Разминка или психогимнастика — как правильно?
- Отличие психогимнастики от разминки
- Психогимнастика, психотренинг и психотехника
- Важность соответствия содержания психогимнастики целям тренинга
- Как тренеру выбрать психогимнастику
Отличие психогимнастики от разминки
Мы с коллегами из Института Тренинга определяем психогимнастику шире, чем просто разминку, и предлагаем разделять психогимнастику-разминку и содержательную психогимнастику.
Нина Юрьевна Хрящева в предисловии к книге «Психогимнастика в тренинге» писала: «Мы отдаем себе отчет в условности термина «психогимнастика». В начале пути мы выбрали это слово для обозначения заданий, упражнений, которые позволяли изменять по мере необходимости состояние группы и каждого участника, создавать подходящую для работы атмосферу и развивать, тренировать различные психологические характеристики человека: внимание, память, умение понимать эмоциональные состояния и управлять ими, навыки и умения в разных областях жизнедеятельности»[4].
Рассмотрим пример. Тренер в программе развития управленческих навыков переходит к модулю «Лидер и команда». Для ввода в тему он предлагает участникам короткое задание на выбрасывание одинакового количества пальцев. Для чего это задание? Для повышения внимания участников? Нет. Оно требует дальнейшего обсуждения и позволяет проанализировать взаимодействие людей в группе в условиях, когда требуется прийти к единому решению. На методическом языке мы называем его «содержательная психогимнастика».
В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана:
- содержательный план соответствует заявленным целям тренинга, тому, какие знания и навыки должны появиться у участников;
- личностный план включает состояния каждого участника в отдельности и группы в целом. В некоторых тренингах эти состояния участников становятся содержанием работы группы. Но чаще, особенно в функциональных, «хардовых» тренингах, содержательный и личностный планы имеют четкие границы.
Поэтому, если психогимнастика в большей степени связана с целями личностного плана «сфокусировать внимание», «поднять настроение», «настроиться друг на друга», «повысить работоспособность», то вернее будет использовать термин «разминка».
Также разминка, в отличие от содержательной психогимнастики, не требует развернутого обсуждения. Достаточно поинтересоваться состоянием группы, ее настроением и двигаться далее. Да и занимает разминка обычно немного времени, 3‒10 минут.
В литературе для тренеров при описании психогимнастик цели не всегда указываются корректно. Кроме того, одни и те же задания могут быть использованы с разными целями. Поэтому тренеру необходимо самому принимать решение, какова методическая цель конкретной психогимнастики.
Психогимнастика, психотренинг и психотехника
Для лучшего понимания метода совершим небольшое погружение в историю. Мы обнаружим сходные по звучанию названия «психотренинг» и «психотехника» у Константина Станиславского, который вел психотренинг для актеров с целью развития эмпатии и выразительности в 1920‒1930-годы.
Психотренинг по Станиславскому состоял из различных психотехник, по форме и содержанию напоминающих современные психогимнастики. Под психотехникой он и его последователи понимали упражнения для развития:
- какого-либо психического процесса — памяти, внимания, воли, воображения, словесного мышления;
- свойств личности — наблюдательности, эмпатии;
- способностей — понимания других людей, творческого мышления.
Термин «психотехника» использовался в узком значении этого слова.
В широком смысле слова психотехникой в начале XX столетия называли прикладную область психологической науки. Именно в таком значении о психотехнике писал Г. Мюнстерберг[3], в 1922 годы в нашей стране был издан его труд «Основы психотехники», а следом за ним и Л. С. Выготский[1], который во многом опирался на идеи Мюнстерберга.
В отечественной литературе 1960‒1970-х годов «психогимнастика» и «психотехника» употребляются в одном и том же значении. Одно из самых ранних описаний психотехник принадлежит Сергею Васильевичу Гиппиусу[2]. Он опирается на педагогическую практику К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и их учеников, преподававших в студиях Художественного театра. В своей книге «Гимнастика чувств» С. В. Гиппиус приводит несколько упражнений на внимание, в том числе известные многим тренерам «Пишущая машинка», «Часы», «Кинолента». Удивительно, что большинство упражнений на внимание, созданных в первые годы становления системы Станиславского, дошли до наших дней и по-прежнему помогают участникам тренинга настраивать внимание во время обучения.
Продолжатели идей психотренинга Н. В. Цзен и Ю. В. Пахомов в работе «Психотехнические игры в спорте»[5] описывают упражнения для развития спортсменов. Мы можем найти в этой книге множество упражнений, которые тренеры используют и по сей день. К числу таких относится задание, где надо мысленным усилием следить за перемещением мухи по квадрату. Интересно, что из описания задания Цзеном и Пахомовым ясно видно: «Муха» применяется с содержательными целями, чтобы обсудить с группой спортсменов особенности процесса внимания и научить управлять вниманием. При этом многие тренеры Института Тренинга проводят «Муху» для настройки внимания после перерыва, то есть применяют его как разминку, энерджайзер.
Важность соответствия содержания психогимнастики целям тренинга
Рассмотрим еще один пример. Начинающий тренер за работой. В качестве разминки после обеденного перерыва она предложила участникам составить общий рассказ, добавляя по кругу одну фразу. Некоторым людям это действие показалось неуместным, вызвало вопрос: «А для чего мы это делаем на нашем тренинге по финансам?». Хотя кому-то такое задание может понравиться, потому что проходит оно весело, цель тренера (активизация внимания) не соответствовала содержанию и изначальным целям психогимнастики (развитие воображения).
Чтобы понять психологический смысл и цели содержательной психогимнастики «Групповой рассказ», обратимся к книге С. В. Гиппиуса, написанной для педагогов актерского мастерства. В ней описывается схожее упражнение под названием «Кинолента». Согласно автору, оно направлено на тренировку не только воображения и памяти, но и способности подстраиваться под видение другого человека (в будущем ― режиссера или сценариста), умения проявлять гибкость в восприятии чужих идей.
Вот цитата из книги.
«У каждого ученика складывается свой рассказ. «Партизаны. Лес. Землянка» ― при таком начале рассказа у одного ученика сложилась картина ночного отдыха партизан на своей базе, у другого ― возвращение группы с боевого задания, у третьего, может быть, ― бой и захват землянки противника. Каждое новое слово как бы поворачивает сюжет, иногда очень неожиданно для всех слушающих. Поэтому ученики на первых порах часто протестуют: слово, названное очередным учеником, не укладывается, не совмещается с общей картиной, создающейся в воображении другого. Протесты не должны приниматься. Здесь действует принцип: «авторское слово ― закон!» Каждое, самое «неудобное» слово нужно оправдать. Так же, как в будущем артистам нужно будет найти оправдание и объяснение каждому авторскому слову в тексте пьесы, каждому событию в ее сюжете»[2].
Психогимнастика «Групповой рассказ» позволяет тренировать навыки коммуникации и творческого воображения. Итогом такой психогимнастики становится обсуждение: как мы развивали идеи друг друга, какие сложности испытывали, за счет чего смогли подстроиться под видение другого человека. Конечно, в тренинге по финансам такое обсуждение будет удалять нас от содержательных целей тренинга.
Пять вопросов, которые помогут тренеру с выбором психогимнастики
- Для чего нужна психогимнастика? С какой целью я хочу ее провести? Это будет психогимнастика-разминка или содержательная психогимнастика?
- Сколько она будет длиться? Оправданы ли затраты времени на это задание с точки зрения изменений в личностном или содержательном планах?
- Сработает ли разминка на улучшение состояния группы, повышение ее работоспособности? Как я об этом узнаю?
- Если я провожу содержательную психогимнастику, то какие выводы группа сможет сделать по итогам ее обсуждения? Какие инсайты возможны?
- Какие вопросы мне надо задать, чтобы собрать идеи группы и связать их с содержанием и целями тренинга?
Теперь, когда вы знаете тонкости различия между психогимнастикой и разминкой, вам будет проще подобрать нужный инструмент для тренинга. Желаем удачи!
В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.
Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!
Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!
[1] Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
[2] Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.: Искусство, 1967.
[3] Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Т. 1. СПб., 1996.
[4] Хрящева Н. Ю. и др. Психогимнастика в тренинге // Под ред. Н. Ю.Хрящевой. СПб.: Речь, 2014.
[5] Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.
Психологическая разминка | Методическая разработка:
Психологическая разминка
Цель разминки: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия. Развитие позитивного мышления педагогов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наступил новый учебный год и Вы, надеюсь, полны новых сил и новых творческий идей! Давайте выполним с вами небольшую психологическую разминку. А начнем мы с упражнения «Здравствуй друг». Для этого нам нужно разделится на пары.
Упражнение –приветствие «Здравствуй друг» (участники делятся на пары)
Здравствуй друг – жмут друг другу руки
Как ты тут – хлопают друг друга по плечу
Где ты был – берутся за ухо
Я скучал – показав на себя. Перекрещивают руки на груди
Ты пришел – раскрывают руки в стороны
Хорошо – обнимаются и поглаживают друг друга по спине.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями,
Инструкция. У Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»
- Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
- Вам дали группу со слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.
- На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
- По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
- Большинство ваших воспитанников справились с заданием очень слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
- Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.
- Вас бросил муж.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
Больше времени на хобби.
- Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
Новый коллектив, новые перспективы.
Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам. Давайте будем учиться находить положительные моменты во всем. Радоваться мелочам, помогать друг другу, уметь расслабляться, находить внутренние силы для выполнения сложных задач. Всем успехов в работе и хорошего настроения! Спасибо всем за участие!»
Психологические преимущества разминки — BelievePerform
Психологические преимущества разминки — BelievePerform — Ведущий британский веб-сайт по спортивной психологии ‘Мы то, что мы постоянно делаем. Таким образом, мастерство — это не действие, а привычка» — АристотельКак новички, так и эксперты знают или, по крайней мере, должны знать о жизненно важных физиологических преимуществах разминки. Они имеют решающее значение для производительности, поскольку подготавливают тело к действию, сводя к минимуму риск получения травмы. Однако многие спортсмены из разных видов спорта, кажется, забывают о важных психологических преимуществах, которые также проявляются во время разминки. Вы когда-нибудь слышали, как ваш тренер говорит вам «практиковать» разминку, и задавались вопросом, почему? В этой статье будут освещены три ключевые стратегии, в которых разум готов к действию во время разминки во время соревнований под давлением: снижение риска удушья, контроль самосознания и правильное сосредоточение внимания.
«Удушье» — неадекватная реакция на воспринимаемое давление производительности; концепция, которая, несомненно, знакома спортсменам повсюду. Удушье возникает, когда сильно мотивированный спортсмен сознательно обрабатывает выполнение задачи из-за увеличения беспокойства, что приводит к быстрому ухудшению выполнения привычных процессов и, следовательно, к некачественной работе (Hall, 2004). Основа всех недостатков, связанных с сознательной обработкой выполнения задачи, заключается в том, что она пагубно влияет на общие моторные навыки. Войдя в привычку, спортсмены могут обеспечить эффективную подготовку и выполнение этих общих, но крайне важных двигательных навыков, сохраняя при этом концентрацию на релевантных связанных сигналах, а не отвлекаясь на какие-либо отвлекающие факторы и обращая внимание на что-то еще. Разминка, или подготовка к выступлению (PPR), в конечном итоге предоставляет спортсмену встроенную стратегию преодоления трудностей путем знакомства и контроля посредством повторяющегося и последовательного поведения, которое впоследствии внутренне регулирует возбуждение (Cohn, 19).90), не оставляя в уме места для удушья. Результатом этого являются оптимальные психологические и, следовательно, физиологические состояния.
Концепция повышенного самосознания (СА) заставляет спортсменов отслеживать пошаговые процедуры, которые, как мы только что узнали, приводят к удушью и снижению работоспособности. Тревожное состояние, возникающее в результате повышенной СА, нарушает автоматическую обработку хорошо усвоенных двигательных навыков, повышая вероятность совершения ошибок, что приводит не только к нарушению работоспособности, но и к повышенному стрессу, фрустрации и беспокойству – очень опасному и неудачная смесь эмоций ни для кого, что уж говорить о спортсменах под давлением. Таким образом, неудивительно, что СА считается дезадаптивным состоянием с усиленными отвлекающими мыслями, переключающими внимание с релевантных для задачи сигналов на нерелевантные сигналы. Это последующее отсутствие внимания заставляет спортсмена регрессировать к использованию базы знаний и способов контроля, связанных с более ранними этапами обучения, с катастрофическими результатами для производительности. Когниции, связанные с тревогой (например, беспокойство) и повышенное самосознание, по отдельности не снижают производительность, но вместе они могут истощать ресурсы внимания, доступные и необходимые для поддержания производительности на определенном уровне (Hardy et al.
PPR делают спортсменов психологически устойчивыми; обширная практика приводит к развитию сфокусированной и эффективной организации сетей, связанных с задачей, которые «опосредуют» выполнение, обеспечивая автоматическую последовательность мыслей и действий, связанных с задачей, в которых спортсмен полностью участвует (Moran, 1996). Цель рутины перед выступлением состоит в том, чтобы исполнитель поддерживал надлежащий контроль внимания, находясь под давлением, и эта психологическая сила обеспечивает (как доказали исследования) облегчение выступления под давлением за счет уменьшения негативного внутреннего диалога / мысли. Чтобы правильно сосредоточить внимание, спортсмен с PPR учится адаптировать свои реакции на давление и эффективно сосредотачивать свое внимание на сигналах, связанных с задачей, игнорируя при этом несущественные (например, то, что другие участники могут делать в зонах разминки), которые могут может нанести ущерб их душевному состоянию, а впоследствии и их производительности (Marchant et al. , 2008). Уделение внимания правильным компонентам, участвующим в разминке, позволяет спортсмену сохранять контроль над своим поведением и эмоциями, сохраняя при этом ясность ума в преддверии выступления; те, кто не следуют или не могут применить эффективный PPR, будут отвлекаться и попадаться на сигналы, не относящиеся к ним, увеличивая беспокойство и стресс и уменьшая внимание к поставленной задаче, что, да, как вы уже догадались, сводит к минимуму вероятность положительного выступления.
Ум эксперта остается хладнокровным и сосредоточенным на всех компонентах выступления; двигательные навыки, необходимые для любого спортивного выступления, требуют длительной и тщательной практики, что приводит к двум незаменимым навыкам: уровню максимальной производительности и степени привилегированного внимания к двигательным характеристикам, исключающей вмешательство. PPR уменьшают эффект удушья, ограничивая как самосознание, так и сознательную обработку, одновременно повышая адаптивное и актуальное внимание, сфокусированное на задаче, тем самым улучшая производительность. Может быть, это не такая уж и плохая идея, в конце концов, разработать и соблюдать сильный PPR!
Популярные статьи
Посмотреть все статьиНАШИ ПАРТНЕРЫ
Разминка по психологии
Разминка по психологииРеклама
1 из 76
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения оффлайнОбразование
Разминка по психологии
Реклама
Реклама
Реклама
Психологическая разминка
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
- День 1 • Каким образом психология наука?
- День 2 • Чем занимаются психологи? (должности, задачи, работа настройки)
- День 3 • В чем разница между клиническим и консультирует психолог?
- День 4 Опишите один новый тип психолога, которого вы узнал и один факт об этом
- День 5 Что, по мнению древних греков, вызвало психические проблемы? Почему?
- • День 6: Что привело к рождению «современного психология» Почему?
- День 7: Как вы думаете, кто оказал наибольшее влияние на история психологии? Почему?
- • День 7: • Опишите реальный пример бихевиоризм/подкрепление.
- • День 8: • Почему исследования важны (в психологии)? Зачем проводить исследования?
- • День 8: Почему ученые следуют/используют научные метод?
- • День 9: Почему психологи должны быть открытыми когда делаешь выводы?
- • День 10: • Почему исследование должно быть повторено? Как может исследователь повторил исследование?
- • День 11: • Какая возможная проблема с опросом Результаты?
- • День 12: Как психологи выбирают образец?
- • День 13 Приведите пример кейса, который психологи могут провести (вы можете сделать один вверх!)
- • День 12: Почему метод лабораторного наблюдения может дают более точные результаты, чем натуралистические?
- • День 13: Чем отличается экспериментальный и контрольная группа?
- • День 14: Как эффект плацебо может усложнить исследовать?
- • День 17: Опишите один аспект, который необходимо учитывать в соответствии с этическими принципами
- Глава 3 • День 18: Назовите все, что вы уже знаете о человеческий мозг (научно говоря)
- • День 19: • Из чего состоит центральная нервная система из?
- • День 20: • Что делают нейротрансмиттеры?
- • День 20: • Из чего состоит периферическая нервная система?
- • День 21: • Что делает соматическая нервная система?
- • День 22: • Что делает вегетативная нервная система?
- • День 23: • Из каких трех частей состоит мозг?
- • День 24: Что такое мозжечок?
- • День 25: Что делает кора головного мозга?
- • День 26: Что делают области ассоциации?
- • День 27: Каково назначение мозолистого тела?
- • День 28: Опишите один из методов исследования мозга.
- • День 29: • Какова функция гормонов?
- • День 30: Что делает гипофиз?
- • День 28: Что вы можете узнать о нормальном разработка от Genie?
- • День 29: • Как люди, потерявшие рассудок, адаптировать?
- • День 30: Что означает восприятие?
- • День 31: Как мы слышим звук?
- • День 32: Почему наш мозг не может выполнять несколько задач одновременно?
- • День 33: Почему мы не слышим столько шума, сколько дольше мы в шумном месте?
- • День 34: Чем объясняются различия в абсолютных пороги для людей?
- • День 35: • Почему люди меньше замечают, чем дольше они в месте? 900:45 • День 28: Какие два твоих новогодних резолюции?
- • День 29: Что является одним из примеров сознание?
- • День 30 • Что является примером измененного состояния сознание?
- • День 1: ИСПОЛЬЗУЙТЕ НОВУЮ РАЗМИНКУ КНИГА! • Что вы думаете о медитации и гипноз может быть использован для?
- День 2 (новая книга для разминки) • В чем польза медитации?
- День 3 • Почему вы не думаете, что люди в нашей культуре может не принять медитацию или гипноз, или заниматься регулярно? Вы бы порекомендовали это людям? Почему или почему нет?
- День 4 • Считаете ли вы, что среди тинейджеры? Почему или почему нет?
- День 5 • Опишите одну категорию наркотиков и их последствия
- День 6 • Почему/как люди становятся зависимыми от наркотики?
- День 7 • Какие существуют варианты лечения наркомании? обидчики?
- День 5 • Обучение: метод проб и ошибок, практика, наблюдение, повторение и словесное инструкция. • Опишите один из вышеперечисленных способов, которыми вы узнал что-то новое (используя свой мобильный телефон, катание на велосипеде, придумывание нового видео игры, научиться плавать и т.д.)
- День 5 • Что такое фобия? Как может быть фобия классически обусловленный (выученный через в сочетании с нейтральным стимулом)?
- День 6 • Опишите опыт, который у вас был (или вы наблюдали) с обучением питомца или животного делать что-либо. Как ты сделал это?
- День 7 • Как положительное подкрепление может повлиять на поведение? Отрицательное подкрепление?
- День 8 • Как ваши родители и/или учителя использовали принципы оперантного обусловливания на вас? • Пожалуйста, опишите ситуацию и результат.
- День 8 • Чему вы научились, наблюдая за другими или из модельного бизнеса? (Что вы узнали без усиления)?
- День 9 • Что для вас самое счастливое/самое большое ИЛИ самое грустное Память?
- День 10 • Какой тип памяти вы бы использовали когда вы «знаете», как ездить на велосипеде? Почему?
- День 10 • Почему вы думаете, что не помните все, от кратковременной памяти до долговременной временная память? Другими словами, почему вы быстро забывать информацию в краткосрочной перспективе Память?
- День 11 • Приведите три примера того, когда и как вы используете кратковременную память?
- День 12 • Какие советы/методы вы используете сейчас? запомнить информацию для теста, викторины и т.