ГДЗ История России Арсентьев 8 класс Часть 1 Стр. 17
Содержание
Авторы:Арсентьев, Данилов
Год:2020
Тип:учебник
Часть:1, 2
Содержание
- Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
Голландские специалисты участвовали в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля «Орел». Появилась Немецкая слобода на окраине Москвы, где жили выходцы из западноевропейских стран. Приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. В ходе русско-польской (Смоленской) войны в составе русской армии воевали шесть полков «иноземного строя». При Алексее Михайловиче был создан воинский устав, составленный по западным образцам. Появилась мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича?
Самуил Петровский-Ситнианович, выходец из Белоруссии, окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда прозвище – Полоцкий). Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов при Заиконоспасском монастыре. Симеон Полоцкий дал Федору и Софье, детям царя Алексея Михайловича, образование с элементами западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Это способствовало тому, что Федор Алексеевич и царевна Софья пытались проводить реформы по западному образцу.
3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них ему удалось воплотить, а что нет и почему?
А. Л. Ордин-Нащокин предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, что должно было привести к постепенному переходу к постоянно действующей армии, элементы самоуправления по европейскому образцу. Данные цели достигнуты не были, так как в 1671 г. А. Л. Ордин-Нащокин был подвергнут опале. Он отменил привилегии иностранных компаний, предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.). По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.
4. Как вы думаете, почему историк В. О. Ключевский назвал Ордина-Нащокина «государственным человеком»?
А. Л. Ордин-Нащокин был одним из самых известных политических деятелей России в XVII в. Он сделал многое для России не только внутри страны, но и во внешней политике. Он подписал союзный договор с Курляндией, перемирие со Швецией. Он понимал необходимость реформ, его предложения во многом опередили реформы Петра I.
5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?
Князь Василий Васильевич Голицын проводил политику поддержки отечественной торговли и ремесел, главным направлением внутренней политики предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Голицын прекрасно понимал вред крепостного права и предлагал освободить крестьян от помещиков. Ему принадлежит идея введения «поголовной» подати, которую впоследствии ввел Петр I. Он также выступал за замену дворянского ополчения на армию по западному образцу.
Однако царь и высшие представители общества выступали против курса, намеченного В. В. Голицын, так как это шло против их интересов.
6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?
Реформаторской деятельностью представителей власти были недовольны многие слои населения. Верхние слои общества, царское окружение выступало против реформ, так как они угрожали их позициям в обществе и лишали ряда привилегий (в частности, предложение Голицына об отмене крепостного права). Против реформ выступало духовенство, так как они были против привнесения западноевропейских нравов и обычаев, видя в этом угрозу своего могущества и влияния на общество.
В реформах были заинтересованы часть царского окружения, которое было образованным и видело преимущества в реформах, а также купечество, которое было заинтересовано в поддержке со стороны государства.
Ошибка или идея? Сообщить 📤
Мне не нравится на сайте, измените:Сделайте так, чтобы можно было:Решение неправильно/опечатка
Все номера
Стр. 16Стр. 17Стр. 18Стр. 19Стр. 20Стр. 22Стр. 23Стр. 24Стр. 25Стр. 26
Симеон Полоцкий: белорус, изменивший историю России
Евразия Эксперт
В 2019 г. исполняется 390 лет со дня рождения великого просветителя Симеона Полоцкого (настоящее имя – Самуил Гаврилович (по другим данным – Емельянович) Петровский-Ситнянович) – выдающегося деятеля белорусской и русской культур. Родился он в 1629 г. в древнем белорусском городе Полоцке, здесь же, в Богоявленском монастыре, в 1656 г. принял православное монашество под именем Симеона (прозвище «Полоцкий» ему дали уже в Москве). Однако таланты и знания свои по большей части знаменитый белорус применил на русской земле. В истории он известен как поэт, переводчик, издатель, драматург, педагог, политик, библиофил, монах, придворный астролог. Масштаб личности Симеона Полоцкого, его прогрессивное влияние и достижения в эпоху Барокко корреспондент «Евразия.Эксперт» обсудила с заместителем директора Национальной Библиотеки Беларуси Александром Сушей.
© Евразия Эксперт— Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, что отличало Симеона Полоцкого от его современников и других выдающихся деятелей его времени?
Видео дня
— Симеон Полоцкий – пожалуй, самый яркий деятель белорусской и русской культур XVII в. Широта его знаний и интересов огромны и определяют масштаб личности: политика, богословие, поэзия, просвещение…Симеон Полоцкий сумел соединить в себе православие, католичество и униатство. В совершенстве владел церковнославянским, белорусским, польским, греческим и латинским языками. Сегодня трудно представить, что в одном человеке может вместиться столько дарований, порой, кажется, совсем не совместимых друг с другом. Он был универсальным человеком в части наук и знаний. Сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи эпохи Возрождения.
В первую очередь, он был интеллектуалом и огромным двигателем культурных изменений в Российском государстве и, отчасти, во всем восточноевропейском регионе. По моему мнению, именно он поменял весь цивилизационный порядок в Европе. Это произошло не в одночасье, он прожил достаточно долгую по меркам того времени жизнь – 50 лет. За этот период он успел очень многое, во многом был первым: создал системы среднего и во многом высшего образования в России, открыл первую альтернативную типографию в Кремле, был первым придворным профессиональным писателем.
Именно Симеон Полоцкий утвердил в высших слоях общества стремление к получению высшего образования, создал культ учености.
— Где был заложен образовательный фундамент будущего просветителя?
— Начальное образование Симеон Полоцкий получил в родном городе, Полоцке, который имел давние традиции образовательной и просветительской деятельности. Между 1637 и 1651 гг. он учился в Киево-Могилянской коллегии. Среди его преподавателей были известные ученые и писатели: Петр Могила, Сильвестр Косов, Лазарь Баранович. В первой половине 1650 г. Симеон Полоцкий перебрался в Вильно – столицу Великого Княжества Литовского, мощного белорусско-литовского государства, которое за сто лет до этого объединилось с Польским Королевством в конфедеративную Речь Посполитую. Здесь он начал обучение в Виленской иезуитской академии – первом высшем учебном заведении в Великом Княжестве Литовском. К тому времени ученый уже настолько досконально владел, помимо родного белорусского, латинским, церковнославянским и польским языками, что писал на всех четырех стихи, проповеди, научные труды.
Нет никаких сомнений, что полученные во время обучения в Киеве и Вильно знания позже были использованы просветителем для создания его «Букваря языка славенска».
— Как белорусский монах оказался в Москве?
— Помимо того, что Симеон Полоцкий был превосходным просветителем, он был еще и человеком с очень хорошей деловой хваткой: умел правильно ориентироваться в складывающихся обстоятельствах. И когда в 1656 г., после захвата московским войском Полоцка, Симеон вместе с учениками братской школы приветствовал царя Алексея Михайловича театрализованными силлабическими стихами «Полоцкие метры», царю и его придворным это пришлось по вкусу. Чтобы избежать возможного преследования за поддержку врага в войне Симеон в 1664 г. окончательно переехал в Москву, где его способности сразу были высоко оценены и востребованы.
— В чем заключались наиболее прорывные идеи просветителя? Как он их реализовывал?
— Будучи в Москве, Симеон Полоцкий создал школу нового типа для подготовки служащих Приказа тайных дел – будущих чиновников, дипломатов, переводчиков. В 1665-1668 гг. он непосредственно руководил работой этой школы.
В Москве, где перед этим существовало только «элементарное образование, которое приобреталось преимущественно путем чтения», настоящим прорывом выглядело появление школы, которая соответствовала требованиям высшего или, по крайней мере, среднего образования.
Есть серьезные основания предполагать, что основные принципы организации процесса обучения в этой школе были заимствованы в учебных заведениях на родине Симеона Полоцкого. Выпускниками этой школы стали такие известные деятели русской культуры, как поэт и церковный деятель Сильвестр Медведев и создатель чудесного стихотворного Букваря Карион Истомин.
Образовательные замыслы полоцкого просветителя продолжали жизнь еще долгое время. За год до смерти Симеон Полоцкий работал над проектом русской высшей школы (Академии) по примеру Виленской и Киево-Могилянской академий. Имелось в виду преподавание в ней не только греческого языка и богословия, но и достижений европейской гуманитарной науки и культуры, латинского языка и натурфилософии. В результате уже после смерти Симеона, но благодаря его замыслу в Москве начала свою работу знаменитая Славяно-греко-латинская академия.
— Как Симеон Полоцкий повлиял на становление российского государства?
— Известно, что Симеон Полоцкий был наставником царских детей: царевича Алексея, Федора, царевны Софьи, а также присматривал за воспитанием царевича Петра, который в дальнейшем стал императором Петром Великим. Интересен тот факт, что «Букварь языка славенска» был написан специально для Петра I, последнего «царя всея Руси» и первого российского императора, и подарен ему по случаю семилетия. Архивные источники сохранили сведения, что в марте 1680 г. (через несколько месяцев после выхода в свет книги Симеона Полоцкого) на «учiтельном налое» молодого Петра вместе с «потешной книжкой» находился и Букварь.
Букварь Симеона Полоцкого стал самым полным и наилучшим московским изданием для начального обучения своего времени.
Издание состояло из 320 страниц и насчитывало большое количество обучающих материалов. Букварь был издан большим тиражом и получил большое распространение. Этот объемный учебник вмещал в себя многочисленные поэтические тексты, углубленную грамматическую и хрестоматийную части, катехизис и орации (приветствия по случаю основных христианских праздников). Отличительной чертой Букваря 1679 г. стало то, что Симеон Полоцкий разместил в нем собственноручно написанные поэтические наставления. Петр I осуществил кардинальный поворот страны в сторону Европы и развернул масштабные реформы всего российского общества. Еще с детства он интересовался новейшими достижениями науки и техники.
Исследователи довольно уверенно утверждают, что почву для петровских преобразований подготовила деятельность Симеона Полоцкого в части просвещения, его успехи по углублению в России светского образования, в котором слились лучшие российские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры.
Таким образом, перед тем, как Петр I «прорубил окно в Европу», Европа «прорубила окно в Россию». И одним из наиболее активных проводников западной культуры в России стал именно Симеон Полоцкий.
— Что вы можете рассказать о книгопечатной деятельности Симеона Полоцкого?
— Букварь 1679 г. стал первым изданием так называемой Верхней типографии, которая разбила монополию Московского печатного двора. До того все книги в Московском государстве издавались только в подконтрольной патриарху типографии (для сравнения, в родной Симеону Речи Посполитой, в том числе на белорусских землях, действовали 134 типографии).
Симеон Полоцкий нарушил книгопечатную монополию в России, которая окончательно была ликвидирована в XVIII в.
Новую типографию принято называть «Верхней», потому что она находилась на верхнем этаже царского дворца. По мнению исследователей, именно оборудование типографии Кутеинского монастыря под Оршей, перевезенное в Россию, было использовано для работы Верхней типографии. Для издательской деятельности Симеон Полоцкий пригласил в Москву художников и мастеров гравюры. Среди них был известный российский художник Семен Ушаков. Издания Верхней типографии стали новым шагом в истории книжной графики в Московском государстве: впервые использовались гравюры на металле (медные), появились титульные листы, применялись новейшие технические приемы и технологии, украшение страниц наборным орнаментом.
— В чем состояли особенности творчества просветителя? Какое влияние оно оказало на современников Симеона Полоцкого и на будущее России?
— Творчество Симеона Полоцкого стало ярким воплощением литературы эпохи Барокко. В ней нашли отражение многочисленные достижения и противоречия общества того времени: религиозные, политические, моральные, культурные.
Это явилось важным фактором в процессе становления современного русского языка и литературы, определило направление дальнейшего развития культуры России.
Современники удивлялись его трудолюбию и результативности: за шестнадцать лет жизни в Москве он написал более десяти книг. Великий просветитель, он всегда стремился делиться с людьми своими знаниями. Ради этого собрал одну из крупнейших библиотек России и завещал ее четырем монастырям Беларуси, России и Украины, однако, его воля не была исполнена. Умер просветитель в 1680 г. и был похоронен в Заиконоспасском монастыре.
— Хранят ли белорусы сегодня память о наследии своего известного земляка?
— В 2003 г. по случаю празднования Дня белорусской письменности в Полоцке был установлен памятник белорусскому просветителю. Традиционно каждые пять лет на родине великого ученого в Полоцке проходит конференция «Симеон Полоцкий: мировоззрение, общественно-политическая и литературная деятельность». Произведения Симеона входят в обязательную программу обучения средних и высших учебных заведений Беларуси. Память о Симеоне Полоцком в Беларуси свято хранится. Помнят о его свершениях также в России и Украине. В 1980 г. ЮНЕСКО включило имя Симеона Полоцкого в календарь памятных дат этой организации.
Беседовала Ольга Деменчук
Другое, Сильвестр Медведев, Леонардо да Винчи, ЮНЕСКО
Симеон Полоцкий | Белорусский писатель и богослов
В Беларуси: Литература
…17 век Белорусский поэт Симеон Полоцкий (Симеон Полоцкий) первым принес в Москву литературный стиль барокко.
Читать дальше
- В русской литературе: XVII век
…произвел эти изменения Симеон Полоцкий (1629–1680), монах, получивший образование в Киевской академии. Он сыграл ведущую роль во внедрении в России силлабической поэзии (стиха, измеряемого числом слогов в каждой строке) по польским образцам. В древнерусской литературе всецело господствовали…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»} ,»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»: «INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:468202}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:468202,»title»:»Симеон Полоцкий»,» url»:»https://www.britannica.com/biography/Симеон-Полоцкий»,»description»:»Федор III: …на польском и латыни Симеона Полоцкого, известного богослова, учившегося в Киеве и Польше.
Ассорти Литература
вклад в
ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
В статье раскрываются поэтические грани творческой многогранной личности Симеона Полоцкого, видного общественного деятеля и писателя XVII века. Симеон Полоцкий – основоположник поэтического и драматического жанров в русской литературе. С творчеством Симеона Полоцкого часто связывают появление в русской литературе хвалебных слов и басен, барочной силлабической системы стихосложения, поэтического исполнения Псалтири. Его стихи часто поучительны и воспитательны в стремлении как можно яснее передать знания. В его стихах отражены многие личные переживания и жизненные события царской семьи, ведь он был учителем царских детей. Патриотические чувства Симеона Полоцкого в связи с современными ему историческими событиями отразились и в его стихах. Важнейшей задачей он считал прославление могущества и славы Российского государства. В своей издательской деятельности большое внимание уделял реформированию литературного языка, переводя его на живой разговорный язык. Симеон Полоцкий боролся за воцерковление культуры и считал, что объединение славянских народов может и должно быть единой православной религией. Он был первым русским писателем, взявшим на себя роль «советника царей», влияющего на идеологию и политику.
Ключевые слова:
творческая многосторонняя личность, начинания в поэзии, родоначальник жанров, воспитание народа, русская культура, духовная основа.
Личность и творчество выдающихся людей неразрывно связаны между собой. Творчество является одной из основных сфер проявления направленности личности в жизненном цикле. Творчество требует значительных душевных сил и часто становится одним из важнейших для личности. Эта проблема относится к более широкой и классической проблеме смысла жизни и творчества. В процессе творческого самовыражения человек занимает по отношению к миру особое целостное положение, переживая онтологический союз, обладание всем в мире.
Это выражение личности, осуществляемое в определенном направлении.В процессе научной деятельности личность играет важную роль, хотя законченная научная концепция не так ярка, как в художественном проявлении личности. Личностные особенности проявляются прежде всего в процессе создания творческого «продукта» в стиле, специфике подачи. Однако в гуманитарных науках сила личности сравнима с произведениями искусства. Гуманитарные науки ближе к искусству и более красноречиво, чем наука, свидетельствуют о самобытности субъекта научной деятельности.
Так проявляется ценностный аспект научного творчества, особенно в обращении к творчеству такой многогранной личности, как Симеон Полоцкий.
Биографический подход к личности и творчеству позволяет комплексно рассматривать личность и творчество, обращаясь к их проявлениям на протяжении всей жизни, связанной с образом жизни, мировоззрением. Биографический метод можно рассматривать шире как особое направление исследований, оспаривающее целостное познание жизни во временной протяженности. В целом биографический подход дает уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость индивидуального поведения во времени и в разных ситуациях.
Удобство биографического метода заключается в возможности изучения обширного автобиографического творческого наследия (письма, дневники, заметки, автобиографическая проза и стихи) как следствие богатого внутреннего мира, зрелой рефлексии. Такой подход был реализован в ряде наших исследований о многогранных личностях русской культуры [3], [4], [5]. В данной статье на примере личности Симеона Полоцкого мы также можем увидеть, что человек с духовным зрением может глубоко проникать в суть явлений [2].
Личность Симеона Полоцкого (1629-1670) — яркое, самобытное явление русской культуры XII века. Помимо своей выдающейся церковной и светской общественной деятельности, в том числе богословской и педагогической, Симеон Полоцкий известен своей литературной деятельностью.
Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович родился в 1629 году в Полоцке, получил образование в Киево-Могилянской академии. Всю свою жизнь он оставался верным учеником и последователем Лазаря Барановича (с 1657 г. епископа Черниговского), своего наставника в Киево-Могилянской академии. В 1656 году он принял монашество в православном Полоцком Богоявленском монастыре и дидаскале сестринского училища в Полоцке, проучившись восемь лет. Симеон по обычаю в те годы слушал дополнительные лекции в западных иезуитских вузах, но остался верен православию. Он написал известную русскую печатную книгу XVII века «Жезл управления, одобрения, наказания и казни» для опровержения оснований раскола [7].
У Симеона Полоцкого много блестящих начинаний. Он обладает поэтическим даром и стал основоположником поэтического и драматического жанров в русской литературе. Он видел свое призвание в литературе и считал себя «искателем слова». Будучи белорусом по происхождению, он стал первым писателем-профессионалом в русской литературе, чье имя приобрело европейскую известность. Его обширное поэтическое наследие стало настоящей школой для таких выдающихся русских поэтов просвещения, как Мардарий Хоныков, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Антиох Кантемир, М. В. Ломоносов. Святитель Димитрий Ростовский, митрополит Стефан Яворский относился к нему с большим уважением.
Художественное наследие Симеона Полоцкого обширно: книги проповедей «Духовная трапеза» и «Духовная вечеря», богословский труд «Венец православно-католической веры», сохранившиеся только в рукописях книги «Ритмология» и «Духовная вечеря». Многоцветный Вертоград», включающий более тысячи стихотворений. События жизни царской семьи нашли отражение в «Ритмологии»; в эту же книгу вошел посвященный царю «Русский орел, представленный на солнце».
После царской смерти Симеон Полоцкий написал стихи «Драматическая элегия», в которых сам царь перед смертью обращается к Богу и ведет в Царство своего наследника, князя Федора Алексеевича, и всех членов Царской семьи, Патриарха и всех его подданных, а также двенадцать «Плачей» о короле. Сборники стихов по скромности остались неопубликованными; впоследствии напечатаны из них только отрывки. Многие его произведения были опубликованы только после его смерти – несмотря на свое высокое положение и влияние, он претендовал на литературные почести.
Симеон был одним из основоположников русского «библейского театра», написав несколько пьес, стихов и прозы («Комедия о блудном сыне, притча», трагедии «О царе Навуходоносоре», «О золотом идоле» и «Трех отроках в горниле не сожженных»). ‘ и т. д.). Первые стихи он написал еще в годы учебы. С творчеством Симеона Полоцкого часто связывают вопрос о появлении в русской литературе стиля барокко, характеризующегося высокой эмоциональностью, любовью к контрастам, красочным и смелым образам, аллегориям, вниманием к воспроизведению жизненных явлений. Симеон внес в русскую литературу силлабическую систему стихосложения с организующим принципом, равным числу слогов в рифмующихся строках. Это было необычно для его времени и привлекало внимание.
Активная издательская деятельность Симеона Полоцкого способствовала популяризации богословских идей, формированию новых жанров произведений, реформированию литературного языка путем приведения его к живой разговорной речи и была направлена на повышение сознательности русского общества.
Одним из творческих порывов Симеона стала его жизнь при дворе и воспитание царских детей. Первоначально царя привлекала его поэзия. С царем Алексеем Михайловичем он познакомился в 1656 году в Полоцке, когда царь посетил Полоцк в связи с началом русско-шведской войны, и приветствовал императора стихами, написанными по этому поводу. В 1660 году Симеон с младшими братьями посетил Москву и еще раз прочитал стихи перед царем, благосклонно отнесшимся к ученому монаху из Полоцка. В 1664 году, когда Полоцк отошел к Польше, Симеон переехал в Москву, где получил поддержку царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа. При дворе он был признан мудрейшим богословом, философом, поэтом и оратором. Царь поручил ему учить своих детей, а Патриарх дал указания по составлению документов и богословских сочинений [6]. В 1667 г. ему было поручено воспитание и образование царских детей — князя Алексея, а после его смерти — Федора (будущего царя Федора Алексеевича) и царевны Софьи. Он учил Петра I. Царь и дети слушались его наставлений.
Традицией московской высшей школы того времени было приглашать для домашнего обучения детей приглашенных ученых ученых [1]. Обладая высоким уровнем образования, Симеон хорошо владел педагогическими приемами, облегчающими усвоение знаний, – хороший учитель, облекающий науку в привлекательную форму. Действительно, мы находим отражение обширных знаний Симеона в его поучительных и воспитательных стихах.
Это стихи, в которых представлены основы математики, знания о чувствах, являющихся дверями познания мира. Заметно, что Симеон стремится открыть разные двери познания – он обращается к чувствам и разуму читателя.
Более того, для повышения эффективности своих книг Симеон стремился к разнообразию и выразительности даже их внешнего убранства. Известно, что он сотрудничал с великим русским художником Симоном Ушаковым в Верхней типографии и консультировал его в относительно редком способе печати гравюр с медных пластин (офортов).
Его стихи часто представляют собой поэтическую форму уроков. Имея недюжинный литературный талант, Симеон скромно считал, что в литературе главное не талант, а знания. В стихах Симеона Полоцкого не только даются определенные знания, но и закладываются основы духовно-нравственного и патриотического воспитания. Симеон поручает царским наследникам управлять государством и лечить подданных:
Вот как надо делать голову —
Жить интересами граждан,
Не презирать, не считая собак
Но любить, как своих детей.
Он развивает в своих королевских учениках политическое сознание:
Как горожане живут в благополучии
Правители должны знать .
Забота Симеона о читателях проявлялась даже в сохранении телесного здоровья, что выражается и в поэтической форме. Именно стремление как можно яснее передать знания прежде всего обусловило особый стиль Симеона Полоцкого. Сложные формы стиха использовались только в написании придворной поэзии и панегирических стихов. Он использовал свои знания для изложения нравственных и доктринальных истин, применяя смелые сравнения и аналогии с миром природы, который, как и человек, создан Богом. Образно излагая современные научные идеи, он делал это ради воспитательного эффекта. Симеон Полоцкий стремился обобщить всю книжную мудрость и обучить как можно более широкую аудиторию, тем самым значительно способствуя развитию отечественного образования. Он хотел воспитать образованного и набожного читателя, как и другие его замечательные соотечественники – Лаврентий Зизаний, Михаил Ломоносов, Григорий Сковорода. Подобные приемы Симеон также использовал в своих ярких и убедительных проповедях. Он считал, что совершенный человек прежде всего обладает высокими нравственными качествами. Поэтому необходимо учить детей прежде всего благочестию, чем знанию, подобно телу без души.
Одним из нововведений Симеона является развитие жанра Панегирика. Он писал поздравления с Рождеством, именинами и днями рождения членов королевской семьи. Симеон на четверть опередил появление в русской моде басни: он переработал басни древних писателей, так впервые в русской литературе появилась поэтическая басня.
В те времена была очень популярна астрология, но Симеон Полоцкий в своих стихах подчеркивает, что звезды не определяют продолжительность жизни человека. Есть Промысел Божий, а есть свободная воля человека, выбирающая между добром и злом.
Симеон первым в России сделал поэтический перевод Псалтири («Псалтирь рифмованная»), которая стала первым поэтическим произведением, изданным отдельным изданием в России. В конце Псалтири он вставил в свои стихи весь годовой календарь имен святых.
«Рифмованная псалтырь» стала одним из лучших и популярных изданий этого периода и была напечатана в 1680 году в типографии, построенной Симеоном. В 1685 году дьякон Василий Титов положил на музыку «Стихотворную Псалтирь». М. В. Ломоносов называл «Рифованную Псалтирь» вратами своего учения и свое первое представление о красоте и величии поэзии, заимствованное из «Рифованной Псалтири» Полоцкого [6]. Исследователи Симеона Полоцкого М. А. Робинсон и Л. И. Сазонов выразили удивление по поводу убеждения, что Симеон якобы был переведен с польского языка «Псалмами Давида» Яном Кохановским, настолько отчетливо проявляется различие поэтических подходов двух переводчиков (цит. по [8 ]).
Жизнь Симеона Полоцкого, полная драматизма, озаренная духовным устремлением, отразилась в его поэтических произведениях: борьба с несправедливыми наветами, трагические события – жестокое и смертельное избиение стрельцами его брата Исаака, тоже иеромонаха, в 1674 или 1675 г., и отступление от православной веры его брата Луки, вероятно, ученого философа и филолога. Его стихи становятся обобщенной формой выражения личных переживаний. Такова рубрикированная композиция стихотворения «Тройная смерть», дающая глубокое понимание природы и смысла человеческой жизни и смерти:
Смерть бывает трех типов:
Первый отделяет душу от тела.
Второй убивает душу,
Лишение благодати Божией.
Третий произойдет в день суда
Когда душа и тело будут наказаны.
Первая смерть ужасна, но не имеет вреда.
Вторая смерть тяжелая, но лечится покаянием.
Третья смерть страшна из-за мук вечного огня.
Патриотические чувства Симеона Полоцкого в связи с современными ему историческими событиями отразились и в его стихах. Важнейшей задачей он считал прославление могущества и славы Российского государства.
Он выступал против завоевательных войн, «несправедливых злоупотреблений» и в поддержку оборонительных военных действий, а также религиозного просвещения и пропаганды православной веры, считал необходимым сосредоточить государственную власть в руках царя, что будет способствовать устранению неразберихи и установить мир. Царя он называл «светом веры» и даже его присутствие на белорусской земле считал большим благом:
Лети, милый Алексей, под небом,
Надежда России среди монархов.
Славный победитель, который из милосердия
Все делать во славу Божию.
Симеон Полоцкий подчеркивал, что главная цель русского царя, «великого борца за веру Христову», в войнах с Польшей и Швецией — миссионерская деятельность и забота о чистоте веры. Тема войны и мира была важна для него на протяжении всей жизни, многие его поэтические сочинения посвящены военным. Славу России он видел и в расширении границ познания, в развитии образования, сокрушаясь о непонимании его современниками:
…Россия расширяет свою славу
Не только мечом,
Но и по книгам о вечном.
Но таковы нравы!
Мы предпочитаем уничтожить
чем творить честным трудом.
Не хочу, чтобы солнце светило миру
И предпочитают оставаться во тьме невежества.
Он прекрасно понимал, что развитие книгопечатания принесет России славу «больше, чем сокровище».
Симеон Полоцкий оказался на перекрестке культур. Много лет писал стихи на трех языках – польском, старобелорусском и старославянском. Он горячо относился к польскому, белорусскому, русскому и украинскому народам, считая, что объединение славянских народов может и должно быть единой православной религией. Так книги Симеона Полоцкого были очень популярны в Украине. Известно, что они были присланы по просьбе днепровских казаков. Действительно, «Умная вечеря» помещена в «Слове о Православии и христианстве Войска Запорожского» по случаю внесения в полки иконы святителя Алексия, митрополита Киевского. Благодаря яркой и амбициозной личности Симеона Полоцкого сократился разрыв между Церковью и культурой. Однако он решительно боролся за чистоту веры и выступал за церковную культуру, противостоящую секуляризации Церкви.
Он был первым русским писателем, взявшим на себя роль «советника царей», наставляющего правительство и русское общество, влияющего на идеологию и политику.