Развитие личности когнитивная психология: Личность в когнитивной психологии

Структура личности в когнитивной психологии

3.05.2011

В когнитивной психологии по Дж. Келли структура личности отождествляется с двумя типами личностных конструктов, обеспечивающих накопление знаний человека о себе и окружающем мире:

  • базовые («ядерные») — для взаимодействия с другими людьми;
  • периферические — для решения текущих задач более мелкого уровня.

Каждый конструкт имеет дихотомическую форму (например, «добрый — злой», «общительный — замкнутый»). В целом система личностных конструктов имеет иерархическую структуру, функционирующую по отчасти врожденным, отчасти приобретенным планам обработки информации — так называемым «схемам». Развитие личности продолжается всю жизнь как по пути накопления количества конструктов, так и по пути совершенствования «схем» (см. подраздел 1.2.2). Сочетание конструктов и «схем» определяет возможности индивида в познавательной, социальной и любой другой сфере жизнедеятельности.

Интересен взгляд «когнитивистов» на соотношение сознания и неосознаваемого. Во-первых, отстраиваясь от психоаналитического понимания бессознательного, они ввели понятие «неосознанное». Неосознанное включает не то, что вытеснено в сферу бессознательного из-за неудовлетворения врожденных инстинктов (по Фрейду), а состояние, при котором отсутствует осознание действующих внутренних процессов. Например, входная информация может и не осознаваться, но вызывать у человека автоматический поведенческий акт.

Во-вторых, когнитивные процессы протекают и на сознательном, и на неосознанном уровнях. Более того, последний характеризуется большим быстродействием при обработке информации.

Таким образом, личность человека в когнитивной психологии обусловлена характером протекания его интеллектуальных процессов.

Ключевые слова: Личность, Когнитивность

Материалы по теме

Когнитивная и социальная зрелость личности

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Диспозициональная теория личности

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта

Анцупов А.Я., Конфликтология

Развитие личности человека

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Методики определения личностной зрелости

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Особенности личности подростков

Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии

Социальная направленность личности

Дубровина И. В., Формирование личности старшеклассника

Личность как предмет психологического познания

Мельник С. Н., Психология личности

Развитие когнитивное. Что такое «Развитие когнитивное»? Понятие и определение термина «Развитие когнитивное» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Развитие когнитивное – изменение мыслительных процессов на различных стадиях развития ребенка. Под мыслительными процессами в данном случае понимают способность к восприятию, возможность формировать понятия, поиск решения задач, функции памяти, логическое мышление и воображение.

Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, которая ознаменовала собой новый этап в изучении психологического здоровья детей и подростков. Пиаже утверждал, что человек имеет возможность самостоятельно моделировать свои когнитивные способности посредством действий, совершенных им в окружающей среде. Теория Пиаже предполагает четырехступенчатую систему  когнитивного развития от рождения ребенка до пятнадцати лет.

На каждом из этапов в процесс обработки задач, приходящих извне, включается один из двух механизмов. Первый – ассимиляция – предполагает приспособление новых ситуаций к ранее существующей структуре. Аккомодация, в свою очередь, заключается в видоизменении устоявшейся структуры в соответствии с новыми условиями. В результате этих процессов личность выходит на следующие ступени развития, лучше адаптируется к окружающему миру.

Значительный вклад в изучение когнитивных процессов внес также американский психолог Джером Брунер. Согласно его теории, когнитивное развитие дошкольника неразрывно связано с сенсомоторикой и его способностью откладывать в памяти реально существующие образы. По мере взросления большую роль начинают играть символические отображения предметов, а также язык – который, в свою очередь, выступает не только как культурная ценность, но и как один из регуляторов поведения.

< Пубертатный период

Развитие сексуальное >

Популярные термины

    Развитие когнитивное

    Кому и чем поможет когнитивная терапия?

    Когнитивно-поведенческая терапия считается одной из самых эффективных психотерапевтических практик. По крайней мере, в этом уверены специалисты, практикующие этот подход. Какие состояния он лечит, какие методы использует и чем отличается от других направлений?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Пытаюсь простить мужчину после разрыва, но мы снова поругались. Как отпустить обиды?»
    • Японская философия «ваби-саби»: как принять несовершенство мира
    • «Это сильнее меня» и еще 2 любимых оправдания нарцисса
    • 4 морфотипа старения: как подобрать процедуры для продления молодости
    • Рожать для себя — это эгоизм?
    • «Не рассказываю парню, что не хочу иметь детей, так как боюсь его потерять»
    • «Мама считает, что я не справлюсь с выбранной профессией, и пытается научить меня фэншуй»
    • Как стать всеобщим любимчиком: ученые обнаружили проверенный способ
    Сегодня читают

    • «Ненавижу людей, когда они чем-то пахнут или шумят.
      А от их лиц вообще тошнит»
    • «Мне 49, матери 73 — и она до сих пор командует мной, унижает и учит жизни. Как вести себя с ней?»
    • «С мужчинами мне комфортно только в постели»
    • «Я перестала быть „удобной“ — и муж постарался, чтобы я от него ушла. Стоит ли возвращаться?»
    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    Социально-когнитивная теория личности

    Вы общительны, потому что вы просто такой, или вы общительны, потому что вы вышли из общительной семьи и всю жизнь наблюдали за их поведением? Социально-когнитивные теории личности исследуют эти вопросы.

    • Каково определение социально-когнитивной теории личности?
    • Что такое социально-когнитивная теория Альберта Бандуры?
    • Каковы примеры социально-когнитивных теорий личности?
    • Каковы некоторые приложения социально-когнитивной теории?
    • Каковы преимущества и недостатки социально-когнитивной теории?

    Социально-когнитивная теория личности Определение

    Бихевиористская теория личности считает, что все поведение и черты приобретаются посредством классического и (в основном) оперантного обусловливания. Если мы ведем себя так, чтобы пожинать плоды, мы с большей вероятностью повторим их. Однако если такое поведение наказывается или, возможно, игнорируется, оно ослабевает, и вероятность его повторения снижается. Социально-когнитивная теория проистекает из бихевиористского взгляда на то, что поведение и черты приобретаются, но делает еще один шаг вперед.

    Социально-когнитивная теория личности утверждает, что наши черты и социальная среда взаимодействуют друг с другом, и эти черты изучаются посредством наблюдения или имитации.

    Бихевиористские теории личности считают, что обучение чертам личности — это улица с односторонним движением: окружающая среда влияет на поведение. Однако социально-когнитивная теория личности похожа на взаимодействие генов и среды в том, что это улица с двусторонним движением. Точно так же, как наши гены и окружающая среда взаимодействуют друг с другом, то же самое происходит с нашей личностью и социальным контекстом.

    Социально-когнитивные теории личности также подчеркивают, что наши мыслительные процессы (как мы думаем) влияют на наше поведение. Наши ожидания, воспоминания и схемы могут влиять на наше поведение.

    Внутренний-внешний локус контроля — это термин, используемый для описания степени личного контроля, который, как мы верим, мы имеем над своей жизнью.

    Если у вас есть внутренний локус контроля, вы считаете, что ваши способности могут повлиять на результаты вашей жизни. Если вы много работаете, вы верите, что это поможет вам достичь ваших целей. С другой стороны, если у вас есть внешний локус контроля, вы считаете, что очень мало контролируете результаты своей жизни. Вы не видите причин усердно работать или прилагать все усилия, потому что вы не думаете, что это будет иметь какое-то значение.

    Фг. 1 Тяжелая работа окупается, Freepik.com

    Альберт Бандура: Социально-когнитивная теория

    Альберт Бандура стал пионером социально-когнитивной теории личности. Он согласился с мнением бихевиориста Б. Ф. Скиннера о том, что люди учатся поведению и личностным чертам путем оперантного обусловливания. Однако он считал, что на это также влияет наблюдательное обучение .

    Б. Ф. Скиннер может сказать, что человек застенчив, потому что, возможно, его родители контролировали его, и его наказывали каждый раз, когда он говорил вне очереди. Альберт Бандура может сказать, что человек застенчив, потому что его родители тоже были застенчивы, и они наблюдали это в детстве.

    Существует основной процесс, необходимый для обучения через наблюдение. Во-первых, вы должны обращать внимание на чье-то поведение, а также на последствия. Вы должны иметь возможность сохранить то, что вы наблюдали в своих воспоминаниях, так как вам может не понадобиться использовать это сразу. Затем вы должны иметь возможность воспроизвести наблюдаемое поведение. И, наконец, вы должны быть мотивированы копировать поведение. Если вы не мотивированы, вы вряд ли воспроизведете такое поведение.

    Взаимный детерминизм

    Как упоминалось ранее, социально-когнитивные теории подчеркивают взаимодействие между личностью и социальным контекстом. Бандура расширил эту идею концепцией взаимного детерминизма .

    Взаимный детерминизм утверждает, что внутренние факторы, окружающая среда и поведение переплетаются, чтобы определить наше поведение и черты.

    Это означает, что мы являемся и продуктами, и производителями окружающей среды. Наше поведение может повлиять на наш социальный контекст, который может повлиять на наши черты личности, наше поведение и так далее. Взаимный детерминизм говорит, что эти три фактора возникают в петле. Вот несколько способов, которыми может возникнуть взаимный детерминизм.

    1. Поведение — У всех у нас разные интересы, идеи и увлечения, и поэтому мы все выбираем разную среду. Наш выбор, действия, заявления или достижения формируют нашу личность. Например, кого-то, кто любит вызовы, может привлечь кроссфит, а кого-то артистичного — уроки каллиграфии. Различные среды, которые мы выбираем, формируют то, кто мы есть.

    2. Личные факторы — Наши цели, ценности, убеждения, культура или ожидания могут влиять и формировать то, как мы интерпретируем нашу социальную среду. Например, люди, склонные к тревоге, могут воспринимать мир как опасный, активно высматривать угрозы и замечать их больше, чем другие.

    3. Окружающая среда — Обратная связь, подкрепление или инструкции, которые мы получаем от других, также могут влиять на наши личностные качества. И наши черты характера могут влиять на то, как мы видим других и как, по нашему мнению, нас воспринимают. Это, в свою очередь, может повлиять на то, как мы реагируем на ситуацию. Например, если вы чувствуете, что ваши друзья считают, что вы мало говорите, вы можете попытаться начать говорить больше.

    Джейн любит сложные задачи (личный фактор), поэтому она решила заняться кроссфитом (поведение). Она проводит шесть дней в неделю в своем тренажерном зале, и большинство ее ближайших друзей тренируются вместе с ней. У Джейн огромное количество подписчиков в их аккаунте CrossFit в Instagram (фактор окружающей среды), поэтому ей приходится постоянно создавать контент в спортзале.

    Социально-когнитивные теории личности: примеры

    Бандура и группа исследователей провели исследование под названием « Эксперимент с куклой Бобо », чтобы проверить влияние обучения через наблюдение в отсутствие прямого подкрепления. В этом исследовании детей в возрасте от 3 до 6 лет просили наблюдать за агрессивным поведением взрослого либо лично, либо в прямом эфире, либо в мультфильме.

    Детям предлагается поиграть после того, как исследователь уберет первую игрушку, которую подберет ребенок. Затем они наблюдали за поведением детей. Дети, наблюдавшие агрессивное поведение, чаще подражали ему, чем контрольная группа. Кроме того, чем дальше модель агрессии от реальности, тем меньше тотальной и подражательной агрессии проявляли дети.

    Несмотря на это, тот факт, что дети по-прежнему имитировали агрессивное поведение после просмотра живого фильма или мультфильма, наводит на размышления о влиянии насилия в СМИ. Многократное воздействие агрессии и насилия может вызвать эффект десенсибилизации .

    Эффект десенсибилизации — это явление, при котором эмоциональная реакция на негативные или аверсивные стимулы снижается после многократного воздействия.

    Это может привести к когнитивным, поведенческим и эмоциональным последствиям. Мы можем заметить, что наша агрессия увеличилась или наше желание помочь уменьшилось.

    Социально-когнитивная теория личности, двое детей смотрят телевизор, StudySmarter

    Fg. 2 Дети смотрят телевизор, Freepik.com

    Социально-когнитивная теория: приложения

    Социально-когнитивная теория может применяться для понимания и прогнозирования поведения в различных условиях, от учебы до работы. Еще одна сторона социально-когнитивной теории, которую мы еще не обсуждали, — это то, что она говорит о предсказании поведения. Согласно социально-когнитивной теории личности, поведение человека и прошлые черты являются лучшими предикторами их будущего поведения или черт в подобных ситуациях. Так что, если друг постоянно строит планы на свидание, но в последнюю минуту бросает его, это лучший показатель того, произойдет ли это снова или нет. Однако это не означает, что люди никогда не меняются и всегда будут вести себя одинаково.

    Хотя наше прошлое поведение может предсказать, насколько хорошо мы поступим в будущем, это явление также может повлиять на наши самоэффективность или убеждения о себе и своей способности достичь желаемого результата.

    Если ваша самоэффективность высока, вас может не смутить тот факт, что вы потерпели неудачу в прошлом, и вы сделаете все возможное, чтобы преодолеть препятствия. Однако, если самоэффективность низкая, на нас могут существенно повлиять результаты прошлого опыта. Тем не менее, самоэффективность состоит не только из нашего прошлого опыта работы, но и из обучения через наблюдение, вербального убеждения (поощрения/отвержения сообщений от других и самих себя) и эмоционального возбуждения.

    Социально-когнитивная теория: преимущества и недостатки

    Социально-когнитивная теория имеет несколько преимуществ. Во-первых, он основан на научных исследованиях и исследованиях . Это неудивительно, поскольку объединяет две наиболее научно обоснованные области психологии — поведение и познание . Исследования социально-когнитивной теории могут быть измерены, определены и исследованы с достаточной степенью точности. Он показал, как личность может быть одновременно стабильной и подвижной из-за постоянно меняющихся социальных контекстов и окружающей среды.

    Однако социально-когнитивная теория не лишена недостатков. Например, некоторые критики говорят, что он слишком много внимания уделяет ситуации или социальному контексту и не признает самые сокровенные, врожденные черты человека. В то время как наше окружение может влиять на наше поведение и черты личности, социально-когнитивная теория преуменьшает значение наших бессознательных эмоций, мотивов и черт, которые не могут не просвечиваться.

    Социально-когнитивная теория личности. Ключевые выводы

    • Социально-когнитивная теория личности утверждает , что наши черты и социальная среда взаимодействуют друг с другом, и эти черты изучаются посредством наблюдения или имитации.
      • Социально-когнитивная теория личности похожа на теорию взаимодействия генов и окружающей среды в том смысле, что это улица с двусторонним движением. Точно так же, как наши гены и окружающая среда взаимодействуют друг с другом, то же происходит и с нашей личностью и социальным контекстом.
    • Внутренний-внешний локус контроля — это термин, используемый для описания степени нашего личного контроля над своей жизнью.
    • Чтобы произошло обучение через наблюдение, нужно уделить внимание , сохранить то, что было изучено, можно воспроизвести поведение и, наконец, мотивацию учиться.
    • Взаимный детерминизм утверждает, что внутренние факторы, окружающая среда и поведение переплетаются, чтобы определить наше поведение и черты.
    • Бандура и группа исследователей провели исследование под названием « » Эксперимент с куклой Бобо » для проверки влияния обучения через наблюдение в отсутствие прямого подкрепления.

    Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Мишеля

    Английский

    Бандура и Мишель

    Бандура и Мишель

    Как развивается личность? Существует множество теорий, пытающихся дать нам ясный и логичный ответ на этот фундаментальный вопрос. Одной из категорий этих теорий являются социальные когнитивные теории Бандуры и Мишеля. Рассмотрим взгляды каждого из теоретиков на личность.

    Откройте для себя еще 10 статей по этой теме

    Не пропустите эти статьи по теме:

    1. Культура
    2. Психодинамические теории
    3. Бихевиоризм
    4. Теория черт
    5. Человек истическая перспектива

    Личность и Бандура

    В его социально-познавательном теории личности, Бандура включил понятие наблюдательного научения в качестве одного из основных теоретических положений. Он утверждал, что подкрепление работает не просто как механизм, но на самом деле является источником информации о следующем подкреплении, которое должно быть дано после повторения поведения. Бандура указал, что для того, чтобы человек мог повторить приятное поведение, он должен включить свои интеллектуальные процессы, в отличие от убеждения Скинера, что мышление происходит только внутри «черного ящика». В этом смысле Бандура соглашался с тем, что среда вызывает поведение, но поведение также может вызывать среду. Это главное понятие в его теории называется реципрокным детерминизмом. Подход Бандуры к личности можно понять из следующей ситуации: предположим, подросток проявляет свою агрессивную черту личности, потому что с ним жестоко обращаются сверстники. Когда этот человек выражает свою агрессию посредством насильственных действий, он может вызвать либо более высокий уровень агрессии, либо страха в сознании своих сверстников, тем самым изменяя свое окружение.

    Выдвинув теорию о том, что личность, проявляющаяся в ее поведении и окружающей среде, относится к двустороннему процессу, Бандура позже предположил, что существует третий фактор, который необходимо учитывать в такого рода взаимодействиях, — психологические процессы человека. Он сказал, что наша способность обрабатывать язык, изображения и другие сенсорные стимулы в нашем сознании влияет на то, как мы себя ведем, как развиваем свои личностные черты и, таким образом, как мы влияем на окружающую среду. Когда он ввел эту концепцию, он стал членом бихевиористско-когнитивистского круга психологов.

    Личность и Мишель

    Теория личности Уолтера Мишеля, чем-то похожая на предложение Бандуры, утверждает, что на поведение человека влияют две вещи: специфические атрибуты данной ситуации и то, как он воспринимает эту ситуацию. В отличие от традиционных социальных когнитивных теорий, Мишель утверждал, что человек ведет себя подобным образом только тогда, когда эти действия с высокой вероятностью приведут к одинаковым результатам. Он подчеркнул, что у нас есть индивидуальные различия, поэтому наши ценности и ожидания должны учитываться при прогнозировании поведения и личности человека.

    Согласно Мишелю, есть пять личностных переменных, влияющих на условия конкретной ситуации. Они используются для предсказания того, как человек, скорее всего, поведет себя.

    1. Компетенции — наши интеллектуальные способности, а также социальные навыки.

    2. Когнитивные стратегии — различное восприятие конкретного события. Например, то, что может быть «угрожающим» для вас, может быть «вызовом» для другого человека.

    3. Ожидания — ожидаемые результаты различного поведения, которые реализуются человеком внутри его сознания.

    4. Субъективные ценности — соответствующая ценность каждого возможного результата различного поведения.

    5. Системы саморегулирования — группы правил и стандартов, к которым люди приспосабливаются для регулирования своего поведения.

    В конце концов, Мишель считает, что личности как таковой не существует, и что наши черты — это просто когнитивные стратегии или действия, которые мы делаем для того, чтобы получить желаемое вознаграждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *