Бхагаван Раджниш Будда: Пустота Сердца Беседы проведены Раджнишевским Международным Университетом Мистицизма в Аудитории Гаутамы Будды Пуна, Индия Сентябрь 8-15, 1988 ВВЕДЕНИЕ Эта книга описывает забытую землю, ее слова — это слова забытого языка. Для того, чтобы услышать их, необходимо повернуться в новом направлении, они входят в вас с черного хода. И тогда, как будто кто-то в самом нашем сердце стоит на вершине, описывая вид вокруг: прохладу воздуха, аромат цветов, тишину Луны. Голос, который говорит с нами здесь, кажется тихим голосом кого-то, кто зовет издалека. Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами — те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и когда-то эти пространства были нашим домом. И, может быть, эта земля на самом деле не так далека, в конце концов мы натыкаемся на нее как раз в такие моменты. Тихий голос в этой книге говорит нам, что СУЩЕСТВО ждет внутри нас, похороненное в пыли мыслей и хаосе сердца. Любым путем нам необходимо очистить ум, опустошить сердце и открыть, кто живет здесь — кто зовет с этих холодных внутренних вершин. Откройте черный ход для этих слов и слушайте. Слушайте этот магический язык и слушайте колокольчики, которые звенят так весело в промежутках. Может быть, это как раз ваш собственный Будда дергает за веревки колокольчиков, колокольчиков, которые звенят тебе: «Твое собственное существо такое чистое, такое незагрязненное, даже частичка пыли никогда не долетала сюда — не могла долететь. Только твое сознание может достигнуть этого места, и сознание возникает в тебе вместе с не-умом. В состоянии не-ума ты становишься проснувшимся, внимательным, и некуда уходить отсюда, потому что все мысли ушли. Поэтому ты обращаешься внутрь, и в первый раз встречаешь свое собственное изначальное существо». Ма Прем Прарто Март 1989. Пуна, Индия. Глава 1. ПУСТОТА СЕРДЦА Сентябрь 8, 1988 Наш Возлюбленный Мастер, Букко сказал: «Принимай события легко, без усилий, и через некоторое время напор мыслей, внешних и внутренних, спадает сам собой, и истинное лицо проявит себя. Тело и ум, свободные от всех мотиваций, всегда появляются как пустота и абсолютное тождество, сияя, как яркость небес, в центре широкого пространства существующих вещей, не требуя полировки или очистки. Это за пределами всех концепций, за пределами бытия и не-бытия. Оставь свои бесчисленные знания, впечатления, понимания и иди в эту необъятность пространства. Когда ты пришел в эту протяженность, в твоем сердце нет и пятнышка буддизма, а когда в тебе нет ни пятнышка знаний, ты обретаешь истинное видение Будд и патриархов. Истинная правда похожа на необъятное пространство, которое содержит все явления. Когда ты можешь приходить и идти во всех религиях одинаково, когда нет ничего специфически твоего ни внутри ни снаружи, когда ты соответствуешь высокому и соответствуешь низкому, соответствуешь квадратному и соответствуешь круглому, — тогда это То. Пустота моря позволяет волнам подниматься; пустота горных долин производит эхо, пустота сердца рождает Будду. Когда твое сердце пусто, вещи отражаются в нем, как в зеркале, сияя там без всякого различия между ними. Жизнь и смерть — это иллюзия, все Будды — в одном твоем теле. Дзен — это не что-то таинственное, это просто попадание в цель и пронзание событий. Если ты отбросишь все сомнения, течение жизни и смерти прервется само. Я спрашиваю вас всех: Вы видите это или нет? Как в июне снег тает на вершине Фудзи». Маниша, Букко пришел к окончательному выражению переживания собственно человеческого бытия. Очень редко Мастер достигает такой точки, как Букко в своих высказываниях. Вслушайтесь внимательно, потому что Букко не часто встречается с вами. Букко сказал: «Принимай события легко, без усилий, и через некоторое время напор мыслей, внешних и внутренних, спадает сам собой, и истинное лицо проявит себя». Это то, что я давно говорю вам. Быть Буддой — это не трудная работа. Это не какие-то достижения, за которые вам нужна Нобелевская премия. Это самая легкая вещь в мире, потому что она уже случилась без вашего ведома. Будда уже дышит в вас. Просто немножко одобрения, немножко обратиться внутрь, — и это не может быть сделано насильственно. Если вы будете делать это насильственно, вы потеряете нить. Это очень деликатное дело. Вы должны вглядываться внутрь играя, несерьезно. Это то, что он имеет в виду, говоря: «Принимай события легко». Не принимайте ничего серьезно. Существование очень просто. Вы получили вашу жизнь без каких-либо усилий и вы проживаете жизнь без каких-либо усилий. Вы дышите достаточно хорошо, и вам не надо напоминать, что надо дышать; ваше сердцебиение продолжается даже во сне, так легко существование для вас! Но вы воспринимаете существование совсем по-другому. У вас слишком сжаты кулаки. Вы хотите, чтобы все было достижением. Просветление не может быть достижением. Это то, что у вас уже есть, — как этого можно достигнуть? Подлинный Мастер просто выкидывает то, что вы не имеете, а лишь верите, что имеете, и дает вам то, что у вас уже есть. У вас есть много того, что на самом деле вам не принадлежит, вы просто верите, что оно у вас есть. Дело Мастера — это дело хирурга, отрезать все то, что не является вашим и оставить только существенное ядро, — вечное существо. Это очень простое действие, вы можете сделать это сами. Нет никаких проблем и никакого риска в принятии событий легко, без усилий, но люди принимают их очень напряженно. Они принимают вещи серьезно, и это портит всю игру. И помните, жизнь есть игра. Когда вы однажды поймете, что это игра, глубокая наполненность игрой возникнет сама по себе. Победа это не есть цель, цель — это играть тотально, весело, танцуя. То, что называется наполненностью игрой, очень существенно в исследовании вашего собственного существа. «Принимай события легко, без усилий, и через некоторое время напор мыслей, внешних и внутренних, спадает сам собой, и истинное лицо проявит себя». Когда я говорю вам, что медитация — это просто отсутствие мыслей, вы можете неправильно понять меня. Вы не должны делать что-нибудь, чтобы достичь отсутствия мыслей, потому что, что бы вы ни делали, — это будет снова мысль. Вы должны научиться видеть поток мыслей, стоя на краю дороги, как будто для вас неважно, что проходит мимо. Просто обычное движение. Если вы сможете рассматривать ваши мысли таким образом, что они не будут вас слишком затрагивать, тогда постепенно, без напряжения, караван мыслей, который продолжается тысячи лет, начнет исчезать. |
Стихи, песни, рассказы о рейсе 7К9268. Шарм-Эль-Шейх
Стихи, песни, рассказы о рейсе 7К9268. Шарм-Эль-Шейх — СПбверсия
| |||
Что такое пустое сердце?
Мы с женой — психоаналитики, особенно заинтересованные в обучении терапевтов в Китае. Эта ниша дала нам возможность узнать о китайской культуре и китайских пациентах за последние 15 лет.
Недавно мы участвовали в тематическом симпозиуме «Думающее сердце», проходившем в Музее Фрейда в Лондоне (доступном онлайн). Вместе мы представили тему, которая возникла как новый взгляд на депрессию у молодых китайских пациентов: болезнь пустого сердца.
Профессор Сюй Кайвэнь, заместитель руководителя центра обучения и консультирования в области психического здоровья в ведущем китайском Пекинском университете, впервые описал пустое сердце (или kongxin bing на китайском языке) на образовательной конференции в 2016 году. Это относится к студентам, которые преуспели в поступлении в элитные университеты, но прибыли туда с «пустым сердцем», не чувствуя смысла в своей жизни.
Многие китайские студенты демонстрируют целеустремленную преданность своим академическим усилиям. Они отказываются от других интересов, ограничивая досуг и даже дружба на этом пути.Своими усилиями они достигают вершины успеха: именно то, что их родители хотели для них.
Но теперь перед ними встает вопрос, которого нет ни на одном экзамене: Почему это важно?
Для многих из этих успешных китайских студентов — по одной оценке, более 40 процентов — победа пуста. Они испытывают чувство внутренней тщетности: пустоты в отношении своей жизни и достижений. Представьте, что вы так молоды, так трудолюбивы и целеустремленны — и так побеждены.
Ответ на это предварительное исследование был широко подтверждающим. Один анонимный студент пишет: «Я принадлежу к 40-процентным, а возможно, и к более суровым… На самом деле я не раз думал о том, чтобы покончить с собой». (Фу, 2016)
Один студент-психотерапевт высказал мнение, что дело не только в сердце, но и в случае «пустого я», потому что эти молодые люди принципиально не знают, кто они такие. Такие чувства быстро становятся все более распространенными, особенно с началом пандемии.
Аналогичное явление мы наблюдаем и в контексте западной культуры; рассмотрим архетипический подростковый поиск смысла своей жизни. Подростки и молодые люди с их вновь обретенной способностью к абстрактному и символическому мышлению часто задают великие вопросы о смысле жизни; искать этот смысл и бояться сложности мира. Подростковая тревога не является чем-то новым.
Болезнь пустого сердца, напротив, нечто большее. Он вписывается не в сферу нормального подросткового экзистенциализма, а скорее в континуум, включающий хроническую, часто изнурительную тревогу, а также депрессию и частые суицидальные мысли.
Причина этого различия в значительной степени культурная. Пустая болезнь сердца, вероятно, была усилена политикой «Один ребенок»; большинство китайских подростков и молодых людей всего лишь дети и, следовательно, являются единственными носителями надежд и наследия своих родителей. Это явление только возрастает, когда китайская культура настаивает на том, чтобы они полностью посвящали себя будущему своих семей. На более широком социальном уровне болезнь пустого сердца является результатом слишком больших амбиций и слишком большой ответственности за будущее семей этих молодых людей.
Работая врачом, мы с женой видели много молодых людей, которые чувствовали себя подавленными и неспособными удовлетворить требования своих родителей. Одна из наших пациенток, 14-летняя девочка, организовала клуб самоубийц. «Смерть не имеет значения, — сказала она нам. (Ее родители ужасно переживали за ее безопасность.)
Другая 14-летняя девочка, отец которой был алкоголиком, а мать находилась в жуткой депрессии, услышала галлюцинаторные голоса. У нее был диагностирован психоз, и она бросила школу, заявив, что может поддержать свою мать, которая должна оставить отца. Голоса оказались голосами ссорящихся родителей, а вовсе не психотическими: просто конфликт родителей звенел у нее в голове. Печальная и отчаянная озабоченность конфликтом родителей поглощала ее (Scharff, 2021).
Болезнь пустого сердца: исторический контекст
Бодлер в своей знаменитой поэме XIX века «Флер де Маль» описал чувство обедненной пустоты, запечатленное образом короля богатой страны, где все время идет дождь и у кого чувство онемения и внутренней смерти. Социологическая концепция аномии , описанная Талкоттом Парсонсом (1951), связывает такие чувства с отсутствием набора согласованных норм, которые затем проникают внутрь людей. Андре Грин (1999) писал о «мертвой матери» внутри многих отчаявшихся и пустых пациентов. Его комплекс мертвой матери предлагает психоаналитическое объяснение внутренней пустоты, переплетенной с экзистенциальным страхом, который также был описан в экзистенциальной психиатрии 20-го века.
Сегодня в Китае, с его быстро меняющимися социальными ожиданиями, мы можем видеть, как люди чувствуют себя отверженными и покинутыми, даже когда они поднимаются по лестнице успеха. Но это не так уж отличается от судьбы многих наших американских молодых людей, которые погрязли в выпивке и вечеринках в отчаянной попытке скрыть внутреннее чувство бессмысленности и страха перед будущим.
Хотя это и не новый способ чувствовать, размышление о множестве разновидностей пустых сердец, Востока и Запада, помогает нам понять современные версии внутренней тщетности, когда мы пытаемся помочь нашим пациентам найти смысл в своей жизни.
Если вы или кто-то, кого вы любите, подумываете о самоубийстве, немедленно обратитесь за помощью. Чтобы получить помощь круглосуточно и без выходных, обращайтесь в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств, 1-800-273-TALK, или в кризисную текстовую линию, отправив текстовое сообщение TALK на номер 741741. Чтобы найти терапевта рядом с вами, см. Справочник по терапии Psychology Today.
Больше нет одиночества: как заполнить пустоту в сердце
Источник: DrCartoon/Pixabay
Если вы боретесь с чувством истинного одиночества в мире, вы ежедневно сталкиваетесь с одним из самых разрушительных эмоциональных переживаний в жизни. Больше, чем простое одиночество от желания соединиться с кем-то, у вас есть ощущение, что вы не может соединиться с другими. Хотя вам может нравиться одиночная деятельность, вы также чувствуете себя болезненно одиноким. Правда в том, что решить эту проблему непросто, но путь вперед есть.
Люди, которые борются с этой проблемой, часто чувствуют, что у них есть какой-то недостаток, из-за которого другие отвергают их. И они боятся быть уязвимыми и причинить боль другим. Чтобы защитить себя, они активно (хотя и не обязательно сознательно) остерегаются эмоционального сближения. Это создает дистанцию с теми самыми людьми, с которыми они хотят общаться.
Итак, когда вы боретесь с чувством одиночества, важно спросить себя, действительно ли вы открыты для общения с другими. Или ваше желание установить связь подрывается вашими усилиями защитить себя? Может быть, вы отвергаете других до того, как они причинят вам боль. Например, вы можете быть далеким или враждебным; или даже разорвать отношения.
С любопытством вспомните случаи, когда вы чувствовали себя обиженными или отвергнутыми. Были ли вы настолько чувствительны к боли или страху боли, что слишком остро реагировали? Или то, как ваш друг обращался с вами, было неуместным? Если вы не можете разобраться в этих вещах, спросите мнение кого-то, кому вы доверяете, будь то друг, любимый человек или психотерапевт.
Если вы понимаете, что проблема в основном в вашем восприятии и реакции, то обратите на это внимание. Чем больше вы думаете об этом, тем менее «настоящим» будет казаться ваше ощущение того, что вы отличаетесь от других и несовершенны. Вы также станете более открытыми для общения с другими, изменив то, как вы думаете и реагируете на взаимодействие с ними.
Хотя вы не можете просто изменить свои чувства, вы можете выбрать, как реагировать на свои страхи отказа и боли. Например, когда вы боретесь с проблемой, вы можете решить — несмотря на страх быть отвергнутым — поделиться ею с другом, которому до сих пор доверяли. Это может дать вам поддержку, в которой вы нуждаетесь в данный момент, и большее чувство связи с вашим другом. Но вы должны тщательно выбирать себе друга. Открывая себя кому-то, кто вряд ли поддержит, вы подвергаете себя большему риску того, чего вы боитесь.
Конечно, вы можете развивать близкие отношения только в том случае, если у вас есть возможность встретить людей, с которыми вы могли бы действительно общаться. Вот тут-то и вступают в действие несколько основных, старых добрых советов. Дайте себе шанс завести друзей или развить интимные отношения, следуя своим интересам. Вы можете посетить художественные галереи, вступить в туристический клуб, принять участие в местной политике или заняться благотворительностью. Идея состоит в том, чтобы делать то, что вам нравится, в компании тех, кто разделяет ваши интересы. Вы не можете проиграть, потому что, даже если вы не встречаете никого особенного, вы делаете то, что делает вас счастливым.
Но чтобы уйти от одиночества к жизни, полной общения, важно, чтобы вы задумались над двумя основными факторами, связанными с вашими обстоятельствами; способы, которыми вы можете держать людей на расстоянии, и способы, которыми вы можете сократить это расстояние. Повышая это самосознание, вы можете понять свое болезненное одиночество и научиться противостоять своим страхам боли и отвержения. Учитывая, насколько глубоко эта проблема может быть укоренена в людях, вы можете обратиться за помощью к терапии, чтобы помочь с этим процессом.