Психологизм в живописи / Об искустве / Мария Иванова-Очерет
Паблик → СтатьиПсихологизм в живописи
Искусство Рембрандта всегда отличалось жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи,
основываясь на эффектах светотени, он писал не только религиозные, мифологические, исторические сцены, характерные для искусства того периода, но и удивительные портреты, в которых мы видим по сей день близкие и понятные нам образы.
Молодой Рембрандт старательно изучает мимику, фиксируя даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, создавая невероятно искренние и человечные произведения.
Рембрандт, автопортрет
Чуть позже живописная манера мастера становится более свободной, легкой, растут масштабы композиций. В картинах, как светских, так и религиозных, Рембрандт передаёт сильные драматические чувства. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией», а библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма.
Рембрандт, «Автопортрет с Саскией»
Рембрандт увлеченно воспринимает опыт итальянского Возрождения и барокко, но в то же время бросает вызов классическому ренессансному канону – в особенности в картинах на темы античной мифологии. Его картины на мифологические сюжеты воспринимаются как очень земные, близкие зрителю и глубоко психологические. Особенно ярко это видно в знаменитой «Данае» Рембрандта, которая наполнена чувственностью и интимностью происходящего. Атмосфера психологического откровения ещё сильнее проступает в портретах, где основным элементом предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени.
Рембрандт, «Даная»
Разумеется, одними из лучших работ в портретном жанре являются автопортреты Рембрандта, ведь кого художник может знать и чувствовать лучше, чем самого себя. Рембрандт писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах.
Рембрандт, автопортрет 1658 г.
Пожалуй самым известным автопортретом художника можно назвать картину 1640-го года. Среди десятков автопортретов, написанных Рембрандтом, данный выделяется своей монументальностью. Рембрандт на нём демонстрирует своё социальное положение. Он облачён в богатую одежду с мехами, массивной цепью, драгоценностями. Взгляд меланхоличный, с осознанием своего достоинства. Фон нейтральный, всё внимание зрителя сосредотачивается на фигуре художника.
Рембрандт, автопортрет 1640 г.
Любопытно, что в этой картине художник оставляет внимательному зрителю отсылки сразу к нескольким другим мастерам живописи, Рембрандт как бы бросает вызов Дюреру, Тициану и Рафаэлю. Первой попыткой создания автопортрета в стиле предшественников является офорт 1639 года, только берет с картины Рафаэля у Рембрандта заломлен под большим углом, и поза зеркально отражает тициановскую (что в творческом соревновании с Тицианом он сделал не в первый раз: Европа у Рембрандта плывёт в противоположную сторону, нежели у Тициана; «Даная» Рембрандта развернута противоположно всем «Данаям» Тициана).
Рембрандт, офорт с автопортретом 1639 г.
Рафаэль, Портрет Бальтасара Кастильоне
В автопортрете 1640 года повторены позы персонажей картин Дюрера и Тициана: все правой рукой опираются на парапет.
Дюрер, автопортрет
Тициан, Портрет Джероламо Барбариго
Такой «диалог картин» весьма любопытен и для исследователей, и для искушённых зрителей, ведь он помогает нам лучше понять мастера и проникнуться историей искусства, где каждое произведение является отнюдь не обособленной точкой, а лишь одной из нитей на великом полотне мировой культуры.
Кроме того, к образу Рембрандта продолжают обращаться и в современности. Художник Мария Иванова-Очерет в нескольких своих картинах вступает в диалог с великим мастером ушедшей эпохи. В картине «Рембрандт пишет «Возвращение блудного сына»» мы видим размышление о творческом пути художника, его отношениях с искусством и с собственными творениями. Любопытно, что сам Рембрандт хоть и положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Так что Мария Иванова-Очерет открывает перед нами одну из самых важных для художника, но, по иронии, также и одну из наименее часто встречающихся в живописи Рембрандта тем.
Мария Иванова-Очерет, «Рембрандт пишет «Возвращение блудного сына»
Мария Иванова-Очерет обращается к гению Рембрандта в ещё одной картине – «Рембрандт. Размышление». Это произведение мысленно возвращает нас к портретам самого героя полотна – здесь явно прослеживается рембрандтоновский психологизм, глубокое погружение в личность и переживания портретируемого. Сам великий художник предстаёт здесь уже пожилым человеком, погружённым в задумчивость. Возможно, он, с высоты своих лет, вспоминает пройденный путь, со всеми его удачами и ошибками, а возможно размышляет о творчестве и о достигнутом к тому моменту мастерстве. В любом случае, зритель, вслед за героем картины, может погрузится в его психологическое состояние и на какое-то время замереть, глядя на полотно, в попытках разгадать, какие мысли тревожат великого художника прошлого.
Мария Иванова-Очерет, «Рембрандт. Размышление»
Как мы видим, образ Рембрандта – гениального творца, не стал «прахом» даже спустя несколько веков и по прежнему вдохновляет новые поколения художников на творчество. Таким образом мировое полотно искусства и истории продолжает жить и пополнятся новыми прекрасными нитями.
www.maria-art.com
Живопись как прикладная психология жизни //Психологическая газета
Живопись как прикладная психология жизни
Творчество Алексея Клокова с психологической точки зрения представляет удивительный феномен, поскольку помимо своей художественной ценности является воплощением юнгианских представлений. Не знакомый с теоретическими изысканиями Карла Густава Юнга, основателя глубинной «аналитической» психологии, художник интуитивно в видимой форме воплощает процессы присутственной трансформации человека в безграничном духовном и материальном мире. Юнгианство – это особое видение, которое предполагает специфическую способность воспринимать синхронизм внешних вещей и явлений в их связи с внутренним содержанием.
Обращаясь к скрытому коду произведений А.Клокова, мы находим архетипическую природу его посланий, отражающих коллективный нуминозный опыт индивидуации не избранных, но многих. Не случайно его живопись искусствоведы окрестили «диалектикой в цвете». Через образное примирение различных противоположных элементов, в поиске единого объединяющего начала автор всегда стремится к созданию более зрелой, суммативной мыслеформы, выстраивая ориентиры равновесия и гармонии. Безусловно, такого рода творчество требует от самого художника не только определенного художественного мастерства и интуиции, но и предельной концентрации. Как отмечается в литературе, чтобы выдержать это напряжение – не подчиниться его мощи и не соблазниться внешне эффектными, но пустыми образами, необходимо сосредоточение всех душевных сил.
В некоторых работах у Клокова преобладают фигуративные образы, другие же отражают архетипический символизм только в композиции и цвете, являясь источником свободных ассоциаций. Следует отметить еще одну, медитативную особенность некоторых произведений художника. Определенные числовые, равно как и цветовые композиции построены таким образом, что в многомерном пространстве холста от крупных ярко-выраженных объектов на переднем плане взгляд перемещается к более мелким, менее заметным. Тем самым через постепенное зрительное и, как следствие, умственное расслабление, реализуется правополушарная интуитивная и творческая активность зрителя.
С точки зрения психологии, живопись Алексея Клокова можно трактовать как «прикладную философию жизни», а художественная интуиция и личностные качества самого автора представляют собой своего рода медиаторы от индивидуально-эмпирического содержания к эстетически ценностно-значимому.
Опубликовано 28 февраля 2014
psy.su
1.4. Психологические знания в искусстве
Психологические знания обнаруживаются также в различных произведениях искусства: художественной литературе, изобразительном и музыкальном искусстве, в театре и кино. В них зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода “экспериментальные ситуации”, которые создала сама жизнь или творческое воображение писателя, художника, музыканта, драматурга, режиссера. Такие ситуации трудно, а порой и невозможно воспроизвести в научной психологии.
Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, конечно, художественной литературе. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе.
Существует деление писателей на философов (Л.Н. Толстой, Г. Гессе), социологов (О. Де Бальзак, Э. Золя), психологов (Ф.М. Достоевский, Ф. Кафка), которое подчеркивает особые акценты в творчестве конкретного писателя. Однако во всех случаях осмысление человеческой психологии в произведении искусства достигается посредством художественного изображения человеческой жизни.
Психологические знания в искусстве носят образный характер. Искусство использует художественный образ как особый способ целостного представления человека. В нем ценности, мысли, представления, отношения, эмоции, действия выражаются в конкретно-чувственной форме. Писатели, поэты, актеры, художники отражают типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей в сюжетах, образах, действиях героев. “Какой художник, и какой психолог!”—говорила Жорж Санд о Льве Толстом. При этом она имела в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. Создавая психологические образы, писатели используют свои наблюдения, размышления, воображение, а также мудрость житейской психологии. Многие образы становятся наглядными и убедительными образцами для описания человеческой психологии (например, Обломов).
Аналогично художники в живописных, графических работах отражают внутренний мир человека. Леонардо да Винчи, например, придавал огромное значение “божественной науке живописи”. Продукты, порождаемые ею, соединяют в единстве образное, логическое и практическое. Живопись, по его мнению, должна быть не натуралистическим копированием непосредственно зримого, а исследованием мира с целью воссоздания его картины. Картина внутреннего душевного мира человека в живописи отражается чаще всего.
Причем здесь важно не только то, “что“ изображают, но и то, “как” изображают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и мир души других людей.
Поскольку психологические знания в искусстве выражаются в образах, они носят описательный характер. Они не стремятся к объяснению (в отличие от науки), а только отражают, причем в форме, доступной непосредственному переживанию.
Психологические знания в искусстве фрагментарны. Они обычно не претендуют на системность в описании психической жизни людей. Изложить систематизированные знания о человеке в искусстве невозможно, поскольку такой системы просто нет. Но фрагменты, которые описываются, придают особые впечатления и убедительность. Чаще всего это значительные поступки или переломные моменты жизни человека, которые наиболее четко и ясно показывают особенности его характера. Именно поэтому многие психологи и преподаватели ценят искусство в своей профессиональной деятельности. “Почти все литературные описания характеров исходят из психологического допущения о том, что каждый характер имеет определенные черты, присущие именно ему, и что эти черты могут быть показаны через описание характерных эпизодов жизни” (Олпорт, 1959 / 1982, с.210). Причем эти описания даются в эмоционально окрашенной форме.
Эмоциональность — еще одна типичная черта психологических знаний в искусстве. В художественных произведениях описываются особые, эмоционально насыщенные моменты жизни и переживаний персонажей. Целостное и непосредственное изображение эмоциональной жизни человека лучше всего достигается именно в искусстве. Без эмоций нет искусства. Произведение искусства обращено не к рациональному изучению или практическому использованию, а к сопереживанию. Читатель “проживает” художественное произведение: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем.
Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве – принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. “Никто никогда не требовал от авторов доказательства того, что характеры Гамлета, Дон-Кихота, Анны Карениной истинны и достоверны… Они умеют внушать доверие” (Олпорт, 1959 / 1982, с.211). Успех писателя измеряется реакцией читателей.
Успех психолога измеряется более жестким критерием, чем восторг читателя. Психология как наука располагает целым рядом преимуществ. И пусть ее успехи пока не так велики, но зато они более надежны и фундаментальны.
В то же время психологические знания, имеющиеся в искусстве, представляют большую ценность. Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки и кинофильмы являются основным способом познания внутреннего мира человека.
Знания этого типа всегда интересовали и профессиональных психологов. Поэтому они всегда обращались к этому источнику (Психология личности, 1982; Теплов, 1971 / 1985; Сироткина, 1998; Емельянов, Адаскина, 1998). Нужно всегда помнить об этом золотом фонде и максимально использовать его для расширения профессиональной компетентности преподавателей психологии. Многие выдающиеся психологи нередко обращались к примерам из литературы, чтобы проиллюстрировать, а иногда и развить свои теоретические идеи.
Особое значение искусство имеет в изучении личности. Одна из статей американского психолога Гордона Олпорта (1897-1967) так и называлась: “Личность: проблема науки или искусства?”. В ней он поднимает ряд важных вопросов. Главный из них – вопрос об отношении психологии (и психологов) к художественной литературе. Олпорт считал, что психологи могут многому научиться у мастеров художественной литературы. Это касается приемов тонкого психологического наблюдения и описания, понимания конкретной личности в ее целостности, интереса к индивидуальности.
Горьким упреком в адрес некоторых профессиональных психологов звучат слова Олпорта о том, что они “в качестве профессионалов никогда в действительности не видели индивидуума; и многие из них … надеются, что никогда его и не увидят” (Олпорт, 1959 / 1982, с.213). Он критиковал бездумное применение математических методов в психологии.
Действительно, психология как наука ищет общие закономерности. “Абстракция, которую совершает психолог в измерении и объяснении несуществующей “психики-в-общем”, — это абстракция, которую никогда не совершают литераторы. Писатели прекрасно знают, что психики существует только в единичных и особенных формах” (Олпорт, 1959 / 1982, с.213). Как справедливо замечает далее Олпорт, мы сталкиваемся с основным разногласием между наукой и искусством. Наука всегда имеет дело с общим, искусство – всегда с особенным, единичным.
Поэтому, взаимодополнение психологических знаний, содержащихся в науке и искусстве, безусловно, полезно. Хорошую рекомендацию дает в этой связи Олпорт, “если вы студент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте биографии. Если вы не студент, изучающий психологию, читайте их, но интересуйтесь и работами по психологии” (Олпорт, 1959 / 1982, с.215).
Вывод: особенности психологических знаний в искусстве
Образный характер |
Описательный характер |
Фрагментарность |
Эмоциональность |
Принятие и узнаваемость образов как критерий истинности знаний |
studfiles.net
Список литературыГенератор кроссвордовГенератор титульных листовТаблица истинности ONLINEПрочие ONLINE сервисы |
| В нашем каталогеОколостуденческоеЭто интересно…Наши контакты |
spisok-literaturi.ru
Картина маслом: 1000 и 1 полезный вопрос, психология живописи и путешествие к натюрморту
Олеся Ахмеджанова
Писать картину — захватывающий процесс. А писать картину маслом — головокружительная затея. Радость охватывает, когда вы только начинаете смешивать краски — вязкие, яркие, сочные. Делаете широкие и щедрые мазки. Не просто видите, а ощущаете картину: будто она дышит, светится, живёт.
Наша новая книга — про живопись маслом. Её автор — художник и педагог с 40-летним стажем Грег Кройц — рассказывает, как познать радость и азы работы с маслом. Освоить 5 способов нанесения краски, научиться писать тени, свет и делать картины глубокими и реалистичными. Попробовать себя в пяти разных жанрах и получить ответы на 1000 и 1 полезный вопрос.
И, конечно, получить невероятное наслаждение от каждого урока, потрясающих иллюстраций и магической атмосферы творчества на каждой странице.
О книге
Кройц рассказывает про 5 жанров живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, обнаженную натуру и сюжетную композицию. Объясняет, как работать со светом и создавать динамику. А главное, знакомит с основами основ.
Книга «Живопись маслом» — как большая картинная галерея, из которой вам не захочется уходить.
Особая ценность книги «Живопись маслом» — в философских размышлениях Грега Кройца о творчестве.
Заодно автор учит ловко жонглировать жанрами, смешивая краски и практикуя экспрессивное письмо. Каждая глава разделена на две части: теорию и практику. Так что вы сможете тут же отработать все полученные знания.
Веская причина заниматься живописью — в глубоком удовлетворении и ощущении жизни во всей ее полноте.
Наука живописи
Леонардо да Винчи писал: «Из всех наук важнейшей является живопись». Из всех наук! Конечно, трудно увидеть связь между живописью и наукой, но она есть. И очень глубока.
Художнику нужно исследовать мир — он должен анализировать природу воспринимаемой реальности. «Почему предметы выглядят именно так?», «Как мы видим цвет?». Это научные вопросы. Но перед художником стоят еще и философские: «Что такое красота?», «Что такое хорошо?», «Что такое смысл?».
Главное для творческого человека — это понимание, проникновение в самую суть.
Ответы не в бездумном повторении действий, а в глубокомысленных исследованиях и практике. Как ученый никуда не продвинется, день за днем повторяя один эксперимент, так и художник не будет совершенствоваться, рисуя каждый день одно и то же.
Живописцу полезно задавать вопросы, чтобы понять: что не так в этой картине?
Не просто живопись. Любовь!
Знаете, какой главный секрет для обучения живописи маслом? Любовь к краскам. Удовольствие от их смешивания, от того, как они ложатся на холст и растушевываются. Если вы пишете маслом, вам должен нравиться процесс. Щедро кладите влажные мазки, вкладывайте в них свои эмоции. Они достойны того, чтобы зритель их ощутил.
Если будете сдерживать чувства, картина будет похожа на детскую раскраску.
Яблокам не нужен перерыв
Натюрморт — ещё один этап обучения живописца. Незатейливый реквизит, не привередливые модели, немного места и удобный темп. Конечно, натюрморт не так прост, как кажется. Поскольку в самих предметах не за что зацепиться, нужно мыслить и писать творчески — придумать, как сделать изображение привлекательным.
Вот такие тёплые яблочно-ароматные картины вы научитесь писать.
Как из кувшина с двумя лимонами сделать произведение искусства? Прилежное копирование тут не поможет. Нужно внести в картину что-то от себя: свою точку зрения, представление о сюжете — и изложить это зрителю.
Ещё в книге
Все картины в книге принадлежат кисти Грега Кройца. Художник изучил тонкости каждого жанра: написал волнующие пейзажи, натюрморты с пёстрыми гвоздиками, загадочные интерьеры, завораживающие портреты и провокационные изображения обнажённой натуры.
«Живопись маслом» — это не только полезные советы и глубокие философские рассуждения, но и потрясающие иллюстрации и мастер-классы.
Эта книга — сборник советов, забавных аналогий и ответов на 1000 и 1 вопрос, включая такие неординарные, которые даже не успели прийти вам в голову.
Что ещё вы узнаете из книги:
- Какой пейзаж выбрать: студийный или пленэрный
- Свет как ключевой элемент каждой картины
- Как не писать тени
- Экспрессивное письмо — лучший метод начала работы
- Эмпатия вместо измерений линейкой
- Интерьер — сложная комбинация всех жанров
Живопись является прекрасной метафорой жизни — все, что происходит на холсте, имеет эквивалент в реальности. Никто не рождается настоящим художником. Но любой может освободить немного времени, чтобы получить удовольствие от рисования.
По материалам книги «Живопись маслом»
blog.mann-ivanov-ferber.ru
«За настроением – в картину!» Психолог о лечении живописью
Психолог объяснил Sobesednik.ru, как арт-терапия способна оказать психологическую помощь при депрессии и усталости.
Известно, что уже в IV – III вв. до н. э. в Древнем Китае и в Древней Индии «окрашивали» свет с помощью цветных кристаллов природных минералов, успешно применяя его как для профилактики, так и для лечения заболеваний, связанных с эмоциональным напряжением и эмоциональной неустойчивостью.
И потому желательно иметь в своей квартире (или же в рабочем кабинете) 2–3 картины «под разное настроение».
Для чего это нужно? К примеру, если вы утомлены настолько, что вас начинает все раздражать и вы начинаете чувствовать себя на грани срыва, то не перейти эту границу вам способен помочь несложный прием самокоррекции, заключающийся всего лишь… в рассматривании картины.
Например, для эмоциональной поддержки вы можете обратиться к картине Аркадия Рылова «В голубом просторе». Конечно же вовсе не обязательно бежать в Третьяковку, где она экспонируется, достаточно иметь дома хорошую репродукцию этой картины в рамке.
Внимательно в течение нескольких минут всматривайтесь во все детали картины. В голубом небе (голубой цвет не только уменьшает утомляемость, но и неплохо успокаивает) плывут белые облака и куда-то вдаль летят большие белые птицы, а белый – это цвет чистоты и света.
Темно-синего цвета (моря) на этой картине совсем немного, и в комбинации с голубым и белым он способен порождать удивительное умиротворение, приглушать выраженность эмоциональных негативных переживаний, тревожных мыслей, ослаблять напряженность.
Евгений Тарасов / архив редакции
Постарайтесь как можно глубже «войти» в эту картину, пропустить ее не столько через свое сознание, сколько через свое сердце, раствориться в ее настроении.
И еще попробуйте ассоциировать себя с этими белыми птицами, улетающими в далекие теплые и счастливые края. Вы можете также, закрыв глаза, постараться как можно ярче и образнее воспроизвести перед своим внутренним взором эту картину.
Картина «Троица»
Даже не будучи верующим, вы можете прибегать к помощи знаменитой «Троицы» Андрея Рублева, на которой преобладают оранжевые и желтые тона (эти цвета несут энергию и жизнерадостность).
«Троица» / Shutterstock
Найди изображение по душе
Каждый может выбрать что-то, исходя из своих интересов. Я, к примеру, много лет «ухожу» в акварель, некогда написанную моим братом – непрофессиональным, но весьма неплохим художником, сумевшим с поразительным настроением запечатлеть синие деревья на фоне искрящегося белого снега.
Если вы настолько утомлены, что, кажется, дальше некуда, и сильная усталость сопровождается еще и снижением эмоционального тонуса, то неплохо «уходить» в золотые пейзажи Исаака Левитана.
Поразительный эффект могут давать произведения импрессионистов (impression в переводе с французского значит «впечатление»).
sobesednik.ru
Глава 29. Психология художественного восприятия
Теория вчувствования Т. Липпса. Особенности эмоционального воздействия реальных и художественных событий. Катарсис как процесс «самосгорания» аффектов и как процесс их усиления. Осознаваемые и неосознаваемые элементы художественной установки. Механизмы апперцепции и проблема адекватного постижения произведения. Закономерности дифференциации элементов формы в визуальном восприятии. Типология массового художественного восприятия. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта.
Воздействие произведения искусства зависит не только от свойств уже готового художественного текста, но и от характера его восприятия. Множественность интерпретаций произведения искусства всегда остро ставила вопрос о том, какую роль играют объективныеисубъективныефакторы в процессе художественного восприятия, в какой мере сама художественная ткань является источником смыслопорождения и в какой степени дополнительные смыслы привносит реципиент — читатель, зритель, слушатель.
Одной из первых психологических теорий, специально посвященных изучению процесса художественного восприятия, явилась теория «вчувствования», которую разработал немецкий психолог и эстетик Теодор Липпс (1851-1914).Он исходил из того, что природа художественного наслаждения есть не что иное, как «объектированное самонаслаждение». Все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, являются лишь ответом на самые общие импульсы, посылаемые произведением. Главный эффект воздействия напрямую зависит от умения преобразовывать эти импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия, способные создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь».
С одной стороны, Липпс стремился выявить необходимый «минимум» зависимости восприятия от объекта.Исследователь отмечает элементарные влияния, оказываемые пространственными композициями разного типа в архитектуре, изобразительном искусстве, сценографии, замечая, что мы поднимаемся вместе с высокой линией и падаем вместе с опускающейся вниз, сгибаемся вместе с кругом и чувствуем опору, воспринимая лежащий прямоугольник. И тем не менее иконографическая сторона произведения искусства не способна, по его мнению, быть определяющим фактором восприятия. Вчувствование — это не познание объекта (произведения искусства), а своеобразный катарсис, дающий ощущениесамоценностиличностной деятельности.
Обращает на себя внимание известная близость теории художественного восприятия Липпса концепции Канта: по мнению обоих, художественно-ценное связано не с объектом, а зависит от духовного потенциала субъекта, от его способности «разжечь» в самом себе волнение и безграничную чувствительность. Наслаждение силой, богатством, широтой, интенсивностью собственной внутренней жизни, к которой побуждает произведение искусства, и является, по мнению Липпса, главным итогом художественного восприятия.
Подчеркивая роль субъекта в процессе восприятия, Липпс настойчиво утверждает определяющее влияние психических свойств отдельного человека на характер «распредмечивания» произведения искусства. Вместе с тем ученый исследовал и вскрыл ряд механизмов художественного моделирования психических переживаний, в частности закон «психической запруды». Согласно этому закону, если художественное событие задерживается в своем естественном течении, то психическое движение образует «запруду», т.е. останавливается и повышаетсяименно на том месте, где налицо задержка, помеха, перерыв. Этим приемом часто пользуются авторы, стремящиеся к созданию острых форм драматической напряженности (подробнее об этом см. главу 25), когда в художественном тексте умышленно нарушается предсказуемая логика повествования, сознательно оттягивается развязка. Вместо ожидаемого разрешения конфликта он внезапно обрастает новыми эпизодами и т.п. Во всех таких случаях «психической запруды» эмоциональное переживание становится более интенсивным.
Теорию «вчувствования» критиковали за то, что Т. Липпс не делал различия между художественными эмоциями и повседневными эмоциями человека в обыденной жизни. В частности, на это обратил внимание Л.С. Выготский, отмечавший вслед за одним из оппонентов Т. Липпса, что художественное произведение пробуждает в нас аффекты двоякогорода. «Если я переживаю вместе с Отелло его боль, ревность и муки или ужас Макбета — это будетсоаффект.Если же я переживаю страх за Дездемону, когда она еще не догадывается, что ей грозит опасность, — это будет собственныйаффект зрителя,который следует отличать от соаффекта».* Именно в этом собственном аффекте зрителя, который не вызывается мотивами сопереживания, Выготский видел особенности художественной эмоции. Он справедливо подчеркивал, что «мы только частично переживаем в театре, литературе чувства таковыми, какие они даны у действующих лиц; большей частью мы переживаем не с действующими лицами, апо поводудействующих лиц».
* Выготский Л.С.Психология искусства. М., 1968. С. 262.
Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией. По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Точно так же и в искусстве: история, рассказываемая в театре, кино, литературном произведении, — вымышленная, но слезы, проливаемые зрителем, — реальные. Здесь действует психический механизм, который обозначают как феномен допущенияи который заставляет смотреть на вымышленное как на реальное, на заблуждение — как на действительный факт. В самом деле, повседневная жизнь любого человека подтверждает, что эмоцию вызывает как реальное событие, так и воображаемое. Оказывается, чтоиллюзии жизни равны ей самой,граница между воображаемым и реальным — проницаема. Степень интенсивности переживания художественной реальности может быть ничуть не меньше, чем переживания действительного события.
Важно отметить, что художественные эмоции — это всегда парциальныеэмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Если сильный стресс, сильное переживание в жизни побуждают так или иначе преодолеть эту ситуацию, мобилизуют активность, то в искусстве сильное переживание оказывается самодостаточным, оно не ведет к желанию тут же преобразовать его в какое-либо действие. В обыденной жизни витальная сила искусства рождает такого рода оценки: «я получил большой заряд», «я испытал потрясение» и т.п. Художественно-эмоциональное насыщение представляет ценность само по себе.
Природа художественного удовлетворения издавна описывалась в эстетике через понятие катарсиса.Так, необходимым условием возникновения катарсиса Платон считал присутствие в художественном переживании противоположных чувств — подавленности и возбуждения. К близкому выводу о противоречивой природе художественного катарсиса, когда мучительные, неприятные аффекты подвергаются разряду, уничтожению и превращению в противоположные, приходил Л.С. Выготский. Под катарсисом он понимал «эмоциональную реакцию, развивающуюся в двух противоположных направлениях, которые в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находят свое уничтожение».*
* Там же. С. 272.
Подобные идеи о природе катарсиса можно встретить и у мыслителей XVIII в., задумывавшихся над острым для той эпохи вопросом каков эффект воздействия произведений, являющих средоточие негативных образов реальности? Общий ответ, не раз впоследствии воспроизводившийся и в отечественной эстетике, выразил Шиллер, полагавший, что «настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание».
Однако сегодня такое объяснение природы художественного катарсиса является неудовлетворительным, во всяком случае неполным. История искусств демонстрирует, что в одних случаях художник действительно формой преодолеваетсодержание (прием, иногда ведущий к «эстетизации порока»), а в других — обнаруживает не меньшее умение формойусиливатьсодержание. Нередки случаи, когда именно отрицательные свойства действительности художник стремится посредством выразительного художественного языка (формы) не уничтожить, а представить явно и осязаемо, полно и выразительно. Не внести умиротворение в человека, а заставить его «задохнуться» от увиденного. По этой причине сводить механизмы катарсиса только к переживанию процесса уничтожения содержания формой не вполне верно. Если эстетика ставит перед собой цель обсуждать вопросы о возможностях социального воздействия искусства, о культурных последствиях художественного восприятия, она принуждена изучать более сложные возможности художественного эффекта, его многофакторные механизмы. Толкование искусства как осуществляющего только функциисамосгорания аффектовневольно ограничивает его возможности «терапевтическим» воздействием — умиротворяющим, успокаивающим, гармонизирующим. Многообразие художественной практики XX в., безусловно, не растворяется в этой функции и требует осмысления природы художественного катарсиса в более сложной системе координат.
Для осмысления механизмов психологии художественного восприятия важное значение имеет понятие художественной установки. Художественную установку можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства. Каково соотношение сознательных и бессознательных компонентов художественной установки? Отдавая себе отчет в том, какое произведение он собирается слушать, человек настраивается на особый образно-тематический строй, язык, стилистику этого произведения. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей самого реципиента, от интенциональности его сознания. Особая направленность в большей степени ориентирует одних на детективы, других — на мелодрамы, третьих — на трагедии и т.д. Изначальная установка формируется окраской темперамента, особыми эмоциональными свойствами индивида.
Всякий раз, когда кто-то отправляется на театральный или кинофестиваль, он знает, как важно прочесть хотя бы несколько строчек аннотации перед фильмом или спектаклем, получить элементарную информацию о режиссере, месте производства фильма и т.п., — все эти сведения способны направить систему наших ожиданий в нужное русло. Любой художник отдает себе отчет в значимости художественной установки и сам способен на ее формирование путем обозначения жанра своего произведения. Есть жанры канонические — комедия, трагедия, боевик, мелодрама и др. Однако большинство авторов не удовлетворяется тем, чтобы подверстать свое произведение под рамки канонического жанра, а старается в его обозначении указать на важные особенности своего творения. Не случайно, к примеру, Ф. Шиллер предпослал своему произведению «Орлеанская дева» жанровое определение «романтическая трагедия»,понимая, что в этом обозначении он дает ключ к ее восприятию. Жанр «Мертвых душ» Н.В. Гоголя —поэма —также был выбран не произвольно: здесь заложен смысл, помогающий оценить произведение целиком. П.И. Чайковский определил свое произведение «Евгений Онегин» каклирические сцены,поскольку жанр оперы в сознании современников связывался с большими, масштабными произведениями итальянской традиции (Верди, Пуччини) с присущими им развернутыми ансамблями, большими хоровыми сценами и т.п. В стремлении не обмануть ожиданий публики Чайковский и указал «лирические сцены», жанр, проявляющий корректное отношение как к источнику (Пушкин), так и к традициям музыкальной культуры.
Теории, отличающие зависимость художественного воздействия от ожиданий, складывающихся внутри субъекта, появились уже в XIX в. Так, у А.А. Потебни, как уже отмечалось, имеется достаточно разработанное понятие апперцепции.Оно фиксирует такие особенности процесса восприятия, как отождествление свойствобъясняющего иобъясняемого.Вот характерный пример из известного произведения Н.В. Гоголя: «Дама, приятная во всех отношениях, находит, что губернаторская дочка манерна нестерпимо, что не видано еще женщины, в которой было бы столько жеманства, что румянец на ней в палец толщиной и отваливается, как штукатурка, кусками»; другая дама, напротив, полагает, что «губернаторская дочка — статуя и бледна как смерть»… Обе они, по словам Потебни, различно апперципируют восприятия, полученные ими в одно и то же время и первоначально весьма сходные. Это происходит оттого, что совокупность соответствующих мыслей и чувств, которыеуже живут внутри этих дам до момента восприятия,подчиняют себе воспринимаемое. В результате происходит отождествление свойств объясняемого и объясняющего.
Действие апперцепции, таким образом, можно обнаружить всюду, где данное восприятие объясняется наличием хотя бы самого незначительного запаса других.«Мысль о том, какой эффект произведет ее новость, требовала осуществления, но новые восприятия не мирились с этой мыслью. Дама ощущала препятствие между имеющимися в душе восприятиями и восприятиями, входившими в нее вновь. Тем не менеерассказ о новости был уже готов до восприятия этой новости.Дама не считала нужным приготовляться к восприятию этой новости, просто чувствовала непреодолимое побуждение скорее сообщить ее».* Действие «следов» субъективной установки может обнаружить и каждый из нас на множестве примеров повторного восприятия одних и тех же произведений.
* Потебня А.А.Эстетика и поэтика С. 123-125.
Заметной вехой на пути разработки проблемы психологии восприятия стало исследование Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», имеющее подзаголовок «Психология созидающего глаза». Эта книга в основном выросла из прикладных исследований восприятия разнообразных изобразительных форм, проведенных в русле гештальтпсихологии, т.е. психологии, занимающейся изучением целостного восприятия. Основная посылка Арнхейма состоит в том, что восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью проницательного и изобретательногосхватывания действительности. Арнхейм стремится выявить, как конфигурируются и взаимодействуют в художественном восприятии объективные факторы, как они провоцируют те или иные способы понимания. Одновременно — каковы возможностисубъективной активностинашего глаза, в чем проявляются его возможности постижения значимых моделей изобразительной структуры и созидания внутреннего эффекта. Способность глаза человека сразу оценить главные качества художественного целого основаны, по мнению исследователя, на определенных свойствахсамого изображения.Он приводит пример: белый квадрат, внутри которого помещен темный диск. Если мы видим, что диск смещен от центра квадрата, то такой вид неуравновешенной композиции, или, как считает Арнхейм, «эксцентричного» диска, вызывает определенное чувство неудобства. Симметричное положение диска в центре квадрата рождает ощущение устойчивости, вслед за которым появляется нечто вроде чувства удовлетворения. Аналогичное наблюдение можно обнаружить и в музыке. Что такое диссонанс? Это неустойчивое созвучие, требующее разрешения, выхода, предполагающее некое дальнейшее развитие, ожидаемое действие. Консонансу, напротив, всегда соответствует ощущение устойчивости, утверждения, стабильности, разрешения.
Размышляя в этом направлении, Арнхейм приходит к выводу, что каждая имеющая визуальные границы модель — картина, скульптура, архитектурное сооружение — обладает точкой опоры или центром тяжести, которые моментально фиксирует наш глаз. Этой особенностью восприятия сознательно пользуются и скульпторы, и фотографы, когда стремятся изобрести неустойчивую динамичную композицию, т.е. через неподвижное изображение передать действие, движение, натяжение, требующее разрешения. Так, танцовщицу или спортсмена можно изобразить в позе, которая будет самодостаточна, или в позе, которую наше воображение будет воспринимать как продолжающееся движение.
История изобразительного и фотоискусства накопила огромное количество приемов, позволяющих, не меняя объема одного и того же рисунка, либо поместить его в глубину пространства картины, либо выдвинуть на передний план. Анализируя множество произведений, Арнхейм показывает, в частности, какими способами Сезанн в портрете своей жены (1890) добивается выразительного эффекта: фигура отдыхающей в кресле женщины полна энергии; с одной стороны, она остается на месте, и в то же время как бы поднимается. Особое динамичное асимметричное расположение головы в профиль заряжает портрет элементом активности. Главный вывод Арнхейма состоит в следующем: мы можем не отдавать себе отчета, сколь сложную работу совершает наш глаз, но он устроен так, что всегда схватывает центральные элементы формы, моментально дифференцируя их от частных в любом изображении.Случайные или частные композиционные образования всегда кристаллизуются вокруг таких частей картины, которые можно оценить как достаточно независимые и самостоятельные.
Разрабатывая теорию художественного воздействия произведений изобразительного искусства, Арнхейм опирается на ряд идей, которые были высказаны ранее. Так, Вёльфлин в свое время пришел к выводу, что если картина отражается в зеркале, то не только меняется ее внешний вид, но и полностью трансформируется ее смысл. Вёльфлин полагал, что это происходит вследствие обычной привычки чтения картины слева направо. Призеркальном перевертывании изображения восприятие его существенно меняется. Вёльфлин обратил внимание на определенные константы восприятия, в частности на оценку диагонали, идущей от левого нижнего угла в правый,как восходящей,а диагонали, идущей от левого верхнего угла вниз, какнисходящей.Один и тот же предмет выглядит тяжелым, если находится не в левой, ав правойчасти картины. Анализируя «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, исследователь подтверждает это примером: если фигуру монаха, изменив положение слайда, переставить с левой стороны на правую, то она становится настолько тяжелой, что композиция целиком опрокидывается.
Изучение социально-психологических проблем восприятия открывает картину сосуществования в одной и той же культуре разных типов восприятия искусства. Современные исследования позволяют дифференцировать мотивы приобщения к искусству. Так, по данным опроса, проведенного в 1988 г. социологами Государственного института искусствознания совместно с Академией образования, выявлена типология публики, состоящая из четырех основных групп. К первой относится так называемый проблемно ориентированныйзритель (25—27%), ко второй —нравственно ориентированныйзритель (14—15%), к третьей —гедонистически ориентированныйзритель (свыше 40%) и к последней, четвертой —эстетически ориентированныйзритель (около 16%).
Группы, как видим, отличаются по характеру изначальных художественных установок, определяющих их потребность в искусстве. Первая (проблемно ориентированная) группа зрителей ждет от искусства прежде всего возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможности прожить несколько жизней, испытать ситуации, которые, может быть, никогда не встретятся в их собственной судьбе. Вторую группу (нравственно ориентированную) отличает первоочередной интерес к восприятию образцов и моделей поведения в сложных ситуациях, способам разрешения конфликтов. Тяга к искусству представителей этой группы связана с потребностью обретения нравственной устойчивости, формирования навыков общения. Третья группа (гедонистически ориентированных) зрителей — наиболее многочисленная. Это публика, ждущая от искусства прежде всего удовольствия, наслаждения, релаксации. Для такого зрителя искусство ценно прежде всего тем, что способно выполнять компенсаторнуюфункцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, — функцию, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни. При этом гедонистически ориентированный зритель заранее рассчитывает, что восприятие искусства не потребует от него особых усилий и будет происходить легко, само собой. Наконец, эстетически ориентированный зритель — тот, который хорошо владеет языком искусства, знаком с многообразием художественных форм и стилей и в силу этого способен подходить к каждому произведению искусства с присущей ему меркой. Эстетически ориентированный зритель обладает и познавательными, и нравственными, и гедонистическими потребностями, однако каждый раз актуализирует именно те измерения, в которых нуждается художественный текст. Он рассматривает акт художественного восприятия не как средство решения каких-либо прагматических задач, а как цель, имеющую ценность саму по себе.
Из подобных наблюдений и исследований следует простой вывод: произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять.Иными словами, произведение искусства всегда отвечает на те вопросы, которые ему задают. Известно, насколько «многослойным» является художественное содержание. Каждая встреча с уже известным произведением искусства раскрывает новые смыслы, обнаруживает композиционные взаимосвязи. В этом отношении для полного и адекватного восприятия произведения искусства большое значение имеют навыки собственного художественного творчества каждого человека. Тот, кто в детстве занимался в музыкальной или художественной школе, в танцевальной или театральной студии, в зрелом возрасте более отзывчив на импульсы художественного языка, способен лучше чувствовать его «изнутри». Художественные навыки дают возможность почувствовать едва заметные музыкальные интервалы, иную восприимчивость цвето-световых отношений, пластики движений и т.д.
Распространено мнение критиков, что сейчас невозможно мало-мальски серьезное произведение, которое могло бы мыслящего и подготовленного читателя увлечь именно сюжетом,что нужны иные стимулы. Складывается дилемма: либо высокое, но написанное очень сложным языком, нуждающееся в «литературном конвое», в дополнительных знаниях и т.п., либо низкое, массовое, рассчитанное на невзыскательный и непритязательный вкус, — во многом искусственна. Не только в классических творениях прошлого, но и в современной художественной культуре имеются авторы, сочетающие в своих произведениях как занимательность, так и интеллектуальную глубину. Такие качества демонстрируют, к примеру, литературные произведения М. Кундеры, П. Зюскинда, У. Эко, Д. Фаулза, увлекающие не только удивительными стилистическими, языковыми, композиционными качествами, но и самим повествованием; музыкальные творения К. Пендерецкого, Э. Денисова с присущими им психологизмом, мелодичностью, захватывающей оркестровкой.
Важным условием полноценного художественного восприятия является умение выработать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным, избегать автоматизмов, наработанных приемов, которые насаждают средства массовой коммуникации. Каждый человек уникален, и постигать эту уникальность можно, только избирая соответствующие творческие линии, наиболее отвечающие его индивидуальности, темпераменту, типу личности. Гете как-то точно заметил, что даже ограниченный человек может быть цельным, если продвигается в рамках своих способностей и подготовки.Огромное количество сосуществующих друг с другом художественных жанров и стилей предоставляют неограниченные возможности для возделывания каждым человеком самого себя.
1. В чем отличие художественного переживания от реального? Какие психологические и эстетические механизмы лежат в основе катарсиса?
2. Каковы основные закономерности визуального восприятия произведений изобразительного искусства?
ЛИТЕРАТУРА
Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Беляева-Экземплярская С.Об иллюзии выступающих вперед цветов//Журнал психологии, неврологии, психиатрии. М., 1924. Т. 4.
Блок Вл.Потребность в искусстве. М., 1997.
Василюк Ф.Е.Психология переживания. М., 1984.
Вундт В.Фантазия как основа искусства. М., 1914.
Искусство и социальная психология. М., 1996.
Кривцун О А.Психология искусства//Психологическое обозрение. 1997. № 4.
Кроче Б.Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 1920. Ч. 1.
Лановенко О.Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987.
Левашов В.И.Введение в психосемиотику СПб., 1994.
Левшина И.С.Как воспринимается произведение искусства М., 1983.
Лчппс Т.Эстетика//Философия в систематическом изложении СПб., 1909.
Назайкинский Е.В.О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
Раппопорт С.Х.От художника к зрителю. М., 1978.
Раушенбах Б.Геометрия картины и зрительское восприятие. М., 1994.
Рубакин Н.Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. М.—Л , 1929.
Рууберг Г. Озакономерностях художественного визуального восприятия. Таллинн, 1985.
Сапего И. Г.Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы//Советское искусствознание, 1986. Вып 20.
Семенов В.Е.Искусство как межличностная коммуникация СПб., 1995.
Хренов Н.А.Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики М , 1981.
Художественное восприятие Л., 1971.
Шатковский Г.Развитие музыкального слуха М., 1996.
Эйзенштейн С.Психология композиции//Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988.
studfiles.net