«Повесть о настоящем человеке» за 14 минут. Краткое содержание повести Полевого
Микропересказ: 1942 год. Во время воздушной битвы самолёт советского лётчика-истребителя падает посреди заповедного леса. Потеряв обе ноги, лётчик не сдаётся, и через год уже сражается на современном истребителе.
Часть 1
Сопровождая Илы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома, лётчик-истребитель Алексей Мересьев попал в «двойные клещи». Понимая, что ему грозит позорный плен, Алексей попытался вывернуться, но немец успел выстрелить. Самолёт начал падать. Мересьева вырвало из кабины и швырнуло на разлапистую ель, ветви которой смягчили удар.
Очнувшись, Алексей увидел рядом с собой тощего, голодного медведя. К счастью, в кармане лётного комбинезона был пистолет. Избавившись от медведя, Мересьев попытался встать и ощутил жгучую боль в ступнях и головокружение от контузии. Оглядевшись, он увидел поле, на котором когда-то шёл бой. Чуть поодаль виднелась дорога, ведущая в лес.
Реклама:
Алексей оказался километрах в 35 от линии фронта, посреди огромного Чёрного леса. Ему предстоял нелёгкий путь по заповедным дебрям. С трудом стянув с себя унты, Мересьев увидел, что его ступни чем-то прищемило и раздробило. Помочь ему никто не мог. Сжав зубы, он встал и пошёл.
Там, где раньше была санитарная рота, он нашёл крепкий немецкий нож. Выросший в городе Камышине среди приволжских степей, Алексей ничего не знал о лесе и не смог подготовить место для ночлега. Проведя ночь в поросли молодого сосняка, он ещё раз осмотрелся и нашёл килограммовую банку тушёнки. Алексей решил делать двадцать тысяч шагов в день, отдыхая через каждую тысячу шагов, и есть только в полдень.
Идти с каждым часом становилось труднее, не помогали даже вырезанные из можжевельника палки. На третий день он нашёл в кармане самодельную зажигалку и смог погреться у костра. Полюбовавшись на «фотографию тоненькой девушки в пёстром, цветастом платье», которую всегда носил в кармане гимнастёрки, Мересьев упрямо пошёл дальше и вдруг услышал впереди на лесной дороге шум моторов.
Он еле успел спрятаться в лесу, как мимо него проехала колонна немецких броневиков. Ночью он услышал шум боя.Реклама:
Ночной буран занёс дорогу. Двигаться стало ещё тяжелее. В этот день Мересьев изобрёл новый способ передвижения: он выбрасывал вперёд длинную палку с развилкой на конце и подтаскивал к ней своё искалеченное тело. Так он брёл ещё два дня, питаясь молодой сосновой корой и зелёным мхом. В банке из-под тушёнки он кипятил воду с брусничными листьями.
На седьмые сутки он наткнулся на сделанную партизанами баррикаду, у которой стояли немецкие броневики, обогнавшие его ранее. Шум этого боя он и слышал ночью. Мересьев стал кричать, надеясь, что партизаны его услышат, но те, видимо, ушли далеко. Линия фронта, однако, была уже близко: ветер доносил до Алексея звуки канонады.
Вечером Мересьев обнаружил, что в зажигалке кончилось горючее — он остался без тепла и чая, который хоть немного притуплял голод. Утром он не смог идти от слабости и «какой-то страшной, новой, зудящей боли в ступнях».
Реклама:
Вскоре руки перестали его держать, и Алексей начал передвигаться, перекатываясь с боку на бок. Двигаясь в полузабытьи, он очнулся посреди вырубки. Здесь живой труп, в который превратился Мересьев, подобрали крестьяне сожжённого немцами села, которые жили в землянках неподалёку. Мужчины этой «подземной» деревеньки ушли в партизаны, оставшимися женщинами командовал дед Михайла. У него и поселили Алексея.
Через несколько дней, проведённых Мересьевым в полузабытьи, дед устроил ему баньку, после которой Алексею стало совсем худо. Тогда дед ушёл и сутки спустя привёл командира эскадрильи, в которой служил Мересьев. Тот отвёз друга на родной аэродром, где уже дожидался санитарный самолёт, который переправил Алексея в лучший московский госпиталь.
Часть 2
Мересьев попал в госпиталь, которым управлял знаменитый профессор медицины. Койку Алексея поставили в коридоре. Однажды, проходя мимо, профессор наткнулся на неё и узнал, что здесь лежит человек, 18 дней ползком выбиравшийся из немецкого тыла. Рассердившись, профессор велел перевести больного в пустующую «полковничью» палату.
Реклама:
Кроме Алексея, в палате оказалось ещё трое раненых. Среди них — сильно обгоревший танкист, герой Советского Союза, Григорий Гвоздёв, который мстил немцам за погибшую мать и невесту. В своём батальоне он прослыл «человеком без меры». Уже второй месяц Гвоздёв пребывал а апатии, ничем не интересовался и ожидал смерти. За больными ухаживала симпатичная палатная сестра среднего возраста, Клавдия Михайловна.
Ступни Мересьева почернели, а пальцы потеряли чувствительность. Профессор пробовал одно лечение за другим, но победить гангрену не смог. Чтобы спасти Алексею жизнь, ноги пришлось ампутировать до середины икры. Всё это время Алексей перечитывал письма от матери и своей невесты Ольги, которым не смог признаться, что ему отняли обе ноги.
Вскоре в палату Мересьева подселили пятого пациента, тяжело контуженного комиссара Семёна Воробьёва. Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.
После ампутации Мересьев ушёл в себя. Он считал, что теперь Ольга выйдет за него только из жалости или из-за чувства долга. Алексей не хотел принимать от неё такую жертву, и поэтому не отвечал на её письма.
Реклама:
Пришла весна. Танкист ожил и оказался «весёлым, разговорчивым и лёгким человеком». Добился этого комиссар, организовав Грише переписку со студенткой медицинского университета Анютой — Анной Грибовой. Самому комиссару тем временем становилось всё хуже. Его контуженное тело опухало, и каждое движение причиняло сильную боль, но он яростно сопротивлялся болезни.
Только к Алексею комиссар не мог подобрать ключик. С раннего детства Мересьев мечтал стать лётчиком. Поехав на стройку Комсомольска-на-Амуре, Алесей с компанией таких же как он мечтателей организовал аэроклуб. Вместе они «отвоевали у тайги пространство для аэродрома», с которого Мересьев впервые поднялся в небо на учебном самолёте. «Потом он учился в военном авиаучилище, сам учил в нём молодых», а когда началась война — ушёл в действующую армию. В авиации заключался смысл его жизни.
Реклама:
Мересьев поверил, что сможет летать без ног, и «им овладела жажда жизни и деятельности». Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки на одну минуту. Между тем Гриша Гвоздёв всё больше влюблялся в Анюту и теперь часто рассматривал в зеркале своё обезображенное ожогами лицо. А комиссару становилось всё хуже. Теперь по ночам около него дежурила медсестра Клавдия Михайловна, которая была в него влюблена.
Невесте Алексей так и не написал правду. С Ольгой они были знакомы со школы. Расставшись на время, они встретились вновь, и Алексей увидел в старом друге красивую девушку. Решающих слов он, однако, сказать ей не успел: началась война. Ольга первая написала о своей любви — Алесей же считал, что он, безногий, такой любви недостоин. Наконец он решил написать невесте сразу после возвращения в лётную эскадрилью.
Первого мая умер комиссар. Вечером того же дня в палате поселился новичок — лётчик-истребитель майор Павел Иванович Стручков с повреждёнными коленными чашечками. Это был весёлый, общительный человек, большой любитель женщин, к которым относился довольно цинично. На следующий день хоронили комиссара. Клавдия Михайловна была безутешна, а Алексею очень захотелось стать «настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».
Реклама:
Вскоре Алексею надоели циничные высказывания Стручкова о женщинах. Мересьев был уверен, что не все женщины одинаковые. В конце концов Стручков решил очаровать Клавдию Михайловну. Палата уже хотела защищать любимую медсестру, но та сама сумела дать майору решительный отпор.
Летом Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством. Он часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем — на массивную старинную трость, подарок профессора. Гвоздёв уже успел заочно объясниться Анюте в любви, но потом начал сомневаться. Девушка ещё не видела, насколько он обезображен. Перед выпиской он поделился своими сомнениями с Мересьевым, и Алексей загадал: если у Гриши всё образуется, то и он напишет Ольге правду. Встреча влюблённых, за которой наблюдала вся палата, получилась холодной: девушку смутили шрамы танкиста. Майору Стручкову тоже не везло: он влюбился в Клавдию Михайловну, которая его почти не замечала. Вскоре Гвоздёв написал, что отправляется на фронт, ничего не сообщив Анюте.
Тогда Мересьев попросил Ольгу не дожидаться его, а выходить замуж, в тайне надеясь, что настоящую любовь такое письмо не спугнёт.Реклама:
Через некоторое время Анюта сама позвонила Алексею, чтобы узнать, куда исчез Гвоздёв. После этого звонка Мересьев ободрился и решил написать Ольге после первого сбитого им самолёта.
Часть 3
Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-воздушных сил. За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез. Девушка призналась, что сначала её смутили шрамы Гвоздёва, но теперь она о них не думает.
В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который всё никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его.
Реклама:
Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противотанковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война. В конце Ольга писала, что ждёт его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разорённый муравейник: у всех на устах было слово «Сталинград». В конце концов отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт. В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС.
Узнав, что, лишившись ног, Мересьев хочет обратно в авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его прийти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий лётчик. На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь. С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.
Реклама:
Мересьев остался «без вещевого, продовольственного и денежного аттестатов», и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонили и отправили лётчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации. Ему везде сочувствовали, но помочь не могли: слишком строги были условия, по которым принимали в лётные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский. С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в лётную школу.
Для Сталинградской битвы требовалось много лётчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продовольственного аттестатов и убрать подальше щёгольскую трость. Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки — ими Алексей пристёгивал протезы к ножным педалям самолёта. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полёта тот заметил трость Алексея, разозлился и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног. В результате Алексея рекомендовали как искусного, опытного и волевого лётчика.
Реклама:
В школе переподготовки Алексей пробыл до ранней весны. Вместе со Стручковым он учился летать на самых современных на тот момент истребителях, ЛА-5. Поначалу Мересьев не ощущал «того великолепного, полного контакта с машиной, который и даёт радость полёта». Алексею показалось, что мечта его не осуществится, но ему помог замполит школы полковник Капустин. Мересьев был единственным в мире лётчиком-истребителем без ног, и замполит предоставил ему дополнительные лётные часы. Вскоре Алексей овладел управлением ЛА-5 в совершенстве.
Часть 4
Весна была в разгаре, когда Мересьев прибыл в штаб полка, расположенный в небольшой деревушке. Там его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. В эту же ночь началось роковое для немецкой армии сражение на Курской дуге.
Капитан Чеслов доверил Мересьеву новенький ЛА-5. Впервые после ампутации Мересьев сразился с реальным противником: одномоторными пикировщиками Ю-87. Он делал по нескольку боевых вылетов в день. Письма от Ольги он мог читать только поздно вечером. Алексей узнал, что его невеста командует сапёрным взводом и уже успела получить орден Красной Звезды. Теперь Мересьев мог «говорить с ней на равных», однако открывать девушке правду не спешил: он не считал устаревший Ю-87 настоящим противником.
Достойным врагом стали истребители воздушной дивизии «Рихтгофен», в которую входили лучшие немецкие асы, летающие на современных «фоке-вульф-190». В сложном воздушном бою Алексей сбил три «фоке-вульфа», спас своего ведомого и с трудом дотянул до аэродрома на остатках горючего. После боя его назначили командиром эскадрильи. В полку уже все знали об уникальности этого лётчика и гордились им. В тот же вечер Алексей, наконец, написал правду Ольге.
Реклама:
Послесловие
На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты «Правда». Он встретился с Алексеем Мересьевым, готовя статью о подвигах лётчиков-гвардейцев. Рассказ лётчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя. Её печатали в журналах и читали по радио. Одну из таких радиопередач услышал гвардии майор Мересьев и нашёл Полевого. За 1943−45 годы он сбил пять немецких самолётов и получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, и у них родился сын. Так сама жизнь продолжила повесть об Алексее Мересьеве — настоящем советском человеке.
Пересказала Юлия Песковая. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.
E-mail: [email protected] | |||||||
АОКБ
— самое крупное сотрудников | |||||||
| |||||||
«Сильный человек» пересказывает тлинкитские сказки для современной жизни
СИТКА — В тлинкитской истории о Силаче герой Дукт’утль растет, наращивая свою силу, пока однажды он не готов стать лидером своего народа.
Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки, отличаются друг от друга, но писатель Измаил Хоуп смог связать древнюю тлинкитскую историю с современной историей, описывающей эволюцию подростка, над которым издеваются, в уверенного в себе молодого человека, который добивается своих целей упорным трудом.
Истории представлены в параллельном стиле повествования в комиксе Хоуп «Сильный человек», иллюстрированном Дими Махерасом.
«Я пыталась найти способ привнести традиционные знания тлинкитов в современную жизнь, — сказала Хоуп. «Как вы это делаете, чтобы описать тесты современных вызовов с традиционной структурой, и в то же время побуждать людей обращаться к первоисточнику».
Хоуп, живущая в Джуно, но имеющая глубокие корни в Ситке, в этом году является признанным писателем штата в рамках программы «Дух чтения», финансируемой Ассоциацией школьных библиотекарей Аляски, Грантом межбиблиотечного сотрудничества штата Аляска и Институтом музейного и библиотечного обслуживания. .
Недавно Хоуп провел несколько дней в школах Ситки, рассказывая истории тлинкитов и инупиаков и рассказывая о своем комиксе. Хоуп также отправится на остров Принца Уэльского и Коцебу. Он начал свой тур в Фэрбенксе, где встретился с детьми в Молодежном центре Фэрбенкса и был основным докладчиком на ежегодном съезде Библиотечной ассоциации Аляски. В этом году организаторы по всему штату Кари Сагел и Джинни Блэксон хотели представить писателя с Аляски, который писал в другом стиле.
«Мы подумали, что это будет хорошая смена темпа», — сказал Блэксон о 20-страничном прекрасно иллюстрированном комиксе.
РЕКЛАМА
Блэксон, старший библиотекарь Ситки, сказала, что узнала о комиксе «Сильный человек» от своего мужа Марти, который преподает в средней школе и использовал книгу в своем классе.
Сагел, библиотекарь средней школы Блатчли, сказал, что эта книга может понравиться как заядлым читателям, так и «неохотным читателям» и побудит их к чтению.
«Эта книга, одна серия могут изменить их путь», — сказал Сагел.
А для молодежи коренных жителей Аляски не так много книг, рассказывающих их истории.
«Детям нужны рассказчики в литературе», — сказал Блэксон. «Их не так много. Получить в их руки книги, отражающие их опыт, — это то, чего мы изо всех сил пытаемся найти. Так много молодежной литературы для взрослых является городской и жесткой. Действительно есть место для книг, в которых дети могут увидеть себя».
Хоуп, 30 лет, родился в Ситке и переехал в Джуно в возрасте 5 или 6 лет. Его родители были писателями.
Примерно с третьего класса Хоуп знал, что хочет стать писателем — или «риттером», как он тогда произносил это слово, — и художником.
Вскоре после окончания средней школы Джуно Дуглас он начал работать над достижением этой цели. До того, как ему исполнился 21 год, он пошел работать в Театр «Настойчивость» в Джуно в качестве актера и сопродюсера тлинкитской версии шекспировского «Макбета», которая также ставилась в Ситке.
С 2003 года Хоуп работает директором по связям с общественностью театральной труппы.
Хоуп вырос на рассказах тлинкитов и инупиаков о народе его родителей.
Во введении к книге Хоуп описывает значительную работу, связанную с обеспечением целостности истории. Он сказал, что учился у Фрэнка Джонсона из клана Сухтинейди и был вдохновлен им. История была опубликована Ричардом и Норой Дауэнхауэр в книге «Хаа Шука: Наши предки» и происходит на старом острове Хеньяа.
«Это важно — указание места и происхождения является частью протокола рассказывания этих историй», — сказала Хоуп. «Кроме того, место Хеньяа было занято древним кланом Гааакс.ади, который затем превратился в другие кланы, включая клан мистера Джонсона, Сухтинейди».
Хоуп отдает должное Эдварду Томасу, племяннику Фрэнка Джонсона, и покойной Элизабет Катассе (Кауч-кла-ХАТ), матриарху клана Таакванеиди, с которым связана история Силача.
«Мы благодарим Элизабет за разрешение использовать историю о Силаче», — написала Хоуп.
Написав рассказ и получив отзывы из многочисленных источников, Хоуп сделала эскизы панелей, которые Махерас проиллюстрировал.
Махерас родом из районов Анкориджа и Мат-Су. Он был одним из первых зачисленных учеников в племенную школу Я Не Да Ах, где он выучил песни, танцы и сказки Атна Атабаски. Он проиллюстрировал три рассказа Ya Ne Dah Ah в форме графического романа и работает полный рабочий день в отделе образования Chickaloon Village.
«Дими и я рассматривали это предприятие как способ расширить историю, найти новые жанры для выражения древних (и до сих пор актуальных) традиций», — написала Хоуп. «Тем не менее, как отдельные художники, мы стремились найти свои собственные голоса и стили. Я чувствовал, что лучший способ сделать это — добавить современную сюжетную линию, рассказанную вместе с традиционной историей о борьбе и триумфах молодого человека. в старшей школе
РЕКЛАМА
«Таким образом, традиционное и современное пересекаются, делая прошлое и настоящее совместимыми друг с другом и, надеюсь, усиливая друг друга».0003
ШЕННОН ХОГЛАНД
Daily Sitka Sentinel
Лучшие рассказы для учащихся средних классов по выбору учителей
Тема: Чтение Классы: Средняя школа:
Когда продолжительность концентрации внимания коротка, это помогает!
Хороший рассказ — отличный инструмент обучения. Поскольку для их чтения требуется меньше времени, это простой способ познакомить учащихся с новыми авторами и жанрами. Кроме того, лучшие короткие рассказы ничуть не менее увлекательны и содержательны, чем лучшие романы. Мы попросили нашу аудиторию в Facebook и Instagram поделиться своими любимыми рассказами для школьников. Вот большой список!
- «Гром грома» Рэя Брэдбери
- «Монстры должны появиться на Кленовой улице», Род Серлинг
- «Сердца и руки» О. Генри
- «Елка» Ганса Христиана Андерсена
- «Ожерелье» Ги де Мопассана
- «Часовая история» Кейт Шопен
- «Женщина или тигр» Фрэнка Стоктона
- «Бейсбол в апреле» Гэри Сото
- «Контур» Франсиско Хименеса
- «Перевернутый», Венделин Ван Драанен
- «Открытое окно» Г. Х. Мунро (Саки)
- «Маска красной смерти» Эдгара Аллана По
- «Выкуп красного вождя» О. Генри
- «Фиксированный доход» Шермана Алекси
- «История жены» Урсулы К. Ле Гуин
- «На тротуаре, истекающем кровью», Эван Хантер
- «Ставка» Антона Чехова
- «Моя любимая сопровождающая», Джин Дэвис Окимото
- «Сокровище лимонного коричневого» Уолтера Дина Майерса
- «Седьмой класс» Гэри Сото
- «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза
- «Повседневное использование» Элис Уокер
- «Агнец на заклание» Роальда Даля
- «Утро пятницы», Лэнгстон Хьюз
- «Очень старый человек с огромными крыльями» Габриэля Гарсиа Маркеса
- «Чарльз» Ширли Джексон
- «Click Clack the Rattlebag» Нила Геймана
- «Имена/номера» Джулии Альварес
- «Развести огонь» Джека Лондона
- «Муха» Кэтрин Мэнсфилд
- «Правила игры» Эми Тан
- «Лжецы не годятся», Юниус Эдвардс
- «Снайпер» Лиама О’Флаэрти
- «Гражданский мир» Чинуа Ачебе
- «Пятница, все изменилось» Энн Харт
- «Куртка стипендии» Марты Салинас
- «Братья Амиго» Пири Томас
- «Дикий цветок» Амриты Притам
- «Годы моего рождения» Луизы Эрдрих
- «Вельд» Рэя Брэдбери
- Айзек Азимов «Веселье, которое у них было»
- «Харрисон Бержерон» Курта Воннегута
- «Хорошего человека найти трудно» Фланнери О’Коннор
- «Одиннадцать» Сандры Сиснерос
- «Спасибо, мэм» Лэнгстона Хьюза
- «Вера в Бруклин», Мэтт де ла Пенья
- «Прощание» Шермана Алекси
- «Девушка» Ямайки Кинкейд
- «Когда я сложу свое бремя», Майя Энджелоу
- «Все лето за один день» Рэя Брэдбери
- «Аптечка» от Virginia Driving Hawk Sneve
- «Останови солнце», Гэри Полсен
- «Мать и дочь» Гэри Сото
- «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По
- «Автостопщик» Люсиль Флетчер
- «Хозяйка» Роальда Даля
- «Самый маленький мальчик-дракон» Энн МакКэффри
- «Алый ибис» Джеймса Херста
- «Мое первое свободное лето» Джулии Альварес
- «Лотерея» Ширли Джексон
- «Дары волхвов» О.