Публицистический стиль примеры текстов 7 класс из газет: черты и примеры — Общие дети, г. Воронеж

Содержание

Урок в «формате» ФГОС на тему «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» (7 класс)

Хардина Вера Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ СШ №31, г. Сургут

Урок в «формате ФГОС».

Предмет: русский язык.

Класс: 7 класс

Урок контроля и проверки знаний, умений обучающихся по УМК под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Тема: Диагностическая работа по теме «Публицистический стиль речи. Заметка в газету».

Место урока в программе: урок проводится после изучения темы «Публицистический стиль речи. Заметка в газету» перед контрольным сочинением по теме «Заметка в газету».

Общая характеристика работы.

Работа характеризуется с точки зрения достижения определённых в рабочей программе по русскому языку предметных и метапредметных результатов и позволяет объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты.

Работа состоит из четырёх тестовых заданий: задания с кратким ответом (задания №1, 2), задание с выбором ответа и кратким ответом (задание № 3), задание с развёрнутым ответом — сочинение по данному началу, развёрнутый связный ответ на вопрос (задание № 4).

Оценивание производится по четырём критериям:

  1. знание и понимание предметного материала;

  2. мышление: использование приёмов критического и креативного мышления, планирование умений, реализация умений;

  3. коммуникация (передача знаний через разные формы текста)

  4. применение (использование знаний и умений для установления связей внутри контекста и между ними).

Каждое задание оценивается в баллах. Невыполненное задание или большое количество ошибок при выполнении работы ведёт к фактической оценке 0 баллов. Критерий оценивания — уровневый: высокий, повышенный, средний, недостаточный.

Время выполнения работы: 40 минут.

Подготовительный этап.

Ученикам в начале изучения темы «Публицистический стиль речи» предоставляется информация о том, каким критериям будет соответствовать проверка знаний в конце освоения темы, каковы требования к уровню выполнения контрольной работы, какие типы заданий в ней предусмотрены.

Пример контрольной работы вывешивается в классе в начале изучения темы.

Целеполагание для ученика, сформулированное диагностично и операционально:

— знать план стилистического разбора текста;

— знать характерные особенности публицистического стиля речи;

-уметь осуществлять информационную обработку текста, находить обучающую информацию в тексте;

-уметь рефлексировать на содержание текста, уметь объяснить своё отношение к заявленной в тексте проблеме.

Целеполагание для учителя.

1.Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к обеспечению предметных результатов:

— проверить знание плана стилистического разбора текста

— проверить знание особенностей публицистического стиля речи

2. Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к развитию УУД в деятельности на уроке:

— проверить сформированность умения работать с информацией по переработке текста;

— проверить сформированность умения узнавать текст публицистического стиля;

— проверить сформированность умения создавать фрагмент текста заданного стиля речи в соответствии с основной мыслью.

3.Цели учителя, обеспечивающие реализацию требований ФГОС к

становлению личностных результатов при изучении темы урока:

— выявить нравственно-эстетические представления учащихся по проблеме, заявленной в тексте.

Оборудование: раздаточный материал для каждого учащегося (текст диагностической работы по вариантам; текст упражнения 193).

Ход урока

1.Подготовительный этап (общая характеристика работы, ознакомление с режимом работы и критерием оценивания).

2.Самостоятельная работа учащихся (выполнение работы).

3. Заключительный этап (подведение итогов).

Макет работы.

Предметные результаты.

1.Задание, выявляющее обязательный уровень владения предметными знаниями темы. Максимальное количество – 3 балла (по 1 баллу — за каждый восстановленный подпункт плана стилистического разбора текста).

Метапредметные результаты.

2. Задание, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 3 балла (по 1 баллу – за каждый параметр РС / каждый пункт плана)

3. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи/уровень регулятивных УУ на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 4 балла (по 1 баллу — за каждое неверное утверждение и по 1 баллу за каждое исправленное верно утверждение).

4. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы. Максимальное количество – 5 баллов (содержание фрагмента сочинения-1 балл, использование средств выразительности – 1 балл, речевое оформление -1 балл, грамотность письма -2 балла).

Диагностическая работа

ВАРИАНТ 1.

Задание 1. Восстановите пропущенные подпункты (или их части) плана стилистического разбора текста.

План стилистического разбора.

1)Определить речевую ситуацию:

— сферу применения стиля;

— …………………………….

2)Назвать основные стилевые черты:

— высказывание ……………………. или конкретное;

— …………………………………….. или бесстрастное;

— …………………………………….. или непринуждённое.

3)Найти характерные для этого стиля языковые средства. (2)

Задание 2. Представьте текстовую информацию в виде схемы речевой ситуации (РС), отражающей характерные черты публицистического стиля речи.

Публицистический стиль речи применяется в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах на радио и телевидении, в выступлениях на собрании и митингах.

Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Это речь, обращённая ко всем людям.

Задача публицистической речи: сообщить информацию о жизни страны; воздействовать на массы; сформировать определённое отношение к общественным делам; сформировать гражданскую позицию.

Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным.

Это характерные черты публицистического стиля. (4)

Задание 3.Укажите и исправьте неверные утверждения.

  1. Публицистический стиль речи используется в бытовом общении.

  2. Высказывание публицистического стиля обычно бывает злободневным, ярким, страстным.

  3. Публицистика — вид литературы, освещающий актуальные темы общественно-политической жизни.

  4. Жанр-вид литературных произведений того или иного стиля.

  5. Заметка в газету – это один из жанров разговорного стиля речи (разговорного языка. ) (2)

Задание 4. Прочитайте текст. Напишите сочинение по данному началу, предложив решение проблемы, сформулированной в последнем предложении. Используйте средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами НО, А, ИЛИ, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица.

Есть тысячи причин, по которым человек живёт или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди всё же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров и городского шума, поглощают выхлопные газы машин и убивают болезнетворные микробы…

Как живётся дереву в городе? Как дышится? Поют ли на его ветках птицы? И что можем сделать мы, горожане, чтобы шелест листвы и птичьи голоса заглушали все остальные уличные шумы? (4)

ВАРИАНТ 2.

Задание 1. Восстановите пропущенные подпункты (или их части) плана стилистического разбора текста.

План стилистического разбора.

1.Определить речевую ситуацию:

-……………………………;

— задачи речи.

2.Назвать основные стилевые черты:

— высказывание обобщённое или …………………….;

— эмоциональное или …………………………………..;

— строгое, официальное или ………………………. .

3.Найти характерные для этого стиля языковые средства. (2)

Задание 2. Составьте сложный план на тему «Публицистический стиль речи». Включите в него следующие пункты: 1) сфера употребления стиля; 2) задачи речи; 3) стилевые черты и характерные языковые, речевые средства.

(3)

Задание 3.Укажите и исправьте неверные утверждения.

  1. Публицистический стиль речи используется в общественно-политической сфере жизни.

  2. Высказывание публицистического стиля обычно бывает злободневным, ярким, страстным.

  3. Публицистика — вид литературы, освещающий актуальные темы общественно-политической жизни.

  4. Жанр-вид литературных произведений научного стиля речи.

Заметка в газету – это один из жанров официально-делового стиля речи (разговорного языка.) (2)

Задание 4. Прочитайте текст Ю. Яковлева «Что значит Родину любить?». В виде связного высказывания, используя стилистические средства выразительности, ответьте на вопрос: «Зачем автор разъясняет подросткам, что значит любить Родину?».

Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Не давать в обиду врагам. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.

Будущее Родины в руках подрастающего поколения, в ваших руках. Помните об этом, ребята! (3), (4)

Критерий определения уровня сформированности предметных и метапредметных результатов в рамках темы «Публицистический стиль речи. Заметка в газету»:

высокий уровень — от 100% до 98 %,

повышенный уровень — от 97% до 72%,

средний – от 71% до 50%,

недостаточный – менее 50 %.

При составлении данной работы использовались следующие материалы:

  1. Галеева Л.Н. Материалы курса «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС.- М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2013. – 80 с.

  2. Львов В. В. Русский язык. 7 класс. Диагностические работы к УМК под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта / В. В. Львов. – М.: Дрофа, 2016. – 126 с.

  3. Методическое пособие к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта «Русский язык. 7 класс» / М. М. Разумовская, С. И. Львова,

В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской. — М.: Дрофа,2015. — 158с.

4. Русский язык. 7класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.- М.: Дрофа, 2014.- 286 с.

Публицистический стиль. Заметка в газету

Автор разработки урока: Андрианова Екатерина Павловна

Место работы, должность: МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету

Тип урока:урок развития речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки самостоятельно      создавать      текст публицистического стиля — заметку в газету;

  2. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  3. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;

  3. прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Рабочие листы для заполнения.

 Предварительное задание:

1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»

2 вариантподобрать пословицы о Родине.

3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».

Ход урока:

  1. Мотивация деятельности(1 слайд)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

— Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!

  1. Опрос – разминка (2 слайд)

Цели:

1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;

-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)

-Публицистический стиль речи применяется в … (общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

— Задача публицистического стиля… (сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

— Характерные черты публицистического стиля (злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

  1. Целеполагание(3 слайд)

Цель:

1. сформулировать цели урока.

— Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)

— Каковы цели нашего урока:

— Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.

  1. Актуализация имеющихся знаний

Цели:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.

— Нам предстоит закончить оформление нашего проекта — классной газеты «Моя малая родина».

Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)

— В Библии есть такое выражение: «От полноты сердца говорят уста», то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.

На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.

(4 слайд)

— Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)

(5 -11 слайды)

  1. Физкультминутка(12 слайд)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности 

— Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.

  1. Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.

  2. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

— С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)

Задание 1

Замените одним словом описательный оборот:

люди в белых халатах (врачи),

зелёный массив (лес),

второй хлеб (картошка),

голубые дороги (реки)

ночное светило (луна),

голубой экран (телевизор).

Задание 2

Орфографическая диктовка с взаимопроверкой

Общественный, нравственный, организованный, благородный, ответственный, воспитание, патриотизм, публицист, корреспондент, мужественный.

  1. Стилистический анализ текста(13 слайд)

Цели:

  1. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  2. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  3. развивать навыки стилистического анализа текста.

— Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)

(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)

— Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

— Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).

1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  1. К кому обращена статья? (С кем говорим?)

  2. Где она может быть помещена?

  3. С какой целью она написана?

2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  1. Чему посвященастатья? ( О чем она?)

  2. К чему призывает автор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  1. Определите стилевые черты текста.

  2. Назовите языковые средства.

Возможные результаты групповой работы.

1группа:

1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…),

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)

2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).

Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.

  1. Домашнее задание. (16 слайд)

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  2. развивать навыки стилистического анализа текста.

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________

______________________________________________________________.

В статье четко выражена мысль_________________________________

______________________________________________________________.

В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.

  1. Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить степень значимости полученной информации для себя.

— Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

  1. Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить результативность собственной работы

— В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.

— Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!

Использованные источники

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.

  2. Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006

  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015

8

Конспект урока развития речи в 4 классе по теме: Публицистический стиль. Газета.

ГУ «Средняя школа № 9»

В рамках школы и ШМО учителей начальных классов

Открытый урок по развитию речи в 4 классе

Публицистический стиль. Газета.

Разработала

Гаврилова М.М.

Учитель II категории

г. Усть – Каменогорск, 2010г.

Тема: Публицистический стиль. Газета.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «газета» — как одной из форм применения публицистического стиля. Формирование умения различать стили речи и знакомить с областями их применения.

2. Развивать устную и письменную монологическую связанную речь, обогащать словарный запас учащихся, расширить кругозор, осуществлять межпредметную связь с предметом «Литература», работать в группах,парах.

3. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за порученное дело.

Оборудование и материалы: карточки «Стили речи», новые слова, карточки –тексты для парной работы, выставка газет, карточки с понятиями.

ХОД.

  1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты,

Слушайте, запоминайте,

Даром время не теряйте.

  1. Повторение.

– Начнем урок со стихотворения. Послушайте его и определите, к чему нас призывает автор.

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая

Мысль словами выражать –

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявленье на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всем система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила делема, —

Нужно стили речи знать!

— К чему нас призывает автор?

— Почему же нам необходимо уметь определять стили речи?

— Какие стили речи знаете?

( В ходе ответов учитель вывешивает схему «Стили речи».)

Стили речи


Разговорный литературный научный публицистический

— В каких случаях используют разговорный стиль?

— Какой стиль используют писатели и поэты при написании своих произведений?

— Какой особенностью отличается этот стиль?

— При изучении каких школьных предметов вы сталкиваетесь с научным стилем?

— Чем он характерен?

— Определите, к какому стилю относится текст:

Внимание! Внимание!

Первый и последний раз в вашем городе цирк! Вас ждут весёлые клоуны, акробаты, жонглеры и дрессированные животные!

Ждем Вас, уважаемые зрители!

— По каким признакам определили, что это- публицистический стиль?

— Где используется данный стиль?

III. Сообщение темы и цели урока.

— На уроке познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

— Что это? (газета)

— Да, ребята, речь сегодня пойдет о газете. С понятием «газета» нас познакомит Катя, которая работала со словарем.

Ученица: — Я нашла определение слову «газета» в словаре Репкина В.В. Газета – периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям политической или общественной жизни.

— Наша цель сегодня – познакомиться с жанрами газеты и подготовка к выпуску классной стенной газеты.

IV. Тема.

1. Знакомство с понятием «газета».

— Название каких газет вы знаете?

— Наша школа тоже знаменита тем, что имеет свое периодическое издание- газету «Девяточка». Газета заняла первое место в конкурсе школьных газет.

— Хотите узнать, почему газета называется этим словом?

Опережающее задание( сообщение учащихся).

В начале «газета» была устной. Глашатаи созывали народ на главных площадях больших и маленьких городов и зачитывали указы, приказы правителей, сообщали о новостях, которые приносили гонцы из соседних стран.

Но однажды на главной площади одного из городов Древнего Китая вместо глашатая появилась доска, где постоянно вывешивались письменные указы и новости. Конечно, такая стенная газета была не совсем удобной, так как за новостями приходилось ходить. И тогда родилась идея переписывать новости и доставлять их горожанам прямо домой. Конечно не всем, а наиболее знатным.

Однако есть на свете город, в котором газета и получила своё имя. Это город Венеция. В 16 веке там выпускали рукописный листок, который назывался «Письменные новости». А «газетта» — это название венецианской монеты того времени, за которую можно было купить этот листок. Со временем одно «Т» исчезло, и все «письменные новости» стали называться газетами.

2. Знакомство с жанрами газеты.

— Как думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий? Почему со времен Древнего Китая не исчез интерес людей к газетам?

— Газета призвана своевременно и полно информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газете выделяют публицистические жанры( на доске карточки со словами):

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

РЕПОРТАЖ

ИНТЕРВЬЮ

СТАТЬЯ

ОЧЕРК

— Весь материал газеты разделен на разделы – РУБЛИКИ.

Работа в группах.

— У каждой группы дано понятие одного из жанров газеты. Вы должны познакомится с предложенным вам понятием и раскрыть суть другим группам.

1 группа: Корреспонденция – очень распространенный газетный жанр. В ней сообщается о каких-то конкретных событиях.

2 группа: Репортаж – сообщение о событии, очевидцем которого является сам корреспондент.

3 группа: Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким – либо актуальным вопросам.

4 группа: Статья — публицистическое сочинение небольшого размера.

5 группа: Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов, или изложение какого-либо вопроса.

Защита групп.

V. Закрепление.

1. Отработка умения определять жанры газеты.

Работа в парах.

— Вы познакомились с жанрами, а теперь попробуем в практической деятельности определить жанр по предложенным текстам.

Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.

Новорожденные.( корреспонденция)

Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.

Новости сообщила Н. Павлова

Пропуск на праздник. (репортаж)

Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.

И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.

В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.

Лескоры Володя Новый, Женя Корягин

Защита группы.

— Какие жанры газеты узнали?

2. Подготовка будущего материала для классной стенной газеты.

— Как называется профессия людей, которые пишут статьи в газетах?

— Этим профессиям учат в специальных институтах, на факультете журналистики. И сейчас я вам предлагаю побывать в роли журналистов. Так как на следующем уроке мы должны будем выпустить первый номер нашей газеты, то нам нужно собрать материал для неё. Чтобы у нас получилось, мы должны плодотворно поработать.

Работа в группах.

Каждой группе предлагается написать материал на тему «Жизнь нашего класса».

— Вспомните , какие события произошли в нашем классе за этот период и попробуйте рассказать о них в понравившемся вам жанре.

— Что вам поможет справиться с заданием? ( вернуться к понятиям газетных жанров)

Защита работ.

VI. Рефлексия.

— С какой формой применения публицистического стиля вы познакомились?

— Назовите жанры газеты?

— Где эти знания вы сможете применить?

VII. Домашнее задание. Красиво оформить свою статью, подобрать иллюстративный материал, принести карандаши и фломастеры.

Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме «Публицистический стиль»

Цели:

Образовательная:

  • практическое овладение навыками публицистического стиля.

Воспитательная:    

  • привить любовь к родному слову.
  • формирование активной жизненной позиции.

Развивающая: 

  • развитие речи
  • развитие логического мышления
  • развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Вспомнить особенности публицистического стиля.
  2. Уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю
  3. Обогатить знания о публицистическом стиле
  4. Подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.

Форма организации обучения:

  • учебно-практическое занятие.

Тип урока

  • урок применения и закрепления знаний, умений, навыков.

Методы 

  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Необходимые пояснения:

  • данный урок является вторым в теме «Публицистический стиль»

Оборудование:  

  • видео с записью фрагмента передачи «Вести», «Новости», «Время» и т. д.
  • комплект из 5 приложений ( см. далее)

Домашнее задание к данному уроку:

  1. Заполнить третий столбик приложения № 1
  2. Сформулировать те вопросы, которые волнуют сегодняшнюю молодежь.    

ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Ход урока

I. Учитель (У). – Сегодня мы проводим урок второй урок по теме: «Особенности публицистического стиля». Мы уже много знаем о публицистическом стиле (ПС).

Цель сегодняшнего урока: — научиться определять тексты публицистического стиля — самим попробовать создавать тексты публицистического стиля.

II. — Давайте вспомним, что значит публицистический?

(Общественный, государственный)

Какова цель публицистического стиля? (Ответы учащихся)

Какова сфера употребления ПС? (Выступления на митингах, собраниях, статьи в газетах, журналах, на ТВ)

Если вы упомянули о ТВ, давайте к нему и обратимся. (Идет фрагмент передачи «Вести»)

Как вы считаете, эту передачу можно назвать публицистической? Почему?

III. Теперь давайте проверим домашнее задание.(см. приложение №1)

— Обратимся к III колонке.

— Какие средства языка характерны для ПС?                    

— Давайте обобщим все, что мы знаем о ПС?

IV. Попробуем применить наши знания практике. Обратимся к приложению № 2

— Прочитайте тексты, находящиеся в приложении №2.

— Докажите, (на одном из текстов), что это тексты публицистического характера? (Ориентируйтесь по таблице)

— Есть ли хоть один текст непублицистического характера?

— Какой текст вы прочитали бы в первую очередь? Почему? (В предложенном материале обязательно должен быть текст с «ярким» названием)

Учитель: заглавие в тесте играет большую роль.

— Ответьте на вопрос, тему или идею отражает заглавие?

Учитель: обратитесь к приложению №4

— Подумайте, по каким из этих заглавий можно предположить, что текст будет публицистического характера?

— Скажите, в публицистическом стиле заглавие отражает чаще всего тему или главную мысль?

Обратимся еще к одной примете ПС: риторическому вопросу.

— Что такое риторический вопрос?           

— Приведите примеры.

— Найдите риторические вопросы тексте приложения №5.

Продолжим нашу работу. Обратимся к тексту приложения №6.

— Прочитайте про себя данные предложения. В чем их особенность?

(Все эти предложения являются риторическими вопросами)

Учитель: чтобы осознать важность риторического вопроса, давайте попробуем заменить повествовательные предложения риторическими вопросами (см. приложение №7)

  1. Мы не можем не гордиться тем, что путь к звездам открыла наша страна. (Разве можно не гордиться тем, что …)
  2. Каждый любовался многоцветной радугой салюта. (Кто не любовался многоцветной радугой салюта?)

— Как вы думаете, зачем автор использует риторический вопросы?

v. Ребята, нам предстоит создать текст публицистического характера. На прошлом уроке вы предложили очень много тем. Мы остановимся только на двух из них.

1-й вариант- « Молодежь и наркотики»

2-й вариант-« За чистоту языка»

Запись на доске

  1. Формулировка темы.
  2. Формулировка данной темы в виде проблемного вопроса или узкой темы.
  3. Основной тезис к данной узкой теме
  4. Заглавие.
Ребята, если мы сформулировали тему в виде проблемного вопроса, то какое будет сочинение по типу текста? (рассуждение)

— Какова структура рассуждения?

— Что такое тезис?

— Сформулируйте тезис к каждой из предложенных тем.

  • 1-й вариант. Наркотику противостоять необходимо.
  • 2-й вариант. Ненормативная лексика скорее беда, чем мода.

— Как вы будете доказывать тезис? Где брать материал? (Жизненные впечатления, газеты, журналы, телевидение.)

А теперь поговорим о заглавии.

— Каким оно должно быть? (Выразительным, привлекать внимание)

Придумайте заглавие к своей теме

Заполните всю схему (см. выше: тема, узкая тема, тезис, заглавие)

Ребята, ПС предполагает использование определенной лексики. Обратимся к приложению №8.

-Какие слова и выражения подошли бы к вашей теме? (ответы уч-ся)

Предложениями с обращениями обычно принято заканчивать тексты публицистического характера.

Давайте вспомним, как выделяются обращения на письме?

-Придумайте предложения по следующим схемам.

ИТАК: сегодня мы изучили законы построения публицистического текста и подготовились к созданию такого текста.

Задание на дом: создать публицистический текст, на любую из выбранных вами тем.

Комплект приложений.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Публицистический стиль.

Цель высказывания

Сфера применения

Средства языка, характерные для стиля, примеры.

1. Воздействие на слушателя, читателя.

1 Выступления на митингах, собраниях, съездах,TV.

 

2. Передача общественно значимой информации.

2. Статьи в газетах и журналах.

 

3. Побуждение к определенным поступкам, действиям.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

В данном приложении вы можете использовать несколько любых текстов публицистического стиля.( Объем текстов должен быть минимальным)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

  1. Господа судьи, господа присяжные заседатели!
  2. Граждане пассажиры!
  3. Уважаемые товарищи!
  4. Ребята! Мальчики и девочки! Все, кто учится в школе №98.
  5. Уважаемые ребята, родители, педагоги!
  6. Водители и пешеходы!
  7. Внимание, учащиеся 7 «а» класс

ПРИЛОЖЕНИЕ№;4

  1. Миру — мир
  2. Труд- хозяин земли
  3. Итоги конкурса «Фантазия»
  4. Мальчишки учатся играть.
  5. Весна в моей деревне.
  6. Хлеб — значит жизнь.
  7. Охранять природу -значит охранять Родину!
  8. Помогите найти учителя!
  9. Играть ли мальчикам в войну?

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык? Слово родной — волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладывается: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. (Л. Щерба)

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Мой друг, что может быть милее
Бесценного родного края?
(Н.Языков)

О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я.
(Н. Некрасов)

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

  1. Мы не можем не гордиться тем, что путь к звездам открыла наша страна.
  2. Каждый любовался многоцветной радугой салюта.

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

 Общественно- политическая лексика: депутат, делегат, долг, достоинство, цивилизация, рынок, прогресс, гуманизм, договор, реформа образования, социальная справедливость, родина, личность ученика, целеустремленность, колледж, реферат, гимназия.

Фразеология: толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, бить в набат, летать в облаках, играть роль, иметь значение, взять на заметку.

Употребление слов в переносном значении: люди в белых халатах (врачи), второй хлеб (картофель), белое золото (хлопок), дорога знаний, атмосфера доброжелательности, источник знаний, планета детства, белая смерть, слова- «паразиты», движение «зеленых», экологическая безопасность, движение зеленых.

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §11. Публицистический стиль. Упражнение №64

В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

Решение

Первое сентября 2016 г. запомнится не только самарским первоклассникам, которые впервые отправились в классы. В этом году в городе, впервые за многие годы, открылись две новые школы, готовые принять почти три тысячи ребятишек.
Школа со счастливым номером 7 открыла двери в Кошелев−проекте. Учиться в современном здании с новейшим оборудованием под руководством талантливых педагогов теперь могут 1553 школьника. Их ждут не только просторные учебные классы, но и два спортивных зала, 25−метровый бассейн с четырьмя дорожками, актовый зал на 450 мест, медиатека,
столовая, пищеблок, рекреационные зоны − словом, всё для гармоничного развития ребят. Работает и музей имени Калашникова (новая школа носит имя знаменитого конструктора стрелкового оружия).
Как констатировал на торжественной церемонии начала работы учебного заведения Николай Меркушкин, губернатор Самарской области, это самая крупная и современная школа в России. Ее построили с рамках государственно−частного партнёрства, и она стала одной из первых в стране, получившей финансирование по федеральной программе по строительству и реконструкции школ.
Кроме того, первого сентября приняла 1000 учеников и новая школа в микрорайоне «Болгарь». В декабре в «Южном городе» заработает школа, рассчитанная на 1500 учащихся, а в следующем году начнется строительство еще одного учебного заведения в Кошелев−проекте. (Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36 07/09/2016)
Стиль данной статьи — публицистический. Цель статьи − дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение. В статье используется общественно−политическая лексика: готовые принять, современно здание, новейшее оборудование, талантливые педагоги, гармоничное развитие,
констатировал, торжественная церемония, построили в рамках государственно−частного партнёрства, федеральная программа по строительству и реконструкции школ, учебное заведение. Используются вводные слова, стандартные конструкции.

Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль