Идея прогресса: история и современность
%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /ModDate (D:20140919191248+06’00’) /Producer (Adobe PDF Library 10.0) /Author /Title >> endobj 2 0 obj > stream application/pdf
Понятие общественного прогресса — что это, определение и ответ
В обществе постоянно происходят изменения.
Социальные изменения ― это переход общественных явлений и процессов из одного состояния в другое.
Все происходящие изменения в обществе влияют на направление его развития: либо вперёд, либо назад. Можно выделить два основных пути развития общества – это прогресс и регресс.
Прогресс (произошло от лат. Progressus — движение вперед, успех) ― это направление развития человеческого общества, характеризуемое изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате которого происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, к более совершенному состоянию общества.
Регресс (произошло от лат. Regressus — обратное движение) ― это направление развития человеческого общества, характеризуемое движением от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.
О том, как отличить более высокий уровень развития от более низкого, существует множество мнений, но в качестве основных критериев прогресса обычно называют следующие:
1) уровень развития науки и техники;
2) гуманистические критерии: наличие в обществе условий для свободного развития личности, осознание обществом ценности человеческой жизни.
Гуманистические критерии являются частью общих критериев, связаны с человеком, развитием его личности, расширением свободы.
Общие критерии:
Развитие производительных сил, включая самого человека
Совершенствование нравственности людей
Развитие человеческого разума
Прогресс науки и техники
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Гуманистические критерии:
Отношение к природе
Степень соблюдения прав человека
Чувство удовлетворенности жизнью
Развитие различных сфер культуры
Уровень образования
Состояние здоровья
Детская и материнская смертность
Средняя продолжительность жизни человека
Особенности прогресса:
Хотя они подвержены значительным изменениям, но этапы развития этих областей нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенному к более совершенному. К таким областям относят искусство, религию.
Благодаря социальным сетям мы быстро узнаем новости и представляем, что происходит у наших знакомых. Но зато у нас остается меньше времени для личного общения и других занятий.
Движение общества к наилучшей форме может задерживаться стагнацией.
Стагнация ― это период, в процессе которого движение вперед задерживается, останавливается, а способность к восприятию нового, передового существенно ограничивается.
Переход от одного типа общества к другому может происходить путем реформы или революции.
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) ― это процесс усовершенствования, применимый к ограниченной сфере общественной жизни или институту, проводимый путем постепенных преобразований, не влекущих существенных, фундаментальных изменений в обществе (судебная реформа, налоговая реформа, реформа образования и т. д.).
Виды реформ:
Например: Реформы Алекcандра II – крестьянская, земская, судебная, усовершенствовавшие общественные отношения.
Например: Контрреформы Александра III, которые привели к усилению консерватизма в управлении.
Типы реформ разделяются по сферам общественной жизни:
Например: Либерализация цен, деноминация, приватизация, создание высокотехнологичных предприятий.
Социальная поддержка семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу, обеспечение общедоступного образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни.
Расширение объема прав и свобод человека и гражданина, принятие поправок к Конституции, изменения в структуре органов государственной власти.
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) ― это коренное изменение, перелом в движении развития общества, влекущий изменение всех или большинства сторон общественной жизни, сопровождающийся появлением нового общественного режима, политического строя.
Виды революций:
Кратковременные (изменения, приводящие к результату за ограниченный промежуток времени, ход которых доступен для восприятия людей).
Например: Февральская революция 1917 г. в России.
Долговременные (изменения, приводящие к результату за длительный в масштабах истории промежуток времени, ход которых недоступен для восприятия людей, видны только отдельные проявления данного процесса).
Например: Неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVII-XVIII вв.
Что особенного делает человеческий разум уникальным?
В лаборатории психологии в Лейпциге, Германия, двое малышей смотрят на мармеладных мишек, которые лежат на доске за пределами их досягаемости. Чтобы получить лакомство, оба малыша должны одновременно тянуться за оба конца веревки. Если потянет только один ребенок, веревка оторвется, и они останутся ни с чем. В нескольких милях отсюда, в плексигласовом вольере в Понголенде, приюте для обезьян Лейпцигского зоопарка, исследователи повторяют тот же эксперимент, но на этот раз с двумя шимпанзе. Если приматы проходят тест с веревкой и доской, каждый получает фруктовое угощение. Испытывая таким образом детей и шимпанзе, исследователи надеются решить неприятную загадку: почему люди так успешны как биологический вид? Homo sapiens и пантроглодиты имеют почти 99% общего генетического материала. Почему же тогда люди заселили практически все уголки планеты, построив по пути Эйфелеву башню, Боинг-747 и водородные бомбы? И почему шимпанзе до сих пор добывают пищу в густых лесах экваториальной Африки, как это делали их предки семь или около того миллионов лет назад, когда архаичные люди и человекообразные обезьяны разделились на разные виды?
Как и в случае с любым другим событием, которое произошло на временной шкале эволюции — сотни тысяч или миллионы лет в процессе становления — ученые никогда не смогут прийти к единому мнению о том, что же произошло на самом деле. В течение многих лет преобладало мнение, что только люди изготавливают и используют инструменты и способны рассуждать, используя числа и другие символы. Но эта идея отпала, когда мы узнали больше о том, на что способны другие приматы. Шимпанзе с правильным тренером может складывать числа, работать на компьютере и закуривать сигарету.
В настоящее время вопрос о том, почему человеческое поведение отличается от поведения человекообразных обезьян и насколько, все еще является предметом дискуссий. Однако такие эксперименты, как тот, что был проведен в Лейпциге под эгидой Института эволюционной антропологии им. Макса Планка, выявили убедительную возможность выявления того, что может быть уникальным, но легко упускаемым из виду аспектом человеческого когнитивного аппарата. Еще до своего первого дня рождения — вехи, которую некоторые психологи называют «девятимесячной революцией» — дети начинают проявлять острое понимание того, что происходит в головах их матери и отца. Они проявляют эту новую способность, следя за взглядом своих родителей или глядя туда, куда они указывают. Шимпанзе также могут в какой-то степени понять, что происходит в голове у товарища, но люди пошли еще дальше: младенец и пожилой также могут объединить свои головы, чтобы сосредоточиться на том, что нужно сделать для выполнения общей задачи. . Простое действие взрослого и младенца, катающих мяч вперед и назад, обеспечивается этим тонким когнитивным преимуществом.
Некоторые психологи и антропологи считают, что это слияние разумов могло быть ключевым навыком, возникшим сотни тысяч лет назад и сформировавшим дальнейшую эволюцию человека. Способность небольших групп охотников-собирателей работать вместе в гармонии в конечном итоге вызвала каскад когнитивных изменений, которые привели к развитию языка и распространению различных человеческих культур по всему миру.
Этот отчет о психологической эволюции человека, синтезированный из обрывков исследований детей и шимпанзе, является спекулятивным, и у него есть сомневающиеся. Но она дает, возможно, наиболее впечатляющую картину происхождения когнитивных способностей, которые делают людей особенными.
Эффект храповика
Институт Макса Планка содержит крупнейший в мире исследовательский центр, посвященный изучению различий в поведении людей и человекообразных обезьян. Десятки исследований могут выполняться одновременно. Исследователи могут выбирать предметы из базы данных, содержащей более 20 000 детей, и набирать шимпанзе или представителей любого другого вида человекообразных обезьян — орангутанов, бонобо и горилл — из Исследовательского центра приматов Вольфганга Келера в Лейпцигском зоопарке, расположенном в нескольких милях отсюда.
Одним из исследователей института является Майкл Томаселло, высокий бородатый психолог и приматолог. Он вырос в небольшом городке, выращивающем цитрусовые, в эпицентре полуострова Флорида. Он начал свою академическую карьеру в Университете Джорджии с диссертации о том, как малыши усваивают язык. Когда он работал над докторской диссертацией в 1970-х годах, лингвисты и психологи часто называли язык главным доказательством исключительности человека в мире животных.
В докторской диссертации Томаселло рассказывается, как его почти двухлетняя дочь выучила свои первые глаголы. Появление протослов — «играть, играть» или «ни-ни» — выявило естественную склонность маленького ребенка к проверке языковых элементов методом проб и ошибок, упражнение, которое постепенно приняло более традиционное структурирование грамматики и синтаксис. Этот процесс обучения противоречил идеям Ноама Хомского и других лингвистов, которые утверждали, что грамматика каким-то образом генетически заложена в нашем мозгу — объяснение, которое Томаселло поразило редукционизмом. «Язык — такая сложная штука, что он не мог эволюционировать, как противопоставленный большой палец, — говорит он.
Его работа над языком расширила его представление о связи между культурой и человеческой эволюцией. Томаселло понял, что одни только силы отбора, воздействующие на физические черты, не могут объяснить появление сложных инструментов, языка, математики и сложных социальных институтов за сравнительно короткий промежуток времени эволюции с тех пор, как пути людей и шимпанзе разошлись. Некоторые врожденные умственные способности, проявляемые гоминидами (современными людьми и нашими вымершими родственниками), но отсутствующие у нечеловеческих приматов, должны были позволять нашим предкам вести себя таким образом, который значительно ускорял способность есть и одеваться и процветать в любой среде, какой бы запретной она ни была. .
Когда Томаселло перешел на должность профессора в Университет Эмори в 1980-х годах, он воспользовался услугами университетского исследовательского центра Yerkes приматов, чтобы найти признаки этой способности в исследованиях, сравнивающих поведение детей с поведением шимпанзе. Этот шаг положил начало многолетнему поиску, который он продолжает в Max Planck с 1998 года.
В своих исследованиях обучения шимпанзе Томаселло заметил, что человекообразные обезьяны не подражают друг другу так, как люди подражают друг другу. Один шимпанзе может подражать другому шимпанзе, используя палку, чтобы доставать муравьев из гнезда. Затем другие члены группы могут сделать то же самое. Присмотревшись повнимательнее, Томаселло предположил, что шимпанзе способны понять, что палку можно использовать для «окунания муравьев», но их не заботит имитация той или иной техники, которую можно использовать при охоте на насекомых. Что еще более важно, не было попытки выйти за рамки основ, а затем немного повозиться, чтобы сделать новую и улучшенную ловушку для муравьев.
В человеческом обществе, напротив, этот тип инноваций является отличительной чертой, которую Томаселло описывает как «эффект храповика». Люди модифицируют свои инструменты, чтобы сделать их лучше, а затем передают эти знания своим потомкам, которые вносят свои собственные коррективы, и улучшения становятся все более частыми. То, что начиналось как каменный снаряд, изобретенный для убийства мамонта, за тысячелетия превратилось в рогатку, затем в катапульту, пулю и, наконец, в межконтинентальную баллистическую ракету.
Этот культурный храповик дает приблизительное объяснение успеха людей как вида, но приводит к другому вопросу: какие конкретные умственные процессы были задействованы в передаче таких знаний другим? Ответ должен начаться с предположений об изменениях в физиологии и поведении гоминидов, которые могли произойти сотни тысяч лет назад. Одна идея — гипотеза социального мозга, выдвинутая антропологом Робином Данбаром из Оксфордского университета, — утверждает, что размер группы и, следовательно, культурная сложность увеличиваются по мере того, как мозг становится больше.
Томаселло постулирует, что, обладая большим мозгом и столкнувшись с необходимостью кормить растущее население, ранние гоминиды начали тщательно разрабатывать стратегию, чтобы выследить и перехитрить дичь. Обстоятельства оказывали сильное давление отбора для сотрудничества: любой член охотничьей группы, который не был командным игроком, брал на себя тщательно определенную роль при выслеживании и загоне животного, был бы исключен из будущих вылазок, и, таким образом, мог столкнуться с неизменно безрадостным будущим. . Если один охотник был плохим партнером, отмечает Томаселло, остальная группа тогда решала: «Мы больше не будем этого делать». По его мнению, то, что отделило современных людей от стаи гоминидов, было эволюционной адаптацией к гиперсоциальности.
ИСТОЧНИК: «ЛЮДИ РАЗВИЛИСЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ НАВЫКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ: ГИПОТЕЗА КУЛЬТУРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА», ЭСТЕР ХЕРРМАНН И ДРУГИЕ, В НАУКА , ТОМ. 317; 7 сентября 2007 г.
Палеоархеологические данные о костях и артефактах слишком скудны, чтобы подтвердить гипотезу Томаселло. Он черпает доказательства из сравнения ребенка и шимпанзе, сопоставляя нашего ближайшего родственника-примата с малышом, который еще не овладел языком или не прошел формальное обучение. Необученный ребенок позволяет исследователям оценить когнитивные навыки, которые еще не полностью сформированы культурными влияниями и поэтому могут считаться врожденными.
Исследования, проведенные в Лейпциге за последнее десятилетие или около того, выявили больше сходства, чем различий между людьми и шимпанзе, но они также подчеркивают то, что Томаселло называет «маленькой разницей, которая имела большое значение». С 2003 года до публикации в журнале Science в 2007 году под руководством Эстер Херрманн из отдела психологии развития и сравнительной психологии в Институте Макса Планка под руководством Томаселло было проведено несколько когнитивных тестов для 106 шимпанзе в двух африканских заповедники дикой природы, 32 орангутанга в Индонезии и 105 малышей в возрасте двух с половиной лет в Лейпциге.
Исследователи решили определить, означает ли более крупный мозг человека, что дети умнее человекообразных обезьян, и если да, то что именно означает быть умнее. Три вида были проверены на пространственное мышление (например, поиск скрытой награды), способность различать, являются ли количества большими или малыми, и понимание причинно-следственных связей. Оказалось, что малыши и шимпанзе набрали почти одинаковые результаты в этих тестах (орангутанги справились не так хорошо).
Но когда дело дошло до социальных навыков, конкуренции не было. Малыши превзошли как шимпанзе, так и орангутангов в тестах (адаптированных для невербальных обезьян), которые проверяли способность общаться, учиться у других и оценивать восприятие и желания других существ. Исследователи интерпретировали результаты как свидетельство того, что человеческие дети не рождаются с более высоким IQ (общие способности к рассуждениям), а скорее наделены особым набором способностей — «культурным интеллектом», как утверждает Наука 9. 0004 — это подготавливает их к дальнейшему обучению у родителей, учителей и товарищей по играм. «Это был действительно первый случай, когда было показано, что социально-когнитивные способности являются ключевыми навыками, которые делают нас особенными по сравнению с другими животными», — говорит Херрманн.
Для того, чтобы копнуть глубже, необходимо исследовать специфические психологические процессы, лежащие в основе ультрасоциальных наклонностей людей. Исследование Томаселло показало, что примерно в девятимесячном возрасте родитель и ребенок участвуют в образной форме чтения мыслей. У каждого есть то, что психологи называют «теорией разума». Каждый осознает то, что знает другой, когда вместе смотрят на мяч или блок и играют с ним в небольшую игру. Каждый несет в себе мысленный образ этих предметов точно так же, как группа из H. heidelbergensis все представляли себе оленя, предназначенного на ужин. Эта способность взаимодействовать с другим человеком для игры или достижения общей цели — это то, что Томаселло называет разделяемой интенциональностью (термин, который он позаимствовал из философии).
По мнению Томаселло, разделяемая интенциональность — это эволюционная адаптация, уникальная для человека — незначительное отличие с важными последствиями, коренящееся в унаследованной предрасположенности к определенной степени совместных социальных взаимодействий, отсутствующей у шимпанзе или любых других видов.Преимущества чтения мыслей
Исследователи института отметили, что шимпанзе тоже могут в некоторой степени читать мысли друг друга. Но их естественная склонность состоит в том, чтобы использовать все, чему они научились таким образом, чтобы превзойти друг друга в поисках пищи или партнеров. Разум шимпанзе, по-видимому, вовлечен в своего рода макиавеллиевскую ментальную схему: «Если я сделаю это, он сделает то?» — как объясняет Томаселло. «Немыслимо, — сказал он в октябре 2010 года в Университете Вирджинии, — что вы когда-нибудь увидите двух шимпанзе, несущих бревно вместе».
Лейпцигские исследователи формально продемонстрировали различия, разделяющие два вида, в эксперименте с веревкой и доской, в котором два шимпанзе в Лейпцигском зоопарке могли перекусить фруктами, только если они оба тянули за веревку, прикрепленную к доске. Если пищу клали с обоих концов доски, обезьяны брали ближайший к ним фрукт. Однако если лакомство клали посередине, более доминирующая обезьяна хватала еду, и после нескольких попыток подчиненная просто переставала играть. В детской лаборатории института дети работали вместе, независимо от того, располагались ли мармеладные мишки посередине или по краям доски. Когда угощение оказалось посередине, трехлетки договорились, чтобы каждый получил равную долю.
Взаимопонимание предками людей того, что было необходимо для выполнения работы, заложило основу для начала социальных взаимодействий и культуры, основанной на сотрудничестве, утверждает Томаселло. Эта «общая почва», как он ее называет, на которой члены группы знают многое из того, что знают другие, могла открыть путь для развития новых форм общения.
Способность придумывать и воспринимать общие цели — и сразу же интуитивно понимать, о чем думает партнер по охоте, — по-видимому, позволила нашим предкам-гомининам добиваться когнитивных успехов другими способами, такими как развитие более изощренных коммуникативных способов использования жестов, чем наши родственники-обезьяны .
Основной репертуар жестов нашего рода гоминидов, возможно, когда-то был подобен репертуару человекообразных обезьян. Архаичные люди, возможно, указывали, как это делают сегодня шимпанзе, для передачи команд — «Дай мне это» или «Сделай то» — форма общения, сосредоточенная на потребностях человека. Шимпанзе, которые, возможно, напоминают людей в первобытном прошлом, до сих пор не пытаются использовать эти жесты для обучения или передачи информации.
Для людей жестикуляция приобрела новое значение по мере того, как улучшались их мыслительные способности. Охотник указывал на поляну в лесу, чтобы указать, где пасется олень, и это действие сразу понималось ближайшим товарищем. То, как такое указание может приобретать новые значения, очевидно в современной жизни. «Если я указываю пальцем, чтобы сказать: «Пойдем выпьем кофе вон там», это не на языке», — говорит Томаселло. «Смысл «этого кафе» в пальце, а не в языке».
Маленькие дети понимают этот тип указания, а шимпанзе — нет. Это различие стало очевидным в одном исследовании, в котором экспериментатор неоднократно клал на тарелку кубики, необходимые ребенку для строительства башни, которую ребенок затем использовал. В определенный момент не осталось предметов, когда они были нужны, и поэтому младенец начал указывать на теперь пустую тарелку, показывая, что ей нужен один из блоков, которых больше не было. Ребенок знал, что взрослый сделает правильный вывод — способность ссылаться на отсутствующий объект фактически является определяющей характеристикой человеческого языка. В зоопарке шимпанзе, выполнявшие аналогичное упражнение — с едой вместо кубиков — не пошевелили пальцем, когда столкнулись с пустой тарелкой. Лишь чуть постарше дети начинают понимать жесты, пантомимирующие действие — поднесение руки ко рту, обозначающее голод или жажду. Шимпанзе, видящие эти жесты во время исследования, остаются в неведении. Обезьяна поймет, что происходит, когда человек ударит молотком по ореху, чтобы достать мясо, но будет сбита с толку, когда тот же человек сделает удар рукой, чтобы передать идею выполнения того же действия.
Этот тип жестов — расширение когнитивных способностей людей для совместной интенциональности — мог быть основой для передачи абстрактных идей, необходимых для создания более сложных социальных групп, будь то племя или нация. Пантомима позволила бы людям создавать сюжетные линии, например, передавать «антилопа пасется на другой стороне холма», держа обе руки в форме буквы V на макушке, чтобы обозначить животное, а затем поднимая и опуская руки. изобразить холм. Эти сценарии основаны на сравнительных экспериментах, демонстрирующих, что у малышей есть интуитивное понимание знаковых жестов для многих знакомых действий, а у шимпанзе — нет.
Некоторые из этих жестов происходили, возможно, не только посредством движения рук, но и посредством вокализации, предназначенной для представления определенных объектов или действий. Эти гортанные звуки, возможно, превратились в речь, что еще больше повысило способность управлять сложными социальными отношениями по мере того, как население продолжало расти, а между племенными группами возникало соперничество. Группа, умеющая работать вместе, превзошла бы тех, кто ссорился между собой.
Расширяющиеся когнитивные способности людей, возможно, способствовали развитию определенных практик охоты, рыбной ловли, сбора растений или брака, которые превратились в культурные условности — то, как «мы» делаем что-то, — которые группа в целом должна была принять. Совокупность социальных норм требовала, чтобы каждый человек осознал ценности, разделяемые группой — «групповое мышление», при котором каждый член соответствовал ожидаемой роли. Социальные нормы породили набор моральных принципов, которые в конечном итоге заложили основу для институциональной структуры — правительств, армий, правовых и религиозных систем — для обеспечения соблюдения правил, по которым живут люди. Тысячелетнее путешествие, начавшееся с определенного склада ума, необходимого группам охотников, теперь распространилось на целые общества.
Шимпанзе и другие человекообразные обезьяны никогда не шли по этому пути. Когда шимпанзе охотятся вместе, чтобы добыть колобусов в Кот-д’Ивуаре, эта деятельность, как ее интерпретирует Томаселло, предполагает, что каждый шимпанзе пытается первым догнать обезьяну, чтобы получить как можно больше мяса, тогда как люди-охотники-собиратели, даже в современных условиях, тесно сотрудничают друг с другом. поскольку они отслеживают игру, а затем поровну делят добычу. Томаселло заключает, что может показаться, что общества обезьян и других собирателей, таких как львы, сотрудничают, но динамика внутри группы по-прежнему носит фундаментально конкурентный характер.
Большой спор
Версия истории эволюции Томаселло не является общепризнанной, даже внутри учреждения. Этажем выше его кабинета, в отделении приматологии, Кэтрин Крокфорд разговаривает со мной через видеозапись, снятую ее аспиранткой Лиран Самуни. На нем изображен молодой шимпанзе в национальном парке Тай в Кот-д’Ивуаре недалеко от границы с Либерией.
Шимпанзе, которого исследователи зовут Сёгун, только что поймал большого черно-белого колобуса. Сёгун с трудом ест свою еще живую и извивающуюся добычу и издает серию резких «криков вербовки», призывая на помощь двух пожилых охотников, живущих в кронах деревьев. Куба, один из двоих, вскоре прибывает на место происшествия, и Сёгун немного успокаивается и делает свой первый настоящий укус. Но затем Сёгун продолжает кричать, пока не появляется другой охотник, Ибрагим. Младшая обезьяна засовывает палец в рот Ибрагиму в качестве «уверяющего жеста», манеры, которая гарантирует, что все в порядке. Ибрагим оказывает искомую эмоциональную поддержку, не кусая Сёгуна за палец. Затем все трое делят трапезу. «Интересно, что он вербует этих двух доминирующих самцов, которые могут отобрать у него всю эту обезьяну», — говорит Крокфорд. — Но, как видишь, они не берут его у него. Ему все еще разрешено это есть.
Крокфорд утверждает, что еще слишком рано делать выводы о степени сотрудничества шимпанзе. «Я не думаю, что мы знаем пределы того, что делают шимпанзе», — говорит она. «Я думаю, что аргументы [Томазелло] блестящие и действительно ясные с точки зрения наших текущих знаний, но я думаю, что с новыми инструментами, которые мы используем в полевых условиях, мы узнаем, являются ли текущие пределы пределами того, что шимпанзе может сделать или нет». Работая с коллегами, Крокфорд разработал тесты, которые измеряют уровень гормона социальных связей окситоцина в моче шимпанзе. Их исследования показали, что уровень гормона повышается, когда шимпанзе делят пищу, что является признаком того, что животные могут сотрудничать во время кормления.
Крокфорд училась в докторантуре в институте в Лейпциге вместе с Томаселло и Кристофом Бешем, главой отдела приматологии Института Макса Планка. Беш выступил против выводов Томаселло, подчеркнув свое собственное обширное исследование в национальном парке Тай, показывающее, что шимпанзе имеют очень совместную социальную структуру: один шимпанзе направляет добычу обезьяны в желаемом направлении; другие преграждают ему путь на пути или берут на себя дополнительные роли. Взгляды Беша на кооперацию шимпанзе сходны со взглядами Франса де Ваала из Йерксского национального исследовательского центра приматов в Эмори. Третьи критикуют Томаселло с диаметрально противоположной точки зрения. Даниэль Повинелли из Университета Луизианы в Лафайете утверждает, что Томаселло преувеличивает когнитивные способности шимпанзе, предполагая, что они обладают некоторой способностью понимать психологическое состояние других в группе.
Со своей стороны, Томаселло, похоже, нравится участвовать в этом академическом состязании, говоря: «На мой взгляд, Беш и де Вааль — антропоморфные обезьяны, а Повинелли обращается с ними как с крысами, а они ни тем, ни другим». Он добавляет в шутку: «Мы посередине. Поскольку нас одинаково атакуют с обеих сторон, мы должны быть правы.
Осуждение одних людей смягчается глубоким уважением других. «Раньше я думал, что люди очень похожи на шимпанзе, — говорит Джонатан Хайдт, ведущий социолог из Школы бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете. «С годами, во многом благодаря работе Томаселло, я пришел к выводу, что небольшая разница, которую он изучил и предал гласности, — уникальная человеческая способность осуществлять совместную интенциональность — перенесла нас через реку на новый берег, где социальная жизнь кардинально отличается».
Разрешение этих споров потребует дополнительных исследований в зоопарке, лаборатории и на полевой станции — возможно, путем новых исследований того, в какой степени шимпанзе имеют представление о других. Еще одно исследование, уже проводимое группой Томаселло, направлено на то, чтобы определить, сохраняются ли выводы о человеческом поведении, сделанные на основе тестов на немецких детях, если аналогичные тесты проводятся на детях в Африке или Азии. В одном исследовании задается вопрос, разделяют ли немецкие дошкольники коллективное понимание того, что хорошо, а что плохо, с самбуру, полукочевым народом в северной Кении.
Также может быть место для более глубокого изучения различий человека и обезьяны. Один из давних близких коллег Томаселло, Хосеп Колл, возглавляющий Центр Вольфганга Келера, считает, что одной общей интенциональности может быть недостаточно, чтобы объяснить, что делает людей особенными. Он говорит, что другие когнитивные способности также могут отличать людей от других приматов — одним из примеров может быть «мысленное путешествие во времени» — наша способность представлять, что может произойти в будущем.
Более подробное представление о совпадениях между людьми и шимпанзе можно получить, заглянув внутрь человеческого мозга — работа, которая продолжается на еще одном этаже Max Planck. Сванте Паабо, возглавлявший группу, завершившую первоначальное секвенирование генома неандертальца в 2010 году, в книге 2014 года предполагает, что идеи Томаселло об уникальности человеческого мышления в конечном итоге могут быть проверены с помощью генетического анализа.
Логично было бы начать с объединения исследований поведения шимпанзе и человека с донкихотским путешествием, чтобы понять взаимодействия между сотнями генов, участвующих в аутизме. Дети с этим расстройством, в отличие от шимпанзе, с трудом понимают социальные сигналы. Сравнение генов детей с аутизмом с генами здоровых детей, а затем с ДНК шимпанзе и, возможно, даже неандертальцев, наших ближайших эволюционных родственников, может помочь лучше понять генетическую основу человеческой социальности.
Эти исследования могут также помочь объяснить, почему за тысячелетия мы превратились из групп собирателей в общества, которые не только предоставляют пищу и кров более эффективно, чем шимпанзе, но и предлагают непрекращающиеся возможности для социальных отношений — шансы перебраться в любой уголок планету в течение дня или передать сообщения в Тусон или Тимбукту так быстро, как только придет в голову мысль.
Первоначально эта статья была опубликована под названием «Фактор «Это»» в специальных выпусках SA 25, 4s, 60–65 (октябрь 2016 г.)
doi:10.1038/scientificamericanhumanity0916-60
БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
Культурные истоки человеческого познания. Майкл Томаселло. Издательство Гарвардского университета, 1999.
.Люди развили специализированные навыки социального познания: гипотеза культурного интеллекта . Эстер Херрманн, Хосеп Колл, Мария Виктория Эрнандес-Льореда, Брайан Хэйр и Майкл Томаселло в Science , Vol. 317, страницы 1360–1366; 7 сентября 2007 г.
Естественная история человеческого мышления. Майкл Томаселло. Harvard University Press, 2014.
Развитие мозга: смысл, пример и психология
Как один из самых сложных органов человеческого тела, мозг развивается по мере старения, на него влияют как внутренние, так и внешние факторы. Основы развития мозга в психологии сосредоточены на многих различных областях исследований.
Мозг сам по себе является командным центром тела и жизненно важен для повседневных процессов. Мозг среднего взрослого человека состоит из 86 миллиардов нейронов. Как возникла такая замечательная структура? Основы развития мозга касаются таких аспектов, как передний мозг, средний мозг, задний мозг, мозжечок и продолговатый мозг.
Младенцы учатся постепенно развивать навыки после развития структур мозга, freepik.com/premium-vector
Психология развития мозга
Развитие мозга в психологии подвергалось обширным исследованиям на протяжении многих лет. Благодаря последним достижениям в области методов нейровизуализации мы можем глубоко и точно изучить, как мозг развивается с возрастом.
То, как мы развиваемся в детстве, влияет на нашу дальнейшую жизнь, например, на наши когнитивные способности или развитие у нас более поздних нарушений развития или психических заболеваний. Мозг состоит из множества структур, отвечающих за различные функции. Хотя области мозга отвечают за разные функции, они все равно должны работать вместе, чтобы вы могли функционировать правильно.
Развитие мозга Значение
Человеческий мозг начинает развиваться, когда мы еще плод, и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Ранние стадии развития мозга являются наиболее важными, так как именно здесь формируются структуры мозга.
Развитие мозга означает биологический процесс, в результате которого формируются структуры мозга и формируется сеть между этими структурами, необходимая для функционирования мозга и тела.
Ранние стадии развития мозга
Ранние стадии развития головного мозга сосредоточены на переднем мозге, среднем мозге, заднем мозге, мозжечке, и продолговатом мозге . Вышеупомянутые области различаются по своим функциям.
Ранние стадии развития головного мозга — передний, средний и задний мозг
Головной мозг начинает развиваться внутриутробно. Когда плоду около трех-четырех недель, в мозгу развивается нервная трубка, которая делится на три отдела: передний мозг , средний мозг и задний мозг , известны как дифференцировка.
Структура переднего, среднего и заднего мозга плода, Erika Hae, StudySmarter Originals
Передний мозг является одной из первых структур, формирующихся в головном мозге.
Передний мозг отвечает за функции высшего порядка, такие как обработка сенсорной информации.
Передний мозг позже развивается в головной мозг , кору головного мозга (внешний слой головного мозга, где происходит большая часть мозговой обработки) и таламус (информационный центр головного мозга).
Головной мозг — самая крупная структура в головном мозге. Головной мозг делится на левое и правое полушария. Каждое полушарие состоит из четырех долей:
Лобная доля отвечает за мышление, планирование, память, решение проблем и социальное поведение, такое как выражение лица.
средний мозг отвечает за сенсорную информацию, сон и определенные движения, такие как движение глаз. Позже средний мозг превращается в часть ствола мозга и играет важную роль в передаче информации между передним мозгом и мозжечком.
Вы можете заметить небольшое совпадение функций переднего и среднего мозга.
Задний мозг расположен в задней части мозга.
Интересным фактом о заднем мозге является то, что исследователи обнаружили, что он существует у существ с древних времен.
Основываясь на этой информации, функция заднего мозга, вероятно, имеет смысл. Задний мозг отвечает за основные функции, такие как инстинкты выживания и размножения. В дополнение к непроизвольным процессам, таким как частота сердечных сокращений, артериальное давление и дыхание (эти процессы являются частью вегетативной нервной системы). мозжечок и продолговатый мозг развиваются в заднем мозге во время более позднего развития, которое мы сейчас обсудим более подробно.
Ранние стадии развития мозга — мозжечок
Мозжечок формируется, когда плоду шесть недель. Исследования стадий развития мозга показали, что размер мозжечка увеличивается втрое с момента, когда плоду исполняется шесть недель, до того момента, когда младенцу исполняется год. Считалось, что мозжечок развивается так быстро потому, что этот регион контролирует двигательные навыки, которые сильно развиваются в период от зародыша до годовалого возраста.
Вы, наверное, слышали поговорку, что практика ведет к совершенству; это имеет смысл в данном контексте. Внутриутробно плод не может делать простых движений, но младенец может начать учиться ползать или совершать движения. Это объясняет, почему мозжечок может так сильно развиваться в этот период.
Ранние стадии развития головного мозга – продолговатый мозг
Когда плоду 20 недель, продолговатый мозг уже развит.
Продолговатый мозг представляет собой структуру, которая контролирует непроизвольные телесные реакции (автономные функции), такие как дыхание.
Продолговатый мозг соединяет головной мозг со спинным. Следовательно, эта структура важна для того, чтобы мозг и тело могли отправлять сообщения друг другу.
Когда плоду около шести месяцев, структура мозга очень похожа на мозг взрослого человека. Однако при рождении мозг ребенка составляет 25% от размера мозга взрослого человека.
После того, как структуры мозга развились, связи между структурами развиваются (это происходит на протяжении всей жизни), что улучшает наши способности выполнять задачи, за которые отвечают структуры/сети мозга.
Диаграмма, показывающая передний, средний, задний мозг, мозжечок и продолговатый мозг, commons.wikimedia.org
Важность развития мозга в раннем возрасте
Каждая структура мозга должна быть развита для выполнения связанной с ней функции. Жизненно важной частью развития мозга ребенка является развитие нейронных связей, которые быстро разрастаются.
В мозгу есть нейронные связи, которые позволяют различным структурам мозга отправлять сообщения.
Нервные связи важны, потому что структуры мозга работают совместно, чтобы завершить действие.
Гипотетически передний мозг может активироваться, когда мы видим приближающегося к нам льва. Могут сработать наши инстинкты выживания (поэтому активируется задний мозг). Затем задний мозг может передать сигнал в мозжечок, чтобы мы могли бежать.
Эти нейронные связи необходимы для изучения новых навыков. Каждый раз, когда что-то изучается, формируются новые нейронные связи. С рождения до трех лет каждую секунду образуется 700-1000 новых нейронных связей. В течение первого года жизни мозг удваивается.
Чтобы убедиться, что эти связи сформированы и мозг правильно развивается, очень важно, чтобы маленькие дети получали достаточную стимуляцию. Для мозга есть очень подходящая фраза: « используй его или потеряешь »; по сути, когда новые соединения не «используются», они теряются в результате процесса, известного как обрезка. Обрезка не так уж и плоха — часто обрезка дает место для создания более эффективных соединений, массовое количество соединений не означает эффективной передачи информации.
Развитие мозга в раннем детстве формирует функциональность мозга для дальнейшей жизни.
Развитие мозга Пример из психологии
Исследования развития мозга в психологии установили важность развития мозга.
У детей, подвергшихся воздействию алкоголя или наркотиков в пренатальном периоде, обнаружены проблемы с развитием головного мозга. Это известно как фетальный алкогольный синдром.
Некоторыми примерами того, как алкогольный синдром плода может повлиять на дальнейшее развитие, являются более поздние проблемы с языком, способностями к обработке информации, вниманием, речью и социальными навыками.
Исследование фетального алкогольного синдрома подчеркивает важность развития мозга для последующего развития.
Раннее развитие мозга – основные выводы
Развитие мозга означает биологический процесс, в результате которого формируются структуры мозга и формируется сеть между этими структурами, необходимая для функционирования мозга и тела.