Мотив тематический: 4. Тематическая трактовка мотива в работах В. Б. Томашевского, Б. В. Шкловского, А. П. Скафтымова

Содержание

4. Тематическая трактовка мотива в работах В. Б. Томашевского, Б. В. Шкловского, А. П. Скафтымова

Глава 1. Теория мотива в литературоведении и фольклористике

31

Одновременно с дихотомическими идеями в отечественной науке 1920-х годах развивается тематическая концепция повествовательного мотива.

Истоки тематических представлений о мотиве можно увидеть в эмпирической традиции фольклористики XIX — начала XX века и особенно в подходах финской фольклорной школы, а также в идеях А. Н. Веселовского, который на уровне теоретической интуиции отмечал характерную взаимосвязь мотива и темы: «Под сюжетом я разумею тему, в которой снуются разные положения-мотивы» [Веселовский, 1940, с. 500]. В работах Б. В. Томашевского и В. Б. Шкловского тематические представления о мотиве были развиты до уровня явных теоретических определений.

Б. В. Томашевский в монографическом учебнике поэтики (1925—1931 гг. ) развивает две трактовки мотива— оригинальную тематическую трактовку и трактовку мотива по А. Н. Веселовскому. При этом автор не входит в противоречие, поскольку соотносит данные трактовки с различными методологическими основаниями теоретической и исторической поэтики.

4.1. МОТИВ КАК «ТЕМА НЕРАЗЛОЖИМОЙ ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

Б. В. Томашевский определяет мотив через категорию темы: «Понятие темы есть понятие суммируюгцее, объединяющее словесный материал произведения. Тема может быть у всего произведения, и в то же время каждая часть произведения обладает своей темой. (…) Путем такого разложения произведения на тематические части мы, наконец, доходим до частей неразлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала. «Наступил вечер», «Раскольников убил старуху», «Герой умер», «Получено письмо» и т. п. Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом» [Томашевский, 1931а, с. 136—137].

Определение мотива как темы и в особенности последний акцент этого определения — «каждое предложение обладает своим мотивом» — располагает к проведению аналогии с поня-

32 Часть I. Проблемы теории мотива

тием темы высказывания,развитым представителями Пражского лингвистического кружка в рамках теории об актуальном членении речи (см., например, [Матезиус, 1967]). Согласно этой теории, тема высказывания выражает то, что уже известно, или дано участникам речевой ситуации, а так называемая рема выражает то новое, что говорящий сообщает о теме высказывания. В ряду новейших исследований о мотиве аналогию между моти- вом-темой по Б. В. Томашевскому и темой высказывания проводит В. И. Тюпа [Тюпа, 1996а, с. 52]. Между тем в действительности понятие мотива как «темы» у Б. В. Томашевского объединяет в себе оба начала — и начало темы, и начало ремы, понимаемых

с точки

зрения теории актуального членения высказывания.

В этом нетрудно убедиться, рассмотрев

примеры мотивов-тем,

которые

приводит Б. В. Томашевский

в цитированном выше

определении. Данные примеры суммируюти резюмируют смысловое целое всего высказывания (этот аспект трактовки темы Б. В. Томашевским подчеркивает и Я. Ван дер Энг в работе о мотивике новеллы [ван дер Энг, 1993, с. 204]. В другом месте Б. В. Томашевский и сам определяет тему как смысловое резюме речи: тема— это то, «о чем говорится» [Томашевский, 1931а,

с.131].

4.2.МОТИВ КАК «ИСТОРИЧЕСКИ НЕРАЗЛОЖИМОЕ ЦЕЛОЕ»

Понятие мотива производно для Б. В. Томашевского от понятия повествовательной темы и выполняет в общей понятийной системе «Тематики» (как раздела поэтики) преимущественно рабочую функцию. Ученый и сам говорит о «вспомогательном» характере этого понятия [Там же, с. 137]. Оно необходимо автору для определения отношений между фабулой и сюжетом, потому что связывает эти понятия: «фабулой является совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, сюжетом — совокупность тех же мотивов в той последовательности и связи, в какой они даны в произведении» [Там же].

Это обстоятельство помогает понять, почему Б. В. Томашевский в принципе не отвергает трактовку мотива по А. Н. Веселовскому. На тех же самых страницах раздела «Тематики» автор делает существенную оговорку по поводу понимания мотива в рамках того подхода, который сейчас обозначен рамками исторической поэтики: «В сравнительном изучении мотивом называют тематическое единство, встречающееся в различных про-

Глава 1. Теория мотива в литературоведении и фольклористике

изведениях. (…) Эти мотивы целиком переходят из одного сюжетного построения в другое. В сравнительной поэтике неважно — можно ли их разлагать на более мелкие мотивы (в последнем словоупотреблении мотив снова понимается как элементарная тема. — И. С). Важно лишь то, что в пределах данного изучаемого жанра эти «мотивы» всегда встречаются в целостном виде. Следовательно, вместо слова «неразложимый» в сравнительном изучении можно говорить об исторически неразлагающемся, о сохраняющем свое единство в блужданиях из произведения в произведение» [Там же].

Признав за «мотивом сравнительной поэтики» как целостным образованием пра’во на существование, Б. В. Томашевский при этом не анализирует самое свойство целостности, «исторической неразложимости» такого мотива. Как было показано при рассмотрении идей А. Н. Веселовского, критерием неразложимости мотива с точки зрения исторической поэтики является критерий не собственно тематический, а семантический, и более того — семантико-эстетический. Семантически целостный и эстетически значимый мотив в своем функционировании выходит за пределы фабульно-тематической ограниченности и сюжетной завершенности произведения и включается в репертуар художественного языка фольклора и литературы.

4.3. ТРАКТОВКА МОТИВА У В. Б. ШКАОВСКОГО

С критикой теории мотива А. Н. Веселовского выступал не только В. Я. Пропп, но и В. Б. Шкловский в работе 1929 года «О теории прозы», подытожившей ряд публикаций автора по проблемам теории литературного повествования. Существо критики В. Б. Шкловского сводилось к опровержению тезиса А. Н. Веселовского о мифологической и бытовой обусловленности семантики древнейших мотивов.

Следует отметить достаточно субъективный характер развернутых В. Б. Шкловским критических замечаний. Как у всякого увлеченного теоретика, критика В. Б. Шкловского невольно производилась «в пользу» его собственной концепции. Отвергнув положение А. Н. Веселовского, В. Б. Шкловский сформулировал «закон, который делает обычай основой создания мотива тогда, когда обычай этот уже не обычен» [Шкловский, 1929, с. 31; курсив наш. — И. С]. Нетрудно узнать в этой реплике автора известной идеи «остранения».

34

Часть I. Проблемы теории мотива

На наш взгляд, Б. В. Шкловский в критике А. Н. Веселовского в действительности имел в виду не феномен мотива как таковой, а явление смысловой модификации традиционных мотивов в литературе развитых форм сюжетного повествования. Во всяком случае, найденный «закон» автор иллюстрировал только наблюдениями над динамикой сюжетного смысла в новеллах Мопассана — наблюдениями в действительности очень интересными.

Однако эти позитивные соображения, в сущности, совершенно не нуждались в критике идей А. Н. Веселовскогао мифологическом генезисе древнейших повествовательных мотивов.

Отметим другой интересный момент. Трактовка мотива у В. Б. Шкловского с точки зрения идеи «остранения» самым любопытным образом сходится с известным определением, сформулированным крупнейшим практиком собирания и табуляции мотивов в XX веке — американским фольклористом С. Томпсоном: в мотиве «должно быть что-то такое, что вызывает особенный интерес и тем самым остается в памяти, что-то несовсем обычное»[Thompson, 1955, с. 7; курсив наш. — И. С]. Данное схождение идей не является случайным. При совершенно очевидной хронологической, географической и предметной разнесенности, мнения исследователей сходятся в одном существенном моменте — в представлении о тематических основаниях мотива. Следующий раздел характеристики взглядов В. Б. Шкловского посвящен именно этому вопросу.

4.4. МОТИВ КАК ТЕМАТИЧЕСКИЙ ИТОГ ФАБУЛЫ

Позитивные рассуждения В. Б. Шкловского о мотиве позволяют определенно говорить о приверженности автора к тематической трактовке мотива. При этом следует отметить существенные различия в понимании мотива как темы у В. Б. Шкловского и Б. В. Томашевского. Объединенные общей идеей тематичности мотива, концепции этих авторов прямо противоположны в плане соотношения мотива с началами фабулы и сюжета. Для Б. В. Томашевского мотив как элементарная тема есть тематический предел — и в этом отношении тематический «атом» фабулы произведения. Для В. Б. Шкловского мотив — это тематический итог фабулы или ее целостной части, и в этом плане мотив становится уже над фабулой — как смысловой «атом» сюжета произведения. Именно таким пониманием мотива проникнуты наблюдения автора над сюжети-

Тематизм как понятие. Происхождение и эволюция понятия темы в музыке.Мотив, фраза, субмотив. Их определения, страница 6

Культура и искусство \ Искусство

Микротематизм играет большую роль и в вокальной музыке, начиная от полифонических форм эпохи Возрождения и кончая современностью. Осознание ведущей повторяющейся интонации в качестве тематического элемента, оформление его в самостоятельный мотив связано с возникновением имитационной полифонии. Многочисленные примеры микротематизма содержат творения Палестрины и композиторов нидерландской школы. Можно указать на тематическое значение простейшего гаммообразного  хода в Мессе папы Марчелло, в первом разделе Kyrie и во втором  Credo. Значение этих микроэлементов – юбиляционных внутрислоговых распевов, то нисходящих, то возносящихся, — становится ясным лишь в конце светлой, торжественной музыки всей мессы.

По этимологии слово «мотив» восходит к латинскому motus – движение. Однако начало музыкального учения о мотиве было положено без введения этого термина. Формулировки мотива как такового появляются в первой половине 19 века у А.Б.Маркса и И.Лобе.

Наиболее основательно учение о мотиве разрабатывается в конце 19 начале-20 века. При этом выделяются две различные точки зрения на сущность мотива. Х.Риман рассматривает мотив как комплексное явление, в которое входят метр, ритм, гармония, динамика. Так же оно неотделимо от понятия такта, его строения и наполнения. Т.Вимайер придает мотиву более узкое значение, расценивая его как музыкальную стопу и уравнивая со стопой стиховой.

Понятие мотива, обобщающее две его стороны, было введено С.И.Танеевым. По Танееву, мотив – прежде всего наименьшая музыкально-тематическая ячейка, обладающая, как правило, одной метрически сильной долей и сохраняющая при повторениях ритмическую основу.

Для 20 века стало характерным подчеркивание в мотиве тематического начала. Трактовку мотива как тематико-интонационного комплекса, имеющего различный тактовый объем предложил Ю. Н. Тюлин. Он использовал понятие «мотивного зерна» как наиболее выразительного мотивного элемента.

Определение мотива, которое представляется наиболее целесообразным для анализа музыки от эпохи барокко до 21 века, таково: мотив – наименьшая тематическая единица, содержащая, как правило, одну сильную долю. В перечень тематических явлений, помимо темы и мотива, входят также фраза и субмотив. Фраза – объединение двух или нескольких мотивов; субмотив – часть мотива, допускающая ее реальное отчленение, но не обладающая индивидуальностью мотива.

Определение мотива как тематической единицы непременно предполагает его индивидуальность. Уже первый мотив произведение со своей очевидностью показывает характер музыки, концентрирует в себе то неповторимое своеобразие, которым наделено все художественное целое. У мастеров мотивной техники мотив, особенно начальный, — это как бы микропроизведение, имеющее едва ли не такой же состав характеристик, как само произведение.  Приведем пример из Й. Гайдна, чье творчество принадлежит «мотивной эпохе» — 18 веку, и чья творческая заслуга в развитии мотивной техники очень велика.

Охарактеризуем с разных сторон начальный мотив первой части фортепианной сонаты № 1 (52)  ми-бемоль мажор Гайдна:

1)  Его жанр – инструментальная музыка в торжественном характере французской увертюры, патетически декламационная;

2)  Тактовый размер – 4/4;

3)  Ритмический рисунок – четвертная и пунктирная группа с ритмической остановкой в конце;

4)  Мелодический рисунок – восходящий оборот по тесным интервалам;

5)  Интервалика – терция, секунда;

6)  Ладовое наклонение – мажор;

7)  Тональность – ми-бемоль мажор;

8)  Гармония – тоника, доминантсептаккорд к субдоминанте на тоническом органном басу;

9)  Фактура – гомофонная: мелодия с арпеджированным аккордовым сопровождением;

10)  Темп – Allegro [Moderato];

11)  Громкостная динамика – f;

12)  Тембр – фортепиано;

13)  Регистр – средний и низкий;

14)  Артикуляция – non legato (специального указания нет).

Скачать файл

Обзор

Motif Investing 2023: подходит ли вам тематическое инвестирование?

Инвестирование стало более доступным, чем когда-либо, благодаря инвестиционным онлайн-платформам.

Эти компании помогут вам создать диверсифицированный портфель с минимальными затратами. Motif предлагает уникальный способ инвестирования с помощью тематических портфелей или мотивов.

Когда вы инвестируете в мотив, вы покупаете корзину акций и ETF, чтобы отразить конкретную тему. Вы можете инвестировать в профессионально созданные портфели Motif, мотивы, созданные сообществом, или создать свои собственные.

Motif также предлагает портфели Impact, предназначенные для инвесторов, которые хотят приносить пользу своим деньгам. Это способ объединить ваши финансовые цели и личные ценности.

Это определенно говорит в пользу Motif, но эта инвестиционная платформа может подойти не всем. Знание того, что в этом хорошего (или плохого), может помочь вам решить, подходит ли это вам.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, что вы можете ожидать, инвестируя в Motif.

Мотив подходит для:

  • Инвесторы, которым удобно создавать собственные портфели.
  • Социально ответственные инвесторы.
  • Люди, которым нравится автоматическое инвестирование.
  • Инвесторы, предпочитающие низкие торговые издержки.
  • Кто-то ищет налогооблагаемые счета и счета с налоговыми льготами.

Мотив Плюсы и минусы

Плюсы Минусы
  • Торгуйте отдельными акциями, ETF и профессиональными портфелями Motif за 0,9 доллара США0022
  • Автоматическая торговля и автоматическая ребалансировка
  • Доступны
  • IRA
  • Минимум $0 для открытия торгового счета
  • Для маржинальной торговли требуется минимальный баланс в размере 2000 долларов США
  • Торговые сборы применяются к пользовательским мотивам и сделкам в реальном времени
  • Цены на учетные записи Impact увеличиваются по мере увеличения активов

Типы предлагаемых счетов

Motif предлагает как облагаемые налогом, так и налоговые льготы. Налогооблагаемые счета могут быть индивидуальными, совместными или трастовыми.

Варианты вашего счета с налоговыми льготами включают:

  • Традиционные IRA
  • Рот ИРА
  • Пролонгация IRA

В Motif нет варианта 401(k) ни через работодателя, ни если вы работаете не по найму. Однако вы можете преобразовать свой 401 (k) в IRA Motif.

Вы также не можете инвестировать в один из этих счетов для сбережений колледжа. Для этого вам нужно придерживаться сберегательного счета колледжа 529.

Различные учетные записи мотивов

Motif предлагает два основных типа счетов: торговые счета и счета Impact. Вот их сравнение:

Торговые счета

Эти счета предназначены для начинающих инвесторов, которые хотят активно торговать.

Вот основные характеристики торговых счетов Motif:

  • Минимум 0 долларов для открытия.
  • Торговые сборы варьируются от 0 до 19,95 долларов США за сделку.
  • Покупайте и продавайте отдельные акции и биржевые фонды.
  • Инвестируйте в профессиональные портфели Motif или портфолио сообщества.
  • Создайте свой собственный портфель из 30 акций с минимальным капиталом в 300 долларов.
  • Участие в IPO.

Примечание: Если вы хотите торговать на марже, вам нужно будет попросить Motif обновить вашу учетную запись. Минимальный баланс для маржинальной торговли составляет 2000 долларов.

Учетные записи Impact

Учетные записи Impact представляют собой полностью автоматизированные портфели.

Motif использует вашу толерантность к риску и временной горизонт для создания индивидуального портфеля, который поддерживает ваши ценности.

Например, вы можете инвестировать в экологически чистые компании, которые минимизируют воздействие на климат. Или вас могут интересовать социальные причины.

Вот основные моменты счетов Impact:

  • Минимум 1000 долларов для инвестирования.
  • Предназначен для пассивной, а не активной торговли.
  • Сборы взимаются ежегодно, а не за каждую сделку.
  • Повторная балансировка выполняется автоматически.
  • Средства инвестируются в семь классов активов.

Важно отметить, что торговые счета предназначены для активных трейдеров; Учетные записи воздействия не являются.

Хорошей новостью является то, что вы можете открыть оба типа счетов. Вам просто нужно будет соответствовать минимальному счету, чтобы инвестировать для каждого из них.

Motif Blue

Motif предлагает услугу ежемесячной подписки для инвесторов на торговые счета.

Услуга стоит $19,95 в месяц, а взамен вы получаете:

  • Три сделки в реальном времени без комиссии каждый месяц.
  • Пять открытых сделок на следующем рынке без комиссии для ваших пользовательских мотивов или мотивов, созданных другим участником сообщества Motif.
  • Ранние уведомления о новых IPO.
  • Рыночные котировки в режиме реального времени.

Если вы планируете много торговать, Motif Blue может стоить того.

Варианты инвестирования

Способы инвестирования с Motif разнообразны, но все они основаны на подходе, основанном на данных.

Варианты инвестиций включают:

  • Торговля отдельными акциями и ETF.
  • Тематические портфели Motif.
  • Импактные портфели Motif.
  • IPO.

Примечание: Motif скоро представит криптопортфели.

Тематические портфолио

Тематические портфолио предназначены для того, чтобы вы были в курсе экономических тенденций.

Motif использует анализ данных для определения тенденций. Затем платформа определяет, какие публично торгуемые компании подвержены влиянию этих тенденций или формируют их.

Отсюда создается тематический портфель инвестиций. Примеры тематических портфолио включают те, которые отслеживают:

  • Акции онлайн-игр
  • Рынок арендного жилья
  • Предприятия быстрого питания
  • Чистая энергия
  • Драгоценные металлы
  • Социальные сети

Идея состоит в том, что вместо того, чтобы выбирать акции самостоятельно, вы можете выбрать тему и инвестировать в несколько разных компаний одновременно.

Портфели Impact

Портфели Impact полностью автоматизированы. Вам ничего не нужно делать, чтобы инвестировать, кроме как выбрать тип воздействия, на котором вы хотите сосредоточиться.

Когда вы инвестируете в портфель Impact, вы владеете акциями, представляющими пять классов активов. Эти классы активов могут охватывать три широкие области воздействия:

  • Устойчивое развитие
  • Справедливый труд
  • Надлежащее корпоративное управление

Motif создаст для вас портфолио на основе ваших целей и ценностей. Но у вас всегда есть возможность добавить или удалить акции по своему усмотрению.

В любом случае, вы всегда будете точно знать, что у вас есть. Помните, что вам понадобится не менее 1000 долларов, чтобы инвестировать в портфель Impact.

IPO

Motif позволяет вам участвовать в IPO или первичных публичных предложениях. Для этого вам просто нужно открыть учетную запись Motif и подписаться на уведомления об IPO.

Когда предложение становится доступным, вы можете разместить заказ на инвестирование. Минимальная инвестиция для IPO составляет 250 долларов.

Как только цены IPO, вы получите свои акции. Это так просто.

Другие способы инвестирования с Motif

Если вы ищете что-то кроме торгового счета, счета Impact или IPO, вам повезло.

Motif также предлагает рыночные компакт-диски.

Привязанный к рынку CD (депозитный сертификат) приносит прибыль в зависимости от того, как работает его базовый индекс.

Это немного отличается от традиционных компакт-дисков, которые обычно приносят гарантированный APY в течение срока погашения. Если индекс работает хорошо, CD, привязанный к рынку, может предложить более высокую доходность.

Motif предлагает несколько рыночных компакт-дисков от Goldman Sachs со сроками от 5,75 до 7 лет.

Каковы сборы при инвестировании с Motif?

Плата за инвестиции в Motif зависит от того, во что вы инвестируете.  

Импакт-портфели взимают фиксированную плату за управление. Эта плата составляет 0,25% ваших активов в год.

Плата за тематические портфолио 0,50% .

Это похоже на то, что вы найдете на других онлайн-платформах для инвестиций, хотя есть те, которые берут меньше, а другие — больше.

Плата за торговлю зависит от того, торгуете ли вы в режиме реального времени или ожидаете открытия следующего рынка. Открытие следующего рынка означает, что ваша сделка не будет исполнена до открытия рынка в следующий торговый день.

Вот сравнение комиссий:

Плата за торговлю мотивами

Тип сделки Следующий рынок открыт В режиме реального времени
Портфели Professional Motif $0 9,95 $
Сообщество или созданные вами портфолио $9,95 за сделку 19,95 $
Отдельные акции/ETF $0 4,95 $
IPO или вторичное размещение $0 $0

С точки зрения цены, вам лучше торговать отдельными акциями и ETF или одним из портфелей Motif на основе следующего открытия рынка.

Но плата в размере 9,95 долларов США за торговлю в реальном времени, применимая к портфелям Motif, неплохая, учитывая, что вы покупаете набор акций сразу.

Вы платите 0 долларов США за настройку автоматических инвестиций для профессиональных портфелей Motif. Плата за автоматическое инвестирование в портфели, созданные вами или другим сообществом, составляет 4,95 доллара США за сделку.

Помните:

С Motif Blue вы получаете три сделки без комиссии в режиме реального времени и пять сделок без комиссии при открытии рынка в месяц. Подписка Blue также может помочь вам избежать ежеквартальной платы в размере 10 долларов США, которая применяется к неактивным IRA Motif с балансом менее 10 000 долларов США.

Преимущество мотива: индивидуальное инвестирование упрощено

Пожалуй, сильной стороной Motif является простота выбора или создания портфеля, соответствующего вашим потребностям и инвестиционным целям.

Помимо тематических портфелей и портфелей Impact, Motif удовлетворяет широкий спектр потребностей инвесторов. Автоматическая ребалансировка профессиональных портфелей Motif помогает обеспечить правильное распределение активов.

Вы также можете выбрать автоматическое реинвестирование дивидендов. Когда вы накапливаете дивиденды, они хранятся на денежном счете внутри вашей учетной записи Motif. Затем вы можете использовать их для покупки дополнительных акций или акций ETF.

Эти преимущества помогают компенсировать один из основных недостатков платформы — отсутствие автоматического сбора налоговых убытков.

Сбор налоговых убытков важен, потому что он может помочь минимизировать сумму налогов, которые вы должны уплатить с доходов от инвестиций. Motif не предлагает эту услугу — вам придется справиться с ней самостоятельно.

Онлайн и мобильный опыт

Motif позволяет вам управлять инвестициями онлайн или с помощью мобильного устройства. Вы можете просматривать любые и все учетные записи Motif, которыми владеете, с помощью одного входа в систему.

Сюда не входят банковские или инвестиционные счета в других брокерских или финансовых учреждениях.

Motif не является традиционным роботом-советником в этом смысле.

Такие компании, как Betterment или Wealthfront, например, позволяют вам объединять все свои учетные записи вместе.

Тем не менее:

Motif хорошо иллюстрирует и объясняет свои инвестиционные продукты с помощью визуальных средств и упрощенного языка.

Есть даже подробный раздел часто задаваемых вопросов, если ответ на ваш вопрос недоступен в приложении или в Интернете.

Инструменты исследования

Помимо оповещений об IPO и котировок в режиме реального времени, которые вы можете получать как подписчик Motif Blue, доступно не так много инструментов исследования.

Вы можете анализировать отдельные портфели, чтобы увидеть, какие акции они включают и как они работают. Но это действительно об этом.

Стоит ли инвестировать с мотивом?

Мотив может быть хорошим выбором, если вы активный трейдер, который хочет платить нулевую комиссию за сделки в нерабочее время .

Пассивные инвесторы, которые хотят инвестировать ответственно , также могут оценить функции, которые могут предложить учетные записи Impact.

С другой стороны, учетная запись Motif может быть не так хороша, если вы ищете автоматизированный сбор налоговых убытков или хотите инвестировать с помощью традиционного робота-консультанта.

Рассмотрение плюсов и минусов может помочь вам решить, что лучше всего соответствует вашему стилю инвестирования.

Тема и мотив: различия и связи

  • ОПИСАНИЕ

    тема vs мотив с сердечками и розами пример

  • ИСТОЧНИК

    Elinnet / iStock / Getty Images Plus

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

    90 022

В то время как тема и мотив дают представление об общем сообщении произведения письма, эти два термина не идентичны. Изучите тему и мотив, чтобы прояснить свое понимание этих двух связанных, но не идентичных концепций.

В этой статье

Что такое тема?

Тема — это широкий термин, относящийся к общей идее или смыслу литературного произведения. Иногда автор четко формулирует тему, но не всегда. Когда тема сформулирована нечетко, автор использует один или несколько литературных приемов, чтобы открыто передать тему читателям.

Что такое мотив?

Мотив – повторяющийся элемент в литературном произведении, служащий развитию или раскрытию темы. Мотивы могут проявляться во многих формах, включая идеи, изображения, звуки, символы и слова.

Все мотивы имеют две общие черты: (1) они многократно используются в литературном произведении и (2) их цель — передать тему произведения.

Реклама

Тема и мотив: список примеров

Во многих книгах, которые учащиеся читают в школе, темы раскрываются, по крайней мере частично, через мотивы. Просмотрите несколько примеров мотива и темы.

  • Магия, конечно же, является главной темой серии «Гарри Поттер » Дж. К. Роулинг. Это прямо сказано, но и отражено во многих мотивах. Примеры включают метлы, плащ-невидимку Гарри и волшебные палочки.
  • Любовь — ключевая тема романа Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта ». Розы — это мотив, связанный с любовью на протяжении всей пьесы, как и многочисленные разговоры о любви на протяжении всего произведения.
  • Взаимосвязь — одна из тем романа Чарльза Дикинсона «: Большие надежды ». Это иллюстрируется мотивом двойных персонажей. Например, есть два благотворителя, два осужденных, два любовных увлечения Пипа, две пожилые женщины и другие пары.
  • Защита невинных — главная тема романа Харпер Ли «Убить пересмешника». Это отражено на протяжении всей книги повторяющимся появлением пересмешника, невинного существа, которого детей предупреждают не причинять вреда, потому что оно никому не причиняет вреда.
  • Исполнение своего гражданского долга и приверженность демократии — две ключевые темы книги «12 разгневанных мужчин » Реджинальда Роуза. Повторный процесс голосования, в котором участвует жюри, является мотивом, связанным с этими темами.
  • Тонкая грань между дикостью и цивилизацией — главная тема «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Это отражено в мотивах, связанных с тем, что мальчики (кроме Пигги) становятся дикими, например, в неоднократных ссылках на их спутанные волосы и раковину, используемую для призыва к порядку на собраниях, которая в конечном итоге разрушается.
  • Иллюзия богатства — ключевая тема романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби ». Это раскрывается через несколько мотивов, включая экстравагантность образа жизни Джея, чрезмерные вечеринки и символы старых и новых денег на протяжении всей книги.
  • Смерть — ключевая тема в романе Дж. Д. Сэлинджера «Секретарь C во ржи ». Это отражено во многих мотивах, включая регулярные разговоры Холдена с его покойным братом и повторяющиеся образы мрачного кладбища и надгробий внутри.
  • В погоне за американской мечтой — одна из ключевых тем романа «Гроздья гнева» Джона Стейнбека. Этот мотив иллюстрируется повторением путешествия по маршруту 66, когда мигранты путешествуют по этому пути в поисках лучшей жизни, а также виноградом, который символизирует плоды их труда в конце пути.

Есть много дополнительных примеров мотивов в письменных произведениях. Есть также много других примеров темы в литературе.

Реклама

Как мотив связан с символами?

Поскольку мотивы могут быть символами, неудивительно, что люди иногда думают, что мотивы и символы — это одно и то же. Символы иногда выступают в качестве мотивов в литературном произведении, но не всегда.

  • Если определенный символ появляется в литературном произведении только один или два раза, то он не функционирует как мотив, поскольку не является повторяющимся элементом произведения.
  • Если символ появляется в произведении много раз, а также передает его общую тему, тогда это мотив. В противном случае это просто символ.

Важность мотива

Мотив очень важен в письме, как и тема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *