Равнодушие понятие: равнодушие | это… Что такое равнодушие?

определение, признаки и чем оно опасно

Обновлено: 06 августа 2021

493

Доброго дня, уважаемые читатели и гости блога!

Равнодушие разрушает отношения, позволяет проходить мимо чужой беды, выбрасывать на улицу животных, калечить психику детей некорректным воспитанием. Сегодня я хотела бы поговорить о том, что такое равнодушие и в чем его причины. Возможно, кому-то эта статья поможет что-то переосмыслить в своей жизни, сделать правильные выводы и решиться на экологичные изменения.

Содержание

Определение

Равнодушие – это отрицательное духовно-нравственное качество личности, которое проявляется в виде безразличия, холодности, безучастности по отношению к людям, событиям или действиям.

Когда-то в церковнославянском языке слово “равнодушие” имело иной смысл – РАВНОдушие, то есть единодушие, единое состояние души. Сегодня так принято называть порок, основу множества преступлений, проступков и иных действий, влекущих негативные последствия как для окружающих, так и для самого человека.

Наша страна, некогда славившаяся высокими морально-нравственными качествами, в последние годы начала активно избавляться от подобных принципов. Стало модным жить для себя, брать от жизни все, получать удовольствие, никому не быть должным.

Печально, что по таким принципам сейчас живет не только молодое поколение, но и более зрелые люди, которых учили переводить бабушек через дорогу, брать шефство над отстающими одноклассниками и оказывать посильную помощь посторонним людям, называя себя тимуровцами.

Чуть позже мы порассуждаем, почему так произошло. А пока давайте посмотрим, каким может быть равнодушие.

Примеры в разных сферах

Разберемся, какие виды равнодушного отношения чаще всего отмечают.

  • В паре

Когда в отношениях или браке партнеры не слышат друг друга, не реагируют на желания и просьбы своего партнера, не интересуются его мечтами, историями, делами, появляется трещина, которая со временем превращается в огромную дыру.

Тогда говорят, что семейная лодка разбилась о быт. Но это не так. Не быт губит отношения, а равнодушие и нежелание усмирять свое эго.

Есть и другая сторона, когда один из партнеров долго бьется в закрытые двери и пытается добиться внимания и любви своего спутника, не получая ничего в ответ. Постепенно боль и разочарование уходят, сменяясь равнодушием.

  • В отношениях к людям

Это тот случай, когда мимо лежащего на земле человека спокойно идут прохожие. Это про то, как за стеной раздаются крики ребенка с просьбой к маме не бить его, а соседи делают погромче звук телевизора. Когда пользователи сети смотрят новости о совершенных преступлениях, но ни один мускул на их лицах не приходит в движение. Потому что всем на всех все равно.

  • К животным

Иногда мне попадаются объявления по типу “отдадим в хорошие руки кошку/собаку в связи с переездом”. Не все ищут в такой ситуации добрые руки, не все находят, часто животное просто усыпляют или выбрасывают. Вы можете представить себе, как в связи с переездом семья отправляет на улицу бабушку или сына? Почему же это возможно с животными?

  • К окружающей среде

Последствия равнодушного отношения к природе с каждым годом ощущаются все острее. Конечно, простой человек не может глобально повлиять на чистоту атмосферы или приостановить выбросы на местном заводе, но ему вполне под силу не кидать мусор мимо урны, сортировать пластиковые отходы или сдавать использованные батарейки в пункты приема. Как много людей сегодня этим занимаются?

  • К детям

Равнодушие родителей только на первый взгляд кажется безобидным. Но последствия дефицита любви могут быть самыми разными – от аналогичной холодности в будущем уже к своим детям до невозможности построения гармоничных отношений с людьми и выраженной агрессии.

  • К работе

Очень немногие могут похвастаться профессией, которая ежедневно заряжает положительными эмоциями и мотивирует на еще большие старания. В общей массе люди ходят на нелюбимую работу, скучают или нервничают при выполнении своих обязанностей, считают минуты до окончания очередного трудового дня.

Не каждый работодатель мечтает видеть у себя в штате незаинтересованных людей, а потому отношения с такими сотрудниками быстро портятся, что еще больше повышает градус их равнодушия к работе.

  • К жизни

Пожалуй, это одна из самых тяжелых форм безразличия, которая выражается в апатии и депрессивном взгляде на саму жизнь. Человека ничего не радует, ничто не интересует, он не имеет цели и никуда не стремится.

  • К самому себе

Проявляется в безответственном отношении к своему здоровью, к своим желаниям, пускании на самотек очевидных симптомов заболеваний и т. п.

  • В политике

Безразличие здесь наблюдается по обе стороны баррикад: люди не участвуют в выборах, полагая, что и без них все решат, а чиновники набивают карманы, не заботясь о тяготах и потребностях народа.

Признаки безучастного человека

Равнодушие – это не просто скупость на эмоции, чувства и теплые слова, а их отсутствие и нежелание выражать.

Как распознать равнодушного человека:

  • он апатичен;
  • ничем не интересуется;
  • его крайне сложно удивить и вызвать положительную реакцию;
  • не испытывает ярких эмоций и отрешен от эмоций других людей;
  • равнодушен к чужим болям, переживаниям, бедам;
  • живет в своем замкнутом мире, не интересуясь тем, что происходит за его пределами;
  • не умеет восхищаться красотой, по-настоящему любить, дружить, искренне помогать, сопереживать.

Излюбленные фразы равнодушных людей:

  • Мне неинтересно.
  • Мне все равно.
  • Я спокойно к этому отношусь.
  • Меня это совершенно не волнует!
  • Ну и что?

Все эти и подобные им фразы характеризуют безучастных людей, если они сказаны искренне, а не ради манипуляции.

Рекомендую прочитать статью, в которой мы разобрали противоположное понятие – неравнодушие.

Причины равнодушия

Безучастными не рождаются, а становятся в результате пережитого опыта и прочих факторов.

Иногда к такому состоянию приводит усталость души, когда человек долго страдал, испытывал много негатива в жизни. С помощью равнодушия он пытается оградить себя от новой боли. Он становится безучастным и холодным, не позволяя никому вторгаться в свой внутренний мир. Со временем, как правило, раны излечиваются и человек оттаивает, возвращаясь к привычному укладу. В этом случае равнодушие выступает формой защиты психики.

Если рассматривать тему более глобально, то у всех нас очень снижен порог чувствительности. Если раньше новость о том, что где-то упал самолет и все пассажиры погибли, вызывала у людей шок, то после 10–20 таких случаев это стало привычной нормой.

Точно так же и со всем остальным. Сегодня нам доступна абсолютно любая информация. В один клик мы открываем интернет – на нас сыпятся тонны агрессивной рекламы, лент криминальных хроник, новостей о катастрофах, катаклизмах, авариях, указываются числа погибших и раненых, приводятся истории больных, обездоленных и оскорбленных.

Мы привыкли к негативу и выработали к нему устойчивость. Нас все сложнее удивить, шокировать и растрогать. Мы привыкли абстрагироваться и закрываться в свою раковину.

Какие еще причины равнодушия можно выделить:

  1. Нарушения психики. Сюда относятся как врожденные патологии, так и приобретенные расстройства, спровоцированные длительным приемом препаратов, алкогольной зависимостью, депрессией и пр.
  2. Стресс. Когда человек очень долгое время находится под влиянием хронической усталости и напряжения, эмоционально выжат, тревожен, способность испытывать дополнительные переживания снижается в разы.
  3. Эгоцентризм. К равнодушию также приводит сконцентрированность на собственной персоне. Человек часто становится в позицию жертвы, ожидает поддержки и жалости к самому себе. При этом проблемы и интересы других людей нивелируются, считаются несущественными.

Чем опасно безразличие

Польский поэт и прозаик Бруно Ясенский в своем романе “Заговор равнодушных” в качестве эпиграфа написал такое изречение:

“Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство”.

С ним перекликается и фраза из книги Теодора Рузвельта, взятая им из текста поэмы итальянского мыслителя эпохи Возрождения:

“Данте отвел особое бесславное место в аду для тех, кто не решился стать ни на сторону добра, ни на сторону зла”.

Сегодня довольно легко представить ситуацию, когда на человека нападают в подворотне, а прохожие снимают происходящее на мобильный, вместо того чтобы помочь или вызвать полицию. Они сохраняют нейтралитет: “Моя хата с краю, ничего не знаю!”, “Не мои проблемы”. Прохожие не проявляют жестокости, но молча позволяют совершаться преступлению.

Хотели бы вы оказаться на месте жертвы такого происшествия? Не думаю. Это всего лишь один пример, но аналогичных ситуаций очень и очень много.

Равнодушие порождает равнодушие. У безучастных родителей растут безучастные дети, у пассивного общества появляются пассивные последователи. Каждое новое поколение развивается путем накопления социального опыта. Что будет накапливать очередное поколение, видя кругом примеры равнодушия?

Противоположными по значению являются понятия отзывчивости, сопереживания. Именно они помогают сохранять связь с нравственностью, которая и делает нас людьми, формирует личность.

Заключение

Если кратко, то равнодушие – это пассивное состояние, лишенное интереса и участия ко всему, что находится за пределами жизни конкретного человека. Несмотря на свою нейтральность, это серьезная проблема общества, которая имеет множество негативных последствий, включая самые глобальные.

Будьте милосердными, любите и творите добро! Поверьте, мир всегда отвечает взаимностью.

С уважением, Ксения Молоканова.

Подписаться на новости сайта

Если хотите получать первым уведомления о выходе новых статей, кейсов, отчетов об инвестициях, заработке, созданию прибыльных проектов в интернете, то обязательно подписывайтесь на рассылку и социальные сети!

Эксгибиционизм.

Что такое «Эксгибиционизм»? Понятие и определение термина «Эксгибиционизм» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Эксгибиционизм (лат. exhibeo — выставлять, показывать) – отклоняющееся от нормы поведение, когда сексуальное удовлетворение достигается посредством демонстрирования половых органов в ситуациях, не предполагающих близости партнеров.

Эксгибиционист выбирает своей целью лиц противоположного пола (чаще всего это девочки до 10 лет, но прямое отношение к педофилии это имеет крайне редко) или публичные места, при этом сам акт обнажения происходит спонтанно. Цель такого поведения – вызвать эмоции «зрителя», которые включают обычно испуг, интерес и удивление. Проявление других эмоций (к примеру, равнодушие) не удовлетворит эксгибициониста и, более того, может стать причиной его агрессивного поведения.

Исследователи полагают, что эксгибиционизм зародился как ответная реакция на появление одежды и распространение в обществе мнения о постыдности наготы. По характеру проявления эксгибиционизма различают ложный и истинный – целью первого выступает хулиганство, тогда как второй представляет собой заболевание (человек теряет способность контролировать свои поступки). В качестве особой формы выступает кандаулезизм – человек всячески стремится продемонстрировать своего партнера в обнаженном виде.

Как показывают исследования, эксгибиционистами становятся молодые люди (до 40 лет), которые в большинстве своем имеют семью и не испытывают трудностей финансового характера. Несмотря на то, что эксгибиционизм зачастую связывают исключительно с мужским полом, среди женщин данная тенденция также достаточно распространена.

< Экобионика

Эмоции >

Популярные термины

    Эксгибиционизм

    Где начинается извращение?

    С этим словом мы обращаемся легко, не всегда задумываясь о том, что оно значит на самом деле. Что считать вариантами нормы, а что — отклонением, способным разрушить отношения двоих?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Красота мешает личной жизни»: 3 истории женщин и комментарий психолога
    • Кашляние, хмыкание и моргание: в чем причина нервных тиков и можно ли от них избавиться
    • «Я везде лишняя: мной не интересуются ни сверстники, ни родители»
    • Взрослые дети и зрелые родители: 14 советов, как наладить общение
    • Что важно для успешной карьеры: 5 ключевых качеств — рекомендации коуча
    • «Почему девушки видят во мне только хорошего слушателя или друга?»
    • «После переезда ужасно скучаю по родным. У меня не пройдена сепарация?»
    • У мужчины снижен интерес к сексу? Ученые выяснили, о чем это говорит

    Сегодня читают

    • Что не так со снижением веса после 50 лет: неожиданный ответ ученых
    • Как понять, что вас не слушают: 3 общие фразы — неожиданные выводы ученых
    • У мужчины снижен интерес к сексу? Ученые выяснили, о чем это говорит
    • «Соглашаясь с ролью любовницы, я потеряла три года»: откровенная история читательницы
    • Как понять, что вас сильно критиковали в детстве: 12 признаков — проверьте себя
    • «Подруга захотела заняться сексом с моим парнем, и он согласился»

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Альтернативный подход к пониманию потребительского выбора – принципы экономики

    Цели обучения

    1. Объяснить максимизацию полезности, используя концепции кривых безразличия и строк бюджета.
    2. Объясните понятие предельной нормы замещения и ее связь с решением, максимизирующим полезность.
    3. Постройте кривую спроса на основе карты безразличия.

    Экономисты обычно используют набор инструментов, отличный от тех, которые были представлены в главе до этого момента, для анализа потребительского выбора. Хотя инструменты, представленные в этом разделе, несколько сложнее, они дают нам мощную основу для оценки потребительского выбора.

    Мы начнем наш анализ с алгебраического и графического представления бюджетного ограничения. Затем мы рассмотрим новую концепцию, которая позволяет нам нарисовать карту потребительских предпочтений. Затем мы можем сделать некоторые выводы о выборе, который может сделать потребитель, стремящийся к максимизации полезности.

    Бюджетная строка

    Как мы уже видели, выбор потребителя ограничен доступным бюджетом. Общие расходы на товары и услуги могут не соответствовать бюджетному ограничению, но не превышать его.

    Алгебраически мы можем записать бюджетное ограничение для двух товаров X и Y как:

    Уравнение 7.7

    [латекс]P_X Q_X + P_Y Q_Y \leq B[/латекс]

    , где P X и P Y — цены товаров X и Y, а Q X и Q Y 9003 — выбранные количества товаров. Общий доход, который можно потратить на эти два товара, равен B , бюджету потребителя. Уравнение 7.7 утверждает, что общие расходы на товары X и Y (левая часть уравнения) не могут превышать Б .

    Предположим, что студентка колледжа Джанет Бейн увлекается лыжным спортом и верховой ездой. День, потраченный на любое занятие, стоит 50 долларов. Предположим, у нее есть 250 долларов, которые она может тратить на эти два занятия каждый семестр. Бюджетное ограничение г-жи Бейн показано на рисунке 7.9 «Бюджетная линия».

    Для потребителя, который покупает только два товара, бюджетное ограничение может быть показано бюджетной строкой. Бюджетная линия графически показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может купить при заданном бюджете.

    Строка бюджета показывает все комбинации катания на лыжах и верховой езды, которые г-жа Бейн может приобрести при своем бюджете в 250 долларов. Она также может потратить менее 250 долларов на покупку комбинаций, лежащих ниже и левее линии бюджета на рисунке 7.9 «Бюджетная линия». Комбинации выше и справа от бюджетной строки находятся за пределами ее бюджета.

    Рисунок 7.9 Бюджетная строка

    Бюджетная строка показывает сочетание катания на лыжах и верховой езды, которые могла бы потреблять Джанет Бейн, если бы цена каждого вида деятельности составляла 50 долларов, а у нее было бы 250 долларов на них в каждом семестре. Наклон этой бюджетной линии равен −1, отрицательному значению цены верховой езды, деленной на цену катания на лыжах.

    Вертикальная точка пересечения бюджетной линии (точка D) определяется количеством дней катания на лыжах в месяц, которые могла бы получить г-жа Бэйн, если бы она посвятила весь свой бюджет катанию на лыжах, а не езде на лошадях. У нее есть 250 долларов, а цена дня катания на лыжах — 50 долларов. Если бы она потратила всю сумму на катание на лыжах, то могла бы кататься 5 дней в семестр. Она уложилась бы в свое бюджетное ограничение, поскольку:

    50 долларов x 0 + 50 долларов x 5 = 250 долларов

    Горизонтальное пересечение бюджетной линии (точка E) — это количество дней, которые она могла бы провести верхом на лошади, если бы полностью посвятила свои 250 долларов к этому виду спорта. Она могла купить 5 дней катания на лыжах или верховой езде в семестр. Опять же, это находится в рамках ее бюджетных ограничений, поскольку:

    50 $ x 5 + 50 $ x 0 = 250 $

    Поскольку бюджетная линия является линейной, мы можем вычислить ее наклон между любыми двумя точками. Между точками D и E изменение высоты составляет -5 дней катания; горизонтальная смена – 5 дней верховой езды. Таким образом, наклон равен −5/5=−1. В более общем случае мы находим наклон бюджетной линии, находя точки пересечения по вертикали и горизонтали, а затем вычисляя наклон между этими двумя точками. Вертикальное пересечение бюджетной линии находится путем деления бюджета г-жи Бейн, B , по цене лыжи хорошие по вертикальной оси ( P S ). Горизонтальное пересечение находится путем деления B на цену верховой езды, товара по горизонтальной оси ( P H ). Таким образом, наклон равен:

    Уравнение 7.8

    [latex]Наклон = — \frac{B/P_S}{B/P_H}[/latex]

    Упрощая это уравнение, получаем

    Уравнение 7.9

    [latex]Наклон = — \frac{B}{P_S} \times \frac{P_H}{B} = — \frac{P_H}{P_S}[/latex]

    После отмены уравнение 7.9 показывает, что наклон бюджетной линии равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси.

    Внимание!

    Легко ошибиться в вопросе о наклоне бюджетной линии: это отрицательное значение цены товара на горизонтальной оси , деленное на цену товара на вертикальной оси . Но наклон не равен изменению по вертикали ось делится на изменение оси по горизонтали ? Ответ, конечно же, в том, что определение наклона не изменилось. Обратите внимание, что уравнение 7.8 дает вертикальное изменение, деленное на горизонтальное изменение между двумя точками. Затем мы немного изменили уравнение 7.8, чтобы получить уравнение 7.9, и обнаружили, что наклон также равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси. Цена — это не та переменная, которая показана на двух осях. Оси показывают количества двух товаров.

    Кривые безразличия

    Предположим, что г-жа Бейн проводит 2 дня, катаясь на лыжах, и 3 дня, катаясь на лошадях в семестр. Она получит некоторый уровень общей полезности от этой комбинации двух видов деятельности. Существуют и другие комбинации этих двух видов деятельности, дающие такой же уровень общей полезности. На кривой безразличия изображены комбинации двух товаров, дающие одинаковый уровень полезности. Поскольку все точки на кривой безразличия создают один и тот же уровень полезности, экономисты говорят, что потребитель равен 9.0027 безразлично между ними.

    На рис. 7.10 «Кривая безразличия» показана кривая безразличия для комбинаций катания на лыжах и верховой езды, которые дают одинаковый уровень общей полезности. Точка X отмечает первоначальную комбинацию г-жи Бейн: 2 дня катания на лыжах и 3 дня верховой езды в семестр. Кривая безразличия показывает, что она могла бы получить такой же уровень полезности, переехав в точку W, катаясь на лыжах в течение 7 дней и занимаясь верховой ездой в течение 1 дня. Она также может получить такой же уровень полезности в точке Y, катаясь на лыжах всего 1 день и проводя 5 дней верхом на лошади. Мисс Бейн безразлична к комбинациям W, X и Y. Мы предполагаем, что эти два товара делимы, поэтому она безразлична между любые две точки на кривой безразличия.

    Рисунок 7.10 Кривая безразличия

    Показанная здесь кривая безразличия A дает комбинации катания на лыжах и верховой езды, которые обеспечивают одинаковый уровень полезности. Таким образом, Джанет Бейн безразлично, какую точку на кривой она выберет. Любая точка ниже и левее кривой безразличия будет производить более низкий уровень полезности; любая точка выше и правее кривой безразличия будет производить более высокий уровень полезности.

    Теперь посмотрите на точку T на рис. 7.10 «Кривая безразличия». Здесь столько же катаются на лыжах, сколько и в точке X, но меньше дней ездят на лошадях. Таким образом, г-жа Бейн предпочла бы точку X точке T. Точно так же она предпочитает X точке U. Как насчет выбора между комбинациями в точке W и точке T? Поскольку комбинации X и W в равной степени удовлетворительны и поскольку г-жа Бейн предпочитает X T, она должна предпочесть W T. В общем, любая комбинация двух товаров, которая находится ниже и левее кривой безразличия для этих товаров, дает меньше полезности, чем любая комбинация на кривой безразличия. Таких комбинаций уступает комбинациям на кривой безразличия.

    Пункт Z с 3 днями катания на лыжах и 4 днями верховой езды обеспечивает больше обоих видов деятельности, чем пункт X; Таким образом, Z обеспечивает более высокий уровень полезности. Она также выше точки W. В общем, любая комбинация, расположенная выше и правее кривой безразличия, предпочтительнее любой точки на кривой безразличия.

    Мы можем нарисовать кривую безразличия через любую комбинацию двух товаров. На рис. 7.11 «Кривые безразличия» показаны кривые безразличия, проведенные через каждую из обсуждавшихся нами точек. Кривая безразличия A из рисунка 7.10 «Кривая безразличия» уступает кривой безразличия B . Мисс Бейн предпочитает все комбинации на кривой безразличия B комбинациям на кривой A и считает каждую из комбинаций на кривой безразличия C более низкой по сравнению с комбинациями на кривых A и B .

    Хотя на рис. 7.11 «Кривые безразличия» показаны только три кривые безразличия, в принципе их можно нарисовать бесконечное количество. Совокупность кривых безразличия для потребителя представляет собой своего рода карту, иллюстрирующую предпочтения потребителя. У разных потребителей будут разные карты. У нас есть веские основания ожидать, что кривые безразличия для всех потребителей будут иметь ту же основную форму, что и показанные здесь: они наклонены вниз и становятся менее крутыми по мере того, как мы движемся вниз и вправо по ним.

    Рисунок 7.11 Кривые безразличия

    Каждая кривая безразличия предлагает комбинации, к которым потребитель безразличен. Кривые, которые выше и правее, предпочтительнее тех, которые ниже и левее. Здесь кривая безразличия B предпочтительнее кривой A , которая предпочтительнее кривой C .

    Наклон кривой безразличия показывает скорость, по которой два товара могут быть обменены без ущерба для полезности потребителя. На рис. 7.12 «Предельная норма замещения» показана кривая безразличия 9.0027 C из рисунка 7.11 «Кривые безразличия». Предположим, что г-жа Бейн находится в точке S, тратя 4 дня на катание на лыжах и 1 день на верховую езду за семестр. Предположим, она проведет еще один день верхом на лошади. Этот дополнительный день верховой езды не повлияет на ее полезность, если она откажется от 2 дней катания на лыжах и переместится в точку T. Таким образом, она готова отказаться от 2 дней катания на лыжах ради второго дня верховой езды. Однако кривая показывает, что она была бы готова отказаться не более чем от одного дня катания на лыжах, чтобы получить третий день верховой езды (показан точкой U).

    Рисунок 7.12 Предельная норма замещения

    Предельная норма замещения равна абсолютной величине наклона кривой безразличия. Это максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара. Здесь это количество дней катания на лыжах, от которых Джанет Бейн была бы готова отказаться, чтобы получить дополнительный день катания на лошадях. Обратите внимание, что предельная норма замещения ( MRS ) снижается по мере того, как она тратит все больше и больше дней на верховую езду.

    Максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называется предельной нормой замещения (MRS) , которая равна абсолютной величине наклона кривой кривая безразличия между двумя точками. Рисунок 7.12 «Предельная норма замещения» показывает, что по мере того, как г-жа Бэйн посвящает все больше и больше времени верховой езде, скорость, с которой она готова отказаться от дней катания на лыжах ради дополнительных дней верховой езды — ее предельная норма замещения— уменьшается.

    Решение, максимизирующее полезность

    Мы предполагаем, что каждый потребитель ищет максимально возможную кривую безразличия. Бюджетная линия показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может приобрести при заданном бюджете. Следовательно, максимизация полезности — это вопрос выбора комбинации двух товаров, удовлетворяющей двум условиям:

    1. Точка, в которой максимизируется полезность, должна находиться в достижимой области, определяемой бюджетной линией.
    2. Точка, в которой максимизируется полезность, должна находиться на самой высокой кривой безразличия, соответствующей условию 1.

    На рис. 7.13 «Решение, максимизирующее полезность» бюджетная линия Джанет Бейн с рис. 7.9 «Бюджетная линия» сочетается с ее кривыми безразличия с рис. 7.11 «Кривые безразличия». Наши два условия максимизации полезности выполняются в точке X, где она катается на лыжах 2 дня в семестр и 3 дня занимается верховой ездой.

    Рис. 7.13. Решение, максимизирующее полезность«Бюджетная линия» и рисунок 7.11 «Кривые безразличия» мы находим точку, которая (1) удовлетворяет бюджетному ограничению и (2) находится на самой высокой возможной кривой безразличия. Это происходит для г-жи Бейн в точке X.

    Самая высокая кривая безразличия, возможная для данной бюджетной строки, касается этой линии; кривая безразличия и бюджетная линия имеют в этой точке одинаковый наклон. Абсолютное значение наклона кривой безразличия показывает MRS между двумя товарами. Абсолютное значение наклона бюджетной линии дает соотношение цен между двумя товарами; это скорость, по которой один товар обменивается на другой на рынке. Таким образом, в точке максимизации полезности скорость, по которой потребитель готов обменять один товар на другой, равна скорости, по которой товары могут быть обменены на рынке. Для любых двух товаров X и Y, с товаром X по горизонтальной оси и товаром Y по вертикальной оси,

    Уравнение 7.10

    [латекс]MRS_{X.Y} = \frac{P_X}{P_Y}[/латекс]

    Максимизация полезности и правило предельного решения

    Как достижение решения, максимизирующего полезность, на рис. 7.13 «Решение, максимизирующее полезность», соответствует правилу предельного решения? Это правило гласит, что следует добиваться дополнительных единиц деятельности, если предельная выгода от деятельности превышает предельные издержки. Соблюдение этого правила привело бы потребителя к максимально возможной кривой безразличия для данного бюджета.

    Предположим, что г-жа Бейн выбрала сочетание катания на лыжах и верховой езды в точке S на рис. 7.14 «Применение правила предельного решения». Сейчас она находится на кривой безразличия C . Она также находится на линии бюджета; она тратит весь бюджет, 250 долларов, доступный для покупки двух товаров.

    Рисунок 7. 14. Применение правила предельного решения

    Предположим, что г-жа Бейн изначально находится в точке S. Она тратит весь свой бюджет, но не максимизирует полезность. Поскольку ее предельная норма замещения превышает норму, при которой рынок предлагает ей отказаться от катания на лыжах ради верховой езды, она может повысить свое удовлетворение, переместившись в точку D. Теперь она находится на более высокой кривой безразличия, Е . Она будет продолжать менять катание на лыжах на верховую езду, пока не достигнет точки X, в которой она находится на кривой A , самой высокой возможной кривой безразличия.

    Обмен двух дней катания на лыжах на один день верховой езды оставил бы ее в точке T, и она была бы в таком же благополучии, как и в точке S. Ее предельная норма замены между точками S и T равна 2; ее кривая безразличия круче, чем бюджетная линия в точке S. Тот факт, что ее кривая безразличия круче, чем ее бюджетная линия, говорит нам о том, что скорость, с которой она желает обменять два товара по цене, отличной от той, которую требует рынок. Она была бы готова отказаться от двух дней катания на лыжах, чтобы получить дополнительный день верховой езды; рынок требует, чтобы она отказалась только от одного. Правило предельного решения гласит, что если дополнительная единица деятельности приносит большую выгоду, чем ее затраты, ее следует продолжать. Если польза для г-жи Бейн от еще одного дня верховой езды равна выгоде от двух дней катания на лыжах, но она может получить ее, отказавшись от одного дня катания на лыжах, то выгода от этого дополнительного дня верховой езды явно больше. чем стоимость.

    Поскольку рынок требует, чтобы она отказалась от меньшего, чем она готова отдать за дополнительный день верховой езды, она совершит обмен. Начиная с точки S, она поменяет день катания на лыжах на день верховой езды. Это перемещает ее вдоль бюджетной линии в точку D. Вспомните, что мы можем провести кривую безразличия через любую точку; теперь она находится на кривой безразличия E . Она находится выше и правее кривой безразличия C , так что положение г-жи Бейн явно лучше. И это не должно вызывать удивления. Когда она была в точке S, она была готова отказаться от двух дней катания на лыжах, чтобы получить дополнительный день верховой езды. Рынок просил ее отказаться только от одного; она получила дополнительный день катания по выгодной цене! Ее движение вдоль бюджетной линии из точки S в точку D указывает на очень важный принцип. Если кривая безразличия потребителя пересекает бюджетную линию, то у потребителя всегда будет возможность совершать обмены вдоль бюджетной линии, которые перемещаются к более высокой кривой безразличия. Новая кривая безразличия г-жи Бейн в точке D также пересекает ее бюджетную линию; она по-прежнему готова отказаться от большего количества катания на лыжах, чем требует рынок. Она совершит еще один обмен и переместится вдоль своей бюджетной линии к точке X, в которой она достигнет максимальной кривой безразличия, возможной с ее бюджетом. Точка X находится на кривой безразличия A , касательная к бюджетной линии.

    Достигнув точки X, мисс Бейн явно не откажется от лишнего дня катания ради дополнительных дней катания. За точкой X ее кривая безразличия более пологая, чем бюджетная линия — ее предельная норма замещения меньше, чем абсолютное значение наклона бюджетной линии. Это означает, что ставка, по которой она была бы готова обменять катание на лыжах на верховую езду, меньше, чем требует рынок. Она не может сделать себя лучше, чем в точке X, путем дальнейшей перестройки своего потребления. Точка X, где курс, по которому он готов обменять один товар на другой, равен курсу, требуемому рынком, дает ему максимально возможную полезность.

    Максимизация полезности и спрос

    На рис. 7.14 «Применение правила предельного решения» показано решение Джанет Бэйн, максимизирующее полезность для катания на лыжах и верховой езды. Она достигла этого, выбрав точку, в которой кривая безразличия касалась ее бюджетной линии. Однако изменение цены одного из товаров сдвинет ее бюджетную линию. Наблюдая за тем, что происходит с объемом спроса на товар, мы можем вывести кривую спроса г-жи Бейн.

    На панели (a) рисунка 7. 15 «Максимизация полезности и спрос» показано исходное решение в точке X, где г-жа Бейн может потратить 250 долларов, а цена дня катания на лыжах или верховой езды составляет 50 долларов. Теперь предположим, что цена на верховую езду упала вдвое, до 25 долларов. Это меняет горизонтальную точку пересечения бюджетной линии; если она потратит все свои деньги на верховую езду, теперь она может кататься 10 дней в семестр. Другой способ представить себе новую бюджетную линию — помнить, что ее наклон равен отрицательному значению цены товара по горизонтальной оси, деленному на цену товара по вертикальной оси. Когда цена на верховую езду (товар на горизонтальной оси) снижается, бюджетная линия становится более плоской. Мисс Бейн выбирает новое решение, максимизирующее полезность, в точке Z.

    Рис. 7.15 Максимизация полезности и спрос

    Наблюдая за реакцией потребителя на изменение цены, мы можем вывести кривую потребительского спроса на товар. На панели (а) показано, что при цене за верховую езду в 50 долларов в день Джанет Бэйн решает проводить 3 дня верховой езды в семестр. На панели (b) показано, что снижение цены до 25 долларов увеличивает объем спроса до 4 дней в семестр. Точки X и Z, в которых г-жа Бейн максимизирует полезность при ценах на верховую езду 50 и 25 долларов соответственно, становятся точками X’ и Z’ на ее кривой спроса d на верховую езду на рисунке (b).

    Решение в Z предполагает увеличение количества дней, в течение которых мисс Бэйн занимается верховой ездой. Обратите внимание, что изменилась только стоимость верховой езды; все остальные характеристики решения, максимизирующего полезность, остаются прежними. Бюджет мисс Бэйн и цена катания на лыжах не изменились; это отражается в том факте, что точка пересечения бюджетной линии по вертикали остается фиксированной. Предпочтения г-жи Бейн не изменились; они отражены ее кривыми безразличия. Поскольку все остальные факторы в решении не изменились, мы можем определить две точки на кривой спроса г-жи Бейн на верховую езду по ее диаграмме кривой безразличия. При цене 50 долларов она максимизировала полезность в точке X, проводя 3 дня верховой езды за семестр. Когда цена падает до 25 долларов, она максимизирует полезность в точке Z, катаясь 4 дня за семестр. Эти точки нанесены как точки X’ и Z’ на ее кривой спроса на верховую езду на панели (b) рисунка 7.15 «Максимизация полезности и спрос».

    Ключевые выводы

    • Строка бюджета показывает комбинации двух товаров, которые потребитель может потреблять при заданном бюджетном ограничении.
    • Кривая безразличия показывает комбинации двух товаров, которые приносят одинаковое удовлетворение.
    • Чтобы максимизировать полезность, потребитель выбирает такое сочетание двух товаров, при котором кривая безразличия касается бюджетной линии.
    • При решении, максимизирующем полезность, предельная норма замещения потребителя (абсолютное значение наклона кривой безразличия) равна отношению цен двух товаров.
    • Мы можем построить кривую спроса на основе карты безразличия, наблюдая за количеством потребляемого товара по разным ценам.
    Показательный пример: предпочтения преобладают в P.
    O.W. Лагеря

    Рисунок 7.16

    Wikimedia Commons — CC BY-SA 3.0.

    Экономист Р. А. Рэдфорд провел время в лагерях для военнопленных (P.O.W.) в Италии и Германии во время Второй мировой войны. Он с пользой использовал этот неприятный опыт, проверив там ряд экономических теорий. Что касается этой главы, он постоянно наблюдал поведение, направленное на максимизацию полезности.

    В плену лагерях, где он находился, заключенные получали пайки, предоставленные их похитителями и Красным Крестом, включая консервированное молоко, консервированную говядину, джем, масло, печенье, шоколад, чай, кофе, сигареты и другие продукты. В то время как все заключенные получали примерно равные официальные пайки (хотя некоторым удавалось также получать наборы для личной гигиены), их предельные нормы замещения товаров в пайках различались. Для повышения полезности заключенные стали заниматься торговлей.

    Цены на товары, как правило, указывались в пересчете на сигареты. В некоторых лагерях рынки были организованы лучше, чем в других, но в целом, хотя заключенные каждой национальности размещались отдельно, пока они могли бродить от бунгало к бунгало, цены на «сигаретные» товары были одинаковыми во всех бунгало. Торговля позволяла заключенным максимизировать свою полезность.

    Рассмотрим кофе и чай. На панели (a) показаны кривые безразличия и бюджетная линия для типичных британских заключенных, а на панели (b) показаны кривые безразличия и бюджетная линия для типичных французских заключенных. Предположим, что цена унции чая равна 2 сигаретам, а цена унции кофе — 1 сигарете. Наклоны бюджетных линий на каждой панели одинаковы; все заключенные столкнулись с одинаковыми ценами. Соотношение цен 1/2.

    Предположим, что пакеты с пайками, выданные всем заключенным, содержат одинаковое количество кофе и чая. Но обратите внимание, что для типичных британских заключенных, учитывая кривые безразличия, отражающие их общее предпочтение чая, MRS при начальном распределении (точка A) меньше, чем соотношение цен. Для французских заключенных MRS больше, чем соотношение цены (точка B). Обменявшись, как британские, так и французские заключенные могут перейти к более высоким кривым безразличия. Для британских заключенных решение, максимизирующее полезность, находится в точке E, где больше чая и меньше кофе. Для французских заключенных решение, максимизирующее полезность, находится в точке E’, с большим количеством кофе и меньшим количеством чая. В равновесии и британские, и французские заключенные употребляли чай и кофе так, что их MRS равен 1/2, соотношению цен на рынке.

    Рисунок 7.17

    Источник: Р. А. Рэдфорд, «Экономическая организация военнопленных». Кэмп», Economica 12 (ноябрь 1945 г.): 189–201; и Джек Хиршлейфер, Теория цен и приложения (Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1976): 85–86.

    1 Ограничение ситуации двумя товарами позволяет изобразить проблему графически. Постановив задачу максимизации полезности с помощью уравнений, мы можем распространить анализ на любое количество товаров и услуг.

    Кривая безразличия — Econowmics

    Вселенная не кажется ни доброй, ни враждебной, а просто безразличной.

    Карл Саган

     

    Предположим, что есть только два типа товаров, которые вы, как покупатель, покупаете и используете. Какое количество каждого из этих двух товаров вы бы предпочли купить? Почему? Да, конечно, в корзине каждого домохозяйства гораздо больше, чем просто два товара, но поскольку мы пытаемся построить этот график в двух измерениях, мы рассмотрим пример только двух товаров.

    Кривая безразличия представляет собой набор комбинаций двух товаров, которые доставили покупателю или заказчику равное удовлетворение, или, говоря экономическим языком, равную полезность. При движении по этой так называемой кривой безразличия каждая точка имеет одинаковую полезность для покупателя, и ему совершенно безразличны возможные комбинации.

     

     

    Посмотрите на приведенную выше кривую безразличия. Пункты А, В и С приносят покупателю одинаковое удовлетворение, и поэтому ему совершенно безразлично, какой из них выбрать. Точка D также показывает возможную комбинацию товаров, но она нежелательна для покупателя, так как дает меньшее удовлетворение, чем точки на кривой безразличия. Точка E, с другой стороны, имеет более высокое удовлетворение, чем остальные точки, но недостижима из-за существующих условий клиента, таких как доход или ограничение бюджета.

    Учитывая, что каждая кривая безразличия показывает уровень удовлетворенности, используя несколько кривых безразличия, мы можем проиллюстрировать различные уровни удовлетворенности. Эти графики, показывающие различные уровни полезности для одного и того же набора товаров и отображающие предпочтения потребителей, называются картами безразличия. Очевидно, что более высокая кривая показывает более высокий уровень удовлетворенности.

    Кривые безразличия имеют определенные свойства:

    Кривые безразличия имеют отрицательный наклон: это означает, что кривые безразличия всегда имеют наклон вниз. Это связано с тем, что увеличение количества одного блага происходит вместе с уменьшением количества другого блага. Это приводит к одинаковому уровню удовлетворенности по всей кривой. Они также не могут быть горизонтальными, так как это означает, что один из товаров остается постоянным, а другой изменяется, что противоречит определению кривых безразличия.

    Кривые безразличия выпуклы к началу координат: Эта характеристика кривых безразличия является результатом уменьшения предельной нормы замещения. Предельная норма замещения (MRS) — это норма, при которой потребитель готов отказаться от одного товара в обмен на другой, сохраняя при этом уровень удовлетворения прежним. Таким образом, кривая безразличия становится все более плоской по мере того, как мы движемся вдоль кривой, поскольку MRS одного товара для другого становится все меньше и меньше.

    Кривые безразличия одного и того же индивидуума не могут пересекаться: Согласно определению, все точки на некоторой кривой безразличия представляют одинаковую величину полезности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *