Равнодушные люди: Наука: Наука и техника: Lenta.ru

Душечка

Первая публикация — журнал «Семья». 1889. № 1

1. Глинка А. С. Равнодушные люди // Очерки о Чехове / Волжский. СПб., 1903. С. 84—85.

Внутренний мир Душечки — грубый механический отпечаток действительности. В ней нет индивидуальности. Это — редкий по своей выразительности экземпляр из категории бессознательно-равнодушных людей Чехова.

2. Горький М. А. П. Чехов. Отрывки из воспоминаний // Полн. собр. соч. : худож. произведения в 25 т. М., 1970. Т. 6. С. 55. 1-я публ.: Нижегородский сборник. СПб., 1905.

Душечка — милая, кроткая женщина, которая рабски умеет любить. Её можно ударить, она и застонать не посмеет, кроткая раба.

3. Толстой Л. Н. Послесловие // Полн. собр. соч. и писем: в 90 т. М., 1957. Т. 41. С. 374—377. 1-я публ.: Круг чтения. Т. I: сборник. M., 1906.

Сопоставляет рассказ Чехова с библейской историей из «Книги Чисел» о том, как Валаам, соблазнившись дарами, собрался проклясть народ израильский, но ангел не дал ему этого сделать.

Так и Чехов, по мнению Толстого, собрался «проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину», но в итоге Бог поэзии запретил ему это, и Чехов «благословил то, что хотел проклинать». Он «одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом того, чем может быть женщина для того, чтобы быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем её сводит судьба».

4. Роскин А. И. Старый спор // А. П. Чехов / А. Роскин. М., 1959. С. 166. 1-я публ.: Литературный критик. 1938. № 9/10.

Смешной и трагический рассказ о судьбе сердца, способного жить только любовью к человеку и теряющего эту возможность любить.

5. Паперный З. С. Юмор Чехова // Стрелка искусства / З. С. Паперный. М., 1986. С. 16—24. 1-я публ.: Смех Чехова // Новый мир. 1964. № 7.

Напоминает слова Чехова из письма А. С. Суворину (27 янв. 1899) о том, что «душечка» — это юмористический рассказ. Критик полагает, что этот рассказ «стоит романа».

Ирония Чехова направлена против тех, кому «придана Душечка». Сама она «не может ни к чему никак относиться… самой себя ей не надо». Образ Душечки — сатирический, но сатирой не исчерпывается. «Мы прекрасно понимаем, что Чехов смеётся над ограниченностью душечкиного мира, но ему дорога её участливость, её готовность всё отдать, не жалея».

6. Полоцкая Э. А. Душевность без духовности («Душечка») // Пути чеховских героев: кн. для учащихся / Э. А. Полоцкая. М., 1983. С. 61—64.

Оспаривает взгляд Л. Толстого, полагая, что рассказ не даёт оснований к безоговорочному восхищению человеческими качествами Душечки. Богатство и щедрость её души «удивительным образом сочетаются с полным отсутствием духовных интересов и самого простого, естественного для каждого человека интереса к жизни как таковой». Необыкновенный образ, возникший из сочетания несочетаемого, — одно из самых загадочных созданий Чехова-психолога.

7. Катаев В. Б. «Душечка»: рассказ о любви // Сложность простоты: рассказы и пьесы Чехова / В.  Б. Катаев. М., 1998. С. 29—40.

Напоминает точки зрения на героиню Горького («раба»), Ленина (беспринципность) и Толстого (истинное предназначение женщины). Все три точки зрения исходят из представления об известной их авторам норме — каким должен быть человек. Анализ композиции рассказа приводит исследователя к выводу о том, что неисчерпаемый запас любви — высокое достоинство Душечки, и смешна она лишь потому, что смешны и ничтожны её избранники. Умереть ради Кукина выглядело бы, действительно, нелепостью, а вот готовность отдать жизнь за мальчика Сашеньку говорит об истинности её чувств.

ГРАЖДАНСКАЯ ТРИБУНА. Александр Марышев: «Нет ничего хуже, чем равнодушные люди» | Советский и Югорск

Если вы не знакомы со своим участковым, то это один из признаков, что у вас все благополучно. Так считает наш сегодняшний гость. По этой аналогии, то, что возглавляемый им совет также знают немногие, тоже хороший показатель. И, тем не менее, хотя бы в общих чертах, но, наверное, каждому стоит знать, что подобные общественные структуры существуют и работают.

Итак, предлагаем вам диалог на заданную тему с председателем Общественного совета при ОМВД Советского района Александром Васильевичем Марышевым.

 — Александр Васильевич, расскажите для начала, что это за совет, который вы возглавляете, кто в него входит и каковы его задачи?

 — Этот общественный совет создан для взаимодействия полиции и общественности, а также других разных институтов власти, расположенных на территории района. Общественники работают не только с сотрудниками полиции, но и с органами власти, чтобы это взаимодействие было на более высоком уровне, чтобы быстрее решались задачи, связанные с обеспечением правопорядка.

 — Под взаимодействием еще подразумевается и некий общественный контроль?

 — Да, в это понятие в частности входит и оценка работы полиции. Если перечислять все задачи этого совета, то по положению только главных задач — 10. Но самая главная, как я уже сказал — взаимодействие с общественностью. 

 — Какими правами и возможностями вы располагаете?

 — Мы можем запрашивать и получать разные справки, материалы, вплоть до оперативных, производить проверки, имеем доступ в помещения, в том числе в ИВС в любое время. Можем принимать работу в комиссиях, создавать свои комиссии, приглашать туда не только членов общественного совета, но и людей со стороны для разработки каких-то программ, которые применяются в МВД. Принимаем участие в различных оперативных мероприятиях.

 — Каким образом люди попадают в этот совет и насколько просто в него попасть?

 — Туда может попасть любой гражданин РФ, кроме: госслужащих, депутатов; лиц, не достигших 18 лет; лиц, признанных недееспособными на основании решения суда; лиц, имевших или имеющих судимость; лиц, в отношении которых прекращено уголовное преследование; лиц, являющихся подозреваемыми и обвиняемыми по уголовному делу; лиц, неоднократно совершавших административные правонарушения и подвергшихся наказанию в судебном порядке, и лиц, членство в общественном совете которых было ранее прекращено в связи с нарушением кодекса общественного совета.

Чтобы попасть в совет, человеку нужно прийти в полицию, написать заявление на имя начальника. После того как заявление будет рассмотрено, кандидат проходит проверки — такие же серьезные, как любой сотрудник полиции. Там проверяет и ФСБ и другие службы. Проверки проходят достаточно долго, до 4 месяцев. Кстати говоря, не все желающие могут попасть в состав совета, некоторые отсеиваются по итогам проверки. Были случаи, когда даже очень известные в районе кандидатуры отклоняли без объяснения причин. К слову, в ближайшее время будет переизбрание совета, и все желающие могут воспользоваться ситуацией и написать заявление.  

 — Насколько распространено, что туда идут бывшие работники органов?

 — По данному критерию ограничения нет, но таких людей мало.

 — Кстати, вы тоже в прошлом сотрудник полиции?

 — Да, я работал в милиции, в 2011 году ушел в отставку в звании подполковника с должности заместителя начальника Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства в УВД ХМАО – Югры.

 — Люди, которые приходят в совет, в большинстве своем не имеют опыта работы в органах внутренних дел. Насколько они имеют возможность вообще понимать, что и как происходит?

 — В том и дело, что люди как раз и не разбираются, они задают вопросы, которые волнуют простого обывателя. Одна из оценок отдела сейчас — это общественное мнение. Мы — представители разных слоев населения — и рабочие, и предприниматели, и пенсионеры. Желательно, чтобы это были люди с территорий всего района.

 — Как часто проходят заседания?

 — По положению — не реже, чем раз в квартал. Разрабатывается план работы на год, план взаимодействия с окружным общественным советом. Численность совета определяется начальником отдела ОМВД по Советскому району. Что касается штата, то чем больше охват слоев населения, тем лучше.  

 — Какой состав нынешнего совета, и кто туда входит?

 — На сегодняшний день в него входят представители СМИ, представители религиозных конфессий, представители профсоюзов. Заместитель председателя — известный многим общественник Сергей Владимирович Таньшин. Сейчас у нас всего 6 человек, думаю, этого маловато. На мой взгляд, оптимальным количеством было бы человек 9. Надо, чтобы обязательно были представители с поселков.

 — Пользуясь случаем, обратитесь к ним.

 — Да, хочется, чтобы люди не стеснялись, писали заявления. Ведь, как известно, многие бывают недовольны работой, например, участковых. Будет даже лучше, если придут недовольные работой полиции, но конструктивно настроенные. Давайте вместе решать эти проблемы. Критиковать мы все можем, а вот прийти, сказать, поучаствовать в рейдах, мероприятиях — не каждый. Порой кажется, что сотрудник где-то недорабатывает, а на деле у него просто не хватает времени. Есть инструкции, положения, по которым он работает. Мы поддерживаем имидж работы полицейского, то есть должны не просто критиковать, а помогать, поддерживать. Человек со стороны может внести конструктивные предложения для работы полиции, это нужное дело.

 — В качестве примера, какая повестка дня была на последних заседаниях?

 — В последнее время мы рассматривали систему «Безопасный город», видеонаблюдение. Рассматривали вопросы по работе участковых, работе ИВС, проверяли, нет ли нарушений. Были вопросы по линии ГИБДД, заслушивали отчеты о текущей ситуации по работе полиции, принимали участие в аттестационных комиссиях. Мы носим рекомендательный характер, то есть не указываем, как работать, а можем только рекомендовать: оценку провели, общественное мнение узнали, довели до руководства.

 — Какое-то взаимодействие с другими подобными советами происходит?

 — Раз-два в год проводится окружная видеоконференция по всему округу, заслушиваются все общественные советы при полиции. На конференции территории делятся опытом, ноу-хау по решению различных вопросов. У одних хорошо идет одна тема, у других — иная. Надо сказать, что общественный совет Советского района традиционно в хорошем положении по показателям работы. За это можно поблагодарить руководство отдела и лично Марию Иванову, старшего специалиста направления по связям со СМИ ОМВД России по Советскому району. Она эту работу ведет очень активно, очень плотно занимается, взаимодействует с нами.

 — Кроме того, что проходят кабинетные заседания, какая работа проводится в поле?

 — Я уже упомянул, что члены общественного совета имеют право принимать участие в проводимых отделом мероприятиях. Например, мы участвовали в мероприятии «Пешеход»: выходили на флешмоб, проводили встречи с подростками, беседовали с ними в школе и актовом зале полиции, ездили в лагерь «Окуневские зори», стояли на дороге, раздавали памятки. Мы проверяем работу ИВС на предмет жалоб о содержании в формате правозащитников.  Проверяем, как работают опорные пункты участковых. Многие к нам обращаются с проблемами по работе этих пунктов. С этими вопросами я обращался к руководству и, надо сказать, руководство решает эти вопросы. На многие мероприятия, которые проводятся полицией, привлекаются и члены нашего общественного совета с функцией наблюдения.

— Часто ли обращаются граждане, и какими способами?

— Есть электронная почта, есть телефон. Часто обращаются неофициально. Также можно записаться на прием к руководителю районного отдела полиции и попросить о присутствии при этом членов общественного совета.

— Вы как человек немного больше знающий, чем простой обыватель, что происходит в полиции, можете охарактеризовать, как там обстоят дела? Много ли проблем, какова криминогенная обстановка в целом?

 — Если говорить в целом, то я считаю, что работа полиции удовлетворительная. Да, есть сложности. Но мы ходим по улицам и видим, что у нас нет решеток на окнах, можем погулять в вечернее время, чему порой удивляются гости из других городов. У полиции много трудностей, тот же некомплект по штату. А в целом наша полиция по оценке деятельности по округу находится в золотой середине.

 — Когда говорят про оценку, статистику, у людей нередко возникает скепсис. Насколько можно доверять статистике? Вы верите? Насколько точно выстроены механизмы оценки?

 — Самый главный элемент оценки — это то, как люди относятся к полиции. Если у нас большинство говорит, что полиция работает удовлетворительно, значит, так и есть. И ведь на самом деле простой гражданин ходит по улице и не боится: забыл закрыть дверь дома — и ничего, оставил машину — не беспокоится. Я всегда вспоминаю, как мы работали в 90-х, что у нас тут творилось. Сейчас, конечно, экономическая ситуация лучше, но и штат полиции стал заметно меньше.

 — Как человек, раньше работавший и сейчас имеющий отношение к работе полиции, можете на свой субъективный взгляд оценить, насколько на сегодняшний день изменилась милиция, перейдя в полицию?

 — Если брать конкретно нашу территорию, то по большому счету ничего не изменилось. Название поменяли, но в принципе работа осталась та же самая.

 — Вы сказали, что штат сократился. Почему?

 — Жизнь меняется, какие-то службы нужны, какие-то закрывают за ненадобностью. Был ПВС, теперь его не стало. Был наркоконтроль, потом его сократили. Тыл, например, раньше был, сейчас его частично реорганизовали.

 — Как вы оцениваете степень прозрачности, открытости полиции и милиции?

 — И раньше и сейчас существует общественный совет, происходит прием граждан, участковые на улице работают, к ним можно свободно подойти или зайти на опорный пункт. Я считаю, что ничего не поменялось.

 — В былые времена в Советском Союзе участковые делали поквартирный обход, знакомились, люди их знали. Сейчас редко кто знает своего участкового в лицо.

 — Кому надо, те знают, а если не знают, значит, им это не надо. Это один из признаков того, что у людей все хорошо. На участках есть фотографии участковых, в прессе их фото также публикуют. Не всем нужно знать участкового. Думаю, охотники хорошо знают их, а простой домохозяйке зачем он нужен? Это и есть показатель того, что на территории все нормально.

 — Как строится взаимодействие с местной властью? Она каким-то образом принимает участие в работе общественного совета?

 — Взаимодействие у них с полицией налажено, а у нас есть общественник Сергей Таньшин, который является председателем районного общественного совета, и по необходимости он осуществляет эту работу. Бывали случаи, мы приглашали представителей власти, администрации. Неоднократно в заседаниях принимал участие глава города Александр Юрьевич Жуков. Из районной администрации никого не приглашали, но это потому, что вопросов таких не было.

 — Вопрос личного свойства. Александр Васильевич, почему вы занимаетесь этой работой? Зачем вам отвлекаться от своих дел, зачем все эти мероприятия, заседания?

 — Я 25 лет отработал в милиции, живу в этом районе с пяти лет и мне небезразлично, что делается на территории района в области правопорядка. Имея за плечами такой опыт работы в милиции, мне хочется помочь нашей полиции, молодым сотрудникам, чтобы они не делали ошибок и лучше ориентировались в работе. У меня здесь дети, я хочу, чтобы они жили спокойно, чтобы на территории района был порядок.

 — Относительно вас понятно — как минимум, передача опыта. А другим зачем?

 — Другие тоже живут здесь, тоже хотят, чтобы на территории района жилось лучше.

 — Чтобы лучше жилось, было спокойнее и безопаснее, я думаю, хотят все, но далеко не все желают тратить на это свои силы и время.

 — Это правда. Но есть активисты, которые желают помочь, для которых эти вопросы небезразличны. Это люди с активной жизненной позицией, им эта тема интересна.

 — А какие-то более осязаемые бонусы имеются у членов совета?

 — Кроме чувства удовлетворения от проведенной работы совершенно никаких.

— А вы, работая в совете, ощущаете себя больше представителем полиции в обществе или представителем общества в полиции?

 — Сейчас я ощущаю себя как представитель общества в полиции. Сегодня я представляю Алябьевский и весь Пионерский куст, знаю, что там происходит. И не только там. Я в курсе происходящего во всем Советском районе и могу донести эту информацию до руководства.

— Ну вот, надеюсь, поставленная задача рассказать людям о том, что есть такой вот общественный совет при полиции и чем он занимается, выполнена. Еще что-то хотите добавить в завершение разговора?

 — Я приглашаю всех желающих прийти и поработать в общественном совете. Нам нужны люди с активной жизненной позицией, люди, которые в курсе, что происходит на их территории в области правопорядка. Также я призываю чаще обращаться к нам тех, у кого возникли какие-либо проблемы или просто вопросы из этой области. Нет ничего хуже, чем равнодушные люди. Несправедливость там, где равнодушие. Люди сидят дома и говорят, что все плохо, вот пусть придут и сделают что-нибудь, чтобы стало лучше.  

— Посмотрим, сколько человек откликнется на ваш призыв. Судя по всему, тех, кто просто посудачит, сидя на диване, будет значительно больше. Спасибо за разговор! Всегда рады вас видеть! 

В. Турин

ИА «2 ГОРОДА»

Материал социально значимого проекта осуществлен на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры.

Должны ли мы быть равнодушны ко всему, кроме Бога?

Одна из трудностей, с которыми мы все сталкиваемся в духовной жизни, заключается в том, что отношения, которые кажутся одинаковыми, на самом деле могут быть совершенно разными и даже антиподами. Если их перепутать, это может иметь серьезные последствия. Все мы подвержены таким заблуждениям, но многие из нас не осознают опасности.

 

Св. Игнатий учил, что «равнодушие» было ключом к росту в духовной жизни. Термин несколько проблематичен для нас, потому что, когда человек сегодня говорит: «Я безразличен» к чему-то, он имеет в виду: «Я не Но когда Игнатий призывал нас быть безразличными к чему-либо, он не имел в виду, что мы не должны заботиться об этом, что мы должны как-то оставить свое сердце в стороне от этого: он имел в виду, что мы должны заботиться о чем-то. Больше Бога.Тогда можно сказать, что в христианской жизни безразличие означает поставить себя в правильное отношение к Богу, его творениям и тем материальным привязанностям, которые, к лучшему или к худшему, являются частью нашей земной жизни.0003

Разорвите связующие узы

Наши привычки – это то, к чему мы должны стать равнодушными. У всех нас есть определенные особенности и определенные способы ведения дел. Сами по себе они в основном безобидны, но многие из нас настолько к ним привязаны, что могут очень расстроиться, когда их хоть немного побеспокоят. Это может быть наш ежедневный график, наши планы, наши вкусы, наш способ делать что-то или даже порядок, в котором мы это делаем.

 

Например, когда несколько женщин работают вместе на кухне, это может стать полем битвы. Некоторые люди настолько привередливы в еде, что никогда не готовят ее по своему вкусу: слишком соленую, слишком холодную, слишком острую, плохо оформленную, поданную слишком рано или слишком поздно. Другие люди привередливы ко сну: кровать или подушка слишком жесткая или слишком мягкая; одеяла слишком тяжелые или слишком легкие; в комнате слишком жарко или слишком холодно, слишком шумно или слишком тихо. Сказка о принцессе на горошине — прекрасная иллюстрация того, что мы имеем в виду. Старые девы и холостяки имеют репутацию людей, которым невозможно угодить, потому что они упрямы. Но некоторые женатые люди ведут себя точно так же, устраивая драму, когда что-то идет не так.

 

Ни один религиозный орден, достойный своего имени, не потерпит принцесс на горошине. Моя знакомая, канадская монахиня, рассказывала мне, что в первый же день ее поступления в монастырь настоятельница поправила ее за то, что она отказалась от блюда, которое ей не понравилось. Тем, кто вступает в религиозные ордена, говорят, что они должны освободиться от этих маленьких, казалось бы незначительных уз, которые, подобно тонким нитям, привязывающим Гулливера к земле, мешают новичкам взлететь вверх. Тот же символизм встречается в Песне Песней: «Лисятки» опустошают виноградник (2:15). Они настолько малы, что сонная душа не замечает вреда, который они наносят. Жертва этих безобидных привычек постепенно, сама того не осознавая, теряет свободу.

 

Путь к святости предполагает, по Божьей благодати, «безразличие» к этим маленьким привязанностям, которые связывают нас. Было бы чистейшей иллюзией полагать, что эта победа не стоила больших усилий.

Остерегайтесь порядка ради самого порядка

Другая привычка хороша сама по себе. Достаточно прочитать Устав св. Бенедикта, чтобы увидеть, что он приказывает своим монахам соблюдать жесткий распорядок: время для молитвы, время для чтения, время для работы, время для сна. В монастырях и монастырях звон колокола призывает верующих к определенным обязанностям. Св. Бенедикт настаивает на том, чтобы, как только прозвенит звонок, монах немедленно оставил все, чем бы он ни занимался (relictis omnibus). Это непросто, когда человек очень близок к завершению задачи. Большинство из нас либо разозлились бы, либо чуть-чуть обманули. (Пара минут не имеет значения!)

 

Следование расписанию — хорошая привычка; так ведет упорядоченную жизнь. Некоторые талантливые люди достигают очень мало, потому что им не хватает дисциплины. Некоторые люди, не обладающие исключительными талантами, тем не менее многого добиваются, потому что организуют свой день. Дисциплина и порядок достойны похвалы. Но они также могут стать незаконными связями. Мы все знаем людей, которые действительно выходят из себя, когда предмет оказывается не на месте. Более того, благотворительность требует, чтобы иногда в экстренной ситуации мы нарушали наш график. В таких случаях благотворительность всегда должна быть на первом месте. Бывают ситуации, когда человек должен пожертвовать (и я намеренно выбрал слово «жертва») воскресной мессой ради помощи человеку в чрезвычайной ситуации.

 

Но есть и люди, которые настолько зациклены на своих «хороших» привычках, что они имеют приоритет, независимо от потребности момента. Я знаю некоторых людей, чей график является священным и которые сходят с ума, когда их просят нарушить его распорядок. Буква имеет приоритет над духом. Хорошие привычки становятся корсетом, который лишает их истинной свободы. Я знал профессора — идеального раба своих «хороших» привычек, — который расстраивался, если на столе не было его коктейля, когда часы пробили шесть часов. Жизнь философа Иммануила Канта была настолько регламентирована, что жители Кенигсберга устанавливали часы, когда он переходил мост по дороге в университет.

 

Порядок и дисциплина желательны, но для многих людей они становятся смирительной рубашкой и могут серьезно оскорбить благотворительность. Поскольку эти привычки хороши сами по себе, часто очень трудно заставить людей осознать, что они могут нанести вред их духовному развитию. Святой, однако, приобретает превосходную гибкость и равнодушие. С одной стороны, он никогда не позволяет своему настроению нарушать его график; с другой стороны, он без колебаний нарушил бы его, когда этого требует благотворительность.

 

Святая Свобода

Любой, кто стремится к святости, должен руководствоваться «святой свободой», то есть быть хозяином не только субъективных привычек, но и хороших, когда «thema Christi» говорит им об этом. Чего требует от меня сейчас Христос? — вот ключевой вопрос. Смена подгузников может прославить Бога больше, чем написание красивой статьи, если это требуется именно в данный момент. Вот почему в христианской жизни все можно делать во славу Божию: «Едите ли или пьете, прославляйте Господа». Работа Пресвятой Богородицы в Назарете, работа, которой все мы должны позавидовать, заключалась в обеспечении ее Святого Младенца.Со стороны задача казалась скромной, и тем не менее Она, несомненно, была окружена сонмом ангелов, воспевающих Sanctus. , Sanctus, Sanctus… Благословенная среди женщин знала, что менять подгузники Спасителю, Который согласился стать беспомощным ребенком, чтобы спасти нас, было огромной привилегией.0003

 

Когда святой Игнатий вопреки своему желанию был избран первым настоятелем своего ордена, он поручил себе работу на кухне. Почему? Прежде всего потому, что он хотел служить, а не чтобы ему служили. Во-вторых, он учил своих сыновей, что маленькое, низкое дело, выполненное с любовью, может прославить Бога больше, чем благородное дело, запятнанное тщеславием.

 

Освободиться от субъективных привычек и отказаться от хороших привычек, когда этого требует благотворительность, может сыграть важную роль не только в религиозной жизни, но и в браке. Настоящим любовником всегда будет тот, кто готов изменить курс ради любимого человека.

Суть дела

Рост в духовной жизни требует безразличия к нашим личным предпочтениям и даже к нашим хорошим привычкам. Но должно ли равнодушие характеризовать наше отношение к другим людям? Некоторые утверждают, что так и должно быть. Это была позиция, которую святой Августин ненадолго занял после своего обращения: его ужас перед своей прошлой жизнью заставил его выступать за то, чтобы разорвать все связи со своим прошлым. Чтобы начать заново, разрыв должен был быть радикальным. В одном из своих самых ранних произведений, «Солилогах», он отстаивает тезис о том, что нас должны интересовать только две вещи: Бог и наша собственная душа. Это позиция, которую он позже изменил, углубляя свое понимание христианского послания. Если человеку заповедано любить ближнего, как возлюбил его сам Христос, то должно быть ясно, что ближний достоин любви: его благо и горе не должны оставлять нас равнодушными; наши сердца должны пульсировать вместе с ним. Это не означает, что любовная забота о творениях должна заставить нас забыть о Боге. Напротив, Августин разъясняет, что истинная любовь к творениям есть amare in deo. Вот почему он восклицает: «Как я могу любить больше Бога тех, кого люблю в Боге?» (Град Божий XXI.26). Он не устраняет любовь тварей: он крестит ее.

 

Разве христианское равнодушие требует, чтобы мы исполняли свои обязанности по отношению к ближним только своей волей, никогда не позволяя своему сердцу вмешиваться? Несомненно, некоторые христиане поддерживают эту позицию. Они не доверяют сердцу. Они убеждены, что только интеллект и воля составляют превосходство человека над животными. (Это позиция, принятая Аристотелем.) На самом деле, некоторые из них утверждали бы, что чем меньше вовлекается сердце, тем чище будут наши акты милосердия; только тогда они могут быть бескорыстными. Некоторые могут даже утверждать, что

сердце всего лишь кусок плоти. Кант придерживался аналогичной позиции; для него любая эмоция была «патологической». Рассказывают известную печальную историю об отшельнике, поддержавшем эту точку зрения. Его сестра умирала и умоляла его нанести ей последний визит; он не видел ее много лет. Сначала он отказывался, но в конце концов уступил. Он отправился в Александрию, стал перед ее окном и, закрыв глаза, крикнул: «Теперь посмотри на меня» и ушел. Можно спорить о том, является ли это образцовым примером христианской благотворительности.

 

Возможно, более глубокий вопрос заключается в том, какую роль сердце должно играть в католической духовной жизни. К. С. Льюис говорит нам в «Отмене человека», что проблема, стоящая перед современными педагогами, «состоит не в том, чтобы вырубать джунгли, а в том, чтобы орошать пустыни». Он имеет в виду, что в нашем современном обществе многие страдают атрофией сердца. В романтические времена можно было говорить о гипертрофии сердца, но сегодня мы страдаем, потому что наши сердца — «пустыни». Недавно мой знакомый священник, выслушавший тысячи исповедей, сказал мне, что главная проблема нашего общества — это не только разбитые сердца, но и твердые, как камень, сердца. Наши сердца действительно «пустыни, нуждающиеся в орошении». Увы, мы можем быть бессердечными по отношению к людям. Является ли это подлинным учением Игнатия? Под проповедью равнодушия он подразумевает закрытие сердца по отношению к другим и сведение наших отношений с другими к холодным актам воли, совершенно лишенным всякой теплоты?

 

Истина в том, что и святой Игнатий, и святой Филипп Нери тронули сердца, потому что их собственные сердца были в огне: их любовь к Богу охватила их ближних. Они не были равнодушны, но они были отстранены.

 

Подлинные товары требуют надлежащего реагирования с нашей стороны. Когда Христос говорит нам, что он не молится за мир, он не имеет в виду прекрасное творение Божие, которое, как говорит нам св. Бонавентура, говорит о славе Божией. Он имеет в виду владения лукавого, князя мира сего, чье «евангелие» — это non serviam — гордость, ненависть и война против всего доброго, благородного и прекрасного. Когда Бог завершил творение, он увидел, что «это было хорошо весьма» (Быт. 1:31). Неужели все хорошее, что дал нам Бог, должно оставить нас равнодушными? Почему святой Франциск выражал свою любовь к брату Солнцу и сестре Луне, если не потому, что видел в них прекрасные творения любящего Бога? Он, конечно, не был равнодушен к ним.

 

Но святые знают, что из-за нашей падшей природы мы часто поддаемся искушению любить Божьи создания больше, чем Бога, — это определенно архиискушение падшего человека. Вот почему мы знаем матерей, которые ненавидят Бога за то, что он осмелился отобрать у них их ребенка. Недавно кто-то сказал мне, что, когда его жена умерла, он «сошел с ума от Бога». Эли Визель восстал против Бога из-за Холокоста. Мой студент покончил жизнь самоубийством, когда умер его ближайший друг. Друг был его Богом.

 

Осуждены ли эти люди за то, что они не были равнодушны, или, вернее, они трагически порицаемы за то, что не были отстранены, то есть за то, что любили твари больше, чем Творца? Августин говорит нам, что мы должны больше всего любить то, что является высшим, одинаково то, что равно, и неодинаково то, что неравно.

 

Таким образом, слово безразличие следует приберечь к вещам, которые, будучи нейтральными по своей природе, не способны повлиять на нас положительно или отрицательно, а также к чисто субъективным вопросам вкуса и привычек. Когда речь идет о вещах, важных сами по себе (например, человеческое достоинство, любовь, дружба), слово равнодушие неадекватно. Для этих вещей более подходящим словом является непривязанность.

 

Жертва требует любви

Чтобы полностью понять природу непривязанности, обратимся к Библии. Одна из самых душераздирающих историй Ветхого Завета — история Авраама. Сара, его жена, была бесплодна. Несмотря на ее преклонный возраст, Бог пообещал Аврааму, что он станет отцом. Это вызвало смех Сары. Ей не нужно было изучать биологию, чтобы знать, что в определенном возрасте женщина уже не может быть матерью. Но Бог сдержал свое обещание, и в старости Сарра родила Исаака — сына обетования. Мы можем представить, какую огромную радость испытали Сарра и Авраам, когда взяли на руки это благословенное дитя. Хотя Библия не упоминает об их радости, это потому, что молчание более красноречиво.

 

Но кто из нас готов к следующей драме? Бог повелевает Аврааму принести в жертву своего сына, чтобы вернуть ему самого ребенка, столь чудесно зачатого после долгих лет бесплодных ожиданий. Разве Бог не противоречит сам себе? Может ли он быть хорошим и любящим Богом? Безумие Авраама заслуживает славного титула «отца веры», потому что, хотя и в кромешной тьме, он все же верил. Он был готов повиноваться; он не умолял; он не обсуждал. Он доверял. Слепы те, кто не видит полной аналогии между его случаем и Голгофой. Ветхий Завет указывает на Новый; Новое исполняет Старое.

 

Никто не запечатлел Голгофу, которую Авраам прошел на пути к горе Мориа, лучше, чем Сёрен Кьеркегор («Страх и трепет»). Душераздирающим является вопрос Исаака: «Где жертва?» Ответ Авраама «Бог усмотрит» — одна из ключевых тем религиозной жизни, которую многие из нас часто забывают произнести.

 

Чтобы еще больше указать на пропасть между равнодушием и отстраненностью, сравним кровоточащее сердце Авраама с кем-то, кого обстоятельства вынуждают отказаться от заветной привычки, — скажем, англичанина, вынужденного перестать пить чай. Как смешно было бы, если бы англичанин сказал нам, что он сделал это «с разбитым сердцем»! Это материал для комедии.

 

Если бы Авраам был равнодушен к жизни Исаака, он не был бы достоин называться отцом; он был бы монстром. Но Авраам, в то время как его сердце истекало кровью, был отделен; то есть, сокрушенный скорбью, он не допустил, чтобы какое-либо создание, каким бы дорогим оно ни было, было предпочтено Богу. Еще раз связь между Ветхим Заветом и Новым подчеркивается в Евангелии от Луки: «Кто любит отца и мать более Меня, не достоин Меня» (Лк. 14:26). Любовь Авраама к Богу была больше, чем его нежность к своему сыну. Его сердце было разбито; его воля была непоколебима.

 

Подобные жертвы требовались не раз в истории религии. Бывают случаи, когда воля и сердце должны говорить противоречивые слова: воля принимает; сердце должно кровоточить.

 

Религиозная жизнь в двух словах — это повторение одной и той же темы: абсолютного примата любви к Богу над любовью к творениям. Когда Христос призвал Петра и Андрея, они тут же оставили все (опять же relictis omnibus) и последовали за Ним. Святая Тереза ​​Авильская знала, что разбивает сердце отца, когда решила откликнуться на призыв Христа и уйти в монастырь в Авиле. Боль, по ее словам, была такой, что она не могла представить себе смерть хуже. Тем не менее, она повиновалась Божьему призыву. После нескольких месяцев молитв, следуя совету святого Франциска Сальского, святая Жанна Франсуаза де Шанталь покинула Дижон. Она переступила через своего сына, который лежал на пороге, чтобы она не оставила его. Она тоже не колебалась, но сердце ее обливалось кровью. В пятнадцать лет святая Тереза ​​из Лизье сообщила любимому отцу, что имеет религиозное призвание и собирается уйти от него. И ее сердце, и его сердце были разбиты, но любовь Божья восторжествовала.

 

Сделай наши сердца подобными Твоим

Те, кто вдохновлен сверхъестественным духом, пойдут по этому пути, понимая его послание. Те, чье духовное мировоззрение затуманено секуляризмом, неизбежно будут интерпретировать эти душераздирающие решения либо как доказательство бесчеловечного характера христианства, либо как доказательство того, что стоицизм является его основным учением. Ничто не должно нас трогать. Ничто не достойно наших слез.

 

Для некоторых людей сердце, являющееся центром аффективной жизни человека, ошибочно отождествляется с сентиментальностью, с эмоциональностью, даже с истерией. Они гордятся тем, что их сердце не играет никакой роли в их жизни. Джон Уэсли, основатель методизма, благодарил Бога за то, что, женившись на своей жене, им двигал долг, а не любовь. Правда, сентиментальность губительна и должна быть обуздана. Однако, к сожалению, некоторые ставят ложную дихотомию: сентиментальность или полное устранение аффективности. Это не католическая позиция. Достаточно вспомнить Августина, чья горячая эмоциональность соответствовала его превосходному интеллекту. «Поздно я полюбил тебя, о Красота, столь древняя и такая новая, поздно я полюбил тебя».

 

Религия, которая учит нас молиться: «Сделай мое сердце подобным твоему сердцу», в которой есть преданность Святому Сердцу Иисуса, — религия, которая учит, что Церковь родилась на Голгофе, когда Божественное Сердце Христа было пронзено копьем — безусловно, признает и чтит решающее значение сердца в духовной жизни.

 

Христос плакал у гроба Лазаря. Святой Павел плакал с плачущими. Да уподобит Христос наши сердца своим и да даст нам также благодать понять, что «ничто не должно быть предпочтено любви Христовой».

Почему мы равнодушны к страданиям миллионов? Для этого есть специальный термин

Представьте себе бедствие такого масштаба, что оно затронет почти все население Канады в 38 миллионов человек: дома разрушены; еды мало; фермеры потеряли весь свой урожай; мало доступа к чистой воде; дети умирают; и люди мигрируют, чтобы найти что-то, что не пострадало.

Это не сюжет голливудского фильма-катастрофы. Это реальность для людей, живущих в Пакистане.

С середины июня по август сильные муссонные дожди затопили почти всю страну. Подсчитано, что 33 миллиона человек пострадали человек. Приблизительно 1700 человек погибли, почти восемь миллионов были перемещены. И, скорее всего, на восстановление уйдут месяцы.

Между тем, в Нигерии из-за повышения уровня воды погибли 600 человек и перемещены еще 1,3 миллиона человек . На другом конце шкалы погодных условий Сомали переживает одну из самых сильных засух в своей истории, затронув более семи миллионов человек, которым грозит голод .

Этот обзор реки Инд до и после наводнения в Раджанпуре, Пакистан, 24 марта 2022 г. и 28 августа 2022 г. соответственно, иллюстрирует его масштабы. (Maxar Technologies/Reuters)

Но освещение в новостях Канады Пакистана и Нигерии — страданий, смертей и трагедии — кажется бледным по сравнению с освещением ураганов Ян и Фиона всего несколько недель спустя.

В сентябре экраны наших телевизоров, компьютеров и телефонов были заполнены изображениями штормовых волн Фионы, разрушающих дома в некоторых частях Атлантической Канады. Мы наблюдали, как Ян почти уничтожил Форт-Майерс и другие части Флориды.

Тем не менее, многие эксперты по климату твердо убеждены в том, что люди в развивающихся странах платят самую высокую цену за изменение климата, даже несмотря на то, что выбросы парниковых газов в их странах составляют небольшую долю.

«Народ Пакистана стал жертвой мрачного исчисления климатической несправедливости», — заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антонио Гуттерес в ООН 7 октября. выбросы, но он платит огромную цену за антропогенное изменение климата».

«Психическое онемение» может объяснить наши трудности с реагированием

С точки зрения психологии, неспособность понять масштабы человеческих страданий может быть чем-то укоренившимся.

«Эволюционно люди склонны заботиться и заботиться как о себе, так и о тех, с кем мы связаны», — сказал в интервью Колин Эллард, профессор психологии Университета Ватерлоо.

«Я думаю, что такого рода ответы, связанные с родством, возможно, в какой-то степени объясняют, почему нам может быть труднее реагировать на новости о тысячах людей, включая сотни маленьких детей, которые утонули во время наводнения в Пакистане, чем мы 31 человек погиб от урагана Фиона».

Еще один психологический аспект, который отмечает Эллард, называется « психическое оцепенение », когда люди склонны безразлично относиться к страданиям большого числа людей.

Автомобили на затопленной дороге в Локодже, Нигерия, 13 октября. (Айодеджи Олувагбемига/Reuters) произнес эти слова ): «Смерть одного человека — трагедия. Смерть миллионов — статистика».

Обличение трагедии может помочь

Эллард думает, что, возможно, это больше о человеческой истории, чем о числах.

«Нами движет не статистика. Нами движут истории», — сказал он. «Таким образом, вы можете сказать: «Х тысяч сирийских беженцев утонули в Средиземном море». Я скажу: «О, это ужасно». Но покажите мне эту фотографию…»

Эта «фотография», о которой говорил Эллард, была связана с Аланом Курди, двухлетним сирийским беженцем, который утонул в Средиземном море в 2015 году. Фотография тела малыша, лежащего лицом вниз на пляже, которые печатались на первых полосах по всему миру, тронули миллионы.

«Это повлияло на выборы в Канаде. Пожертвования взлетели до небес из-за этого одного человека», — сказал Эллард. «Поэтому, когда мы можем связать историю, повествование с чем-то, что происходит, это побуждает к действию — и это делает его реальным для нас».

Замзам Джамак, сомалийская женщина, перемещенная из-за усиливающейся засухи из-за неудачных сезонов дождей, кормит своего годовалого ребенка Фатуму Ботан через назогастральный зонд в педиатрическом отделении больницы Банадир в Могадишо, Сомали, 24 сентября. (Фейсал Омар/Reuters)

Не все фотографии трагедии оказывают такое глубокое воздействие. Это может быть связано с тем, что мы десятилетиями видели изображения голодающих детей, что, возможно, снижало нашу чувствительность .

Это также может быть связано с чувством «другого», сказал Эллард: они не являются частью нашего клана, поэтому, хотя мы видим трагедию, она не трогает нас так, как если бы она происходила ближе к дому.

Жертвы изменения климата

Когда дело доходит до изменения климата, нет никаких сомнений в том, что в первую очередь страны Северного полушария являются основными источниками выбросов, особенно если посмотреть на выбросы на душу населения. Но страны Глобального Юга сталкиваются с одними из самых серьезных последствий.

«Когда вы смотрите на любое бедствие, мне все равно, что это такое, обычно оно затрагивает в первую очередь бедных. Все просто», — сказал Джим Дурис, руководитель проекта Всемирной метеорологической организации (ВМО).

«Их инфраструктура слабее. Как правило, у них нет ни ресурсов, чтобы реагировать на предупреждения, ни возможности двигаться как можно быстрее. У них больше всего проблем с восстановлением после катастрофы.»

ЧАСЫ | Наводнение в Нигерии привело к перемещению более 1 миллиона человек: 

Наводнение в Нигерии привело к перемещению более 1 миллиона человек

8 месяцев назад

Продолжительность 2:01

Более миллиона человек были перемещены в результате сильного наводнения в Нигерии, которое разрушило тысячи домов и ферм. Это еще одна страна, серьезно пострадавшая от наводнения в этом году, и одна из наименее подготовленных для борьбы с ней.

И, отмечает он, именно эти развивающиеся страны больше всех страдают от погодных катастроф, вызванных изменением климата.

Так почему же мы, кажется, не предпринимаем действий, чтобы смягчить его или помочь более бедным странам справиться с ситуацией?

«Страны с крупными выбросами просто не делают достаточно, чтобы справиться с последствиями, которые они вызывают», — сказал Ян Фрай, специальный докладчик ООН по изменению климата. «Поэтому вся концепция «загрязнитель платит» в настоящее время не рассматривается в международных дебатах».

Следующая конференция ООН по климату, COP27, или Конференция Сторон, состоится в Шарм-Эль-Шейхе, Египет, в следующем месяце; это одна из крупнейших встреч стран со всего мира, работающих над решением различных аспектов изменения климата.

Одним из вопросов, поднятых на COP26 , была потребность в фонде покрытия убытков и ущерба, где развитые страны будут предоставлять финансирование развивающимся странам, которые уже борются с ущербом, связанным с изменением климата, например, с потерей урожая. Однако США, Австралия и Европейский Союз выступили против этого предложения, опасаясь «крупных требований о компенсации».

Министр юстиции, связи и иностранных дел Тувалу Саймон Кофе выступает с заявлением на COP26, стоя в океане в Фунафути, Тувалу, 5 ноября 2021 года. Министр иллюстрировал проблемы, связанные с повышением уровня моря из-за изменения климата. (Министерство юстиции, связи и иностранных дел Тувалу)

В прошлую пятницу Фрай представил доклад Генеральной Ассамблее ООН, посвященный именно этому вопросу.

«Я предполагаю, что стоимость настолько велика, что ее нужно взять на себя на уровне ООН, я думаю — на более высоком уровне, генеральный секретарь», сказал Фрай. «Я рекомендую генеральному секретарю сформировать группу финансовых экспертов для работы над фондом, который будет заниматься этими потерями и ущербом».

Что из этого получится, пока неясно, поскольку крупные эмитенты опасаются последствий.

Эллард, психолог из Университета Ватерлоо, сказал, что у него есть надежда, что в конце концов мы увидим мир, ну, как мир — и не только с точки зрения того, как мы лично затронуты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *