Описание основ психософии – Императивная соционика
Структура психософии (или «психе-йоги», сокращённо ПЙ) была впервые рассмотрена автором типологии Александром Афанасьевым в книге “Синтаксис любви”. Основополагающим базисом в психософии является четырёхэлементная модель, представленная набором функций, задаваемых уникальными комбинациями свойств их работы. Это свойства из следующих пар: “высокая/низкая”, “процессионная/результативная” и “принципиальная/непринципиальная” (также говорят “доминирующая/подстраивающаяся”). Функции в модели Афанасьева принято называть по их порядковому номеру: первая, вторая, третья и четвёртая. Так, например, первая функция модели задаётся комбинацией свойств “высокая”, “результативная” и “доминирующая”.
Задача функции – обрабатывать один из четырёх психософских аспектов таких как “эмоция”, “логика”, “воля” и “физика”. Каждый аспект может обрабатываться только одной функцией. Таким образом, четыре аспекта распределяются по всем позициям модели. Всего уникальных комбинаций распределения аспектов по функциям – двадцать четыре, каждая из которых представляет свой уникальный “психософский тип” (или “ПЙ-тип”). Например, существует тип “Эйнштейн” (записывается как “ЛВЭФ”) – у него: первая логика, вторая воля, третья эмоция и четвёртая физика. И если поменять местами любые два аспекта (переставить с одной функции на другую), получится новый тип.
Помимо психософии модель Афанасьева также применима в отношении других типологий, разработанных в последнее время: темпористики и аматорики (подробнее о которых Вы можете узнать на оригинальных авторских сайтах: temporistics.ru и amatorica.com). Далее перейдём к тому, с какими аспектами работает ПЙ-тип:
Аспекты в психософии
Как уже было сказано, в психософии рассматривается четыре аспекта: “эмоция” (Э), “логика” (Л), “воля” (В) и “физика” (Ф). По словам Афанасьева, они описывают соответствующие состояния “души”, “ума”, духа” и “тела” человека. Увы, но данных терминов явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть наполнение аспектов, к тому же они скорее вносят дополнительное искажение смысла, нежели наводят на правильное понимание.
Психософия (как психологическая типология) изучает процесс взаимодействия людей друг с другом путём передачи своих аспектных состояний. Характер такого взаимодействия определяется свойствами функций модели ПЙ-типа, а его наполнение – свойствами воспринимаемого функцией аспектного состояния. Так, с помощью “эмоции” мы обмениваемся эмоциями и чувствами, с помощью “логики” – мнениями и представлениями, с помощью “воли” – желаниями и целями, и с помощью “физики” – реализацией физических потребностей.
Поскольку предметной области каждого аспекта соответствует своя собственная плоскость, не пересекающейся с другими аспектами, в поведении людей (их взаимодействии) можно по отдельности выделить явные проявления каждого аспекта. Помимо этого могут существовать и полиаспектные ситуации, которые затрагивают сферы разных взаимодействий. Так, например, занятие танцами можно рассмотреть одновременно как физическое взаимодействие (потребность в движении), так и как эмоциональное взаимодействие (обмен эмоциями с партнёром и зрителями).
Рассмотрим подробнее, что относится к каждому из аспектов:
К восприятию аспекта “эмоция” относятся такие взаимодействия как обмен эмоциями с собеседником, подстраивание или игнорирование чужих чувств, умение делиться своими переживаниями с другими, актёрское мастерство и естественность самовыражения, зависимость или независимость от собственных переживаний, способность к эмпатии. Положение эмоции влияет на отношение человека к стихам и изобразительному искусству, на предпочтения в кино и музыке, на умение чувствовать аудиторию и зрителей.
К восприятию аспекта “логика” относятся процессы, связанные с формированием и обменом мнениями и знаниями. Положение психософской “логики” влияет на наше умение спорить и вести дискуссии, на самостоятельность в формировании своей точки зрения, на умение понимать позицию собеседника, на способность менять своё мнение по мере появления новых фактов и сведений. Также, например, одним “логикам” свойственно больше ориентироваться как на их собственные умозаключения, тогда как другим – на мнение авторитетных источников.
К восприятию аспекта “воля” относятся качества и процессы, затрагивающие сферу нашего намерения, которое мы реализуем при постановке и достижении желаний и целей. Носители разных “воль” отличаются друг от друга различающимися подходами к реализации своих намерений. В зависимости от положения этого аспекта в модели ПЙ-типа, человек может помогать другим или ждать помощи от них, быть нацеленным на разделение ответственности и компромиссы или на индивидуальную реализацию своих желаний и целей (“каждый сам за себя”). Также аспект “воли” влияет на то, как человек принимает решения – делает ли он это самостоятельно или полагается на советы.
К восприятию аспекта “физики“ относятся качества и процессы, связанные с удовлетворением потребностей нашего тела, грубо говоря – со всем тем, чему сопутствует физическое взаимодействие человека с окружающей средой. Положение “физики” в модели ПЙ-типа выражается в образе жизни человека, в его вкусовых предпочтениях, в наличии или отсутствии интереса к спорту и физической активности, в отношении человека к питанию и кулинарии, гигиене, к своему здоровью. Также “физика” определяет жадность или щедрость человека, его отношение к собственности и деньгам, поведение в интимной сфере, косвенно влияет на телосложение и внешность человека.
Свойства функций в психософии
Как уже говорилось ранее, модель психософского типа представляет собой набор из четырёх функций. Каждая из этих функций задаётся комбинацией из трёх свойств, характеризующих определённые качества её работы. Так, функция может быть высокой или низкой, процессионной или результативной, а также принципиальной или непринципиальной.
Рассмотрим данные свойства:
Высокая функция формирует свое состояние самостоятельно и не слишком поддается влиянию со стороны других людей в своей аспектной сфере. Помимо этого, высокая функция сама стремится влиять на чужое состояние по данному аспекту. В свою очередь низкая функция поддается чужому влиянию в своей аспектной сфере, даже если ей того бы не хотелось, при этом она не имеет достаточной способности влиять на других людей по данному аспекту.
Результативная функция определяет низкую концентрацию человека на своем аспектном состоянии, его вытесненность и неосознанность, из-за чего человек не способен вкладывать много энергии во взаимодействие по данному аспекту. Результативные функции стремятся к стабильному аспектному состоянию, которое позволит им не концентрироваться лишний раз на этой теме.
Принципиальная функция определяет важность для человека данного аспектного состояния и интерес к его изменению/поддержанию в себе, а не в других людях. В свою очередь непринципиальная функция определяет интерес человека к чужому аспектному состоянию и нацеленность на изменение/поддержку аспектного состояния в другом человеке.
Функции в психософии
Таким образом, комбинациями данных свойств задаются функции модели Афанасьева. Рассмотрим их основные качества работы:
Первая функция – высокая, результативная и принципиальная.
Для данной функции приоритетным является собственное аспектное состояние (хотя носитель типа и не осознаёт его в достаточной мере, поскольку оно вытеснено из сферы его внимания). Избегая частых изменений (чтобы лишний раз на них не концентрироваться), каждый человек стремится поддерживать стабильность аспектного состояния по своей первой функции. Помимо этого данное состояние слабо поддается влиянию окружающих людей – его изменение происходит обычно тогда, когда человек сам того пожелает. При этом первой функции свойственно стремление (прежде всего в своих интересах) влиять с помощью своего аспекта на других людей.Вторая функция – высокая, процессионная и непринципиальная. Эта функция определяет повышенный интерес носителя типа к аспектному состоянию других людей и стремление влиять на него. Аспект, находящийся на позиции второй функции, осознается в полной мере и постоянно находится в сфере внимания человека. В связи с этим вторая функция стремится провоцировать изменения в аспектном состоянии (прежде всего чужом), чтобы заполнить им свое внимание. При этом сам носитель типа слабо поддается чужому влиянию, будучи самостоятельным в формировании своего аспектного состояния по второй функции. Таким образом, двойка определяет зону свободного творчества человека: ее процессионность дает много энергии для реализации себя по данному аспекту, а непринципиальность делает ее неуязвимой для критики.
Третья функция – низкая, процессионная и принципиальная. Данная функция, как и вторая, определяет осознаваемость носителем типа своего аспекта и постоянную концентрацию на нём. В связи с этим человек нуждается в постоянном изменении своего аспектного состояния для заполнения им своего внимания. При этом для тройки приоритетно своё собственное аспектное состояние, поэтому её внимание больше направлено на изменения в самой себе. Также данная функция заметно поддается влиянию со стороны (даже если она того не желает). По этой причине носителям типа свойственно концентрироваться на том, чтобы минимизировать нежелательные и максимизировать желательные влияния на себя. Важно подметить, что третья функция содержит в себе максимальный потенциал развития человека: ее принципиальность определяет наличие амбиций в своей сфере, а процессионность дает достаточное количество энергии на их реализацию.
Четвёртая функция – низкая, результативная и непринципиальная. Данная функция обладает минимальной потребностью во взаимодействии по своему аспектному состоянию и при этом (будучи низкой) она склонна поддаваться влиянию со стороны других людей. В результате, не обладая высокими требованиями к себе, она ориентируется на запросы по аспектному состоянию, поступающие от других людей.
bestsocionics.com
описание типов личности / Психософия
Психотип — явление врожденное, а не приобретаемое. Об этом догадывались еще древние, и один из учеников Пифагора приписал учителю следующие слова: «Мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезням, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».
Человек рождается с определенным психотипом и с ним же умирает. Достаточно рано, годам к трем, т.е. еще до того, как всерьез можно говорить о воздействии воспитания, практически весь порядок функций ребенка обнаруживает себя вполне отчетливо.
В свете опытов с однояйцовыми близнецами уже не покажется слишком удивительным, что в наших генах зашифрован и более капитальный психологический фонд — психический тип — со всеми вытекающими из него мировоззренческими, экономическими, эстетическими и другими установками. Что касается воздействия семьи и общества, то они могут либо еще более дисгармонизировать изначала дисгармоничную психику человека, либо наоборот — гармонизировать ее; но принципиально изменить что-либо в психотипе человека невозможно.
К сожалению, нынешние системы воспитания и педагогические концепции, вопреки личному и мировому опыту, указывающему на врожденность психических реакций человека, врожденность характера и т.д., с маниакальным упорством продолжают навязывать представление о ребенке, как о глине, из которой можно лепить все, что угодно.
Не в состоянии помочь делу и воспитательные системы, опирающиеся на религиозные, национальные, классовые, половые корни ребенка. Попытки воспитать «подлинных христиан», «истинных арийцев», «сознательных пролетариев» или «настоящих мужчин» — так же несостоятельны, как любые попытки психологической унификации людей по любому другому признаку.
Из сказанного не следует, что национальная или классовая психология — чистые фикции. Они существуют. Довольно определенно можно говорить о психотипе «англичанина», «цыгана», «русского» или «японца». Но так как природа, бездумно играя генами, творит, совершенно не заботясь о национальной чистоте, то в семье англичан могут рождаться «русские», в цыганских семьях – «японцы» и т.д. Поэтому, несмотря на наличие у некоторых наций одного доминирующего психотипа, добиться психологического единообразия народа в принципе невозможно.
Особого разговора заслуживает так называемая «половая психология», а точнее, определенные психологические претензии к полу. Согласно им, «настоящий» мужчина должен как минимум обладать высокостоящей Волей и низкостоящей Эмоцией, а «настоящая» женщина, наоборот, высокостоящей Эмоцией и низкостоящей Волей. До сих пор у волевых хладнокровных мужчин и у покорных чувствительных женщин больше шансов вступить в брак, нежели у людей с иным порядком функций.
Суть психологического транссексуализма — в противоречии между полом и характером, «женственности» мужской психики и «мужественности» женской. Иногда поиск себя доводит до однополой любви, иногда дело обходится более мягким вариантом, когда психотранссексуал предпочитает общество близких себе не по полу, а по характеру людей. Вероятно, нет другого способа избавиться от психотранссексуализма, как изъять из употребления понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и убедить человечество принимать человека таким, каков он есть. Но как это сделать — ведает один Бог…
* * *
Когда задумываешься над значением порядка функций в жизни человека, на память постоянно приходит образ из одного романа Эба Коба. Герой романа — человек, которому одеждой и домом служит картонная коробка из-под холодильника. На уровне глаз в коробке прорезана узкая смотровая щель, через которую герой романа и сносится как-то с внешним миром.
Этот образ очень подходит для передачи того состояния, в котором находится до настоящего времени любой человек. Разница в том, что в ящике, где он обитает, не одна, а четыре расположенные по вертикали, разные по размеру и форме прорези (четыре функции). А так — все тоже. Живя в ящике и взирая на мир через дырки, у каждого на свой лад искажающие реальность, мы наивно полагаем, что видим мир таким, каков он есть. И очень удивляемся, когда наступаем на стоящие перед носом грабли.
Дзен-буддисты говорят: «Субъект и объект – одно», т.е. мир таков, каковы мы сами. Действительно, каждый из нас — свой гринвичский меридиан — проведенная через себя, условная, но принимаемая за абсолютную линия отсчета. А поскольку таких линий, даже если представить их себе в виде самой грубой схемы — минимум двадцать четыре, то хронический хаос, наблюдаемый в нашем обществе, был и останется нормой существования, а не отклонением.
Всякий наш взгляд на других не верен, хотя и мнится истинным. Бесполезно спрашивать, какой портрет Сократа точен: Платона или Ксенофонта? Какой образ Христа достоверен: Матфея или Иоанна? Все они — химеры, как все увиденное снаружи. Но все наши искривления специфичны, будучи отражением нашей собственной кривизны. Подправляя несколько знаменитый афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей» — хочется сказать: МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ СЛУЖИТ ПОРЯДОК ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.
Единственный способ сблизить как галактики разлетающихся индивидуумов, объективизировав их точки зрения, — это добиться, чтобы каждый из них достиг гармонии. То есть добиться положения, когда у индивидуума заделана язва по Третьей функции, есть добротный результат по Первой, идут процессы по Второй и Третьей функциям. В этом положении функции работают в отпущенную им природой силу, и вертикаль порядка функций делается горизонталью, где все функции Вторые, что составляет существо гармонии и дает человеку новую, совершенную природу — природу 25-ого, безымянного, типа.
www.aleafan.org
Психософия — Психологос
Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор отталкивался от положений соционики, которые усовершенствовал. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.
Введение
Согласно учению А. Ю. Афанасьева, личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.
Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.
Таблица типов
Обозначения
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
- ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
- ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
- ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
- ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,в этих обозначениях
- первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
- 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
- 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
- 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п. Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар
«позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Основное явление, изучаемое в современной психософии
- 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа.
Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
- 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
- 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил. Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;Эрос, не исключая перекрестья первых и третих функций, делится на 2 подвида:
Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.
Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что
- Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
- Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
- Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
- Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности. Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием ( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин), а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием ( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
- 1-ая функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
- 2-ая функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
- 3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
- 4-ая функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им
www.psychologos.ru
Психософия
vulkan-russia-official.com Официальный сайт казино Вулкан Россия. Играйте в казино Вулкан Платинум на деньги и сорвите джекпот
Психософия А.Ю. Афанасьева — способ видения человека, позволяющий глубже понять его сущность, объяснить потребности, разобрать и решить многие его вопросы и проблемы. Афанасьев выделил 4 сферы жизни: „дух“, „разум“, „душу“ и „тело“. (Воля, Логика, Эмоция, Физика). И предположил, что у разных людей разная энергетическая связь с ними. Психософия определяет количество энергии у человека на каждую из 4 областей.
Психософия представляет собой новый этап в том направлении работ, которое делает ставку на самопознание как на главный инструмент совершенствования психики человека, новый этап в том направлении, которое стремится переводом бессознательным процессов в сознательные дать ключ к активизации и гармонизации внутренней жизни личности. — А.Ю. Афанасьев
Логика в психософии — некая функция бытия, которая конструирует, описывает, структурирует. Выделяет шаблоны, сопоставляет. Описывает некий скелет содержания. Дает названия, обозначения, строит планы, рассуждает. В общем, мыслит.
Физика — ощущение жизни в физическом мире, своего существования, своего тела, своей близости к земле, ко всему материальному, плотному, конкретному. Свои физические силы, удовольствие тела. Финансы и накопления, обустройство быта.
Эмоция — чувства, душевность человека, образное такое восприятие, тонкое-нематериальное, неконкретное, некий характер энергии, некая специфика атмосферы.
Воля – степень уверенности в своем влиянии на себя, на мир, на окружающих. Воля — характер проявления желаний, насколько желания могут быть сильны, как эти желания согласовываются с миром и с желаниями других. Насколько уверенным может быть человек, каков характер этой уверенности, насколько готов влиять на других. Сила духа, насколько человек может и хочет преодолевать себя, внешние препятствия.
Психософия описывает приоритеты человека, что ему менее важно, а что значимее всего. Где находится сфера уверенности человека, на что у него всегда будет много энергии, а где он предпочтет довериться воле других людей. Как распределяются «я могу», «я хочу», «я уверен», «я не уверен» в человеке. Как это проявляется в жизни, на что влияет, как определяет взаимодействие человека с другими людьми. Всегда есть и области, на которые у человека энергии не хватает, лениво, нету мотивации. Некоторые области вызывают проблемы, какие-то — желания, в чем-то человек всегда готов прийти на помощь другим, а в чем-то нет. Афанасьев выделил 24 типа, объединяющие людей с одинаковыми приоритетами функций в один тип.
Знание своего типа в психософии позволяет понять, каких «компонент» (мотивации, умения слушать тонкие изменения ситуации, умения ставить цели и стремиться к ним, умение вовремя остановиться и адекватно оценить результат) не хватает, а какие — есть в наличии. Также раскрывается понимание того, что именно требует та или иная задача в жизни.
Бывает полезно понимать, что в жизни Вас беспокоит, к какой функции это относится, что требуется улучшить, что осознать про себя, что проработать. Какой Вы в этих четырех областях жизни, как устроен Ваш мыслительный процесс, откуда к Вам приходят эмоциональные реакции, какой Вы в отношениях с другими, что Вам нужно в жизни и какой именно «части» это нужно. На что мотивации и энергии Вам будет хватать всегда, вне зависимости от того, что происходит вокруг. На что требуется более специфическая мотивация. И как все это многообразие сочетается и живет единственным уникальным образом. У Вас.
Автор: Юлия КолесниченкоФонд А.Ю. Афанасьева
sociocentre.ru
Психософия (психо-йога) — типология, расстановка ценностей
Многое в этом мире упорядоченно, ещё большее люди стремятся упорядочить. Что уж тут поделать, так им легче понимать окружающую действительность. И одним из главных её элементов является своя и чужая психика. Её надо как-то понять… Для этого создаются системы и типологии совместимости людей. Приведу пока пример одной из них – Психософии, Психо-Йоги.
Расстановка ценностей в Психософии
Система эта опирается на расстановку ценностей в приоритете личности. Основных ценностей психософии четыре это: Воля (дух), Логика (разум), Эмоция (душа) и Физика (тело). В зависимости от того, что для человека наиболее важно, вырисовывается его психологический портрет.
Те, кто умеет быстро считать, уже поняли, что, имея четыре ценности – получится двадцать четыре варианта их расположения относительно друг друга. Все эти 24 варианта расписал в своей книге, «Синтаксис Любви», создатель типологии – Афанасьев.
Расписал достаточно неплохо, хоть и пристрастно. По его мнению, вышло, что бывает хорошая и плохая расстановка приоритетов. Были типы, которые Афанасьев счёл по той или иной причине недостойными, а то и опасными. Ну что ж, «жираф большой, ему видней»! Но мы всё же попробуем разобраться чуть более объективно.
Логика, Физика, Воля, Эмоция
Для начала разберём, что вообще представляют собой все эти Логики, Физики, Воли, Эмоции. А-то начнётся у нас путаница, и объявим мы какую-нибудь Волю – Логикой. Короче говоря, не поняв толком, что есть что, залезем введенье не той ценности, о которой говорим.
Логика представляет собой всё то, что находится в юрисдикции одного лишь разума. Это что-то рациональное, упорядоченное, способное к чёткому, а у кого-то и не чёткому, в зависимости от важности этой функции для конкретного человека, формулированию мысли. Она отвечает за смысл и содержание речи, отвечает за идеи. Изъясняться и понимать, что хотят донести до вас окружающие, вы будете с её помощью. Она структурирует и организовывает, уже полученную из мира информацию. Она проводит наблюдение и отмечает несоответствия. Она может систематизировать и обобщать. В её введенье лежит конструктивное. Она способна к дискуссии. И вот с точки зрения того, насколько для Логики каждого отдельного человека это важно, насколько хорошо это получается, насколько это доставляет нам с вами удовольствие, можно судить о месторасположении ценности относительно других.
Физика – есть материальный мир, тело, сенсорная информация. Её положение говорит о том, насколько нам важна материальная реализация: деньги, здоровье, красота, физическая активность в лице того же спорта, ощущения при контактах с миром. Можем ли мы, в случае чего, этим всем поступиться, отказаться от этого, или для нас Физика — первое дело (давайте обойдёмся без чего другого!)?
Воля – сила духа, цель и её достижение. Именно её мы задействуем при выборе на перекрёстках судьбы. Именно её расположение указывает на самодостаточность и самоконтроль личности. Она определяет справедливость и долю ответственности, которую готов взять на себя человек. Насколько для личности важен статус, свой авторитет и вопрос влияния тоже определяет положение Воли.
И наконец, Эмоция. Способны ли вы точно понять свои ощущения? Возбуждены ли вы? Расслаблены? Что вы чувствуете? Любите ли вы? Ненавидите? Понимаете ли, что такое дружба и способны ли вы на такое отношение? Как легко оно вам даётся? Нужно ли оно вам? Не боитесь ли вы его? Насколько хорошо вы разбираетесь в межличностных отношениях? Понимаете ли, какие эмоции родственны, и какие могут сопутствовать друг друга, а какие способны перетечь и видоизмениться, став чем-то иным. Насколько легко вам общаться? Нужен ли вам эмоциональный собеседник? Любите ли вы выступать публично? Понимаете ли, что есть мораль? Как относитесь к искусству? Верите ли вы Бога и потусторонние силы?
Расположение ценностей в системе психософии
Теперь поговорим о том, что означает расположение ценности. Как ведёт себя Первая, Вторая, Третья и Четвёртая функция.
1 Функция самодостаточна и эгоистична в своём знании, Афанасьев утверждает, что она является даром самому себе. Она существует только для себя. Все её проявления со стороны выглядят несколько гипертрофированно. Это то, что существует с избытком. И именно потому есть определённая потребность время от времени куда-то этот избыток девать. Выплёскивает его 1 функция в окружающий мир, однако ей не важен сопроцесс, и общение с ней становится для окружающих подобно тем объедкам с барского стола. Которые вы мало того, что вы обязаны принять, так должны ещё и слёзно благодарить её за то, что она сподобилась до вас сирых и убогих снизойти. Это тот случай ощущения полного превосходства над остальными, когда вы на её территории и она лучше вас при любых раскладах.
2 Функция существует как для себя, так и для людей. Работа по ней ведётся постоянно, непрерывно совершенствуя любой достигнутый результат. 2 Функция развита в личности очень гармонично. Энергии на неё выделяется в самый раз, и потому окружающим она кажется даром небес, контакт с ней наиболее комфортен. Общение проистекает на одном уровне. Она готова выслушать вас и сама не откажется поделиться имеющейся информацией и наработками. Она наиболее либеральна и демократична. Ей важен непрерывный процесс и контакт с миром. Она готова его учить и учиться у него. Эта функция – дар миру.
3 Функция – эта такая гадость, засевшая в каждом человеке, что не просто отравляет ему всё его существование, а подчас ещё и начинает подрывать основу личности (если третьей является Воля, дело может обстоять и так). Эта функция – больная тема, место наибольшей неуверенности. Мы чего-то по ней хотим, но вот как этого достичь, правомочно ли сие желание и действительно ли мы этого хотим, мы не знаем. Зато неуверенность по этой функции подталкивает нас к саморазвитию. Хочется меньше сомневаться, хочется больше собой по ней гордиться, хочется быть признанным по ней. В идеале прогресс по этой функции станет полной самореализацией.
4 функция – что-то, значение чего настолько нивелировано, что когда оно есть хорошо, ну, а, если нет, то тоже не беда. 4 Функция не критична, сама делает мало и, в принципе, «сожрёт» любой предложенный ей извне продукт, да ещё и поблагодарит, что вы сняли с неё ответственность за решение проблемы. Сама, без помощи извне, она что-то делает, но вот что она делает, даже она толком не знает. Её главная отличительная черта способность подстраиваться под любые условия, если они не противоречат вышестоящим ценностям, и чтить устав любого монастыря.
Основные блоки функций/ценностей:
В первую очередь, конечно, это Высокий и Низкий блок.
Соответственно, Высокий блок – это Первая и Вторая функция. Блок этот всегда уверен в правомочности своих желаний и действий, его сложно заставить сомневаться в себе. Он работает эффективно и постоянно. Блок наиболее устойчив в своём положении.
Низкий же -это Третья и Четвёртая функция. С ним всё обстоит с точностью до наоборот. По этому блоку есть сомнения, следовательно, работа не эффективна, не уверенна и не устойчива.
Так же существует Потребностный и Инструментальный блок.
Потребностный включает в себя Первую с Третьей функции. Он определяет ведущие потребности и желания личности. Желание Первой открыто и уверенно, тогда как желание Третьей скованно и скрыто.
Инструментальный – Вторая и Четвёртая. Это блок, на который возлагается основная нагрузка реализации тех желаний, что возымеют Первая с Третьей.
Так же следует оговорить ещё один момент…
Функции бывают результативные и процессионные.
Первая, что думаю ясно ещё из названия, настроена на результат своей деятельности. Для первой чётко оговорённый собой результат. Ей нужно это? так иначе её не устроит. Может, конечно, вдруг начаться какая-нибудь «выборочная брезгливость» на тему — это не совсем то, чего я желал, но в подобном случае единичка в состоянии объяснить чего же он таки хочет. Подобный вопрос можно задать даже в лоб: особых обид тут не будет. Ведь всё-таки, по этой функции мы имеем чёткое знание того, чего именно нам надо.
Четвёрочка же, в принципе, не особо брезглива, однако у неё тоже существует черта, перешагивать которую она не намерена, но даже её по требованию вышестоящих функций она со скрипом, кривя душой, но перешагнёт. Правда и события для этого нужны экстраординарные, потому как определённый шаблон поведения, усвоенный благодаря другим людям, она уже приобрести успела.
Процессионные функции работают иначе. Тут не столько нужен результат, сколько имеется интерес к самому процессу. Что происходит? Почему именно так? Как видоизменить, можно ли и уместно ли его видоизменять, процесс, то бишь. Процессионная в отличие от результативной может с лёгкостью найти замену утраченному, тогда как результативной функции подобное покажется, по меньшей мере, предательством самого себя. Я что не знаю, чего мне надо?!
Вторая и третья функция имеют ценность именно за счёт своей продолжительности и нескончаемости. У них цели нет, они могут, смеясь, идти в никуда, получая нескончаемое удовольствие от самого движения, плевать в каком направлении. Они ловят кайф с самого процесса. Предложенный результат их может совершенно не вдохновить.
Засим спешу откланяться, чтоб не перегружать бедные мозги читателей слишком большими объёмами новой информации по психософии. А-то дойдём до описания 1 Логик, 4 Эмоций и мозги сварятся вкрутую, заставив лень проговорить: «А нафиг оно мне надо!».
Марина Кучер
japsix.ru
Психософия — это… Что такое Психософия?
Психософия — теория описания личности, основанная А. Ю. Афанасьевым (4.12.1950 — 1.7.2005). Изначально была названа психе-йогой. Автор был вдохновлен положениями соционики, которые видоизменил. По утверждению автора, система предназначена в первую очередь для анализа и прогноза совместимости парных отношений.
Хотя автор и считал, что психософия берет свое начало на идеях Аристотеля, Гегеля, Гиппократа, Юнга, Павлова и других признанных авторитетах, на основе исследований которых родилась психология в ее современном виде, но он не считал ее частью психологии, как не считают и современные исследователи психософии. Таким образом статус психософии неопределен.
Введение
Согласно учению А. Ю. Афанасьева личность человека можно условно разделить на четыре составляющих — модуля психики — Физика, Логика, Эмоция и Воля. В основе этих понятий лежат представления, накопленные человечеством о «теле», «уме», «душе» и «духе» соответственно, с той разницей, что речь идет не о собственно наполнении этих представлений, а о неотделимой части психики человека, рождающей эти представления.
Совокупность типов Психософии образуется путем перестановки всех модулей, а в качестве названий взяты имена исторических личностей — ярких представителей данных типов.
Таблица типов
Обозначения
Александр Афанасьев в книге «Синтаксис любви» на примерах сотен известных людей показал, что есть 24 типа личности, кратко обозначаемые так:
- ВЛЭФ, ВЛФЭ, ВЭЛФ, ВЭФЛ, ВФЭЛ, ВФЛЭ,
- ЛВЭФ, ЛВФЭ, ЛЭВФ, ЛЭФВ, ЛФВЭ, ЛФЭВ,
- ЭВЛФ, ЭВФЛ, ЭЛВФ, ЭЛФВ, ЭФВЛ, ЭФЛВ,
- ФВЛЭ, ФВЭЛ, ФЛВЭ, ФЛЭВ, ФЭВЛ, ФЭЛВ,
в этих обозначениях
- первая буква — наиболее субъективно важная для человека функция, реализованная с переизбытком, через эту функцию человек самовыражается, не заботясь об окружении
- 2-я функция (и буква) — вторая по субъективной важности функция, развитая нормально, без избытков и недостатков. Это коммуникативная функция, по которой человек общается с окружением
- 3-я функция (и буква) — функция, которая составляет для человека проблему. Он ощущает в ней свою недостаточность и всё время обеспокоен этим. Это самая трудная функция.
- 4-я — самая незначимая для человека функция, которую он может отбросить как несущественную.
Также приняты обозначения: 1Э (читается: первая Эмоция), 3Ф, 2Л, 4В и т. п.
Афанасьевым предложены 24 псевдонима для типов, и 16 псевдонимов для пар «позиция функция», например: 1Э — Романтик, 1Л — Догматик, 2Ф — Труженик, 2В — Дворянин.
Основное явление, изучаемое в современной психософии
- 1 и 2 функции — верхние, сильные, 3 и 4 — нижние, слабые;
Человек более ориентирован на верхние функции, чем на нижние. Есть склонность противопоставлять верхние нижним с «победой» верхних, преувеличивая значимость верха и преуменьшая значимость низа. Так же верхние функции в противовес низу характеризуются уверенностью в себе.
- 1 и 4 функции — результативные, то есть ориентированные больше на результат, чем на процесс,
2 и 3 функции — диалоговые, процессионные, то есть ориентированные больше на процесс, чем на результат. Процессионные как ориентированные на процесс, то есть на изменения так же отличаются большей тонкостью восприятия, результативные же оказываются более грубыми и менее чувствительными.
- 1 и 3 функции — доминирующие, 2 и 4 функции — подстраивающиеся.
Доминирующие функции действуют самостоятельно, преследуют собственный интерес, подстраивающиеся ищут согласования с окружающими людьми либо иными источниками сил.
Существуют также различные локальные расширяющие трактовки этих 3х признаков.
Только начинают изучаться квадры, клубы и другие малые группы, подобные соционическим, интертипные отношения, возможности применения тестов и других методов для определения психотипа.
О психологической совместимости
Основателем теории Александром Афанасьевым к книге «Синтаксис любви» подробно рассмотрены (со множеством примеров из жизней известных людей прошлого) четыре типа интертипных отношений:
- Филия — тип-1 тождественен тип-2;
- Псевдофилия — перекрестье первых и вторых функций, а также третьих и четвертых, например ВЛЭФ и ЛВФЭ;
- Эрос — перекрестье первых и третьих функций, например, ВЛЭФ и ЭЛВФ;
- Агапе — перекрестье вторых и третьих функций, например ВЛЭФ и ВЭЛФ, также выделяют Полное Агапе, как частный вид агапе с перекрестьем также по первым и четвертым функциям ВЛЭФ и ФЭЛВ;
Эрос, не исключая перекрестья первых и третьих функций, делится на 2 подвида:
- Полный эрос — перекрестье вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭФВЛ;
- Полуэрос (он же полуфилия) — совпадение вторых и четвертых функций, например ВЛЭФ и ЭЛВФ;
При этом Александр Афанасьев полагал, что только отношения Агапе, неважно полного или нет, наиболее плодотворны для брака.
Гипотезы-ответвления, дальнейшее развитие теории
1. Предполагается, что полнота набора функций (Воля, Логика, Эмоция, Физика) обеспечивается тем, что
- Воля «отвечает за» иррациональную информацию о внешней (для человека) реальности
- Логика — за рациональную информацию о внешней реальности
- Эмоция — за рациональную информацию о внутренней реальности
- Физика — за иррациональную информацию о внутренней реальности
Здесь иррациональная информация — это информация, не прошедшая обработку сознанием
( ≈ количественная информация — результаты измерений каких-либо величин),
а рациональная информация — это информация, прошедшая обработку сознанием
( ≈ качественная информация — знаки или символы в некоторой символической системе).
2. Предполагается, что свойства функций, описанные в пункте «Основное явление, изучаемое в современной психософии», объясняются тем что
- 1-я функция влияет на остальные три функции активно и по форме, и по сути проявлений: существенно больше/чаще транслирует информацию и энергию остальным трём функциям, чем воспринимает от них
- 2-я функция несколько больше транслирует, чем воспринимает; активна по сути, адаптивна по форме
- 3-ья функция заметно больше воспринимает, чем транслирует; адаптивна по сути, активна по форме
- 4-я функция влияет на остальные три функции адаптивно и по сути, и по форме проявлений: существенно больше/чаще воспринимает информацию и энергию от остальных трёх функций, чем транслирует им
Ссылки
Литература
- Афанасьев А. Синтаксис любви. — Книга издавалась: 1997г., издательство «Aleafan»; 1998 г., там же; 2000 г., издательство «Остожье» Москва; 2007 г., издательская группа «Черная Белка», Москва.
См. также
dic.academic.ru
Психософия
Что такое психософия
Психософия (или психейога) — это теория личности, предложенная А. Ю. Афанасьевым в книге «Синтаксис любви». В ней автор предлагает делить людей на 24 типа. Каждый тип обладает определёнными особенностями и по определённой логике взаимодействует с другими типами, социоумом, имеет определённые привычки и предрасположенности. Таким образом, определив один из 24-х типов, к которому относится человек, можно давать рекомендации и том, чем заниматься в жизни, каких людей следует сторониться, а каким доверять, какие стороны в себе стоит развивать и т.д.
Эта теория малоизвестна. И, к сожалению, информацию в чистом виде найти трудно кроме оригинальной книги, разумеется. Многие практикующие, кого можно встретить, видят психософию как подраздел теории личности Юнга (соционики) и, следовательно, перемешивают обе теории. Тем не менее Афанасьев ничего о соционике и Юнге в своей книге не упоминал, и его теория позиционируется как нечто отдельное, цельное, замкнутое и независимое. Именно в таком виде я и постараюсь приподнести здесь психософию. Моей целью является описать основные принципы психософии для людей, которые ничего об этом не слышали. Сложные и необязательные элементы и термины я опущу.
Основа теории: 4 функции
Фундаментом теории являются 4 функции: логика, воля, эмоция и физика. Их названия обычно сокращают до первой буквы, делая её заглавной, чего и я буду придерживаться. Например, В значит воля, а Л — логика. Предполагается, что эти функции присутствуют в каждом человеке, но внутри каждого они имеют различную силу, образуя последовательность. Такая последовательность и называется типом личности, например, тип личности ЭФВЛ означает, что внутренне человек ощущает, что у него самая сильная функция эмоции, за ней идёт физика, потом воля и наконец логика. Можно сосчитать, что всего существует 24 различных перестановок функций, поэтому существует 24 типа личности.
Теперь немного подробнее о функциях.
Э — функция эмоции. Это скорее не уровень эмоциональности человека, а то, несколько и каким образом человек привык воспринимать свои и чужие эмоции.
Л — функция логики. Ни в коем случае не нужно думать, что это уровень интеллекта, IQ, эрудиция. Это отношение человека к логическим структурам, то, насколько и каким образом человек привык этим пользоваться и ценить в других людях.
Ф — функция физики. То же, что и логика с эмоцией, но по отношению к материальному. К нему относятся деньги, тело, социальный статус, спорт и т.д.
В — функция воли. Наверное, это наиболее сложная для описания функция. Попробуйте найти общее зерно в понятиях «ответственность», «контроль» и «справедливость». Нечто общее для всех трёх понятий и является волей в понимании психософии. И конечно же, как и с остальными функциями, воля — это совсем не уровень силы воли, а отношение человека к сферам жизни, которые затрагиваются волевым аспектом.
О положениях функции в типе.
1 — это сильная, склонная к эгоистичности функция. Человек склонен отождествлять себя с ней. В отношении этой функции человек максимально неуступчив и уверен в себе.
2 — это сильная и гибкая функция, направленная во внешний мир. Склонна в диалогу с другими людьми, наилучшее понимание достигается через эту функцию. Человек склонен использовать её как инструмент для достижения целей.
3 — слабая функция, которая очень хочет казаться сильной, что делает её болевой. Очень хорошо чувствует мир, имеет большие амбиции, но порой не хватает чего-то, чтобы реализоваться в полной мере. Плохо умеет расставлять важность оттенков.
4 — слабая и спокойная функция, которую человек привык недооценивать и не использовать в большинстве ситуаций, тем не менее работа по этой функции доставляет удовольствие.
Типы
Чтобы понять, что из себя представляет конкретный тип, достаточно воспользоваться тем, что написано выше, а именно, соединить смысл каждой функции с её положением в типе. Например, мы имеем тип ЭФВЛ: на первое месте эмоция (1Э), далее 2Ф, 3В и 4Л. Это значит, это такой человек эмоционален, живёт эмоциями, которые у него очень яркие и заразительные для окружающих. 2Ф делает его подвижным человеком, любящим разнообразные физические ощущения, хорошо разбирается в еде, красоте, вкусах, внимателен к окружающим, постоянно держит во внимании то, насколько человеку комфортно физически. 3В означает, что для человека очень важная социальная реализация, уважение окружающих, болезненно воспринимаются оскорбления. 4Л — это значит, что человек не склонен строить сложные логические схемы и теории обо всём вокруг, а также не склонен прислушиваться к ним, другими словами, даже если ему всё рассказать и объяснить логически, то он всё равно сделает по-своему.
Описанное выше — это лишь небольшой и далеко не полный пример о том, как строить описание типа самостоятельно, исходя из последовательности функций. (также мои описания типов вы можете посмотреть по этой ссылке: …)
Как типировать
Познакомившись с типологией личности, разумно возникает вопрос: как именно можно узнать тип (типировать) того или иного человека? Здесь я бы выделил 4 метода:
Наблюдение за человеком и выявление особенностей, которые исключают те или иные варианты расположения функций до тех пор, пока тип не станет ясен. Например, вы знаете, что человек любит строить теории и что-то доказывать или рассказывать остальным, это почти гарантированно исключает 4Л. Если человек не выделяется особой романтичностью и большой яркостью эмоций, то это не 1Э, а если кажется, что эмоционально человек вообще слабо себя проявляет, то и не 2Э. Таким образом шаг за шагом можно выяснить весь тип человека.
Типирование по дихотомиям. Выделяют следующие дихотомии для функций:
- сильная (1 и 2) — слабая (3 и 4)
- результативная (1 и 4) — процессионная (2 и 3)
- доминирующая (1 и 3) — подстраивающаяся (2 и 4)
В сильной функции человек всегда уверен в себе, а в слабой всегда присутствует элемент неуверенности. Результативная функция не склонна с диалогу, а скорее к монологу и скорейшему завершению, а процессионной напротив — интересно действовать и пробовать разные варианты. Доминирующая часто является причиной действовать (уверенно или неуверенно), в ней много амбиций, а подстраивающаяся спокойно всё принимает. По поведению человека частно можно заметить те или иные дихотомии, что очень помогает в типировании.
Частичное типирование. Иногда нужно протипировать быстро, пусть даже не полностью. Например, вы видете человека, по которому явно видно, что у нго 1В. Это уже значит, что у него не 1Л, не 1Ф и не 1Э. Также из этого, например, может следовать, что, если у вас не 3В, то острого конфликта с ним не будет скорее всего, а если у вас 3В, то нужно быть остороным, потому что некоторые его действия могут показаться слишким резкими и неприятными для вас.
Тест. Для типирования вы можете поспользоваться тестом.
Взаимоотношения
Психософия легко и логично прогнозирует взаимоотношения между типами. Взаимоотношения смотрятся по каждой функции отдельно, например, есть два типа ЭФВЛ и ВЭФЛ. По эмоции у них взаимоотношения по схеме 1-2 (первая со второй), по физике — 2-3, по воле — 1-3 и по логике 4-4. Исходя из смысла все возможные виды связей можно классифицировать в 4 группы:
Дополнения (1-4, 2-3). Сильные стороны одной функции естественным образом покрывают слабости другой. Это наилучшее сочетание.
Тождественные (1-1, 2-2, 3-3, 4-4). Характеризуются хорошим взаимопониманием, а для сильных функций ещё и взаимоуважением. Но дополнения не происходит.
Псевдотождественные (1-2, 3-4). Нет хорошего взаимопонимания. Люди как будто похожи, но цели одних являются средствами других, что делает их принципиально разными. Это является источником непонимания в ряде случаев, но не источником конфликтов.
Конфликтные (1-3, 2-4). Между этими функциями глубокое непонимание, что может выливаться даже в конфликты. Только из-за такого сочетания функций может появляться недооценивание человека, неуважение к нему и его поступкам.
Уже исходя из этого описания понятно, что для каждого типа есть тип с наилучшими и наихудшими взаимоотношениями. Например, для типа ЭФВЛ наилучшим будет ЛВФЭ, а наихудшим — ВЛЭФ. Хоть в теории всё гладко и логично, в жизни очень многое зависит также от воспитания человека, умения слышать других людей и ценить доверие. Как мне кажется из моего опыта, воспитание, умение слышать, доверие находятся все психософии и могут как присутствовать, так и отсутствовать в каждом типе.
Заключение
Чтобы узнать о психософии больше, нет ничего лучшего, чем начать этим пользоваться на практике. Узнайте свой тип, соотнесите его с описанием, попробуйте протипировать ваших близких и друзей и посмотреть как ваши взаимоотношения вписываются в модель психософии. Также я всегда рад пообщаться на эту тему и ответить на ваши вопросы. Вот полезные ссылки, которые могут вам помочь:
fomalhaut.su