Развитие гармоничное – ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ — это… Что такое ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ?

Содержание

ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ — это… Что такое ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ?


ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ
одна из центральных идей в гуманистическом учении о целостном человеке; подчеркивает необходимость взаимного соответствия и согласованности в формировании и развитии различных человеческих качеств, такого их сочетания, которое обеспечивает органичное единство разума, воли и чувств.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ГАЛЛИЦИЗМ
  • ГАРМОНИЯ

Смотреть что такое «ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ» в других словарях:

  • Гармоничное развитие личности — (гр. – созвучное) – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Гармоничное развитие человека — соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органичное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Гармоничное развитие личности — процесс согласованного обогащения рационально психологической сферы духовного мира человека, предполагающийдостижение единонаправленности его разума, воли и чувств …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Устойчивое развитие — гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды. Федеральный закон от 19.06.96 N 78 ФЗ, ст.1 …   Словарь юридических понятий

  • устойчивое развитие — 2.48 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • устойчивое развитие предприятия — 3.8.11 устойчивое развитие предприятия: Процесс постоянных изменений, при котором использование ресурсов, направление инвестиций, научно техническое развитие, внедрение инноваций, совершенствование персонала и институциональные изменения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Устойчивое развитие — в формулировке ООН развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей. Устойчивое… …   Финансовый словарь

  • Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Устойчивое развитие — (англ. sustainable development)  гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие  это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… …   Википедия

  • Устойчивое развитие — управляемое, программное развитие, протекающее в условиях равновесного взаимодействия биосферы и человечества, регламентированного индексом устойчивости развития меньше единицы, и в условиях внутренне гармоничного общества типа экологического… …   Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Гармоничное развитие личности младшего школьника, Л. В. Кузнецова. В книге раскрываются единство и взаимосвязь различных направлений воспитательного процесса, обеспечивающих гармоничное, развитие личности младшего школьника. Показаны методика и опыт… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Гармоничное развитие ребенка от 3-х до 6-ти лет (аудиокнига CD), Вера Дворянинова. Этот диск — продолжение понравившегося многим родителям проекта «Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3-х лет» . Ребенок растет, а у родителей появляются новые вопросы. Как бороться с… Подробнее  Купить за 153 руб аудиокнига
  • Гармоничное развитие ребенка от 0 до 3 лет, Вера Дворянинова. «Если Вы понимаете, что Вашему ребенку недостаточно только того, что Вы убираете, стираете, готовите, а нужно что-то еще… Если Вы не знаете, как начать игру с ребенком, как ненавязчиво его… Подробнее  Купить за 124 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ» >>

professional_education.academic.ru

Гармоничное развитие человека — это… Что такое Гармоничное развитие человека?


Гармоничное развитие человека
соответствие и согласованность в формировании и развитии различных человеческих качеств, обеспечивающих органичное единство разума, воли и чувств; соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

  • Гармоничное развитие личности
  • Гениальность

Смотреть что такое «Гармоничное развитие человека» в других словарях:

  • Гармоничное развитие личности — (гр. – созвучное) – ведущая цель системы отечественного образования и воспитания, направляющая ее на создание условий для всестороннего целостного непротиворечивого развития личности учащегося. Гармоничное развитие личности – это согласованное,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Гармоничное развитие личности — процесс согласованного обогащения рационально психологической сферы духовного мира человека, предполагающийдостижение единонаправленности его разума, воли и чувств …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • устойчивое развитие — 2.48 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Устойчивое развитие — (англ. sustainable development)  гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие  это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно технического развития,… …   Википедия

  • АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА — наука, изучающая строение тела, отдельные органы, ткани и их взаимоотношения в организме. Все живое характеризуется четырьмя признаками: ростом, обменом веществ, раздражимостью и способностью к самовоспроизведению. Совокупность данных признаков… …   Энциклопедия Кольера

  • Отречение от всех благ мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Отречение от мира — Аскеза (от греч. ασκεσις «упражнение») вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы достичь определённых духовных целей, либо приобрести… …   Википедия

  • Союз социологов России — объединить всех, кто почитает и уважает историю отечественной социологии, признает доставшееся ей наследство и готов нести ответственность за авторитет социологического знания. Ежегодно в столице проходят съезды Союза социологов России. В них… …   Википедия

  • Песталоцци (Pestalozzi), Иоганн Генрих — (1746 1827)     швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. В 50 60 х гг. 18 в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял Учреждение для бедных в Нойхофе (1774 80), приют для сирот …   Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Технологии спасения — созидание и гармоничное развитие Человека и Мира. В 7 книгах. Книга 4. Мир человека, Игорь Арепьев. Книга представляет собой тематическое исследование жизни человека, целью которого является раскрытие нового видения процессов развития общества и Мира в целом. Новым оно является потому, что… Подробнее  Купить за 874 руб
  • Технологии спасения — созидание и гармоничное развитие Человека и Мира. В 7 книгах. Книга 7. Встречи людей, Игорь Арепьев. В жизни каждый человек выбирает своё, им осознанное и понятое, как ему кажется, до конца. В книге приоткрываются технологии спасения, показывая новый путь в развитииличности и сознания… Подробнее  Купить за 764 руб
  • Законы Мироздания для спасения человека и сохранения планеты. Мифы и реальность, Неумывакин Иван Павлович, Шабетник Василий Дмитриевич. Сегодня, когда человечество постоянно нарушает вселенские законы и фактически разрушает свой дом — свою планету, как никогда важно понять, что только в единстве духовного и физического… Подробнее  Купить за 383 руб
Другие книги по запросу «Гармоничное развитие человека» >>

social_pedagogy.academic.ru

Гармоничное развитие. Как этого достичь? — Гармония разума, души и тела

Гармоничное развитие разума, души, и тела – это именно то, что дает результат. Человек – это система, а не отдельно взятые интеллект, сердце, печень, пищеварительная система и т.д.  Сбой в какой-то одной, отдельно взятой сфере обязательно приведет к разбалансировке ВСЕЙ СИСТЕМЫ.

Почему так мало людей чувствуют себя счастливыми? Даже среди тех, кто стремится к развитию личности, достижению успеха в жизни? Потому что когда человек принимает решение изменить свою жизнь, он начинает усиленно работать только в одной какой-то сфере. 

Например, вы принимаете решение совершить прорыв в сфере карьеры и финансов. Вы начинаете тратить на работу 12-14 часов в сутки, едите когда придется, практически полностью исключаете физические нагрузки (зарядка, спорт), семье уделяете очень мало времени, приходите домой поздно. Вы энергетически истощаете себя до такой степени, что вечером  у вас хватает сил только на телевизор или интернет. Постепенно энтузиазма в достижении поставленной цели становится все меньше и меньше, а потом он и вовсе пропадает.

И что в итоге? Цель не достигнута, что обязательно наносит серьезный удар по вашей самооценке, следовательно, по будущим достижениям. Отношения с любимыми людьми испорчены, здоровью причинен ущерб (лишний вес, например), и в целом вы счастливее не становитесь. В чем здесь ошибка? В том, что когда вы активно развиваете только одну сферу своей жизни, остальные сферы отстают и тянут вас назад.

Что же делать? 

Гармонично развивать себя, уделяя внимание и разуму, и душе и телу. Необходимо также помнить о балансе между получением и отдачей, иначе вам грозит либо истощение, когда вы отдаете больше, чем принимаете, либо избыток и застой (со всеми вытекающими отсюда последствиями), когда вы стремитесь получить больше, чем отдать.

Условно нашу жизнь можно разделить на 6 сфер.

Здоровье, т.е. наша «физическая форма» и функциональное состояние органов и систем, а также то, как мы себя чувствуем, ощущаем. Неверно будет оценивать свое здоровье как «отличное» тогда, когда у человека просто ничего не болит. Гораздо более показательный критерий отличного здоровья – это ВАША ЭНЕРГИЧНОСТЬ, способность достигать того, что вы наметили со всей страстью, с азартом, когда в процессе достижения цели вы не просто не истощаетесь, а наоборот, заряжаетесь энергией. На самом деле ресурсы нашего организма – огромны. Потому, когда мы осознанно подходим к своему здоровью, у нас появляется очень много жизненной энергии. Гармония, баланс существует только там, где есть энергообмен: невозможно только брать что-либо, ничего не вкладывая. Потому нужно совершать ЕЖЕДНЕВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, направленные на то, чтобы телу было «хорошо». Мы же больше привыкли к тому, чтобы использовать тело для работы, удовольствий, а порой даже «выжать» из него все возможное для достижения цели.

Отношения. Многие, к сожалению, считают, что самое главное – это встретить любимого человека и создать с ним семью, после чего задача считается выполненной и «вклады» в развитие отношений прекращаются. Постепенно страсть угасает, «эмоциональный банковский счет» истощается, и любимый человек становится скучным, отношения с ним начинают быть для вас тягостными. Особенно это ощущается тогда, когда  у вас мало жизненной энергии, тогда на отношения просто не остается сил. 

А ведь эта сфера нашей жизни требует наибольших «инвестиций» с нашей стороны, ведь именно в ней кроме нас присутствует еще другой человек! 

Потому «вклады» на эмоциональный банковский счет должны быть постоянными, иначе мы не сможем ничего снять с этого счета (как в банке). При этом работать нужно не только над отношениями с любимым человеком, но и над отношениями с детьми, с родителями, родственниками, друзьями. Только тогда наше взаимодействие с этими людьми будет источником вдохновения и радости и для них, и для нас.

Эмоции. Основные источники положительных эмоций для большинства людей – это семья и любимое дело. Вместе с тем у каждого из нас есть еще хобби, друзья, занятие в клубе по интересам, путешествия и т.д. Важно, чтобы таких источников позитива в нашей жизни было много, т.к. они делают нашу жизнь более яркой, наполненной, счастливой. Кроме того, они помогают нам пережить неприятные моменты, остаться при этом «на плаву» и получить максимальную пользу от такого жизненного урока. Например, наличие отличного друга, разделяющего ваши интересы и способного выслушать вас, поможет вам «отделить зерна от плевел», избавиться от негативных эмоций, после чего вы уже можете мыслить конструктивно и принять решение, которое изменит ситуацию к лучшему.

Бизнес (или карьера, если вы работаете в организации). Известно, что наибольший доход при наименьшем «сопротивлении» приносит ЛЮБИМОЕ ДЕЛО. Как же найти это дело? Как совместить необходимость зарабатывать деньги сегодня с огромным желанием зарабатывать, занимаясь тем, что вы ОБОЖАЕТЕ ДЕЛАТЬ? Что такое Р/РС баланс?

Саморазвитие, т.е. «размеры» нашей личности, уровень ее развития. Движение – это неотъемлемая часть ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, именно по наличию движения мы отличаем живой организм от мертвого. Потому, когда человек перестает получать новые знания и внедрять их в жизнь, он быстро достигает своего «потолка», после чего начинает деградировать. Так что же делать? Покидать «зону комфорта» или расширять ее? Как правильно это сделать, чтобы достичь результата?

Личная эффективность. От степени личной эффективности зависит то, будет ли человек «средним» предпринимателем или достигнет ВЕРШИН В СВОЕМ ДЕЛЕ. Количество часов в сутках у всех одинаковое, но то, как используют эти часы разные люди – разное. Потому великие люди во все времена достигали несравненно больших результатов в своем деле, чем многие их современники. Что же делать для повышения личной эффективности?

Для ощущения гармонии, счастья, радости жизни, нужно работать НАД ВСЕМИ сферами нашей жизни. Понятно, что на разных этапах нашей жизни мы будем чему-то уделять внимания больше, а чему-то меньше. Главное не допустить существенного дисбаланса, т.к. именно самая «отстающая» сфера и даст о себе знать, будет тормозить наше дальнейшее развитие. Например, если человек нанес серьезный ущерб своему здоровью, то никакие успехи в бизнесе не смогут это компенсировать. Если разрушены отношения с любимым человеком, то никакая личная эффективность и мировой успех не дадут человеку ощущение счастья, гармонии, блаженства.

Для того чтобы понять, какие именно изменения вам нужно внести в свою жизнь, нужно пройти этап ОЦЕНКИ РЕАЛЬНОСТИ, т.е. понять, на каком этапе в какой сфере вы находитесь в настоящее время.

Оцените каждую сферу своей жизни по 5-бальной системе, пользуясь не столько логикой, сколько своими ощущениями:

  1. Здоровье, в т.ч. насколько вы наполнены жизненной энергией
  2. Отношения, в т.ч. насколько отношения являются для вас источником вдохновения
  3. Эмоции, преобладают ли у вас позитивные эмоции и жизненные установки
  4. Бизнес, в т.ч. насколько это важно для вас
  5. Саморазвитие. Оцените, насколько вы «велики», как личность
  6. Личная эффективность. Чего вы достигли за последние 5 лет?

Чтобы лучше понимать, что «съедает» вашу энергию и время, и как устранить эти неэффективные привычки и действия, чтобы быстрее выйти «в плюс», повысить не только эффективность, но и жизненную силу, достичь ощущения блаженства, советую ознакомиться с фундаментальной программой про энергетическую систему человека:

Прокачай свою энергетическую систему

Прокачай свою энергетическую систему!

Сначала прочитайте о ней, а затем, если Вы почувствуете, что в этом есть смысл,  приобретите. Расценивайте приобретение программы как ИНВЕСТИЦИЮ в своё здоровье, умение управлять своей жизнью, в свою радость и эффективность!

Желаю Вам любви и процветания!

 

irinagold.pro

Гармоничное развитие человека | Энергия мысли. Анатолий Донской

Гармоничность развития человека можно оценить по степени развития составляющих человеческой сути – физической, эмоциональной, ментальной и духовной.

Рассмотрим коротко, в чем заключается физическое, эмоциональное, ментальное и духовное развитие.

1. Физическое развитие – это занятие спортом, правильное питание и отдых.

2. Эмоциональное  развитие – избавление от негативных эмоций, развитие позитивных чувств и эмоций.

3. Ментальное или интеллектуальное развитие человека. Это направление связано с учебой, написанием научных, философских трудов и т.п. Причем, неважно, сколько вам лет: 10 или 90. Если развивается интеллект, человек становится более способным понимать причины успехов и проблем.  И тогда он способен правильно организовать свою жизнь.

4. Пути духовного развития. Каждый человек находит для себя свои пути  развития. Сюда можно отнести чтение духовной литературы, Библии; прослушивание музыкальных произведений великих людей, любование природой, медитации; осознание того, что вы с радостью хотите помогать другим людям и уже помогаете и т.д.

Все составляющие оказывают взаимное влияние друг на друга. Чрезмерное увлечение в жизни чем-то одним приводит к появлению проблем в других направлениях.

Если все составляющие действуют, как в басне рак, лебедь и щука, то в жизни возникают проблемы.

Например, если человек физически слаб, мало отдыхает, то о каких эмоциях, о каком ментальном и духовном развитии можно говорить!

Если в жизни не хватает положительных эмоций, то также нет желания чем-то заниматься, т.е. развиваться физически, ментально и духовно.

Когда человек не развивается ментально, ничем не интересуется, у него не появляется новых положительных эмоций. В результате ухудшается его эмоциональный настрой, что приводит к определенным заболеваниям.

Чтобы приблизительно оценить уровень своего гармоничного развития, начертите круг, разделите его на четыре части: физическая, эмоциональная, ментальная и духовная. И затем по 10-ти бальной   системе оцените уровень своего развития и закрасьте соответствующую область (от центра). Посмотрите, насколько отличается ваш рисунок от колеса. Можно ли на таком колесе ехать по жизни? И уделите внимание развитию слабых направлений.

Таким образом, гармоничное развитие человека – это условие для достижения успеха.

uspeha-vam.ru

Гармоничное развитие ребенка

Счастливый ребенок 28.10.2015

Дорогие читатели, сегодня на моем блоге еще одно СОБЫТИЕ. Я открываю новую рубрику Счастливый ребенок. Так совпало, что на блоге почти одновременно открывается сразу две рубрики. Совсем недавно мы с Леной Хуторной открыли рубрику Душевный переплет, где мы обсуждаем темы для души, и вот сегодня я хочу вам предложить новую тему рубрики. Счастливый ребенок – наверно, об этом мечтает каждый из нас. Увидеть своих детей, внуков радостными, здоровыми, успешными по жизни – это ли не наше счастье? Вести рубрику будет психолог Анна Кутявина. Она предложила свою помощь, и, обсудив многие моменты в личной переписке, мы пришли вот к такой идее.

Новая рубрика будет посвящена нашим детям. Это будут заметки детского психолога, а также в перспективе будут встречи с интересными людьми, которым есть чем поделиться в плане воспитания и развития детей. Идея мне очень понравилась. Надеюсь, и вы тоже поделитесь в комментариях своими впечатлениями. Возможно, вы предложите нам темы для обсуждения на страницах блога.

Предварительно я познакомилась со статьями Ани для разных изданий. Они показались мне близкими по стилю и наполнению. Итак, представляю вам Аню Кутявину. Вот что рассказывает Аня о себе: «Я живу в Харькове. По первому образованию – экономист, по второму – психолог. Пишу статьи для печатных и интернет-изданий, а также стихи, сказки для детей и взрослых. Иногда провожу тренинги по темам, связанным с саморазвитием и личностным ростом. До декрета работала в центре реабилитации детей-инвалидов, занималась с ними песочной терапией, сказкотерапией, проводила развивающие занятия. Сейчас с любовью воспитываю сыночка Юрика, ему скоро будет два годика. Очень люблю детей, много изучаю и постоянно развиваюсь в направлении детской психологии, сказкотерапии. И мне очень приятно, когда какие-то мои мысли отзываются в душе читателей, возможно, в чем-то помогают или подсказывают. Значит, все это делается не зря.

Что еще о себе рассказать? Страстно люблю путешествия, незнакомые города и страны. Каждый раз открываю для себя новую грань души, и, что самое важное – интересных, нестандартных, творческих людей. Издала две книги лирической поэзии, лауреат международных литературных конкурсов. Все это меня очень вдохновляет, наполняет и дает энергию двигаться дальше, в новые творческие проекты. И я очень рада, что познакомилась с Вашим блогом и с Вами, ведь благодаря таким душевным статьям мир становится лучше и добрее».

После такого вот вступления передаю слово Ане.

Основные условия гармоничного развития ребенка


Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о самом главном — основных условиях для гармоничного развития ребенка. Каждая мама хочет для ребенка самого лучшего. Но как найти свой путь в море различных, порой противоречащих друг другу систем воспитания, развития, ухода? Как не потеряться в потоке информации? Давайте попробуем разобраться.

Спросите у женщины, беременной первенцем, как она собирается развивать своего малыша? И она ответит: «У него будет все самое лучшее, я всегда буду прислушиваться к его желаниям и просьбам, мы будем понимать друг друга с полуслова и полувзгляда, и я никогда не буду уставать». Улыбнетесь – какая наивность, так не бывает? Да, конечно, элемент розовых очков в данных утверждениях присутствует. И, на мой взгляд, он необходим в первую очередь маме, чтобы потом, после рождения малыша, не скатиться в усталость и недовольство. Ведь представьте себе, если бы вам еще до рождения ребенка все рассказывали о том, как тяжело живется с маленьким на руках, как все надоедает и валится с рук? Думаю, после таких рассказов «доброжелателей», может, вообще не захочется рожать ребенка.

Мы же не будем ни чрезмерно идеализировать, ни омрачать материнство. Ведь это априори огромное счастье. Но так ли важно быть идеальной мамой или идеальным папой? И возможно ли это в принципе? По мнению многих специалистов, правда где-то посредине – то есть, важно быть достаточно хорошими родителями. А для этого нужно совсем немного: терпение, любовь, внимание, и понимание истинных потребностей ребенка. Что же нужно самому малышу?

В последнее время многие психологи во всем мире обращаются к проблемам раннего детства. Ведь именно в первые месяцы и годы жизни малыш развивается наиболее интенсивно, закладывается фундамент его здоровья – как физического, так и психического. И от того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее крохи.

Конечно, можно просто пустить все на самотек, — ведь все дети растут, так заложено природой. Значит, как-то вырастет. Но вот как? На мой взгляд, если к вам пришел малыш, и вам посчастливилось стать родителем, это не просто огромная радость, но и большая ответственность. Но ответственность приятная. Ведь что может быть интереснее, чем наблюдать за становлением маленького человечка?

Мы сейчас не будем рассматривать подробно различные методики воспитания и развития. Речь пойдет не о них. Наша задача на данный момент – определить основные вехи, опорные точки, отталкиваясь от которых, мы получим счастливого ребенка и довольных родителей.

Итак, к главным и основным условиям гармоничного развития ребенка дошкольного возраста можно отнести следующие:

Наличие близкого взрослого

Младенец без мамы или человека, который ее заменяет, не сможет выжить. Ему нужна забота, ласка, тепло. Рядом с мамой кроха ощущает себя в безопасности, и может жить и развиваться. Тут вроде бы все понятно и без слов. Но, когда карапуз поднимается на ножки и начинает бегать, говорить, многое делать самостоятельно, мы порой начинаем недооценивать свою роль в жизни нашего ребенка. Кажется, что излишним вниманием мы его только разбалуем. Но разве любовь может навредить?

Малыш, которому два, три, четыре года нуждается в родительской любви не меньше, чем младенец. Да, может быть, эта любовь должна проявляться уже по-другому – теперь не надо посвящать ему каждую минуту, укачивать, развлекать. Кроха может заниматься чем-то и один, и с удовольствием постоит за свое право быть самостоятельным. Но ему тоже нужно посидеть у мамы на коленях, прижаться к ней крепко-крепко, поделиться своими «секретными секретами». И это прекрасно! Не лишайте ребенка минут истинной близости. Когда вы вместе с ним – будьте только с ним, и душой, и телом. Пусть пять минут в день. Но это все же лучше, чем целый день как бы рядом, но в то же время мыслями очень далеко.

Единые принципы воспитания в семье

Какую бы систему воспитания вы не выбрали, очень важно, чтобы ее придерживались все члены вашей семьи – и мама, и папа, и дедушки с бабушками. Малыш вполне может понять и принять определенные границы, но только в том случае, если они едины для всех. А не так, что мама все разрешает, папа наказывает, а бабушка утешает.

Развитие в игре

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Сначала малыш учится манипулировать предметами, обогащает свой сенсорный опыт (все щупает ручками, пробует на зуб, рассматривает, прислушивается к незнакомым шумам). Но уже простое разбрасывание или собирание игрушек является началом игры. Потом появятся более сложные виды игр – сюжетная, ролевая. Все они чрезвычайно важны для развития малыша. И наша задача как родителей – обеспечить крохе безопасные условия для игровой деятельности. Конечно, не стоит забывать и об участии самих родителей в играх – этот процесс должен приносить удовольствие не только малышу, но и маме с папой.

Умеренные нагрузки

В том числе физические. Не стоит перегружать малыша чрезмерным количеством факультативов и секций, домашних и клубных развиваек. Но и оставлять ребенка «в покое» тоже не самый хороший вариант. Помогайте крохе изучать мир, давайте ему посильные нагрузки, ходите на прогулки, на детские площадки, старайтесь отвечать на его вопросы и просто много общаться, пойте песенки, делайте ему массаж и вместе с ним – зарядку. И тогда ваше чадо обязательно вырастет здоровым и счастливым.

Включение в жизнь

Не стоит создавать для крохи лабораторные условия, сдувать с него пылинки и ограждать от всего. Пусть он видит, что происходит в вашем доме и в вашей жизни. Что еда появляется на столе не из воздуха, а мама ее готовит на кухне. И игрушки не волшебным образом разлетаются по местам. Уже двухлетний карапуз с огромным удовольствием будет помогать маме подметать, варить суп или месить тесто. Пусть сначала понарошку, не так хорошо, как вам бы хотелось. Но малыш учится – и это главное. А, значит, у него будут все предпосылки вырасти самостоятельным, гибким, уверенным в себе человеком.

Наличие своего личного пространства

Обеспечьте ребенку место, в котором он может играть самостоятельно и чувствовать себя полноправным хозяином. Если нет возможности сделать отдельную детскую комнату – оборудуйте ему хотя бы уголок, в котором будут его игрушки, книжки, столик со стульчиком. Главное условие – это место не должно быть проходным, таким, где ребенка постоянно будет кто-то задевать, мешать ему. Вспомните, насколько важны для вас самих любимое кресло или письменный стол, и как вам неприятно, когда кто-то посягнет на вашу территорию.

Грустный пример из жизни – дети, выросшие в детских домах, зачастую не имеют понятия «собственных вещей». Там все общее, любой может подойти и взять, не возвращая. Из-за этого во взрослой жизни таким ребятам сложно научиться ценить свои вещи, свое пространство. Малыш, у которого с детства есть территория, где он – хозяин, скорее всего, таким же хозяйственным и ответственным и вырастет.

Пример для подражания

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Дети – это не просто подарок, посланный нам небесами. Это еще и уникальный шанс стать лучше, осознаннее, гармоничнее. Ведь от ребенка не скроешь фальши. Он не приучится есть полезную брокколи и рано ложиться спать, если вы сами питаетесь жареной картошкой и играете в компьютерные стрелялки до утра. Как бы вам ни хотелось в это верить.Поэтому вдохновляйте ребенка своим личным примером, учите его полезным привычкам и здоровому образу жизни, общительности и оптимизму, и результат не заставит себя ждать!

Жизнь «без шаблона»

Как бы хорошо не описывали среднестатистического малыша в умных книгах, ваш ребенок имеет полное право быть не таким. И, скорее всего, он этим правом воспользуется. Спросите у многодетных мамочек – они наверняка расскажут, насколько дети не похожи между собой. Каждый – личность. Не шаблонная, не абстрактная. А живая и настоящая. Поэтому не принимайте за догму любые советы, и не стремитесь стопроцентно им следовать, чего бы вам (и малышу!) это не стоило. Даже если так сказал великий ум. Позвольте крохе просто быть собой.

Со-Творчество

Живите не ради ребенка, а с ним. Очень многие родители делают глобальную ошибку, посвящая свою жизнь исключительно воспитанию ребенка. А потом упрекают выросшее чадо: «Я на тебя всю жизнь положила, а ты такой неблагодарный!». Подумайте сами – разве ребенок ваша собственность? Нет, конечно, у него есть свои цели и задачи, свои увлечения и своя будущая жизнь. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы ваши интересы не ограничивались ребенком. Вы просто обязаны уделять время и силы себе, своей половинке, любимым занятиям. Ведь даже самый маленький кроха когда-то вырастет и покинет родительский дом. А с чем останетесь вы?
Кроме того, ребенку и не нужна такая огромная ответственность – быть смыслом жизни своего родителя. Дети, которым с ранних лет внушается эта мысль, зачастую вырастают несамостоятельными, робкими, несчастными. Они как будто несут на своих хрупких плечах непосильную ношу, и не могут ее сбросить.

Если же вы выбираете жить «рядом с ребенком», и вы, и малыш получаете целую массу бонусов! Мало того, что ваша семья превращается в творческую команду, которой вместе легко и хорошо. Где проблемы и трудности решаются в атмосфере доверия и поддержки, а радости умножаются во стократ. Но еще и ребенок видит, что его родители счастливы, гармоничны, а, значит, можно нести их модель поведения в свою взрослую жизнь.

Родительское чутье

Ваша задача – увидеть и почувствовать, к чему больше всего тянется малыш? Что приносит ему радость? Какое занятие увлекает его сильнее других? И соответственно вашим наблюдениям стройте систему развития ребенка. Иными словами, если карапуз целыми днями поет, придумывает всякие мелодии, может, вместо совершенно неинтересного ему футбола отдать его в музыкальную школу? Никто не утверждает, что он станет вторым Моцартом. Всякое бывает в жизни. Возможно, со временем интерес пропадет. А может, и нет. Кто знает, вдруг вы, благодаря своей наблюдательности, «совершенно случайно» сделаете своего сына или дочь самыми счастливыми на свете – людьми, еще с детства нашедшими свое призвание?
Умение видеть, слышать, понимать и чувствовать своего ребенка – это навык. И ему обязательно нужно учиться.

Предлагайте малышу разные занятия. Наблюдайте, играйте вместе, изучайте. Давайте ему помощь тогда, когда он в этом нуждается. Будьте близки с ребенком по-настоящему. И эта инвестиция обязательно окупится в сотни и тысячи раз.

Конечно, это не все, что можно сказать по этому очень важному вопросу. Наверняка, у вас тоже есть свои секреты гармоничного развития ребенка. И, если вы захотите ими поделиться в комментариях – мы будем очень рады!

Пусть каждый ваш день рядом с малышом будет наполнен приятными эмоциями, радостными мгновениями, вдохновением и тихим счастьем. Ведь дети – это наш комплимент от Бога. Это знак того, что у нас уже есть чем поделиться, чему научиться, о чем подумать. Это продолжение жизни. Уже не такой, как до них, нет. Совершенно другой. И качество ее напрямую зависит от нас самих.

Счастья вам и вашим детям!
Психолог Анна Кутявина

Я благодарю Аню за первую тему разговора. Думаю, что все мы хотим и все делаем, чтобы наши дети, внуки развивались именно гармонично.

И для души мы с вами послушаем сегодня Giovanni Marradi – Caruso. Удивительная тема, которую многие из вас слышали. Подарите себе настроение.

Желаю нам всем здоровья, радости от простых моментов общения с нашими близкими людьми. А для детей и внуков наших – гармоничного их развития. Будут они счастливы, будем счастливы и мы.

Смотрите также

Что только не сделает мужчина во имя любимой женщины! История одной семьиЧто только не сделает мужчина во имя любимой женщины! История одной семьиНовогодние игры и конкурсы для детейНовогодние игры и конкурсы для детейИмбирь с лимоном и медом. Трио для иммунитетаИмбирь с лимоном и медом. Трио для иммунитетаГимнастика тайцзи – цигун для здоровья и долголетияГимнастика тайцзи – цигун для здоровья и долголетияШиповник при беременностиШиповник при беременностиСпринцевание ромашкойСпринцевание ромашкой

irinazaytseva.ru

Уровни развития гармоничной личности

Экология жизни.К любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии — не любит, он ожидает любовь. Если человек, находясь в режиме ожидания, дефицита, получает что-то, это не будет его удовлетворять.

К любви способна только гармоничная личность. Человек в дисгармонии — не любит, он ожидает любовь. Если человек, находясь в режиме ожидания, дефицита, получает что-то, это не будет его удовлетворять. Все блага, как духовные, так и материальные, такие как здоровье, богатство, отношения, истинное счастье, абсолютное знание приходят к человеку тогда, когда он находится в гармонии.

В Ведах сказано: просто станьте гармоничными, и вам всё откроется изнутри, просветление само придет к вам… Гармоничный человек развивается на 4 уровнях:
 


 Физический 

Физическое и ментальное здоровье. Физическое здоровье – это второй по важности фактор для духовного развития. Если у вас нет здоровья, то вы не сможете наслаждаться материальным миром и делать прогресс в духовном. Физический уровень состоит из:

· Забота о теле. Регулярные чистки внутренних органов (кишечника, печени и почек).
· Правильное питание. Наше физическое и ментальное здоровье зависит от питания: что мы едим, где, как, с кем и, что очень важно, когда и в какое время суток.
· Вода. Наше тело и мозг должны получать регулярно чистую воду. Именно воду, а не чай и различные напитки. Желательно пить около 2-х литров в течение дня. Йоги, которые живут долгой и здоровой жизнью, пьют каждые 15 минут по несколько глотков.

· Позвоночник. От состояния позвоночника зависит все тело. В восточной медицине говорят, что гибкость позвоночника показывает, насколько долго будет жить человек. Также от этого зависит мышление. Например, если ты ходишь ровно и улыбаешься, у тебя непроизвольно улучшается настроение.
· Дыхание. Во всех восточных культурах есть различные дыхательные техники, которые могут помочь человеку иметь очень сильный иммунитет, быть энергичным, быстро выздороветь в случае тяжелой болезни. Например, в ведантизме это пранаяма, в китайской культуре – гимнастика цигун, ушу и т. д. Важно иметь спокойное, умиротворенное дыхание. Йоги говорят, что чем чаще ты дышишь, тем меньше тебе жить, и, соответственно, наоборот.
· Сон. Важно иметь правильный достаточный сон. Следует знать, что самый полезный сон с 9 вечера до 5 утра.

· Посты. Важно регулярно поститься, осознанно воздерживаться от приема пища. Лучше делать это на экадаши – 11-й лунный день. Для тела и ума, а также для воспитания характера важно воздержание от пищи.
· Сексуальная жизнь. Ее должно быть немного и с любимым. Все сексуальные извращения, да и просто потакание своему вожделению, забирают много тонкой энергии, ухудшают карму.
· Физические упражнения. Очень важно много двигаться – и для тела, и для ума. Лучшее – это быстрая ходьба, плавание. Также полезны танцы и йога.
· Природа. Нужно как можно больше бывать на природе. Просто пребывание там, особенно в горах, на море, может быстро привести в порядок ментальное состояние, резко усилить иммунитет. Лучше, конечно, вообще жить на природе.

· Все вредные привычки – особенно курение и спиртное, включая пиво, – нужно полностью искоренить: они убивают красоту, молодость,
сильно старят. Имея их, человек не может быть физически и психически здоров и счастлив. Если ты ведешь здоровый образ жизни, имеешь цель в жизни, хочешь приносить своим близким радость, следуешь своим путем, – то тебе это совсем несложно.
· Регулярный полноценный отдых. Полный отход от всех дел, как минимум раз в неделю и раз в несколько месяцев на неделю или две.
· Одним из важнейших составляющих физического и ментального здоровья является то, сколько Праны – жизненной энергии – получает человек.
 

 Социальный 

Он включает в себя:
· Найти свое предназначение и жить в соответствии с ним. Подобно тому, как у каждой клетки или органа в нашем теле есть предназначение, так и у каждого живого существа есть свое предназначение в этом воплощении. И очень важно его понять и следовать ему.
· Состояться как мужчина или женщина. То есть мужчина должен развивать мужские качества: прежде всего, уметь брать на себя ответственность, быть смелым, логичным, последовательным, и если человек не монах, – это умение взять ответственность за женщину и детей на всю жизнь и сделать их счастливыми и обеспеченными, не прожигать жизнь, как эгоистичный гуляка. Для женщины – развитие женственности, умение заботиться, интуитивный подход к жизни, стать хорошей матерью и женой.
· Очень важно состояться как муж – жена, сын – дочь, родитель. Не выполнив своего долга в семье, нельзя прогрессировать ни духовно, ни материально. Вселенная перестает помогать человеку, который не служит своей семье, и уж тем более, если он уходит от семейных обязанностей, не хочет заводить семью и детей. Немногочисленные исключения – это те, кто полностью отрекся от мира и живет очень аскетично. Но в семье, в служении обществу учиться высшей мудрости можно не меньше.
· Задача каждого человека – улучшить карму (судьбу) своего рода, служить своему роду, почитать своих предков, какими бы они ни были.
· Умение зарабатывать деньги. Это относится к мужчине. Но правильно относиться к деньгам важно всем: как к энергии Бога, уважительно, но без жадности. Уметь жить счастливо и умиротворенно вне зависимости от количества денег.
· Уметь правильно строить и поддерживать отношения с другими людьми. Уметь устроить счастливую и гармоничную личную жизнь. То, как мы можем любить, проявляется в отношениях. Все, что мы ставим выше отношений, – мы теряем.
· Приносить своей жизнью благо миру, в первую очередь близким. Мы должны чувствовать и видеть, что живем не зря, что благодаря нашей жизни хоть кто-то становится более счастливым и здоровым и, главное, любящим.

Интеллектуальный 

В современной культуре принято считать человека интеллектуальным в зависимости от того, сколько он прочел книг, сколько языков знает, сколько у него научных степеней. Но к определению данного слова это практически не относится. Про такого человека более правильно сказать, что он умный. По-настоящему мудр и разумен тот, кто:
 

· Умеет строить цели (на день, неделю, год, и несколько лет) и их целенаправленно достигать. Особенно это важно для мужчины. Ибо три главных качества гармоничного и успешного мужчины – это целеустремленность, бесстрашие и щедрость.
· Знает, что цель жизни может быть только на духовном уровне – это Божественная Любовь, Любовь к Богу. И для него это главная ценность жизни, к которой он идет.
· Знает, что мы есть душа, дух, а не физическое или ментальное тело.
· Умеет отличать “сат” от “асат” – временное бренное от вечного. Умеет принимать и идти путем, который благоприятен для гармоничного развития, для увеличения любви в душе и отвергать все, что неблагоприятно для этого.
· Умеет концентрироваться, добиваться спокойствия ума и контроля пяти чувств.
· Способен менять свою судьбу. Только человек с сильным, одухотворенным разумом, а также с большой силой воли и умением добиваться своих возвышенных целей способен изменить свою судьбу и идти своим путем, благодаря способности менять свой характер и
формировать правильное мировоззрение.
· Умеет отслеживать свои эмоции и таким образом не попадать под их влияние.

 Духовный 

Он – основа всего, самый реальный, так как вечен, и именно в нем присутствует истинная реальность. Если духовный уровень развит слабо, то все уровни будут разрушаться и причинять страдания. Это внутренняя наполненность, духовно-нравственные ценности, знания о Душе, отношения с Богом.
· Самое главное, чего не может дать материя, и что является главным сокровищем вечного духовного мира – это безусловную Божественную любовь. Этот мир может только наделять человека страхами,
привязанностями и зависимостями, желанием потреблять. Но когда человек испытывает Божественную любовь, живет ею, излучает ее, то он пребывает в Царстве Божьем, где бы он ни был на материальном плане. Душа – это безусловная любовь. Следовательно, главный показатель «духовной продвинутости» человека – насколько он
живет безусловной любовью, любовью к Богу. Подлинная духовность – это любовь. Убери Ее – и все потеряет смысл и станет приносить
огромные страдания: и еда, и секс, и социальная жизнь, и интеллектуальные игры и т. д.

· Душа вне времени и пространства – для нее нет прошлого и будущего, а только настоящее. Следовательно, насколько человек может жить здесь и сейчас, то есть в реальности, – настолько он одухотворен. Только в состоянии «здесь и сейчас» можно испытывать безусловную любовь. Совершенство жизни – это просто быть любящим присутствием.

· Бескорыстие. Душа, наше высшее Я – это любовь. Попадая в этот
мир, человек покрывается ложным эго, эгоизмом, который разрушает его жизнь, потому что эго хочет потреблять и жить для себя. В духовном мире или в обществе святых приятно находиться, потому что там все служат друг другу. Любовь можно ощутить, только когда мы жертвуем, отдаем, заботимся в смиренном состоянии ума, не ожидая ничего взамен. Поэтому также можно сказать, что подлинная
духовность – это и бескорыстие, и служение, без ожидания чего-то взамен.

· Важнейший показатель духовности – умение видеть Бога во всем и во всех. Ведь нет ничего вне Бога, отделенного от него. Каждый человек – это часть Бога, каждый атом, все подвижное и неподвижное, все
планеты. В каждой ситуации – Бог. Когда ты видишь одного Бога, разделенного на много форм: родственник, дерево, враг, гора, планета, травинка, микроб и т. д., – тебе легко любить безусловно всех и все. Видя и ощущая во всем Бога, ты все больше чувствуешь единство со всем и всеми. Все в этом мире связано: каждое событие, каждое живое существо.

· Служение. Все в природе служат, выполняют какую-то роль – даже жители высших планет – и только у человека есть выбор: служить себе или служить всем. Чем более он по-настоящему духовный, тем более он бескорыстный и, следовательно, больше служит. Это подразумевает служение своей семье, обществу..

· Человека по-настоящему духовного от того, кто играет в духовность, можно определить по отсутствию осуждения, жестких оценок, фанатичной уверенности в какой-то философской или
религиозной доктрине. У гармоничного человека любовь постоянно увеличивается – следовательно, ему открываются все более глубинные знания, понимание и видение мира. Но когда человек верит в какую-то застывшую концепцию и считает, что может быть только так, он резко останавливается в своем развитии…

Используйте эти знания во Благо и будьте счастливы! (с использованием материалов книги Рами Блекта «Путешествия в поисках смысла жизни. Истории тех, кто его нашел»). опубликовано econet.ru

econet.ru

Материал по теме: Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

Гармоничное развитие личности ребёнка путём приобщения его к искусству танца

Введение.

           Образовательная область «Искусство» в современной школе представлена тремя предметами: музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура. Архитектура, театр, кино, другие виды искусства либо частично включаются в эти предметы, либо остаются вне поля зрения. Однако есть один вид искусства, который обладает уникальным потенциалом в качестве школьного урока. Он не будет дополнительной нагрузкой, а скорее наоборот психической и физической нагрузкой. Это — танец.

           Танец, в отличие от других предметов, снимает перегрузку, улучшает физическое и душевное состояние детей и даже повышает общую успеваемость.

           В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому.  Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически  развитой, духовно богатой личности.

           Танцевальное искусство — массовое искусство. Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимает участие в работе хореографических кружков, балетных студий.     Благодаря  систематическому  хореографическому воспитанию и образованию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную  культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

           Танец  — это сценическое искусство, требующее  тщательный подготовки, виртуозности движений, ежедневный  шлифовки танцевальной  техники. На этих занятиях у детей развивается   музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. Музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей.

            Простая, доступная музыка будит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности.  Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — вот необходимые качества танцевальной музыки для детей. Содержание и форма музыки должны отвечать содержанию и форме танца. От качества используемого в работе музыкального материала и его исполнения зависит музыкальное развитие и становление художественного вкуса учащегося.   


1. Эстетическое воспитание как средство формирования личности.

 Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, — говорил А.С.Макаренко, — и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью.

       Цель эстетического воспитания – формирование у подрастающих поколений эстетического идеала, который обобщает наиболее важные и существенные эстетические представления  и взгляды человека.

       Воспитание эстетического идеала предполагает прежде всего  развитие у учащихся эстетических чувств и эстетического восприятия. Одни и те же явления действительности и искусства можно видеть, чувствовать и воспринимать по-разному. Одни могут часами любоваться красотой природы и картинами художников, а вторые и к тому и другому совершенно равнодушны. Развитие эстетического восприятия невозможно без обогащения учащихся эстетическими впечатлениями, без развития у них эмоционального, личного отношения к воспринимаемому. Необходимо воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, обращать их внимание на прекрасное в окружающей жизни и быту, в произведениях искусства.

       Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры. К сожалению, в жизни можно встретить людей, готовых под первым впечатлением на любой подвиг или самоотверженный поступок, но их чувство очень быстро остывает, и при первых же трудностях они отказываются от достижения поставленной цели.

       Наряду с формированием глубины и постоянства эстетических чувств следует обращать внимание на их принципиальность и идейную направленность. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием своего духовного облика человека и,  в первую очередь, правильных эстетических взглядов, убеждений и вкусов.

       Важно не только уметь видеть и чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, но и судить о нем, давать ему правильную оценку. Непритязательный в музыкальном отношении человек может не оценить по достоинству высокохудожественное музыкальное произведение, наоборот, давать высокую оценку с художественной точки зрения слабому творению. Поэтому одна из основных задач эстетического воспитания – формирование эстетических взглядов, суждений и вкусов у учащихся. Отсутствие правильных суждений о прекрасном или «дурные» вкусы – далеко не безобидная вещь. Нередко сложные представления о том, что красиво и некрасиво, приводят к безнравственным поступкам и извращенным взаимоотношениям между людьми.

       «На вкус и цвет товарищей нет», — говорится в старинной русской пословице. Нельзя требовать от людей совершенно одинаковой оценки прекрасного в жизни и искусстве. Однако у членов общества, разделяющих одно мировоззрение, различия во вкусах не будут выходить за пределы их эстетического идеала. Вкусы определяются не только уровнем эстетической воспитанности, но морально-политическим обликом личности.

       Формирование эстетических суждений и вкусов тесно связано с воспитанием эстетической активности у учащихся. «Человек по своей натуре художник. Он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Ученик должен быть не  только созерцателем прекрасного, уметь понимать и ценить его, но и активно вносить прекрасное в повседневную жизнь, делать ее эстетически выразительной и содержательной, бороться против всего уродливого и безобразного. С этой целью важно систематически привлекать учащихся к активной деятельности по улучшению и эстетическому преобразованию окружающего, воспитывать у них эстетические навыки и привычки, которые дают им возможность вносить элементы прекрасного в жизнь, быт, учебную и трудовую деятельность.

       Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Сотни тысяч людей занимаются в кружках художественной самодеятельности, приобщаясь к серьезному искусству. Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством, создает предпосылки для дальнейшего совершенствования.

             «Ни музыка, ни литература, ни какой другой вид искусства в настоящем смысле этого слова,- говорил П.И. Чайковский,- не существуют для простой забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда легких развлечений». Правдиво изображая действительность, создавая яркие образы положительных образов героев, литература и искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное в произведениях искусства и в жизни, способствуют развитию художественных потребностей и задатков.

2. История хореографии.

История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства.

История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования – танец был обрядом. В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или Американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, остяков, чукчей тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцев добычу – медведя, нерпа, рыбу… Шло время, человечество все энергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Поэтому недаром танец всегда был нелюбим жестокими церковниками. Однако он оказался куда сильнее и жизнеспособнее мракобесия и предрассудков. Танец выжил, восторжествовал и расширил свою сферу действия.

Возродилось целое искусство – хореография. Она, по существу, не имеющая системы записей движений, передавала устно, как эстафету, все ценное  и наиболее выразительное, что было на протяжении ее истории.

Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков.

В обработанном виде национальные танцы переходили на паркеты: танцевала знать на придворных балах. Танцевали актеры в интермедиях, чтобы «внести оживление» в ход серьезных драматических и оперных представлений. Сценический танец обогащался техникой, идущей от актеров, акробатов, скоморохов. Так, более четырех веков назад родился балет.

Поскольку зарождение танца относится к истокам человеческой культуры, а возможность систематизировать все огромное количество движений появилось только в 17 веке, можно сказать, что такой длительный путь развития  и тщательный отбор выразительных средств говорят об объективной эстетической ценности и жизненности этого искусства.

Истоки русской хореографии берут начало в хороводных массовых танцах, в которых складывались различные формы: перепляс, парный танец, импровизационная хороводная пляска, в которой ведущий танцор придумывал движения, а остальные повторяли, со временем отбирались и вырабатывались наиболее интересные, выразительные движения, рисунки и запечатлевались в различных танцах, приуроченных к жизненным событиям – обрядам, идущих от языческих времен, свадьбам, сезонным праздникам.

Творческая жизнь балетмейстеров тех лет проходила под влиянием противоречивых тенденций, имевших место и в других видах искусства. Так, например, «музыка, дающая толчок к творческой мысли постановщика, претерпевало в эти годы сильные ритмические и гармонические изменения»;- пишет Боголюбская М.С.

Ж. Далькроз, увлекший многие страны Европы своей системой ритмического воспитания, также оказал большое влияние на развитие балета, хотя среди хореографов он имел противников. Он сумел взглянуть на ритм как на внутренние проявления к духовной жизни человека через физическое действие, тщательно разработал систему ритмического воспитания.

Ритмическое воспитание было взято на вооружение К. С. Станиславским, который большое значение придавал ритмическому развитию актера. Уроки ритмики изучались будущими хореографами.

Таким образом, искусство танца развивалось и совершенствовалось. История показывает. что путь к танцевальному искусству идет через психологию и художественное раскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ.

3. Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии школьников

Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи  музыкально-эстетических переживаний.

 Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного и школьного возраста уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей,  из числа которых попутно можно отобрать наиболее одаренных для профессионализации.

При такой установке содержанием работы является приобретение навыков и знаний, которые понадобятся детям в дальнейшем при слушании музыки, музицировании. Проведение такой работы требует, конечно, на первых порах всевозможных приемов, способных заинтересовать детей, приобщить их к музыке. Одновременно преподается хоровое пение, бережно развивается слух, даются сведения о музыке, композиторах, исполнителях.

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять,  но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи.

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, что не поддается включению в программу и экзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом,  основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию учащихся и внесет обновление в хореографическую работу с детьми.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Эти два искусства близки нашим детям и молодежи, они призваны помогать личности расти и развиваться.

Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Весь процесс хореографической работы способствует физическому развитию детей, развитию их танцевальных способностей, помогает эстетическому воспитанию. Нужно стремиться к тому к тому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу, но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танца входит и прослушивание музыки для намеченной постановки.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность  в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятия музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

 Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменениях мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушать музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

 Творческая активность проявляется по-разному: и  тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают  свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда дети исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых. Сопоставление конкретных музыкальных образов (энергичных, активных, волевых и спокойных, лиричных, созерцательных) помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир детей.

Успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. Следует всегда обращать внимание на выражение лиц движущихся детей, так как на них яснее всего видно, что дают детям музыка и движение.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.)

Главная задача музыкально — ритмической   деятельности – развивать и углублять творческие способности детей, уметь создавать  музыкально-двигательные образы самостоятельно, используя при этом навыки, полученные на музыкально-двигательных занятиях ранее.

С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые музыкально двигательные навыки: они привыкают внимательно слушать музыку во время движения – начинать или оканчивать движение, сменять одно движение другим.

Все эти «команды» дает музыка; без внимания к ней  музыкальное движение невозможно и неинтересно.

Внимание к музыке еще более обостряется тем, что предварительного прослушивания и обсуждения музыки нового танца не проводится.

Разъяснив детям содержание упражнения и его структуру, педагог предупреждает детей, чтобы они приготовились к движению с началом музыки, а затем предоставляет им выполнять задание так, как они его поняли, как им подскажет музыка.

Одновременно педагог для развития у детей музыкально-двигательной памяти спрашивает: «Что мы делали в прошлый раз под эту музыку?» — или предоставляет им самим начинать упражнение, услышав знакомую музыку. Так у детей воспитывается непрерывное и заинтересованное внимание к музыке, с которой связаны их действия; первоначально произвольное, оно постепенно превращается в послепроизвольное — дети привыкают следить за музыкальным рассказом  так же, как они слушают стихи,  сказку.

С первых дней занятий у детей должны активизироваться связь между музыкой и движением. Необходимо возбудить у ребят желание двигаться, когда звучит музыка, сделать для них связь музыки с движением привычной, естественной. Дети должны получать радость от движений и музыки; движения усиливают их эмоциональный отклик на музыку

Эти первые музыкально-двигательные впечатления и навыки детей служат залогом успеха всей дальнейшей работы.

Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование художественного вкуса и интересов.

Дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка органически связаны. Для этого восприятие музыки и двигательная  реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ.

Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл.

Мелодия – основа музыкально-двигательного образа. Дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.

Для того, чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд танцевальных навыков.

Танец имеет большое воспитательное значение и оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, на рост их общей культуры.

Цель хореографических занятий – научить детей и подростков красиво и правильно двигаться. Необходимо расширять горизонты музыкального развития наших учащихся, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танец должен явиться средством, способствующим закреплению музыкальных впечатлений.

Несмотря на многовековое прошлое, искусство танца не потеряло своей актуальности и в наше время. Создано множество методик преподавания в различных областях хореографии, основанных на опыте прошлого, но адаптированных к настоящему.

В основе хореографического воспитания лежит системный, долголетний тяжелый труд. Нужна большая выносливость, дисциплинированность, самоконтроль, упорство в преодолении трудностей, стремление к самосовершенствованию, любовь к танцевальному искусству.

Лишь сочетание этих качеств может обеспечить полное развитие природных и артистических способностей каждого, и педагоги-хореографы с первых дней занятий должны воспитывать и развивать эти черты в учащихся.

Целью занятий является приобщение учащихся к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:

— развитие суставно-связочного аппарата и мускулатуры;

— развитие силы, ловкости и координации движений;

— правильная постановка корпуса, рук, ног, головы, выработка осанки;

— овладение техникой танца;

— овладение актерским мастерством;

— развитие творческого мышления, умение использовать полученные знания, навыки и умение в сценической практике;

— воспитание личности учащихся, развитие художественно-эстетического вкуса, любви к богатому национальному наследию.

В процессе постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

Важное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка и музыкально-ритмическая деятельность. Музыку слышат дети на  уроке и в постановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Учащиеся во время обучения должны получить представления о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца — это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.

Занятия в ансамбле способствуют сплоченности коллектива, вырабатывают чувство ответственности, развивают эстетический вкус, творческие интересы и способности, укрепляют здоровье.

4. Музыкально-хореографическое искусство в эстетико-нравственном воспитании школьников.


Хореография, как искусство коллективное, сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.

Ребенок в коллективе весь в движении, изменении и развитии в физическом и нравственном отношениях. И от того, какова атмосфера в коллективе, будет зависеть и его развитие как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является руководитель коллектива, насколько ясно и эмоционально воспринимает он цели воспитания и задачи сегодняшнего дня, насколько его интересы, желания, помыслы становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение ребенка, насколько педагогическая культура отвечает требованиям времени.

Детство – пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. Только богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными. Как часто богатство костюмов, броскость программы выступлений заслоняют подлинную работу по обучению и воспитанию ребят. Часто об успешной работе руководителя судят по чисто внешним признакам его деятельности, не учитывая и не замечая порой тех нравственных издержек и цену успеха, который достигается подчас перегрузкой ребят, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами.

Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения становятся как бы слышимыми. Живописность и графичность поз и положение танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля.

Музыка и танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы. яркостью неба и солнца.

. Переходя с помощью искусства из области конкретных знаний о весне в сферу человеческих переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире, которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении. Чувство восторга, нежности, бережности и доброты, пережитой учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут нравственным качеством личности.

Искусство хореографии, близкое к «растительным» и «животным» формам движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Например, «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой для школьников.

5. Музыкально-ритмические движения.

Ограниченное единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.

Эту важную мысль подчеркивал известная русская балерина Г.Уланова: «Когда бы и в каком балете мне не приходилось танцевать, я всегда стремилась осознать движения, из которых состоит танец. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность».

К.Станиславский подчеркивал, что «как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой». Не зря об известной русской балерине А.Павловой говорили, что ее движения – это «танцующая музыка».

Активно пропагандировала единство музыки и движений, которые в совокупности должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, приглашенная в 1921 году в нашу страну Советским правительством с целью  создания балетной школы. Самым важным в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринужденность. Она говорила детям: «Смотрите, как взлетает птица, как порхает бабочка, как ветер качает ветви деревьев; учитесь движениям у природы. Все, что естественно, то прекрасно».

Музыкально-ритмические движения способствуют всестороннему развитию ребенка. Инсценировки, праздничные настроения, национальные танцы, игры формируют нравственные качества школьников. Они помогают воспитывать у детей любовь к Родине, чувства прекрасного, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворения, полученные в процессе движения (игры, танцы), обычно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в организме, улучшается дыхание и кровообращение. Веселые игры и танцы возбуждают нервную систему и вызывают усиленную деятельность в высших отделах головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами.

Занятия ритмикой  и танцами помогают детям полюбить музыку, обостряют восприятие, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление.

Формируя творческое воображение, ребенок проявляет инициативу и выдумку. Они учатся передавать характерные особенности персонажей, создавать интересные композиции танцев, построить игры, инсценировать песни. Для этого они используют разнообразные выразительные средства – речь, движения, мимику, пение. К.Станиславский считал, что артисту надо учиться  играть у ребенка. «Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».

В процессе музыкально-ритмического воспитания необходимо осуществлять следующие задачи:

а) учить детей согласовывать детей с характером музыки, самыми яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично, выразительно двигаться, играть музыкальные игры, водить хороводы, танцевать как на занятиях, так и вне их;

б) развивать чувство ритма, заключающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передают ее в движениях;

в) развивать художественно-творческие способности, которые могут проявляться в том, что они сами ищут способы отражения игрового образа, придумывают, комбинируют танцевальные движения, предлагают изменения в танцах.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании принадлежит танцам. Как и другие движения они способствуют музыкальному развитию ребенка, приучают точно и изящно двигаться.

«Танцы – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика».

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

а) танцы с зафиксированными движениями;

б) характерные танцы;

в) свободные танцы.

В танце с зафиксированными движениями  за определенной музыкой определенная последовательность движений. Его построение зависит от структуры музыкального произведения. Например, «Танец-приглашение» состоит из 3-х частей: бег, кружение, притопывания – соответственно музыке, имеющей трехчастную форму.

Важную роль в музыкальном воспитании играют народные танцы, хороводы, в которых отражены чувства и обычаи разных народов. Разучивание их способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою историю и традиции народа.

Характерные танцы состоят из таких движений, которые рельефно рисуют данный персонаж и свойственны только ему. Например, танец «снежинок», «медвежат».

Наиболее сложным видом является свободный танец (или творческий). В этом танце дети, прослушав музыку, должны самостоятельно исполнить те знакомые танцевальные движения, которые соответствуют звучащей музыке. Надо предупреждать детей, что нельзя повторять движения товарищей, каждый должен самостоятельно придумать и исполнить свой танец. Ребенку, плясавшему лучше всех, педагог, с целью поощрения, предлагает показать свой танец всем присутствующим.

Благодаря систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей, развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.

Для развития музыкальности и ритмичности проводятся соответствующий ритмические упражнения и игры.

Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения способствуют также активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.

 «Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты» – так определяют конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство:

— общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.) ребенок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество – средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к  художественному творчеству

— оно широко используется ребенком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально-ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребенка и способствует их всестороннему развитию. Искусство кроме того осуществляет своеобразную психотерапию. Способствует снятию напряжения от учебы, труда и спорта.

        Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально-активной личности.

      

Важной задачей эстетического воспитания является развитие творческих интересов и способностей у учащихся в той или иной области искусства. Основным средством эстетического воспитания служит искусство – хореография.

Музыка и движение помогают воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

Основной задачей курса танца является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование  художественного вкуса и интересов.

Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

Список использованной литературы

1. А.Баранов « Развитие артистизма у детей в детских хореографических коллективах»,- М., «Дополнительное образование»,-2003, №1.

2. С.Руднева, Э. Фиш « Ритмика. Музыкальное движение», М., «Просвещение», — 1972.

3. В. Светинская «Танцевальные постановки для детей», — М., «Музыка»,-1966.

4. «Театральная энциклопедия. Классический танец», — М., Советская энциклопедия,- 1964, с.64.

5. Петров И.С. Формирование музыкальной культуры у учащихся, — Чебоксары, 1987.

6. Эстетическое воспитание школьников, — М., Просвещение, 1994.

                     

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *