Райтеры субкультура – Райтер | Субкультуры, музыкальные стили, биографии

Райтер | Субкультуры, музыкальные стили, биографии

Исписанные загадочными надписями стены домов, заборы, вагоны метро и прочие не предназначенные для изукрашивания городские объекты стали привычны нашем взору. Написанные маркером слова, в том числе, и нелитературные, красочные картины на стенах домов – всё это можно назвать одним словом – граффити. В этой статье мы не будем обсуждать мелкое хулиганство, а обратимся к настоящему граффити, точнее, к людям, которые его создают – граффитеры (графферы). Сами граффиттеры обижаются на такое название и предпочитают именовать себя райтерами. Любители монументальной живописи на городских постройках образовали целую субкультуру с весьма интересной историей.

А началось всё в американской подземке в конце 1960-х, когда молодые люди, вооружившись маркерами, писали внутри вагонов свои прозвища или имена, отмечая таким образом своё присутствие (вспомните классическое «здесь был Вася»). Позже такие теги (tag – «отметка») писали баллончиками уже снаружи вагонов. Вскоре от простых каракулей надписи эволюционировали к более сложным объёмным шрифтам, известные «бомбилы» (те, кто «бомбил» вагоны) обзавелись своим собственным узнаваемым почерком. Ещё через время ребятам стало тесно в подземке, и граффити перекочевало на поверхность. Объектами «бомбёжки» стали стены домов, опоры мостов, заборы и т.д. С конца 1980-х наряду с надписями, лозунгами и прочими текстами стало популярно рисовать мультяшных персонажей, а позже и целые сюжеты из мультфильмов и комиксов. На строительных заборах расцветали и абстрактные картины, и герои кинофильмов, и даже индуистские боги. Райтеры начали объединяться в команды, делить между собой кварталы и враждовать за место на заборе. Часто дело доходило до драки, когда одна банда графферов забивала чужие рисунки своими.

Очень быстро граффити стало неотъемлемой частью культуры хип-хопа. Многие представители этой субкультуры увлеклись граффити. Между двумя субкультурами произошло некоторое взаимопроникновение, и сейчас многие райтеры одеваются в рэперском стиле и слушают рэп и хип-хоп. Вне зависимости от музыкальных пристрастий, в одежде райтеры предпочитают уличный стиль (urban-style) – кроссовки или кеды, широкие штаны, футболки, толстовки с капюшоном, рюкзак с принадлежностями для рисования, напульсники, кепка или бандана (как вариант – кепка поверх банданы). Когда райтер рисует, то одевает одежду, чтобы не жалко было запачкать. Обязательная деталь в таком случае – респиратор или просто платок, закрывающий рот и нос, чтобы избежать попадания краски в дыхательные пути. Не лишними при этом оказываются защитные очки. Помимо рэпа и хип-хопа графферы часто слушают альтернативный рок, new-vawe и электронную музыку. Известные рок-группы, такие как Limp Bizkit, Linkin Park использовали стиль граффити при оформлении обложки альбомов.

В наше время субкультура графферов не теряет своих поклонников и развивается. Организовываются различные фестивали и конкурсы граффити, где команды могут посоревноваться в своём искусстве. Совершенствуются материалы, необходимые для создания уличных шедевров. В западных странах существуют целые компании, занимающиеся выпуском продукции для райтеров – от респираторов и красок до фирменной одежды (к примеру, американская фирма Montana Colors S.L.). Сейчас уже некоторые строительные фирмы, начиная строительство очередного объекта, приглашают графферов, чтобы те украсили строительное заграждение живописными рисунками. В некоторых городах «продвинутые» местные власти также прибегают к услугам райтеров, чтобы оживить серые стены домов или бетонные заграждения.

Райтеры в большинстве своём аполитичны, и субкультура не имеет какой-либо чётко сформулированной идеологии. Политические лозунги и призывы на стенах – лишь частные случаи, их появление на той или иной стене зависит от желания и мировоззрения конкретно взятого райтера или райтерской команды. Графферы часто даже не имеют конкретной цели, создавая тот или иной рисунок. По сути, это просто художники, которые избрали для своих творений не холст или лист ватмана, а забор завода, стену многоэтажки или гаража и при создании рисунка руководствуются только своим вдохновением и настроением. Граффити ни к чему не призывает, ни за что не агитирует, а только делает серый городской пейзаж ярче и веселее, превращает неприметную бетонную плоскость в арт-объект. Яркие жизнерадостные рисунки радуют глаз, и вот уже начинаешь невольно улыбаться при виде фантастического цветка или смешного персонажа. И глядя на всю эту красоту понимаешь, что все эти ребята – райтеры, они же графферы, они же граффитеры, делают большое дело – радуют нас с вами.

Назад в раздел

Poloneya

insurgent.ru

Райтеры (бомберы, графитисты) — доклад

Райтеры (бомберы, графитисты)

Райтерами – обычно называют людей, которые рисуют на стенах. Всё началось в 1967 году в США в городе Филадельфия штат Пенсельвания. В то время чёрных в США за людей не считали, чтобы как то ситуацию исправить, они  собирались и выступали на демонстрациях. Ходили с табличками с табличками «Я ЧЕЛОВЕК». Потом ситуация изменилась, и унижать было некого стали наезжать на самых слабых. Так вот в том городе жил и учился в школе один негр, которого постоянно как он сам утверждает, обижали. Он хотел всем доказать что он самый  крутой, придумал себе тег (второе имя, отметка) Corn Bread и начал все стены в городе разрисовывать. Он просто ходил и тегал везде Corn Bread. Прошло 4 года и появился Taki 183, который ездил в метро на работу и начал тегать там. 183 — эта улица где он жил, его вычислили и взяли у него интервью а потом опубликовали в газете New York Times. После этого все тинейджеры стали повторять за ним. И началось от меньшего к большему от простого к сложному, сначала тегали маркерами, потом баллонами, потом подумали чем тег больше тем круче – начали большими буквами тегать. После подумали не тегать, а рисовать вот с этого и началось граффити.

Накатали скетч, то есть на бумаге сделали набросок будущего рисунка а потом пошли на стенах рисовать. Сначала рисовали в стиле Buble то есть надутые буквы, похожие на пузыри, без острых углов. Они легче и проще всего рисуются, из за того, что если ошибёшься когда будешь накидывать и сделаешь какую ни будь букву больше или меньше, чем на скетче, то на стене может получится даже лучше чем на скетче. После этого решили что чем больше места занимает рисунок тем круче! Начали рисовать в стиле Blockbusters квадратные буквы с острыми с углами в 90 градусов, слегка повернутые в обе стороны и как бы лежащие друг на друге.

Прошло 10 лет, бомберы начали объединятся в команды и в начале 80-х годов стали рисовать на вагонах поездов.Всё это не понравилось властям и они начали бороться с графоманами и конечно победили – перестали вагоны оставлять на ночь на станциях, а стали их гонять 24 часа в сутки . И бомберы из подземок вышли на улицы и теперь стало крутым рисовать не больше, а красивее. Понятие о красоте у всех разное – зависит от мировоззрения. Красивым и крутым стал считаться стиль – ваилд. В этом стиле никаких рамок запретов, и правил нету. Можно творит всё чего хочешь, чем агрессивнее вызывающе и тем круче! Желательно чтобы буквы переплетались между собой, так чтобы только свои люди могли прочитать, что ты там нарисовал – тогда это будет настоящий ваилд.

Очень быстро граффити стало  неотъемлемой частью культуры хип-хопа. Многие представители этой субкультуры  увлеклись граффити. Между двумя  субкультурами произошло некоторое  взаимопроникновение, и сейчас многие райтеры одеваются в рэперском стиле и слушают рэп и хип-хоп. Вне зависимости от музыкальных пристрастий, в одежде райтеры предпочитают уличный стиль (urban-style) – кроссовки или кеды, широкие штаны, футболки, толстовки с капюшоном, рюкзак с принадлежностями для рисования, напульсники, кепка или бандана (как вариант – кепка поверх банданы). Когда райтер рисует, то одевает одежду, чтобы не жалко было запачкать. Обязательная деталь в таком случае – респиратор или просто платок, закрывающий рот и нос, чтобы избежать попадания краски в дыхательные пути. Не лишними при этом оказываются защитные очки. Помимо рэпа и хип-хопа графферы часто слушают альтернативный рок, new-vawe и электронную музыку. Известные рок-группы, такие как Limp Bizkit, Linkin Park использовали стиль граффити при оформлении обложки альбомов.В наше время субкультура графферов не теряет своих поклонников и развивается. Организовываются различные фестивали и конкурсы граффити, где команды могут посоревноваться в своём искусстве. Совершенствуются материалы, необходимые для создания уличных шедевров. В западных странах существуют целые компании, занимающиеся выпуском продукции для райтеров – от респираторов и красок до фирменной одежды (к примеру, американская фирма Montana Colors S.L.). Сейчас уже некоторые строительные фирмы, начиная строительство очередного объекта, приглашают графферов, чтобы те украсили строительное заграждение живописными рисунками. В некоторых городах «продвинутые» местные власти также прибегают к услугам райтеров, чтобы оживить серые стены домов или бетонные заграждения.Райтеры в большинстве своём аполитичны, и субкультура не имеет какой-либо чётко сформулированной идеологии. Политические лозунги и призывы на стенах – лишь частные случаи, их появление на той или иной стене зависит от желания и мировоззрения конкретно взятого райтера или райтерской команды. Графферы часто даже не имеют конкретной цели, создавая тот или иной рисунок. По сути, это просто художники, которые избрали для своих творений не холст или лист ватмана, а забор завода, стену многоэтажки или гаража и при создании рисунка руководствуются только своим вдохновением и настроением. Граффити ни к чему не призывает, ни за что не агитирует, а только делает серый городской пейзаж ярче и веселее, превращает неприметную бетонную плоскость в арт-объект. Яркие жизнерадостные рисунки радуют глаз, и вот уже начинаешь невольно улыбаться при виде фантастического цветка или смешного персонажа. И глядя на всю эту красоту понимаешь, что все эти ребята – райтеры, они же графферы, они же граффитеры, делают большое дело – радуют нас с вами.


referat911.ru

Граффити: субкультура или вандализм — Психология и право

Граффити – явление, ставшее привычным для глаз жителей не только мегаполисов, но и небольших населенных пунктов. Рост популярности субкультуры выражается не только в увеличении количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и в растущем внимании ученых, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Западные специалисты все чаще рассматривают граффити как вид уличного искусства, исследуя продукты творчества райтеров, которые несут в себе художественную ценность (включающую в себя высокую технику исполнения, необычный замысел, часто некий посыл к обществу). При этом игнорируется огромное количество граффити, не имеющих вышеперечисленных свойств, являющихся скорее актами вандализма.

В отечественной практике, несмотря на коммерческую востребованность и частичное поощрение, граффити попадает под ст. 214 (вандализм), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории культуры) УК РФ. Любое граффити рассматривается исключительно как противоправное деяние без учета целей и мотивов, как проявление вандализма, что и характерно для большинства психологических исследований.

В нашей стране  исследовательская традиция в изучении феномена граффити пока не сформирована. Это связано как с различием использованных   подходов, так и с отсутствием унифицированного тезауруса, ещё не успевшего сформироваться из-за недавней интеграции субкультуры в постсоветское пространство. Несмотря на это, граффити является одной из молодежных субкультур, наиболее активно набирающей последователей и привлекающей внимание общественности. Именно рост популярности  субкультуры наряду с недостаточной разработанностью темы побудил к исследованию  этого феномена.

Основное и фундаментальное отличие субкультуры граффити от остальных, по нашему мнению, в том, что ее члены не просто выделяются из общего культурного слоя, но и преобразуют городское пространство,  граффити существует не только в социальном, но и в физическом пространстве  [1].

Ученые, изучающие социологию архитектуры и влияние пространства на людей [4; 6], утверждают, что любой человек   реагирует на  непосредственное окружение микрорайонного пространства, из чего и складывается общая удовлетворенность или неудовлетворенность. Граффити художников, в свою очередь, изменяют внешний облик города. Подобное вторжение в городскую среду несет в себе контркультурные черты, однако невозможно так говорить о каждом  граффити. Здесь необходимо учитывать не сам факт нанесения рисунков или надписей, а содержательную сторону, мотив, актуальный дискурс.

Изучение научных трудов, посвященных граффити,  показало не только противоположные точки зрения ученых, но и совершенно разные эмпирические данные, что ярче всего выражено в  результатах психологических исследований. Это связано как с личностными особенностями и ценностями членов субкультуры, так и с самим окружающим пространством. Говоря, что представители граффити-субкультуры занимаются своеобразной интервенцией в социальное пространство, нельзя упускать из виду, что и сама среда, в свою очередь, накладывает отпечаток на ассимиляцию субкультуры. Таким образом, переносимая с места на место культура граффити приобретает собственные черты в каждой локальной местности даже на уровне районов города.  Если вблизи от центра территория не подвержена строгому делению между членами различных граффити-группировок, то на окраинах разрисовывание стен является маркером территории.

Примером воздействия окружения на субкультуру можно считать встречу американских граффити с европейской культурной средой. Европейское граффити с самого начала ассимиляции стало выделяться своей арт-направленностью, утеряло связь с хип-хопом и радикальными общественными движениями, в большей степени ориентируясь на искусство и дизайн среды. Здесь изучением феномена в большей степени занимаются такие дисциплины, как культурология, искусствоведение, философия.

В России  наложение граффити на национальные культурные особенности и острую экономико-политическую ситуацию в стране  изначально приобрело резкие протестные формы, затем стало развиваться в сторону коммерциализации. Несмотря на это, невозможно игнорировать единичные проявления авторов граффити с глубоким социальным посылом. К наиболее ярким примерам таких работ можно отнести граффити в Припяти. Изображенные на них люди и живые существа очень символичны, подчеркивают драматичность случившегося там события и служат своеобразным памятником  как жертвам трагедии, так и городу в целом. Такие случаи выделяются из общего фона граффити, поражая не только и не столько самим исполнением рисунка либо надписи, сколько смыслом, который лежит за ним. При этом будучи пойманным даже за подобной работой, автор граффити в большинстве случаев будет обвинен в хулиганстве, порче имущества или  вандализме.

Вандализм в культурологии представляет собой  бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей [3]. Энциклопедия социологии дает свое понимание, в котором вандализмом обозначается бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников. С точки зрения юриспруденции, вандализм – преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 214 УК РФ, заключающееся в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Как видно из различий в определениях, культурологический подход к вандализму делает акцент именно на бессмысленности разрушительных действий против памятников и продуктов искусства. С другой стороны, юридические науки рассматривают вопрос иначе. Под ст. 214 УК РФ попадает также порча имущества и осквернение зданий и сооружений, которые обозначаются как преступление против общественной безопасности. Ни мотивы создания, ни содержательная сторона изображения не учитываются.

Само явление граффити неоднородно и может дифференцироваться по качеству, содержанию, мотивам создания, формируя целую субкультуру, внутри которой существует собственный этический кодекс, не допускающий нанесение изображений на исторические памятники, здания или фрагменты зданий возрастом от 50 лет. Этих предписаний, как можно заметить, придерживаются далеко не все райтеры, но дело здесь не в самой субкультуре. Подобные нарушения этических норм и кодексов можно, к сожалению, наблюдать в любой сфере деятельности человека.

Еще одним неоднозначным факторов в граффити-субкультуре является политика двойных стандартов, которых придерживаются коммерческие структуры по отношению к феномену. С одной стороны, граффити широко осуждается общественностью, с другой – максимально адаптируется под его нужды (например, использование в качестве рекламы). Таким образом, граффити нельзя назвать субкультурой «в себе». Несмотря на то что её продукты могут разительно отличаться друг от друга, все они направлены на более широкий круг получателей, так как затрагивают общее социальное пространство.

Молодые люди, включенные в субкультуру, проходят процесс социализации на границе нескольких культур. В случае субкультуры граффити  это и культура традиционного общества, и западная культура, сформировавшая субкультуру, и само граффити-сообщество с его ценностями и иерархичными связями. Можно говорить о маргинализации молодых людей и особенностях как их социально-психологической адаптации, так и развития личности в целом. Формирование личности внутри субкультуры предполагает принятие человеком субкультурных ценностей и выстраивание собственной иерархии. В данном случае ценности молодых людей направлены не только на удовлетворение  гедонистических потребностей и переживание острых ощущений, но и на достижение и самоопределение, что свидетельствует о желании самореализоваться и найти свое место в жизни посредством субкультуры граффити.

Определений термина «граффити» множество. Так, например, к граффити иногда относят любые «неинституциональные надписи и рисунки, выполненные от руки» [2]. В этом случае все авторы причисляются к «граффитистам»  вне зависимости от контекста сообщения и предполагаемого реципиента. Спорность такого понимания граффити в том, что  нанесение несанкционированной надписи или рисунка может носить спонтанный характер и не свидетельствовать о принадлежности автора к субкультуре, так же как и надписи на партах учебных заведений не причисляются к продукту «граффити». При этом техника нанесения рисунков может быть различна. Например, большой популярностью в граффити-среде пользуются трафареты. Трафаретные изображения чаще относят к стрит-арту, и они остаются при этом компонентом субкультуры. Поэтому необходимо конкретизировать предлагаемый термин, взяв за основу факт принадлежности к субкультуре, включенности в нее. В субкультуре граффити необходимо четко отделять надписи и рисунки, созданные внутри неё и посему претендующие на дискурсивность и диалогичность, от случайных надписей. Вторые могут быть использованы для изучения различных социальных явлений, таких как вандализм, протестные движения, но не самой субкультуры граффити.

Иногда определение граффити приводится в словарях как «посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах». Данная дефиниция отсылает нас к историко-культурологическим феноменам наскальной живописи, перемещая фокус с конкретной субкультуры на общие культурные процессы.   С другой стороны, рассмотрение граффити как настенных рисунков, создаваемых представителями хип-хоп культуры, напротив, сужает понимание термина в связи с привязкой к определенному стилю музыки. Поскольку граффити претерпевает некоторые внутренние изменения в зависимости от среды, при проведении исследования были учтены особенности социокультурного фона Санкт-Петербурга.

Итак, граффити – это визуальное послание в форме несанкционированного рисунка или надписи в городском пространстве, обращенное внутрь граффити-сообщества либо рассчитанное на любого случайного реципиента в зависимости от типа коммуникации и мотива создания.

Таким образом, рассматривая психологические особенности авторов граффити, в данном исследовании подразумевается их погруженность в субкультуру, выражающуюся в активном участии в субкультурной динамике и владении граффити-дискурсом. Иные случаи создания несанкционированных надписей и рисунков как в открытых, так и в закрытых городских пространствах  считаем единичными актами девиантного поведения и не берем в расчет в своем исследовании.

Внутренняя структура субкультуры граффити иерархична и неоднородна, что подтвердилось как при изучении профессиональной литературы, так и во время включенного наблюдения. Классификация граффити-райтеров                А. Целуйко представляется нам наиболее точной отечественной классификацией авторов граффити, которая  исходит из   мотивов создания граффити  [5].

Поначалу планировалось провести исследование с двумя экспериментальными группами – «бомберами», идейно противостоящими закону создателями граффити, и «художниками стрит-арта», использующими граффити-приёмы лишь как средство, транслятор своих идей, а не саму цель. Однако на предварительном этапе при непосредственном знакомстве с представителями граффити-сообщества Санкт-Петербурга выявилась несколько иная тенденция развития авторов граффити. Оказалось, что представителей направления стрит-арт в Петербурге единицы, причем не все они – выходцы из граффити-субкультуры. Как замечает А. Целуйко, успешные райтеры со временем выходят на следующий уровень развития, реализуя себя в поп-культуре. По его мнению, такая возможность появляется за счет коммерциализации уличного искусства. Принимая во внимание, что исследование автора проводилось в Москве, можно предположить, что такими тенденциями граффити-сообщество столицы во многом обязано развитой индустрии рекламы и шоу-бизнеса, в которой стиль граффити востребован.

В Санкт-Петербурге развитие граффити-райтеров происходит несколько иначе: в отличие от московских единомышленников, они не выходят за рамки, а углубляются в субкультуру. Кроме того, субкультура граффити имеет большую «текучесть»: любой человек может спонтанно присоединиться к граффити-сообществу и в любой момент выйти из него. Именно это наблюдение повлияло на решение проводить исследование  только с представителями «нелегального» граффити – бомберами.  Критерием для формирования выборки  была  введена  переменная, отражающая длительность включенности в субкультуру в месяцах. Наименьший срок пребывания в субкультуре граффити  составил 11 месяцев, наибольший – 78. Возраст респондентов от 17 до 30 лет. Учитывая творческую направленность субкультуры и ее связь с изобразительным искусством,  в целях выявить особенности, связанные, прежде всего, с самим пребыванием в субкультуре, а не  с деятельностью (в данном случае – с рисованием), в качестве контрольной группы  выступили  молодые люди 17–30 лет, обучающиеся или получившие специальность дизайнеров, художников, оформителей. Численность каждой из групп – 50 человек. Таким образом, общее число испытуемых  составило 100 человек.

 В качестве психодиагностического инструментария для исследования были использованы методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Оглер,  калифорнийская шкала одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца, Hand-test  Э. Вагнера, тест жизнестойкости С. Мадди. В качестве математико-статистического метода использовали коэффициент корреляции r-Пирсона,  критерий t-Стъюдента для независимых выборок,  критерий U Манна-Уитни, регрессионный анализ для выявления психологических предикторов пребывания молодых людей в субкультуре граффити. Все методы статистической обработки применялись с помощью программы SPSS.

 Оказалось, что молодые люди, включенные в субкультуру граффити, отличаются более высоким уровнем агрессивности по типу «директивность», стремлением к доминированию, у них выше показатели эмоциональной комфортности и принятия себя, чем у их ровесников, занимающихся классическим изобразительным искусством. Уровень адаптации, принятия других и внешнего контроля у граффити-райтеров ниже. Показатель адаптации обычных художников – 53,8, тогда как у художников граффити в среднем – 40,8 (p<0,01).

Было также  выявлено, что  граффити-художники реализуют свои экзистенциальные ценности через отрицание всяких предписаний и отличаются повышенной чувствительностью к ограничениям в виде социальных норм (райтеры – 53,3, художники – 42,5, p<0,01). Они обладают большей жизнестойкостью (райтеры – 79,5, художники – 57,1, p<0,01) и готовностью к принятию риска по сравнению с обычными художниками, но значимо меньше проявляют интерес к окружающему миру.

Установлено, что уровень субъективного переживания одиночества у граффити-художников значимо выше, чем у традиционных художников их возраста,  и они меньше включены в общественные и личностные связи. Можно предположить, что авторы граффити, избегая истинных личных контактов с окружающими людьми, реализуют свою потребность в коммуникации через взаимодействие со средой, обращаясь через нее сразу ко всем.

При помощи корреляционного анализа обнаружена взаимосвязь длительности включенности в субкультуру со степенью дезадаптации и ухода от реальности художников-граффити. В то же время у граффити-райтеров по мере пребывания в субкультуре повышается уровень принятия себя и эмоциональной комфортности, что свидетельствует о стремлении к поиску идентичности внутри граффити-субкультуры.

С целью выяснить, чем обусловлена включенность молодых людей в субкультуру граффити, использовался регрессионный анализ, где зависимой переменной выступила длительность нахождения молодых людей в субкультуре. В результате регрессионного анализа было выявлено, что главной причиной, удерживающей молодых людей в граффити-субкультуре, является ощущение одиночества и самодистанцирование. Методом пошагового исключения предикторов было обнаружено, что наибольший β-коэффициент имеет показатель шкалы субъективного ощущения одиночества (β=8,690, p<0,001). Вторым предиктором длительности занятий граффити  является самодистанцирование (β=2,127, p=0,025). Точность предсказаний в этом случае будет равна 70,1 %. Таким образом, подтверждается гипотеза о психологической обусловленности членства в субкультуре граффити.

Одиночество чаще всего связывают с отсутствием близких людей, положительных эмоций, а также социальных связей. Кроме того, ощущение одиночества и заброшенности являются компонентами социального отчуждения личности, зачастую обусловленного социальной дезадаптацией и отклоняющимся поведением, каким считается и занятие граффити. Значимость воздействия одиночества на длительность пребывания в субкультуре граффити может быть связана с невозможностью построения близких отношений вне субкультуры, а также с желанием быть услышанным, которое реализуется с помощью коммуникативной функции настенных граффити.

Самодистанцирование, второй по значимости предиктор длительности пребывания в субкультуре, характеризуется  способностью дистанцироваться от собственных эмоций, желаний и страхов. При этом рост самодистанцирования может наблюдаться в ситуации, когда человек не желает замечать свои потребности и чувства. В некоторых случаях допустимо говорить об «отречении от себя». В связи с включенностью в граффити-субкультуру следует отметить, что деятельность большинства авторов граффити анонимна и безлична, нацелена на результат. Учитывая этот факт, можно предположить наличие смещения приоритетов, ведь самореализация осуществляется анонимно, признание зачастую получает не автор, а плоды его деятельности; несмотря на стремление завоевать авторитет, акцент делается именно на результат, а не на саму личность. Таким образом, у человека может появляться чувство, что он лишь функционирует, выступает неким анонимным транслятором идей, мыслей и ценностей, а коммуникация осуществляется без адресанта. Зачастую люди с выраженным самодистанцированием игнорируют свои потребности, будучи преданными своему делу, что нередко встречается в граффити-субкультуре, в которой большинство ее членов ставят целью само рисование, ощущая себя, по их  словам, «шестеренками большого механизма». Кроме того, самодистанцирование зачастую является защитной реакцией на нерешенные проблемы. Учитывая, что с длительностью пребывания в граффити-сообществе у испытуемых растут показатели агрессии, аффектации, персональности, принятия других, можно судить о том, что в процессе пребывания в субкультуре молодые люди решают некоторые личностные проблемы, высвобождая эмоции, которые, возможно, ранее игнорировались. Об этом также могут свидетельствовать рост показателей эмоциональной комфортности, снижение внутреннего напряжения. С другой стороны, включенность в субкультуру обостряет чувство одиночества и негативно сказывается на вовлеченности в жизнь, способствует росту показателей ухода от реальности. Получается, что выстраивая параллельную реальность внутри субкультуры и повышая уровень эмоционального комфорта и самопринятия, молодые люди  отдаляются от традиционного общества, игнорируя его нормы и ценности.

Итак, в настоящее время исследователи уделяют особое внимание субкультурам как явлению, конкурирующему с традиционной культурой.  Субкультура граффити становится предметом для обсуждения не только из-за роста своей популярности во всем мире, но и как следствие того, что является девиантной по отношению к общественным нормам. Вандализм, неоправданный риск, игнорирование общественных ценностей заставляют задуматься о последствиях пребывания молодых людей в этой субкультуре. Необходимо помнить, что сама граффити-субкультура неоднородна, и ее члены руководствуются различными мотивами в создании своих работ. Поэтому несмотря на то, что действия райтеров попадают под статью УК РФ, назвать субкультуру граффити криминальной в целом было бы неправильным. Другое дело, что сама криминальная субкультура может использовать элементы графического обозначения своей территории. Несмотря на это, такие надписи являются скорее элементами самой криминальной субкультуры, так как рассчитаны на  тех, кто состоит в ней. Именно способность декодирования послания членам  граффити-сообщества, а не сам факт выполнения той или иной настенной надписи,  могут быть свидетельством того, что надпись принадлежит именно к субкультуре, а не является случайной, стихийной или относящейся к иному социальному феномену.

Многие исследователи отмечают, что уход в субкультуру зачастую связан с невозможностью решения возрастных задач подросткового периода в рамках традиционного общества. Эта сложность возникает из-за структуры современного общества, где в бесконечном процессе изменений молодым людям бывает трудно найти свое место, установить свою социальную идентичность. Кроме того, отсутствие единой культурно-ценностной парадигмы, рост культа потребления, девальвация вечных ценностей толкает молодых людей на поиски себя в субкультурах, которые, с одной стороны, предлагают устоявшуюся иерархию ценностей, на которую можно опереться, а с другой – противопоставляет себя социуму, что провоцирует дезадаптацию и отчуждение ее членов. При этом граффити может выступать как этап жизни, форма подросткового процесса, а также становиться для человека основной сферой деятельности, в которой он реализуется посредством коммерциализации своей деятельности. Открытым также остается вопрос детерминированности психологических особенностей включенностью в субкультуру: насколько сильное влияние оказывает граффити на формирование личности молодых людей, а также на их ценностные ориентации.

Как показало наше исследование, психологические особенности членов субкультуры граффити имеют незначительную связь с социальными ценностями, пропагандируемыми внутри граффити-сообщества. Что касается  общих показателей ухода от реальности, они растут вместе со временем пребывания в субкультуре, тогда как показатели вовлеченности, напротив, падают. Кроме того, при длительном занятии граффити падает такой показатель жизнестойкости, как вовлеченность. Все эти показатели можно назвать критериями отчуждения, которое провоцирует дезадаптацию, потерю связей с обществом. При этом показатели принятия себя, а также эмоционального комфорта растут вместе со степенью включенности в субкультуру.  Можно предположить, что это связано с поиском идентичности, осуществляемого молодыми людьми посредством овладения субкультурными ролями. Получается, что испытывая трудности в поиске себя в обществе, молодые люди с легкостью находят решения внутри субкультуры, где существуют закрепленные иерархические связи между членами. При этом решая личностные возрастные задачи, молодые люди лишь увеличивают разрыв с социумом.

Меры наказания, применяемые к этим молодым людям, воспринимаются как часть игры.  Более того, граффити-райтер, понесший административное, а тем более уголовное наказание за свою деятельность, часто принимает на себя роль мученика и героя. Обычно статус такого человека в сообществе повышается. При этом необходимо отметить, что пребывание в пеницитарных учреждениях по другим статьям не считается подвигом, а нередко даже осуждается внутри субкультуры. Сложно однозначно говорить о последствиях погружения этих молодых людей в криминальную субкультуру.  Скорее всего,  наказание в виде тюремного заключения негативно скажется на личности осужденного. Рациональной видится замена лишения свободы на исправительные работы, возможно, по благоустройству городской среды. Уже сейчас некоторые представители сообщества идут навстречу инициативам по преобразованию неблаговидных участков города, исходящим от государственных и общественных организаций. Таким образом, направляя потенциал граффити-райтеров в нужное русло, можно с большей надеждой ожидать, что их отношение к общественному пространству изменится, а стремление к его преобразованию примет созидательный характер.

 

psyjournals.ru

Субкультура Граффиттеры г.Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Введение

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Почему именно ГРАФФИТИ

Граффиттеры – это одна из ярких, интересных и потрясающих субкультур. Граффити мы видим на стенах зданий и в подъездах, на вагонах поездов подземки и опорах мостов. Выбранная тема интересна тем, что среди членов нашей команды, их друзей, есть ребята, интересующиеся и пишущие граффити. Члены этой субкультуры всегда стараются остаться незамеченными, чем привлекают к себе и к своему творчеству еще больший интерес.

Много мнений возникает при обсуждении этой субкультуры. И возникает вопрос: «Что такое граффити – искусство или хулиганство?». На этот вопрос мы попытаемся дать ответ, проведя небольшое исследование.

Словарь ГРАФФИТИ

«graffiti» (итальянский) — «писать»

Граффити — художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле.

Райтер (от английского «write») — художник граффити (синонимы графферы или граффиттеры)

tag (англ.) — «отметка», короткая надпись

теггеры – люди, писавшие короткие надписи, оставляющие отметки о своем присутствии

Бомбежка — незаконное нанесение изображений (надписей, рисунков) на стенки, домов, вагонов, метро, автотранспорта и так далее.

История ГРАФФИТИ

Граффити появилось во времена первобытных людей. Да, не удивляйтесь! Ведь граффити — это всего лишь надписи на стенах. И тому подтверждение знаменитый комплекс первобытных граффити Тамгалы, который занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Древнем Риме были обнаружены граффити на стенах раскопанного города Помпеи, на стенах бараков гладиаторов.

В Египте на территории архитектурного комплекса Гиза было обнаружено множество граффити, оставленных строителями и паломниками.

В средние века рисунки граффити были широко распространены в городах майя.

Дошли до нас рисунки, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона на египетских пирамидах.

ГРАФФИТИ сегодня

Если забыть про тысячелетнюю историю граффити, о которой может рассказать любой этнографический музей, то граффити современное появилось в США. Нью-йоркский подросток по кличке Taki в конце 60-х стал писать свое прозвище на стенах домов. Юношеская попытка заявить о себе, привлечь внимание быстро была подхвачена другими подростками и стала частью уличной культуры. Все началось с простых тэгов в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Сегодня то же самое происходит и Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Дальше тэггеры перешли с маркеров «вандалайзеров» на баллончики с краской, и надписи стали больше, ярче и более впечатляющими. Появилась мода, дело набрало обороты, и команды «бомбил» стали по ночам раскрашивать вагоны подземки не только изнутри, но и снаружи. Этот вид уличного искусства получил название subway art.

Из Америки этот вид искусства стал распространяться повсюду. Все больше и больше молодежи стало увлекаться «бомбежкой». Хотя до середины 80-х годов subway art оставался самым популярным видом граффити, позже красочные рисунки стали появляться на заброшенных зданиях и опорах мостов… Так культура вышла из-под земли на улицы. Теперь тэги, слоганы, политические лозунги, строки песен и прочие надписи стали в огромном количестве возникать и на улицах больших городов…

Райтеры развивали свое мастерство, объединялись в группировки. Появились и начали развиваться разные стили, возникла целая прослойка общества со своими законами, неписаными правилами, боевыми отрядами. Дело легко доходило до войн, если одни команды «забивали» своими рисунками работы уже созданные другими. Можно сказать, что образовалась субкультура.

Граффити постоянно развивалось и развивается. Придумываются новые стили букв, каким-то образом совершенствуются баллончики с краской. Надписи, сменили полноценные рисунки. Некоторые рисуют граффити с помощью трафарета, некоторые создают настоящие произведения искусства с помощью пары баллончиков.

Стили ГРАФФИТИ


Баббл — крупные округлые, как бы пузырчатые буквы, которые сливаются друг с другом. Один из самых популярных стилей у новичков.


Вайлд — спутанные, нечитабельные буквы, понятные только самому райтеру. Одним словом, авторский шрифт со сложным плетениям и лишними элементами.


FX — сложный стиль объемного граффити-письма. Практикуется только очень опытными и талантливыми райтерами.


Мессия — изобретенная в Нью-Йорке манера. Буквы выглядят многослойными, как будто несколько изображений одной буквы наложены друг на друга.


Характер — сложный художественный стиль граффити, изображение героев комиксов. Невозможен для райтеров, не имеющих художественных талантов. При работе используются разные насадки, чаще над «характером» трудится целая группа райтеров — крю (crew).


Throw up — стиль используемый бомберами. Смысл в том, чтобы изобразить свои инициалы, имя, авторский знак как можно быстрее и в наибольшем количестве мест. Бомберов райтеры не очень любят из-за низкого мастерства их граффити.


Блокбастерс — огромные буквы с использованием фона, который делается валиком. Блокбастеры рисуют целыми командами. Их исполнение является чем-то вроде фирменного знака какой-то крю.

Субкультура ГРАФФИТИ

У граффити своя субкультура, не спортивная, но имеющая большое отношение к экстриму. Ведь на большинстве объектов рисовать запрещено. Только в самых продвинутых городах, мерия выделяет специальные зоны под граффити. В основном же оформление бетонных зданий, поездов и т.д. делается на страх и риск самого райтера. Поэтому граффитистам часто приходится работать под покровом ночи и быстро убегать от полиции, милиции и рассерженных граждан. Это требует очень хорошей физической подготовки, многие райтеры используют для скоростного передвижения, скейты, ролики, велосипеды.

К тому же, особый престиж для райтера, изобразить свои авторские рисунки на каком-то труднодоступном объекте. Команды райтеров карабкаются на высокие стены, забираются в закрытые железнодорожные депо. Для этого тоже требуется отличная физическая форма. Не трудно догадаться, что развитие паркура может стать для райтеров настоящей находкой. Такое сочетание было бы просто уникальным экстрим-занятием.

Культура ГРАФФИТИ

Главным для человека, который называет себя райтером, является культура граффити.

  • Первое правило — райтер не должен портить по настоящему ценные здания, совсем другое дело оживить пресный и мрачный пейзаж новостроек или индустриальной зоны.
  • Второе правило — никогда не закрашивать рисунки коллег-райтеров. Это не делает художнику чести, а если личность вредителя будет установлена, то грозит неприязнью и позором.

Стиль в одежде

Одеваются райтеры в обычном уличном стиле. Одежда похожа на скейтерскую или биэмиксерскую.

Известные райтеры

Бэнкси — герой каждого сознательного рисовальщика граффити. Он художник, неформал, экстремал и человек с массой идей. Визитной карточкой Бэнкси является его анонимность.

Бэнкси — один из самых востребованных художников мира, его работы стоят безумных денег, и каждый журнал мечтает взять у него интервью.

Но кто такой Бэнкси никто не знает. Некоторые счастливчики его, конечно, видели, но уж точно не знают деталей биографии художника. Фотографий Бэнкси нигде не найти.

Отчасти это понятно. За годы своей деятельности Бэнкси разрисовал столько запрещенных мест, что ему прямая дорога в полицию.

Бэнкси быстро обрел популярность в Лондоне и Бристоле. Его рисунки очень выразительны, талантливы, осмыслены. Часто это какой-то призыв: антивоенный, антибуржуазный, за свободу. В работах Бэнкси присутствуют изображения животных, людей. Они социальны и актуальны.

Его граффити можно увидеть в Лондонском и Бристольском зоопарках, в музее Metropolitan, в Нью-Йоркском музее современной истории, в Бруклинском музее, в лондонской галерее «Тэйт»


Работы Бэнкси [1]

Граффити в Комсомольске-на-Амуре


Субкультура граффиттеров имеет своих представителей и в нашем городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край). В городе неоднократно проводились конкурсы и выставки граффити.

Первый конкурс граффитистов прошел в Комсомольске 12 июня 2005 г. Новости на komcity.ru


Александр Петраш – один из сильнейших мастеров граффити в Комсомольске, он является членом российской команды граффитистов.

В апреле 2006 года Александр принимал участие в выставке современного искусства в педагогическом университете г. Комсомольск-на-Амуре. Он продемонстрировал свои работы, выполненные в жанрах spray art, post graffiti, графика, трафарет.


Репортаж с выставки


Второй дальневосточный конкурс «Граффити 2006» прошел в Комсомольске-на-Амуре 12 июня 2006 г.

В Ноябре 2006 года в Музее изобразительных представлял свои работы, выполненные в стиле граффити Александр Петраш, рискнувший с большой улицы шагнуть в богемный мир искусства. На создание ряда работ была потрачена не одна неделя, а результат превзошёл все ожидания не только выполнившего их мастера, но и самого зрителя.

Граффити в Комсомольске-на-Амуре

Граффиттеры среди нас))))))

Среди наших знакомых тоже нашлись ребята, увлекающиеся граффити. Скажем Вам по секрету, то и среди членов нашей команды есть таковые. Из разговоров с ребятами стало понятно, что граффити для них это не общественный протест, а стиль жизни, их мир, их искусство.

А вот их работы)))))

Результаты нашего исследования

В процессе работы над статьей, мы решили провести социологический опрос среди учителей и учащихся нашей школы. Нам было интересно узнать их мнение по этой теме. Среди опрошенных было 98 детей и 24 взрослых.

Результаты опроса детей:

1. Знаете ли Вы что такое граффити?

  • Знают — 96%
  • Не знают — 4%

2. Кто такие райтеры?

  • Знают — 87%
  • Не знают — 13%

3. Как Вы считаете, граффити это —

  • искусство — 83,5%
  • хулиганство — 7%
  • и хулиганство, и искусство — 4%
  • не знают — 5,5%

4. Можно ли назвать граффити субкультурой?

5.Как ты относишься к граффитерам?

  • хорошо — 55%
  • плохо — 7%
  • нейтрально — 38%


Результаты опроса учителей:

1. Знаете ли Вы что такое граффити?

  • Знают — 79%
  • Не знают — 21%

2. Кто такие райтеры?

  • Знают — 54%
  • Не знают — 46%

3. Как Вы считаете, граффити это —

  • искусство — 49%
  • хулиганство — 8%
  • и хулиганство, и искусство — 35%
  • не знают — 8%

4. Можно ли назвать граффити субкультурой?

  • да — 54%
  • нет — 25%
  • не знают — 21%

5.Как ты относишься к граффитерам?

  • хорошо — 50%
  • плохо — 46%
  • нейтрально — 4%


Из результатов анкеты видно, что большинство респондентов знают, что такое граффити и кто такие райтеры. Многие считают граффити искусством и сложившейся субкультурой. В целом отношение к этому молодежному движению положительное. Многими было замечено, что граффити должно стать более цивилизованным искусством, а не носить характер вандализма. Было предложено отводить специальные места для райтеров, где бы они могли писать свои произведения.

Вот некоторые цитаты из анкет:


—==Ульяна К, ученица 8 класса ==—

Граффити — это настоящее искусство. Настоящее граффити очень красиво и несет в себе много смысла, это настоящий вид современного искусства. К граффити отношусь положительно, если это не наносит ущерб памятникам культуры.

—==Влад Ш., ученик 9 класса ==—

Человек реализует себя через творчество. Когда мы смотрим на картину, то видим душу художника. Картина — это искусство, так же и с граффити.


—==Алена Б., ученица 11 класса ==—

Если граффити не вредит окружающим и общественным ценностям, то это замечательно.


—==Никита К., ученик 8 класса ==—

Граффити — это плохо, незаконно!

—==Юля С., ученица 11 класса ==—

Я считаю, что граффити это иногда искусство, а иногда хулиганство. Искусством можно считать тогда, когда это не причиняет вреда имуществу и не содержит информации нецензурного характера. А хулиганство — наоборот.


—==Наталья Михайловна, учитель истории ==—

Для меня это — искусство. Мне нравится такой стиль творчества. Но для этого необходимы определенные места, а не стены жилых домов или заборы. Хотелось бы, чтобы граффитеры от простых надписей перешли к более тематическим рисункам.


—==Наталья Ивановна, завуч по УВР ==—

Граффити — это субкультура. Оно объединяет достаточно большое количество молодых людей, которые выражают свое отношение к жизни, эмоции, чувства, видение мира через причудливые, фантастические образы.


—==Светлана Викторовна, завуч по УВР ==—

Отношусь к граффити хорошо, главное, чтобы не было пошлости

ГРАФФИТИ во благо

Как выяснилось, граффити — это не так уж и плохо.

Можно

  1. райтерам, используя свой талант, помогать городским службам облагораживать серые, невзрачные уголки городов, делая их яркими и позитивными.
  2. заняться спортом, ведь улучшать физическую форму и получать адреналин можно не только бегая от милиции.
  3. участвовать в работе молодежных организаций, помогать в проведении различных акций, используя для этого свое искусство.

Это интересно

Граффити на bobrdobr

ВИДЕО:

http://www.youtube.com/watch?v=Mon9WkDxcJI&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=JzkQ9PWuksM&feature=related


Альбомы на Picasa

Работы наши знакомых райтеров))))))

Альбом работ Бэнкси

Граффити в Комсомольске

Граффити подборка

letopisi.org

Субкультура

Субкультура

Романова Нелли Аркадьевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназия №49
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Субкультура(лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

Точное количество субкультур определить очень сложно, из-за того, что можно считать за отдельную субкультуру, а не за течение в субкультуре.

Примеры субкультур: готы, панки, металлисты, байкеры, кракеры, растаманы, скинхеды, альтернативщики, реперы, эмо, граффитеры, антифа, киберпанки, киберготы, толкиенисты, хиппи, анархисты, ролевики, диггеры.

Рассмотрим некоторые из них.

Панк

Панк — это субкультура, основанная на пристрастии к панк-року, но нашедшее своё отражение так же в литературе и кино.

Идеология панков — философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас.

Внешний вид: Прическа с выбритыми висками и рваные джинсы, остальные атрибуты менялись со временем.

Основное влияния на внешний вид оказала британская панк-рок группа SexPistols. Панк-рок произвёл революцию в музыке благодаря свой простоте именно в панк-роке преобладали простые песни из одного аккорда.

Готы

Го́ты — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне музыкального стиля пост-панка. В целом главное в субкультуре готов положительное восприятие ко всему «тёмному»

Растаманы

В основе субкультуры лежит-Растафарианство, религия, возникшая в христианской культуре на Ямайке в 1930-годах. Название происходит в честь последнего императора Эфиопии Эфиопии Хайле Селассие I, бывшего до коронации известным как Рас Тафари Маконнен, считается, что он является воплощением бога Джа.

Для внешнего вида растаманов характерны дреды и сочетание зелёного, желтого и красного цвета.

Одним из аспектом их религии является употребление марихуаны, для духовного единения.

Идолом для растаманов является Боб Марли, самый известный представитель стиля регги.

Байкеры

Ба́йкеры(англ. biker, от bikemotorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы

Мотоциклетное движение в бывшем СССР имеет свою, непростую историю, начавшуюся в начале 80-х годов. Впитав в себя все позитивные каноны мирового движения и положив их на Православные традиции, НОЧНЫЕ ВОЛКИ явили Миру совершенно новое Братство, коим и являются по сей день.

Скинхеды

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной пролетарской субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

Реперы

Реперы-около музыкальная субкультура, зародившаяся в США в 80-х годах, на основе хип-хип музыки.

Граффитеры

Слово граффити — итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.

Впервые граффити появилось в Америке в конце 60-х, как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие.

Антифа

Антифа́(сокр. от антифашизм) — международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные партии, а также общественные организации, борющиеся с неонацизмом и расизмом, так же рассматривается как часть молодежной субкультуры.

Хиппи

Хиппи — субкультура зародившаяся в США в 60-х годах, быстро распространившаяся, но сохранившаяся по сей день не везде. Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий».

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»).

Лозунги хиппи 60-х

«Make Love, Not War» («Занимайтесь любовью, а не войной»)

«Off The Pig!» («Выключисвинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)

«Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)

«Hell No, We Won’t Go!» («Ничерта мы не уйдём!»)

«All You Need Is Love!» («Всё, что нужно, это любовь!») (название песни The Beatles)

 

Источники:

http://pobegporusski.ru/

http://www.subcult.ru/

http://www.libozersk.ru/pages/index/343

http://revolution.allbest.ru/culture/00258578_0.html

ext.spb.ru

Арт-культуры. Граффиттеры. — Мои мысли вслух — ЖЖ

Фурри.

Что же такое «фурри»? Есть множество интерпретаций этого слова, но для того, чтобы дать наиболее подходящую, следует сказать, что Фу́рри, иначе фёрри (от англ. furry) — это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним. Антропоморфными животными являются сказочные животные, то есть вымышленные существа, сочетающие в себе качества человека и животного как в анатомическом, так и поведенческом плане. Иными словами, «фурри» — это изображения животных, ведущих себя как люди.

Человеческими качествами наделяются, в основном, хищники — львы, гепарды, лисы, волки, а также грызуны. Эти звери покрыты мехом, поэтому в англоязычной части субкультуры их прозвали «пушистыми» (furries). Это слово привилось и определило название субкультуры.

Понятие субкультуры furry объединяет:

— Поклонников анимационных фильмов или рассказов с участием антропоморфных животных. Например: мультфильм «Король лев» или цикл романов «Рэдволл» писателя Брайана Джейкса.

— Художников, предпочитающих рисовать антропоморфных животных, то есть производителей фурри-арта.

— Фуррей, т. е. всех, кто отождествляет себя с антропоморфными животными.

Это типичные качества, которыми в той или иной степени может обладать представитель субкультуры furry. Например, он может рисовать антропоморфных волков, воплощать в себе антропоморфного волка и любить рисунки (или мультфильмы), изображающие антропоморфных волков. Если у человека выражено хотя бы одно из перечисленных качеств, то скорее всего его можно отнести к субкультуре furry.

Между фуррями и двумя другими частями субкультуры — поклонниками и художниками — могут существовать противоречия. Так сложилось, что нередко представители разных частей субкультуры не признают друг друга.

Особенностью субкультуры furry является самоотождествление части её представителей с антропоморфными животными, стремление походить на животное внешне и поведенчески и/или в виде предпочтения рисовать определённый вид животных.

Откуда они взялись?

Популяризация «фурри», вероятно, началась под влиянием Диснеевских фильмов, и, что наиболее важно, под влиянием «Робин Гуда». Потому что это был первый полнометражный анимационный фильм, где все главные роли, которые могли бы исполнять персонажи-люди, исполнялись животными, причем, даже если вернуть назад людей, не потребуется даже править сценарий. «Фурри» — это когда животные исполняют роли, которые по всем параметрам должны быть закреплены за людьми.

Однако, это не всегда столь категорично. Значение слова «фурри» эволюционировало со временем в массу порой прямо противоположных определений, и теперь некоторые под ним подразумевают всё, от разумных животных до людей, считающих себя фурриками в душе. Однако, чем дольше мы будем вглядываться в суть проблемы, тем больше мы обнаружим примеров, когда современные комиксисты прибегают к помощи антропоморфных прямоходящих животных для того, чтобы рассказать порой совершенно реальную жизненную историю. Причины сему просты — иногда, для того чтобы рассказать историю, автор вынужден использовать басню, заменив людей на более легкоусваиваемые символы — например, животных. «Басенные» персонажи обладают гораздо ярче выраженными характерами, нежели их прототипы-люди. Таким образом, на сцену выходит антропоморфное животное в роли самого себя. Например, девушка-скунс, работающая вэб-дизайнером. Носорог, управляющий танком. Олень-легионер в древнеримской армии. Сова-историк, пережившая Францускую революцию и задокументировавшая ее. Кошка-наемник, наполовину француженка по происхождению, одно время состоявшая в Иностранном Легионе. Грубо говоря, это все человеческие персонажи в изначально человеческом мире, но что-то изменится, потеряется, если мы заменим животное обратно на человека.

Как мне кажется, к «фурри» относятся все появления антропоморфных персонажей в мировой литературе и искусстве вообще, от Кота в сапогах, Ежика в тумане до лис-оборотней Японии. И это не столько потому, что кто-то там назвал в 80х годах подобные вещи «фурри», а потому, что «фурри», как художественный жанр, является неотъемлемой частью антропоморфной культуры, и потому, что у него есть конкретное имя.

Творчество.

Каждый считающий себя фурри видит образ животного по-своему и может воплощать черты животного в зависимости от собственного восприятия. Представления о furry-идеале и критерии его определения непостоянны и могут меняться со временем. Многие отражают свой furry-идеал в персонажах произведений литературы, изобразительного искусства, а также в музыке. Это Фан-арт – творчество последователей движения.

Число фуррей в России исчисляется сотнями человек.

Драконность.

Многие считают, что драконность – ответвление фурри. У них схожий принцип, но все таки субкультура «драконов» немного уже, более глубока философски и не так связана с мультипликацией. Люди-драконы верят, что в них по ошибке попала драконья душа и они хранят ее в себе и верят в то, что в следующей жизни они родятся драконами. Их главное место сбора – Интернет-портал dragon-nest – Гнездо дракона. Там эта малочисленная культура развивается и пополняется все новыми «одраконенными» людьми. У них особый стиль поведения, кажется, что они выше людей. Атрибутикой не увлекаются, но, конечно, любят выводить образ дракона в своем творчестве: рисунки, стихи, проза. Драконы – их главный интерес и смысл жизни.


truebadurochka.livejournal.com

Граффити как субкультура вызова и протеста Текст научной статьи по специальности «Социология»

СТАРТАП МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

УДК 316.45 DOI 10.12737/18343

Граффити как субкультура вызова и протеста

Скорик Анастасия Владимировна

Студент 2-го курса магистратуры факультета «Социология и политология» Финансового университета при

Правительстве РФ

E-mail: [email protected]

Автор исходит из оценки художественных граффити как перспективных инструментов политической агитации и пропаганды. В статье рассматривается история возникновения и этапы развития субкультуры граффити. Анализируется противоречие в системе взаимоотношений общества и субкультуры граффити: с одной стороны, феномен воспринимается как результат культурного кризиса, а с другой — как часть массовой уличной культуры. Двойственность оценки граффити, признание его искусством и в то же время вандализмом кроется в его происхождении и поэтапном усложнении.

Ключевые слова: граффити, субкультура, протест, история возникновения, этапы развития, направления.

Graffiti As a Subculture of Provocation and Outcry

Skorik Anastasiya Vladimirovna

2nd course Magister Student, Sociology and Political Science Department, Financial University under the Government of the

Russian Federation

E-mail: [email protected]

In this article the author considers graffiti as upcoming tools of political agitation and advocacy. The author analyzes the origins and development stages of the graffiti subculture. The article considers contradictions in the system of relations between society and subculture of graffiti: on the one hand, the phenomenon is perceived as the result of cultural crisis, and on the other — as part of the mass of street culture. Graffiti’s assessment duality, recognition of graffiti as art and at the same time, as vandalism lie in its origin and gradual complication.

Keywords: graffiti, subculture, advocacy, genesis, development stages, directions.

Зпоха технологического прогресса предложила молодежи большое количество средств и способов самовыражения, однако нанесение на стены надписей и изображений до сих пор осталось популярным. Граффити стало привычным для глаз жителей явлением не только мегаполисов, но и небольших населенных пунктов. Рост популярности данного жанра подтверждается не только увеличением количества несанкционированных надписей на стенах городов по всему миру, но и ростом внимания исследователей, рассматривающих феномен с различных точек зрения. Все чаще западные исследователи рассматривают граффити как вид уличного

искусства, исследуя творчество уличных художников, в котором есть художественная ценность. Неслучайно одним из самых популярных художников современности является представитель именно этого вида искусства — английский художник, работающий под псевдонимом Бэнкси (Banksy). Сегодня граффити существует практически повсеместно: для молодежи граффити является не только способом самовыражения, но и эстетической формой протеста против официальной культуры.

В отечественной практике, несмотря на частичное поощрение и коммерческую востребованность, нанесение граффити попадает под ст. 214 (вандализм),

167 (умышленное уничтожение или повреждение памятников истории культуры) УК РФ1. Любое граффити рассматривается как противоправное деяние без учета целей и мотивов, как проявление вандализма.

Насколько правомочно рассматривать нанесение граффити как правонарушение? Исследователи Дж. Говард и А. Гольдштейн определяют вандализм как не просто бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, но и как разные виды разрушительного поведения: вытаптывание газонов, замусоривание парков, разгромы витрин торговых центров во время массовых беспорядков и пр. Следуя данной логике, граффити — это своеобразная форма девиантного поведения, распространенная среди подростков и молодежи [1].

Рис. 1. Россия, Санкт-Петербург (автор — Тимофей).

Источник: Журнал «Собака» [Электронный ресурс] // URL: http://www.sobaka.ru/city/art/24627 (дата обращения: 05.12.2015)

Отношение общества к граффити противоречиво. С одной стороны, феномен воспринимается как результат культурного кризиса, с другой — как часть массовой уличной культуры, рассматриваемая как одно из направлений современного искусства. Двойственность оценки граффити, признание его искусством и в то же время вандализмом, кроется в его происхождении и поэтапном усложнении.

Граффити как феномен культуры зарождается в послевоенное время в США, когда неприятие и непонимание традиционных ценностей побуждает молодых людей искать новый культурный язык, когда в культурной сфере начинает господствовать массовая культура, а в ней мода и реклама [2].

Термин «граффити» происходит от итальянского «grafficare» — царапать (буквально «нацарапанные»). Первоначально так называлась одна из техник настенной живописи. Позже термин начал широко использоваться археологами. Они впервые начали

употреблять «граффити» по отношению к надписям, найденным при раскопках г. Помпеи в 1755 г. Теперь же данный термин используется в разных научных областях (культурология, социология и др.).

Определений понятия «граффити» множество. Вальтер Кох в Словаре простых форм под граффити понимал «…случайные, т.е. нежелательные и неофициальные, надписи и знаки в общественных местах, включая общественные туалеты, рекламные объявления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные камеры, вокальные холлы и залы ожидания, автобусные и трамвайные остановки, телефонные будки, лифты, деревья и скамейки, школьную мебель, памятники, стены домов и зданий, столбы и балюстрады железнодорожных, автодорожных и речных мостов, внутренние и внешние стены автобусов и поездов. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и имен, фраз, предложений, стихов, диалогов, высказываний. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка» [3].

Но такой подход понимания граффити является спорным, потому что нанесение несанкционированной надписи или рисунка может носить спонтанный характер и не свидетельствовать о принадлежности автора к определенной субкультуре так же, как и надписи на партах учебных заведений не причисляются к продукту «граффити». Поэтому важно конкретизировать предлагаемый термин, взяв за основу факт принадлежности к субкультуре, включенности в нее.

Под «граффити» следует понимать только надписи и рисунки, выполняемые членами субкультуры граффити — райтерами. Основные разновидности субкультурного граффити — тег (tag — метка), короткая стилизованная подпись райтера, выполняемая одним цветом с помощью маркера, аэрозольного баллончика с краской или иных средств; набросок — одноцветный тег, увеличенного размера выполняемый аэрозольным баллоном и мурал (от фр. murale — настенная живопись) — полноцветная, масштабная работа, содержащая рисунки, надписи буквы [4].

Отдельным направлением многие исследователи считают стрит-арт (англ. streetart — уличное искусство), представляющий технически комбинацию муралов (рисунков аэрозольной краской), стенсил-арта (использование трафаретов), наклеек. Стрит-арт нацелен на коммуникацию со зрителем, может

1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 04.03.2013 г.) // СПС «Консультант плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10699/(дата обращения: 09.01.2016).

Рис. 2. Теги (Испания, Барселона)

Рис. 3. Набросок (Германия, Лейпциг)

Рис. 4. Mural — «Обыск» (Великобритания, Лондон,

автор — Banksy) Источник: Официальный сайт художника Бэнкси [Электронный ресурс] // URL: http://banksy.co.uk/ (дата обращения: 05.12.2015)

включать элементы перформанса; как правило, он ироничен и посвящен каким-либо событиям [5].

Этапы развития райтера в субкультуре проходят по следующей цепочке: теги — наброски — муралы —

ИГ

/LI

Рис. 5. Mural — «Протест» (Великобритания, Лондон, автор — Banksy) Источник: Официальный сайт художника Бэнкси [Электронный ресурс] // URL: http://banksy.co.uk/ (дата обращения: 05.12.2015)

Рис. 6. Mural (Северная Ирландия, Белфаст) Источник: Мейден И. Острое лезвие Белфаста. [Электронный ресурс] // URL: http://www.russianireland.com/ index.php/ru/travel/8132-ostroe-lezvie-belfasta (дата обращения: 05.12.2015)

Рис. 7. Mural Россия, Москва (автор — Паша 183) Источник: Официальный сайт художника P183 [Электронный ресурс] // URL: http://www.183art.ru/ (дата обращения: 05.12.2015)

Рис. 8. Стрит-арт — «Шпионская будка» (Великобритания, Лондон, автор — Banksy) Источник: Официальный сайт художника Бэнкси [Электронный ресурс] // URL: http://banksy.co.uk/ (дата обращения: 05.12.2015)

стрит-арт. Каждый последующий тип рисунка более сложен, чем предыдущий. Для того чтобы физически перейти от одного типа рисунка к следующему, райтеру необходимо заручиться признанием других членов субкультуры, т.е. перейти на новый уровень в субкультуре. И так для каждого следующего этапа. Впрочем, немаловажным является и сам факт перехода на более высокий уровень художественного Считается, что первый тег был оставлен без серьезного замысла молодым курьером по имени Деме-триос в конце 1960-х гг. в Нью-Йоркском метро — TAKI183 (это творческий псевдоним и номер улицы). Именно этот тег является отправной точкой в истории. Идея TAKI183 оставлять свою подпись в метро для того, чтобы она была замечена максимально большим количеством людей, была молниеносно подхвачена и вскоре вышла на улицы. Теги распространились повсеместно и стали одновременно и способом самовыражения, и знаком отметки границы для разного рода групп [6].

Поскольку задачей автора является привлечение к себе внимания аудитории, то для этого тегом помечается как можно большее количество мест, желательно труднодоступных, но находящихся в поле зрения большого количества потенциальных зрителей. Изначально в 1970—1980 гг. граффити-движение было сконцентрировано в определенных районах и кварталах (Бронкс, Куинс, Лонг-Айленд), но по мере роста количества райтеров и популярности

Рис. 9. Тег (США, Нью-Йорк, автор — ТАКИ 183) Источник: Look at Me. Taki 183. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lookatme.ru/flow/dizayn/graffiti/67141-taki-183 (дата обращения: 05.12.2015)

EbeJfeto JJork Eimes

‘Tbki 133″ Spa Яел Pals

Рис. 10. Статья в газете «TheNewYorkTimes» Источник: Look at Me. Taki 183. [Электронный ресурс] // URL: http://www.lookatme.ru/flow/dizayn/graffiti/67141-taki-183 (дата обращения: 05.12.2015)

граффити объектами художников становились не только стены домой, но и вагоны метро. Курсирующие вагоны рассказывали о существовании и успехах райтеров из различных районов города. Это позволяло не только формировать каналы распространения информации о граффити, но и широчайшую аудиторию и, следовательно, пространство для формирования славы, а также способствовать выделению отдельного направления в граффити-движении — трэйнрайтга (англ. train — поезд, writing — писать).

Данное направление специализируется на создании граффити-знака на внешней стороне вагона поезда и имеет отдельные направления [2]: • Burners — граффити-знак, созданный с помощью серебряной и черной краски

Рис. 11. Вагон в американском метро (1973 г.) • Тор1оЪоПот — граффити-знак, нарисованный во всю высоту внешней стороны вагона проезда

Рис. 12

• Еи^овий — граффити-знак, нарисованный во всю длину внешней стороны вагона поезда

Рис. 13

• Wholecar — граффити-знак, нарисованный во весь вагон поезда

• Wholetrain — один или несколько граффити-знаков, нарисованных во весь состав поезда Однако после принятия ряда жестких антиван-

дальных законов, ужесточения контроля и ответственности, ввода видеонаблюдения и постоянного разгона полицейскими мест встречи райтеров писать граффити в метро в США стало практически невоз-

Рис. 15

можно. Поэтому постепенно граффити сосредоточилось на стенах в отдельных кварталах. Данная смена условий опосредовала не только появление муралов, но и смену содержания и самой идеи граффити. Из средства достижения популярности, самоидентификации и противопоставления себя власти граффити постепенно стало считать своей целью изменение общественного пространства и среды, развитие коммуникации с обществом.

На этапе рисования муралов появляются более содержательные элементы. Интересно, что даже сами райтеры, перешедшие этап теггинга, считают последний вандализмом. Именно теггинг является наиболее девиантным видом граффити и воспринимается в качестве такового обществом. Долгое время он был необходимой ступенью в развитии райтера, но сегодня ситуация меняется — постепенное признание граффити как вида современного искусства приносит свои плоды в виде легальных стен и мест для возможности практиковаться в граффити [7]. Например, устраиваемые властями фестивали уличного и современного искусства (SnikersUrbanиЯ, «Артмоссфера» и «Лучший город Земли» (г. Москва), Неделя уличного искусства (г. Новокузнецк) и пр.).

Важным и неоднозначным фактором в культуре граффити является политика двойных стандартов, которых придерживаются государственные и коммерческие структуры по отношению к феномену. С одной стороны, граффити широко осуждается

w

Рис. 16. Россия, Москва Источник: Большой город. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://bg.ru/city/jura_my_ ispravilis_esche_odno_graffiti_na_temu_kry-21574/ (дата обращения: 05.12.2015)

общественностью, с другой — максимально адаптируется под его нужды (например, использование в качестве рекламы или пропаганды).

История зарождения граффити в России начинается еще в 1980-х гг. в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х гг. и до середины 1990-х граффити в России носило эпизодический характер. Только к концу 1990-х гг. граффити приобретает более массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать благодаря развитию интернета, а также с использованием граффити в коммерческих целях (реклама на ТВ и журналах).

В начале 2000-х гг. граффити получает все большую популярность в молодежной среде, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции: «MeetingofStyles» (Санкт-Петербург), SNICKERS URБANиЯ (Россия и Украина), Кофемолка (Чебоксары) и пр.

Сегодня граффити часто утрачивают значение протеста и не противопоставляются «официальной культуре», а актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города. Поэтому власти стремятся сделать граффити политическим инструментом путем организации согла-

сованных граффити-фестивалей, программ оформления спальных районов и пр. Например, результат сотрудничества Департамента культуры г. Москвы и уличных художников можно наблюдать на фасадах города: картинки с видами России, обращения к Гагарину, «Крым и Россия — вместе навсегда» и др.

Рис. 17. Россия, Москва (автор — команда «НЭЗО STREET ART») Источник: Большой город. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://bg.ru/city/jura_my_ ispravilis_esche_odno_graffiti_na_temu_kry-21574/ (дата обращения: 05.12.2015

Рис. 18. Россия, Москва (автор — команда «ЛВЗ-АРТ») Источник: Thevillage. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.the-village.ru/village/city/ city/141449-graffiti (дата обращения: 05.12.2015)

Существование субкультуры нельзя проигнорировать, поэтому граффити становится инструментом политических игр: для одних это новые медиа, для других — инструмент достижения целей. Так или иначе, оно стало подконтрольным и доступным. Процесс демаргинализации граффити прогрессирует с невероятной скоростью. Однако вышеперечисленные примеры сотрудничества российских властей и художников больше похожи на пропаганду, чем на независимое искусство.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что современное граффити — это средство социальной коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер.

Граффити нельзя назвать закрытой субкультурой. Все продукты граффити направлены на широкий круг потребителей. Если раньше граффити преимущественно было контркультурным явлением и в политическом дискурсе фигурировало, скорее, как

индикатор недовольства людей, не способных самовыразиться через демократические процессы, сегодня все большее число стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. Этот процесс делает граффити таким же подконтрольным медиа, как и печать, радио и ТВ, только в отличие от последних — способным захватить новую аудиторию, не вовлеченную в классические СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс] // URL: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10268.php (дата обращения: 05.12.2015).

2. Колосов А.С. История граффити движения и его современные российские особенности [Электронный ресурс] // Киберленинка [Офиц. сайт] // URL: http://cyberleninka.m/article/n/istoriya-grffiti-dvizheniya-i-ego-sovremennye-rossiyskie-osobennosti-1 (дата обращения: 05.12.2015).

3. Koch W.A.. Simple Forms: An Encyclopaedia of Simple Text-Types in Lore and Literature ^xt] / W.A. Koch. — Bochum, 1994. — 425 с.

4. Барсамов С.А. Субкультура граффити: социальная организация и перспективы интеграции [Электронный ресурс] // Киберленинка [Офиц. сайт] // URL: http://cyberleninka.m/article/n/subkultura-graffiti-sotsialnaya-organizatsiya-i-perspektivy-integratsii (дата обращения: 12.10.2015).

5. Чистякова М.Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности [Электронный ресурс] // Киберленинка [Офиц. сайт] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strit-art-v-kontekste-vyzovov-sovremennosti (дата обращения: 12.10.2015).

6. Евдокимова Е.А. Феномен граффити: генезис, перспективы, влияние на современное искусство и архитектуру [Электронный ресурс] / Е.А. Евдокимова, Ю.С. Янковская // Киберленинка [Офиц. сайт] // URL: http://cyberleninka. ru/article/n/fenomen-graffiti-genezis-perspektivy-vliyanie-na-sovremennoe-iskusstvo-i-arhitekturu (дата обращения: 12.12.2015).

7. Wheeler V. Let’s Play Tag // The Sun, 19 Feb, 2009 [Electronic resource] // URL: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/ features/article2251742.ece (дата обращения: 12.10.2015).

REFERENCES

1. Baibakova O. Vandalizmigraffiti kakodnaizform proyavleniya deviatsiisredi molodezhi [Vandalism and graffiti as a form of manifestation of deviation among youth]. Available at: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10268.php

2. Kolosov A.S. Istoriya graffiti dvizheniyai ego sovremennye rossiiskie osobennosti [The history of graffiti movement and its modern Russian features]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-graffiti-dvizheniya-i-ego-sovremennye-rossiyskie-os-obennosti-1

3. Koch W.A. Simple Forms: An Encyclopaedia of Simple Text-Types in Lore and Literature. Bochum, 1994. 425 p.

4. Barsamov S.A. Subkul’tura graffiti: sotsial’naya organizatsiya Iperspektivy integratsii [Graffiti Subculture: social organization and prospects of integration]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/subkultura-graffiti-sotsialnaya-organizatsi-ya-i-perspektivy-integratsii

5. Chistyakova M.G. Strit-artv kontekstevyzovovsovremennosti[Street art in the context of modern challenges]. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/strit-art-v-kontekste-vyzovov-sovremennosti

6. Evdokimova E.A. Fenomen graffiti: genezis, perspektivy, vliyanie na sovremennoe iskusstvo I arkhitekturu [The phenomenon of graffiti: Genesis, prospects, impact on contemporary art and architecture]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ fenomen-graffiti-genezis-perspektivy-vliyanie-na-sovremennoe-iskusstvo-i-arhitekturu

7. Wheeler V. Let’s Play Tag. The Sun, 19 Feb, 2009 Available at: http://www.thesun.co.uk/sol/homepage/features/article2251742. ece

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *