Отличия в воспитании мальчиков и девочек
Воспитание в семье – сложная наука. На эту тему дискутируют педагоги и родители, пишут научные труды общественные деятели и психологи. Дошкольное воспитание самое важное – именно в этот период формируется личность ребёнка, закладывается его характер. Конечно, воспитать достойного человека – ответственный и сложный процесс. Поэтому чем больше родители знают о тонкостях психологии детской природы, тем более качественный результат они наблюдают в итоге. Ведь воспитание мальчиков и девочек – самая главная задача мам и пап в их жизни.
Что нужно учитывать при воспитании мальчиков и девочек?
Знание об отличиях воспитания девочек и мальчиков даёт родителям неоспоримый бонус. Взрослые должны учитывать особенности воспитания мальчиков и девочек. Порой взрослые не понимают реакции детей на свои требования. Они не чувствуют, в каком случае надо вести себя более жёстко, а в каком проявить снисхождение. Ведь гармоничность взаимоотношений между двумя поколениями – зона ответственности родителей. Важно осознавать, что у мальчиков и девочек разная физическая, а значит и психологическая природа, и только взрослые могут помочь своим детям правильно ее развить.
Родители должны понимать, чем отличается воспитание мальчика от девочки. Парни стремятся к самостоятельности и ответственности, девушки склонны к послушанию, способны доверяться. Эти особенности необходимо учитывать и использовать за основу в воспитании разных полов.
Разница в развитии мальчиков и девочек
Разница в воспитании мальчиков и девочек зависит от разницы в их развитии. Дети разных полов имеют различия с самого рождения. И речь идет не о физиологии, а о психических и интеллектуальных понятиях: скорость развития, привычки, методы познания мира, выбор игр и увлечений. Зная эти важные черты, можно выстроить верную линию воспитания, чтобы вырастить настоящего парня или девушку.
Чтобы развить в ребёнке черты характера, которые предполагает его пол, обратитесь к советам специалистов. Это поможет малышу приспособиться в мире, который разделен на мужскую и женскую части.
С самого рождения мамы и папы начинают по-разному относиться к своему ребёнку в зависимости от его пола. И это нормально, потому что так заложено природой. С первых дней родители с помощью мимики, жестов, слов и действий закладывают в ребёнке определенные привычки и черты.
Кто должен заниматься воспитанием мальчика?
Воспитанием детей в современном мире занимаются женщины. Поэтому у мальчиков очень часто нет перед глазами примера настоящего мужчины. Когда полоролевое поведение у них закладывается особенно активно, сильная половина человечества усваивает женские установки. На прогулке в дошкольном возрасте малыш только и слышит: «По лужам не бегай – промокнешь», «Сильно не качайся – голова закружится», «Не лазай – упадешь». А потом мамы сами жалуются, что сын растет безвольным, не принимает решения, не может дать отпор, обижается, как девчонка. На самом деле женщины ведут себя с сыновьями так, как им удобно в данный момент: это не столько эгоистично, сколько недальновидно. Мамы, сами того не понимая, заглушают в сыне мужское предназначение.
Сильный пол не способен сидеть на месте, игры парней основаны на конкуренции. Для гармоничного развития им надо много пространства. Мальчики постоянно хотят что-то или кого-то догонять, целиться в цель. Воспитание сильного пола происходит через его же собственный опыт: исследование, разбор предметов. В силу особенностей пола мальчишки более шумные и подвижные. Заботливой маме ни в коем случае не стоит пресекать активность малыша, лучше предложить более интересный сюжет игры.
Поэтому отец тоже должен участвовать в воспитании мальчика. Он обязан привить сыну такие качества, как мужество, упорство, целеустремлённость, храбрость, защита слабых. Папа должен на собственном примере показывать, что мужчина должен быть сильным и в то же время заботливым.
Кто должен заниматься воспитанием девочки?
Маме легче воспитывать дочь, потому что они одного пола. Как вести хозяйство, как красиво одеваться, как заговорить с мальчиками – всему этому матери будет легче научить дочь, нежели отцу.
Занятия девочек в основном разворачиваются на расстоянии вытянутой руки: они раскладывают перед собой любимых кукол, их наряды, украшения, возятся со стразами, маленькими наклейками украшают аксессуары. Будущим женщинам даже в юном возрасте нужно о ком-то заботиться.
Девочке легко можно доверить присмотреть за младшим братом или сестрой, если, конечно, ей самой не 4 года. Женская натура требует и заботы в ответ. Когда девочка часто слышит в свой адрес «Сделай сама», ее душа черствеет, поведение становится более грубым и агрессивным. Самооценка слабого пола и уверенность в себе целиком зависит от проявления к ней заботы в юном возрасте. Если девочке прохладно, принесите ей плед, поучаствуйте в её делах. Дочь обязательно это оценит и будет считать, что достойна лучшей, счастливой жизни.
Какие качества нужно развивать мальчику?
- Чувство ответственности. Мальчик должен уметь держать свое слово. Если он что-то пообещал, то должен выполнить в срок. Настоящий мужчина не уходит от ответа, а принимает все последствия своих поступков с гордо поднятой головой, вне зависимости от того, что его ожидает.
- Храбрость. Необходимо объяснить сыну, что он должен всегда вставать на защиту матери, подруги, слабых людей. Он должен не бояться того, что его ожидает. Даже если впереди опасность, с которой он не справится, нельзя пасовать и засовывать голову в песок, нужно пытаться бороться в любом случае.
- Забота. Мужчина всегда должен оставаться сильнее женщины. И умение проявить заботу и доброту – наивысший уровень духовной силы. Милосердие к слабым, внимание к жене, любовь к родителям – всё это делает обычного парня настоящим мужчиной.
Какие качества нужно развивать девочке?
- Сохранение домашнего очага. Любая девушка – это хозяйка дома. Её обязанность сделать из мужской пещеры милый уютный домик, в который хочется возвращаться. Будущая женщина должна уметь готовить, стирать, убирать, гладить. А главное, она должна с удовольствием всё это делать для своего мужчины. Она должна воспринимать это как часть заботы, а не как обязанность.
- Красота и опрятность. Любую женщину всегда оценивают поначалу с точки зрения внешности. Она должна вызывать восторг и приятное удивление. Мужчина должен гордиться своей женщиной. Она должна быть эстетически совершенна не только внешне, но и внутренне. Красота души имеет огромное влияние в построении семьи.
- Мудрость. Мужчины часто срываются, говорят лишнее, делают что-либо, не думая. Настоящая женщина должна спокойно воспринимать удары судьбы и знать, как с ними справиться.
Различия в воспитании играют большую роль. Воспитывая детей, помните, что вы являетесь примером для подражания. За вами 24 часа в сутки неосознанно наблюдают детские глаза. И лет через десять, а может и раньше, вы увидите абсолютный клон себя. Поэтому, папы, обращайте внимание, показываете ли вы образец мужественности? Дорогие мамы, являетесь ли вы образцом женственности и мудрости?
Разница в воспитании мальчиков и девочек
|
Аудиостатьи,
Воспитание детейаудиостатьи
Распечатать статью
Нажмите Play и продолжайте заниматься своими делами.
И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.
Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.
Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков – чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами – или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.
То же самое с дочерями – но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает – своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины – отвратительны?
Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.
Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы
Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).
Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.
К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.
А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.
Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.
Любовь-забота и любовь-доверие.
Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?
Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.
- Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
- Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
- Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
- Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
- Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
- Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов
А мальчики?
- Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
- Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
- Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
- Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
- На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
- Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить
То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?
Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:
- Защищать ее – от всего
- Ограждать от всего лишнего
- Не сваливать на нее много обязанностей
- Интересоваться ею и ее делами
- Оставлять ее дома, едва начался насморк
- Встречать со школы, провожать в школу
- Следить за тем, с кем она общается и как
- Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
- Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
- Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
- Не заставлять ее покорять Эвересты
- И лучше вообще ничего не заставлять
Идеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.
Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.
Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.
Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят.
А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.
С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.
- Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
- Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
- Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
- Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
- Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
- Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
- Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
- Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
- Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
- Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.
Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.
С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам – с рогами.
Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.
По-разному хвалить
Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.
Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.
И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.
Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.
Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все – и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.
Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).
Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.
У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.
Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.
А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.
Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».
Маменькины сыновья, которых вы иногда видите на улицах и брезгливо отворачиваетесь, на самом деле хорошие люди. Изначально хорошие. Их очень любили, о них заботились. Вот только в них не верили совсем и не побуждали их к развитию. Поэтому они остались довольными тем, что у них было, никуда не стремились, ничего особого не делали, и даже решения принимать сами не научились. При этом сами они глубоко несчастны и неудовлетворены, потому что мужского в них ничего нет, и это их тревожит очень сильно. Мы ведь такого будущего для сыновей не хотим?
И логично следует, что для того, чтобы мальчика чаще вот так хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.
Но очень важный момент. Хвалим мы только за поступки, но любовь выражаем постоянно и как можно чаще. Потому как “Я тебя люблю” – это не похвала, это витамин для роста и развития. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).
Вот, пожалуй, четыре основных ключика к сердцам девочек и мальчиков. Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.
Ольга Валяева — valyaeva.ru
Поделитесь, пожалуйста, статьей в любимой соцсети или мессенджере. Это очень важно
Гендерные различия в воспитании
Воспитание ребенка — сложная задача, которая варьируется от страны к стране, от одной культуры к другой, от семьи к семье. Наконец, многое зависит от характера и личности каждого ребенка.
Как мать двоих дочерей я убедилась в последнем. Модели воспитания и образования двух моих девочек совершенно разные, хотя у них одни и те же родители, условия жизни и стандарты. Это потому, что мои дочери — совершенно разные люди, независимо от очень похожего контекста.
Наши маленькие правила воспитания ребенка
Воспитание ребенка – комплексный процесс. Однако, несмотря на воспринимаемые различия в социальном контексте, я думаю, что есть некоторые общие правила. Даю вам свои маленькие правила:
1. Дети с их уникальными талантами и способностями всегда на первом месте. Амбиции, желания и ожидания родителей менее важны. Именно поэтому я тщательно слежу за развитием эмоционального и социального интеллекта своих девочек: как они реагируют на похвалу/критику, конкуренцию и правила, семейные и другие социальные обстоятельства и вызовы, в соответствии с которыми я выбираю занятия, методы и способы мотивации их.
2. Второе правило – последовательность, особенно в словах и действиях. Я могу настаивать на определенных воспитательных мерах или моделях поведения со своими детьми только в том случае, если я следовал им сам – по отношению к другим членам моей семьи, моим детям, друзьям и коллегам. Почему это так? Ну, я считаю, что дети легко распознают непоследовательность. Например, если вы говорите одно, а делаете противоположное, это плохо повлияет на вашего ребенка. Даже если они еще слишком малы, чтобы осознавать непоследовательность, родители должны следить за тем, что они проповедуют и как они это делают. Дети усваивают ценности и убеждения больше на примерах, которые мы подаем, чем на устных инструкциях. Таким образом, они перенимают наши привычки, модели поведения, решение проблем и наш способ справляться с трудностями.
Кроме того, постоянство означает, что вы должны установить строгие правила среди опекунов: постоянных (родители, законные опекуны) и «временных» (бабушки и дедушки, муравьи и т. д.). Все, кто занимается воспитанием ребенка, должны соблюдать эти установленные правила. Например, ребенок всегда должен возвращать игрушки в коробку после окончания игры, не только дома, но и когда он с бабушкой или тетей.
3. Третье устоявшееся правило в нашей семье связано с конструктивным подходом к решению проблем и с тем, чтобы помочь нашим детям преодолеть свои страхи и научиться справляться с трудностями. Для этого мы много разговариваем с детьми и всегда стараемся смотреть на них с хорошей стороны. Нам было легко применять третье правило с раннего детства, когда нашим девочкам не было и двух лет. Помню, как Нина, которой тогда было почти два года, указывала на огромный строительный кран. Она была очень напугана и почти в панике. Я успокоил ее, объяснив, что иногда очень маленькие вещи, такие как спички или розетки, могут быть для нее более опасными и небезопасными, чем эта большая машина. Может быть, она не совсем поняла, что я сказал. Однако мне показалось, что она все поняла. Когда мы критикуем плохое поведение, мы всегда пытаемся поставить его на место другого человека. Мы также призываем их думать о чувствах других и их жизненных обстоятельствах. Поэтому мы учим их понимать причины, а не только следствия. Я верю, что таким образом жизнь станет для них намного проще и проще.
4. На четвертом месте стоит продвижение своих врожденных способностей и потенциалов. Я нахожу это правило важным, особенно в семьях, где оба родителя успешны, с сильным характером. В таких ситуациях стоит подумать, исходя из моего собственного опыта, о расширении прав и возможностей детей и предоставлении им пространства для демонстрации своих способностей и укрепления уверенности в себе. Помню, как улыбнулась моя младшая дочь, когда впервые разделила два игровых кубика. Ей был год. Сначала она дала их мне, с умоляющим видом прося разлучить их. Она думала, что не смогла бы сделать это сама. Я лишь немного ослабил их, сказав ей попробовать еще раз. Я объяснил это так: «Если я могу это сделать, то сможете и вы». В конце концов ей удалось разделить их самостоятельно, и она продолжала делать это без чьей-либо помощи. Позже она преодолела более сложные препятствия, не прося о помощи!
Иногда так мало нужно, чтобы помочь нашим детям преодолеть ограничения и реализовать свой потенциал! Может быть, нам проще просто разделить эти игровые блоки. Однако более важным для их развития является научить и помочь им делать что-то самостоятельно. Я позволяю своим девочкам участвовать в семейных мероприятиях. Помогали ли они маме на кухне в приготовлении пирога или блинов или помогали папе что-то починить по дому, их поощряли принимать участие во всем, что их интересовало. Хотя это часто может продлить действие (устроить беспорядок на кухне и т. д.), мы не должны забывать, что им нужно попытаться что-то сделать. Более того, их деятельность следует поощрять в раннем возрасте или когда дети хотят участвовать. Не тогда, когда им 15 лет, а когда мы хотим, чтобы они были независимыми, ответственными и трудолюбивыми. Они должны верить, что способны на многое, что их вклад и помощь более чем приветствуются и что мы им доверяем. Дети учатся этим великим вещам, когда они маленькие, всегда и везде. Помните, это нужно делать последовательно, согласно нашему второму правилу.
Гендерные различия
При обсуждении воспитания мальчиков очень важно расширение прав и возможностей, а также укрепление их уверенности в себе. Эти черты часто требуются от мальчиков, особенно в менее развитых, более консервативных и патриархальных обществах, таких как наше в Сербии.
С другой стороны, я учу своих дочерей быть успешными, независимыми, решительными и готовыми бороться за социальные роли наравне с мужчинами и женщинами. Считаю, что привитие идеи душевной и физической силы должно быть одним из приоритетов их воспитания, чтобы укрепить их юный и кроткий дух. Эмоции следует поощрять у мальчиков, хотя их часто подавляют и рассматривают как признак слабости, а не ценят . Вполне нормально быть эмоционально и физически сильной девочкой или быть мальчиком, выражающим свои эмоции. Таким образом вы учите их тому, что все дети должны иметь равные возможности учиться и полностью раскрывать свой потенциал, независимо от их пола. Я глубоко верю, что эта идея является нашей реальностью.
В конце концов, важнейшим элементом любого процесса воспитания ребенка, независимо от социального контекста и пола, является терпение e. Родители должны быть терпеливы не только для того, чтобы дети могли легко усвоить некоторые вещи, но и для того, чтобы помочь им научиться быть терпеливыми по отношению к другим людям, с которыми они взаимодействуют . Терпение перерастает в терпимость, которая является основой любви. Может быть, вы не думали о терпении таким образом. Тем не менее, терпение имеет решающее значение для построения отношений. Я учился этому так много раз, даже с моими маленькими.
Есть ли разница в воспитании мальчиков и девочек? – The Irish Times
СПРОСИТЕ ЭКСПЕРТА: ДЖОН ШЭРРИ отвечает на ваши вопросы о воспитании детей
В. У меня есть дочь и два младших сына младше шести лет. Я происхожу из семьи, состоящей только из девочек, и, в свою очередь, у моих сестер все девочки. Я осознаю, что на моих сыновей сильно повлияли женщины (хотя их отец, очень практичный, когда-то был маленьким мальчиком!).
Не могли бы вы дать мне какие-нибудь особые советы по воспитанию мальчиков. Они оба очень счастливые маленькие парни, но я полагаю, я немного параноик, что между нами все девочки превратят их в неженок. Не то, чтобы это было плохо, но старший из двоих не особо интересуется футболом и прочими забавами (он любит пожарные машины и Лего).
Мне кажется, я уже знаю, какой вырастет моя дочь, но мальчики — это немного неизвестное количество. Может, тут и нет никакого волшебства, но по сути мой вопрос: есть ли какие-то общие различия в воспитании мальчиков и девочек?
ПОДРОБНЕЕ
A Существуют ли врожденные различия между мальчиками и девочками и формируются ли эти различия в процессе их воспитания, является предметом многочисленных споров в психологии и социологии.
В своей последней книге Розовый мозг, Синий мозг , нейробиолог Лиз Эллиот описывает несколько исследований, которые подчеркивают различия между мальчиками и девочками в функциях мозга и психологии. Например, в четыре месяца девочки чаще смотрят в глаза взрослым, а мальчики лучше умеют вращать предметы. Девочки, как правило, начинают говорить раньше и превосходят мальчиков в чтении и письме, когда они идут в школу, в то время как мальчики, как правило, более активны и физически активны. Такие различия растут по мере взросления детей. Однако Эллиот изо всех сил старается подчеркнуть, что эти первоначальные «мозговые» различия очень малы и имеют тенденцию преувеличиваться социальными ожиданиями и гендерными убеждениями. По ее мнению, то, как мальчики и девочки воспитываются, имеет гораздо более сильное влияние, чем то, как начинается их мозг — воспитание каждый раз побеждает природу.
Многие исследования показали, что опекуны с самого начала обращаются с младенцами женского и мужского пола по-разному. Одно исследование показало, что с ребенком обращаются даже по-разному, если взрослый считает, что это мальчик или девочка: девочек держат более мягко и говорят, что они красивые, а мальчиков подбрасывают и говорят, что они сильные. Точно так же, несмотря на то, что мальчики и девочки демонстрируют разные предпочтения в отношении игрушек (например, мальчики выбирают грузовики и мячи), они значительно усиливаются социальными ожиданиями: мальчики, начинающие ходить, быстро учатся избегать кукол и розовых чайных сервизов.
Важно помнить, что эти исследования показывают только небольшие средние различия – всегда есть исключения и индивидуальные вариации. Например, отмечает Эллиот, хотя в возрасте восьми лет средний мальчик более активен, чем две трети девочек, это все равно означает, что треть девочек более активны, чем средний мальчик.
Кроме того, различия можно преодолеть с помощью возможностей и обучения. Например, мальчики могут так же легко преуспеть в традиционно женских областях, таких как эмпатия и общение, если они подвергаются правильному опыту и обучению и если их поддерживают таким же образом.
Какими бы ни были научные различия, на практике опыт родителей по воспитанию мальчиков сильно отличается от опыта воспитания девочек – и я думаю, что это и есть основа вашего вопроса. Это в равной степени связано с мужской культурой и ожиданиями относительно того, как должны вести себя мальчики (и как родители должны вести себя с ними), а также с врожденными гендерными различиями. Как матери это может быть проблемой, если у вас меньше опыта общения с мальчиками, хотя тот факт, что у ваших мальчиков есть заботливый, вовлеченный папа, будет иметь большое значение. В частности, если вы выслушаете его мнение и идеи, вы сможете понять мужское отношение к своим мальчикам.
Девочки и мальчики сталкиваются с разными проблемами по мере взросления. Чем больше вы сможете сочувственно понять индивидуальные потребности своих мальчиков и мужскую культуру, в которой они вырастут, тем больше вы сможете им помочь. У мальчиков есть свои уязвимые места: они могут медленнее говорить и общаться, с большей вероятностью станут жертвами физических издевательств по мере взросления, могут быть более разрушительными в школе и с гораздо большей вероятностью будут участвовать в рискованных и опасных действиях.
В книге-бестселлере «Воспитание мальчиков» Стив Биддалф утверждает, что у мальчиков очень специфические потребности в воспитании детей, и предлагает несколько хороших практических советов по решению этих проблем. Например, учитывая, что мальчики менее склонны открыто болтать, может быть полезно развивать с ними общие увлечения или интересы, которыми вы сможете наслаждаться вместе, когда они вырастут. Такие мероприятия могут позволить вам оставаться на связи даже в трудные времена.
Однажды я работал с семьей, в которой у подростка были серьезные проблемы с поведением. Что мешало ему полностью сойти с рельсов, так это любовь к «Манчестер Юнайтед», которую он разделял со своим отцом. Как бы тяжело ни было между ними, ни сын, ни отец не могли удержаться от того, чтобы разделить момент, когда большой матч начался. Общие интересы открывают канал общения, который может длиться всю жизнь.
Кроме того, в некоторых областях мужской культуры ценится жесткость, и это может ограничивать развитие заботливой или эмпатической стороны мальчика.