Теории деятельности в отечественной психологии: Теория деятельности

Теория деятельности

Теория деятельности — Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теорию деятельности обычно связывают с именем ее основателя — А. Н. Леонтьевым (1903-1979).

Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. Основу ее составил принцип диалектического материализма, в общем-то догматически установленный в науке того периода: не сознание определяет бытие, а бытие сознание. Если в идеализме как философском направлении говорится о важности субъективных позиций и идей, то в материализме субъективное и идеи рассматриваются как вторичное по отношению к материальному, как следствие объективных изменений. Отсюда и родилась эта не очень ясная идея, что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Кому-то может показаться забавным, что деятельность по созданию и развитию теории деятельности была начата именно с сознательной идеи.

Психологи, внесшие наибольший вклад в развитие теории деятельности:

— А. Н. Леонтьев,

— Л. С. Выготский,

— С. Л. Рубинштейн,

— А. Р. Лурия,

— А. В. Запорожец,

— П. Я. Гальперин.

Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий. Принципиально важна была также культурно-историческая отсылка к известной фразе Энгельса о том, что труд создал из обезьяны человека: если это так, то, значит, труд (деятельность) это самое важное для человека.

Основным понятием теории деятельности, что очевидно, является деятельность. Другими важными понятиями являются сознание и личность. Деятельность рассматривается как целенаправленная активность. Она имеет довольно сложное иерархическое строение:

— уровень особых видов деятельности,

— уровень действий,

— уровень операций,

— уровень психофизиологических функций.

При анализе деятельности главной единицей анализа является действие — процесс, направленный на реализацию цели (достижение сознательного образа желаемого результата). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит сознательный образ-цель у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека.

Человек не всегда действует в строгом соответствии с целью-образом. Часто имеют место быть случаи, которые рассматриваются как исключения, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Действие анализируется по четырем компонентам:

— постановка и удержание цели,

— роль действия в общем поведении,

— анализ источника активности,

— связь действия с предметным и социальным миром.

Одним из существенных достоинств теории деятельности стало то, что в психологии человек стал рассматриваться как активное существо, а не реактивное. До этого были сильны позиции рефлексологии и бихевиоризма, в которой человек рассматривался как реагирующее существо. В теории деятельности наоборот всякая деятельность стала рассматриваться как активная, то есть идущая изнутри, из целей человека.

С другой стороны, произошел некоторый перекос: человек стал рассматриваться преимущественно как существо социальное, биологические особенности отошли на второй план. Для сравнения: в психоанализе всякая деятельность рассматривается через сексуальные мотивы. В теорию деятельности сексуальность просто не вписывалась.

В теории деятельности сформулированы основополагающие принципы:

1. Принцип «размывания» круга сознания — сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно проявляется в деятельности.

2. Принцип единства сознания и поведения — поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

3. Принцип активности — деятельность это активный, целенаправленный, «идущий изнутри» процесс, а не простая реакция на среду.

4. Принцип предметности — действия человека предметны, опираются на материальные предметы и социальные контакты.

5. Принцип социальной обусловленности — цели деятельности носят социальный характер.

Деятельность состоит из ряда действий. Но действие не является элементом начального уровня, оно — весьма сложный феномен. Действие состоит из многих более мелких элементов, актов. Как у деятельности, так и у действий есть свои цели. Но цели есть и у актов, хотя они и значительно мельче. Ни одно, даже самое мелкое дело, нельзя выполнить без цели — видения конечного образа.

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты двигательной активности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов:

— операции, возникающие вследствие адаптации, приспособления к условиям обитания и деятельности,

— сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов.

Операции первого вида практически не осознаются, операции второго вида находятся на грани сознания.

Между операциями и действиями на самом деле сложно выделить четкую грань. Скорее всего ключевым критерием является степень осознанности: действия лучше осознаются, чем операции, у них более четкие и понятные цели.

Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции. В данном случае под ними подразумеваются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. В конечном итоге любую деятельность можно разложить на множество психофизиологических функций. Даже такой сложный и творческий процесс, как написание «Войны и мира», распадается лишь на очень длинную цепь отдельных движений руки, держащей перо.

Психофизиологические функции — конечные исполнители, они являются обязательными средствами деятельности. Тем не менее им тоже присуща значительная вариативность. Например, ответить на простой вопрос мы можем не только словами, но и жестом. Детали исполнения психофизиологических функций нами рефлексируются весьма слабо. Например, нам кажется, что мы просто бросили мяч, но на самом деле одно такое простое движение потребовало хорошо скоординированной деятельности множества мышц.

В теории деятельности очень много слабых моментов. Основной недостаток — то, что она описывает лишь сознательную деятельность.

В это же время целостное поведение остается как бы «за бортом». Человек унаследовал от своих предков множество инстинктивных схем поведения, которые управляют в том числе и сознательной деятельностью. Человека, например, легко испугать, и самый сознательный и продуманный план очень быстро рассыпается под давлением обстоятельств.

Основные теории деятельности в психологии: обзор отечественных концепций

Теория деятельности в психологии имеет своё начало в 30-х годах прошлого столетия. Впервые основной принцип теории деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Таким образом была заложена основа деятельного подхода в рассмотрении развития личности человека.

Рубинштейн выводил обоснование подхода, опираясь на работы К. Маркса. В дальнейшем, теория деятельности получила развитие в изложении Выготского и Леонтьева. Именно с именем Леонтьева связывается это учение, и традиционно носит название общепсихологической теории деятельности.

В этой статье:

Основной принципПринципы теории деятельностиТруд, стимул, цель, задачаДеятельность определяет развитие

Основной принцип

Фото автора Laura Tancredi: Pexels

Принцип единства сознания и деятельности, в изложении Рубинштейна имеет следующую формулировку: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

Те, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Другими словами, психика и сознание индивидуума формируется в деятельности, и в деятельности проявляется. Таким образом, была проведена тождественность деятельности и сознания человека. Сознание, согласно изложению Рубинштейна, не даётся для самонаблюдения.

Оно проявляется через взаимодействие субъекта, в данном случае через деятельность, и в ней же познаётся. Деятельность рассматривается как совокупность действий, которые направлены на достижение цели.

Принципы теории деятельности

Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.

Теория деятельности Леонтьева

Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:

  • принцип предметности – в основе принципа лежит понимание предмета не только как чего-то конкретно существующего, но и как образ или продукт психического отражения свойства предмета, которое имеет место быть в результате направленной на него деятельности. Такое двоякое понимание, позволило исключить вопрос о стимулах, которые воздействуют на индивидуума, а также об его ответных реакциях на эти возможные стимулы;
  • принцип активности – позволяет рассматривать человека не только как субъекта, приспосабливающегося к условиям окружающей среды, но прежде всего, с позиции преобразующей и творческой деятельности индивидуума;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека – разрабатывает формулу активности человека, в изложении Леонтьева она звучит следующим образом: «… внутреннее(субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет…». Этот принцип отражает смысл специфической характеристики деятельности человека;
Giphy
  • принцип психического анализа деятельности «по единицам» является стратегией изучения структуры самой деятельности. Изучение психической реальности требует её рассмотрение с разных сторон, что не может быть произведено при выборе одной универсальной единицы.

Л. С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;

  • принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
  • принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.

Труд, стимул, цель, задача

Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.

Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.

Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.

Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.

Фото автора Christina Morillo: Pexels

Деятельность определяет развитие

 При рассмотрении теории деятельности с точки зрения психологии, можно сделать следующие выводы:

  • психика и деятельность человека тесно связаны, поэтому исследование психики, закономерностей её развития необходимо строить на принципах деятельного подхода;
  • мотивы и жизненные ценности индивидуума прямо взаимосвязаны с деятельностью, которой он занимается, и последняя определяет направление развитие первых двух.

Теоретические подходы к пропаганде физической активности

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801

    557.001.0001/acrefore-97801

    557-e-212

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/97801

    557.013.212
  • Опубликовано в Интернете: 20 декабря 2018 г.

Summary

111111111 гг. человек высока, и она увеличивается. Учитывая, что отсутствие физической активности связано с рядом проблем с физическим и психическим здоровьем, определение устойчивых, рентабельных и масштабируемых инициатив по увеличению физической активности стало приоритетом для исследователей, практикующих врачей и политиков. Одним из способов выявления таких инициатив является использование знаний, полученных из психологических теорий мотивации и изменения поведения. Существует множество таких теорий и моделей, описывающих различные когнитивные, аффективные и поведенческие механизмы, которые могут влиять на поведение на сознательном или бессознательном уровне. Такие теории применялись с разной степенью успеха для информирования о вмешательстве в физические упражнения и физическую активность в различных условиях жизни (например, в школах, больницах и на рабочих местах) с использованием как традиционных (например, личных консультаций и печатных материалов), так и цифровые технологические платформы (например, приложения для смартфонов и специализированные веб-сайты). Эта работа дала важные сведения о том, как создать оптимальные мотивационные условия как внутри отдельных людей, так и в социальной среде, в которой они работают, чтобы облегчить долгосрочное участие в упражнениях и физической активности. Однако нам необходимо выявить совпадения и синергию различных теоретических основ, чтобы разработать более всеобъемлющие и в то же время более четкие теоретические объяснения изменения поведения в отношении поощрения физической активности. Также важно, чтобы исследователи и практики использовали такие теории в междисциплинарных исследованиях, учитывающих стимулирующую или ограничительную роль культурных норм, искусственной среды и национальной политики в отношении физической активности.

Ключевые слова

  • Физическая активность
  • Упражнение
  • Мотивация
  • Изменение поведения
  • Психологическая теория

Субъекты

  • Health Psychology
  • Sports Psychology

  • В настоящее время.

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Подписка

    Доступ к полному контенту требует подписки

    Теория благополучия PERMA™ и семинары PERMA™

    Традиционно основной задачей психологии было облегчение человеческих страданий. После Второй мировой войны были достигнуты большие успехи в понимании и лечении психических расстройств. Однако облегчение страданий — это не то же самое, что процветание. Люди хотят процветать, а не просто выживать.

    Навыки, способствующие процветанию, отличаются от навыков, облегчающих страдания. Устранение мешающих условий — это не то же самое, что создание благоприятных условий, которые делают жизнь наиболее стоящей. (Слова «процветание» и «благополучие» взаимозаменяемы. Мы не используем слово «счастье», потому что оно означает разные вещи для разных людей.)

    Страдание и благополучие являются частью человеческого состояния, и психология должна заботиться о каждом из них. Человеческие силы, совершенство и процветание столь же подлинны, как и человеческие страдания. Люди хотят развивать лучшую версию себя и жить наполненной смыслом жизнью. Они хотят развивать свои способности к любви и состраданию, творчеству и любознательности, работе и стойкости, честности и мудрости.

    Когда доктор Селигман был президентом Американской психологической ассоциации в 19В 98 году одной из его президентских инициатив было создание области под названием «Позитивная психология». Позитивная психология — это научное исследование факторов, которые позволяют отдельным людям и сообществам процветать.

    PERMA™ Теория благополучия

    Что такое человеческое процветание и что ему способствует? Теория благополучия доктора Селигмана PERMA™ — это попытка ответить на эти фундаментальные вопросы. Есть пять строительных блоков, которые способствуют процветанию: P ositive Emotion, E взаимодействие, R отношения, M обучение и A выполнение (отсюда PERMA™ ) – и существуют методы для улучшения каждого из них.

    Разные люди в разной степени получают благополучие от каждого из этих пяти строительных блоков. Хорошая жизнь для одного человека не обязательно является хорошей жизнью для другого. Есть много разных путей к процветающей жизни. Позитивная психология описательная, а не предписывающая. Другими словами, мы не говорим людям, какой выбор делать или что ценить, но исследование факторов, способствующих процветанию, может помочь людям сделать более осознанный выбор, чтобы жить более полноценной жизнью, соответствующей их ценностям и интересам.

    Вот краткое определение каждого из пяти строительных блоков:

    Положительные эмоции : Этот путь к благополучию является гедонистическим — усиление положительных эмоций. В определенных пределах мы можем усилить свои положительные эмоции в отношении прошлого (например, культивируя благодарность и прощение), наши положительные эмоции в отношении настоящего (например, наслаждаясь физическими удовольствиями и внимательностью) и наши положительные эмоции в отношении будущего (например, создавая надежда и оптимизм).

    В отличие от других путей к благополучию, описанных ниже, этот путь ограничен тем, сколько человек может испытывать положительных эмоций. Другими словами, положительная аффективность частично передается по наследству, и наши эмоции имеют тенденцию колебаться в определенном диапазоне. Многие люди по своей природе не испытывают положительных эмоций. Традиционные представления о счастье, как правило, сосредоточены на положительных эмоциях, поэтому знание того, что существуют другие пути к благополучию, описаны ниже.

    Помолвка : Помолвка — это опыт, в котором кто-то полностью использует свои навыки, сильные стороны и внимание для решения сложной задачи. По словам Михая Чиксентмихайи, это создает опыт, называемый «потоком», который настолько приятен, что люди готовы делать это ради самого себя, а не ради того, что они от этого получат. Деятельность сама по себе является наградой. Поток ощущается, когда ваших навыков как раз достаточно для сложной деятельности, в погоне за четкой целью, с немедленной обратной связью по мере продвижения к цели. В такой деятельности концентрация полностью поглощается моментом, самосознание исчезает, а восприятие времени в ретроспективе искажается, например, время останавливается. Поток можно ощутить в самых разных видах деятельности, например, в хорошей беседе, выполнении рабочего задания, игре на музыкальном инструменте, чтении книги, письме, сборке мебели, починке велосипеда, садоводстве, спортивной тренировке или выступлении и т. д. несколько.

    Отношения : Отношения необходимы для благополучия. Опыт, который способствует благополучию, часто усиливается через наши отношения, например, большая радость, смысл, смех, чувство принадлежности и гордость за достижения. Связи с другими могут придать жизни цель и смысл. Поддержка со стороны и связь с другими — одно из лучших противоядий от «падений» жизни и надежный способ почувствовать себя лучше. Исследования показывают, что добрые дела по отношению к другим повышают их благосостояние.

    С точки зрения эволюции, мы социальные существа, потому что стремление общаться с другими и служить им способствует нашему выживанию. Развитие крепких отношений имеет центральное значение для адаптации и обеспечивается нашей способностью к любви, состраданию, доброте, сопереживанию, работе в команде, сотрудничеству, самопожертвованию и т. д. и служить чему-то большему, чем я. Существуют различные социальные институты, которые обеспечивают чувство смысла, такие как религия, семья, наука, политика, трудовые организации, правосудие, сообщество, социальные причины (например, быть зеленым) и другие.

    Достижение : Люди стремятся к достижениям, компетентности, успеху и мастерству сами по себе в различных областях, включая работу, спорт, игры, хобби и т. д. Люди стремятся к достижениям, даже если они не обязательно приводят к положительные эмоции, смысл или отношения.

    Каждый из этих пяти строительных блоков способствует благополучию и: -мировые последствия. По сравнению с людьми с низким уровнем благополучия лица с более высоким уровнем благополучия:

    • Работать лучше
    • Иметь более удовлетворительные отношения

    • Более сговорчивы

    • Иметь более сильную иммунную систему

    • Иметь лучшее физическое здоровье

    • Живите дольше

    • Снизили смертность от сердечно-сосудистых заболеваний

    • Меньше проблем со сном

    • Имеют более низкий уровень выгорания

    • Иметь больший самоконтроль

    • Обладают лучшими способностями к саморегуляции и преодолению трудностей

    • Более просоциальны

    Исследования определили оптимизм как один из ключевых факторов благополучия. Исследования показывают, что оптимизм дает много преимуществ по сравнению с пессимизмом, в том числе:

    • Меньше депрессии и беспокойства

    • Повышение успеваемости в школе, спорте и на работе

    • Снижение риска отсева из школы

    • Улучшение показателей физического здоровья, включая меньшее количество зарегистрированных заболеваний, меньшее количество ишемической болезни сердца, более низкий риск смертности и более быстрое восстановление после операции.

    Некоторые ссылки на вышеуказанное исследование: Alarcon et al., 2013; Динер и Селигман, 2004 г.; Бранд и др., 2010; Чида и Стептоу 2008; Нес и др., 2009 г.; Чемерс, Ху, Гарсия, 2001; Селигман и Шульман, 1986; Селигман, Нолен-Хоксема, Торнтон и Торнтон, 19 лет90; Хельгесон и Фриц, 1999 г.; Кубзанский, Воробей, Воконас и Кавачи, 2001; Даннер, Сноудон и Фризен, 2001 г .; Диллон, Минчофф и Бейкер, 1985; Фредриксон и Джойнер, 2002 г .; Фрай и дебаты, 2009; Хаар и Рош, 2010 г. ; Хауэлл, Керн и Любомирский, 2007 г .; Кассер и Райан, 1996; Джонсон и Фредриксон, 2005 г.; Любомирский, Кинг и Динер, 2005; Остир, Маркидес, Блэк и Гудвин, 2000; Прессман и Коэн, 2005 г .; Саловей, Ротман, Детвейлер и Стюард, 2000 г .; Сегерстром, 2007 г .; Шен, МакКрири и Майерс, 2004 г.; Стоун и др., 1994; Williams & Shiaw, 1999.


    Институциональные приложения

    Наука о благополучии имеет важные последствия для институциональных приложений

    • Школы могут обучать учащихся процветанию, а также успеху на работе. Навыкам благополучия можно научить.

    • Родители могут развивать в своих детях сильные стороны, упорство и стойкость.

    • Рабочие места могут повысить производительность, а также улучшить самочувствие сотрудников.

    • Терапевты могут развивать сильные стороны своих пациентов, чтобы предотвратить психические заболевания и улучшить их процветание, а также лечить повреждения.

    • Сообщества могут поощрять общественные работы и гражданскую активность.


    Семинары PERMA™

    Экспериментально показано, что вмешательства улучшают самочувствие. Чтобы узнать об этих программах, нажмите здесь. Эти программы продемонстрировали эффективность в улучшении самочувствия и оптимизма, а также в предотвращении и уменьшении беспокойства и депрессии.


    Видео д-ра Селигмана о позитивном образовании, 2016 г.

    Видео д-ра Селигмана о PERMA и процветании в классе, 2016 г. политические решения правительств и других организаций.

    Страны в основном полагались на экономические показатели, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), как показатель национального прогресса. Однако растет осознание того, что сами по себе экономические меры не в полной мере отражают благосостояние нации.

    Во время промышленной революции экономические показатели были хорошим приближением того, насколько хорошо нация живет, когда основной целью было удовлетворение основных человеческих потребностей в еде, одежде и жилье. Однако чем более процветающей становится нация, эти экономические показатели менее эффективны в качестве приближенного показателя того, насколько хорошо общество живет. Базовые потребности в основном удовлетворяются в развитых странах.

    По мере того как общества удовлетворяют эти основные потребности, различия в благосостоянии все реже связаны с доходом и чаще связаны с такими факторами, как социальные отношения, удовлетворенность работой и смысл. Исследования показывают, что получение большего количества денег быстро снижает отдачу от удовлетворенности жизнью. Ниже страховочной сетки увеличение денежной массы и повышение удовлетворенности жизнью идут рука об руку. Выше страховочной сетки увеличение количества денег приводит к все меньшему и меньшему увеличению счастья (Diener & Seligman, 2004).

    Исследования показывают, что люди нуждаются в поддерживающих, позитивных отношениях и социальной принадлежности для поддержания благополучия (Diener & Seligman, 2004). Однако экономические показатели не измеряют качество социальных отношений и, следовательно, не учитывают этот ключевой вклад в благосостояние. Тот факт, что крепкие социальные отношения необходимы для благополучия, имеет много последствий для политики. Например, школьная программа может прямо информировать учащихся о важности длительных социальных отношений, а также обучать социальным навыкам, которые способствуют поддерживающим и близким отношениям. Организации должны тщательно продумать вопрос о перемещении сотрудников, потому что это может разорвать отношения и нанести ущерб благополучию.

    Экономические показатели не соответствуют национальному благополучию в развитых странах. Например, с 1950-х годов ВВП в США утроился на душу населения, но удовлетворенность жизнью практически не изменилась. Аналогичная картина есть и у других народов. За тот же период уровень депрессии увеличился в 10 раз, а уровень тревоги также увеличился (Diener & Seligman, 2004; Twenge, 2000). Как это ни парадоксально, более высокий уровень психических заболеваний может увеличить ВВП из-за увеличения расходов на госпитализацию, профилактику преступности и тюремное заключение людей с расстройствами.

    Оценка благополучия людей с психологическими расстройствами может привести к разработке политики правительства и бизнеса, которая принесет пользу человеку, организации и стране. Психические расстройства вызывают широко распространенные страдания. Многие расстройства поддаются эффективному лечению, однако значительная часть людей с расстройствами не лечится. Отсутствие лечения этих людей может дорого обойтись с точки зрения благополучия и потери производительности. Более тщательные и систематические национальные обследования благополучия могли бы помочь сформировать ресурсы для охраны психического здоровья.

    Наука о благополучии теоретически, метрически и эмпирически достаточно развита, чтобы дополнять экономические показатели показателями благосостояния. Предвестники мер национального благосостояния идут полным ходом. С начала 2000-х годов появилось несколько зарождающихся международных инициатив по измерению национального благосостояния, в том числе Индекс лучшей жизни ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и Доклад ООН о мировом счастье (Adler & Seligman, 2016).

    Если благосостояние является всеобъемлющей целью нации, многомерные измерения благосостояния должны дополнять экономические показатели, чтобы более точно отражать состояние нации и лучше информировать политику. Государственная политика следует только из того, что мы измеряем. Если общество прилагает большие усилия для измерения экономического результата, люди, вероятно, будут уделять больше внимания экономическому результату, иногда в ущерб другим ценностям. Если общество оценивает благополучие, люди будут уделять больше внимания благополучию. Мы измеряем то, что ценим, и ценим то, что измеряем.

     

    Чтобы узнать больше, см. книгу «Процветание: новое видение счастья и благополучия» доктора Мартина Э.П. Селигман.

     

    Нажмите здесь, чтобы узнать о теоретических основах позитивной психологии и избранных исследованиях.

     

    Нажмите здесь, чтобы прочитать статью Динера и Селигмана «Помимо денег» об обосновании измерения национального благосостояния.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *