8 упражнений для тренировки творческого мышления
Часть 1: немного теории
Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креативной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.
Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нанороботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.
1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.
2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.
3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.
4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.
Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.
Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.
Часть 2: много практики
А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.
Аспект 1: отсуствие самокритики
Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.
Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.
Упражнение 1
Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.
Упражнение 2
А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.
Аспект 2: сдвиг точки входа
Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются, выдвигают идею креста, очень узкого в центральной части, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?
Упражнение 3
Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!
Аспект 3: бесконечность вопросов
Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.
Упражнение 4
Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).
Упражнение 5
Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».
Рисунок 4И довольно об этом
Аспект 4: правополушарное мушление
Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуротомию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.
Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.
Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.
Упражнение 6
Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.
Рисунок 5(1) Рисунок 5(2)Упражнение 7
Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!
Рисунок 5(3)Упражнение 8
Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.
Рисунок 6Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.
Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб
www.marieclaire.ru
Программа тренировки мышления с помощью развивающих игр онлайн
Благодаря мышлению человек познаёт сущность предметов и явлений, выявляет закономерные связи и отношения между ними. Мышление даёт нам возможность делать логические выводы, осмысливать и структурировать информацию, оно стимулирует память и интеллект. Один из путей тренировки мозга – выполнение упражнений для развития мышления на тренажерах Битрейники. Игровые задания охватывают разные операции процесса мышления, стимулируют развитие памяти, внимания и образного мышления, но следует помнить, что, как и при любой физической тренировке, здесь важна регулярность занятий.
Доказано, что благодаря тренировке мозга можно восстанавливать и выстраивать новые нейронные связи, что открывает перед нами реальные возможности на пути самосовершенствования.Если Вы длительное время выполняете определённую интеллектуальную задачу, соответствующие ей нейронные пути развиваются, и Вы начинаете выполнять её лучше и быстрее. Благодаря этому удивительному свойству мозга, получвшему в науке название «нейропластичность»,мы имеем возможность развиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям и самосовершенствоваться. Что работает – то развивается!
5 упражнений ежедневно
минут в день
Битрэйника сформирует для Вас программу обучения, включающую упражнения для тренировки мышления. Все наши тренажеры оформлены в виде увлекательных игр.
Упражнения на развитие мышления включают задания на анализ и синтез, быстроту мышления, воображение, действия в уме и другие. Ежедневно вам будут предлагаться для выполнения 5 упражнений. Общее время занятий составляет 15-20 минут в день.
Память
462
Внимание
250
Мышление
291
Восприятие
485
Битрейника будет постоянно оценивать Ваши результаты, наглядно демонстрируя их с помощью графиков и специальных индикаторов. Практика показывает, что уже через 2 недели ежедневных тренировок улучшаются память и способность концентрироваться, появляется уверенность в своих силах и готовность браться за более сложные интеллектуальные задачи.
b-trainika.com
Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития
Добрый день, дорогие читатели! Ни для кого не секрет, что чем лучше развито у человека словесно-логическое мышление, тем эффективнее и продуктивнее он учится и работает, познает новое, ориентируется в окружающем мире. Каждый может развивать свое мышление. А какие существуют для этого способы – я расскажу вам в этой статье.
Виды мышления
Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.
Различают такие виды мышления:
Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.
Суть словесно-логического (абстрактного) мышления
Любое мышление может быть точным (когда точно понимаем, о чем мы думаем) и абстрактным (обобщенным). Иными словами, человек рассматривает картину не в деталях, а в общих чертах. Он может догадываться, предполагать, обобщать информацию и делать соответствующие выводы.
Главные особенности человека, который мыслит абстрактно:
- легко оценивает и сравнивает абсолютно разные по характеристикам и назначению явления и предметы;
- классифицирует и разделяет знания;
- непрерывно анализирует происходящее;
- выделяет частные события из целого;
- извлекает значимое и отсекает маловажные детали и события;
- классифицирует предметы и явления по определенным признакам;
- находит точки соприкосновения между общим и частным.
Стоит отметить, что возраст никаким образом не влияет на способность мыслить. Можно тренировать как мышление ребенка, так и взрослого человека. Эффективность таких тренировок также никак не зависит от возраста. Существуют простые и действенные методики тренировок.
ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление ребенка
- Подобрать как можно больше предметов, похожих на придуманное слово. К примеру, можно выбрать те, которые имеют такую же форму. К «земле» подбираем «мяч», «яблоко», «воздушный шар».
- Перечислить предметы, которые объединяются каким-либо свойством. Нужно назвать его. Примеры: чашка, блюдце, кастрюля – посуда; яблоко, абрикос, груша – фрукты; шапка, рубашка, шорты– одежда.
- Из перечня слов необходимо исключить то, которое не подходит ко всем остальным. Яблоко, суп, карандаш, хлеб. (Хлеб)
- Придумать связное предложение с произвольными тремя словами. Например, солнце, ананас, покупка. У нас сегодня необычная покупка – ананас, похожий на солнце. Видим, что слова по падежам не меняются. Это – лучший вариант ответа. Если будет тяжело, можно склонять слова или уменьшать их количество.
- Имеем ряд слов, все из которых кроме одного начинаются или заканчиваются на одну и ту же букву. Необходимо найти это слово.
- Придумать как можно больше предметов одного цвета или одинаковой формы. Видоизмененным заданием будет подбор предметов, имеющих похожий вкус, запах и т.п.
- Угадать загаданное слово по признакам. Холодный, пушистый, зимний. (Снег)
- Взять отрывок из любого рассказа. Придумать к нему начало и логическое завершение в деталях.
- Несколько простых словосочетаний: «холодный ветер», «вкусный ужин», «деловое пальто», «огромные проценты» прочитать сначала в правильном, а потом в обратном порядке.
- Найти как можно больше отличий межу самолетом и кораблем, яблоком и картошкой и т.п.
Занимаясь с ребенком, помните, что формирование мышления начинается в раннем возрасте. Возьмите за привычку регулярно задавать малышу какие-то из приведенных выше задачек. Совсем скоро вы сможете заметить, что какие-то упражнения вызывают у малыша восторг. Преподнесите все это в игровой форме. Для ребенка это будет и увлекательно, и полезно одновременно.
ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека
- Разгадывайте кроссворды и шарады.
- Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
- Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
- К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.
- Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
- Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша. Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.
- Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать. Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.
- По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
- Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
- Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.
Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого. Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.
Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.
Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением
Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:
- легко запоминать большие объемы информации;
- абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
- даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
- быстро адаптироваться в незнакомых условиях.
Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.
Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.
При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:
- наука;
- творчество;
- интеллектуальные виды спорта;
- карьера;
- обучение и т.д.
Рекомендация для всех
И для детей и для взрослы, будет очень полезно тренировать своё мышление в игровой форме. Благо, в современном мире есть интернет. Я вам настоятельно рекомендую, присмотреться к программам викиум. Там представлено множество упражнений в игровой форме, с описанием к каждому упражнению. Т.е. вы можете выбрать упражнения именно на тот тип мышления, который нужно «подкачать». Вся статистика записывается в личный кабинет и с течением времени вы сможете легко отследить свой прогресс.
Заключение
Рекомендую, также прочитать статью с рекомендациями о том, как найти вещь которую забыл куда положил. Ведь согласитесь, что у вас были такие ситации, когда ну никак не удается вспомнить, где же лежат ключи и т.п.?
Кстати, тренируя постоянно свой мозг, вы будете намного реже забывать вещи или какие то важные события.
До свидания, дорогие читатели! Будьте внимательны к себе, живите интересной и насыщенной жизнью! До новых встреч на страницах блога!
qvilon.ru
Как развить логическое мышление: тренировки и игры
Сама по себе логика не является данным от рождения умением человека, ей обучаются в течение всей жизни, получая ценные уроки. Подобный инструмент познания мира не близок эмоциональной человеческой натуре, поэтому люди предпочитают думать и делать так, как им привычнее. Однако эта наука лежит в основе большинства законов Вселенной. Способность мыслить и рассуждать последовательно, непротиворечиво полезно при решении многих задач. Будь то построение бизнес-проектов, убеждение оппонентов или покупка в магазине. И сразу возникает вопрос: «Как развить логическое мышление и жить максимально эффективно?». Ответ на него рассмотрим в статье ниже.
Люди часто совершают противоречащие логике ошибки. Они думают, что достаточно руководствоваться здравым смыслом и полученным опытом, игнорируя законы и специальные приемы формальной логики. Однако этого может быть достаточно лишь при высказывании элементарных суждений и решении несложных задач, при совершении масштабных операций потребуются определенные знания, которые не позволят совершить ошибочные действия.
Что такое логика
Для того чтобы понять, что это такое, нужно более широко объяснить это явление, разделив его на составляющие.
Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.
Логикой называют науку о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности. Ее особенность состоит в том, что знания получаются не из чувственного опыта, а в процессе анализа полученных ранее данных, выводное знание.
Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, заставляющий человека использовать логические конструкции и понятия, основываясь на доказательствах, рассудительности и гибкости мышления. Основная цель – получить максимально обоснованный вывод из имеющихся данных.
В основе логических законов лежит эмпирическое познание мира через опыт. То есть человек делает вывод исходя из создания или участия в определенной ситуации и впоследствии осознании ее конкретных последствий.
Тренировки
Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:
- Изучение естественных наук
Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали.
Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.
- Используйте аргументированный спор
Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций.
Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.
- Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры
Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.
- Найдите иные способы использования предметов
Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.
- Игра в ассоциации
Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.
- Читайте книги с конца
Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.
- Расширяйте словарный запас
Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.
- Слова наоборот
Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.
- Придумайте то, чего не существует
Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.
Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.
- Разгадывайте анаграммы
Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.
- Используйте другую руку
Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.
Кому нужно развивать логику
Логическое мышление необходимо любому человеку, независимо от его целей. Ведь имея гибкость мышления каждому из нас можно:
- найти оптимально выгодное решение проблемной ситуации;
- всегда находиться на несколько шагов впереди врагов или конкурентов, рассчитывая их возможные действия;
- подобрать нужный способ достижения поставленной цели;
- выражать свои мысли в понятной для всех форме;
- достаточно легко находить аргументы для склонения оппонентов в свою сторону;
- не допускать совершения профессиональных и жизненных ошибок;
- справляться с софистикой и демагогией;
- уметь быстро формулировать ответ на поставленный вопрос, избегая выпаливания первой пришедшей в голову мысли, которая может сильно навредить потом;
- четко видеть манипуляции со стороны других людей, не стать жертвой их обмана;
- осознавать сделанные другими людьми или собой ошибки, быстро и легко их устранять.
Для чего нужно развивать логику
Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.
Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.
Благодаря умению мыслить логически, человек приобретает способность креативного мышления, ведь открывается совершенно иное понимание действительности, дающее много преимуществ.
Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.
headlife.ru
Как взрослому человеку развить мышление — Блог
Мышление – это способность человека устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, анализировать и синтезировать. Человеку на современном этапе развития цивилизации свойственна дискретная форма мышления. Она подразумевает следующее: при любом методе мышления рассуждения базируются на противопоставлениях. Положительно – отрицательно, далеко – близко, равно – не равно, да – нет.
В основе логики дискретного мышления лежит принцип выбора одного из двух возможных вариантов. В этом случае даже многоступенчатость подхода не устраняет его недостатки. Альтернативой является метод интегрального мышления, который может в корне изменить ваше собственное мышление и, как следствие, общие подходы к вопросам интеллектуального развития.
По некоторым классификациям представителей этого метода, различают 3 формы мышления:
- творческое или креативное,
- ассоциативное или алгоритмическое,
- примитивное или шаблонное.
Упражнения для развития логического и ассоциативного мышления у взрослых:
- Придумайте максимальное количество синонимов к какому-нибудь слову.
- Придумайте два слова, например, КАНАВА и ТРЕСКА. Теперь необходимо найти слова, в которых каждое следующее будет начинаться с двух последних букв предыдущего, пока не подберёте слово, оканчивающееся на две буквы, с которых начинается второе из придуманных в самом начале слов. Например: канава – варево – волос – осетр – треска.
- Попросите кого-нибудь придумать анаграммы и постарайтесь составить из них предложения.
- Попробуйте написать несколько слов цифрами, которые соответствуют номеру каждой буквы в алфавите.
- Придумайте длинное слово и постарайтесь составить из него как можно больше других слов.
- Хорошо развивать мышление помогает частое решение логических задач.
Тренироваться нужно по 10-15 минут в день.
Воспользуйтесь возможностью развивать мышление комплексно с помощью специализированной программы для развития мышления на Битрейнике.
b-trainika.com
Упражнения для развития логического мышления.
«Зачеркни лишнее»
Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4—5 слов или чисел.
Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.
Вариант 1
Слова объединены по смыслу.
Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.
Ручка, кукла, тетрадь, линейка.
Рубашка, туфли, платье, свитер.
Стул, диван, табуретка, шкаф.
Веселый, смелый, радостный, счастливый.
Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.
Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.
Вариант 2
Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.
Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)
Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)
Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)
Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)
Вариант 3
16, 25, 73, 34 (73 — лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)
5, 8, 10, 15 (8 — лишнее, остальные делятся на 5)
64, 75, 86, 72 (72 — лишнее, у остальных разница цифр равна 2)
87, 65, 53, 32 (53 — лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)
3, 7, 11, 14 (14 — лишнее, остальные нечетные)
«Слова-невидимки»
Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.
Например, было слово «книга», стало — «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.
Вариант 1
Восстанови правильный порядок букв в словах.
Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.
Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.
Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.
Ковора, кируца, шакок, сакоба.
Вариант 2
Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.
Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.
ПТЛАОК –
ЧРЕКА –
ГИРА-
ВДУЗОХ –
АДЕ-
БРУАТ –
Ответ: привет.
ВАУД –
УРВАК –
ЧИКО –
КССЛА –
Ответ: урок.
КСОТМЮ –
ЛЬЮИ –
ОТНОГЬ –
ОКНЕА –
Ответ: кино.
ПОСЕК –
ОВУБЬ –
КОДЧА –
АВСУТГ-
ЧЕРЬ –
ОБАДИ –
ХУКЯН –
Ответ: подарок.
Вариант 3
Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.
1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).
Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.
2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).
Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.
3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).
Оинса, бду, жулдье, нелк.
Вариант 4
Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.
1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.
Сила, соль, банка, пион.
2. Найди в слове игру-невидимку.
Шишка.
3. Найди в слове дерево-невидимку.
Насос.
4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.
Лапоть.
5. Найди в слове цветок-невидимку.
Мошкара.
Вариант 5
В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:
подушка
клавиатура
ракета
магазин
подарок
родители
«Другая буква»
В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.
Вариант 1
Отгадай загадки.
Могут в школе нам поставить,
Если ничего не знаем.
Ну а если с буквой «Т»,
То мяукнет он тебе. (кол — кот)
По нему любой пройдет.
С буквой «П» — со лба он льет. (пол — пот)
Если «К» — хозяйка плачет.
Если «Г» — лошадка скачет. (лук — луг)
С «Р» — актерская она,
С «С» — на кухне всем нужна. (роль — соль)
С буквой «Д» — в квартиру вход,
С буквой «3» — в лесу живет. (дверь — зверь)
С «Д» — мама в платье наряжает,
С «Н» — в это время засыпают. (дочь — ночь)
С «Л» — не выручил вратарь,
С «Д» — меняем календарь. (гол — год)
С буквой «К» — она в болоте,
С «П» — на дереве найдете. (кочка — почка)
С «Т» — он на огне с едой,
С «3» — с рогами, с бородой. (котел — козел)
С «Р» — и прятки, и футбол.
С «Л» — ей делают укол. (игра — игла)
Вариант 2
Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.
Образец: …оль — роль, соль, моль, боль, ноль.
Ро… —
…очки —
Ба… —
…ар —
…ара —
…айка —
…ень —
…ом —
Вариант 3
Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым — дом — ком — кол — гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.
Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».
«Домики»
Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.
Вариант 1
Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.
Вариант 2
Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.
«Ребусы»
Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.
Основные правила разгадывания ребусов
1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.
2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.
3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: ,,☆ — читается как «езда».
4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.
5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.
6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.
7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».
8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.
Пользуясь правилами, разгадай ребусы.
«Сложение и вычитание»
Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.
Сложение
Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок
Решение: бу + тон = бутон
Вычитание
Дано: вид транспорта — о = единица измерения Решение: метро — о = метр
Вариант 1
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.
б + пища = несчастье
к + насекомое = прическа у девочки
у + ненастье с дождем = опасность
у + загородный дом = успех
о + противник = длинная яма
у + ребенок-девочка = снасть рыболова
о + орудие = край леса
с + шерсть зверей = раздается во время веселья
у + единица = делают больному
м + суп из рыбы = насекомое
у + мяч в воротах = в треугольнике
за + загородный дом = требует решения
ка + награда = прихоть
о + населенный пункт = участок земли
ав + помидор = оружие
ба + оттенок = белый хлеб
об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге
ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами
ко + играет актер = монарх
по + несчастье = успех в битве
при + сосновый лес = аппарат
при + битва = волны у берега
Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.
Вариант 2
Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.
сосуд — а = там хранят деньги
нравоучительное стихотворение — ня = низкий голос
нижнее белье — ы = всего боится
помидор — ат = отдельная книга
мелководное место в реке — ь = им пишут на доске
сильный страх — большой мастер = змея
птица — местоимение = преступник
воинская часть — к = по нему ходим дома
волосы на лице мужчины — торжественный стих = сосновый лес
птица — ока = мусор
цветок — с = игра
фантазия — та = оружие рыцаря
в нем можно варить — ёл = домашнее животное
на шее зимой — ф = геометрическая фигура
молодое растение — ок = высота человека
в них стоит вратарь — а = на одежде вокруг шеи
вид спорта — с = у тела правый и левый
Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.
«Следующее число»
Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.
3, 5, 7, 9 … . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)
16, 22, 28, 34 … . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)
55, 48, 41, 34 … . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)
12, 21, 16, 61, 25 …. (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)
«Определения»
Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.
Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.
Вариант 1
Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)
Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.
Река —
Салют —
Облака —
Котенок —
Радуга —
Вариант 2
Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)
Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.
Темная, тихая, лунная, черная — … (ночь).
Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — … (дорога).
Добрая, заботливая, любимая, красивая — … (мама).
Короткие, длинные, стриженые, блестящие — … (волосы).
Волшебная, интересная, народная, добрая — … (сказка).
Крепкий, душистый, сладкий, горячий — … (чай).
Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — … (лето).
Преданная, лохматая, шумная, любимая — … (собака).
Круглое, яркое, желтое, горячее — … (солнце).
«Путаница-2»
В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.
Вариант 1
Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.
Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)
Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)
На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)
На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)
Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)
Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)
Вариант 2
А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.
Мои площадке детской друзья на играли.
Пятерку на языка я русского получила уроке.
Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.
Всех для подарки я родственников сделал.
Тихо на было после свежо и грозы улице.
Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.
«Задания с текстом»
Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.
Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).
Вариант 1
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5—7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.
Вариант 2
Прочитайте отрывок, состоящий из 10—15 предложений, и попросите передать его содержание в 2—3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.
Вариант 3
Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.
Вариант 4
Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.
«Пантомима»
Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима — это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников — 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.
Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по
казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель — так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.
Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.
• Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.
• Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.
• Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!
infourok.ru
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.
Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
Телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
Бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.
Банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
Конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
Вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
Цель: К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо — ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка – часы, колесо –
Колесо – круг, ковёр –
Белка – дупло, медведь –
Кофта – шерсть, шуба –
Магазин – продавец, больница –
Рыба — река, птица –
Ваза – стекло, кастрюля-
Молоко – масло, мясо –
Коза – капуста, белка –
Лошадь – сено, кошка –
Чай – печенье, суп –
Стул – спинка, корабль –
Ракета – космос, самолёт –
День – обед, вечер –
Инструмент – работа, кукла –
Охотник – ружьё, рыбак –
Слово – буква, дом –
Ногти – ножницы, борода –
Дождь – сырость, жара –
Лес – деревья, поле –
Лиса – хитрость, заяц –
Палец – кольцо, ухо –
Лимон – кислота, конфета –
Школа – ученик, больница –
Вулкан – извержение, река –
Задача – решение, вопрос –
Писатель – книга, скульптор –
Море – капля, толпа –
Автомобиль – дорога, поезд –
Поезд – станция, самолёт –
Цветок – бутон, листок –
«Прекрасное далеко».
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.
Оборудование: лист бумаги и карандаши.
Ход игры: — Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. давайте выступим в роли писателей-фантастов и придумаем описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или дом, в котором будут жить люди в будущем. Также можете нарисовать космический корабль, фантастический пейзаж или другую планету, которую предстоит открыть в будущем.
По окончании работы дети рассказывают о своих работах.
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки — от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.
Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке — от самого большого до самого маленького.
По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков «Найди лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая — лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).
3) Назови слова, обозначающие зверей.
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8) Назови слова, обозначающие овощи.
9) Назови слова, обозначающие фрукты.
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
А) Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — («низко»),
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — («близко»),
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — («храбрец»),
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай — («конец»).
Б) Предложите ребенку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой — маленький». Можно использовать следующие пары слов:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
белый — черный
твердый — мягкий
шершавый — гладкий
и т. д.
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Водитель ведет троллейбус.
Днем спит,
ночью летает,
прохожих пугает.
Ответ: филин, сова
Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
Ответ: фотоаппарат
Хвостком виляет,
Зубаста, а не лает.
Ответ: щука
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
Ответ: холодильник
В брюхе баня,
В носу — решето,
На голове — пуговица,
Одна рука,
Да и та на спине.
Ответ: чайник
Один пьет,
Другой льет,
Третий растёт.
Ответ: дождь, земля, растение.
infourok.ru