Публицистический текст газета – Публицистический стиль примеры текстов . Помогите найти???

Газетных статей из популярных публицистических. Стилистика публицистического текста газеты известия

Стилистика публицистического текста газеты Известия — раздел Лингвистика, Просторечные, разговорные слова и жаргорнизмы (на материале статей газеты «Известия») Стилистика Публицистического Текста Газеты Известия. Развитие Массовых Средст…

Конец работы —

Эта тема принадлежит разделу:

Просторечные, разговорные слова и жаргорнизмы (на материале статей газеты «Известия»)

Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей… На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые… Все описанные выше процессы являются следствием развития цивилизации на современном этапе. В условиях…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Взаимосвязь литературного языка и разговорной речи

Взаимосвязь литературного языка и разговорной речи. Итак, как уже было отмечено выше, проблема проникновения разговорных слов в литературный язык волнует многих ученых. Определенный бум в ко

Особенности разговорной речи
Особенности разговорной речи. Стилистическая характеристика слова определяется принадлежностью слова к тому или другому стилю речи. Что такое стиль речи? Стиль речи — это разновидность современного

Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи
Письменно-литературный язык и его отличия от разговорной речи. Для рассмотрения данного вопроса необходимо изучить основные источники формирования русского литературного языка как образцовой формы.

Способы увеличения экспрессивности публицистического текста в современных газетах
Способы увеличения экспрессивности публицистического текста в современных газетах. Как мы уже отмечали, поток информации в современном обществе огромен. Возникает потребность в правильной и операти

Стилистически окрашенные слова как один из методов увеличения экспрессивности текста
Стилистически окрашенные слова как один из методов увеличения экспрессивности текста. Что приходит в тексты новейшего русского языка? Основной процесс связан с перемещением лексических элементов из

Жаргонные слова как элемент разговорного пласта русского языка
Жаргонные слова как элемент разговорного пласта русского языка. Необходимо отметить, что механизмы взаимодействия литературного языка с внелитературными сферами речи нельзя считать до конца изученн

Публицистический стиль речи

Публицистический стиль занимает особое место в системе функциональных стилей; это — «один из самых «открытых» стилей в системе функциональных стилей русского языка. Он открыт для элементов функционально-делового и научного стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства, в частности образность».

В рамках данного стиля имеют место быть две равновеликие стилистические функции — информационная и воздействующая. Разумеется, в рамках данного стиля выполняются и другие, присущие языку функции — коммуникативная, экспрессивная и эстетическая, но именно «чередование экспрессии и стандарта» выдвигается как важнейший стилеобразующий принцип. В. Г. Костомаров, исследуя русский язык на страницах газет, выделил это диалектическое объединение и определил оценочные и информирующие начала публицистического стиля, которые находятся в оппозиции. Его вывод был взят за основу классификации подстилей, которую предложила Н.И. Клушина — в зависимости от преобладания либо экспрессии, либо стандарта, внутри публицистического функционального стиля она выделила публицистический и информационный подстили.

Для осуществления информационной функции в публицистическом стиле используется стилистически нейтральная лексика, т.н. стандартизованные языковые средства. Главный критерий употребления и отбора речевых средств — общедоступность, т.к. публицистический текст всегда обращен к широкой и разнородной аудитории. Примечательно, что перед авторами-публицистами не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления; публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп. Он выделяет стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории. Обычно эти темы касаются политики, ведь публицистический стиль обслуживает, прежде всего, политическую сферу жизни общества, и только потом — культуру, спорт, деятельность разнообразных общественных организаций и другие неполитические сферы.

Воздействующая функция проявляется в процессе формирования автором определенного отношения к излагаемым фактам. Публицист стремится доказать свою позицию, а потому его текстам может быть свойственна открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность. Главным критерием отбора языковых средств выступает социальная оценочность — т.е. социальной значимости определенных языковых средств. На уровне лексики оценочность проявляется сильнее всего. В публицистических текстах встречаются слова, в семантику которых уже заложена оценка (функционально — стилистически окрашенные слова), а также слова, которые приобрели социально-оценочные свойства под влиянием публицистического контекста (эмоционально-оценочная окрашенная лексика). Вместе с тем оценка может быть выражена при помощи словообразовательных категорий и элементов; а также за счет грамматических средств, способных передать экспрессивно-оценочные оттенки (например, присоединительные синтаксические конструкции, сегментация и т.д.).

Обобщив результаты, полученные исследователями, можно выделить следующие характерные черты публицистического функционального стиля:

использование стилистически маркированной лексики наряду с нейтральными оборотами

сочетание точных, официальных обозначений различных учреждений, лиц, организаций, участвовавших в актуальных событиях (стандартизованные средства), строевой лексики и экспрессивно окрашенных языковых единиц, четко выражающих оценку описываемой ситуации в едином пространстве текста

pkdens.ru

Ответы@Mail.Ru: текст газетно-публицистического стиля

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж ), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как и письменной, так и в устной форме. Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций — тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере) . Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей — партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля. Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных выражений для газетно-публицистического стиля можно отнести: неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи: «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу — мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать — они ведь даже одеться по погоде не умеют». Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.) , официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложения о наказаниях) , а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка) . Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать па них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи. <a rel=»nofollow» href=»http://mgup-vm.narod.ru/russian/05-3.htm» target=»_blank» >Полностью</a>

Да, он такой классный

напишите текст из газеты в публицистическом стиле

touch.otvet.mail.ru

Ответы@Mail.Ru: Пример текста публицистического стиля

Публицисти&#769;ческий стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты) . Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы. Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис) . Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Функции публицистического стиля: Информационная — стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях Воздействующая — стремление повлиять на мнение людей Задача речи: воздействовать на массовое сознание призывать к действию сообщать информацию Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий. Это очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи.

touch.otvet.mail.ru

Газетно-публицистический стиль


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

3.4.1. Общая характеристика функционального газетно-публицистического стиля

Функциональный газетно-публицистический стиль обусловливает способы коммуникации и обеспечивает их речевое и языковое оформление в сфере политической жизни.

Газетно-публицистический стиль охватывает массовые по­пулярные политические тексты, воздействующие на актуаль­ные общественно-политические процессы оперативным доку­ментальным отображением, основанным на их идейно-поли­тическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке.

Понятие газетно,-публицистического стиля складывается из языка текстов газет, общественно-политических журналов, пам­флетов, воззваний и прокламаций, из языка текстов докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио- и телепе­редач, документально-публицистического кино, содержащих политическую информацию. Политическая информация охва­тывает явления, факты и события политической сферы жизни общества — отношения между классами, нациями, государства­ми. Сюда же включаются сообщения о событиях и явлениях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющих политическое значе­ние. Политическое сознание, будучи формой общественного сознания, складывается из политической идеологии и полити­ческой психологии, вследствие чего в функциональном стиле публицистики синтезируются два начала: интеллектуальное и эмоциональное.

Глава 3 * Функциональные стили современного немецкого языка №5

Основные функции публицистического стиля — информа­ционная и агитационно-пропагандистская, которые реализуют политическую информацию для идеологического воздействия на массы с целью формирования общественного сознания и по­буждения их к активным действиям.

Слово «агитация» (от лат. agitatio) означает «приведение в движение», побуждение к действию, возбуждение мыслей лю­дей. Такое побуждение и возбуждение достигается словом, об­ращенным к людям. Другое латинское слово — «пропаганда» (P/opaganda) означает «подлежащее распространению» — рас­пространению определенных взглядов, идей, учений, а также политических теорий.

Первостепенным средством идеологии и политики, опре­деляющим идейную направленность пропаганды и агитации, является принцип партийности, который отражает положение какого-либо класса или социальной группы, обосновывает их интересы, определяет их роль и значение в обществе, их отно­шение к другим классам, партиям, социальным группам и го­сударству.

Содержание газетно-публицистического стиля теснейшим образом связано с истинностью, объективностью, правдивос­тью, достоверностью содержания.

Достоверность выражает истинность общественно-полити­ческой информации для ее получателей, а также степень ее ос­воения обществом^, следовательно, связана с такими ее харак­теристиками, как полнота, глубина, точность, определенность. Полнота общественно-политической информации выража­ет не вообще всю информацию, которую можно добыть о сооб­щаемом явлении, событии, а лишь наиболее существенную, ту, к°торая может содействовать правильной реакции и правиль­ному принятию решения.

Оперативность и актуальность являются характеристика-Ми общественно-политической информации, выражающими ее эффективность во времени.

Оптимальность информации представляет собой комплекс­но характеристику, объединяющую в единую сложную систе-Щ все другие свойства информации. Под оптимальной инфор­мацией следует в данном случае понимать такую информацию, к°торая ведет, с одной стороны, к выработке оптимальной

Брандес М. П.* Стилистика текста

стратегии в процессе агитационно-пропагандистской деятель­ности на основе учетаполНой и точной информации об адреса­те как объекте воздействия, убеждения, с другой — информа­цию управления.

Агитационно-пропагандистской функцией публицистики определяется высокая степень ее экспрессивности и эмоцио­нальности, которая зависит от конкретной’ формы их вопло­щения, канала связи и специфики речевого жанра. Эмоции, которые выражаются в комментарии, и чувства, выраженные в призывах или памфлете, — различны по своему характеру и конкретному содержанию. Они различны по своей психоло­гической сущности и по своему формальному проявлению так­же в зависимости от канала связи, который накладывает свой отпечаток на каждый речевой жанр как составляющий его ком­понент.

Эмоционально-экспрессивная функция газетно-публицисти­ческого стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценоч-иостью текста. В отличие от художественных произведений в публицистике не. подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам. Все это выдвигает на передний план’функцию воздействия публицис­тических произведений в ее прямом назначении — оказывать духовное, идеологическое воздействие на читателя, Эффектив­ность такого воздействия обусловливает в немалой степени спе­цифика конструкта, внутренняя прагматическая структура со­ответствующего речевого жанра, публицистического стиля, и прежде всего подбор композиционно-речевых форм.

КРФ, с одной стороны, создают логико-смысловую, инфор­мационную сторону содержания; с Другой стороны, являют со­бой конкретную модель функционального, прагматического, т.е. эмоционально-волевого содержания. Речевые жанры пуб­лицистического стиля в своем большинстве обладают опреде­ленной внутренней структурой, жесткой- и полужесткой* т.е. определенной внутренней логикой. Сила воздействия связана с четкой внутренней структурой.

В зависимости от жанра варьируется набор композицион­но-речевых форм и их доминанта. Так, в самом простом рече­вом публицистическом жанре «информация», функциональ­ным свойством которого является передача первичной поли-

Глава з • Функциональные стили современного немецкого языка 197

тической информации, используется композиционно-речевая формалибо «сообщение», либо «констатирующее сообщение»;, представляющая смысловую структуру.

Смысловая структура речевого жанра «политический ком­ментарий» складывается из следующего набора композицион­но-речевых форм: «сообщение» («констатирующее сообщение») как вводная информация об определенных событиях и фактах, политической жизни, далее «рассуждение», содержащее истол­кование этих событий с идеологических позиций, затем резю­ме в форме «констатирующего сообщения», содержащее оцен­ку этих явлений.

Особое прагматическое значение в газетном тексте имеет заголовок, который выполняет следующие функции: номина-гавную^ информативную, экспрессивно-апеллятивную, рек­ламную, разделительную. Причем в каждом заголовке преоб­ладает какая-то одна функция.

Основу языка газетно-публицистического стиля составля­ет книжно-обиходный, «книжный» язык, представляющий со­бой сочетание элементов (лексики и синтаксических структур) разных стилей — при их частичном сохранении или утрате ис­конной стилистической окраски. Книжный характер этого язы­ка определяется тем, что он выражает-предварительно, проду­манную и организованную целостную информацию. Основной стилистический принцип организации языка в публицистике — сочетание стандарта и экспрессии.

5.4,2, Монологические типы

текстов функционального газетно-публициетического стиля. Их жанровая специфика

Родовое и видовое многообразие современного публицистического стиля не поддается строгому, а тем более Счерпывающему разделению. В нем многое текуче, относи^ тЗДШо, предельно динамично»

В самых общих чертах можно выделить две большие груп-nbt публицистических текстов: газетно-журнальную публици-®Щ и социально-политическое красноречие, соотноситель-нь^ с коммуникативным характером аудитории, на которую на-

Брандес МЛ. Стилистика текст

правлена пропаганда: аудитория печатной пропаганды и ауди­тория устной пропаганды. Аудитория прессы, телевидения и ра­дио представляет собой кассовую рассредоточенную аудито­рию, т.е. сумму разделенных в пространственном отношении лицили групп. Аудитория устной информации — разновидность «собранной», или «контактной*, публики: все слушатели или собеседники сохраняют зрительный и слуховой контакт с про­пагандистом и друг с другом.

Каналами коммуникации газетно-журнальной публицисти­ки выступают газеты и общественно-политические журналы. Они являются институциональными органами, обслуживаюши-ми общение определенного социума и представляющими со­бой особые культурные системы со своей нормативной базой, в соответствии с которой оформляется содержание и язык пуб­ликуемых в них материалов. Газета является оперативным уни­версальным источником информации о положении дел в раз­личных областях как своей страны, так и других.стран. Обще­ственно-политические журналы дают более обобщенную информацию, чем газета, хотя в оперативности журнал проиг­рывает. Газетно-журнальная публицистика как вид массовой коммуникации является сложным явлением из-за неоднород­ности .ее задач и условий общения и из-за особенностей экст­ралингвистической основы.

Современная газета состоит из чрезвычайно разно­образных речевых жанров и типов текста, конкретно реализу­ющих информационную и агитационно-пропагандистскую функцию. Среди них:

статьи, которые подразделяются на директивные, попу­
ляризаторские, проблемные, обобщающие опыт, обличитель­
ные;

корреспонденции, анализирующие факт или группу фак­
тов, какое-либо явление из политической, экономической
и культурной жизни;

заметки, освещающие более узкую, чем в корреспондент
ции, тему, излагающие один факт или описывающие одно со­
бытие;

информации на международные и внутренние, общегосу­
дарственные и местные темы, представленные в виде либо крат-

Глава 3 • Функциональные стили современного немецкого языка 199

ш, либо расширенных сообщений, интервью, отчетов, сво­док, путевых заметок, зарисовок;

обзор печати;

рецензии, очерки, фельетоны.

Каждый из указанных речевых жанров — это уникальная коммуникативно-смысловая модель текста, это прагматичес­кая модель разновидности функции убеждения, а также интег-ративная, рамочная модель нормы, определяющей типовое оформление текста. В рамках газетно-журнальной публицис­тики условно можно выделить три типа текстов: информаци­онный, аналитический и художественно-публицистический, которые конкретно реализуются в многообразных речевых жанрах.

Информационный тип те к с т а. В информацион­ном типе текста базовая информационная функция совпадает с аксиологической (прагматической и эстетической) функци­ей. В этом типе текста можно выделить такие подтипы: офици­ально-информационный, информационно-деловой, неофици-адьно-информационный и информационно-экспрессивный.

Официально-информационный подтип текста определяется задачами предельно сжатой, объективной, достоверной, точной и соответствующей официальному этикету передачи фактоло­гической, прежде всего событийной информации. Официаль­ная информация исключает мнения и оценки информатора, она несет качество особой ответственности соответствующих Учреждений за достоверность и объективность передачи. Офи­циально-информационная речь отличается отсутствием эмоци­ональности, субъективности, образности. Речевые жанры, ре­визующие этот подтип информационного текста — «заметка», «сообщение», «хроника», «отчет», «интервью» и т.п.

В речевом строе указанного подтипа в целом господствует Композиционно-речевая форма «констатирующее сообщение», которая предписывает стандартную структуру предложения-констатива и которая бывает полной или неполной. Эта струк­тура Может осложняться дополнительными конкретизирую­щими распространителями, в роли которых выступают содер­жательно-конкретизирующие обороты, необособленные и обособленные, придаточные определительные и изъяснитель-

200 Брандес М.П. • Стилистика текста

ные предложения. Используется также полное или выбороч­ное цитирование, при котором возможны включения языко­вых «элементов других подстилей. Обилие распространенных предложений во многом связано с оперированием многочлен­ными (обычно номинативно-определительными) словосочета­ниями, выражающими логико-фактологические понятия.’Мно-гокомпонентность фразы уравновешивается (в известной сте­пени) стандартностью ее структуры и расположения частей, а также заменой некоторых частей высказывания краткими условными формулами. Общая номинативно-конкретизирую­щая направленность речи обусловливает активность предика­тивных сочетаний с полуслужебными глаголами, отглагольных и близких к ним существительных, согласованных и несогла­сованных определений различного характера, широкое исполь­зование приложений логического характера и собственных имен. Неактуальность или труднообозначаемость реальных субъектов действия при передаче события определяет много­численность пассивных конструкций (Васильева, 33). Ниже приводится образец рассмотренного подтипа текста.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *