Публицистический стиль интервью – «Некоторые жанры публицистического стиля. Интервью как жанр публицистического стиля»

Пресс-конференция «публицистический стиль. интервью»

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ИНТЕРВЬЮ»

Цель:

  • Познакомить с некоторыми жанрами публицистического стиля; акцентировать внимание на интервью.

  • Закрепить знания о публицистическом стиле речи.

  • Совершенствовать умение анализировать текст, определять стиль, тип речи, тему, основную мысль, доказывать свое мнение.

Оборудование: учебник, мультимедийная доска.

Ход урока.

  1. Орг.момент

  2. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Ваш класс определили участником пресс-конференция с одним известным человеком. Вы понимаете, что к этому мероприятию нужно серьезно подготовиться.

— Что такое пресс-конференция? (Собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемые для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы.)

— Пресс-конференцию часто рассматривают в контексте с таким понятием, как интервью, которое нам более знакомо. Ведь интервью – один из самых распространенных журналистских жанров, на который вы наверняка наткнетесь, открывая любую газету, журнал или просматривая новости по телевидению. Я уверена: упорядочив свои знания об этом журналистском жанре, мы сможем лучше представить себе, как подготовиться и к интервью, и к пресс-конференции. И тема нашего урока: публицистический стиль. Интервью.

Записать в тетради число, тему.

— Исходя из вышесказанного, определите, пожалуйста, каждый для себя цель нашего урока: научиться проводить интервью.

— Что такое интервью?

— Интервью – это жанр публицистики, беседа предназначенная для печати или передачи по радио, телевидению с какой-нибудь социально значимой личностью.

— Выделите в этом термине ключевые слова: публицистика, беседа, социально значимая личность.

— Любую беседу можно назвать интервью? Почему?( обычную беседу считать «интервью» неверно — она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных с социально значимой личностью.)

— Подберите к слову беседа синоним (диалог). Знаки препинания при диалоге? (каждая реплика диалога пишется с новой строки, перед каждой репликой ставим тире).

— Интервью – жанр публицистики. Давайте вспомним. Где употребляется данный стиль. (общественная жизнь, политика)

— Цель публицистического стиля ? (информация об общественно-важных делах, культуре, спорте и воздействие на читателя или слушателя с помощью побудительных предложений, восклицательных, риторических вопросов, обращений).

— Интервью имеет свою цель и тему.

— Как вы думаете, как называют человека, который берет интервью, и человека, у которого берут интервью?

— Интервьюер – тот, кто берет интервью.

Интервьюируемый.

— Трудно произносить. Попробуйте заменить эти термины привычными нам словами: собеседник.

— Определите лексическое значение слова интервьюировать – взять «брать» интервью у кого –нибудь) (Записать)

— Существуют следующие виды интервью

1. Информационное интервью; цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»). Входит в состав информационно-публицистических программ

2. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

3. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

4. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

— Определить вид интервью.

1. Интервью с Пирсом Бросноном, одним из исполнителем Джеймса Бонда.

Пирс, испытываешь ли ты страх, когда думаешь о том, подходит ли тебе роль Бонда?

— Страх есть, но я уверен, что все будет в порядке. Я надеюсь, что у этого фильма будет большой успех.

— Тебя наверняка будут сравнивать с Шоном Коннери и Роджером Муром…

— Это неизбежно.

— Все опасные трюки вы доверяете каскадерам?

— Конечно, есть вещи, которые в состоянии исполнить лишь профессиональный спортсмен (информационное, информировать читателей о съемках фильма).

2. Интервью с Дэниелом Крейгом, одним из исполнителем Джеймса Бонда.

Господин Крейг, скажите, пожалуйста, есть ли общие черты характера у Вас с Джеймсом Бондом?

— Я смею думать, что это смелость, решительность и, может быть, какая-то доля авантюризма.

Д.Б. в каждом фильме спасает мир. Удалось ли вам лично спасти кого-нибудь?

— Конечно, мир я не спасал, но на прошлой неделе помог своей маленькой кузине снять маленького котенка с дерева.

— Какие Вы испытываете чувства, когда помогаете людям?

Я чувствую себя настоящим мужчиной.

— Выполните следующее задание. Оцените вопросы школьного корреспондента, которые он приготовил для интервью с президентом школьного парламента.

1. Как вас зовут?

2. Ваше мнение: нужен ли школьный парламент?

3. Какие мероприятия школьный парламент планирует провести в декабре?

— Мы с вами готовимся к пресс-конференции. Самый первый этап любого интервью – это, конечно, подготовка к нему. Интервьюер не имеет права начинать разговор без предварительной подготовки к нему. Конечно, он в праве не знать каких-то тонкостей, но предварительное выяснение общих обстоятельств – вежливость журналиста по отношению к интервьюируемому. А как же быть нам, мы даже еще не знаем, с кем встречаемся.

Организаторы прислали видеоролик. Попробуйте узнать с кем пройдет пресс-конференция.(ролик)

— Что вы можете рассказать о Джеймсе Бонде?

— А вот под грифом секретно пришло досье на сэра Джеймса Бонда.

Сэр Джеймс Бонд, «агент 007», подполковник ВМФ Великобритании, главный персонаж романов британского писателя Яна Флеминга, родился 11 ноября 1920 года.

Авантюрист. Характер решительный, смелый, волевой. Удачлив, умеет найти выход из любых ситуаций. Считает целью службы — спасение мира от зла. Нацелен на силовое решение конфликтов.

В совершенстве владеет разными приемами борьбы и всевозможными видами оружия.

Умеет управлять различными марками автомобилей, самолетов, поездов, кораблей.

Хорошо образован, свободно говорит на семи языках.

— Почему Джеймс Бонд? Почему именно эта личность заинтересовала организаторов пресс-конференции? (Это человек, который защищает мир, человек, который не жалеет себя в этом нелегком деле, человек, который отстаивает добро, даже если оно с кулаками. Ум, честь, доблесть. Верность родине.)

— Вы уже знаете больше о нашем герое. На каждую букву имени главного героя подберите прилагательные, называющие его положительные черты характера.

Б бесстрашный, беспокойный,

О обаятельный, организованный, ответственный,

Н невозмутимый, неповторимый

Д действенный (способный активно действовать, воздействовать на что-либо, позволяющий достичь нужного результата), действующий (Действующий прич. в виде прил. находящийся в деле, в действии), деятельный (активный и энергичный, много работающий. Деятельный участник проекта), доблестный (обладающий доблестью, достойный славы), дружественный (основанный на дружбе)

— Давайте проведем учебную пресс-конференцю. Вы будете играть роль корреспондентов, а я ведущая. Я приглашаю на конференцию представителей таких печатных органов. Ваша задача: приготовить вопросы для Джеймса Бонда от вашего печатного органа в соответствии с типом интервью. Тема конференции: «Джеймс Бонд»

— Как подготовиться к предстоящему интервью?

1. Определить тему и цель будущей беседы.

2. Ознакомьтесь с существующей информацией по теме беседы.

  1. Составьте предполагаемые вопросы.

А) Вопросы должны быть ясными.

Б). Не следует допускать односложных ответов.

В). Задавая вопросы, необходимо помнить о корректности и уважении к собеседнику.

Г). Вопрос должен быть интересен.

— Взять интервью у Джеймса Бонда (3 вопроса)

— Проводим пресс-конференцию.

— Лучшие вопросы будут заданы на пресс-конференции с Джеймсом Бондом

-По итогам учебной конференции мы отобрали ___ вопросов.

— Достигли вы целей урока?

3. Домашнее задание: взять интервью у известной личности школы. Лучшие интервью будут напечатаны в школьной газете.

4.. Подведение итогов.

-ОТВЕТИТЬ НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ.

— Меня удивило на уроке…

— А я и не знал, не думал, что…

— Я понял, что..

— Мне не понравилось…

Газета

«Школьные новости»

Журнал

«Лиза»

Газета

«Литературная газета»

Журнал

«Forbs»

Подготовить вопросы для информационного интервью.

Подготовить вопросы для интервью-портрета.

Подготовить вопросы для информационного интервью.

Подготовить вопросы для интервью-портрета.

.

Материалы к уроку

Задание I

  1. Интервью с Пирсом Бросноном, одним из исполнителей роли Джеймса Бонда.

Пирс, испытываешь ли ты страх, когда думаешь о том, подходит ли тебе роль Бонда?

— Страх есть, но я уверен, что все будет в порядке. Я надеюсь, что у этого фильма будет большой успех.

— Тебя наверняка будут сравнивать с Шоном Коннери и Роджером Муром…

— Это неизбежно.

— Все опасные трюки вы доверяете каскадерам?

— Конечно, есть вещи, которые в состоянии исполнить лишь профессиональный спортсмен.

2. Интервью с Дэниелом Крейгом, одним из исполнителем роли Джеймса Бонда.

Господин Крейг, скажите, пожалуйста, есть ли общие черты характера у Вас с Джеймсом Бондом?

— Я смею думать, что это смелость, решительность и, может быть, какая-то доля авантюризма.

Джейм Бонд в каждом фильме спасает мир. Удалось ли вам лично спасти кого-нибудь?

— Конечно, мир я не спасал, но на прошлой неделе помог своей маленькой кузине снять маленького котенка с дерева.

— Какие Вы испытываете чувства, когда помогаете людям?

Я чувствую себя настоящим мужчиной.

Задание II

Оцените вопросы школьного корреспондента, которые он приготовил для интервью с президентом школьного парламента.

1. Как вас зовут?

2. Ваше мнение: нужен ли школьный парламент?

3. Какие мероприятия школьный парламент планирует провести в декабре?

multiurok.ru

Презентация к уроку по краеведению (9 класс) по теме: « Публицистический стиль. Интервью — жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА « Публицистический стиль. Интервью — жанр публицистики» Урок русского языка в 9 классе Номинация: сценарий урока Смолякова Н.А. учитель русского языка и литературы. МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Тема: Публицистический стиль. Интервью – жанр публицистики.

Слайд 3

Цель: познакомить учащихся с жанром публицистики – интервью; научить излагать материал в форме беседы; воспитывать любовь и уважение к людям и истории своей Родины.

Слайд 4

Оборудование : Краеведческий материал «Воины – афганцы»: фотографии, документы, стенд, плакат со словами А.Дементьева: Не знаю, у кого спросить Не знаю – как себе ответить: Доколе будет голосить Земля моя по нашим детям .

Слайд 5

ХОД УРОКА

Слайд 6

1 . СЛОВО УЧИТЕЛЯ В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль. Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать. Название стиля «публицистический происходит от латинского слова «публицус» — общественный (в нашем языке есть слово « публика», одно из значений которого – люди, народ). Одним из жанров публицистики является интервью. Интервью — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. Иными словами, интервью-это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только общественный деятель, но и ученый, новатор производства, передовик сельского хозяйства руководитель новостройки, писатель, артист, спортсмен, художник или какой – либо другой интересный человек.

Слайд 7

Мне сегодня хочется напомнить вам об очень важном этапе истории нашей Родины. Прошло 17 лет, как были выведены последние подразделения советских войск из Афганистана. И почти 12 лет длилась непонятная, а как потом оценили – бессмысленная война. Так что тем из солдат, кто в числе первых ступил на афганскую землю, уже под сорок, а офицерам и того больше. Как они за расстоянием лет расценивают эту войну? Каким видится им свое участие в ней? Однозначно эти годы остались в памяти и в сердцах всех воинов – афганцев незаживающей раной: в это чужой стране погибли их друзья, товарищи, многие были ранены, и каждый из них подвергался опасности быть в их числе. Около трех тысяч владимирцев участвовало в боевых действиях в Афганистане. Один из них живет в нашем селе Новом. Это летчик, капитан Игорь Николаевич Дьяконов. Совсем недавно он был у нас в школе в краеведческом музее. Мы попросили его рассказать об афганской войне, о своем отношении к ней, вспомнить какие-то подробности. Выбрали форму беседы – интервью. Это интервью у вас у каждого лежит на парте.

Слайд 8

2. РАБОТА С ИНТЕРВЬЮ «ВОИН – ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ» а) Чтение интервью. Летчика, капитана Игоря Николаевича Дьяконова мы пригласили к нам в школу на заседание краеведческого кружка. Мы попросили рассказать об афганской войне, о своем отношении к ней, вспомнить какие-то подробности. — Несколько слов, пожалуйста, Игорь Николаевич, о себе. — Родился я в Пермской области, учился в Кировском военно-техническом училище. В 1984 году окончил его, получил назначение в Московский военный округ, п.Сокол, где служу и по сей день. А в 1985 году наша эскадрилья- 20 вертолетов уже приземлились в аэропорту Кандагар. Вот так началась война. — И как долго она для Вас длилась? — С небольшим перерывом – до 1989 года. — Наверное, теперь уже не секрет и Вы можете рассказать о задачах, которые стояли перед Вами? — Да, сегодня все карты раскрыты, о нашем участии в войне много говорено. Я же расскажу о том, что делали мы, вертолетчики. Наша эскадрилья обеспечивала прикрытие наших колонн во время передислокации войск, мы высаживали спецназ с целью захвата караванов с оружием, с наркотиками. И, конечно, сами участвовали в боевых действиях, нанося противнику бомбовые и ракетные удары. К счастью, (в первый наш прилет в Афганистан) мы отделались малыми потерями: трое наших товарищей, то есть один экипаж, не вернулся домой. Для нас это было первым, но не последним потрясением.

Слайд 9

— Говорят, на войне человек привыкает к потерям, к боли, крови. Смерть как бы становится непременным ее атрибутом… — Не знаю, может, если этот человек на войне всю жизнь, с рождения. Для нас каждая смерть, ранение, увечье другого человека болью отзывалось в сердце. Оно и сейчас болит, стоит лишь вспомнить, представить весь этот ад. — А Вам, Вашим товарищам было страшно? — Конечно. Но больше не за себя – всегда казалось, беда крадется за кем-то другим, не за тобой. Нам все-таки было проще – мы в воздухе, и нас не всегда могли достать. А вот десантники…. Сбросишь их в такую местность – или горы непроходимые, или пески. Чтобы их днем не увидели, зароются они в песок, а жара – под 50 градусов…Воды нет. Причем, знаешь, на ребят, наших солдат, идет настоящая охота, участвуют в которой даже дети. Во время одной из боевых операций мы захватили в плен «душманов», совсем еще мальчишек, которые расстреливали «шурави»- русских, наших десантников. Это было уже во второй наш прилет в Афганистан, в провинции Пули Хумри, в 1989г.. Два «Ми-8» прикрывали нас, а нам предстояло вывезти раненого бойца. Оба вертолета были подбиты. Один взорвался прямо в воздухе. Второму удалось кое-как сесть. Экипаж остался, к счастью, жив.

Слайд 10

Ребят мы забрали, а машину пришлось взорвать, чтобы не досталась противнику. Много работы было и во время вывода наших войск из Афганистана. Надо было прикрывать колонны автотранспорта с людьми, боевую технику. — Наверное, это были самые счастливые дни за время этой войны, когда войска возвращались домой? — Конечно, все радовались, хотя на пути домой еще было немало жертв. Но радость была вперемешку с неудовлетворенностью. Было непонятно, что это: отступление, проигрыш? Даже с позиции сегодняшнего дня я считаю, что воевать надо было до победного конца. — Но ведь вмешательство СССР в дела сопредельной страны осуждено. Не обидно Вам, сколько пережито, потеряно, и все зря? За что воевали, отдавали свои жихни? — Обидно. За страну, которая меняет свои ориентации, как перчатки. Но в то время мы, военные люди, выполняли приказ встать на защиту Апрельской революции братского Афганистана. И это был интернациональный долг, который мы выполнили с честью. — Вы имеете награды? — Да, медаль «За отвагу», орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени и лично от Президента Наджибуллы- медаль «От благодарного народа». — Встречаетесь ли с кем из бывших сослуживцев?

Слайд 11

— Встречаемся непременно. С некоторыми вижусь в п.Сокол. Там живет бывший командир эскадрильи, ныне пенсионер подполковник Синьковский, мои друзья Сергей Шило, уже тоже пенсионер, и Сергей Шалагинов. Встречаемся и во Владимире, и в Москве. — Как проходят эти встречи? Одни воспоминания? — Не только. Говорим и о дне сегодняшнем, о политике, о стране и что с нею стало. И, конечно, поем песни, наши, афганские. Игорь Николаевич принес с собой документы, фотографии, на которых мы увидели незабываемые фрагменты военной службы в Афганистане (некоторые из них он подарил нам) Мы благодарны ему за открытую страничку из его жизни и надеемся, что материал, подготовленный нами, останется в нашем музее для тех, кто учится с нами и кто будет учиться после нас.

Слайд 12

б) Слово учителя В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть. Во вступлении журналист или выступающий в роли журналиста представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам. Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью. Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу. Интервью Вступление Основная часть Заключительная часть

Слайд 13

в) Беседа — На сколько частей делится интервью «Воин – интернационалист»? Найдите вступление, основную часть, заключение. — Кто берет интервью? — С кем ведется беседа? — Какова тема беседы? — Является ли актуальным содержание данной беседы? — Как вы считаете, что нужно, чтобы интервью было удачным, интересным?

Слайд 14

Вывод: Для того, чтобы интервью получилось удачным, надо: отыскать интересного человека; изучить предмет беседы; тщательно продумать основные и дополнительные вопросы; правдиво и точно передать мысли собеседника (прочитать ему свои записи, проверить все, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т.п.)

Слайд 15

3. ЗНАКОМСТВО С ПАМЯТКОЙ «КАК РАБОТАТЬ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ИНТЕРВЬЮ » Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность. Проведите беседу; запишите ее основное содержание. Прочитайте запись; определите основную мысль интервью, озаглавьте его. Напишите вступление и заключительную часть. Прочитайте все написанное вслух, отредактируйте. Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «будущее», «благодарю», «до свидания». Аккуратно перепишите сочинение.

Слайд 16

4 . Домашнее задание: написать интервью на свободную тему

nsportal.ru

«Интервью как жанр публицистического стиля»

ТЕМА УРОКА: « Интервью как жанр публицистического стиля».

Тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно.

Платон

Цель: знакомство с интервью как жанром публицистики

Задачи:

обучающие: ввести понятия интервью, интервьюер, интервьюировать; изучить композицию интервью;

развивающие: научить собирать материал для интервью и брать интервью; формировать умение задавать содержательные, грамотные вопросы,устанавливать контакт с собеседником;научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.

воспитательные:формировать нормы тактичного поведения,воспитывать бережное отношение к собеседнику, умение слушать и задавать корректные, точные и краткие вопросы.

Ход занятия:

1.- Вспомним стили речи (публицистический, художественный, научный, разговорный, официально-деловой)

— Где чаще всего используется публицистический стиль? (радио и телевидение, на митингах собраниях, в газетах, журналах)

-Каково назначение публицистического стиля?(воздействовать на слушателя,зрителя,читателя,то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать.)

Название стиля «публицистический» происходит от латинского слова «publicus» — общественный (в нашем языке есть слово « публика», одно из значений которого – люди, народ).

2. Сегодня у нас в гостях журналист нашей районной газеты «Октябрь» Коленова Ольга Владимировна.

— Ольга Владимировна, как давно вы работаете журналистом?

-Вы с детства знали, что станете журналистом?

-Что для вас самое привлекательное в профессии?

-Каковы, на ваш взгляд, минусы в вашей профессии?

— Ребята,а какие вопросы вам бы хотелось задать нашей гостье?

Спасибо вам за то, что вы пришли и ответили на наши вопросы.

3.- Ребята, а в каком жанре велась беседа?

Да, это интервью. Вы видели подобное по телевизору, читали в газетах.

— Скажите, а хотели бы вы научиться брать или давать интервью?

-Какую форму имеет интервью? (форму диалога, вопросно-ответную форм.Это разговор двух или нескольких лиц)

-Что же обозначает слово «интервью», откуда оно к нам пришло?

Интервью (от англ. interview буквально встреча или беседа) – жанр публицистики, представляющей собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то он состоит из префикса view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Интервью — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. Иными словами, интервью-это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только общественный деятель, но и ученый, новатор производства, передовик сельского хозяйства руководитель новостройки, писатель, артист, спортсмен, художник или какой – либо другой интересный человек.

-Назовите теле-и радиопередачи, в основе которых лежит интервью.

Подберем к слову «интервью» однокоренные слова.

Интервьюер-человек(обычно журналист),ведущий интервью,интервьюирующий кого-либо

Интервьюировать-получать интервью(сведения,информацию)от кого-либо.

4. Виды интервью.

Интервью-портрет. Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой – либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Цель: раскрытие личности собеседника.

Интервью-дискуссия. Цель: выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем.

Интервью-анкета. Цель: выяснение мнения различных людей по одному и тому же выбору.

Информационное интервью. Цель: получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам.

5.-Кто может быть собеседником журналиста?

(политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)

Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно,от умения руководить беседой.

-От чего зависит, насколько интересным и содержательным получится интервью?(от уровня подготовки журналиста)

-Как должен подготовиться к интервью корреспондент?

Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, — с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.

-Как можно оценить качество вопросов в ннтервью? (Вопросы должны быть четкими, грамотными, содержательными, не быть поверхностными.Привлекательны остроумные, неожиданные вопросы должны

заставить собеседника задуматься)

— Обратимся к эпиграфу. Как вы поняли высказывание философа Платона?

6.- Как правильно построить интервью?

Композиция интервью.

В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть.

Во вступлении интервьюер представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам, т.е знакомство

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью

Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.

7. Теперь мы владеем достаточной информацией, чтобы взять интервью.

Памятка

«Как написать интервью»

-Узнать, с кем предстоит разговор (род деятельности, особенности характера),изучить предмет беседы, определить тему, подготовить ключевые вопросы.

— Вопросы должны быть четкими, содержательными, оригинальными, способствовать раскрытию личностиинтервьюироемого.

— Интервью не беседа:журналист только спрашивает, не высказывает своего мнения.

-Соблюдение речевого этикета.

-Записывая интервью ,помни, что оно должно иметь вступление и заключение.

-Правдиво и точно передать мысли интервьюироемого. (прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т.п.).

8. Правила ведения интервью:

Обращайтесь к собеседнику по имени -отчеству.

Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.

Проявите уважение к мнению собеседника.

Внимательно слушайте собеседника.

Проявляйте заинтересованность в беседе.

Не задавайте некорректных вопросов.

-Назовите формулы речевого этикета в интервью.(«Благодарим Вас за интересный разговор», «И вам спасибо за вопросы.Желаю Вам и читателям успехов»)

9. Чтение интервью(раздаточный материал)На ваших столах лежат тексты с интервью.Они потребуются вам не только для анализа подготовленных интервью, но и для выполнения домашнего задания. После просмотра интервью проанализируйте его по следующим критериям:

• Вид интервью.

• Соответствие названия содержанию интервью.

• Соответствие правилам ведения интервью.

Вопросы:

-Укажите, какие вопросы корреспондента помогают Алексею точнее нарисовать картину происшествия?

-Как отвечает Алексей на вопросы?

-О каких чертах характера говорит лаконичность его ответов?

-Только ли героический поступок интересует журналиста?

10. Актуализация знаний.

-Как называются участники интервью?( интервьюер,журналист, репортер, корреспондент, интервьюрирующий(спрашивающий) и интервьюируемый(отвечающий). Собеседники.

-Каковы роли участников? (интервьюер задает вопросы, интервьюируемый отвечает,делится мыслями, взглядами,)

-Каковы задачи интервью? (узнать,что думает, как живет собеседник, совместно обсудить какой-то вопрос)

-Как лучше закончить интервью? (журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за бесед).

11.Домашнее задание. Используя памятку, возьмем интервью у одноклассника,друга(того,кто вернулся из поездки, с соревнований, посетил концерт, театр, имеет оригинальные увлечения)
Источники информации:


  1. Газеты и журналы с интервью.

  2. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. 4-8 классы. Москва, «Просвещение», 1977 г., с.108-112.

  3. Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.

4. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49.

5.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы).

shkolnie.ru

Анализ особенностей публицистического стиля.

Публицистический стиль речи. Общая характеристика.

 

Обслуживает широкую область общественных отношений: политика, экономика, культура. Отражает все, что в настоящий момент в центре внимания. Реализуется в языке СМИ, радио, теле, газетной публицистики.

 

Широкий тематический диапазон публицистических текстов: вопросы идеологии, философии, культуры, экономики, повседневно-бытовые проблемы.

Напрямую выражается оценка фактов, событий, материал подается таким образом, чтобы создать общественное мнение.

 

2 функции:

-информативная

-воздействующая

 

Взаимодействие этих функций определяет характер стиля, предопределяющий языковую специфику стиля.

Реализация информативной функции требует одних языковых средств – речевые стандарты, клише, которые воспроизводятся в речи и дают возможность оперативно передавать информацию, нейтральные средства.

Воздействующая функция предполагает использование в текстах иных средств: оценочной лексики, экспрессивных средств морфологии и синтаксиса для того, чтобы передать авторское отношение.

Сочетание экспрессии и стандарта – характерная черта газетной публицистики. Из этого появляются штампы.

 

Социальная оценочность — социальная оценочность изменяется с изменениями в обществе.

Позитивно и негативно оценочные средства. Позитивные характеризуют все, что связано с социальным строем (в то время), негативно-оценочные используются для характеристики капиталистического строя.

Начиная с 90-х действие социальной оценочности сохраняется, но эта оценка может быть выражена не напрямую, а например с использованием иронии. Оценочность проявляется в более тонких формах, что обуславливает структуру речи.

Категория автора. С одной стороны автор – подлинный реальный, частный человек, с этом связана документальность, эмоциональность и субъективность речи. Автор публицистического текста выступает от себя, поэтому широко представлены личные формы (местоимения и глаголы 1,2 лица). Но с другой стороны автор не только частный, но и социальный человек. В этом сказывается отражение социально-политического начала, а не только субъективного. Поэтому широко используются риторические приемы. Привлекаются методы полемики, социального анализа. Сочетание двух ипостасей определяют широкий спектр публицистических произведений: от аналитических до личностно-пристрастных. Для современной публицистики характерны последние.

Проявляется по-разному личностное начало и социальное в разные периоды развития страны. Современности характерна интимизация, ориентация на разговор с читателем.

Наблюдается тенденция к диалогичности речи, влечет за собой использование разговорной речи. В этом отношении показательно некоторое изменение жанров. Увеличивается роль интервью, которое с одной стороны занимает значительное место и становится частью других жанров.

Структура авторского «Я» формирует и систему газетно-публицистических жанров.

Традиционно выделяют:

-информационные жанры (хроника, информационная заметка, репортаж, Интернет)

-аналитические жанры (статья, корреспонденция, художественная публицистика – очерк, фельетон, эссе, рецензия)

 

Основная форма реализации – письменная, но может реализовываться и в устной форму (парламентские речи, выступления на собраниях, общественно-государственные организации). Публицистический стиль занимает ведущее место в стилистической структуре системе русского языка, так как сейчас он влияет на развитие литературного языка в целом. Формируется языковой вкус носителей литературного языка. Именно в публицистическом стиле апробируется все новое, формируются новые речевые нормы.

 

 

Анализ особенностей публицистического стиля.

Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;
  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;
  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;
  • обладают ярко выраженным субъективным началом;
  • воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью.

К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Коротко охарактеризуем каждую группу жанров.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добвляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современый репортаж часто является смешанным жанром — информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вороса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью — полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр — проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может предствавлять собой как дедуктивное рассуждние — от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуквивное — от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель — воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка — изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передова статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс—интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Тема 16. Публицистический стиль — КиберПедия

Цель:сформировать знания о публицистическом стиле речи, о его языковых особенностях.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание о публицистическом стиле речи и его характеристиках; знание о подстилях и жанрах публицистического стиля речи; формирование умения выступать на публику, используя языковые средства, присущие данному стилю речи.

Актуальность темы заключается в том, что публичная речь играет в современном мире все более активную роль в жизни общества. Язык СМИ – мощное средство воздействия на общественное сознание. Поэтому знать о языковых особенностях и приемах воздействия публицистики студентам-нефилологам необходимо.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Публицистический стиль это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в СМИ – журналах, газетах, на радио и телевидении. Его главная функция– сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов, а также воздействие на массы, призыв их к действию. Первоначально данный стиль выступал как книжный стиль и использовался в газетах и журналах, т.е. публицистике, однако сегодня активно развита и устная форма публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи.

Публицистические тексты имеют ряд особенностей:

· они носят воздействующий характер, формируя у читателей (слушателей или зрителей) определенное отношение к передаваемой информации;

· пишутся в соответствии с определенной идеологической системой и опираются на систему определенных идеологических ценностей;

· отличаются тенденциозностью, т.е. журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

· обладают ярко выраженным субъективным началом;

· воспринимаются читателями (зрителями) как определенный эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

События, о которых сообщают публицистические тексты, обладают социальной значимостью, т.е. имеют общественный интерес: это встречи глав государств, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Нередко они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при освещении ее употребляются стереотипные выражения (гибкая система скидок, состоялась встреча глав государств, театральный сезон открылся). Воздействующая сила публицистики реализуется через эмоционально окрашенные, оценочные средства языка, важным из которых является политическая метафора. С ее помощью формируется положительное или отрицательное отношение к тому или иному общественному явлению. Таким образом, публицистический стиль характеризуют страстность, чередование экспрессии и стандарта, призывность.



В публицистическом стиле выделяют три подстиля (Рисунок 16.1):

Подстили публицистического стиля
ораторский ораторский
радио-тележурналистский
газетно-публицистический

 

Рисунок 16.1.Подстили публицистического стиля

 

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические особенности: общественно-публицистическая лексика, употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской, использование экспрессивно окрашенной лексики и речевых стандартов; публицистическая фразеология, речевые стандарты.  
Морфологические особенности: частотность употребления форм родительного падежа, служебных слов, форм настоящего и прошедшего времени глаголов, употребление единственного числа в значении множественного и др.  
Синтаксические особенности: Распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, частотность конструкций с обособленными членами, парцелляция, сегментация, риторические вопросы, повторы, инверсия и др.  
Цели и задачи публицистического стиля речи определяют его языковые особенности (Рисунок 16.2):

Рисунок 16.2. Языковые особенности публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля традиционно делятся на информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет), аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор) и художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Во-первых, дается конкретная информация, во-вторых – анализ происходящих событий, в третьих – образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме.



Для информационных жанров характерна объективность в изложении информации. Информационная заметка сообщает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить (см., например, рубрики газет «Аргументы и факты», «Новости, сенсации» и др.). В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно что-то произошло.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является информационно-аналитическим, где описываются активные действия журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами) и анализ проблемы.

Современное интервью– полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событии), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

В аналитических жанрах журналистом анализируется социально значимая актуальная проблема, ситуация, события с точки зрения автора. Распространенный аналитический жанр – проблемная статья. Ее характеризует логичность изложения, в основе лежит рассуждение (дедуктивное или индуктивной), которое построено на доказательстве главного тезиса. В отличие от рассуждения в научной статье здесь рассуждение носит эмоциональный характер. В качестве доказательств могут использоваться разные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает
свое мнение, дает оценки происходящему.

Художественно-публицистические жанры характеризуют проблему в образной, чувственной форме. Более всего образность проявляется в очерке. Он, как и интервью, может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. Главное действующее лицо в очерке – повествователь, который рассказывает о событии от первого и от третьего лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя
события, повествователь также может выступать как наблюдатель или закадровый комментатор. Повествование и рассуждение в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка – изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли изменения: практически исчезла передовая статья, пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс-интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук». В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение публицистического стиля и его основных функций.

2.Назовите подстили публицистического стиля.

3.Какими языковыми особенностями обладает публицистический стиль?

4.С помощью каких речевых средств реализуется воздействующая функция публицистических текстов?

5.На каком основании выделяются три группы публицистических жанров? Дайте им характеристику.

6.Исходя из собственных наблюдений и опыта, скажите, какие тенденции наметились в публичном речевом поведении в настоящее время?

Задание 2.Какие языковые особенности характерны для данных текстов? Как реализуется воздействующая функция публицистического стиля речи?

Текст 1

cyberpedia.su

Жанры публицистического стиля — Мегаобучалка

Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту.

Информационная заметка рассказывает о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром — информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью — полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр — проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение — от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное — от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель — воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

Для получения образного, конкретно-чувственного представления о факте или проблеме, используются тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.



Наибольшее влияние на публицистический стиль оказывает разговорная речь, особенно в жанрах радио-, тележурналистики. Это – устная публицистика.Особое место в публицистике занимает ораторская речь. В ней усилие делается на убеждение, т.е. присутствует не только логика, но и воздействие на чувства, призыв к действию. Максимальная приближенность текста к собеседнику усиливает его воздействующее влияние.

Поэтому в публицистическом стиле имеется большой выбор средств, помогающих сблизить автора с собеседником. Обращенность к собеседнику особенно характерна для телепередач. Автор (ведущий) пытается привлечь внимание зрителей и заставить их осмыслить происходящее.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, «круглые столы», беседы, экспресс—интервью, позволяющие узнать информацию и мнение «из первых рук».

 

Жанры письменной публицистики Определение
Эссе   Обычно эссе автобиографическое, личностное, представляет cвой взгляд на мир, на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
Очерк Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемого мнения и оценки. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Семантико-стилистической особенностью очерка является образ автора. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.
Интервью Интервью — полифункциональный жанр. Это могут быть тексты новостной журналистики, т.е. диалогическая форма представления только что совершившегося или текущего события. Это могут быть аналитические тексты, представляющие диалогическое обсуждение проблемы. Объединяются все эти далекие друг от друга по содержанию произведения (как далека заметка от статьи) только одним – формой диалога, который ведет журналист с информированным лицом.
Фельетон   Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное(использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Сатирическая направленность фельетона определяет специфику использования в нем языковых средств, создающих комический эффект: гипербола (преувеличение), гротеск (искажение), фантастичность, ирония, литота (преуменьшение), пародирование.
Журналист-ское расследование Это трудный и опасный для журналиста, весьма распространённый в печати аналитический жанр, в котором автор по своей инициативе вскрывает причинно-следственные связи «кричащих» событий, а участники их преднамеренно скрывают факты, документы, стремясь сделать их недоступными. Предмет расследования – явления, события, приковывающие общественное внимание: случаи коррупции, политические, экономические, социально-бытовые преступления, которые утаиваются от общества. Цель расследования – раскрытие утаиваемого, разоблачение путём предоставления неоспоримых доказательств.
Репортаж Репорта́ж — сообщение с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Автор репортажа — необязательно действующее лицо события, но он всегда — активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж — жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.

 

В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.

megaobuchalka.ru

Публицистический стиль

1. Определите, для какого стиля характерна общественно- политическая лексика:
А) художественный.
В) официально –деловой.
С) научный.
D) разговорный.
Е) публицистический.
Правильный ответ: Е.
2. Определите, какой стиль используется на радио, телевидении, в газетах, т. е. в новостных программах:
А) разговорный.
В) научный.
С) художественный.
D) публицистический.
Е) официально- деловой.
Правильный ответ: D.
3. Определите, задача какого стиля – воздействовать на массы, убеждать.
А) художественный.
В) публицистический.
С) разговорный.
D) научный.
Е) официально-деловой.
Правильный ответ: В.
4. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю:
А) Сфера применения- общение в быту.
В) Сфера применения- рефераты, монографии, статьи.
С) Сфера применения- делопроизводство.
D) Сфера применения- художественная литература.
Е) Сфера применения- радио, телевидение, газеты.
Правильный ответ: Е.
5. Определите, какая характеристика соответствует публицистическому стилю:
А) Стилевые черты- непринуждённость, непоследовательность.
В) Стилевые черты- объективность выражений, стандартизированность.
С) Стилевые черты- образность, экспрессивность, эмоциональность.
D) Стилевые черты- строгость, точность, логичность.
Е) Стилевые черты- призывность, собирательность, оценочность.
Правильный ответ: Е.
6. Определите, какая из характеристик соответствует публицистическому стилю:
А) Языковые средства- научные термины, сложные предложения, вводные слова.
В) Языковые средства- бытовая лексика, неполные предложения.
С) Языковые средства- тропы, разнообразие синтаксических конструкций.
D) Языковые средства- речевые штампы, сложные предложения.
Е) Языковые средства- общественно-политическая лексика.
Правильный ответ: Е.
7. Определите стиль текста:
В Вашингтоне прошла встреча министров иностранных дел «большой восьмёрки». По традиции она предшествует саммиту, который на этот раз пройдёт на Си-Айленд у берегов Джорджии…
А) Публицистический.
В) Научный.
С) Разговорный.
D) Официально-деловой.
Е) Художественный.
Правильный ответ: А.
8. Определите стиль текста:
Вежливость не качество, не добродетель. Вежливость- это свойство, которому мы научаемся и которому должны учить наших детей так же, как учим их говорить и одеваться со вкусом. Быть вежливым- наша обязанность.
А) официально-деловой.
В) художественный.
С) публицистический.
D) научный.
Е) разговорный.
Правильный ответ: С.
9. Определите, какой жанр относится к публицистическому стилю:
А) Элегия.
В) Репортаж
С) Роман.
D) Рассказ.
Е) Научная статья.
Правильный ответ: В.
10. Определите, какой жанр относится к публицистическому стилю:
А) Доклад.
В) Роман.
С) Интервью.
D) Комедия.
Е) Повесть.
Правильный ответ: С.
11. Определите, какие слова и словосочетания характерны для публицистического стиля:
А) Устранить недостатки, инструкции.
В) Будьте так добры, спасибо.
С) Гражданский долг, обязанность.
D) Согласно договору, протокол.
Е)Новые термины, химический состав.
Правильный ответ: С.
12. Очерки памфлеты, фельетоны – жанры:
А) Разговорного стиля.
В) Публицистического стиля.
С) Научного стиля.
D) Официально-делового стиля.
Е) Художественного стиля.
Правильный ответ: В.
13. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно-политических идей-цель:
А) Научного стиля.
В) Разговорного стиля.
С) Официально-делового стиля.
D) Художественного стиля.
Е) Публицистического стиля.
Правильный ответ: Е.
14. Используется в материалах газет, журналов, радио, телевидения:
А) Научный стиль.
В) Художественный стиль.
С) Разговорный стиль.
D) Официально-деловой стиль.
Е) Публицистический стиль.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите, к какому стилю литературного языка относится предложение:
Занимаясь древней и средневековой историей народов Центральной Азии, прежде всего кочевых, Л. Н. Гумилёв пришёл к выводам о существовании определённых закономерностей в развитии природных и этнических процессов на Евразийском континенте.
А) Научный стиль.
В) Публицистический стиль.
С) Разговорный стиль.
D) Стиль художественной литературы.
Е) Официально-деловой стиль.
Правильный ответ: А.
16. Используется в материалах газет, журналов, радио и телепередач:
А) Научный стиль.
В) Художественный стиль.
С) Официально-деловой стиль.
D) Публицистический стиль.
Е) Разговорный стиль.
Правильный ответ: D.
17. Соавтор «Орфографического словаря» и главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырёх томах:
А) В. И. Даль.
В) Л. В. Щерба.
С) Д. Н. Ушаков.
D) М.В.Ломоносов.
Е) А.Х.Востоков.
Правильный ответ: С.
18. Публицистический стиль используется для:
А) протоколов.
В) инструкций.
С) газетных статей.
D) заявлений.
Е) постановлений.
Правильный ответ: С.
19. Общественно-политическая лексика, слова и обороты, окрашенные эмоциями, фразеологические сочетания, риторические вопросы используются в стиле:
А) разговорном.
В) официально-деловом.
С) публицистическом.
D) научном.
Е) художественном.
Правильный ответ: С.
20. Публицистический стиль используется для:
А) романов, эссе.
В) научных отчётов.
С) разговорной речи непринуждённого характера.
D) инструкций.
Е) выступлений в печати, на телевидении.
Правильный ответ: Е.
21. Публицистический стиль используется для:
А) общения, обмена информацией.
В) осмысления общественно-политических событий и фактов, эмоционального воздействия на читателя.
С) словесно-художественного творчества.
D) сообщений делового характера.
Е) сообщений научного характера в учебнике, в пособии.
Правильный ответ: В.

www.sesiya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *