Психологическая помощь жертвам насилия – Психологическая помощь жертвам насилия | PSYERA

Содержание

Психологическая помощь жертвам насилия | PSYERA

Проблема насилия в настоящее время становится одной из наиболее актуальных, она имеет не только психологический, но также социальный, медицинский и юридический аспекты. Насилие по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Нарушения, возникающие в результате насилия, затрагивают все уровни функционирования человека: познавательную сферу, аппетит, сон, приводит к стойким изменениям личности. Пережитое в детстве насилие влияет на всю последующую жизнь человека.

Понятие насилие многозначно, оно используется не только в психологии, но и в юриспруденции. В разных науках насилие отождествляют с физическим, психологическим, экономическим ущербом, который люди наносят друг другу: насилие представляет собой целенаправленное ограничение свободы поведения, подчинение, нарушение прав и нанесения ущерба людям.Существует много форм насилия: домашнее насилие, война, террористические акты, захват в заложники, пленение и так далее.

Одним из частых явлений настоящего времени становится домашнее насилие. Домашнее насилие — это ситуация, когда один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого члена семьи. Домашнее насилие это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного, экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Домашнее насилие включает случаи жестокого обращения с детьми, насилие, направленное на супруга (или партнера в отношениях), на родителя (например, в случае престарелых родителей). Оно включает:

  • Физическое — пощечины, удары, побои, пинки, применение оружия.
  • Сексуальное — принуждение к интимности, действия сексуального характера, нежелательное для партнера.
  • Психологическое — изоляция от окружающего мира, угрозы, критика в адрес партнера, игнорирование.
  • Экономическое — материально зависимому члену семьи выделяется ограниченная сумма денег, о которой он должен полностью отчитываться, лишение партнера права голоса при рассмотрении проблем семьи, запрещение работать.

Для людей, подвергшихся насилию, характерны: низкая самооценка, извращенное представление о семье, о роли женщины в обществе, оправдание действий обидчика, чувство вины и отрицание чувства гнева, которые они испытывают по отношению к обидчику, уверенность, что никто не может помочь им в решении проблемы насилия, вера в миф о насильственных отношениях в семье как нормальных отношениях между партнерами.

Агрессоры — люди, которые подвергают насилию других людей, в детстве чаще всего так же подвергались насилию. Для агрессора, так же как и для жертвы, характерны: низкая самооценка, традиционные взгляды на роль мужчины в семье и обществе, обвинение других в действиях, которые совершают сами, восприятие насилия как адекватного паттерна в отношениях, быстро возникающие ощущения дискомфорта и психическое напряжение, которые отреагируются через агрессию.

Виктимология — специальная область научного знания, которая пытается ответить на вопросы, каким образом взаимодействует агрессор, ситуация и жертва. Виктимным называется поведение, которое в определенных обстоятельствах превращает человека в жертву. Факторами риска реализации программы поведения жертвы являются такие личностные качества как: конформность, нерешительность, робость, неуверенность.

В психологических исследованиях, посвященных проблеме насилия, рассматривается, так называемый, стокгольмский синдром. Стокгольмский синдром отражает специфическую связь жертвы и агрессора: жертва начинает сочувствовать агрессору, оправдывает его действия, отождествляет себя с агрессором. В разных исследованиях этот синдром описан как «синдром идентификации заложника», «синдром выживания заложника». В основе синдрома лежит механизм «идентификации с агрессором», описанный А. Фрейд.

Г. Хартманом была выявлена триада «агрессор — жертва — спасатель», которая представляет собой ролевые позиции, возникающие в ситуации агрессии. Эти позиции взаимосвязаны, так что жертва легко может стать агрессором или спасателем, а агрессор наоборот.

Психологическая помощь жертвам насилия представляет собой сложную задачу, поскольку люди, подвергшиеся и/или подвергающиеся насилию, находятся в тяжелом психоэмоциональном состоянии, испытывают стыд, вину, зачастую отрицая факт насилия, сохраняя произошедшее в тайне (особенно если это семейная ситуация). Для них могут быть характерны переживания ужаса, сверхбдительности, чувства безнадежности и бессилия, физиологическое и психическое напряжение, внутренний дискомфорт, нарушения сна, навязчивые воспоминания, суицидальные мысли.

Конечно, психологическая помощь жертвам насилия будет существенно отличаться в зависимости от ситуации насилия, ее многократности, масштабности, от возраста человека, пережившего насилие и так далее. Однако, в целом, можно выделить три этапа психологической работы: срочная (или первая) помощь, этап кризисной работы, исследовательский этап работы.

Срочная психологическая помощь жертвам должна быть направлена на стабилизацию их текущего психического и физиологического состояния и восстановление безопасности их жизнедеятельности. Важно помнить, что срочная помощь не предполагает глубокого психологического исследования, экспериментирования и так далее.

Правила оказания первой помощи жертвам насилия:

  • Не бросайтесь обнимать пострадавшего, избегайте лишнего телесного контакта. В крайнем случае, можно взять егоза руку или положить руку на плечо.
  • Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроля над реальностью).
  • Не расспрашивайте о подробностях произошедшего, не обвиняйте.
  • Дайте почувствовать, что пострадавший может рассчитывать на вашу поддержку.
  • Если пострадавший начинает рассказ о случившемся, то не переспрашивайте о конкретных деталях, побуждайте говорить о чувствах, связанных с событием.
  • При необходимости можно сопровождать пострадавшего, например, если он идет в милицию подавать заявление или на опознание погибших родственников.

В кризисной работе с жертвами насилия основная цель психолога заключается в уменьшении и ликвидации травматических переживаний, чувства собственной неполноценности, ущербности, в формировании адекватной самооценки. На данном этапе важно дать возможность пострадавшему пережить сложные чувства, возникшие в ситуации. Данный этап работы может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. Индивидуальный формат позволяет создать более безопасную среду, тогда как в групповом формате пострадавший может получить больше поддержки и увидеть, что он не одинок. Вместе с тем, важно помнить, что целям кризисной работы больше удовлетворяют небольшие гомогенные группы (то есть состоящие из участников, имеющих схожую проблематику), существующие непродолжительное время (около двух месяцев).

При кризисном консультировании пострадавших важно:

  • Обеспечить возможно более полное принятие себя.
  • Помочь составить конкретный план действий в обстоятельствах, связанных с насилием.
  • Помочь определить основные проблемы.
  • Помочь в мобилизации систем поддержки.
  • Помочь в осознавании серьезности произошедшего.
  • Помочь осознать необходимость потратить время на выздоровление.
  • Выявить и укрепить сильные стороны личности пострадавшего.

После эмоционального отреагирования можно постепенно переходить к работе, направленной на исследование поведенческих паттернов и механизмов, обеспечивающих воспроизведение ситуации насилия. Целью данного этапа работы является репарация системы межличностных отношений. Этот этап работы является длительным и может продолжаться в течение нескольких лет.

Говоря об исследовании межличностных отношений, очень важно отметить специфику отношений психолог — клиент в работе с такими клиентами. Психолог часто вынужден участвовать в разыгрываемой клиентом динамике доминирования, подчинения и принуждения, являющихся характерными чертами отношений клиентов, развивающихся в ситуации насилия. Д. Дейвс и М.Д. Фраули выделяют

восемь ролевых конфигураций таких терапевтических отношений:

  • Злоупотребляющий родитель и заброшенный ребенок;
  • Насильник и жертва;
  • Спаситель и ребенок, ожидающий спасения;
  • Совратитель и совращенный.

Каждая ролевая пара осязаемо воссоздается в процессе психологической помощи. Поскольку клиент в качестве средства коммуникации использует повторное разыгрывание, то постоянно существует вероятность повторного насилия как внутри, так и вне психотерапевтических отношений.

В процессе терапевтических отношений самоощущение клиентов, история жизни которых связана с насилием, очень переменчиво: то клиент переживает чувства ребенка, маленького, беспомощного и взволнованного перед могущественным взрослым, то — дистанцирован, обособлен и как бы «не здесь». У таких клиентов размыта граница между «сейчас» и «после», что вносит вклад в повторное переживание событий прошлого, как если бы они были частью событий настоящего. Такая неспособность клиентов делать свой опыт объектом рефлексии с опорой на язык и образование символов приводит к тому, что интенсивные переживания из прошлого вновь возникают в настоящем. Трудность для психотерапевта — в том, чтобы сохранить свою жизненность, оставаться одновременно и наблюдателем и участником действия, разворачивающегося в психотерапии.

Для клиентов — жертв насилия характерна склонность к диссоциации переживания: диссоциированное переживание не похоже на вытесненное, диссоциация отделяет переживание от памяти, переживание расчленяется отдельно на соматические, обонятельные, осязательные «воспоминания», отдельные аффективные «вспышки». Психические состояния переживаются как отчужденные, не мыслимые «лингвистически», ужасающий опыт клиента не может быть выражен словами. Именно поэтому рассказывание истории своей жизни, истории насилия становится очень важным.

С клиентами — жертвами насилия используются следующие методы психотерапии:
Психоанализ (З. Фрейда) — направлен на интеграцию ранее подавленных диссоциированных болезненных проявлений в общую структуру личности и анализ психологических причин их обусловливающих.

Аналитическая терапия (К.Г. Юнга) — позволяет прорабатывать травматические переживания на символическом, бессознательном уровне, что создает для клиента ощущение безопасности.

Экзистенциальная терапия (И. Ялом) — способствует преодолению переживания беспомощности, чувства потери контроля, исследованию и поиску жизненного смысла, восстановлению способности человека более полно присутствовать в своей жизни.

Адлерианская терапия — приводит к повышению социального интереса, позволяет осознавать механизмы поведенческих реакций.

Клиент-центрированная терапия (К. Роджерс) — помогает клиенту выразить себя, способствует интеграции глубинных переживаний и накопленного опыта с «Я-реальным».

Гештальт терапия (Ф. Перлз) исследует способы, с помощью которых, у клиента был прерван контакт с реальностью, направлена на восстановление творчества в контакте с собой и с окружающей средой.

Терапия реальностью (В. Глассер) — стремится побудить жертву взять на себя ответственность за различные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей.

Когнитивно-поведенческая терапия (Ф. Зимбардо, С.Л. Франк, Ф. Шапиро, А. Эллис, А. Бек)- направлена на обучение пациента способам совладания с тревогой, страхами и негативными мыслями.

Семейная терапия (М. Боуэн, В. Сатир, Р. Минухин) — способствует гармонизации отношений между членами семьи, формированию адекватного отношения и адекватной поддержки членов семьи по отношению к пострадавшему от насилия.

Групповая терапия — помогает в осознавании ролевых стереотипов и поведенческих паттернов, способствует развитию новых форм контакта в группе.

Однако важно помнить, что любая форма психотерапии имеет свои ограничения и даже противопоказания в использовании. В частности, использование психоаналитической кушетки может вызвать у пострадавшего утяжеление симптоматики и в некоторых случаях спровоцировать психотическое состояние. При использовании символических методов работы важно, чтобы клиент имел достаточно высокий интеллектуальный уровень, в ином случае психологическая работа может обострять у него переживания неполноценности. Терапия реальностью, используемая на более ранних этапах психотерапевтической работы, совершенно противопоказана, так как провоцирует пострадавшего взять на себя ответственность за случившееся с ним. При использовании групповой терапии важно проводить предварительный отбор участников группы и оценивать способность потенциального участника справляться с тревогой. Слишком раннее использование группового формата работы может способствовать ретравматизации сложного участника.

psyera.ru

Психологическая помощь жертвам насилия. Помогут ли родственники

В первой части  статьи «Сексуальное насилие. Часть 1: мифы о сексуальном насилии» мы рассмотрели виды сексуального насилия, мифы об изнасиловании и немного затронули психологию насильников. Вторую часть «Психологическая помощь жертвам насилия. Часть 2: как могут помочь родственники и близкие люди?» мне хотелось бы посвятить тому, ради чего и затевался этот цикл: в ней речь пойдёт о психологической помощи жертвам насилия. Замечу, что статья ориентирована на родственников и близких тех, кто пострадал от насилия.

Мне бы очень хотелось, чтобы написанное здесь никогда не стало бы актуальным ни для кого-то из читателей, ни для их близких. Но, увы, как мы помним, от изнасилования не застрахован никто.

И поэтому очень важно быть готовым оказать хотя бы начальную психологическую помощь и поддержку человеку, пережившему   этот  страшный опыт.

Что происходит с человеком, подвергшимся сексуальному насилию

Беспомощность и бессилие

Самыми тяжёлыми и травмирующими чувствами, которые переживает жертва насилия – это чувства беспомощности и бессилия. Сам факт насилия переворачивает  всю жизнь пострадавшего буквально с ног на голову.

Когда происходит сексуальное насилие, жертва осознаёт, что она не в силах оказать сопротивление, не в силах распоряжаться своим телом, теперь им без её на то согласия распоряжается насильник.

Впоследствии это чувство бессилия во время изнасилования может трансформироваться в ощущение своей полной беспомощности в мире, который теперь ей видится только с одной стороны – жестоким, опасным, несправедливым.

То, что делает насильник, показывает жертве, что, по сути, любой человек может вторгнуться в её жизнь и её тело, причиняя физические и душевные страдания.

Подробнее о душевной боли читайте в статье.

Эти чувства бессилия и беспомощности настолько интенсивны, что часто разрушают прежние представления жертвы как о себе, так и об окружающем мире. И именно поэтому психологическая помощь жертвам насилия так важна – она позволяет вернуть ощущение доверия миру и окружающим. Конечно, не сразу, а с течением времени.

Вина

Ещё одним тяжёлым чувством является вина. Очень многие (если не практически все) пережившие насилие после случившегося говорят о себе как о «грязных», «порочных», «недостойных». Они обвиняют себя в случившемся, в том, что недостаточно сопротивлялись, не смогли себя защитить, действовали «не так».

Жертвы сексуального насилия настолько сильно ощущают свою «испачканность», что часто их первый порыв после случившегося – принять ванну, чтобы смыть с себя все следы.

Читайте также статью: «Психология жертвы. Почему женщина часто является жертвой в отношениях?»

Как сказала однажды на консультации девушка, пережившая изнасилование – «хочется снять с себя кожу и выстирать её».

Последствия сексуального насилия необычайно тяжелы, они накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь жертвы. И, к сожалению, часто с ними приходится справляться самостоятельно, в виду стыда и боязни рассказать кому-либо о случившемся.

Если ваш близкий человек нашёл в себе силы и  рассказал вам о произошедшем изнасиловании, очень важно постараться сделать всё, что от вас зависит, чтобы поддержать его. Психологическая помощь жертвам насилия играет ключевую роль в исцелении и возвращении к нормальной жизни.

Конечно, без профессиональной помощи психолога иногда обойтись бывает невозможно, однако, и сами родственники и близкие жертвы способны во многом облегчить её состояние.

Психологическая помощь жертвам насилия. Поддержка близких и родных

Когда кто-то из ваших близких сталкивается с сексуальным насилием и рассказывает вам о произошедшем, вы можете испытывать самые разнообразные чувства – злость, печаль, грусть, боль и беспомощность.

И иногда кажется, что вы ничем не сможете помочь. Но, на самом деле, если вам рассказали о произошедшем, значит вам доверяют, и сам факт рассказа может  помочь жертве уже  не чувствовать себя одиноко.

Какое-то время после изнасилования (иногда несколько часов, а иногда и несколько дней) жертва продолжает находиться в произошедшей ситуации – мысленно, своими  воспоминаниями. Она как будто по кругу продолжает прокручивать произошедшее снова и снова.

Внешне человек может быть слегка «заторможен», говорить без эмоций.

Узнайте больше об эмоциях из вебинара «Эмоции человека»

Это может выглядеть так, как будто он совсем не переживает из-за случившегося. Но это впечатление обманчиво!

Некоторым  кажется, что спокойствие и эмоциональная отрешённость — это «неправильная» реакция, и что если бы изнасилование было реальным, были бы слёзы и бурные всплески чувств.

На самом деле, многие пережившие изнасилование какое-то время находятся в состоянии шока и оцепенения и просто не способны на сильные внешние проявления. Всплески эмоций – это уже следующий этап проживания, который идёт вслед за шоком и ступором.

Что вы можете сделать, чтобы поддержать близкого человека?

  • Внимательно слушайте всё, о чём она/он говорит. Постарайтесь не задавать много вопросов об обстоятельствах произошедшего – это может привести к повторной травматизации, лучше спрашивать о чувствах и переживаниях.
  • Доверяйте жертве и её рассказу. Даже если какие-то детали произошедшего кажутся вам нереалистичными – верьте! Доверие и поддержка – вот то, что сейчас так ждут от вас.
  • Будьте осторожны в высказываниях! Избегайте фраз, начинающихся с «если бы ты не…». Например, «если бы ты не пошла по этой улице…». Такие слова могут быть восприняты как обвинения, а жертве и без этого сейчас нелегко. Упрёки и обвинения от близкого человека в ситуации, когда тяжело и страшно, будут гораздо болезненнее.
  • Подчёркивайте, что жертва не виновата в произошедшем изнасиловании и ответственность лежит на насильнике.
  • Если хотите говорить, то говорите то, что чувствуете. Если вам жаль человека, если вам больно – скажите ему об этом. Если вы растеряны и не можете подобрать слова – скажите и об этом.
  • Если слов вообще нет, то можно просто быть – держать за руку, обнимать, поглаживать по спине. Не лишним перед этим будет спросить, как жертва отнесётся к прикосновениям. Кому-то любой физический контакт (даже с близким человеком) после изнасилования  может быть неприятен.
  • Позаботьтесь о физическом состоянии жертвы.   Нет ли открытых ран и повреждений? Не кружится ли голова? Обратитесь за медицинской помощью. Обращение в медицинское учреждение позволит предотвратить болезни, передающиеся половым путём, а также собрать факты, которые могут быть использованы в суде против насильника.
  • Поддерживайте решение подать заявление в правоохранительные органы, но не настаивайте на нём. В ситуации изнасилования, когда человек ощущал полную потерю контроля над своей жизнью, очень важно показать, что он до сих пор способен принимать решения самостоятельно.
  • По возможности сопровождайте при подаче заявления. Многие жертвы изнасилований не обращаются в полицию, так как боятся уничижительного отношения к себе со стороны сотрудников. Будьте рядом, поддерживайте и ободряйте.
  • Обеспечьте безопасность. Как было сказано выше, мир для переживших изнасилование кажется опасным и  враждебным. Будьте рядом столько, сколько потребуется. Если человек живёт один, останьтесь у него ночевать или пригласите ночевать к себе домой – не оставляйте одного. Возможно, будет лучше, если он какое-то время поживёт у вас.
  • Предложите обратиться за профессиональной психологической помощью, поищите информацию о кризисных центрах и психологах, которые работают с жертвами сексуального  насилия. Не со всеми последствиями изнасилования жертва и её близкие могут справиться самостоятельно. Иногда эти последствия длительны и тяжелы и требуют профессионального сопровождения.
  • Дайте понять, что вы рядом, что бы ни случилось и о чём бы с вами ни захотели поговорить.

Ещё раз подчеркну, что психологическая помощь жертвам насилия играет решающую роль в переживании этого травматичного опыта. Надеюсь, что рекомендации, изложенные в этой статье, помогут вам чувствовать себя более уверенно, если кто-то из ваших близких столкнётся с сексуальным насилием. Берегите себя и своих родных!

Если же в жизни кого-то из ваших близких или вашей произошло подобное травматичное событие, и вы чувствуете, что вам пока сложно справиться, нужна поддержка и помощь со стороны — я профильно работаю с этой темой.

Записаться на консультацию по теме насилия можно в этой форме:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Психологическая помощь жертвам насилия. Часть 2: как могут помочь родственники и близкие люди?»

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Психологическая помощь жертвам насилия. Часть 2: как могут помочь родственники и близкие люди?»
//PsyHelp24.org/pomoshh-zhertvam-nasiliya/

psyhelp24.org

Психологическая помощь жертвам насилия

Психологическая помощь жертвам насилия бывает разной в зависимости от того, произошло ли травматическое событие в детстве или во взрослом возрасте.

Если физическому или сексуальному насилию подвергается ребенок, то во взрослом возрасте он может не помнить самого события или вспомнить о нем внезапно и довольно смутно. Поэтому одна из задач помощи психолога в этом случае заключается в пробуждении воспоминаний.

Не стоит бояться, что эти воспоминания окажутся чрезмерными для вас. Уже само то, что они начинают всплывать в памяти, говорит о том, что вы готовы о них поговорить или будете готовы через какое-то время. Не стоит также бояться, что вы придумали эти эпизоды, а на самом деле их не было: люди обычно не придумывают воспоминания о таких ужасных вещах.

Не переработанные эмоции от детских психологических травм оказывают сильное влияние на жизнь человека: создают повышенный уровень тревожности, на котором развиваются пищевые расстройства, неврозы и суицидальные мысли; порождают страх перед близостью и сексуальными отношениями; влияют на самооценку и т. д.

Обычно из-за того, что жертвы насилия в детском возрасте тратят много психической энергии на совладание с травмой, у них не хватает энергии на формирование нужных навыков в общении и профессиональной сфере. Эти навыки приходится приобретать в процессе работы с психологом. Постепенно жизнь налаживается, воспоминания перестают беспокоить, беспричинная тревога уходит и многое меняется к лучшему.

При травматическом событии во взрослом возрасте, например, нападении или изнасиловании, психологическая помощь жертвам насилия также состоит в обсуждении случившегося, что помогает переработать оставшиеся эмоции и скорректировать представление о себе, пострадавшее от этого события.

Жертвы изнасилования часто считают себя виноватыми и испытывают много стыда. Они спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. Рассказывать об этом кому-либо не хочется, хочется поскорее обо всем забыть.

Было бы хорошо, если бы можно было действительно забыть обо всем. Но к сожалению, если событие не переработано психикой полностью, оно продолжает вторгаться в сны, внезапно представать перед глазами (флэш-бэки) и влиять на самооценку и отношения через переживание чувства стыда.

Само по себе разделение воспоминаний с сопереживающим человеком, который может слушать вас, сколько вам нужно, лечит стыд, оставшийся после случившегося. Родные и друзья обычно не могут разговаривать о случившемся достаточно долго, потому что это событие их пугает или они не могут эмпатически в него погрузиться.

Отреагирование других эмоций — страха и гнева — освобождает вас от них. Событие становится для вас действительно прошлым, не вызывающим таких сильных эмоций.

Психологическая помощь жертвам домашнего насилия в чем-то похожа на работу с детскими воспоминаниями о насилии, поскольку в абьюзивных отношениях обычно состоят люди, которые в детстве подвергались психологическому, физическому или сексуальному насилию.

Из-за своего прошлого они часто не могут адекватно реагировать на агрессию в свой адрес, так как у них сформирована реакция замирания или подчинения, ведь ребенок не может никуда деться от родителей, ему приходится выбирать такие стратегии, чтобы выжить. В жизни взрослого человека такие стратегии часто приводят к долгим отношениям с агрессивными и абьюзивными личностями.

Нужно достаточно много времени и анализа привычных реакций, чтобы их изменить. Тогда можно будет перестроить или прекратить отношения с насильником и перестать вовлекаться в такие отношения в будущем. Укрепление самооценки и уверенности в себе помогает получать больше удовлетворения от жизни, наладить профессиональную жизнь и реализовывать свой потенциал.

Если вам близко то, что я пишу, и вам нужна психологическая помощь после насилия, вы можете обратиться ко мне через страницу Контакты.

stop-abuse.ru

Психологическая помощь жертвам сексуального насилия

Психологическая помощь жертвам сексуального насилия

Прежде чем начать работу с клиентом, пережившим столь тяжелую травму, нужно понять, с какой из двух категорий мы имеем дело. Первая — жертвы сексуального оскорбления, у которых насилие произошло во взрослом сознательном возрасте. Вторая, более сложная, когда сексуальное оскорбление случилось в детстве и стало сильной травмой, которую зачастую ребенок не помнит. В таких случаях часто клиент имеет проблемы со сном, трудности в отношениях, депрессию, но изначально приходит с другим запросом. И только в ходе терапии выявляется истинная проблема, после чего с согласия клиента начинается работа в этом направлении.

Посттравматический синдром

Рассмотрим ситуацию, в которой инцидент насилия произошел в сознательном возрасте. Человек, осознавая факт насилия, хочет, наконец, продолжить жить дальше без этих впечатлений. Поэтому сначала надо провести технику ПТСР – снятия посттравматического стрессового расстройства. Для нее существует даже отдельное психологическое направление: такие специалисты выезжают на места различных происшествий. Чем быстрее они начнут работать, тем лучше. Важно, чтобы человек во всех подробностях рассказал о происшествии.

По мнению ряда психотерапевтов, сексуальное насилие оказывает влияние на все области – тело, ум, духовную сферу, эмоции. В работе с ПТСР используются разные техники. Одна из основных задействует манипуляцию движением зрачков клиента. С помощью их движения особым образом стираются негативные воспоминания. ПТСР — первый обязательный этап работы, когда оказывается психологическая помощь жертвам сексуального насилия.

Стыд

Следующий этап – длительная работа, связанная со стыдом. Есть много причин, по которым у жертвы сексуального насилия возникает сжигающее чувство стыда. Говоря терминами теории эго-состояний, Критикующий Внутренний Родитель начинает обвинять, и Внутренний Взрослый начинает считать, что сам спровоцировал изнасилование. Внутренний Ребенок тоже так думает и страдает от этого.

Необходима сложная работа по восстановлению справедливости. Клиент должен понять, что вина лежит не на нем, снять со своего Внутреннего Ребенка груз вины и тогда Критикующий Родитель прекратит нападки.

Чувство стыда бывает связано и с тем, что при насилии нарушаются границы. После насильственных действий с телом жертва начинает считать, что ее тело грязное. Начинается диссоциация собственного тела, которое превращается в ненавистный объект. От этого чувства надо избавляться. Техники работы можно разделить на жесткие, выразительные и мягкие. Так, например, интенсивный массаж не рекомендуется. А выразительные техники Гештальт, психодрама подойдут. Цель работы – пережить, переосмыслить и отпустить прошедшие события. Хорошо использовать и мягкие техники – работа с дыханием, легкое прикосновение к активным точкам, зрительный контакт, осознание телесных процессов.

Примеры из практики: работа с дыханием и сеанс омовения

Молодую девушку 17 лет изнасиловал двоюродный брат. После этого у нее возникло жуткое чувство стыда за свою сексуальность. Она отрицала свою женственность, ненавидела свое тело за привлекательность. Считала все части своего тела, особенно интимные, грязными, недостойными, боялась к ним прикасаться и не упоминала их в речи. Ей требовалась помощь психолога как жертве сексуального насилия.

Телесно-ориентированная работа с ней заключалась в том, что надо было запустить процесс расслабления в теле. Она принимала положение лежа на планке (специальный инструмент для йоги критического выравнивания), затем психолог предлагал упражнения из дыхательной техники. Направляя вдох и выдох в определенные части тела, проходил по задней, потом передней поверхностям тела. Это была длительная работа, и только через несколько месяцев девушка смогла вместе с консультантом называть свои интимные части тела и описывать, насколько они красивы и женственны. Постепенно она смогла признать свою женственность и начать примиряться со своей сексуальной привлекательностью.

Еще один пример. Вышеописанная техника изнасилованной взрослой женщине не помогла. Она жаловалась на острое ощущение грязи и буквально описывала себя дерьмом. Эти чувства натолкнули психолога на сеанс омовения, то есть омовения от грязи. Женщину накрыли простыней. Психолог взяла мочалку и мыла ее с приятным средством для ванны через простыню. Клиентка проговаривала, что чувствует, когда очищается ее нога, рука, потом интимные части. Главное — она смогла проговорить, что каждая часть ее тела очищается. Психолог предложила представить, что все женщины ее рода стоят рядом, держат свечи и помогают ей. Клиентка чувствовала поддержку всего своего женского рода. После такого ритуала ее немного отпустило: ушел сильный синдром стресса. Предстояла дальнейшая работа.

Доверие

Так как были нарушены физические границы жертвы сексуального насилия, начинаются проблемы и с ее психологическими границами. Поэтому следующий этап работы – установить адекватные границы для выстраивания длительных отношений с противоположным полом.

Бывает две крайности: клиентка настолько напугана, что никого к себе не подпускает и всех мужчин считает насильниками или, наоборот, превращается в постоянную жертву и как бы приглашает к насилию. Такие женщины начинают ходить по барам и вступать в бесконечные связи. Нужно разобрать с клиентом его повторяющийся паттерн, так как это защита психики, которая так пытается решить проблему. Работа с восстановлением границ очень тонкая и ведется с помощью телесно-ориентированной терапии и гипнотерапии.

Сексуальное оскорбление в детстве

Психологическая помощь жертвам сексуального насилия, пострадавшим в детстве, начинается с определения факторов вреда:

  • природа сексуальных действий, включая частоту, продолжительность и интенсивность;
  • стадия развития ребенка;
  • отношение ребенка к насильнику;
  • как семья реагировала на факт сексуального оскорбления. Если родители восстанавливают справедливость, инцидент может почти не оказать воздействия на психику. А вот если наоборот, психике будет нанесен вред.

Жертвы сексуального насилия многое забывают, но факт насилия можно выявить по косвенным симптомам:

  1. Ребенок не помнит какой-то период своей жизни, например, до 7 лет или с 5 до 8 лет. Если целый кусок детства амнезирован, скорее всего, в это время и произошли сексуальные воздействия.
  2. Воспоминание о предполагаемом действии как о сне, фантазии или клиент рассказывает, что это произошло с кем-то другим.
  3. Трудности социализации в детском саду, школе. Например, ребенок пытается привлечь к себе внимание неординарным способом, испытывает большую потребность в поглаживании и пытается его получить через сексуальное соблазнение.
  4. В целом чувствует себя ущербным, понимает, что что-то не так и сохраняет это состояние до взрослого возраста.
  5. Клиент часто просыпается от кошмаров в холодном поту или имеет какие-то навязчивые идеи. Например, одна женщина не могла спать без трусов.
  6. Промискуитет в подростковом или раннем взрослом возрасте.
  7. Сильные трудности в установлении и поддержании интимных отношений.
  8. Видимые признаки депрессии, которые клиент может и не признавать.

Больше 4 признаков указывают на насилие. Конечно, утверждать стопроцентно только по этим признакам все равно нельзя. Психолог предложит пройти в вытесненное бессознательное с помощью образов, фантазий, техник арт-терапии, Гештальт-терапии.

Психолог консультант Элина Иванова

goodpsy.ru

Как помочь человеку, пережившему сексуальное насилие? — The Village

Украинская журналистка Анастасия Мельниченко была первой, кто под хэштегом #яНеБоюсьСказати (или #ЯНебоюсьСказать) рассказала о насилии, с которым она сталкивалась в течение жизни, и призвала других женщин не бояться сделать то же самое. Сейчас под этим хэштегом можно найти сотни историй совершенно разных людей, как женщин, так и мужчин, в той или иной мере столкнувшихся с ситуациями, о которых в нашем обществе принято молчать.

The Village поговорил с психологом в области взаимоотношений Анной Итко и представителями Независимого благотворительного Центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры» о том, что делать, если вы стали жертвой насилия, а также узнал, как можно помочь пострадавшим.


Что делать, если вы стали жертвой насилия?

Анна Иотко, психолог в области взаимоотношений:

Насилие — наиболее острая проблема в настоящее время, так как оно имеет не только психологический, но также социальный, медицинский и юридический аспекты. Кроме того, оно может привести к самым тяжёлым психологическим травмам (например, стойкому изменению личности) и повлечь за собой определённые нарушения, затрагивающие как познавательную сферу, так и аппетит, сон.

Важно понять, что в одиночку с насилием бороться нельзя. Пострадавшему необходима помощь специалиста: только он сможет справиться с такой сложной задачей. Срочная психологическая помощь жертвам должна быть направлена именно на стабилизацию их текущего психологического и физиологического состояния, возврату к обычной жизни, которую они вели до случившегося. Психологи, которые работают в кризисных центрах, часто говорят, что рассказать хоть кому-нибудь — важный шаг на пути восстановления. Это подтверждают и многие жертвы. Поэтому важно не терпеть, а осознать проблему и поведать о ней хотя бы одному человеку.

Думаю, всем известно, что процент обращений в полицию после случаев домашнего или сексуального насилия весьма низок. Очень многие взрослые жертвы сексуального насилия так никогда и не заявляют об этом в правоохранительные органы. Причём боязнь реакции общества и окружения нередко доминирует над всем остальным — это, конечно, удручает. Но особенно обидно, что общество нередко реагирует именно так, как того боится жертва. Тем не менее очень важно не молчать, а в случае телесных повреждений не бояться обращаться за медицинской помощью. Ведь зафиксировав повреждения, пострадавший сможет обратиться в полицию. Для этого надо прийти в травмпункт и объяснить врачу причину повреждений. Важно, чтобы доктор описал размеры, расположение и цвет каждого повреждения и выдал справку с датой обращения, номером медицинской карты, своей фамилией и печатью учреждения.

Как помочь человеку, который стал жертвой насилия?

Независимый благотворительный центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сёстры»:

Прежде всего пострадавшим важно понимание и поддержка друзей и близких. Многие жертвы насилия переживают из-за возможной реакции общества, а потому не говорят о случившемся. Поэтому необходимо показать, что вы верите человеку и готовы ему помочь.

Ни в коем случае не осуждайте пострадавшего и не делайте замечаний о том, как следовало поступить. Лучше просто внимательно выслушайте. Также не стоит просить человека говорить о подробностях случившегося или ждать от жертвы некоего стандартного поведения: кто-то может вести себя агрессивно или, наоборот, много плакать: все ведь реагируют по-своему.

Как правило, жертвы насилия ощущают потребность говорить о происшедшем долгое время. Не отказывайте им во внимании и сочувствии, даже если вам кажется, что боль уже должна была утихнуть. Посоветуйте пострадавшему обратиться в службу поддержки жертв насилия за профессиональной помощью. Если человек откажется, позвоните в службу сами. Там вам подскажут, как правильно себя вести в подобной ситуации. Также не рассказывайте другим то, что вам доверил пострадавший. Оставьте человеку право самому решать, чем и с кем делиться.

Анна Иотко, психолог в области взаимоотношений:

Существуют определённые правила первой помощи жертвам насилия. Например, необходимо воздерживаться от объятий или иного телесного контакта. Не расспрашивайте о подробностях произошедшего, не обвиняйте. Попытайтесь оказать психологическую поддержку. Разговаривать с пострадавшим нужно только тогда, когда он чувствует в этом потребность. Можно предложить поговорить, но не требовать и не читать нотаций. При необходимости сопровождайте пострадавшего — например, в отдел полиции при желании подать заявление.


Куда можно обратиться жертвам насилия?

Горячая линия центра психологической помощи
МЧС России

+7 (495) 926–37–07, в будни: с 9:00 до 18:00

Линия психологической помощи женщинам, оказавшимся в трудных ситуациях (Москва)

+7 (495) 282–84–50

Линия психологической поддержки женщин, переживших сексуальное насилие (Москва)

+7(495) 124–61–85, с 10:00 до 20:00

Московская служба психологической помощи населению (Москва)

+7 (499) 173–09–09

Центр социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда» (Москва)

+7 (499) 492–46–89, 492–26–81, 492–06–48

www.the-village.ru

Помощь жертвам сексуального насилия

Толчком к развитию различных расстройств психики часто становятся стрессовые ситуации. Таковыми могут быть пережитые нечастные случаи, катастрофы и аварии. Но наиболее актуальной в последнее время становится проблема сексуального насилия. Жертвы изнасилования получают сильнейшую психологическую травму, которая полностью изменяет личность человека.

Психологические последствия сексуального насилия

Стать жертвой изнасилования может любой человек, независимо от пола и возраста. Но чаще всего в роли пострадавших оказываются женщины, а мужчины являются насильниками.

Специалисты отмечают два вида сексуального насилия:

• жестокое изнасилование незнакомцем. В этой ситуации насильник неожиданно нападает на жертву, угрожая оружием;

• изнасилования доверия. Жертва знакома с насильником и не боится его.

Ситуация может начинаться вполне безобидно, но в определенный момент насильник переходит к жестким действиям.

Согласно статистике, первый тип изнасилования менее распространен. Большая часть женщин стали жертвами своих знакомых, которым до этого доверяли. Утрата такого доверия является сильнейшим стрессом, который неизбежно отразится на психологическом состоянии жертвы.

Часто жертвы сексуального насилия скрывают это от окружающих, поскольку опасаются их осуждения и боятся повторения стрессовой ситуации. После изнасилования женщина находится в шоковом состоянии и может поступать иррационально. Если в роли насильника выступал знакомый человек, то жертва будет избегать общения со всеми мужчинами, считая их всех потенциальной угрозой.

Самообвинение – это еще одна реакция на стресс. Жертва часто винит в происшедшем себя, поэтому пытается изменить внешность или привычки. При этом ее поведение бывает неадекватным.

Навязчивые мысли о происшедшем возникают у жертвы постоянно помимо ее воли, снова и снова возвращая в стрессовую ситуацию. Психологическая помощь жертвам сексуального насилия позволяет им вернуть контроль над собственным поведением и жизнью.

Виды психологической помощи

Психологическая помощь, оказываемая жертвам сексуального насилия, может отличаться в зависимости от самой ситуации изнасилования. Учитывается ее масштабность, а также частота повторения и возраст жертвы. Но специалисты выделяют три основных этапа работы с потерпевшими:

1. Срочная психологическая помощь заключается в стабилизации текущего состояния жертвы, как психического, так и физического. Существуют правила оказания такой помощи, например, нельзя обнимать жертву. Следует избегать телесного контакта. Во время беседы не стоит акцентировать внимание на подробностях, пусть жертва говорит о своих чувствах и переживаниях.

2. Кризисная работа направлена на уменьшение и полную ликвидацию травмирующих переживаний. Необходимо вернуть жертве чувство полноценности, уверенности в себе, сформировать адекватную самооценку.

3. Исследовательская работа позволяет определить поведенческие факторы, способные привести к повторению сцены изнасилования. Этот этап является наиболее длительным, в некоторых случаях он может длиться два года.

Выздоровление жертвы сексуального насилия наступает тогда, когда воспоминания о травмирующем событии возникают по собственному желанию. При этом женщина может их контролировать и переключаться на другие мысли и действия.

Лечение

Многие жертвы сексуального насилия получают физические травмы, но лечение в большей степени направлено на стабилизацию психологического состояния. Основную роль в этом играет психотерапия, при этом используются такие методики:

• психоанализ;

• аналитическая терапия проводится таким образом, что все переживания прорабатываются на символическом уровне. Такой подход позволяет пациенту чувствовать себя в безопасности;

• экзистенциальная терапия направлена на преодоление чувства собственной беспомощности;

• адлерианская терапия позволяет повысить социальный интерес у жертвы и помочь ей понять основные механизмы поведенческих реакций;

• гештальт терапия помогает восстановить контакт с реальностью и окружающими;

• когнитивно-поведенческая терапия позволяет жертве научиться справляться со своими страхами и негативными мыслями.

Каждое из этих направлений психотерапии имеет свои показания и противопоказания к применению. Поэтому выбор схемы лечения осуществляется индивидуально, исходя из тяжести состояния жертвы, ее возраста и интеллектуального уровня.

arbat25.ru

ПОМОЩЬ ЖЕРТВАМ НАСИЛИЯ В ФОРМЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстрой­стве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует се­рьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендо­вал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциаль­но-гуманистический подход.

Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничи­вается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устране­ния негативных переживаний и коррекции повеления экзистенциаль­ный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответ­ственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистен­циальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.

В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного измене­ния клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно не­обходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утра­те смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, кразвитию, не вызванному житейской необходимос­тью. Главным инструментом психологической помощи является культи­вирование чувствительности, понимания и эмпатии.

Большое значениедля практики психологической работы с лица­ми, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регу­лярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации

или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подоб­ного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внеш­него вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жиз­недеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать осо­бенности ее устройства и характер нарушений, а затем способство­вать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень орга­низации.



В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному раз­витию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, также как и еедезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семей­ных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на чле­нов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к форми­рованию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физи­ческого насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональ­ную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебре­жение жизненно важными потребностями детей, что также являет­ся формой насилия. Патологические, психотравмируюшие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодей­ствия проявляются в виде семейных мифов, которые используются Для поддержания единства в дисфункциональных семейных систе­мах [51].При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.

В этом случае основные этапы системной психотерапевтической ра­боты с семьей будут следующие:

‘• Временное объединение психотерапевта с семьей, присоедине­ние его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помошью семьи. Од­новременно он демонстрирует семье новый эффективный спо­соб коммуникации:



2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че­
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.

3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев­
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре­
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.

4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей­
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор­
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле­
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.

5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будушем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.

Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополуч­ными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном пове­дении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов чле­нов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий, Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физиче­ское и/или психологическое насилие иногда становится главным аргу­ментом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конф­ликта.

В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют актив­ный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и власт­ные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом

поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. 8 случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности меж­личностных взаимодействий, предшествующие насильственным Дей­ствиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вме­сте со всеми участникамит-ерапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к на­силию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует аг­рессию.

Психотерапевтические техники,

используемые в практике семейной психотерапии

Техника указаний (директив)

Прямые и четкие указания психотерапевта о необходимости опре­деленных действий со стороны всей семьи или отдельных ее членов. Директивы должны касаться конкретных действий. Выделяют три вида директив: указание членам семьи делать что-то; указание де­лать нечто иначе, чем до сих пор; указание не делать того, что они до сих пор делали. В работе с домашним насилием в ряде случаев пря­мые и четкие указания со стороны психотерапевта бывают необхо­димы и обязательны. Это касается, в первую очередь, ситуаций жес­токого обращения, угрожающего жизни одному или нескольким членам семьи, когда терапевт должен указать клиентам на необхо­димость немедленного обращения в милицию, посещения кризисно­го центра, ухода из дома и временного переселения в социальную гостиницу, к родственникам и т. д. Но и в менее тяжелых случаях директивы бывают абсолютно необходимым способом воздействия на дисфункциональную семью.

Техника «Семейная дискуссия»

Обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающих­ся их жизни и способов решения различных проблем и задач. Дис­куссия может преследовать различные цели. Среди них:

• коррекция ложных и иррациональных представлений о спосо­бах разрешения семейных конфликтов, наиболее эффектив­ных методах воспитания, распределении обязанностей, пла­нировании времени и т.д.;

0 обучение членов семьи приемлемым формам межличностной
коммуникации. Психотерапевт регламентирует ход дискуссии,
сам активно участвует в ней и использует эту ситуацию для
коррекции неэффективного поведения отдельных членов семьи;

1 формирование адекватного представления о том или ином ас­
пекте семейной жизни.

■ Техника «Обусловленное общение»

Группа психотерапевтических методов, общим для которых явля­ется то, что в привычные, устоявшиеся семейные взаимоотношения вводится какой-то новый, необычный для семьи влемент. Часто, в ка­честве такого нового элемента вводятся определенные правила взаи­модействия. Примером является техника, предложенная С. Кратох-вилом «конструктивный спора или «честная борьба». Эта техника применяется в работе с конфликтными супружескими парами. Перед тем как ввести данный элемент взаимодействия в повседневную жизнь, психотерапевт обучает супругов определенным навыкам эффективной коммуникации {техника *я-высказываыия*, техники активного слу­шания и пр.). Правила «честной борьбы»:

0 нельзя откладывать прояснение конфликтной ситуации и, по
возможности, преступить к обсуждению сразу же;

1 тот, кто начинает спор, должен ясно представлять себе цель,
которую он хочет достичь;

 

2 обе стороны должны принимать активное участие в споре;

3 спор должен касаться только того предмета, с которого он на­
чался, недопустимы отсылки к прошлому опыту, обобщения;

• не допускается применение аргументов, болезненных для одно­
го из участников спора (указание на физические недостатки,
неудачи и т.д.).

Техники, формирующие умения и навыки

Особенность методик данной группы состоит в том, что перед члена­ми семьи ставятся задачи формирования определенных умений и навы­ков, необходимых для успешного взаимодействия друг с другом, и сооб­щается критерий, с помощью которого он может судить о том, в какой мере ему это удалось. Б данном случае можно говорить о проведении своеобразных -семейных тренингов». В семьях, для которых характер­но проявление насилия со стороны некоторых членов, особую значи­мость приобретает тренировка самоконтроля агрессивных импульсов и провоцирующего агрессию поведения. Отсутствие контроля за импуль­сами и недостаточная терпимость часто бывают связаны с крайне зани­женной самооценкой, неуверенностью в себе, негативной «Я-концегщи-ей». Агрессивность одновременно является проявлением бессилия, которое чувствует человек и тем единственным проявлением силы, ко­торое он способен продемонстрировать окружающим.

Агрессия также часто бывает связана со страхом. В свою очередь, поведение, провоцирующее насилие, является следствием эмоцио­нальной депривации в раннем детстве, когда ребенок мог обратить на себя внимание старших исключительно с помощью непослуша­ния, капризов, истерик, грубости и т. д.

Техники саморегуляции

Исследование данных психотерапевтических процедур позволяет члену семьи, осуществляющему акт насилия, удерживаться от пове­денческих проявлений гнева. Однако в большинстве случаев корреК»

ции внешних проявлений бывает недостаточно, и терапевт обраща­ется к методам коррекции внутриличностных конфликтов отдель­ных членов семьи.

Техники проигрывания семейных ролей

Ролевая игра является одним из ведущих методов семейной пси­хотерапии. Она имеет разнообразные формы и применяется при ре­шении широкого спектра проблем и задач. Одной иа наиболее эф­фективных является техника обмена ролями, заимствованная из классической психодрамы. Суть метода заключается в том, что одни члены семьи проигрывают роли других, тех, с кем они находятся в конфликте. Например, родители в процессе проигрывания роли сво­его ребенка могут осознать неадекватность некоторых предписаний и правил, которые они ему навязывают, что может значительно сни­зить уровень их агрессивности по отношению к нему.

Достаточно часто в практике терапевтической работы использует­ся метод проигрывания альтернативного сценария в конфликтной ситуации. Участникам ролевой игры необходимо инсценировать обыч­ный для семьи конфликт, но при этом они должны с самого начала игры стараться вести себя не так, как привыкли. При использова­нии данного метода в семьях, в которых практикуется насилие, чле­нам семьи, склонным к проявлению агрессии и насильственным дей­ствиям, предписывается парадоксальное поведение в ситуациях, провоцирующих гнев. Например, вместо того чтобы смотреть на чле­на семьи, вызвавшего своим поведением гнев, отвернуться от него и продолжать разговор, стоя к нему спиной. Механизм психокоррек-ционного воздействия данного метода в работе с ситуациями домаш­него насилия основан на том, что в большинстве случаев член семьи, совершающий насильственные действия, хотел бы научиться соци­ально приемлемым формам поведения в семье, даже если он этого не осознает.

МЕТОД ПСИХОДРАМЫ

Исторически первым методом социально-психологической работы с лицами, пережившими насилие, как известно, является метод психо-Драмы, разработанный американским психологом Я. Морено [51].

Психодрамаявляется групповым методом, который используется для инсценирования значимых жизненных событий участников. В ходе Драматизации создаются условия для спонтанного выражения чувств и Прояснения отношений с людьми, выработки более глубокого самопо-«имания, преодоления неконструктивных поведенческих и эмоциональ­ных стереотипов. Я. Морено, создатель метода психодрамы, считал, что, сполняя различные роли, человек может творчески работать над соб­ственными конфликтами и проблемами.

Основу психотерапии составляют понятия спонтанности и креатив­ности. Спонтанность тесно связана с тревожностью: с повышением спонтанности уровень тревоги падает. Участники «театра спонтаннос­ти» разыгрывают сценки, взятые из собственного жизненного опыта, провоцируя таким образом эмоциональный катарсис. В психодраме человек разыгрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или же вымышленных персонажей [68].

Ассистенты, принимающие участие в психодраме, оказывают содей­ствие клиенту, представляясь в различных качествах или ролях. В ходе разыгрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение благодаря катарсису от накоплен­ных негативных переживаний и новое видение своей жизненной ситу­ации как следствие озарения-инсайта.

Процесс психодрамы включает три этапа: подготовительную фазу (разогрев), разыгрывание драматического действия и обсуждение. На первом этапе используются игры-задания, дискуссии, «живые скульп­туры», которые активизируют участников и создают свободную твор­ческую атмосферу [19]. Выделяется желающий стать главным действу­ющим лицом психодрамы — протагонистом. Протагонист рассказывает свою ситуацию и назначает других участников на дополнительные роли. Ведущий предлагает протагонисту организовать пространство для дра­матического действия. Участники, оставшиеся без роли, садятся на ме­ста для зрителей. При драматическом действии ведущий обычно исполь­зует следующие методы: монолог, обмен ролями, второе Я, зеркало, реплики в сторону и др. На завершающей стадии зрители и участники сначала вербализуют свои чувства, рассказывают о личных ассоциаци­ях, возникших в процессе драматизации. В ходе такого эмоциональною обмена уровень напряжения в группе снижается, и создаются условия для интеллектуального обсуждения проигранной ситуации. Один сеанс психодрамы длится обычно около четырех часов.

Таким образом, данная техника достаточно эффективно позволяет лицу, пострадавшему от насилия, справиться с саморазрушительными тенденциями самобичевания за неспособность быть «не хуже других» —

В практике групповой работы часто используются только отдельные игры, предложенные Морено, Киппером и др. психотерапевтами для подготовительной стадии психодрамы. Это телефонный разговор с во­ображаемым собеседником, волшебный магазин, встреча с репертуаром ролей, необитаемый остров, суд, персонификация животных и др.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия является специализированной формой психотерапии психокоррекции и развивающей психологии, основанной на творче­ском самовыражении посредством различных видов искусства (живо­пись и рисунок, лепка, музыка, танец, театр). Арт-терапевтические тех­нологии широко используются в работе с детьми и взрослыми, пережившими насилие. Это обусловлено рядом особенностей арт-под­хода.

Во-первых, он ориентирован преимущественно на невербальное общение, что особенно ценно в работе с жертвами насилия, которые часто испытывают трудности в словесном выражении своих чувств и мыслей, после того как им пришлось пережить глубокую психотравму. Во-вторых, важнейшим механизмом терапевтического воздействия б арт-подходе является отреагирование психотравмирующих ситуаций, которое происходит, хотя и в символической (создание рисунка, ра­зыгрывание сценки с использованием кукол, сочинение сказки и т. д.), но все же экспрессивной, а не рефлексивной форме. Это позволяет достичь состояния катарсиса — освобождения, очищения от негатив­ного эмоционального опыта, дать социально приемлемый выход аг­рессивности и другим негативным чувствам, проработать мысли и чув­ства, которые человек привык подавлять, и постепенно развить способность к саморегуляции. Многие авторы подчеркивают, что арт-терапевтические методы облегчают процесс лечения психосоматичес­ких заболеваний [46].

В-третьих, творческая деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях нарушения семей­ной интеграции — взаимного отчуждения, затруднений в налажива­нии контактов, а также в тех случаях, когда ребенок или взрослый, под­вергшийся насилию, находится вне семьи, в приюте, больнице, среди чужих ему людей, и специалистам необходимо быстро и безболезненно наладить с ним эмоциональный контакт. Кроме того, арт-терапия вы­зывает у людей положительные эмоции, способствует преодолению апатии, подавленности, безынициативности, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

Специалист, использующий арт-терапевтические технологии в рабо­те с жертвами насилия, обязан уделять особое внимание обеспечению атмосферыпсихологическ:ой безопасности. Творческие задания ни вкоем слУчае не должны прямо указывать и даже косвенно намекать напробле-

мы клиентов, их необходимо формулировать в образно-символической, проективной форме. К творческим видам терапевтической практики можно отнести методы музыкотерапии и библиотерапии [51].

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *