Раннее развитие детей это: в каком возрасте можно начинать речевое, сенсорное, физическое развитие детей, плюсы и минусы, советы психологов

в каком возрасте можно начинать речевое, сенсорное, физическое развитие детей, плюсы и минусы, советы психологов

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более «современных» детей. Методики «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.

Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.

Фото: pixabay.com

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте?

Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т. д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Плюсы

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко (1). Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания».

Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых (2). В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки (3). Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали (4). Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало — это и есть основа всей математики.

Важно!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития — малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

Мифы от «гуру»

У нас до сих пор популярны карточки врача-физиолога Глена Домана. Он работал с детьми с нарушениями ЦНС. Позже эту методику он рекомендовал и для работы со здоровыми детьми. Малышам предлагается рассматривать развивающие карточки с фотографиями, словами, математическими действиями. Их показывают всего несколько секунд, и постепенно увеличивают их количество. Американская академия педиатрии уже давно опубликовала информацию, что такое пассивное разглядывание не дает никаких результатов.

А с легкой руки Ибука Масару (одного из основателей корпорации Sony) мы, наконец, узнали, что «После трех уже поздно». Надо отметить, что Ибука Масару – не педагог и не психолог, а инженер. Материал для книги он почерпнул из своего опыта, когда воспитывал своего сына, который отставал в развитии.

Источники

  1. https://www.sciencedaily.com/releases/2016/03/160314151645.htm
  2. https://www.sciencedaily.com/releases/2017/02/170208094436.htm
  3. https://www.sciencedaily.com/releases/2018/05/180517194747.htm
  4. https://www.sciencedaily.com/releases/2016/11/161122193026.htm

ЗАЧЕМ НУЖНО ЭТО «РАННЕЕ РАЗВИТИЕ»??? | Развивающие групповые занятия | 2-3 года

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку   психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно   осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их   полноценного развития.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать, овладевают величайшим достоянием человечества — речью. На втором году ребенок понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно). Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребенка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения является игра, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства.

Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых.

Общеразвивающие занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, педагог закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Дети учатся не только слушать и понимать обращенную к ним речь, но и самостоятельно пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Общеразвивающие занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Во время занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним.

Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок служат целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т. п.

Также на занятиях большое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики. Дети учатся правильно ходить, бегать, прыгать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом музыкального со­провождения, речи, звуков.

Практически каждое занятие включает блок художественно-продуктивной деятельности. Малыши знакомятся с разнообразными изобразительными материалами, учатся первым приемам рисования, лепки, аппликации, конструирования. Большое внимание уделяется воспитанию положительного отношения к данным видам деятельности, формирования инте­реса как к процессу, так и к результату.

Занятия создают у детей хорошее настроение, вызывают радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Таким образом, общеразвивающие занятия в раннем возрасте (1-3 года) закладывают важнейшие навыки и способности. Занимаясь с детьми, мы даем им возможность раскрыть свои таланты, проявить себя.

Отслеживание развития детей раннего возраста | ЮНИСЕФ

Данные и доказательства имеют решающее значение для понимания того, что нужно маленьким детям.

ЮНИСЕФ/UN075657/Несбитт

Раннее детское развитие (РДРВ) имеет множество аспектов и развивается в захватывающем дух темпе. Измерение РДРВ является сложной задачей, и это новая область, отмеченная быстрым развитием, большой срочностью и значительными пробелами в наших знаниях.

Мы уже давно поняли, что развитие детей в полной мере является одним из основных прав человека. Теперь из недавних исследований в области неврологии мы знаем, насколько важны первые годы жизни для развития мозга ребенка и формирования его будущего. Между тем, экономика показала нам большие преимущества инвестирования в маленьких детей во время этого уникального окна развития — и мучительные издержки для детей и общества, если они этого не сделают.

Теперь мы знаем, насколько важны первые годы жизни для развития мозга ребенка и формирования его будущего.

В 2016 году мир был потрясен, когда медицинский журнал The Lancet подсчитал, что 43 процента детей в возрасте до 5 лет в странах с низким и средним уровнем дохода рискуют не развить свой потенциал в полной мере. Но с базовыми данными, основанными на составных прокси-индикаторах, что это означает и что с этим делать, остается открытым для интерпретации.

У нас еще нет полной картины о благополучии и уровне развития самых маленьких детей в мире из-за следующих проблем: нельзя использовать в анализе, охватывающем несколько секторов. В этом контексте анализ практики ухода и домашней обстановки ограничен и нуждается в усилении.

  • Создание системы отслеживания данных о развитии детей на уровне населения является особенно сложной задачей из-за многомерного характера РДРВ.
  • Отсутствие дезагрегированных данных по РДРВ не позволяет нам полностью понять, как такие факторы, как возраст, пол, инвалидность или дискриминация по этническому или расовому признаку влияют на шансы маленьких детей реализовать свой потенциал, и как мы можем изменить это уравнение.
    • Научные данные о развитии детей и влиянии политических и программных вмешательств в странах с низким и средним уровнем дохода и в гуманитарных контекстах все еще ограничены.

    Измерение и мониторинг РДРВ имеет решающее значение для понимания того, что нужно маленьким детям, и для выявления тех, кто рискует остаться позади и не реализовать свой полный потенциал развития. Наши знания основаны на ряде фактических данных, включая числовые данные, качественные исследования и анализы, исследования внедрения и оценки.

    Мы полагаемся на эти данные, чтобы нацеливать и улучшать вмешательства, выступать с правительствами за улучшение условий для детей младшего возраста и их семей, а также обосновывать необходимость инвестиций в РДРВ.

    ответ ЮНИСЕФ

    ЮНИСЕФ сотрудничает с правительствами и другими партнерами, чтобы восполнить пробелы в наших знаниях о развитии детей младшего возраста, поддержать мониторинг и отчетность по его многочисленным аспектам, а также собрать данные в поддержку более обеспеченных ресурсами и целенаправленных вмешательств в первые годы жизни. Мы также сообщаем о глобальных результатах реализации программ РДРВ в наших страновых отделениях.

    ЮНИСЕФ предоставляет финансовую и техническую помощь для сбора и анализа данных о выживании детей, состоянии здоровья и питания, доступе к играм и обучению в раннем возрасте, их домашней среде, а также заботе и дисциплине, которую они получают от своих родителей и опекунов. Кластерные обследования по многим показателям (MICS) являются примером такой поддержки. Проводится через равные промежутки времени с 1995 и реализованные более чем в 100 странах с низким и средним уровнем дохода, они являются крупнейшим источником международно сопоставимых данных по РДРВ.

    В целях в области устойчивого развития международное сообщество признало важность РДРВ посредством включения специального показателя ЦУР 4.2.1, который измеряет долю детей в возрасте до 5 лет, которые находятся на правильном пути развития в плане здоровья, обучения и психосоциальных благополучие.

    ЮНИСЕФ, ответственный за этот показатель, руководил разработкой и проверкой нового инструмента измерения, Индекса развития детей младшего возраста до 2030 г., и оказывает поддержку национальным правительствам в подготовке отчетов о ходе выполнения задачи ЦУР по обеспечению того, чтобы к 2030 г. девочки и мальчики имеют доступ к качественному развитию детей младшего возраста, уходу и дошкольному образованию.

    Приведенные ниже ресурсы охватывают основные инструменты измерения, исследования и хранилища данных по РДРВ, которые представляют наши самые современные, постоянно развивающиеся знания о состоянии самых маленьких детей в мире.

    Ресурсы

    Узнать больше

    К миру игр и общения для каждого ребенка

    Почему игра так важна и как сделать так, чтобы каждый ребенок приносил пользу

    Читать историю

    Психическое здоровье и благополучие лица, осуществляющего уход

    Поддержка детей означает поддержку и тех, кто за ними ухаживает

    Читать историю

    Трансформация в Таджикистане

    ЮНИСЕФ сотрудничает с партнерами, чтобы защитить детей младшего возраста от пагубного воздействия институционализации.

    Посмотреть историю

    Поддержка родителей | ЮНИСЕФ

    Поддержка воспитателей в их самой важной задаче — воспитании детей.

    ЮНИСЕФ/UN0312190/Сокол

    Родители и опекуны являются главными архитекторами развития детей младшего возраста. Как никто другой, они формируют опыт, который формирует мозг их детей и направляет их на путь здорового развития.

    Воспитание – будь то мать, отец, бабушка или дедушка, брат или сестра, другой родственник или другой взрослый – это забота о детях на протяжении всего детства, подготовка детей к жизни в обществе, установление отношений, обучение, работа и процветать. В раннем детстве воспитание дает возможность заложить основу для успеха на всю жизнь.

    В раннем детстве воспитание дает возможность заложить основу для успеха на всю жизнь.

    Родителям и опекунам доверено кормить растущие тела, а также развивать мозг. Это многогранная, срочная и постоянно развивающаяся работа, в которой каждый элемент — от правильного кормления и осмотра здоровья до пения и игр, от объятий и создания стабильного распорядка до защиты детей от вреда — необходим для младенцев и маленьких детей, чтобы они не пострадали. просто выжить, но полностью раскрыть свой потенциал и процветать.

    В самых простых родительских действиях заключена великая сила — неструктурированные, игривые и любящие моменты, которыми воспитатели делятся со своими младенцами и маленькими детьми. Какими бы ни были обстоятельства в семье, взросление с чувством любви имеет решающее значение для маленьких детей, защищая их от последствий стресса и лишений.

    Предоставление заботливого ухода требует времени, ресурсов и услуг. Но этих основных компонентов не хватает многим родителям и опекунам во всем мире, которые борются с бедностью, лишениями, конфликтами и другими кризисами; отсутствие доступа к качественным услугам; или истощены в результате плохого психического здоровья, стресса или попыток совместить семейную жизнь и рабочие обязанности.

    Тем временем пандемия COVID-19 заставила родителей и опекунов взять на себя роль спасателей на передовой. Закрытие школ и перегруженность услуг наложили дополнительные обязанности — от преподавания на дому до управления медицинскими потребностями и совмещения работы с дополнительными часами ухода за детьми — при этом лишая критически важной поддержки.

    Родители и опекуны из наиболее уязвимых слоев населения и те, кто живет в гуманитарных условиях, несут тяжелейшее бремя, в то время как многие другие чувствуют себя подавленными и одинокими.

    Воспитание детей — слишком большая работа, которую родители и опекуны могут выполнять в одиночку. Им нужна поддержка, чтобы дать своим детям наилучший старт в жизни.

    ответ ЮНИСЕФ

    ЮНИСЕФ стремится быть надежным партнером для родителей и опекунов во всем мире, чтобы поддерживать их в их самой важной задаче — воспитании детей.

    Укрепление комплексных услуг по развитию детей в раннем возрасте (ECD) является одним из ключевых элементов этой поддержки. Мы работаем с правительствами, предприятиями, гражданским обществом, академическими кругами и другими партнерами, чтобы расширить доступ родителей и опекунов к услугам РДРВ, а также помочь укрепить поставщиков услуг, которые их поддерживают.

    Эти основанные на фактических данных вмешательства помогают лицам, осуществляющим уход, двумя важными способами:
    1. Вооружая их навыками заботливого ухода
    2. Укрепляя собственное психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

    Когда опекуны получают поддержку и навыки, позволяющие справляться со стрессом и управлять своим психическим здоровьем, они могут лучше заботиться о своих детях.

    Ресурсы ЮНИСЕФ для родителей и программы РДРВ направлены на то, чтобы помочь опекунам дать своим детям лучший старт в жизни, предоставляя знания о том, что нужно младенцам и маленьким детям и как это обеспечить. Мы работаем по всему миру, чтобы повышать осведомленность, расширять возможности родителей и сообществ, повышать спрос на услуги РДРВ и усиливать голоса родителей.

    Наши программы для родителей учитывают особые потребности детей с инвалидностью, потому что вмешательство в раннем детстве является ключом к выявлению, предотвращению и лечению инвалидности. И поскольку гендерная идентичность детей формируется в раннем детстве — в то время как нормы гендерного неравенства уже могут начать ограничивать их жизненный путь — мы с самого начала включаем позитивную гендерную социализацию и нормы, способствующие гендерному равенству.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *