Публицистический стиль речи таблица: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Урок по русскому языку Стили речи

Тема урока “Стили речи»

Гордиенко Валентина Ильинична,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»,

с. Береговое, Тарановский район, Костанайская область

Русский язык 10 класс

Цели урока:

-актуализировать знания учащихся о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков

каждого из стилей;

-формировать умения определять стиль речи, тип речи;

-продолжить работу над умениями и навыками устного и письменного высказывания учащихся ;

-развивать речевую культуру учащихся;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, культуры умственного труда на основе таких

мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Задачи урока:

-расширение и систематизация знаний о стилях речи, их признаках;

-развитие способностей к полноценному восприятию текстов;

-развитие образного мышления и выразительной устной, письменной речи учащихся

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: работа в микрогруппах, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, интерактивное оборудование, презентация, тексты для анализа, раздаточный материал (опорная схема), тестовые задания, оценочная карта урока.

План урока:

Организационный момент. Мотивация.

Актуализация знаний.

Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

Практические задания.

Тестовые задания.

Рефлексия. Оценочная карта знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент:

— Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

— Здравствуйте! –

Что особо тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Определите основную мысль этого стихотворения. Установите этимологию слова «Здравствуйте», каково его первоначальное значение?

2. Актуализация знаний: (Слайд 1)

Учитель:Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском литературном языке как высшей форме национального языка, обработанного и нормированного, повторим стили речи, их специфические особенности и характерные черты, сделаем стилистический анализ текста.

Эпиграфом урока послужат слова лингвиста В. Виноградова (слайд 2)

Высокая культура разговорной и письменной речи,

умение пользоваться его выразительными средствами –

самая надежная рекомендация каждого человека

в его общественной жизни.

Литературный язык имеет свои признаки: нормированность, стилистическая неоднородность, наличие двух форм (устной и письменной)

Нормированность. Что же является нормой в языке? (Учебник страница 257) (слайд 3,4)

Где зафиксированы литературные нормы? (слайд4 )

Послушайте стихотворение о стилях речи и скажите, для чего нужно определять правильно стиль речи?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, —
Нужно стили речи знать!

Ученики:Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель:Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите таблицу «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Стиль речи

С какой целью говорим

В какой обстановке говорим

Речевые жанры

Языковые средства

выражения

Стилевые черты

речи

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь.

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей (по группам).
Задания первой группы:

1.Опираясь на известный материал о стилях речи, определить стиль текста, спроецированного на экране (Разговорный стиль).

При выполнении этого задания используется опорная схема:

Сфера употребления стиля.

Цель употребления стиля.

Лексические особенности стиля.

Характерные черты стиля.

2.Выявить структурные особенности «жанра» ссоры в диалоге, описанном психологом М. Гинзбург: сопоставьте реплики, определите цель каждой; проследите, как реплика-ответ зависит от содержательного и формального наполнения реплики-стимула; выявите стандартные блоки, употребляемые в «жанре» ссоры.
Мальчишка опустил голову, а мужчина и женщина с двух сторон развернулись к нему. Первой начала женщина.
— Опять ты являешься домой в час ночи! Что же это такое! И когда это кончится!
— А чего тут особенного? — пробурчал парень. — Ну, гуляли, ну, задержался немного!
— Нет, вы только послушайте, — ничего особенного! Мы ночами не спим, места себе не находим, не знаем, где он, что с ним, а он — ничего особенного!
— А чего вы не спите? Спали бы себе. Что со мной такого может случиться!
Тут в разговор вступил отец. Для начала он бухнул кулаком по столу.
— Как ты разговариваешь! Посмотри, до чего мать довел! Шляешься где-то со своими дружками! Это надо еще выяснить, чем вы там занимаетесь!
— Не с дружками, а с друзьями, — огрызнулся мальчишка. — И ничего особенного мы не делаем.
— Знаю я твоих друзей! Один другого чище.
— Да что ты о моих друзьях знаешь? — обиделся парень.
— Ничего не знаю и знать не желаю. И вообще, я тебе с ними дружить запрещаю.
— Подумаешь, запретитель какой нашелся. У самого-то какие друзья…
— Ты что себе позволяешь! Мал еще меня обсуждать. Кончено, с этого момента без моего разрешения — ни шагу. Из дома — в школу, из школы — домой. По часам проверять буду.
— Ну и проверяй. А я вообще из дома убегу.
— Ничего, — с угрозой в голосе пообещал отец. — Милиция разыщет. А мы с тобой тогда иначе поговорим.

Ученики (читают текст и определяют стиль): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность.

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Рассмотрим речевую ситуацию, компонентами которой являются. (слайд 7 )

Обстановка — где?

Цель общения – с какой целью?

Собеседник – с кем?

После того, как стиль определён, заполним графу таблицы. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Задания второй группы:

1.Прочитайтестихотворение, определите стиль, назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Утро туманное, утро седое,
            Нивы печальные, снегом покрытые,
            Нехотя вспомнишь и время былое,
            Вспомнишь и лица, давно позабытые.
            Вспомнишь обильные страстные речи,
            Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
            Первые встречи, последние встречи,
            Тихого голоса звуки любимые.
            Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
            Многое вспомнишь родное, далекое,
            Слушая ропот колес непрестанный,
            Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)

Ученики:Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель:Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Задания третьей группы:

1.Определите, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте,назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль? (слайд 10)Речевая ситуация (слайд 11)

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Задания четвертой группе:

1. Подумайте, какую задачу ставит автор статьи? Назовите характерные особенности и сферу употребления.

Сенсация! Найдено средство вечной молодости! Сегодня в деревне Петухова местным участковым был обнаружен склад молодильных яблок. Тайна, над которой бились не одно столетие, оказалось, была спрятана в недрах старого сарая деда Савелия. Местные жители утверждают, что  дед Савелий, делает из молодильных яблок чудодейственный самогон, который излечивает все болезни.  Пока комментариев от хозяина участка не поступало, в данный момент он находится в нетрезвом состоянии после дегустации алкогольного средства собственного производства. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что находка позволит стабилизировать экономику страны, занять лидирующие позиции на мировой арене в индустрии красоты и косметологии и обеспечить население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить читателя, что молодильные яблоки обеспечат население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Учитель:Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи? (слайд 13). Заполните таблицу.

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика (слайд 14).

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Задание пятой группе:

1.Определите стиль речи, его особенности и сферу употребления (слайд 15).

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Ученики:Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Учитель: Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля (слайд 16).

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

Речевая ситуация (слайд 17)

4.Практические задания.

1.Составьте по образцу официально-деловые бумаги: заявления, характеристики, заявки, доверенности, объяснительной записки, автобиогрофии.

Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе N Вол-ой области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый класс школы № 444 города N.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. N.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.
II. Характеристика.

В характеристике отмечаются деловые качества человека, а индивидуальные качества лишь для того, чтобы их описание помогло полнее раскрыть деловое, общественное лицо человека.

5. Тестовые задания.

Учитель:На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, рассмотрели речевые ситуации.

Думаю, что теперь несложно вам будет выполнить тестовые задания (тематическое тестирование по трем вариантам).

Учитель: Подведём итоги. Итак, таблица «Стили речи» заполнена!

Самопроверка.(Приложение 1)

6. Рефлексия.

Учитель:Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы) и заполнить оценочную карту урока (Приложение 2).

7. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Выполнить творческую работу, используя один из видов стиля (сочинение – эссе, научная статья, деловые бумаги (объяснительная записка, доверенность, резюме), заметка в газету).

Приложение 1

Вариант №3

1. Уместен в неофициальной обстановке при общении с хорошо знакомыми людьми:

А) разговорный стиль; В) художественный стиль; С)публицистический;

Д) официально – деловой стиль; Е) научный стиль

2. Определите, какая из характеристик соответствует разговорному стилю:

А) Сфера применения – делопроизводство;

В) Сфера применения – общение в быту;

С) Сфера применения – радио, телевидение, газеты;

Д) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи;

Е) Сфера применения – художественная литература

3. Определите, какой стиль используется в устной форме:

А) публицистический; В) научный; С) официально – деловой;

Д) разговорный; Е) художественный

4. Стиль, который используется для написания статей конституции государства, законов, указов о назначении на государственные посты:

А) официально – деловой; В) научный; С) публицистический;

Д) художественный; Е) разговорный

5. Публицистический стиль используется для

А) романов, эссе; В) инструкции; С) выступлений в печати, на телевидении;

Д) научных отчётов; Е) разговорной речи непринуждённого характера

6. Воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей – цель:

А) разговорного стиля; В) художественного стиля;

С) публицистического стиля; Д) официально – делового стиля;

Е) научного стиля

7. Научный стиль употребляется в:

А) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;

В) научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской

деятельности;

С) словесно – художественном творчестве;

Д) обыденной речи, в беседах;

Е) агитационно – массовой деятельности

8. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно – политических идей, цель:

А) публицистического стиля; В) официально – делового стиля;

С) разговорного стиля; Д) художественного стиля; Е) научного стиля

9. Определите стиль текста:

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах

между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии

сопровождаются сильными осадками.

А) публицистический; В) официально – деловой;

С) разговорный; Д) художественный; Е) научный

10. Укажите, какой стиль используется для написания учебников, учебных пособий:

А) художественный; В) научный; С) разговорный;

Д) официально – деловой; Е) публицистически

Приложение 2

Таблица «Стили речи»

Стиль речи

С какой целью говорим

В какой обстановке говорим

Речевые жанры

Языковые средства

выражения

Стилевые черты

речи

Разговорный

Для непосредствен

ного повседневного общения; делимся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам

В непринуждённой неофициальной обстановке

Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма

Разговорная и просторечная лексика

Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

Научный

Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

В официальной обстановке

Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация

Терминологическая и профессиональная лексика

Логичность, объективность,

смысловая точность, отвлечённость и обобщённость

Официально-деловой

Сообщение, информирование

В официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности)

Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления

Официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи

Точность, не допускающая иного толкования

Публицистический

Функция воздействия через средства массовой коммуникации

В официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь

Общественно-политическая лексика

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность

Художествен

ный

Изображение и воздействие на читателя

Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия,

Использование всех богатств лексики

Образность, эмоциональность, экспрессивность, использование возможностей других стилей

Приложение 3

Оценочная карта урока

Этап урока

Самооценка

1.

Домашнее задание

2.

Терминологический диктант.

3.

Работа по теории, сообщение (подчеркнуть)

4.

Тест

5.

Практическое задание (определение стиля текста)

6.

Творческое задание ( составление текста определённого стиля)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/43659-urok-po-russkomu-jazyku-stili-rechi

Функциональные стили речи или кувшинка в отражении | Русский язык и литература

Автор: Рубан Юлия Михайловна

Организация: МБОУ «СОШ №100»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель урока: применить освоенные знания при составлении текста в заданном стиле.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

.

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

  • Знать особенности каждого стиля;
  • Знать цель и сферу использования;
  • Уметь составлять тексты в различных стилях;
  • Обогащать грамматический̆ строй речи обучающихся.

Регулятивные

Целеполагание. Саморегуляция.

Познавательные

  • Установление закономерностей̆. Индуктивное умозаключение.
  • Оценка и классификация объектов.
  • Построение устного высказывания на лингвистическую тему

Коммуникативные: умение взаимодействовать в процессе учебной̆ деятель­ности.

  • Осознавать ценность знаний о языке для учебной̆ деятельности по другим предметам;
  • Расширять и совершенствовать словарный̆ запас
  • Расширять и совершенствовать грамматический̆ строй своей̆ речи;
  • Проявлять интерес к познавательной̆ аналитической̆ деятельности.
  • Развитие нестандартного мышления. Развитие аналитических способностей̆.

Метапредметные связи: литература, психология

Тип урока: урок совершенствования знаний и присвоения УУД

Формы обучения: индивидуальная, групповая в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал: Конверт 1 ( таблица 17 шт. , информация по каждому стилю) Конверт 2 ( тексты всех стилей 17 штук)

Ход урока

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Организует работу с видеофрагментом «Распускается кувшинка»
(набор описаний исходя из каналов восприятия)

-Внимательно просмотрите видео, какие мысли, чувства и впечатления вызвал у вас данный фрагмент?

-Кому-то послышался плеск ручья?

-Услышали ли вы шелест лепестков? Можно ли считать, что это ярко красиво?

Проблема!


-Если бы вы сейчас составляли текст на основе этого фрагмента, какой стиль текста вы бы выбрали?

— Посмотрите на доску, вы видите слова, которые помогают вам составить текст художественного стиля.

Но в современном мире человек должен уметь составлять тексты и в других стилях.

-Ребята, если я сейчас дам вам задание составить текст про кувшинку в научном, официально-деловом, публицистическом и разговорном стилях, сможете ли вы качественно это сделать?

— Я предполагаю, что у вас возникнут трудности? Вы согласны? А почему? Какие?


(Какие стили бывают и чем они отличаются? Какие признаки стилей ты можешь назвать?)

— Я предлагаю решить вам эту проблему и в конце урока я уверена, что вы сможете составить эти тексты.

5 минуты

Осознают личностный смысл освоения темы

Клеим возможные ответы на доску «цветущАЯ кувшинка»,благоухающая, красивая,белая, волшебная,белая,небольшая, окруженная зеленью

 

Например : художественный)

 

(Прикрепляем на доску ответы: 1)забыли структуру 2) особенности каждого стиля 3)опорные слова 4)ведущие части речи)

 

 

Нет, потому что забыли признаки стилей.

На слайде 2 : Составить текст текст про кувшинку в разных стилях.

Организация познавательной деятельности

Конверт 1(вспоминают стили). 1 часть. ( 10 минут на 1 часть)

 

-Ребята, у каждой группы на столе лежат конверты № 1 с информацией о стилях и таблицей для каждого ученика.

-Вспомните характерные признаки каждого стиля речи и заполните таблицу.

 

-Начинаем обсуждать и заполняем свои таблицы. В конце урока у каждого из вас останется таблица со стилями речи.
Группа 1- разговорный и научный стиль.

Группа 2- официально-деловой стиль

Группа 3- публицистический

Группа 4- художественный стиль

На слайде 3 задача урока :

Вспомните характерные признаки каждого стиля речи, заполните таблицу.

 

3 минуты. Письменная работа, заполнение таблицы

Слово каждой группе (1-2 минуты).

На слайде 5 6 7 8 9появляется часть таблицы с признаками.

 

Конверт 2. 2 часть. (РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ)

-У каждой группы на столе лежат конверты № 2, в которых находятся тексты разных стилей. Прочитайте тексты, подчеркните характерные слова, присущие каждому стилю, определите стиль. Можете воспользоваться вашими таблицами!

 

-Поднимите руки кому понравились текст №1, к какому стилю он относится?

-Поднимите руки кому понравились текст №2, к какому стилю он относится?

-Поднимите руки кому понравились текст №3, к какому стилю он относится?

-Поднимите руки кому понравились текст № 4, к какому стилю он относится?

 

Запомните это про себя, а теперь внимание, распределяемся

 

 

-Я открою вам тайну! Вы не зря пересели за столы 1 2 3 4. выбрав понравившийся вам текст.

 

— Знаете ли вы кто такие кинестики, визуалы, аудиалы (предположения детей)

 

— В психологии так называются люди по ведущему каналу восприятия.

 

-Визуал использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями.

Аудиал чаще использует фразами со слуховыми словосочетаниями.

Кинестет для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики

 

Давайте поиграем.
 

-Я называю слова, а вы угадываете к какому каналу восприятия относится это слово или выражение.
-Вот посмотрите на слова, которыми вы описывали впечатление от кувшинки.

-А теперь сделайте вывод, какой канал восприятия информации преобладает в вашем классе?

 

3 часть

— Знаете ли вы, что люди использует и предпочитают тексты со словами, которые отражают их ведущую репрезентативную систему ?.

 

— Я не могу утверждать со всей точностью, но есть предположения, что вы выбрали тексты в соответствии с вашей ведущей репрезентативной системой.. Художественный стиль- выбрали визуалы , публицистический- аудиалы, разговорный -кинестетики,

-Помимо 3 каналов восприятия, ученые выделяют -дискретный, т.е. связанный с логическим осмыслением информации. Дискретному типу ближе текст научного стиля.

-Если вам интересно и хочется более точно понять какой канал восприятия преобладает у вас, то достаточно пройти тест. На просторах интернета есть множество разнообразных тестов)

 

4 часть (САМИ СОСТАВЛЯЮТ ТЕКСТЫ!)

-Мы с вами вспомнили признаки стилей, определили каналы восприятия, а теперь приступим к самостоятельной работе.

 

учетом того, что мы с вами повторили самостоятельно составьте текст из 7 предложений по картине Клода Моне «Кувшинка» в том стиле, который больше нравится и докажите, что этот текст относится к данному стилю.
— Кто готов представить свой текст?

Ребята,а мы выступите экспертами. Внимательно слушаем и анализируем: насколько ответ правильный и обоснованный.

 

Молодцы!

5 часть

Информация очень широкое понятие, ее можно преподносить по-разному. Именно потому что у людей задействованы все каналы восприятия, и лишь какой-то один преобладает .

-Мы воспринимаем окружающий мир комплексно, от этого получаем удовольствие, и наши впечатления разнообразны.

 

Я хочу вам показать еще один видеофрагмент, в котором есть все виды информации и предлагаю вам подумать….
А вот о чем каждый решит сам.

 

— Кто-нибудь хочет поделиться своими мыслями, о чем вы задумались?

 

— А меня это фрагмент навел на размышления о том, что такое красота

что нам в жизни важно и нужно ,что в трудные моменты нас держит не наша внешность и облик, а то, что скрыто в нашем корне, в сердце. там… в душе.

 

-Мне думается, что без красоты, без впечатлений без внутренней силы наша жизнь была бы не такая полная и интересная.

-Открывают конверты, достают все тексты,

 

Слайд 10 ( Прочитайте тексты, подчеркните характерные слова, присущие каждому стилю, определите стиль. Можете воспользоваться вашими таблицами!)

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11 ( на слайде 3 вида каналов восприятия)

 

 

Появляются слова на слайде 12 .(по 3 слова)

(по 3 слова, вижу слышу, чувствую , приятно тепло уютно- кинестетики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 13, «Репрезентативная система-это…?Репрезентативная система это система, посредством которой человеком воспринимается и используется информация, поступающая из внешнего мира

 

 

 

Слайд 14 Художественный- выбрали визуалы , Публицистический- аудиалы, разговорный -кинестетики, дискретный-научный стиль.

 

 

 

 

(3-4 минуты)

На слайде 15: картина и задание Составьте текст про картину Клода Моне «Кувшинка», в том стиле который больше нравится

 

Слушаем 1 -2 текста

 

На слайде 16: Прослушайте текст и выступите экспертами: насколько ответ правильный, обоснованный.

 

 

 

 

Видео 1.5 минут.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Рефлексия. Подведение итогов

Конец урока


— Мы с вами сегодня плодотворно поработали вы сумели составить тексты в разных стилях и немного поизучали сами себя.

-Пригодится ли вам эта информация?

-Какие впечатления у вас остались от урока или что больше всего запомнилось?

 

-У меня от вас остались самые приятные впечатления, и я надеюсь, что наш урок будет вам полезен в дальнейшей в вашей учебе или просто в обычной жизни. Спасибо за урок!

2 минуты. Ответы учащихся

 

На слайде 17 вопросы:

-Пригодится ли вам информация?

-Какие впечатления у вас остались от урока или что больше всего запомнилось?

 

Конверт 1 (Тексты в разных стилях, таблица, которую заполняют дети,)

 

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы…

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький…

 

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением. ..

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

 

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать. ..

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

 

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

 

Таблица

 

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особенности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобразительно-выразительных средств; использование средств других стилей

 

Приложения:

  1. file0. doc.. 127,0 КБ
  2. file1.pptx.zip.. 1,5 МБ
Опубликовано: 15.11.2022

New Voices Georgia – Защита свободы прессы в средней школе – Клиника Первой поправки

Norins, C; Хармон-Уокер, Т. и Тарани, Н., Восстановление свободы студенческой прессы: почему каждому штату нужен закон «Новые голоса» , 32 ЖУРНАЛ ПО ГРАЖДАНСКИМ ПРАВАМ УНИВЕРСИТЕТА ДЖОРДЖА МЕЙСОНА 63 (2021).

*****

Журналисты старших классов по всей стране уже давно сообщают своим читателям новости, политические и социальные комментарии, а также ценные взгляды на вопросы, представляющие общественный интерес. В эпоху сокращения коммерческих печатных СМИ студенты-журналисты также служат важным источником местных новостей не только для своих одноклассников, но и для окружающего их сообщества.

Тем не менее, студенты-журналисты действуют с разной степенью свободы слова и прессы в зависимости от того, принял ли их штат закон, защищающий свободу слова в спонсируемых школой СМИ. Это лоскутное одеяло государственной защиты является прямым результатом решения Верховного суда 1988 года по делу Школьный округ Хейзелвуд против Кульмайера , которое дает школьной администрации широкие полномочия подвергать цензуре выступления школьных журналистов, в то время как другие формы выступления учащихся остаются более строго защищенными.

После рассмотрения дела 1969 года Tinker v. Des Moines Independent Community School District Верховный суд постановил, что учащиеся «не отказываются от своих конституционных прав на свободу слова или самовыражения у ворот школы». В деле Tinker суд постановил, что Первая поправка защищает речь и самовыражение учащихся до тех пор, пока это не создаст разумно предсказуемый риск «существенного нарушения» или «существенного вмешательства» в школьную деятельность. Тинкер 9Стандарт 0007» обеспечивал надежную защиту свободы слова для всех студентов, включая студентов-журналистов, почти два десятилетия.

Но в 1988 году Верховный суд отменил стандарт Tinker для студентов-журналистов, приняв решение Hazelwood . В этом случае суд уполномочил школьных чиновников подвергать цензуре содержание и стиль спонсируемых школой средств массовой информации, если решение о цензуре «разумно связано с законной педагогической целью». Это означает, что школьная администрация также может наказывать или угрожать найму консультантов по журналистике, если они возражают против цензуры работы своих учеников.

За более чем 30 лет, прошедших после Hazelwood , предварительная проверка и цензура студентов-журналистов, особенно на уровне средней школы, получили широкое распространение и продолжаются по сей день. Юридический центр студенческой прессы (SPLC), национальная некоммерческая организация Первой поправки, задокументировал недавние примеры цензуры студенческой прессы по всей стране: Студенты-журналисты в 2020 году: журналистика вопреки всему.

Чтобы противостоять последствиям Hazelwood и подавлению права студентов-журналистов на выражение мнения, SPLC возглавил законодательную инициативу, известную как «Новые голоса». Эта инициатива направлена ​​на укрепление 9Стандарт 0006 Tinker благодаря принятию законов штата, запрещающих ограничивать свободу слова студентов-журналистов и их советников. В результате в 14 штатах теперь действует закон о книгах, защищающий права студентов-журналистов на свободу слова и самовыражения.

Таблица, сравнивающая эти 14 законодательных актов штатов, доступна здесь (документ Google) или здесь (PDF).

Конституция штата Джорджия предоставляет широкую защиту свободы слова всем гражданам Грузии, что соответствует закону о «Новых голосах» для студентов-журналистов. Но Грузия еще не рассмотрела такой закон, в результате чего старшеклассники Грузии и их советники уязвимы для Hazelwood — включена цензура со стороны школьной администрации. Действительно, общегосударственные стандарты обучения в Джорджии специально включают цензуру на основе Hazelwood как часть официальных должностных обязанностей консультантов по журналистике.

Студенты-журналисты и консультанты по журналистике могут пожелать рассмотреть вопрос о том, должна ли студенческая журналистика в Грузии снова получить такую ​​же защиту, как и другие формы студенческого самовыражения в соответствии со стандартом Верховного суда Tinker . Если вы хотите узнать больше о движении «Новые голоса», в том числе о том, как стать активным в Грузии, обращайтесь по телефону [email protected] .

New Voices Georgia Flyer

Кроме того, если вы сталкивались с цензурой в качестве школьного журналиста или консультанта по журналистике в Джорджии, рассмотрите возможность заполнения этого опроса, чтобы задокументировать продолжающиеся последствия Hazelwood.

Подготовлено в апреле 2021 г. Тараном Хармон-Уокером (3 л) и Наврозом Тарани и Брианна Йейтс (2л)

(Некоторые из) Журналисты во многих случаях делают заметки

Центр чтения|(Некоторые из) Журналисты во многих случаях делают заметки

https://www.nytimes.com/2019/12/27/reader -center/reporters-notes-journalism-september-11.html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Times Insider

Печатать, строчить, зарисовывать, закладывать в память над мороженым с источником: Различные обстоятельства, и разные истории, требуют очень разных методов.

Блокнот репортера. Хорошо подходит для репортажей в режиме реального времени, зарисовок сцен и записи общих мыслей. Кредит … Патриция Уолл / The New York Times

Times Insider объясняет, кто мы и что мы делаем, и дает закулисные взгляды на то, как наша журналистика объединяется.

Недавним днем ​​Линда Ричардсон вытащила стопку своих старых заметок после 11 сентября 2001 года.

На столе были разбросаны листовки о пропавших без вести с телефонных столбов по всему Нью-Йорку; юридический блок имен, каждое из которых отмечено, достигнуто ли оно; фотографии жертв, присланные членами семьи; и печатала страницы своих заметок в реальном времени.

«Все эти заметки только что лежали в картонной коробке у моих ног на моем столе», — сказала мисс Ричардсон. «Я не смотрел на них годами, но это то, от чего я не собираюсь отказываться. Это так мощно — и это история».

Заметки, сделанные Линдой Ричардсон во время ее репортажей о последствиях нападения на Всемирный торговый центр. Фото… Патрисия Уолл/The New York Times работал сценаристом в Metro. Она стала частью команды, которая задокументировала жизнь жертв нападения на Всемирный торговый центр в рамках проекта под названием «Портреты горя», ведущего репортажа, за который The Times получила Пулитцеровскую премию за государственную службу.

Если сводки новостей составляют первый черновик истории, то блокнот репортера — это то место, где этот черновик начинается. Будь то знаковая цитата, нацарапанная в блокноте, или подробная сцена, описывающая момент времени, заметки, которые делают репортеры, являются ранним, но решающим шагом в процессе журналистики Times.

Средства ведения заметок эволюционировали, и у каждого репортера есть свой собственный процесс записи деталей, из которых состоит их отчет, который может сильно различаться в зависимости от их ритма. Но цель остается прежней: задокументировать правду.

Брайан М. Розенталь, журналист-расследователь в отделе метрополитена, часто месяцами пишет одну-единственную историю. С десятками интервью и обширными коллекциями данных, которые нужно отсортировать, его записи принимают форму электронных таблиц, судебных документов и многочасовых записей интервью. И организация этой обширной коллекции намного превышает блокнот на 70 листов в линейку.

«Это как сад. Вы должны поливать его и ухаживать за ним», — сказал г-н Розенталь. «Если вы работаете над чем-то в течение шести месяцев, вы не можете посадить семя и вернуться через шесть месяцев, чтобы посмотреть, готово ли оно».

Вместо этого он упорядочивает и ссылается на свои заметки во время своего отчета, «убедившись, что все находится в правильном месте», — сказал он.

Хотя он записывает большинство интервью, он также использует жест записи, чтобы направлять разговор.

«Когда вы начинаете писать, люди чувствуют продуктивность, и это становится визуальным сигналом к ​​продолжению разговора», — сказал г-н Розенталь. «Но если вы замедлите свои записи или полностью остановитесь, это может дать собеседнику сигнал вернуться к теме».

В быстро меняющихся условиях или в условиях высокого давления некоторые репортеры придерживаются основ.

Энн Барнард, которая много писала с Ближнего Востока, в том числе во время войны в Ираке и в течение шести лет в качестве главы бюро The Times в Бейруте, основывает свои заметки на обстоятельствах.

Она может печатать достаточно быстро, чтобы делать дословные заметки на ноутбуке, но лично ноутбук может казаться барьером, поэтому она предпочитает пользоваться диктофоном, ручкой и бумагой, сказала она. Когда переводчик присутствует, источник может установить с ним зрительный контакт, поэтому ноутбук меньше мешает, но перевод также позволяет выиграть время для рукописных заметок.

В некоторых частях мира местные жители могут подвергнуть себя опасности, если их увидят разговаривающими с журналистом, поэтому памятью мисс Барнард стал блокнот.

«В определенной ситуации я могу не делать заметок», — сказала она. «В подконтрольных правительству районах Сирии нас обычно беспокоила тайная полиция или правительственные чиновники, и если они увидят, что кто-то разговаривает с вами, они вернутся к вам и скажут: «Не слушайте этого человека», или после того, они найдут этого человека».

В одном случае г-жа Барнард покупала мороженое за мороженым во время интервью с источником в местном магазине в Дамаске, чтобы, если кто-то следит, это не выглядело подозрительным.

Социальные сети также часто давали возможность связаться с людьми в местах, до которых она не могла добраться, особенно для сообщений о конфликтах, и в таких случаях она могла ссылаться на свою запись сообщений с источниками в таких службах, как Facebook или WhatsApp.

Дэвид В. Данлэп зарисовал здание колледжа напротив эпицентра — все еще горящее через 17 дней после теракта 11 сентября — с соседней башни. ориентир церковь после 9/11. По дороге на первое богослужение во временном месте, через пять дней после нападения, мистер Данлэп мельком увидел Тринити. Кредит… Патрисия Уолл/Нью-Йорк Таймс

«Это не весь ваш послужной список, но он становится кусок», — сказала она. «Я мог бы скопировать его из приложения, а затем переместить в другое место. Вы сами становитесь ходячей тетрадью».

Каким бы ни был метод, репортер в конечном итоге использует эти слова — факты, цитаты, наблюдения — чтобы рассказать истории о любви, потерях и всей жизни, которая лежит между ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *