Викарного научения – Викарное научение — Психологос

Викарное научение — Психологос

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

Что влияет на викарное научение

Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов:

Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение может быть усвоено им от собственных родителей.

  • Субкультурное

Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.

  • Символическое

Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии.

Важнейшим является тот факт, что такая агрессия обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за которое другой получают вознаграждение.

Вероятность научения возрастает, если:

  • Демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
  • Тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.

www.psychologos.ru

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — это… Что такое ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ?


ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
(англ. vicarious learning) — введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения (
observational learning
). Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием. См. Модификация поведения. (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ВИЗИОНИЗМ
  • ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ» в других словарях:

  • научение викарное — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Имитационное научение — (называемое также «обсервационное научение», «научение через наблюдение», «викарное научение», или «научение по образцу») психотерапевтический метод, основнаный на теории социального научения Альберта Бандуры. Этот метод используется в когнитивно …   Википедия

  • КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессия (aggression) — А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… …   Психологическая энциклопедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru

научение викарное — это… Что такое научение викарное?


научение викарное

— научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • научение вербальное
  • научение оперантное

Смотреть что такое «научение викарное» в других словарях:

  • ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — (англ. vicarious learning) введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Имитационное научение — (называемое также «обсервационное научение», «научение через наблюдение», «викарное научение», или «научение по образцу») психотерапевтический метод, основнаный на теории социального научения Альберта Бандуры. Этот метод используется в когнитивно …   Википедия

  • КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессия (aggression) — А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… …   Психологическая энциклопедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

  • моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия

psychology.academic.ru

Обучение на моделях, викарное научение

Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»

Дети подражают родителям во всем, особенно когда это весело.
скачать видео

​​​​​​​

Фильм «Военно-полевой роман»

Дети копируют взрослых легко, естественно и с удовольствием. Когда вы орете, как на базаре, они копируют ваш базар.

скачать видео

​​​​​​​ И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей, и поведение людей из окружения младенца, подростка, взрослого человека часто выступает моделью для подражания и копирования. Дети любят повторять все за взрослыми, они это делают легко и с удовольствием, и когда вы орете, как на базаре, они копируют ваш базар.

Обучение на моделях, или викарное научение — естественный процесс, свойственный всем людям, социальная форма подражания. Люди выучивают то, что они видят, а обусловливание лишь влияет на повторяемость того, что ранее выучивается в процессе обучения на моделях.

Человек (да и животные) вполне в состоянии делать для себя выводы из наблюдения за тем, какие последствия приобретает поведение других. Косвенное, наблюдаемое подкрепление имеет последствия такие же, как и подкрепление собственного поведения.

При этом само наблюдение за тем, как другой человек получает подкрепление (или наказание), также существенным образом может влиять на воспроизводимость образцов поведения (Это открытие А. Бандуры и его вклад в подход Б. Скиннера).

Первоначально человек копирует поведение родителей и близких людей, затем — одноклассников и учителей, любимых и нелюбимых телевизионных героев, начальства и политиков, супругов и героев телесериалов. Таким образом родители и учителя передают способы поведения детям, те, в свою очередь, служат объектом моделирования для одноклассников, воплощают усвоенные модели в фильмах и телепередачах, фиксируют накопленный опыт в книгах и учебниках. Механизмы подражания и копирования в социальной среде с одной стороны поддерживают ее постоянство и экономят время, которое бы было потрачено на научение методом проб и ошибок, с другой — способствуют изменению среды за счет появления новых «модных», часто встречающихся форм поведения.

Механизмы обучения на моделях не имеют встроенных этических ограничителей. Копируется любое воспринятое, доступное и привлекательное поведение. Болезненное, агрессивное или асоциальное поведение копируется так же успешно, как и здоровое, просоциальное и альтруистичное.

В одном из ранних экспериментов А. Бандуры обученный актер в присутствии детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

В другом эксперименте дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Обученный актер играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Огромную роль в механизмах обучения на моделях в человеческом обществе играют средства массовой информации — телевидение, радио, интернет и шоу-бизнесс. Механизмы копирования широко используются в рекламных и коммерческих целях, реже — в терапевтических и образовательных. К сожалению, коммерческая реклама финансируется значительно лучше социальной. Свобода в масс-медиа часто приводит к тому, что с экрана подаются агрессивные и асоциальные модели поведения в огромных количествах.

Когда общество или хотя бы родители задумываются о том, что видят наши дети и чему они на этом могут научиться, обучение на моделях трансформируется в обучение на образцах и воспитание на лучших примерах.

www.psychologos.ru

Викарное научение \ Книга Разума

Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.

Что влияет на викарное научение

Викарное научение происходит в результате моделирующих влияний трех типов:

Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение может быть усвоено им от собственных родителей.

  • Субкультурное

Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же.

  • Символическое

Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии.

Важнейшим является тот факт, что такая агрессия обычно «работает», т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за которое другой получают вознаграждение.

Вероятность научения возрастает, если:

  • Демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди.
  • Тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Еще лучше, если есть дружеские отношение с тем, кто демонстрирует поведение, если тот ясно подталкивает к воспроизведению (разрешает, зовет или требует), а особенно если повторение поведения вознаграждается.

knigarazuma.ru

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — с русского на все языки

См. также в других словарях:

  • ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — (англ. vicarious learning) введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • научение викарное — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Имитационное научение — (называемое также «обсервационное научение», «научение через наблюдение», «викарное научение», или «научение по образцу») психотерапевтический метод, основнаный на теории социального научения Альберта Бандуры. Этот метод используется в когнитивно …   Википедия

  • КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессия (aggression) — А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… …   Психологическая энциклопедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

translate.academic.ru

викарное научение — это… Что такое викарное научение?


викарное научение

1) Psychology: vicarious learning

2) Aviation medicine: observation lean

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • викарное кровохарканье
  • викарное носовое кровотечение

Смотреть что такое «викарное научение» в других словарях:

  • ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ — (англ. vicarious learning) введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • научение викарное — научение через прямое наблюдение за чувственно представленными образами и через подражание им. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ (у животных) — (англ. learning) индивидуальное приспособление животных к среде обитания. Путем Н. животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. Этот процесс всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Имитационное научение — (называемое также «обсервационное научение», «научение через наблюдение», «викарное научение», или «научение по образцу») психотерапевтический метод, основнаный на теории социального научения Альберта Бандуры. Этот метод используется в когнитивно …   Википедия

  • КОСВЕННОЕ НАУЧЕНИЕ — см. Викарное научение. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • моделирование — Процесс распознавания последовательности идей и поведении, которая позволяет справиться с задачей. Основа ускоренного обучения. Процесс наблюдения и копирования успешных действий и поведения других людей; процесс распознавания последовательностей …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Агрессия (aggression) — А. сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960 х гг. в… …   Психологическая энциклопедия

  • Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… …   Психологическая энциклопедия

universal_ru_en.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *