Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика
‘; for (var i = 0; iАннотация
The problems of humanistic formations and recognition of self-value are analysed. Vocational training of the future teachers based on the socially-humanistic position of the person subject to its active attitude to the world is considered.
Ключевые слова: гуманизация, самоизменение, саморазвитие, субъект-субъектные отношения, гуманистическая направленность образования, гуманистическая парадигма образования
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Караванова Л. Ж. Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Основными ценностями гуманистического образования выступают человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. По мнению Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должна быть обращенность к общечеловеческим ценностям, педагогической культуре, индивидуальности, творческому потенциалу студента.
Согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а потребность человека «быть личностью», т. е. проявлять свои отношения к миру и самому себе [3].
В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Личность развивается в процессе деятельности под влиянием определенных факторов: наследственности, среды воспитания и собственной активности.
Восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная позиция личности. Согласно концепции А.В. Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широкую сферу социального контекста жизнедеятельности [2]. Процесс присвоения ценностей может осуществляться стихийно или целенаправленно.
Гуманистические ценности преподавателя (человечность, справедливость, ответственность и др.) реализуются в субъект-субъектных отношениях, развивая у учащихся потребность быть человечными, справедливыми, ответственными. В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании – состояние (т.е. межсубъектное состояние), что способствует проявлению «состояния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех».
Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии преподавателем оснований своей деятельности (целей, мотивов, способов, условий, ценностей, результатов), среди которых главной является ценностная ориентация на студента. По мнению O.K. Поздняковой, основой гуманистической позиции преподавателя являются взгляды, идеи, представления, убеждения, складывающиеся на основе знаний о целях и ценностях гуманистической педагогики.
Гуманистически ориентированный педагог позитивно относится к студенту, принимает учащегося таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому преподавателю свойственна открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, а искренен в отношениях с учащимися. Преподаватель-гуманист воспитывает в каждом студенте чувство собственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для развития обучающегося.
Одним из ведущих путей реализации концепции современного вузовского образования, частью которого является личностно ориентированное обучение, является переосмысление роли и места предметной подготовки в образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом как средством развития обучающегося. Другая идея этой концепции связана с конструированием таких учебных форм, в которых связываются в одно целое как образовательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление, и исследовательская работа, где происходит развитие личностной позиции будущего специалиста. Основные положения этой концепции определяются такой последовательностью: личность – главная ценность для себя и для «других», образование – преобразование личности, осуществляемое в процессе специально направленного на это целостного психолого-педагогического процесса вуза; главный результат такого образования – не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту, эмпатийному взаимодействию и высокой социально адресованной личностной продуктивности.
Основополагающим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуждения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.Деятельность преподавателей в современном вузе также меняется: от «транслятора» знаний через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у студентов профессиональных способностей, к позиции «консультанта», совместно со студентом проектирующего его будущую профессиональную деятельность.
В связи с этим актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обучения. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, в современных условиях являются метод проектов и обучение в сотрудничестве.
Метод проектов не считается принципиально новым в мировой педагогике. Его называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать студентам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Необходимо решать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них. В ее решении требуется использовать уже полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Преподаватель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль студентов для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, и получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [2, с. 25].
Студенты 5-го курса факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета при изучении дисциплины «Социальная работа с одинокими людьми» ежегодно выполняют проекты по темам «хроническое одиночество», «Специфика переживания одиночества в юности», «Психология женского и мужского одиночества» и т. д. Один из лучших проектов по дисциплине «Организация социально-психологических служб региона» – «Модель организации социально-психологической службы при клубах по месту жительства “Подростково-молодежный центр”» – создан студентками 5-го курса А.А. Королевой, Ю.А. Карачаровой, К.А. Новолаевой, А.С. Соколовой. Значимость этого проекта в том, что такого клуба нет в городе Твери, но студентки смогли показать необходимость его создания для всех жителей города. Этот проект защищался на открытом занятии, на которое были приглашены представители Комитета по делам молодежи Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, присутствовали ведущие преподаватели факультета. Создание такого клуба открывает перспективы перед студентами в их трудоустройстве психологами и специалистами по социальной работе, т.е. имеет для них практическую значимость.
Метод проектов приобретает все более важное значение в процессе обучения, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, но наиболее оптимален и результативен он будет в сочетании с использованием новых информационных технологий.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.
Сеть Интернет создает условия для получения любой информации, необходимой студентам и преподавателям. Работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме исследования. Участниками проекта могут быть учащиеся из разных стран, что приводит к кросскультурному общению. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии приобретают новую значимость, т. к. содержат не только материал из официальных источников, но и точки зрения иностранных партнеров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию различных явлений.
Телекоммуникации позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и рассматривать их с различных точек зрения, наконец, понимать, что некоторые проблемы могут быть решены только совместными усилиями.
Внедрение метода проектов в образовательные системы показало, что активность студентов и степень осмысления ими материала значительно увеличились. Это значит, что применение данного метода в настоящее время себя оправдывает. Однако необходимо отметить, что не все высшие учебные заведения могут позволить себе приобрести компьютерную технику в объемах, необходимых для продуктивной работы студентов и профессорско-преподавательского состава в телекоммуникационных проектах. Это заставляет искать пути оптимизации процесса обучения с учетом данной проблемы.
В этом случае оптимальным становится применение обучения в сотрудничестве. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) университета штата Калифорния [4, с. 98].
Взаимообогащаясь, индивиды «творят» друг друга в процессе общения, какими бы ни были его результаты – позитивными или негативными. Именно поэтому общение является одним из важнейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором развития личности в целом.
Будучи направленным на личностное развитие студентов, обучение будущих специалистов по социальной работе ориентировано также на их вхождение в культуру других народов, что обусловлено многонациональностью нашей страны, приобщение к нормам, традициям, что тоже не может не влиять на становление и рост личности, включая развитие толерантности.
Основная идея технологий обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Объединение студентов в малые группы по 3–4 человека и постановка одного общего задания с определением роли каждого члена группы в его выполнении позволяют каждому отвечать за результат не только своей работы, но и работы всей группы. Таким образом, у менее подготовленных студентов появляется стимул усвоить новые знания, а более подготовленные заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.
Обучение в сотрудничестве дает преподавателю большой простор для творчества. Существует несколько видов обучения в сотрудничестве.
1. Обучение в команде. В этом методе особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.
2. Кейс-стади (от англ. сase – «случай»). Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над проблемными ситуациями, которые могут быть разбиты на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа способствует развитию профессиональных знаний в сфере социальной работы, является полезной в учебном процессе при подготовке к практической деятельности. Например, при работе над темой «Социальная работа с семьей» можно выделить следующие подтемы: а) по объектам работы (социальная работа с детьми-инвалидами, матерями-одиночками, многодетными семьями и т.д.), б) по направлениям деятельности (социальная работа в здравоохранении, образовании, сфере занятости, экстремальных ситуациях и др.).
3. Метод «учимся вместе». Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какойлибо большой темы, над которой работают все. Например, весь коллектив работает над темой «Профессиональные требования к социальному работнику». Все участники продумывают стиль поведения социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профессиональных и индивидуальных ценностей и интересов и оказывает влияние на всю систему отношений. Студенты в группах готовят свою часть задания (гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей; терпимость, вежливость и способность к эмпатии; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональная устойчивость; личностная адекватность и социальная адаптивность). В результате совместной работы отдельных микрогрупп и всей группы достигается усвоение материала.
С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение какой-то познавательной, творческой цели, с другой – социально-психологическую – по развитию в процессе выполнения задания культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания студентами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Следует отметить, что не менее важна мотивация самостоятельной учебной деятельности. Практически это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем. В ходе общения студенты выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь методам,– общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха –дают возможность ориентироваться на каждого студента. Это и есть личностно ориентированный подход в условиях обучения в вузе.
Идеология метода проектов и обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути. Это истинно психолого-педагогические технологии, обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю, друг к другу. Таким образом, новые технологии в образовании наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения, реализующего гуманистический подход.
Литература
- Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гуманистическая основа их профессионального обучения: на материале преподавания спецдисциплин : дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. хабаровск, 1999.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова П.И. Дополнительное образование детей : учеб. пособие. М., 2002.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Караванова Людмила Жалаловна, доцент каф. общ. психологии и психологии развития Тверского государственного университета, e-mail: [email protected]
Метрики
Просмотров
Всего: 6664
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 1
38.9. Личность в гуманистической психологии
Опорные слова к вопросу №38 — здесь
Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных.
Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл (Рэнсом) Роджерс. Концепщии первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К. Роджерса.
Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей.
Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.
Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. См. предыдущий вопрос №37. 8 (список свойств самоактуализирующейся личности выделен курсивом).
На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».
Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.
Личность в психоаналитических и гуманистических теориях. простое определение. Не существует определенного критерия для определения личности. Критики теорий личности утверждают, что поведение человека не может быть основанием для определения типа личности.
СКИДКА 15% на первый заказ
Мы предоставим индивидуальную Теории человеческого развития документ, адаптированный к вашим требованиям, с хорошей скидкой
Воспользуйтесь скидкой
322 специалисты онлайн
Тем не менее, есть несколько действенных попыток определить теории личности. Одной из таких попыток является теория психоанализа, объясняющая развитие личности тремя стадиями. Этими стадиями являются ид эго и суперэго, а ид влияет на эго и суперэго. Существует также гуманистическая теория, утверждающая, что люди по своей природе добры и могут определять свою личность посредством свободной воли. В этой статье я объясню, как мой комплекс личности моделируется в обеих этих теориях, а также ответ на вопрос, который до сих пор не дает мне покоя.
Личность
Термин «личность» долгое время ускользал от окончательного определения. Это связано с тем, что психолог не может прийти к единому мнению о том, что представляет собой личность и какие критерии следует использовать для определения личности. На протяжении всей истории проводились многочисленные исследования и исследования, чтобы определить критерий определения личности человека. Хофсти (2006) утверждает, что лучший способ определить личность человека — это когда другие люди наблюдают за часто встречающимися поведенческими чертами. Таким образом, самоопределение личности бесперспективно и не дает достоверных результатов, так как подвержено ошибкам.
Чиккетти и Гроув (1991, стр. 12) возражают против этого аргумента и объясняют, что личность существует не только «в глазах смотрящего, и что типы личности не являются субъективными построениями о себе». Это означает, что тип личности нельзя определить, просто обобщая черты характера человека. Когда люди просто соглашаются с характеристиками человека, это не означает, что эти характеристики присущи этому человеку. Несмотря на это, непрерывные исследования и дискуссии психологов привели к более ясному пониманию теорий личности и Я-концепции (Wiggins, 19).96). Это, однако, не означает, что личности и самооценке не хватает рабочего определения. Цель этой статьи состоит в том, чтобы описать мою личность, используя две из этих троек личности.
Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитический подход, предложенный Зигмундом Фрейдом. Фрейд предполагает, что личность является результатом детского опыта человека, который формирует его нынешнее мышление, восприятие и поведение.
Человеческая личность является результатом взаимодействия «сознательных и бессознательных» человеческих способностей (Boeree, 2009)., н.пгн). Сознание человека таково, что формирует личность на основе воспоминаний о прошлом опыте, снов и фантазий. Есть также очень много бессознательных факторов, которые влияют на человеческое поведение без личного ведома. Фрейд объясняет, что личность имеет три уровня роста. Эти уровни роста характеризуются человеческими потребностями, и каждый предшествующий уровень развития личности влияет на последующий уровень (Beystehner, 1998).
Своевременная доставка!
Получите индивидуальный и Работа без плагиата на 100 % выполнена всего за 3 часа
Приступим
322 специалисты онлайн
Бейстехнер (1998) объясняет, что уровни Фрейда роста начинаются с идентификатора. Этот уровень потребности существует при рождении. id демонстрирует все характеристики потомства, адаптированного от родителя при рождении. Эта характеристика личности связана только с удовлетворением основных потребностей. Ид предназначен для удовлетворения приятных потребностей, таких как голод, потребность в сексе, облегчение боли и другие. Он также хочет мгновенного удовлетворения и не заботится о внешних факторах, которые могут повлиять на удовлетворение этой потребности.
Ид является характеристикой маленьких детей при рождении, но может влиять на поведение вплоть до взрослой жизни. У взрослых тоже есть базовые потребности, требующие мгновенного удовлетворения независимо от обстоятельств (Psychology101, 2003). Для меня естественно стремление удовлетворить базовые потребности, такие как голод, отдых и избегание неудовольствия. Эти основные побуждения иногда бывают сильными и могут влиять на мою повседневную жизнь. Например, я установил время приема пищи, которое соблюдается почти дословно. Есть как минимум два приема пищи в день. Всякий раз, когда пропускается время приема пищи, возникает осознанное чувство, что у меня есть потребность, которая требует срочного внимания и должна быть удовлетворена независимо от обстоятельств.
Psychology101 (2003) продолжает объяснять, что человеческая личность состоит не только из Ид. Некоторые реалии могут не гарантировать немедленного удовлетворения ид. На этом этапе человек стремится удовлетворить потребности ид, но с учетом реалий жизни. Несмотря на то, что у меня есть неотложные потребности, которые подталкивают меня к их удовлетворению, я должен учитывать реалии момента и рассчитывать будущие последствия удовлетворения этих потребностей.
Будучи студентом, id призывает меня спать лишний час, пропускать занятия и не читать до поздней ночи. Тело не хочет проходить через усталость от учебы. Однако, по быстрому подсчету, я должен читать, чтобы достичь своих академических целей. Поэтому я просыпаюсь вовремя, чтобы посещать лекции и следить за тем, чтобы я закончил свою академическую работу и вовремя отдыхал. Я должен умерить удовлетворение id и работать для моих академических целей. Фрейд назвал эту черту личности эго (Бейстенер, 1998).
Получить заказную работу
Всего за 13,00 11/стр. вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Boeree (2009) объясняет, что последняя стадия развития личности Фрейда называется суперэго. Это реализация понятия правильного и неправильного и необходимость удовлетворения желаний ид наряду с моральными принципами. Суперэго — это черта личности, которая проявляется в возрасте от 5 лет и старше и присутствует только у человека, который считается здоровым человеком. По мере моего роста я развил свои моральные принципы, которые определяют, как я удовлетворяю свои основные потребности.
Секс — одна из основных потребностей, требующих срочного удовлетворения. Однако из-за наличия венерических заболеваний мне приходится быть очень ответственной. Мое сообщество неодобрительно относится к безответственному сексуальному поведению, и поэтому потребность подчиняется общественной морали.
Анализ личности Фрейда дает достоверную информацию о моей нынешней личности. Тем не менее, это не решает комплексно мой личностный комплекс. Абрахам Маслоу разработал гуманистическую психологию как способ критики психоанализа. Психологи-гуманисты утверждают, что, поскольку бессознательная природа формирует нашу личность, внешняя среда также играет важную роль в формировании личности. Люди по своей природе нравственны, но некоторые естественные препятствия могут влиять на поведение. В результате врожденной доброты и внешней среды люди развили свободную волю (Maslow, 2009).).
Это означает, что на мою личность также повлиял выбор, который я делаю каждый день на основе свободной воли (Тейт, 2009). Я гарантирую, что делаю сознательный выбор, чтобы смягчить удовлетворение Ид и последствия, которые возникают. Согласно гуманистам, я могу определить направление своей жизни, делая правильный выбор. Делать правильный выбор можно только благодаря присущей мне положительной самооценке (AHP, n.d.).
Получение степени и адаптация к ответственному сексуальному поведению — вот некоторые из правильных решений, которые я сделал (AHP, n.d.). Этот хороший выбор, который делает человек, предназначен для того, чтобы подтолкнуть его к личностному росту, развитию и «самореализации» (Pescitelli, 19).96). Pescitelli (1996) продолжает объяснять, что человеческие потребности подразделяются на иерархические категории и должны удовлетворяться постепенно, от основных жизнеобеспечивающих потребностей, таких как пища, воздух и вода, до самоактуализации, конечного уровня человеческих потребностей.
Будучи студентом колледжа, у которого много друзей и большая семья, я достиг первых трех уровней иерархии потребностей. Моя личность в настоящее время основана на уважении к морали, принятии фактических знаний, уважении к людям и их убеждениям, построении самооценки и уверенности в себе благодаря тому, что я делаю. Существуют внешние факторы, влияющие на поведение человека, такие как мотивация со стороны родителей. Эта мотивация помогает мне повысить самооценку и побуждает к самореализации (Пескителли, 19 лет).96).
Заключение
В заключение, личность настолько сложная вещь, что ускользает даже от самого простого определения. Имея это в виду, стоит отметить, что все теории личности содержат некоторую истину о человеческой личности. Их единственная слабость заключается в том, что они не являются всеобъемлющими, и каждый из них упускает из виду важные аспекты, важные для определения личности. Как объясняется в этой статье, мой тип личности значительно вырос. Однако он еще не достиг полной зрелости.
На мою личность повлияло несколько факторов. На Ид влияют корыстные мотивы и личная выгода. Это одно из самых сильных побуждений в людях, и для его контроля требуется огромная сила воли. Суперэго использует мои моральные способности для удовлетворения основных потребностей. Я также человек свободной воли и обладаю властью решать, что делать. Этот выбор является движущей силой личностного роста.
Эти теории не могут объяснить одну фундаментальную реальность. Человеческое поведение неустойчиво и, как сообщается, колеблется. В одно время человек может испытывать чувство собственного достоинства, а в другое время он может испытывать неуверенность. Поэтому необходимо изучить лежащие в основе этого факторы.
Список литературы
AHP (без даты). Обзор гуманистической психологии. Ассоциация гуманистов Психологи. Интернет.
Бейстенер, К. (1998). Психоанализ: революционный подход Фрейда к человеческой личности . Веб.
Бори, Г. (2009). Зигмунд Фрейд 1856 – 1939: теории личности . Веб-пространство. Интернет.
Чиккетти, Д., и Гроув В. (1991). Личность и психопатология . Миннесота: Университет Миннесоты Press.
Марслоу, А. (2009). Гуманистическая психология. Авраам Маслоу. Интернет.
Пескителли, Д. (1996). Анализ теории личности Карла Роджерса. Панд. Интернет.
Психология101 (без даты). Развитие личности. Allpsychonline. Интернет.
Тейт, А. (2008). Сравнение гуманистической теории личности и теории черт личности. Связанный контент. Интернет.
Виггинс, Дж. (1996). Пятифакторная модель личности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Гуманистическая теория личности: определение и примеры (2023)
Гуманистическая теория личности утверждает, что у людей есть врожденное стремление к самоактуализации, если они окружены правильным окружением.
Он был разработан Карлом Роджерсом, чья работа (наряду с работой Абрахама Маслоу) помогла создать гуманистическую школу психологии. В отличие от психоанализа или бихевиоризма гуманистическая школа пытается учитывать весь человеческий опыт.
Например, в клинической терапии психологи-гуманисты уделяют центральное внимание опыту клиента и стараются создать позитивную атмосферу, чтобы помочь ему расти. Давайте обсудим концепцию более подробно, а затем рассмотрим несколько примеров.
Гуманистическая теория личности Определение
Гуманистическая теория личности была разработана Карлом Роджерсом, который считал, что:
«Опыт для меня высший авторитет. . . . Ни Библия, ни пророки, ни Фрейд, ни исследования, ни откровения Бога, ни человека не могут взять верх над моим собственным опытом».
(Rogers, 1961)
В 1950-х и 60-х годах бихевиоризм и психоанализ были двумя наиболее известными школами психологии. Но бихевиористы использовали методы естественных наук, сводившие людей к животным или машинам.
Психоаналитики, с другой стороны, сосредоточились только на ненормальных людях. Таким образом, новая группа психологов (во главе с Абрахамом Маслоу) создала гуманистическую школу психологии, которая пыталась дать более полное представление о людях.
Гуманистическая психология:
«признает его [человека] статус личности, несводимой к более элементарным уровням, и его уникальную ценность как существа, потенциально способного к автономным суждениям и действиям».
(Kinget, 1975)
Для Карла Роджерса самым важным было понять, как человек видит мир — свою «субъективную реальность». Это привело его к разработке гуманистической теории личности, в которой утверждалось, что все люди врожденно стремятся преследовать свои самые сокровенные чувства.
Тем не менее, большинство людей на самом деле не могут заниматься самореализацией из-за окружающей среды. Людям нужны отношения, обеспечивающие «безоговорочное позитивное отношение», которые помогают нам стать полноценными людьми и раскрыть свой потенциал.
Гуманистическая теория личности Примеры
- Клиент-центрированная терапия: Одним из самых больших вкладов гуманистической теории личности было ее влияние на терапию. Пока Роджерс защищал докторскую диссертацию, большинство психологов обучались психоаналитической традиции. Но Роджерс понял, что психоанализ имеет серьезные ограничения, поэтому он создал свой бренд клиентоцентричной терапии, основанной на центральном убеждении, что «клиент, который знает, что болит, в каком направлении двигаться, какие проблемы имеют решающее значение, какой опыт был глубоко зарыт в (1961). В отличие от психоаналитиков, Роджерс не называл своих людей с нарушениями «пациентами». Вместо этого он называл их «клиентами», предпринял активную попытку понять их субъективную реальность, а затем создал позитивную терапевтическую атмосферу.
- Q-Technique: Работая профессором психологии в Чикагском университете, Роджерс и его коллеги попытались создать первый метод объективного измерения эффективности терапии. Это была Q-методика (также известная как техника Q-сортировки), которая была первоначально разработана Уильямом Стефенсоном. Метод Роджерса заключался в том, чтобы клиенты описывали себя в настоящем (реальное «я»), а затем такими, какими они хотели бы стать (идеальное «я»). Затем измеряются два «я», чтобы определить корреляцию между ними. По мере развития терапии корреляция между ними будет становиться все больше. Таким образом, это помогает нам измерить эффективность терапии в любой момент во время или после нее. (Роджерс, 1954).
- Образование: Гуманистическая психология считает каждого человека уникальной личностью, и эта идея оказала огромное влияние на современное образование. Роджерс рассматривал традиционные школы как бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Вместо этого он выступал за «ориентированный на студента» подход к образованию, при котором студенты брали бы на себя ответственность и развивали свои пути обучения. Сегодня эта идея воплощается в жизнь в открытых классах, где ученики сами выбирают, что и как им изучать. Преподаватели выступают в роли фасилитаторов, которые обеспечивают нужную атмосферу и поддержку для индивидуальных учебных поездок. В Соединенном Королевстве А.С. Нил основал школу Саммерхилл, основанную на многих из этих гуманистических идей.
- Понимание родителей и отношений: Помимо профессиональной терапии или образования, гуманистическая теория личности также может помочь нам понять и улучшить наши отношения. Как и Маслоу, Роджерс считал, что у людей есть врожденное стремление к самореализации. Однако большинство людей не живут в соответствии со своими сокровенными чувствами из-за детской потребности в положительном отношении. Если детей не любят безоговорочно, у них развиваются «условия ценности», то есть они учатся действовать определенным образом, чтобы их любили, что продолжается и во взрослой жизни. Роджерс говорит, что для исправления этого человеку необходимо «безусловное положительное отношение» — чтобы его любили таким, какой он есть, — и это помогает ему стать «полностью функционирующей личностью».
- Профориентация: Гуманистическая теория личности может помочь нам направить наш жизненный путь в целом. И Маслоу, и Роджерс считают, что люди естественным образом стремятся к самореализации. Для Роджерса это может произойти, когда мы окружены любящими людьми (которые проявляют «безоговорочное положительное отношение») и преследуем свои самые сокровенные чувства. Роджерс называет это «процессом оценки организма», который позволяет нам жить полноценной жизнью и полностью раскрыть свой потенциал. Подобно экзистенциализму, гуманистическая психология говорит нам не беспокоиться об условностях, навязанных нам обществом, а формировать наши ценности и следовать им.
- Гештальт-терапия: Гештальт-терапия была разработана как гуманистическая психотерапия и основана на идее о том, что люди находятся под влиянием своего нынешнего окружения. Таким образом, вместо того, чтобы слишком углубляться в прошлый опыт, гештальт-терапия сосредотачивается на настоящем моменте и пытается улучшить осознанность, свободу и самоориентацию клиента. Разработанная Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз и Полом Гудманом, терапия пытается использовать эмпатию и безусловное принятие, чтобы помочь человеку достичь личностного роста и баланса. Цель состоит в том, чтобы помочь людям принять и поверить в то, что они чувствуют.
До сих пор мы рассматривали приложения гуманистической теории личности. Давайте теперь обсудим некоторые примеры из реальной жизни, связанные с этим:
- Авраам Линкольн: В отличие от других психологов своего времени, Маслоу изучал успешных людей, одним из которых был 16-й президент Соединенных Штатов. Маслоу обнаружил, что такие люди, как Линкольн, редко беспокоятся о суждениях о них других людей. Вместо этого они были сосредоточены на одной центральной проблеме и всю жизнь пытались ее решить. Итак, успешные люди глубоко озабочены самоактуализацией, и гуманистическая теория личности также выступает за это.
- Грабитель банков: Давайте теперь поговорим о совершенно противоположном примере: преступнике. Если психологи-гуманисты считают, что все люди от природы хорошие, то как насчет грабителя банков? Ответ заключается в том, что, хотя у людей есть свобода воли (они могут действовать в соответствии со своими желаниями), на них также влияет окружающая среда. В данном случае именно окружающие условия (денежные вопросы, соседство с другими преступниками и т. д.) превращают человека в преступника.
- Стремление к продвижению по службе: В нашей профессиональной карьере мы все пытаемся двигаться вверх или достичь того, что известно как самореализация. Например, вы можете очень усердно работать, чтобы привлечь больше клиентов для своей компании, что позволит вам получить стимулы и, возможно, в конечном итоге продвижение по службе. Итак, наши действия обусловлены нашим желанием полностью раскрыть свой потенциал, как считает гуманистическая психология.
- Tipping Behavior: Гуманистическая теория личности также предполагает, что мы хотим иметь «конгруэнтность» между нашим «идеальным я» и «реальным я». Несоответствие может привести к психическим расстройствам (скажем, тревоге), поэтому мы изо всех сил стараемся поддерживать нашу самооценку. Например, предположим, что вы ели в ресторане с другом, и они решили, что ваших чаевых недостаточно. Вы можете защитить себя, сказав, что чаевые соответствуют услуге, что позволит вам сохранить самооценку щедрости и справедливости.
Гуманистический подход к сильным и слабым сторонам личности
Хотя гуманистическая теория личности предоставила способ изучения «человека в целом», ее также часто критикуют за ненаучность.
Сильные стороны
В 1950-х и 60-х годах гуманистическая психология зародилась как протест против бихевиоризма. Эта новая группа психологов утверждала, что бихевиоризм сосредоточен на тривиальном поведении и игнорирует эмоциональные процессы, которые делают людей уникальными. (Хергенхан, 2000).
Они также критиковали психоанализ, утверждая, что он сосредоточен только на ненормальных людях и подчеркивает сексуальную/бессознательную мотивацию; он игнорировал здоровых людей, чьими основными мотивами являются личностный рост и улучшение общества.
Кроме того, они подчеркивают недостатки теории черт личности, которая склонна думать, что черты личности, такие как самооценка, являются врожденными, а не развиваются под влиянием факторов окружающей среды и социальных факторов.
Гуманистическая психология предоставила альтернативный способ изучения людей, который принимал во внимание «целостность» человека, а не просто рассматривал определенные модели поведения или бессознательные мотивы.
Слабые стороны
Однако гуманистическая психология также подвергалась критике со стороны многих ученых. Он представляет людей в «позитивном» свете, но это почти своего рода принятие желаемого за действительное, не подкрепленное фактами.
Гуманистическая психология также отвергает традиционную науку, но что же тогда должно ее заменить?
Если гуманистическая психология опирается только на «сокровенные чувства», то она перестает быть психологией и вместо этого становится философией или, может быть, даже религией. Критики обвиняют гуманистическую психологию в том, что она возвращает дисциплину к ее донаучному прошлому (Hergenhahn)
Наконец, многие термины, используемые психологами-гуманистами, весьма расплывчаты. Что именно мы имеем в виду, когда говорим о таких вещах, как «сокровенные чувства» или «реализация нашего внутреннего потенциала»? Эти термины/фразы не поддаются четкому определению и проверке, что делает их несколько ненадежными.
Заключение
Гуманистическая теория личности утверждает, что все люди стремятся преследовать свои сокровенные чувства и полностью реализовать свой потенциал.
Это, однако, зависит от окружающей нас среды. У большинства из нас развиваются «условия ценности», которые заставляют нас действовать определенным образом, чтобы нас любили. Попытка Роджерса состояла в том, чтобы помочь людям найти (будь то через личные отношения или терапию) «безусловное положительное отношение».
Это безусловное принятие позволяет людям стать полностью функционирующими людьми и полностью раскрыть свой потенциал. Гуманистическая теория личности применялась в различных областях, таких как образование, клиентоориентированная терапия и т. д. , которая, без сомнения, является самой влиятельной концепцией в рамках гуманистической теории психологии. Ниже приведен краткий обзор:
Состояния в иерархии Маслоу:
- Физиологические потребности — мы в первую очередь желаем того, что поддерживает нашу жизнь, например воздуха и воды
- Потребности в безопасности и безопасности — тогда мы желаем вещей, которые заставляют нас чувствовать себя в безопасности, таких как жилье и финансовая стабильность
- Потребности в любви и принадлежности (социальные) – затем мы ищем социального удовлетворения через чувство принадлежности к своей группе, хорошей семейной жизни и поиска друзей или интимного партнера
- Потребность в уважении — тогда мы ищем уважения как со стороны нашего сообщества, так и со стороны самих себя (самоуважение).
- Самоактуализация – наконец, мы ищем самореализации, под которой Маслоу понимает стремление стать лучшей версией себя. Примером может служить глубокое удовлетворение от воспитания счастливых детей.
Ссылки
Hergenhahn, B.R. (2000). Введение в историю психологии. Уодсворт Паблишинг Ко Инк.
Кингет, Г. М. (1975). О том, как быть человеком: систематический взгляд . Харкорт Брейс Йованович.
Роджерс, Карл. (1961). О становлении личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Хоутон Миффлин.
Роджерс, Карл. (1954). Терапия, ориентированная на клиента: современная практика, последствия и теория . Чикагский университет Press
Сурабх Ядав (Массачусетс)
Веб-сайт | + посты
Сурабх Ядав — независимый писатель и режиссер. Он изучал английскую литературу в Университете Дели и Университете Джавахарлала Неру.