Работа над кантиленой в классе фортепиано: «Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ» | Методическая разработка на тему:

Содержание

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со Cвешниковой Татьяной Викторовной, преподавателем МОУДОД «Снегиревская ДШИ» п. Снегири Московской области. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию методическую разработку об особенностях работы над кантиленой в классе фортепиано. Данный материал предназначен для педагогов ДМШ и музыкальных отделений ДШИ при работе с детьми младшего и среднего возраста

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Методика разработана в помощь педагогам по классу фортепиано, работающим с произведениями кантиленного характера, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво и тонко воспроизвести аналоги фраз для предания целостности мелодического развития темы».

Профессионального чтения…

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Фортепиано (рояль) в современном понимании самодостаточный и универсальный музыкальный акустический инструмент.

«Фортепиано для меня – самый любимый инструмент, потому что оно представляет собой нечто в музыкальном отношении целое; каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса, в музыкальном отношении – только половина».

Антон Рубинштейн

Именно универсальность фортепиано дает возможность пианисту исполнять музыку соло, музыку с оркестром, музыку в фортепианном ансамбле, а также играть музыку в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.

Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практически научить пианиста.

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.

«Кантилена» (итал. Cantilena, от лат. Cantilena — пение) – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает — умение «петь» на инструменте.

«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»

К.Н. Игумнов.

Прекрасные примеры кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов, в многих русских народных песнях.

«Учитывая тончайшие особенности и звучания и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем.»

С.Е. Фейнберг.

В педагогической деятельности каждый преподаватель ставит и решает задачи по воспитанию юного музыканта с учетом своих педагогических принципов и индивидуальных возможностей ученика. В зависимости от его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём. Основным в работе над кантиленными пьесами является активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, понимание его основных характеристик и особенностей. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого музыкального произведения, постепенно вводить музыкальные термины

Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

Работа над кантиленой занимает значительное место в обучении и воспитании ученика — пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования обучения.

В младших классах обучение начинающих пианистов основывается прежде всего на работе над звуком, звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес. В младших классах для работы с кантиленой прекрасной возможностью будет обучение игре легатного аккомпанемента в форме арпеджио и мелодических подголосков.

В средних классах педагог подбирает в работу более сложный музыкальный материал для своего ученика, но музыка для изучения по — прежнему детская, хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.

В старших классах пианист изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский до Д. Шостакович, С. Прокофьев.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.».

Г.Г. Нейгауз

Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы и т.д., желательно давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Примером могут послужить высказывания Нейгауза, Тальберга, Игумного, Корто. Нейгауз говорил о «прорастании пальца в клавиатуру до дна», А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику», К. Н. Игумнов и С. Тальберг ассоциировали исполнение кантилены с «замешиванием теста» пальцами.

Работа над кантиленой, как работа над любым видом произведения, должна в особенности заставить ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному, мягкому, певучему звуку», во-вторых, — к максимальному разнообразию звуковых красок.

Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнениеlegato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе. При игре произведений кантиленного характера существует большая проблема в связности звуков (легатной игре). Необходимо связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или «передавая эстафету» от одного пальца другому. Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в то же время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии — связность.

«При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой»

К.Н. Игумнов.

Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости. В исполнении кантилены основным является использование веса руки, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление руки на клавиатуру. Важно объяснить детям ощущение переноса части веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время надо не растерять его, адресовав в конец пальца. Ведь бывают случаи, когда у учащихся в кантилене устает рука, то есть эмоциональное напряжение (естественное при исполнении многих мелодий) переходит в напряжение физическое. При этом давление руки, не доходя до конца пальца, задерживается в кисти или локте. Рука зажимается и устает, а звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.

В процессе обучения педагог объясняет ребенку значение подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и предплечий. Педагогу необходимо дать представление ребенку об игре независимыми друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном исполнении – более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при крайней необходимости.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять сами обучающиеся.Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения.Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».

Ф.Э.Бах

Нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В кантиленных пьесах основное значение имеет запаздывающая, продлевающая педаль. Несложные певучие пьесы на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное легато, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами. Затем можно начинать работу над педализацией. Как один из первых образцов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более длинных звуков мелодии. В медленных напевных пьесах педаль можно брать на каждый длинный звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких.

Таким образом, изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика, помогает приобрести навыки выразительной певучей игры. Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе фортепиано. Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.

Список использованной литературы

1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка»,1961.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.

3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: «Классика – XXI», 2001.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003. 

5. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В трех томах. Том 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М.: «Музыка», 1983.

6. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.: «Музыка», 1966.

7. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: «Музыка», 1978.

8. Коган Г. М. О работе музыканта- педагога.- М.: « Музыка», 1979.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение», 1984.

«Работа над кантиленой в классе фортепиано»

Методическое сообщение.

«Работа над кантиленой в классе фортепиано»

Преподаватель класса фортепиано

Комарова Т.Б.

МАУ ДО ГО «Город Калининград»

«ДШИ им.Ф. Шопена»

1.Введение. 2.Основная часть. 2.1 Работа над мелодией. 2.1.1. Объединяющие движения руки. 2.1.2. Соединение долгих звуков с последующими короткими. 2.1.3. Интонационный анализ мелодии 2.1.4 Работа над фразировкой. 2.1.5 Дыхание. 2.1.6 Агогика. 2.1. 7 Педализация. 2.2 Работа над аккомпанементом. 2.3 Соединение мелодии и аккомпанемента. 2.4 Выстраивание драматургии произведения. 3. Заключение. 4. Список литературы.

  1. Введение

Овладение искусством выразительной певучей игры всегда считалось признаком высокого исполнительского мастерства. Оно же отличало стиль русской пианистической школы, опиравшейся, с одной стороны, на европейские традиции, в частности на итальянскую школу “bel canto “, с другой — на национальные истоки, прежде всего, протяжную русскую народную песню, с ее задушевностью, лиричностью. Этот сплав формирует своеобразие и проникновенность исполнительской манеры ее выдающихся представителей — П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Рубинштейна.

Кантилена – (от лат.cantilena-пение) это напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Владение кантиленой – это владение искусством “пения на фортепиано”. “Пение – это главнейший закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки”- писал К. Н. Игумнов. Кантилена в фортепианном учебном репертуаре является очень важным и значительным жанром.

Цель изучения кантиленных произведений – воспитание у пианиста ценных исполнительских качеств:

  1. Умение “петь” на фортепиано, которое имеет ударную природу.

  2. Умение исполнять одновременно вокальную мелодию и сопровождение (часто многоплановое).

  3. Развитие лирической стороны юного пианиста.

Работу над звуком необходимо начинать с первых уроков, одновременно с постановкой рук и посадкой за инструментом. Работу над кантиленой следует строить с двух сторон:

-Воспитание слуховых представлений,

-Обучение двигательной культуре.

Ученика необходимо научить дослушивать звук до конца и воспитать ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Задачи процесса овладения кантиленой:

  1. Освоение мелодии вокального типа.

  2. Работа над различными типами аккомпанемента.

  3. Изучение особенностей соединения мелодии и сопровождения.

  1. Основная часть.

2.1. Работа над мелодией

“Главная роль в музыкальном произведении принадлежит мелодии, а все остальное лишь дополняет мелодическую мысль” (М.Глинка).

Мелодия — это не ряд обособленных звуков, а определенная ритмическая и высотная последовательность звуков, связанных между собой в единое целое. Ученику нужно стремиться при исполнении к широкому охвату мелодической линии — как на протяжении отдельных разделов формы, так и всего произведения. Для этого важно понять строение мелодии, почувствовать и передать моменты “дыхания” — цезуры. Особенно полезно осознать в отдельных моментах развития мелодии наиболее значительные звуки — “интонационные точки”, предстающие своеобразными центрами тяготения, концентрации выразительности сочинения, выявить общую кульминацию.

В работе над мелодией стоит задача добиться “хорошей исполнительской дикции” (Л. Оборин), певучего и ясного звука, который зависит от контакта с клавиатурой, опоры и цепкости пальцев. Большое значение имеет правильно подобранная аппликатура, которая способствует наилучшему звучанию мелодии. Пр. Старинная французская песенка П.И. Чайковского. (1-2-1-2-3-4 пальцы в начале можно заменить на 1-3-4-3-4-5).

Трудность в работе над мелодией – умение извлечения певучего звука. С учеником необходимо освоить два основных приема звукоизвлечения: “от себя” (внедрение в клавиатуру) и “к себе” (зацеп клавиши).

“Внедрение”- палец закругленный, как бы преодолевая сопротивление, продвигается весом руки вглубь клавиши “движение от себя”. Характер движения зависит от динамики. Чем громче звук, тем активнее, быстрее движение, тем большая часть руки в нем участвует — кисть, предплечье, вся рука. Тихой звучности соответствуют медленные плавные движения. После достижения пальцами дна клавиши рука не прекращает движение “от себя”. Звук извлеченный весом руки отличается плотностью, глубиной, насыщенностью звучания. Этот прием звукоизвлечения используется для кантилены, для тянущихся звуков и медленных аккордов.

“Зацеп” – кончик вытянутого пальца в момент прикосновения к клавише закругляется, будто мягко зацепляет воображаемую петлю или воображаемое углубление (движение “к себе”), становясь надежной опорой для свободно подвешенной, гибкой, “дышащей” руки. Палец не скользит по клавише, а “прилипает” ко дну клавиши. Запястье делает небольшое движение вверх. Этот прием полезен для певучих мелодических пассажей, изображает тембры скрипки, виолончели. Звук легкий, прозрачный, ясный.

Когда оба приема звукоизвлечения освоены, можно приступить к дальнейшей работе над мелодией. Очень полезно мелодию петь голосом, а сопровождающие голоса играть, такая работа активизирует слух, заставляет осмыслить взаимодействие элементов музыки, развивает концентрацию внимания и способствует координации движений.

2.1.1.Объединяющие движения руки.

Для использования певучего легато важны объединяющие движения руки. Рука, устремляясь к очередному звуку, обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу, как смычок, который плавно передвигается по струне. “Рука должна находиться напротив пальца” (Л. Николаев). Внешние движения руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть незначительными. “Вихляние кисти и руки ничего путного не достигают, а лишь создают тощую кантилену” (К. Игумнов). Кисть должна быть подвижной, не зажатой. При переносе руки на другую клавишу через большой интервал ученик должен переносить не только руку, но и как бы “нести звук”. Пр. Анданте И. Парфенова.

“Рука – пароход, идущий по волнам, кисть вздымается и опускается. Эти движения небольшие, волнообразные и плавные” (В. Разумовская). “Рука поет, пальцы разговаривают”, “Рука ходит на пальцах”, “Рука дышит” – крылатые выражения Г. Нейгауза.

2.1.2. Соединение долгих звуков с последующими короткими.

Следует научить ученика слушать затухающий звук до конца и ощущать (“вести”) его кончиком пальца, пока он длится. Короткие звуки, следующие после долгих следует играть с той силой звучности, с какой звучали долгие звуки к моменту взятия короткого. Часто ученики этого не слушают и получаются “выкрики” и этим нарушается связность звучания. Каждый следующий звук мелодии не берется заново, а выливается из предыдущего. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки помогает добиться певучего легато, музыкальной цельности. Пр. Старинная французская песенка П.И. Чайковского.

После звуко-двигательного освоения партии правой и левой руки приступаем к интонационному анализу мелодии.

Пение на фортепиано – это не столько способ извлечения каждого звука мелодии, сколько умения слить их в интонации, фразы, предложения.

2.1.3. Интонационный анализ мелодии.

Ребенку необходимо рассказать, что такое интонация.

Интонация – это самая мелкая смысловая единица в музыке, как слово в разговорном языке.

Каждая интонация, как слово, имеет свой смысл. В разных музыкальных произведениях одна и та же интонация может приобретать разное значение.

Например:

  1. Два звука, соединенные лигой в медленном темпе, получили название “интонация вздоха”.

  2. Восходящие интонации чаще символизируют активность, яркие сильные чувства, радость, страх, торжество, отчаяние.

-Поступенное движение менее активно, интервальное более активно.

-Интонации, движущиеся по тонам, звучат менее напряженно, полутоновые движения более напряженно.

-Диссонантные интервалы – тритон, септима звучат более напряженно, чем пустая квинта, мягкая чистая кварта или секста.

3. Нисходящее движение часто символизирует пассивность, бессилие, опадающие листья, человека, павшего духом.

Существуют восходящие интонации, лишенные силы, активности, а нисходящие интонации могут привести к кульминации. При разборе каждая интонация должна быть наполнена смыслом, логически выстроена.

2.1.4. Работа над фразировкой.

Работа над фразировкой – это объединение коротких, а затем более протяженных мелодических линий по горизонтали с помощью динамических и ритмических устремлений к опорным точкам и уход от них с помощью динамических и ритмических спадов.

В пьесах кантиленного характера очень часто звучат фразы, предложения с повтором. Чтобы не было однообразия в исполнении, каждое повторение необходимо исполнить по-новому, разными звуковыми красками. Часто при повторах мелодического материала композитор изменяет фактуру, гармонию. Если сначала мелодия звучала одноголосно, затем может звучать в интервальной или аккордовой фактуре. Фактура может обогащаться динамикой, если звучит кульминационный момент. Фактурное обогащение может возникать при углубленном звучании басов в сопровождении.

Мелодия может быть украшена фигурациями, украшениями. Меняют характер мелодии новые гармонические краски.

Часто полифонические элементы в виде имитации появляются в изложении мелодического материала.

Все изменения мелодии окрашивают её живыми красками.

Педагог должен научить ученика слышать всё до мельчайших деталей. Чтобы ученику легче было сделать фразировку, можно сделать подтекстовку. Пример: П,И,Чайковский “Старинная французская песенка”: (Под снегом и дождем с тобою мы бредем…), Йенсен “Песня”:(Мамочка, дорогая моя, тебя люблю я…)

2.1.5. Дыхание.

Дыхание в музыке является важнейшим условием живой и выразительной музыкальной речи.

Музыка без дыхания мертва. В игровом процессе дыхание связано с движением рук. “Дышать” нужно вовремя, в соответствии с фразировкой и с характером звуковых задач. Дыхание помогает ярче выразить характер музыки. Правильное дыхание связано с дослушиванием звука или пауз.

2.1.6. Агогика.

Агогика – учение о незначительных отклонениях от темпа в исполнении музыкального произведения. В нотном тексте часто нет обозначений отклонения темпа, скорости движения мелодии. Эти отклонения часто очень незначительные, но они вносят красочную структуру, новизну в “жизнь” мелодии. Темповые отклонения часто применяются в кульминациях. Убыстрение или замедление динамизирует изложение. Для подчеркивания интонационных точек следует использовать агогику. Ученики, стремясь подчеркнуть эти звуки, часто играют их прямолинейно, точно по времени и, вместо небольшого выделения этих звуков, получаются “выкрики”. С этой целью можно применять легкое смещение некоторых звуков мелодии во времени, беря их чуть позже или раньше. Главное в исполнении агогики – чувство меры. Пр. «Песня» Йенсена (в 3 такте движение немного ускоряется к вершине, которая берется чуть позже, не прямолинейно).

2.1.7. Педализация.

Очень большое значение для певучести фортепианного звука имеет правая педаль. Пианист лишен возможности долго держать звук, как это могут делать певцы, исполнители на духовых, струнных инструментах. Фортепианный звук быстро угасает. Если после того, как звук зазвучал нажать на педаль, то тем самым мы “вдохнем новую жизнь” в этот звук. Получив поддержку в резонировании освобожденных демпферов струн, звук становится ярче и “жизнь” его продолжается. В этом одно из назначений “запаздывающей” педали. Умело пользуясь педалью, исполнитель находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

v

2.2 Работа над аккомпанементом

В пьесах кантиленного плана от ученика требуется умение одновременно вести мелодию и другие, сопутствующие ей голоса. В этом процессе важно научиться интонировать фактурные голоса как в отдельности, так и одновременном сочетании. Кантилена относится к гомофонному складу музыки. Зародилась она в народной музыке – пение с музыкальным аккомпанементом.

Аккомпанемент – это гармоническая и ритмическая опора мелодии. Включает в себя многообразные выразительные функции и исполнительские задачи.

Аккомпанемент можно разделить на следующие виды гомофонно-гармонического сопровождения:

  1. Гармония в тесном расположении – аккорды.

  2. Гармония в широком расположении (собирание гармонии в аккорды с помощью педали).

  3. Различные фигурации.

Аккорды в сопровождении следует исполнять звукоизвлечением “зацеп” – движение пальца “на себя”. Звук должен быть ясным и тихим. Необходимо добиться одновременности звучания всех звуков аккорда.

Гармония в широком расположении представляет собой бас и различное количество аккордов, гармонического заполнения.

Бас – основа гармонии, исполняется весовым движением “внедрение”, когда свободная рука тяжело кладется на бас, происходит мягкое и глубокое погружение руки. Звук глубокий, протяжный.

Другой вид туше извлечения баса – пятый палец левой руки приготовлен, касается клавиши, рука движется от клавиатуры к корпусу. Создается скользящее – цепляющее движение, напоминающее стирание пыли с клавиши. Звук легкий, тихий, но ясный.

Бас, извлекаемый толчком. Вся рука от плечевого сустава пружинистым движением, толчком от себя извлекается бас. От активности толчка зависит сила звука.

Гармоническое заполнение – аккорды должны звучать легко и ясно. Все звуки аккорда берутся одновременно. Верхний звук аккорда необходимо выделить, так как звучание гармонии определяет бас и вершина.

Для соединения баса и аккордов необходимо освоить объединяющее движение руки. Бас берется с весом руки, затем облегченная рука скользит по клавиатуре к аккорду. На последнем аккорде локоть готовится к движению на бас. Пр. Глазунов Мазурка.

Фигурации гармонические – гармония изложена отдельными звуками, которые объединяются педалью.

Фигурации мелодические – мелодия в аккомпанементе, звуки которой опевают, связывают мелодически опорные тоны гармонии, либо мелодия в виде подголосочной полифонии.

Нижний звук фигурации – бас, исполняется весовым движением “внедрение”, а остальные звуки для достижения тихого звучания нужно исполнить цепкими кончиками пальцев “зацеп”, когда полувыпрямленный палец начинает движение без замаха с поверхности клавиши, в ладонь, и активной последней фалангой нащупывает звук “на дне” клавиши. Звуки все текут к басу, к сильной доле, чтобы не было статичности.

Аккомпанемент в пьесах кантиленного характера отличается сложностью исполнения и требует отдельной от мелодии работы. Все движения необходимо отрабатывать до “автоматизма”, добиться правильного туше, звуковой выразительности.

2.3. Соединение мелодии и аккомпанемента.

Соединяя мелодию и аккомпанемент воедино, не следует выделять мелодию искусственным образом. Надо добиваться расслоения двупланной фактуры (мелодия и аккомпанемент) с помощью разного уровня звучности. Между мелодией и аккомпанементом должна быть “звуковая дистанция”, “воздушный простор”, чтобы мелодия свободно, без усилий “парила в воздухе”. “Мелодия не должна тонуть в звуковой давке и не должна работать локтями, чтобы выбраться из неё” (Г. Коган).

Звуки аккомпанемента не должны “топтаться” на месте, а, следуя за развитием мелодии, помогать связанности звуков мелодии, способствовать усилению звучности и удержанию её уровня в кульминационных моментах, а также ослаблению звучания в концах фраз целого предложения.

2.4. Выстраивание драматургии исполнения произведения.

Драматургию произведения определяет форма. Форма собирается из деталей – интонаций, фраз, предложений.

Кантиленные пьесы чаще всего пишутся в двухчастных или трёхчастных формах. Встречаются миниатюры в форме периода.

Драматургию, форму произведения выстраиваем с помощью выразительных средств – динамики, гармонии, темпа. Эта работа развивает музыкальное мышление ученика.

Ученику необходимо рассказать о двух видах формы: контрастная и последовательная драматургии. Контрастная строится на сопоставлении музыкальных образов, последовательная предполагает сквозное развитие с главной кульминацией в конце.

В работе над произведением залогом успеха является заинтересованное, активное отношение к музыкальному произведению, понимание художественной и звуковой специфики музыки.

Начальное ознакомление с пьесой должно сочетаться с её музыковедческим и музыкально-теоретическим анализом, который будет продолжаться на всем протяжении работы.

  1. Прежде всего, ученика нужно ознакомить с автором пьесы, рассказать о нем.

  1. При проигрывании пьесы преподавателем и дальнейшем разборе пьесы учеником выяснить, как он понимает содержание пьесы, чувствует ли её характер?

После предварительного знакомства с пьесой, хорошего разбора текста учеником начинается II этап работы.

II этап “разбора по кускам”это работа над фактурой пьесы, её элементами (мелодия, аккомпанемент, подголоски и т.д.).

Звуки гармонического заполнения обязательно текут к басу, к сильной доле, чтобы избежать статичности. Следует даже поучить аккомпанемент в несколько убыстренном темпе, чтобы добиться текуче-подвижного темпа.

Если пальцы у ученика вялые, то стоит проучить аккомпанемент вначале нон легато, затем стаккато-щипком без помощи руки, только движением кончиков пальцев под ладонь, как бы схватывая в кулак, или как бы смахивая пылинки с клавиш.

  1. Заключение

Работа над кантиленой в моей практике ведется постоянно с первого класса до выпуска ученика. Изложенные выше приемы работы являются основными. Работа над кантиленой предполагает максимальное обострение творческих музыкальных способностей и эмоционального отношения к исполняемому музыкальному материалу. В первом классе начинаю работу с народных песен – передача звука из руки в руку, из пальца в палец. Затем одна рука “поет” мелодию, другая аккомпанирует. Аккомпанемент в виде выдержанных звуков, интервала квинты. Постепенно задачи усложняются. Главное – обучение должно вестись поэтапно — от простого к сложному. Исправлять ошибки намного труднее, чем обучить правильным навыкам. Обучение начинаю с воспитания слуховых представлений. Но один слух не приведет к цели – умение “петь” на фортепиано. Необходимо обучение двигательной культуре.

Выразительное интонирование – “пение” мелодии зависит от свободы аппарата, умения певучего звукоизвлечения. Певучий звук – это контакт с клавиатурой, опора и цепкость пальцев. Показ педагогом особенностей исполнения кантилены является основным при обучении. Более полному представлению ребенка об исполнении музыки кантиленного характера способствуют – прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов, посещение филармонических концертов. Чем раньше ученик научится мыслить, представлять образное содержание произведения, овладеет приемами звукоизвлечения, звуковедения, справится с техническими трудностями, тем плодотворнее будет развиваться его художественная и исполнительская самостоятельность.

“Овладение звуком есть первая и важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые должен разрешить пианист, ибо звук есть сама мелодия музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем самую музыку на большую высоту” (Г. Г. Нейгауз).

  1. Список литературы.

1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.Музыка, 1971.-287 с.

2. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. -М. Советская Россия, 1960.

3. Бейлина, С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л. Музыка 1982г.

4. Коган, Г.М. Работа пианиста. -М. Музгиз, 1963.

5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. -М.Икар-МП,1996.

6. Москаленко, Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены. — Н.НГКимГлинки,1999

7. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. — М.Сов.Композитор,1989.

Фортепиано | The Juilliard School

«Одна из вещей, которая нас вдохновляет, это тот факт, что все ученики такие разные. Мы должны смотреть на целостную картину ученика, который сидит перед нами, и принимать решения о том, что лучше для него. Это веселая часть работы. Она заставляет вас учиться, и очень часто наши ученики учат нас так же, как мы учим их, если не больше». — Йохевед Каплински, заведующий кафедрой фортепиано

Поделиться:

Фортепиано

Факультет фортепиано Джульярда является вторым по величине факультетом музыкального факультета, на который приходится примерно четверть общего числа студентов. В основе программы выдающийся преподавательский состав, члены которого пользуются международным признанием за свою работу в качестве солистов, камерных музыкантов и преподавателей.

Как пианист, вы также получите широкие возможности для сольных концертов, с камерными ансамблями и в качестве солистов концертов с оркестром. Специалисты по игре на фортепиано также могут изучать литературу для двух фортепиано и участвовать в форуме по игре на фортепиано, который открыт для публики.

  • бакалавр музыки

    Узнать больше >

  • Диплом бакалавра

    Узнать больше >

  • Магистр музыки

    Узнать больше >

  • Диплом

    Узнать больше >

  • Диплом художника

    Узнать больше >

  • доктор музыкальных искусств

    Узнать больше >

Найдите свои требования к заявлению

Позвольте нам помочь определить ваши точные требования к заявлению и прослушиванию. Наш Мастер требований к поступающим расскажет вам все, что нужно знать о поступлении в Джульярд.

Пианистка и выпускница Джой Клайн Финни | Juilliard Snapshot

Основные впечатления

  • Возможности производительности

    Выступление перед живой аудиторией — неотъемлемая часть опыта Джульярдской школы. Независимо от того, являетесь ли вы инструменталистом, певцом или композитором, у вас будет частая возможность поделиться своим искусством с публикой. Большинство спектаклей проходит в одном из великолепных залов Джульярда, но у вас также будет возможность появиться в другом месте Линкольн-центра, включая залы Дэвида Геффена и Элис Талли, дома Нью-Йоркской филармонии и Общества камерной музыки; в других местах Нью-Йорка, таких как Карнеги-холл, где ежегодно выступает Джульярдский оркестр, в джаз-клубе Blue Note, где студенты-джазы регулярно дают концерты, и в Музее современного искусства, где Новый Джульярдский ансамбль появляется в серии Summergarden.

    ; или в национальных и международных турах.

    Подробнее >

  • Классные занятия

    Основные области обучения в классе Музыкального отдела — слухопротезирование, теория и анализ музыки, история музыки и игра на клавишных — дополняют ваши частные уроки и опыт исполнения, чтобы расширить ваше понимание основ музыки и создать контекст для музыки. литературы, которую вы изучаете и исполняете. Джульярдский центр инноваций в искусстве обучает студентов навыкам сочинения и исполнения музыки с использованием новых технологий, а также предлагает практический опыт работы с современным оборудованием.

    Подробнее >

  • Гуманитарные науки

    Какой бы ни была ваша дисциплина, ваше развитие как художника будет углубляться благодаря основам гуманитарных наук, которые обеспечивают гуманистическую, этическую, социальную, критическую и эстетическую основу, необходимую для личного развития и профессионального мастерства. Все студенты бакалавриата посещают занятия по литературе, философии, истории, общественным наукам, искусству и языкам — исследования, которые помогут вам глубже понять себя и сложный мир, в котором вы живете. Благодаря курсовой работе по гуманитарным наукам вы улучшите свои навыки чтения, письма, разговорной речи и критического мышления, а также научитесь общаться с большей ясностью и эффективностью.

    Подробнее >

  • Предпринимательство

    В меняющемся культурном ландшафте исполнители должны более творчески подходить к своей карьере, чем когда-либо. В то время как некоторые занимают должности в традиционных условиях, другие изучают новые способы создания возможностей, которые удовлетворяют как творчески, так и финансово устойчивы. Центр карьеры и предпринимательства Алана Д. Маркса поощряет лидерство, инициативу и предпринимательское мышление, позволяя молодым исполнителям развивать более широкое представление об успехе в 21 веке. Он обучает студентов навыкам, необходимым для успеха в современной предпринимательской среде, с семинарами по публичным выступлениям и бизнес-планированию, панельными дискуссиями с лидерами отрасли и предпринимательскими резиденциями. Он также предоставляет более 450 возможностей для внештатных выступлений для студентов Джульярда.

    Подробнее >

уроков игры на фортепиано | Центр музыкальных искусств Сан-Антонио Inc

Уроки игры на фортепиано в Сан-АнтониоДжон Нанна2023-06-17T15:35:01-06:00

Раскройте свой потенциал в создании красивых мелодий кончиками пальцев на наших профессиональных уроках игры на фортепиано в Сан-Антонио, штат Техас.

Станьте пианистом-мастером: научитесь играть на фортепиано

Хотите начать обучение музыке? Фортепиано — хороший инструмент для начала обучения и знакомства с музыкой. В Центре музыкальных искусств Сан-Антонио мы предлагаем уроки игры на фортепиано для учащихся всех возрастов и уровней подготовки. Наши опытные преподаватели фортепиано не только стараются научить правильной технике игры на фортепиано, но и сделать занятия приятными.

Свяжитесь с нами

Наши программы уроков игры на фортепиано

Уроки игры на фортепиано в студии

Если вы хотите погрузить себя или своего ребенка в музыкальную среду, мы предлагаем уроки игры на фортепиано в студии, которые помогут развить вашу музыкальную страсть. Вы можете посетить нашу студию и взять индивидуальные уроки у наших квалифицированных учителей музыки. Эти занятия сосредоточены на вас, дают вам больше свободы для знакомства с фортепиано и взаимодействия с другими учениками.

Уроки игры на фортепиано онлайн

Не успеваете на уроки в студии? Мы предоставляем качественные онлайн-уроки игры на фортепиано как для взрослых, так и для детей. Эти уроки не только предлагают гибкий график, но и удобны. Наши инструкторы по игре на фортепиано будут работать с вами в частном порядке, объясняя, как определить тональность и тактовый размер, а также как красиво сыграть музыкальное произведение.

Как это работает

Шаг 1. Свяжитесь с нами

Свяжитесь с нами, чтобы начать работу. Мы обсудим ваши цели и уровень владения фортепиано. После того, как мы закончим, наш персонал по трудоустройству подберет вам преподавателя игры на фортепиано, который соответствует вашим потребностям.

Шаг 2: Первый пробный урок

У вас будет первый урок с выбранным вами инструктором. Во время этого занятия вы узнаете друг о друге, чтобы оценить, совместимы ли ваши стили обучения и преподавания. Если это не так, мы найдем для вас другого учителя игры на фортепиано.

Шаг 3: Текущие уроки

Если вам нравится подбор инструктора по игре на фортепиано, они вместе с вами составят расписание занятий на неделю. Наши преподаватели также будут давать практические задания для выполнения после занятий.

Этап 4: Выступления

В течение года мы регулярно проводим студенческие выступления, чтобы дать нашим ученикам по игре на фортепиано уверенность в выступлении перед живой аудиторией.

Почему выбирают нас?

В Центре музыкальных искусств San Antonio Inc. мы стремимся воплотить вашу страсть в жизнь с помощью комплексных уроков музыки. У нас есть высококвалифицированные и талантливые преподаватели, которые рады помочь вам достичь ваших целей в игре на фортепиано. Наше современное оборудование позволяет с легкостью проводить как онлайн, так и занятия в студии.

Как авторитетная музыкальная программа, мы понимаем, что у каждого из наших студентов разные потребности. Вот почему мы адаптируем наши уроки в зависимости от потребностей, целей и музыкальных вкусов наших учеников. У нас есть учителя музыки, которые могут преподавать на выбранном вами языке — будь то французский, испанский, итальянский, японский или украинский.

Уроки игры на фортепиано рядом со мной: работа с опытными преподавателями игры на фортепиано

Нужны уроки игры на фортепиано в Сан-Антонио? Ищите не дальше, чем в Центре музыкального искусства Сан-Антонио. От уроков игры на фортепиано для детей до уроков игры на фортепиано для взрослых — мы обеспечим вас. Позвольте нам помочь вам улучшить свои навыки игры на фортепиано. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше.

Свяжитесь с нами

Что говорят наши клиенты

Много лет назад, когда мы вернулись в Сан-Антонио, мы надеялись и молились, чтобы Кен Томпсон стал учителем фортепиано для моих детей. Это сработало! Он был ОТЛИЧНЫМ и вдохновлял их в музыке. Сейчас он обучает и руководит целой группой прекрасных учителей. Я очень рекомендую его группу в MACSA!

Джон Уиллинг

Нашим детям очень понравилось ходить каждую неделю к мисс Бренде на уроки игры на фортепиано! Мы могли сказать, что им было весело, когда они рассказывали нам истории обо всех играх и занятиях, в которые они играли в классе, наряду с изучением основ техники игры на клавиатуре в раннем возрасте. Я ценил подробные заметки, которые она делала мне каждую неделю, и которые давали мне советы о том, как закрепить концепции дома. С Брендой Бойд работать одно удовольствие!

Натан Коун

Миссис Шэрон — прекрасный учитель музыки. Она научила меня всему, что я знаю о музыке сегодня. Я учился у нее игре на фортепиано последние семь лет, и это того стоило. Всем буду рекомендовать ее как преподавателя фортепиано. Она очень добрая, всегда слушает меня и подбадривает, даже если я испорчу свое музыкальное произведение. Я ценю всю ее тяжелую работу по обучению меня.

Часть Г.

Познакомьтесь с учителем игры на фортепиано

Дерек Адам

Фортепиано

Пабло Агилар, NCTM

Фортепиано

Доктор Мадлен Андерсон

Фортепиано

Доктор Вивиан Андерсон

Фортепиано

Алексис Бартон, MM

Фортепиано

Джон Бирд

Скрипка, Альт, Фортепиано, Камерная музыка

Бренда Бойд

Специалист по игре на фортепиано для дошкольников

Доктор Сяоке Ченг

Фортепиано

Эрин Кук

Фортепиано

Алисса Дарвин

Фортепиано

Доктор Антония Даскалова

Фортепиано

Клариса Де ла Гарса

Фортепиано

Эвелин Эскобедо

Фортепиано

Мэнди Фачсенда

Фортепиано

Глендора Гарза

Фортепиано

Омар Гранадос, NCTM

Фортепиано

Дороти Холстед

Фортепиано

Меган Генри

Фортепиано

Доктор Иван Херд

Фортепиано

Эбигейл Джонсон

Фортепиано

Диана Мальдонадо

Фортепиано

Сильвия Робинсон

Фортепиано

Памела Родригес

Фортепиано

Эдна Салинас

Фортепиано

Лосось Тони, NCTM

Фортепиано

Вида Скотт

Фортепиано, тембр

Питер Штайгервальд

Фортепиано

Кен Томпсон

Продвинутый тренер по игре на фортепиано

Виктория Вела

Фортепиано

Джулиана Вудли

Фортепиано

Кадзуми Йошизава

Фортепиано

Часто задаваемые вопросы

Чего ожидать от первого урока?Musical Arts Center2020-10-01T05:39:22-06:00

Чего ожидать от первого урока?

В MACSA существует проверенный процесс трудоустройства, который направляет вас к учителю, который лучше всего поможет вам достичь ваших музыкальных целей. Поскольку все ученики разные, и все учителя разные, первый урок тоже будет разным. Как правило, между учеником и учителем происходит небольшое ознакомление, чтобы узнать друг друга, уровень музыкальных способностей учеников и то, как учитель проводит уроки музыки.

Нужно ли мне иметь собственное пианино?Центр музыкальных искусств2020-10-01T05:39:32-06:00

Нужно ли мне иметь собственное пианино?

Нет. В городе есть несколько продавцов пианино, которые предлагают программы аренды и аренды с выкупом для тех, кто берет уроки игры на фортепиано. Некоторые преподаватели принимают учеников, у которых есть клавишный инструмент, но идеально иметь свое собственное фортепиано. MACSA может направить вас к местным поставщикам, у которых есть программы аренды. Тем не менее, вы можете выбрать любого поставщика, который вам нравится.

Как часто у меня должны быть уроки?Musical Arts Center2020-10-01T05:39:57-06:00

Как часто у меня должны быть уроки?

Настоящая проблема в обучении игре на новом инструменте или пению — это скорость утери информации. Вы очень быстро теряете свои новые навыки, как только перестаете практиковаться. Лучше всего брать по одному уроку в неделю.

Как начать уроки игры на фортепиано?Musical Arts Center2020-10-01T05:40:14-06:00

Как начать уроки игры на фортепиано?

Мы будем рады пригласить вас на урок. Пожалуйста, позвоните нам по телефону (210) 697-7111 или заполните форму онлайн-урока. Кликните сюда.

Подробнее Часто задаваемые вопросы

Свяжитесь с нами

Если вы живете в Сан-Антонио и ищете личные уроки игры на фортепиано рядом с вами, не ищите дальше! У нас есть лучшее помещение в Сан-Антонио для личных уроков с более чем 23 роялями для уроков игры на фортепиано. У нас есть студенты по всей территории Соединенных Штатов, работающие через нашу онлайн-платформу. MACSA вложила средства в современное оборудование для онлайн-уроков игры на фортепиано. И большинство наших студенческих выступлений, музыкальных фестивалей, конкурсов и сольных концертов предлагаются как онлайн, так и лично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *