Урок по самопознанию «Путь познания» 6 класс
Просмотр содержимого документа
«Урок по самопознанию «Путь познания» 6 класс»
Поурочный план по самопознанию
Школа___№ ________________Дата____________№_1____
Тема: Путь познания
Ценности:истина Качества:трудолюбие,целеустремленность,взаимопонимание.
Учитель:
класс ___6___
Количество учащихся _______
Цель урока: расширить представления учащихся о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания. Задачи: раскрытие смысла и значения ценности познания для человека; — развитие умения понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации; воспитание трудолюбия и целеустремленности. | Ресурсы: (материалы, источники) музыка |
Ход урока: 1.Организационный момент. Позитивный настрой Концентрация на Свет. Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 2.Проверка домашнего задания Приведите пример из жизни,когда вы испытали радость открытия чего-то нового. | Примечание |
3.Позитивное высказывание (цитата) Самое трудное — познать себя. Абу Наср аль-Фараби• Почему процесс познания себя ученый считает самым трудным для человека? | |
4.Рассказывание истории (беседа) Притча о выборе Однажды к Богу пришла женщина, которая выглядела совершенно несчастной. — Ты сама выбрала такой трудный Путь, и это твое право, – ответил Господь. – Наверное, у тебя ко мне важное дело, если ты так ко мне стремилась? — Очень важное! Я хочу спросить тебя, за что ты наказал меня многочисленными несчастьями? Что я такого сделала, чтобы ты меня вот так возненавидел? — В детстве у меня не было взаимопонимания с родителями, и я от этого страдала. Муж, которого я любила, ушел от меня к другой. Мой единственный ребенок умер, едва успев повзрослеть. Друзья от меня отвернулись, потому что я не хотела ни с кем общаться. А теперь я заболела смертельной болезнью, и мне осталось жить совсем недолго. Ты отнял у меня все, Господи! И я хочу знать, за что. Почему мне предначертано быть несчастной??? — Милая женщина, я тоже хочу тебя спросить, – с состраданием сказал Господь. – Я дал тебе родителей, чтобы ты познала, что такое быть дочерью. У тебя был муж – чтобы ты познала, что такое быть женщиной. Я послал тебе ребенка, чтобы ты познала, как это – быть матерью. У тебя были друзья – чтобы ты познала, что такое «быть заодно» и «поддерживать друг друга». Я послал тебе Болезнь – как последний сигнал, что ты что-то делаешь не так. Я дал тебе все для Счастья – гораздо больше, чем многим другим. Скажи мне теперь, почему же, имея столько возможностей для Счастья, ты выбрала быть несчастной? Иди и подумай об этом, время еще есть. И выбери что-то другое – если захочешь, конечно. … Прошло много времени, и у ног Создателя появилась та же самая женщина. На этот раз она выглядела совершенно счастливой. — Здравствуй, Господи, – с улыбкой сказала она. – Рада тебя видеть! — Ты не устала? Трудно было добираться? – заботливо спросил Господь. — Нет, вовсе нет! Я прилетела на крыльях Любви, пара взмахов – и я тут, – ответила женщина. – Я здесь, чтобы поблагодарить тебя. — В твоей жизни что-то изменилось? — О да! После той нашей встречи все стало по-другому, потому что изменилась я. Тогда я вернулась в свой мир, где меня ждала моя болезнь. Но я выбрала жить – и сумела найти способы, чтобы исцелиться. Исцелившись сама, я захотела рассказать другим, что это возможно, и стала помогать тем, кто уже отчаялся. У меня появилось множество друзей, и они помогли мне написать об этом книгу, а потом и много книг. Один из моих читателей стал мне мужем. Он вдовец, его жена умерла от той же болезни, что была у меня, и у него осталось трое детей. Я стала им вместо матери, так что теперь у меня уже подрастают любимые внуки! — Но я вижу, что ты передвигаешься в инвалидной коляске. Наверное, это огорчает тебя? – испытующе спросил Господь. — В этом есть свои плюсы. У меня больше, чем у других, времени для размышлений, для медитаций и для творчества. — Я вижу, глаза твои сияют, и улыбка цветет на твоем лице. — Это потому что я все время в движении, у меня столько планов! Я научилась вязать, я освоила Интернет, я общаюсь со всем миром. А главное – я могу дарить Миру то, что во мне открылось. Во мне столько Любви, что хочется обнять весь мир! Ты знаешь, Господи, я наконец-то счастлива!— Как мало, оказывается, человеку надо для Счастья, – с улыбкой промолвил Бог. – Всего лишь сделать выбор… | |
5.Творческая деятельность,групповая работа Зад 1 Поделитесь размышлениями о себе,используя вопросы в учебнике. Задание 2 Напишите рассказ –размышления на тему «Что такое самопознание?» В своей работе используйте слова и словосочетания:совершенствование,понимание,внутренний мир,способности,поиск,познавать самого себя,жить в гармонии,общечеловеческие ценности,предназначение | |
6.Групповое пение. Наша школьная страна Слова: Константин Ибряев | |
7.Домашнее задание Сначала стань человеком стр 6-9 чит | |
8.Заключительная минута урока Пожалуйста, сядьте удобно. Руки можно положить на колени или на стол.. Пожалуйста, закройте глаза. И вспомните,о чем мы сегодня говорили.Спасибо за урок! |
Урок 1 Путь познания Поурочные планы, Поурочные планы по самопознанию 6 класс, Самопознание
Цель: расшир я ть представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.
Задачи:
– раскры тие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;
– разви тие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации;
– воспитание трудолюбия и целеустремленности.
Круг радости
Учитель начинает урок с чтения четверостишья М. Шафи, готовя учащихся к восприятию темы урока.
Мирза Шафи
Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени,
Ты в собственное сердце загляни.
А если сам себя познать захочешь,
Смотри, собой себя не заслони.
После чтения обращается внимание на то, что познание мира – процесс, который проходит не только через разум, но и сердце человека. Чувства человека – самое верное мерило всех ценностей. Однако поэт предупреждает об опасности занять эгоистическую позицию и утратить истинную цель познания. Какой же выбрать путь? Об этом пойдёт разговор на уроке.
Чтение
Обращаясь к чтению статьи А. Лосева, следует предложить учащимся выделить ключевые слова и словосочетания, важные мысли, которые определяют сущность процесса познания, например, такие, как «радость познания», «потребность учиться», «знающая любовь», «любящее знание» и т. д. Это задание поможет ответить на предложенные после статьи вопросы.
Сначала стань учеником
По Алексею Лосеву
Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию, когда он постигает мысль и наслаждается своей способностью сравнивать, разделять, отождествлять…
Радость познания возбуждает в юноше потребность учиться. Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает с годами, но еще больше распаляется. И в этом смысле я солидарен с древнегреческим мудрецом Солоном, восклицавшим: «Старею, всегда учась».
То, что всем надо учиться, – общеизвестно; спорить тут не о чем. Но что значит учиться – в этом мало кто отдает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большею частью пользуется общепринятыми выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.
Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну, конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого – это опасный человек.
Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, это плохой ученик.
Когда преподаватель что-нибудь хорошо рассказал или писатель нечто хорошо изобразил, то у слушателя или читателя возникает чувство светлого удовлетворения. Оно подталкивает его к активной жизни, будит в нем стремление к высокому, новому, человечному. В таких случаях обнаруживается еще какая-нибудь скрытая тайна и хочется самостоятельно ее разрешить.
Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто свое личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют. Геометрия, если я ее изучил и понял, – моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука. Любить – значит стремиться к порождению. Если я полюбил какую-то истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину. Знающая любовь и любящее знание всегда хоть чуть-чуть, но обязательно несут в себе стремление к небывалому.
Да, знать и любить – это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. Бороться с недостатками – значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни – это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником – значит с юности готовится к подвигу жизни.
Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда – при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоз зренческого тезиса, – это плохой человек.
Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека – это альфа и омега всякого познания.
Надо учиться, чтобы быть!
Почему автор ставит рядом слова «любить» и «знать»?
Что является целью любого познания?
Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целее сообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающи х сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.
При обсуждении ответов на вопросы важно привести учащихся к мысли о том, что процесс познания – неотъемлемая, интереснейшая часть жизни человека, боле того: без познания жизнь теряет смысл. Целью любого познания является обретение человеком счастья бытия.
Беседа
Переход к беседе является естественным продолжением обсуждения статьи. Все вопросы, в сущности, направлены на выявление имеющихся у учащихся знаний и умений о познании и о его значимости для человека, а также субъективного опыта познания.
Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необ ходимых каждому на пути познания.
Какую роль играет в жизни человека чувство удов летворения от познания?
Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.
Как вы понимаете утверждение: «Надо учиться, чтобы быть»?
Отвечая на первый вопрос, учащиеся называют такие умения, как умение видеть, слышать и чувствовать. Второй вопрос поможет понять, что чувство удовлетворения от познания развивает стремление к большему познанию, веру в собственные силы.
В третьем вопросе содержится обращение к личному опыту учащихся, а ответ на четвёртый вопрос может стать выводом: познание – необходимое условие полноценной жизни человека.
Цитата урока
Приглашая учащихся к размышлению над вопросом о смысле цитаты, учитель предоставляет возможность высказать всем желающим свою точку зрения. Направляя ход рассуждений учащихся, учитель подводит их к мысли о том, что познание себя является неодномоментным процессом и требует от человека непрерывной работы в понимании себя, осознании своих поступков, в самосовершенствовании. Учащимся важно понять, что, познавая себя, человек трудится, а это сопровож дается субъективными открытиями, постижением истины, стремлениями к новым свершениям.
Самое трудное – познать себя.
Абу Наср аль-Фараби
Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?
Размышление над ситуацией
Учитель предлагает учащимся прочитать задание к упражнению и самостоятельно ответить на письмо Азамата.
В редакцию детского журнала пришло письмо. Прочитайте письмо, проанализируйте его и ответьте автору.
Дорогая редакция!
Пишет вам ученик шестого класса алматинской средней школы Азамат. Мне трудно дается учение. По всем основным предметам у меня «тройки». Мне кажется, что мне не хватает способностей, но старший брат говорит, что я просто ленюсь. Я же не считаю себя ленивым. Мне нравится мастерить, придумывать модели машин, играть с маленькой сестрёнкой. Однако долго сидеть за уроками я не могу. Мне трудно даётся математика, языки, физика. Только на уроке труда мне бывает интересно. Недавно мы с товарищем придумали интересную конструкцию рабочего стола школьника. В нем предусмотрена и полка для книг, и ящики для инструмента, и приспособление для канцелярских принадлежностей. Учитель нас похвалил и предложил осуществить задуманное. Сейчас мы подбираем материалы, инструменты для будущей конструкции. А вот задачу по алгебре, заданную на дом, я так и не решил. Скорее всего, получу плохую отметку. Мама будет сердиться. Что мне делать?
Азамат
Вопросы для анализа
Почему Азамат не считает себя ленивым?
Какие, на ваш взгляд, причины вызывают трудности в усвоении основных предметов Азаматом?
Какие советы вы дали бы Азамату, чтобы преодолеть эти трудности?
Цель данного задания заключается в том, что размышляя над ситуацией, изложенной в письме, учащиеся получают возможность разобраться в своих трудностях, проанализировать своё внутреннее состояние, исследовать свои возможности в поисках выхода из подобной ситуации.
После выполнения задания желающие могут прочитать свои ответы, в которых содержатся советы автору письма, вслух. Упражнение позволяет осмыслить значение настойчивости, трудолюбия и целеустремлённости как важных качеств человека, сознательно идущего по пути познания.
Анализируя письмо Азамата и пытаясь помочь ему, учащиеся будут мысленно соотносить ситуацию со своими проблемами или проблемами одноклассников. Возможно, кому-нибудь из учащихся удастся обратить внимание Азамата на на такие понятия, как ответственность и обязанности ученика, а также будут названы способы преодоления трудностей.
В целом обсуждение результатов работы учащихся должно позволить сделать самостоятельно следующие выводы:
у каждого ученика может быть интересное занятие, которым он занимается увлеченно, проявляя трудолюбие;
у каждого ученика могут быть трудности в освоении отдельных предметов, причины которых связаны либо с пробелами в знаниях, либо с непониманием своих ученических обязанностей и отсутствием желания трудиться;
трудности бывают у каждого, но главное – понять их причину и проявить настойчивость в преодолении;
понять причину своих трудностей – значит сделать открытия в познании себя.
Резюме
Учитель предлагает одному из учеников прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание» с целью подведения итогов рассмотренного этапа урока.
Познавая себя, человек учится принимать верные решения, справляться с трудностями, делать важнейшие открытия в окружающем мире, благодаря чему его жизнь становится насыщенной и интересной.
Данный вывод уже осмыслен учащимися при выполнении предыдущих заданий и может быть дополнен учителем прозвучавшими ранее замечаниями.
Домашнее задание
На дом учитель предлагает учащимся творческое задание. Оно даёт возможность проанализировать свои личностные качества, которые помогают или мешают добиться поставленной цели, проанализировать своё отношение к некоторым занятиям. В ходе выполнения данного творческого задания учащиеся должны осознать, что это и есть очередной этап познания себя.
Напишите короткий рассказ о себе. Используйте для этого следующие вопросы:
С каким делом вам удается справиться с наибольшим успехом?
Что вызывает затруднение?
В чём вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает учащимся высказать свои пожелания одноклассникам о том, что важно развивать в себе на пути познания. Например: «Ребята, чтобы учиться было интересней, нужно расширить круг чтения. Для этого нужно обязательно записаться в библиотеку». В итоге пожелания учащихся друг другу образуют своеобразный свод правил и советов на пути познания.
поурочные планы для 6 класса, Самопознание
Пересмотренная таксономия Блума — Центр передового опыта в обучении и преподавании
Необходимые ресурсы
Пересмотренная модель таксономии Блума (отзывчивая версия)
Пересмотренная модель таксономии Блума (версия Flash)
Загрузить пересмотренную таксономию Блума (PDF) теоретики и исследователи в области обучения, а также специалисты по тестированию и оценке опубликовали в 2001 г. пересмотренную версию Таксономии Блума под названием 9.0014 Таксономия преподавания, обучения и оценивания . Это название отвлекает внимание от несколько статичного понятия «образовательные цели» (в оригинальном названии Блума) и указывает на более динамичную концепцию классификации.
Обзор
Авторы пересмотренной таксономии подчеркивают этот динамизм, используя глаголы и герундии для обозначения своих категорий и подкатегорий (вместо существительных исходной таксономии). Эти «слова действия» описывают когнитивные процессы, с помощью которых мыслители сталкиваются со знаниями и работают со знаниями.
Утверждение цели обучения содержит глагол (действие) и объект (обычно существительное).
- Глагол обычно относится к [действиям, связанным с] предполагаемым когнитивным процессом .
- Объект обычно описывает знания, которые учащихся должны приобрести или создать. (Anderson and Krathwohl, 2001, стр. 4–5)
Измерение когнитивного процесса представляет собой континуум возрастающей когнитивной сложности — от запоминания до создания. Андерсон и Кратвол идентифицируют 19специфические когнитивные процессы, дополнительно уточняющие границы шести категорий (табл. 1).
Таблица 1. Измерение когнитивного процесса – категории, когнитивные процессы (и альтернативные названия)
Помнить
распознавать (идентифицировать)
вспоминать (извлекать)
Понимать
интерпретировать (прояснять, перефразировать, представлять, переводить)
иллюстрировать (иллюстрировать, иллюстрировать)0006
классификация (категоризация, подведение)
резюмирование (абстрагирование, обобщение)
вывод (заключение, экстраполяция, интерполяция, предсказание)
сравнение (сопоставление, сопоставление, сопоставление)
объяснение (построение моделей)
6 вне)
осуществление (использование)
анализ
дифференциация (различение, различение, фокусирование, отбор)
организация (нахождение, согласованность, объединение, выделение, разбор, структурирование)
Атрибутирование (деконструкция)
Оценка
Проверка (координация, обнаружение, мониторинг, тестирование)
Критика (суждение)
.
конструкция)Измерение знаний представляет диапазон от конкретных (фактических) до абстрактных (метакогнитивных) (таблица 2). Представление измерения знаний в виде ряда дискретных шагов может ввести в заблуждение. Например, все процедурные знания не могут быть более абстрактными, чем все концептуальные знания. И метакогнитивное знание — это особый случай. В этой модели « метакогнитивное знание — это знание [собственного] познания и о себе по отношению к различным предметам. . . (Андерсон и Кратвол, 2001, стр. 44).
Таблица 2. Измерение знаний
Фактическое
- знание терминологии
- знание конкретных деталей и элементов
Концептуальные
- знание классификаций и категорий
- знание принципов и обобщений
- знание теорий, моделей и структур
Процедурные
- знание предметных навыков и алгоритмов
- знание предметных техник и методов
- знание критериев для определения того, когда следует использовать соответствующие процедуры
Метакогнитивные
- стратегические знания
- знания о когнитивных задачах, включая соответствующие контекстуальные и условные знания
- самопознание
Пересмотренная модель таксономии Блума (отзывчивая)
Примечание: Это целей обучения , а не учебных действий . Может быть полезно подумать о том, чтобы перед каждой задачей было что-то вроде: «Студенты смогут…»:
Измерение знаний
Фактические данные
Основные элементы, которые студент должен знать, чтобы ознакомиться с дисциплиной или решить проблемы в этом.
Измерение знаний
Концептуальное
Взаимосвязи между основными элементами в более крупной структуре, которые позволяют им функционировать вместе.
Измерение знаний
Процедурное
Как что-то делать, методы исследования и критерии использования навыков, алгоритмов, приемов и методов.
Измерение знания
Метакогнитивный
Знание познания в целом, а также осознание и знание собственного познания
Измерение когнитивного процесса
Запоминание
Извлечение соответствующих знаний из долговременной памяти.
Запомнить + Фактический
Список первичных и вторичных цветов.
Запомнить + Понятие
Распознать симптомов истощения.
Запомнить + Процедура
Вспомнить как проводить сердечно-легочную реанимацию.
Запоминание + Метапознание
Определить стратегий сохранения информации.
Измерение когнитивного процесса
Понимание
Создание смысла из обучающих сообщений, включая устную, письменную и графическую коммуникацию.
Понимание + Факты
Суммируйте особенностей нового продукта.
Понимание + Концептуальное
Классифицировать клеи по токсичности.
Понимание + Процедура
Разъяснение инструкции по сборке.
Понимание + Метапознание
Предсказать свою реакцию на культурный шок.
Измерение когнитивного процесса
Применить
Выполнить или использовать процедуру в заданной ситуации.
Подать заявку + Факт
Ответить на часто задаваемые вопросы.
Применить + Концептуальное
Дать совет новичкам.
Применить + Процедура
Проведение pH-тестов проб воды.
Применить + Метапознание
Используйте техник, которые соответствуют вашим сильным сторонам.
Измерение когнитивного процесса
Анализ
Разбейте материал на основные части и определите, как части связаны друг с другом и с общей структурой или целью
Анализ + факт
Выберите наиболее полный список действий.
Анализ + Концептуальное
Различие Высокая и низкая культура.
Анализ + Процедура
Интеграция в соответствии с правилами.
Анализ + Метапознание
Деконструкция своих предубеждений.
Измерение когнитивного процесса
Оценка
Вынесение суждений на основе критериев и стандартов.
Оценка + Факт
Проверить на согласованность между источниками.
Оценить + Концептуальное
Определить релевантность результатов.
Оценка + Процедура
Судья эффективность методов выборки.
Оценка + Метапознание
Рефлексия о своем прогрессе.
Измерение когнитивного процесса
Создание
Соедините элементы, чтобы сформировать связное целое; реорганизоваться в новый паттерн или структуру.
Создать + Фактический
Создать журнал ежедневных действий.
Создать + Концептуальное
Собрать команду экспертов.
Создание + Процедурный
Дизайн Эффективный рабочий процесс проекта.
Создать + Метакогнитивный
Создать учебный портфель.
Рекомендуемые ресурсы
- Разработка заявлений о результатах обучения учащихся (Технологический институт Джорджии), стр.
- Churches, A. (2008). Цифровая таксономия Блума. Тщательная ориентация на пересмотренную таксономию; практические рекомендации по широкому спектру способов сопоставления таксономии с использованием современных онлайн-технологий; и связанные рубрики
- Загрузите плакат Blooms Digital Taxonomy of Verbs (Wasabi Learning)
- Bloom et al. Таксономия когнитивной области (доктор Уильям Г. Хьюитт, Государственный университет Валдоста)
- Stanny, C. J. (2016). Переоценка таксономии Блума: что измеримые глаголы могут и не могут сказать об обучении учащихся. Образовательные науки, 6 (4). https://doi.org/10.3390/educsci6040037
- Лучшие ресурсы, помогающие учителям использовать таксономию Блума в классе (веб-сайты дня Ларри Ферлаццо…)
*Андерсон, Л.В. (ред.), Krathwohl, D.R. (Ред.), Айразиан, П.В., Круикшанк, К.А., Майер, Р.Э., Пинтрих, П.Р., Ратс, Дж., и Виттрок, М.К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотренная версия таксономии образовательных целей Блума (полное издание). Нью-Йорк: Лонгман.
Использование глубины знаний Уэбба для повышения строгости
Сегодня трудно избежать слова строгость , и оно вызывает сильную реакцию со стороны педагогов. Политики рекламируют его важность. Издатели продвигают его как особенность своих материалов.
Но некоторые учителя разделяют точку зрения Джоанны Ятвин, бывшего президента Национального совета учителей английского языка. Для них строгость означает просто больше работы, более сложные книги и более продолжительные школьные дни. «Ни одна из этих вещей не является тем, что я хочу для студентов любого уровня», — говорит Ятвин.
Часть проблемы в том, что мы используем жаргон без четкого понимания того, что мы на самом деле имеем в виду.
Вычисление когнитивной глубины
Для школьных учителей более важным вопросом является практический вопрос: как создать богатую среду, в которой все учащиеся учатся на высоком уровне? Один полезный инструмент, Уровни глубины знаний Нормана Уэбба, может помочь учителям справиться с этой задачей. Глубина знаний (DoK) классифицирует задачи в соответствии со сложностью мышления, необходимой для их успешного выполнения.
Уровень 1. Воспоминание и воспроизведение: Задания этого уровня требуют припоминания фактов или заучивания простых процедур. Задача не требует никаких когнитивных усилий, кроме запоминания правильного ответа или формулы. Копирование, вычисление, определение и распознавание — типичные задачи уровня 1.
Уровень 2. Навыки и концепции: На этом уровне учащийся должен принять некоторые решения относительно своего подхода. Задания, включающие более одного мыслительного шага, такие как сравнение, организация, обобщение, прогнозирование и оценка, обычно относятся к Уровню 2.
Уровень 3. Стратегическое мышление: На этом уровне сложности учащиеся должны использовать планирование и фактические данные, а мышление становится более абстрактным. Задание с несколькими правильными ответами, где учащиеся должны обосновать свой выбор, относится к уровню 3. Примеры включают решение нестандартных задач, разработку эксперимента или анализ характеристик жанра.
Уровень 4. Расширенное мышление: Задания 4 уровня требуют самых сложных когнитивных усилий. Учащиеся синтезируют информацию из нескольких источников, часто в течение длительного периода времени, или переносят знания из одной области для решения проблем в другой. Разработка опроса и интерпретация результатов, анализ нескольких текстов с целью извлечения тем или написание оригинального мифа в древнем стиле — все это примеры Уровня 4.
В последнее время преподаватели начали применять DoK Уэбба, чтобы помочь им разработать более эффективные инструкции. Попробуйте выполнить это упражнение, чтобы лучше понять когнитивную глубину задач, которые вы используете в классе, и повысить точность обучения:
1. Составьте список или коллекцию всех задач, которые вы просите учащихся выполнить за день (или за один предмет на неделю), включая классные, домашние задания и проекты.
2. Рассортируйте задачи по категориям в соответствии с четырьмя уровнями DoK. Некоторые ресурсы, которые могут помочь:
- Уровни DoK по английской словесности, математике, естественным наукам и общественным наукам (PDF, 39 КБ)
- Эти примеры использования DoK в изобразительном искусстве (PDF, 102 КБ)
3. Работайте с командой коллег над пересмотреть группировки. Многие задачи легко классифицировать, но некоторые потребуют более глубокого обсуждения, чтобы прояснить ваше понимание уровней. Стремитесь к консенсусу. Несколько указателей:
- Глагол не определяет уровень. Вместо этого рассмотрите когнитивные усилия, которые учащийся приложит для выполнения задания. Глагол описать, например, может быть любого уровня, в зависимости от типа описания.
- Часто встречаются задачи, которые, кажется, попадают между уровнями. Если вы сомневаетесь, назначьте более высокий уровень.
- Увеличенное время само по себе не делает задачу 4-го уровня. Задачи более низкого уровня, которые просто повторяются в течение определенного периода времени, по-прежнему относятся к более низкому уровню.
4. Проанализируйте свои группы. Какие закономерности вы видите? Существует ли разумное распределение задач по четырем уровням? Вы замечаете что-нибудь неожиданное?
5. Перепишите задачу уровня 1 или уровня 2, чтобы она соответствовала как минимум уровню 3.
Применять по мере необходимости
В этот момент вы можете спросить: «Что такое разумное распределение? Как часто я должен выполнять задачи на каждом уровне? Какова правильная последовательность?»
Уровни DOK не являются последовательными. Учащимся не обязательно полностью осваивать содержание заданий уровня 1 перед выполнением заданий уровня 2. На самом деле, предоставление учащимся интригующего задания Уровня 3 может обеспечить контекст и мотивацию для участия в более рутинном обучении на Уровнях 1 и 2.
Уровни DOK также не являются развивающими. Все учащиеся, включая самых младших дошкольников, способны решать задачи стратегического и расширенного мышления. То, как они выглядят, будет отличаться, и то, что является уровнем 3 для ученика детского сада, может быть задачей уровня 1 для ученика средней школы. Однако все учащиеся должны иметь возможность строить сложные рассуждения.
Чтобы найти правильный баланс, задайте себе следующие вопросы:
- Какие виды мышления я хочу, чтобы студенты регулярно использовали?
- Если бы участвовал мой собственный ребенок, что бы я хотел, чтобы он или она делали?
- Как лучше всего провести ограниченное время в классе, которое у меня есть?
Решите для себя, как часто вы должны сосредотачиваться на задачах на каждом уровне, чтобы учащиеся максимально использовали возможности обучения, которые вы разрабатываете.
Независимо от того, как вы определяете строгость, важно, чтобы учащиеся ежедневно глубоко думали. Глубина знаний Уэбба дает вам основу и общий язык, чтобы сделать это в вашем классе.