида резко дезорганизуется.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *