Развитие человеческого разума пример: Общественное развитие — Умскул Учебник

Общественный прогресс – критерии, понятие, проблема противоречивости

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 472.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 472.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость этого процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделил историю человечества на 5 эпох:

  • Золотую;
  • Серебряную;
  • Медную;
  • Бронзовую;
  • Железную.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делил историю на три группы:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должен показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. В обществознании понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему; или вниз – к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования.

Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки вперед,а потом назад.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наида Алиева

    10/10

  • Вася Ерёменко

    9/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 472.


А какая ваша оценка?

Прогресс человеческого разума и его стадии. Теория Жана Антуана де Кондорсе

Сегодня, по мнению Фрэнсиса Фукуямы, мы живем в период «конца истории» и это весьма распространенное мнение. Но когда-то философия, да и наука, были настроены более оптимистично, представляя исторический процесс в виде поступательного непрерывного процесса, ведущего к развитию. Вокруг идеи прогресса выстраивались системы мысли и одной из таких систем стала теория Жана Антуана де Кондорсе. Concepture публикует первую статью из курса «Философские концепции исторического процесса».

Как подобает всякому благородному мужу из XVIII века, маркиз де Кондорсе обладает достойным полным именем – Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе. Родился в небольшой коммуне Рибмон, входящей в департамент Эна на севере Франции, в 1743 году.

Большую часть своей жизни Кондорсе активно занимался политической деятельностью, по философско-мировоззренческим позициям был близок к энциклопедистам-просветителям: сотрудничал с Дени Дидро и Жаном Д’Аламбером, крепко дружил с Вольтером и Тюрго и даже написал биографии обоих.  

В 1791 году стал президентом Национального Конвента Франции и 15 февраля 1793 года внёс на рассмотрение законодательного органа проект французской конституции, основанный на либерально-гуманистических идеях; по идеологическому составу возглавляемой Кондорсе конституционной комиссии проект назывался жирондистским. Однако проект был отвергнут, вскоре конституция была практически полностью переработана якобинцами и после проведения плебисцита 24 июня 1793 принята с историческим названием Монтаньярская конституция или Конституция I года. 

Осенью этого же года во Франции началась Эпоха Террора якобинцев во главе с Робеспьером. Кондорсе как сторонник жирондистов оказался в опале, в том числе из-за своего крайне неприятного якобинцам послания к народу, которое он опубликовал после отклонения проекта конституции жирондистов.       

В марте 1794 года Кондорсе покидает дом вдовы скульптора Верне, в котором он несколько месяцев скрывался от ареста; через некоторое время его задерживают и направляют в тюрьму Бург-ля-Рень, в застенках которой Кондорсе принимает яд, избегая таким образом чрезвычайно популярного в эпоху la Terreur гильотирования.

Возвращаясь к деятельности Кондорсе, не связанной с политикой, стоит отметить, что большую часть своей научной жизни он занимался математикой, попутно применив её методологию к электоральному процессу и сформировав известный Парадокс Кондорсе. Уже в 26 лет он был избран во Французскую академию наук за математические заслуги. Однако наиболее значимый вклад в науку он сделал в рамках философии истории: идея о безостановочном прогрессе человеческого ума была изложена в одном из его последних и фундаментальных трудов – «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», который он написал в последний год своей жизни, скрываясь в уже упомянутом доме Верне.

Но, давайте наконец коснемся теории непрерывного прогресса. Кондорсе полагал, что развитие человечества зиждется, прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющая гуманизация, в том числе гуманизация регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов, – один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума, впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе.

В исторической картине человечества Кондорсе выделил десять эпох, использовав как основу для периодизации не привычный принцип хронологии, а включение в общественную жизнь нового процесса или фактора, который, по его мнению, каждый раз выводил прогресс разума на качественно новый уровень, на вышестоящую ступень на лестнице развития. При этом всего восемь эпох являются историческими и основываются на констатации определённого генерального события или процесса.

Эпоха №1

Образование племен

Соединение людей из групп людей, в том числе семейных, в племена в ходе развития производства и распределения труда, изобретения орудий труда и зарождения астрономии. В этой эпохе Кондорсе отмечает образование групп людей, которые считались хранителями научных основ и религиозных церемоний, в качестве фактора, ускоряющего просвещение и распространяющего заблуждения одновременно. На лицо своего рода диалектика, ведущая к равновесному поступательному развитию. 

Эпоха №2

Переход от пастушеского состояния к земледелию

Развитие навыков в кормлении и разведении домашних животных и увеличение численности племён; освоение земледелия, которое становится основным и наиболее насыщенным источником существования человечества, его главным занятием. В то же время в эту эпоху появляется рабство и политическое неравенство взрослых людей, развивается искусство управления человеческим разумом посредством введения его перманентное состояние страха и наивности.

Эпоха №3

Прогресс земледельческих народов 

Производство человека совершенствуется, общественные отношения с появлением института собственности усложняются, что вызывает необходимость в более проработанном законодательстве. Создаются новые формы государственного устройства, впоследствии выросшие в республики; зарождается класс наследственного дворянства и вместе с ними происходит генезис феодализма. В науках происходит медленный, но верный прогресс: к наблюдению природы добавляется изучение общества и человека, развивается астрономия.

Также в эту эпоху возникла и развивалась письменность, однако жрецы, владевшие большей частью умов, использовали язык для мифологизации действительности, сковывая разум народа в прочные цепи предрассудков.

Эпоха №4

Прогресс человеческого разума в Греции 

В Греции науки не обладали элитарным статусом, поэтому у жрецов не было гносеологической монополии: они занимались обрядами богослужения, а все люди пользовались равным правом осуществлять познание. Данное обстоятельство и позволило грекам приобрести независимость прогресса человеческого разума, тем самым существенно его ускорив.

Однако вместе с развитием геометрии, политики и астрономии, осуществлённым философами, познание плутало в поисках тайн происхождения мира и человека. Греки стремились унифицировать природу, упростить бесконечно сложные явления до одного генерального закона; в онтологических изысканиях они уходили в абстракции и отодвигали реальность на второй план — данное явление, по мнению Кондорсе, в определённой степени тормозило прогресс. Кроме того, даже в самых совершенных планах государственного устройства не находилось места рабам, их всегда оставляли за скобками развивающегося человечества.

Эпоха №5

Прогресс наук 

После обширной деятельности разума Аристотеля стало общепринятым делить и разграничивать объекты познания, пределы научных изысканий. Под самой философией понимался определённый перечень: онтология, метафизика, диалектика (стоит отметить, что диалектика тоже, в свою очередь, делилась на части, но в аристотелевской системе представляла собой в основном логику) и мораль. Также весьма активно развивалась физика и различные области искусств.

Однако блеск философии впоследствии исчез вместе со свободой, поскольку перенявшим на европейской арене пальму первенства воинственным римлянам просвещение и вопросы бытия казались далеко не первичными. Успешные занятия философией и науками не могли иметь места в римском беспокойном деспотическом режиме, но в Риме родилась и в течение нескольких веков успешно развивалась юриспруденция, что имело огромное значение для развития человеческого разума и общественного устройства в дальнейшем.

Эпоха №6:

Упадок просвещения 

Глубокий мрак ночи – невежество, жестокость, теологические бредни и суеверные обманы; Европа сдавлена между тиранией духовенства и военным деспотизмом; основные свойства законодательства – запутанность и варварство.  

Однако ввиду быстрого и глубокого упадка свет разума в Европе в конце этой эпохи появляется, чтобы больше никогда не погаснуть. На Востоке же упадок протекал более медленно, но и прогресс человеческого разума оттого происходил с меньшими темпами.

Эпоха №7

Возрождение наук 

Жадность и нетерпимость духовенства и фанатичная воинственность полководцев не могли помешать духу свободы прогрессировать тайно. Возникало целое сословие мирных людей, отвергавших закостеневшие суеверия. Как ни парадоксально, большую пользу человеческому разуму принесла основанная на аристотелевской логике схоластика: с безусловной опорой на религиозные тексты она совершенно не способствовала открытию каких-либо истин, однако успешно закаляла рассуждающие о философских вопросах умы.

Также в эту эпоху были сделаны ключевые для дальнейшего мирового прогресса изобретения: европейцы познали свойство магнитной стрелки, освоили компас – и человек смог объять взором весь земной шар и невиданно развить торговлю; смесь серы с воспламеняющимся веществом открыла секрет пороха, перевернув военное искусство и сделав войну менее жестокой, – просвещённые народы перестали бояться варваров с их слепой храбростью.

Заменявший собой авторитет разума авторитет людей стал постепенно ослабевать. Общий характер этой эпохи подготовил человеческий разум к перевороту, который вызвало книгопечатание.

Эпоха №8

Книгопечатание 

Многие люди, концентрирующие в своих руках бразды политического и духовного правления, не подозревали всеобъемлющего значения идеи печати текста; иначе, как указывает Кондорсе, духовенство и короли объединились бы, чтобы задушить врага, которому предстояло сорвать маску с одних и развенчать других.

Революционным следствием появления книгопечатания выразилось в том, что просвещение стало предметом повсеместной и деятельной торговли; народное образование было освобождено от политических и религиозных цепей. Человеческий разум многократно преумножил свои силы и приобрёл оружие против невежества. Науки стали развиваться удивительно быстро: в особенности математика, физика и астрономия, а любое заблуждение разрушалось, не успев возникнуть и укорениться в умах людей. Человеческий разум ещё не был свободен, но он уже осознал, что создан для свободы.

Эпоха №9

Французская республика

Данная являлась настоящим для Кондорсе, эпохой, когда человеческий разум окончательно разбил свои цепи и приобрёл свободу.

Эпоха № 10

Будущее человечества

Тот путь, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы. Выделение десятой эпохи можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором прогресса в будущем. Также маловероятно, что одна эпоха охватит все предстоящие достижения человеческого разума, тем более с учётом неумолимого действия закона ускорения истории.

Кроме того, идея регресса отвергается Кондорсе как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение, но движение вспять никогда не произойдёт.

Как уже было упомянуто, в совокупности с тем, что один из основных критериев прогресса – свобода индивида, рассматривался тезис о всеобщем формальном равенстве: независимо от нации, социального положения, пола. Разум у всех является одинаковым. Обсуждение вопроса о тождественности прав и свобод женщины и мужчины Кондорсе считал излишним, поскольку идея подлинного всеобщего равенства поглощает в том числе и гендерный вопрос.

В то же время фактическое неравенство, которое возникает вследствие объективно складывающихся жизненных условий в виде различных способностей и возможностей индивидов, должно иметь место как одно из основ эффективного социального производства и перераспределения. 

Сам же механизм поступательного движения прогресса состоит из двух основных элементов.

 Принцип №1 

Научная деятельность, связанная с наблюдениями, открытиями, умозаключениями, – информация, получаемая эмпирическим и рациональным путём. Один из главных методологических инструментов лежит в области математики, поскольку математические методы являются наиболее точными и вследствие этого максимально универсальными. Ведь совершенно не случайно Кондорсе небезуспешно обосновывал и объяснял общественные процессы с помощью математики, чем изначально и приобрёл известность.

Безусловно, физико-математический приоритет не должен оставлять без внимания исторические науки. Ответы на многие вопросы о тенденциях и особенностях дальнейшего развития можно получить посредством анализа прогресса человеческого разума, развернувшегося во всеобщей истории. Собственно, в рассуждениях о будущем Кондорсе даёт положительные ответы на вопросы о распространении прогресса на все народы мира и освобождении каждого человека от предрассудков в своём поведении, опираясь именно на историю различных наций.

Принцип №2 

Перманентная борьба общественного сознания с философскими, политическими, религиозными и иными предрассудками, которые угнетают науку, разум и свободу человека и в своих, как правило, низменных целях сводят прогресс к минимуму. Человеческий разум неизбежно должен бороться с данными деструктивными явлениями, а образование и просвещение должно распространяться на максимально широкий круг людей.

В следствие выше сказанного, вполне закономерным представляется вопрос о том, есть ли конец у данного поступательного движения, является ли лестница Кондорсе в своей конечности лестницей Иакова? Ответ даётся отрицательный. Как уже отмечалось, у человеческого разума отсутствуют пределы, и единственный относительно осязаемый результат – это признание, установление и закрепление естественных прав и свобод индивида в наиболее полном объёме. Движение же человеческого разума вперёд является бесконечным.

Развитие человеческого разума

FutureLearn использует куки-файлы, чтобы улучшить ваше взаимодействие с веб-сайтом. Все файлы cookie, кроме строго необходимых, в настоящее время отключены для этого браузера. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.

В этом видео Марк Солмс рассказывает о том, как развитие наших префронтальных долей напрямую связано с нашей свободой воли.

Посмотреть стенограмму

10.4

Агентство принимает ученых степеней. Не все умы обладают одинаковой степенью свободы воли. И, говоря сравнительно с биологическими терминами, не все существа имеют одинаковую степень свободы действий, и это потому, что не все они имеют одинаковое количество префронтальных долей, которые являются анатомической сценой действия деятельности, основанной на торможении и торможении. виртуальное действие мышления.

38,5

Когда я знакомил вас с сознанием как с одним из фундаментальных свойств разума, я упомянул, что это то, что мы разделяем со всеми другими позвоночными и что оно развилось 525 миллионов лет назад. Когда я знакомил вас с концепцией интенциональности, одной из инстинктивных эмоциональных систем, которые мы разделяем с другими млекопитающими, всеми другими млекопитающими, я упомянул, что эти системы развились около 200 миллионов лет назад.

67.3

Наши префронтальные доли, наша эволюционная гордость и радость, наш венец человеческого мозга, который отличает нас от наших ближайших родственников, других приматов – различие между нашими префронтальными долями и таковыми у других приматов возникло совсем недавно, в 200 000 лет назад, 200 000 лет назад, а не 200 или 525 миллионов лет назад, что касается других аспектов разума. Но способность, которой префронтальные доли наделили нас, чтобы думать наперед, чтобы представить сценарии, которые на самом деле не происходили, которые на самом деле не происходят здесь и сейчас, позволила нам совершить прорыв 12 000 лет назад, который имел фундаментальное значение для человечества.

116.5

12 000 лет назад наши предки поняли, думая наперед, что нет необходимости заниматься охотой на животных и добывать съедобные растения. У них была идея посадки растений, земледелия и разведения животных, животноводства. С содержанием животных и развитием сельского хозяйства появились постоянные поселения людей. Не было необходимости добывать корм, охотиться и собирать по всей долине. Таким образом, люди оставались в одном и том же месте в течение длительного периода времени, и в этих местах скапливались большие группы людей, намного больше, чем небольшие группы охотников-собирателей, к которым нас подготовили наши инстинктивные эмоциональные механизмы. Поэтому в городах нам пришлось разрабатывать новые системы регулирования.

166,7

Мы должны были их придумать, и наши префронтальные доли позволили нам это сделать. Так что слава небесам за префронтальные доли. Абстрактные системы языка позволили нам написать системы законов и правил, регулирующих цивилизованное человеческое поведение. Кульминацией этого являются такие вещи, как Билль о правах и Организация Объединенных Наций. Но действительно ли мы так живем? Действительно ли мы подчиняемся этим законам? На самом деле, есть уникальная человеческая склонность к лицемерию. Мы говорим, как мы хотим жить. Мы рисуем эти идеалы для себя, но на самом деле мы так не живем. Например, преамбула к Биллю о правах Организации Объединенных Наций была написана моим соотечественником Яном Кристианом Смэтсом, сторонником превосходства белой расы. Подумай об этом.

216.3

Откуда здесь эта человеческая склонность? Вот почему я упомянул все эти отрезки эволюционного времени. Это потому, что развитие префронтальной доли почти 200 000 лет назад стало уникальным для человека. И только 12 000 лет назад мы стали жить постоянными поселениями. Все это — маленькая пробка, качающаяся в океане 525 миллионов или 200 миллионов лет эволюции, которые создали эти более глубокие системы, обладающие гораздо большей силой, чтобы управлять тем, как работает разум. У нас есть свобода воли, но не в такой степени, как нам хотелось бы верить. Эта свобода воли основывается, как я уже объяснял, на нашей способности мыслить, которая основывается на нашей способности подавлять инстинктивные эмоциональные тенденции.

264,8

Это дает нам большую гибкость и огромный адаптивный прогресс. Но это имеет свою цену. Подавляя эти инстинктивные эмоциональные системы, мы не знаем, почему делаем то, что делаем. Эта непрозрачность, это отсутствие осознания собственного мотивационного импульса — еще одно уникальное человеческое свойство. Вот почему мы спрашиваем, для чего все это? Что все это значит? Другие животные прекрасно знают, для чего все это и что все это значит.

296,9

Подумайте об этом. В пещере Бломбос здесь, в Южной Африке, 70 000 лет назад был произведен первый известный культурный артефакт, кусок охры, который кто-то заштриховал каким-то символическим способом, который не служил никакой полезной цели. Казалось, это что-то значило, эти строчки, которые я собирался сказать «она», выгравированы на камне. Мне всегда почему-то кажется, что это сделала женщина. Я подозреваю, что если бы я мог поговорить с этой женщиной и спросить ее, почему ты это сделал? Что побудило вас нанести на этот кусок охры эти уникальные человеческие символы? Она бы сказала, я не знаю. Это уникальная человеческая вещь.

340.6

На самом деле, есть еще одна уникальная человеческая вещь, которую она может сделать. Она могла бы сочинить об этом историю, поболтать и сказать, что эти строки вызовут дождь, или каким-то образом управлят богами, или еще что-нибудь в этом роде. Это еще одно уникальное человеческое свойство, порожденное языком, наша склонность болтать, придумывать истории.

Не все существа обладают одинаковой степенью свободы воли. Наши префронтальные доли отличают нас от наших ближайших родственников, других приматов, и эта часть мозга позволяет нам думать наперед и воображать сценарии, которых не было.

Разница между нашими префронтальными долями и префронтальными долями других приматов возникла всего 200 000 лет назад. Всего 12 000 лет назад наши префронтальные доли позволили нам совершить прорыв фундаментальной важности — создание постоянных населенных пунктов стало возможным благодаря сельскохозяйственным знаниям и животноводству. Когда большие группы людей жили в непосредственной близости, наши префронтальные доли позволили нам придумывать и писать законы и правила, регулирующие поведение цивилизованных людей. Но заметьте, мы не всегда живем по этим законам.

Мы, люди, исключительно лицемерны. Развитие наших префронтальных долей — агентности — произошло совсем недавно по сравнению с развитием наших инстинктивных систем. И поэтому, возможно, у нас не так много свободы воли, как мы думаем. А за свободу воли приходится платить — наши мотивы непрозрачны для нас.

Эта статья из бесплатного онлайн-ресурса

Что такое разум?

Создано

Присоединяйся сейчас

Мы предлагаем широкий выбор курсов от ведущих университетов и учреждений культуры со всего мира. Они предоставляются поэтапно и доступны на мобильных устройствах, планшетах и ​​компьютерах, поэтому вы можете приспособить обучение к своей жизни.

Мы считаем, что обучение должно быть приятным, социальным опытом, поэтому наши курсы дают возможность обсудить то, что вы изучаете, с другими, помогая вам делать новые открытия и формировать новые идеи.
Вы можете открыть новые возможности с неограниченным доступом к сотням кратких онлайн-курсов в течение года, подписавшись на наш безлимитный пакет. Развивайте свои знания в ведущих университетах и ​​организациях.

Узнайте больше о том, как FutureLearn меняет доступ к образованию

Социальное познание: Теория психики в раннем детстве


1 Джанет Уайлд Эстингтон, доктор философии, 2 Маргарет Дж. Эдвард, Массачусетс
1 Институт детских исследований Университета Торонто, Канада
2 Школьный округ 10, Нью-Брансуик Образование, Канада

PDF-версия

Введение

Наиболее важным развитием социального познания в раннем детстве является развитие теории разума. 1,2 В статье описано его развитие в течение первых пяти лет жизни, а также факторы, влияющие на его развитие, и последствия его развития для жизни детей дома и в школе.

Субъект

Социальное познание лежит в основе способности детей ладить с другими людьми и смотреть на вещи с их точки зрения. Основа этой важнейшей способности лежит в развитии теории разума. 3,4 «Теория разума» относится к нашему пониманию людей как ментальных существ, каждое со своими собственными ментальными состояниями, такими как мысли, желания, мотивы и чувства. Мы используем теорию разума, чтобы объяснить другим наше собственное поведение, рассказывая им, что мы думаем и чего хотим, и мы интерпретируем разговоры и поведение других людей, учитывая их мысли и желания.

Проблемы

Развитие теории разума от рождения до 5 лет в настоящее время хорошо описано в научной литературе 4,5 – или, по крайней мере, мы можем описать, как младенцы и дети ведут себя в экспериментальных ситуациях, как так и в естественных условиях. Однако есть проблемы с интерпретацией результатов. Некоторые исследователи утверждают, что даже младенцы осознают мысли и желания других людей, в то время как другие считают, что это понимание не развивается до раннего или дошкольного возраста. Это противоречие можно разрешить, приняв эволюционный взгляд на теорию разума, то есть раннее развивающееся интуитивное осознание позже становится более рефлексивным и явным. 5 Кроме того, важную роль в этом переходе играют развивающиеся языковые способности детей. 6

Контекст исследования

Осведомленность детей о мыслях, желаниях и чувствах основывается на том, что они говорят и делают в естественных и экспериментальных ситуациях. Естественные условия показывают способности ребенка взаимодействовать с другими людьми в реальном мире. 7 Экспериментальные установки, в которых детей индивидуально расспрашивают о гипотетических сценариях, показывают точный уровень самостоятельного понимания ребенка. 8  

Ключевые вопросы исследования

  1. Каковы типичные изменения в теории психики от младенчества до 5 лет?
  2. Какие факторы, как в социальной среде, так и внутренние для ребенка, влияют на скорость развития?
  3. Каковы последствия развития теории мышления для социальной компетентности детей и их успехов в школе?

Недавние результаты исследований

Исследования показывают, что младенцы демонстрируют поведение, которое является важным началом для развития теории разума (подробности см. в статьях Мура и Соммервилля в главе о социальном познании 9).0079 9,10 ).
К 2 годам дети ясно осознают разницу между мыслями в уме и вещами в мире. В ролевой игре (например, притворяясь, что кубик — это машина), малыши показывают, что они могут различать объект — кубик — и мысли об этом предмете — кубик как автомобиль. 11 Они также понимают, что люди будут чувствовать себя счастливыми, если получат то, что хотят, и расстроятся, если не получат. 12 И в этом возрасте дети видят, что может быть разница между тем, что они хотят, и тем, что хочет другой человек. 13 Это развивающееся осознание проявляется и в речи детей: 2-летние дети говорят о том, чего они и другие хотят, что любят и чувствуют; когда им 3 года, они также говорят о том, что люди думают и знают. 14

Решающее развитие происходит примерно в возрасте 4 лет, когда дети осознают, что мысли в уме могут быть неверными. Например, детям позволяют обнаружить, что знакомая коробка конфет на самом деле содержит карандаши, а затем спрашивают, что, по мнению их друга, находится в коробке, прежде чем заглянуть внутрь. 15 Трехлетние дети предполагают, что друг будет знать, что у него внутри карандаши, как и сейчас, но четырехлетние понимают, что друга так же обманут, как и они. Трехлетки тоже не помнят, что изменилось их собственное убеждение. 16 Если положить карандаши обратно в коробку и перед тем, как открыть коробку, их спросят, что, по их мнению, было внутри, они скажут «карандаши», а не «конфеты», но четырехлетние дети помнят, что думали, что это конфеты. То есть трехлетки не просто эгоцентричны, т. е. думают, что все знают то, что знают они, а приходят к пониманию своего ума и чужого одновременно. К 4–5 годам дети осознают, что люди говорят и действуют, исходя из того, как они представляют себе мир, даже если их мысли не отражают реальной ситуации, и поэтому они не удивятся, если их несведущий друг ищет конфеты в коробке, в которой, как они знают, есть карандаши.

Некоторые факторы социальной среды влияют на скорость типичного развития теории психического: например, дети проявляют более раннее осознание психических состояний, если их матери говорят о мыслях, желаниях и чувствах, 17 и приводят причины при исправлении плохого поведения. 18 Дети, имеющие братьев и/или сестер, осознают свое психическое состояние раньше, чем только дети. 19 На скорость развития также влияет участие детей в ролевых играх, 20 их опыт чтения сборников рассказов 21 и разговоров с другими о прошлом опыте. 22 Внутренние факторы, влияющие на скорость развития ребенка, включают языковые способности, 23 и когнитивные способности, которые контролируют и регулируют поведение (известные как исполнительные функции). 24

Исследования показывают, что развитие теории психики влияет на социальное функционирование детей и их успехи в школе. Дети с более развитой теорией психики лучше общаются и могут разрешать конфликты со своими друзьями; 25 их притворная игра более сложна; 26 учителя оценивают их как более социально компетентных; 27 они более счастливы в школе и более популярны среди сверстников; 27 , и их школьная работа в некотором смысле более сложна. 28 Однако хорошо развитая теория разума также может быть использована антиобщественными способами, например, для поддразнивания, запугивания и лжи. 29

Пробелы в исследованиях

Нам нужно больше знать о том, как и почему различные социально-средовые и детские когнитивные факторы влияют на скорость развития теории психики, особенно в отношении эффективных вмешательств для детей, у которых теория психики менее развита.

На сегодняшний день в большинстве исследований участвуют западные дети из среднего класса. Необходимы дополнительные исследования с детьми из разных слоев общества и культур, чтобы изучить сходства и различия в развитии теории разума.

Действия людей определяются не только их мыслями и желаниями, но также моральными и социальными нормами. Необходимы исследования того, как рассуждения, основанные на правилах, и теория разума работают вместе в социальном познании.

Также необходимы дополнительные исследования мозговых процессов, лежащих в основе теории разума.

Выводы

Теория разума развивается постепенно, при этом в младенчестве появляются интуитивные социальные навыки, а затем в дошкольном возрасте развивается рефлексивное социальное познание.

Трехлетние дети знают, что разные люди могут хотеть, любить и чувствовать разные вещи. К 4 или 5 годам дети знают, что люди могут думать по-разному. Они понимают, что иногда человек может верить во что-то, что не соответствует действительности, но в этом случае то, что он делает или говорит, основано на ложном убеждении.

Существуют различия в скорости типичного развития, которые частично зависят от факторов окружающей среды, таких как семейные разговоры и дисциплинарные стратегии, взаимодействие с братьями и сестрами, сборники рассказов и ролевые игры, а также от факторов у ребенка, таких как язык и способности когнитивного контроля.

Последствия развития теории разума проявляются в социальной компетентности детей и их успехах в школе.

Последствия для родителей, услуги и политика

Теория разума лежит в основе социального понимания детей. Имплицитная теория разума, наблюдаемая у младенцев, становится более явной в дошкольном возрасте и обеспечивает важную основу для поступления в школу.

Теория разума больше похожа на язык, чем на грамотность, поскольку это система с биологическими корнями, которая развивается без специального обучения.

Тем не менее, факторы окружающей среды влияют на его развитие. Его можно усилить возможностями:

  • , чтобы участвовать в богатой притворной игре;
  • , чтобы говорить о мыслях, желаниях и чувствах людей, а также о причинах их поведения;
  • , чтобы слушать и рассказывать истории, особенно с сюрпризами, секретами, уловками и ошибками, которые побуждают детей смотреть на вещи с разных точек зрения (например, Красная Шапочка не знает, что волчица одета как бабушка). ).

Родители и опекуны могут быть осведомлены о таких признаках, как отсутствие ролевой игры или отсутствие общего внимания и интереса, которые могут указывать на то, что теория психического не развивается обычным образом, как в случае с детьми с риском развития аутизма. , Например. 30

Ссылки

  1. Flavell JH, Miller PH. Социальное познание. В: Кун Д., Зиглер Р., ред. Познание, восприятие и язык . 5-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley, 1998; 851-898. Дэймон В., ген. изд. Справочник по детской психологии ; об. 2.
  2. Харрис Пл. Социальное познание. В: Кун Д., Зиглер Р.С., ред. Познание, восприятие и язык . 6-е изд. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley; 2006: 811-858. Дэймон В., Лернер Р.М., под ред. Справочник по детской психологии ; об. 2.
  3. Эстингтон Дж.В. Открытие разума ребенком . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1993.
  4. Astington JW, Дак, Лос-Анджелес. Теория разума. В: Haith MM, Benson JB, ред. Энциклопедия развития младенцев и детей раннего возраста . Том 3. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press; 2008: 343-356.
  5. Эстингтон Дж. В., Хьюз К. Теория разума: саморефлексия и социальное понимание. В: Зелазо П.Д., изд. Оксфорд Справочник по психологии развития . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Под давлением.
  6. Асингтон Дж.В., Бэрд Дж.А. Почему язык важен для теории сознания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2005.
  7. Данн Дж. Начало социального понимания . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 1988.
  8. Пернер Дж. Понимание репрезентативного ума . Кембридж, Массачусетс: Bradford Books/MIT Press; 1991.
  9. Мур К. Социальное познание в младенчестве. В: Tremblay RE, Barr RG, Peters RDeV, Boivin M, eds. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. Монреаль, Квебек: Центр передового опыта в области раннего развития детей; 2010:1-4. Доступно по адресу: http://www.child-encyclopedia.com/documents/MooreANGxp.pdf. По состоянию на 26 июля 2010 г.
  10. Соммервиль JA. Социальные когнитивные знания младенцев. В: Tremblay RE, Barr RG, Peters RDeV, Boivin M, eds. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. Монреаль, Квебек: Центр передового опыта в области раннего развития детей; 2010:1-6. Доступно по адресу: http://www.child-encyclopedia.com/documents/SommervilleANGxp.pdf По состоянию на 8 февраля 2011 г.
  11. Кавано РД. Притворная игра и теория разума. В: Balter L, Tamis-LeMonda CS, ред. Детская психология: Справочник по современным вопросам . 2-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press, 2006; 153-166.
  12. Wellman HM, Banerjee M. Разум и эмоции: понимание детьми эмоциональных последствий убеждений и желаний. Британский журнал психологии развития 1991;9(2):191-214.
  13. Мельцов А.Н., Гопник А.Н., Репачоли Б.М. Понимание малышами намерений, желаний и эмоций: исследования средневековья. В: Zelazo PD, Astington JW, Olson DR, eds. Разработка теории намерения: социальное понимание и самоконтроль . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1999; 17-41.
  14. Барч К., Веллман Х.М. Дети говорят о разуме . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1995.
  15. Пернер Дж., Ликам С., Виммер Х. Проблемы трехлетних детей с ложными убеждениями: случай концептуального дефицита. Британский журнал психологии развития 1987;5(2):125-137.
  16. Гопник А., Эстингтон Дж.В. Детское понимание репрезентативного изменения и его отношение к пониманию ложного убеждения и различию внешнего вида и реальности. Развитие ребенка 1988;59(1):26-37.
  17. Раффман Т., Слейд Л., Кроу Э. Связь между языком психического состояния детей и матерей и пониманием теории разума. Развитие ребенка 2002;73(3):734-751.
  18. Раффман Т., Пернер Дж., Паркин Л. Как стиль воспитания влияет на понимание ложных убеждений. Социальное развитие 1999;8(3):395-411.
  19. Макалистер А., Петерсон С. Продольное исследование детей, братьев и сестер и теория развития разума. Когнитивное развитие 2007;22(2):258-270.
  20. Янгблейд Л.М., Данн Дж.: Индивидуальные различия в притворной игре маленьких детей с матерью и братом и сестрой: связи с отношениями и пониманием чувств и убеждений других людей. Развитие ребенка 1995;66(5):1472-1492.
  21. де Росне М., Хьюз К. Разговор и теория разума: говорят ли дети о своем пути к социально-когнитивному пониманию? British Journal of Developmental Psychology 2006;24(1):7-37.
  22. Нельсон К. Молодые умы в социальных мирах: опыт, значение и память . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2007.
  23. .
  24. Миллиган К.В., Эстингтон Дж. В., Дак, Лос-Анджелес. Язык и теория разума: метаанализ связи между языком и ложным пониманием. Развитие ребенка 2007;78(2):622-646.
  25. Моисей Л.Дж., Тахироглу Д. Прояснение связи между исполнительной функцией и детскими теориями разума. В: Сокол Б.В., Мюллер У., Карпендейл ДЖИМ, Янг А., Яроччи Г., ред. Самостоятельная и социальная регуляция: Социальное взаимодействие и развитие социального понимания и исполнительных функций . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2010: 218-233.
  26. Данн Дж. Детские отношения: преодоление разрыва между когнитивным и социальным развитием. Журнал детской психологии и психиатрии 1996;37(5):507-518.
  27. Эстингтон Дж.В., Дженкинс Дж.М. Теория сознания и социального понимания. Познание и эмоции 1995;9(2-3):151-165.
  28. Эстингтон Дж. В.: Иногда необходимо, но никогда недостаточно: понимание ложных убеждений и социальная компетентность. В: Репахоли Б., Слотер В., ред. Индивидуальные различия в теории разума: значение для типичного и атипичного развития . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press; 2003: 13-38.
  29. Эстингтон Дж. В., Пеллетье Дж. Теория разума, языка и обучения в раннем возрасте: истоки развития готовности к школе. В: Гомер Б.Д., Тамис-Лемонда К.С., ред. Развитие социального познания и коммуникации . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум; 2005: 205-230.
  30. Sutton J: ToM идет в школу: Социальное познание и социальные ценности при издевательствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *