Психология наблюдательности и методика ее развития
Курс «Методика психологического исследования»
ПРАКТИКУМ
(Материалы для студентов)
Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития
Наблюдательность — способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается с опытом1.
Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблюдательность можно развить.
Упражнения по развитию наблюдательности.
Упражнение 1.
Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, «водящий», располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.
Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу «начали» крайний в полукруге легким нажатием «посылает» двигательный «импульс» — толчок — локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, «импульс» двигается по всему полукругу справа налево или слева направо.
Задача играющих в том, чтобы движение «импульса» было непрерывным, но таким, чтобы «водящий» не успел «засечь» по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же «водящего» как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть «умудриться» поймать движение, которое от него скрывают. Если «водящий»правильно «засек» передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то «пойманный» становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.
Движение «импульса» не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая «водящего», чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет «обмануть» бдительного водящего.
Если «импульс» не ловится «водящим» в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет «водящего».
Роль «водящего» увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения «импульса», скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.
Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты «водящего» лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами.1
Упражнение 2.
Одному из членов группы предлагается внимательно «осмотреть» аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?
Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т….? Кто улыбался?
Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?
Упражнение 3.
Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотритесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.
Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь.2
Упражнение 4.
Группа образует круг. Испытуемый в центре.
Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей — их величину, форму, цвет и т. д.
Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возможность проверить свою наблюдательность.
Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы «вглядеться» в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время — надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.
Время. Испытуемый приступает к работе.
По команде «стоп» группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность «описания». Поменяйте состав «круга».
Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый.1
Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22
Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81
Упражнение 5.
Группа делится на пары.
Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слушает, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытайтесь уловить своеобразие его » способа думать», догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим — поймите его отношение к Вам.2
Упражнение 6.
Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите предстоящий путь.
Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представьте , как идете к столу, подходите к нему , садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.
Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться , на том ли Вы месте, где предполагали.
Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель — развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое главное, когда идете — старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.
После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть.3
Упражнение 7.
На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) «сфотографировать» эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попытаться описать, дав их пространственное расположение.
Упражнение 8.
На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. «изучает» предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предлагает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.
Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.
1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95
2 Там же, с. 210-211
3 Там же. с. 89
Упражнение 9.
Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет » раз, два, три» показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может использоваться связка ключей1.
Упражнение 10.
Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.
Задача испытуемого — устранить внесенные изменения.
Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.
Упражнение 11.
Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.
По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.
Упражнение12.
Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых — восстановить исходные геометрические фигуры.
Упражнение 13.
Приглашаются два участника. Одному из них вручается какой-либо предмет, например часы, ключи, коробка спичек и др.Он внимательно рассматривает этот предмет до мельчайших подробностей без ограничения времени. Затем предмет передается партнеру, который держит предмет так, чтобы его не видел второй участник. Далее, рассматривавший предмет ранее подробнейшим образом пытается дать словесную характеристику предмета, говоря о его форме, цвете, назначении и тех особенностях, которые он заметил. Кроме того, испытуемый должен поделиться своими соображениями о характере владельца предмета. Партнер проверяет правильность утверждений испытуемого и указывает на те детали, которые не были отмечены.
Аналогичная процедура проводится и со вторым участником.1
1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.
Упражнение 14.
Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки «строителей» не соответствуют истинной картине, и только проделав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.
Цель этих упражнений — добиться того, что Станиславский называл » учиться смотреть и видеть, слушать и слышать».
Упражнение 15.
Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого — найти ее среди остальных.
Упражнение 16.
Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рассмотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.
Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляется2?
Упражнение 17.
Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рассказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рассмотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните , какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д.3
Упражнение 18.
Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в «мгновенном фотографировании».
Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его «фотографию» в памяти, а затем сравните «снимок» с оригиналом.
Точно также упражняйтесь на «фотографиях» афиш, витрин магазинов, домов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать.1
1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15
2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82
3 Там же.
Упражнение 19.
Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы «С».
— …29, 301 Пожалуйста, кто первый?
— Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты…
Кто добавит?
-Серьги, серебро, сталь…
— Сетка, сборник, страницы, скрепка…
-Ступня, стена…
-Сукно, строчки… -Солнце, свет… -Синяк…
— Сучок! Все!
Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву «С». Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву «Т».2
Упражнение 20.
Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.
Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.
Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.
Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.
Попробуем совершить прогулку от станции метро «Площадь Ногина» до здания ВЮЗШ МВД России — по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.
Упражнение 21.
Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.
Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.
Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид города.
1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86
2 Там же.
После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репродукцию по кругу для «мгновенного фотографирования» на каждый счет.
То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз «моментальное фотографирование» усиливает новые, незамеченные прежде детали.!
Упражнение 22.
Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (репродукция) возвращается руководителю занятия.
Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.
Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вначале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.
Затем это число можно уменьшить.
Анализ картин может осуществляться поочередно.2
Упражнение 23.
Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинаться также. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.
Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладываются.
Далее ход упражнения может идти по отработанной технологии. Не надо бояться некоторого перенапряжения участников.3
Упражнение 24.
Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколько раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ориентация в пространстве.4
Упражнение 25.
Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль «натурщика», второй -«скульптора», затем они меняются ролями. Исходное положение: «скульпторы» стоят спиной к «натурщикам». По первому сигналу руководителя занятия «натурщики» принимают определенную позу и мимическое выражение , по второму сигналу -«скульпторы» поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу «скульпторы» отворачиваются, а «натурщики» быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия «скульпторы» подходят к «натурщикам» и начинают «лепить» исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллективно. В этом случае выделяются 2-3 «натурщика», а остальные члены группы выступают в роли «скульпторов» и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.
1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119
2 Там же. с. 100-101
3 Там же. с.101-102
4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164
Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один «скульптор». Руководитель произносит команду «Замерли» и вся группа неподвижно застывает.
Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а «скульптор» пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток времени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 минуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, «скульптор»отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают несколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, «скульптор» вновь поворачивается к группе. Его задача — обнаружить эти перемены.1
Упражнение 26.
Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предлагает ответить на следующие вопросы:
1.Вверх или вниз по течению идет пароход?
2.Какое время года изображено?
3.Глубока ли река в этом месте?
4.Далеко ли до пристани?
5.На каком берегу находится пристань?
6.Какое время года изобразил художник?
7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.
Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.
1 . Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163
Упражнение 27.
Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.
Упражнение 28.
Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.
Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.
Упражнение 29.
Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохожих.
Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Был ли в толпе прохожих человек с определенными приметами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фотографии.
Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотографии, после чего задаются вопросы по группе снимков.
По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотографии до 3 сек.
Упражнение 30.
Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по фотографии.
Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящихся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по улице и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.
Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеоматериалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняются.
Вместо кино или видеофрагмента возможно использование серии из 5-7 фотографий.
Упражнение 31.
Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.
Инструкция: Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.
Упражнение 32.
Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.
Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящихся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внимательно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.
Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно использовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транспорта на улице.
Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.
Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличивается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.
Упражнение 33.
Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранспорта.
Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение нескольких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: «Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автомашин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.
Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотографии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.
Упражнение 34.
Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами
Инструкция: порядок выполнения упражнения тот же.
Упражнение 35.
Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.
Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пятиэтажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: «Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?»
Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9е, 12″, 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.
Упражнение 36.
Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.
Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография нескольких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: «Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?»
Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хороших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.
Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы людей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.
Упражнение 37.
Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации «похищение».
Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент научно-популярного фильма «Я и другие», связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: «Сколько было похитителей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др.»
При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.
В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация «похищение» снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.
Упражнение 38.
Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.
Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофрагмент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: «Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; особенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др. ?»
Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофрагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.
Упражнение 39.
Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника милиции со свидетелями происшествия.
Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвученный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.
Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеофрагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.
Упражнение 40.
Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.
Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография человека с целью определения его национальности.
Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.
Упражнение 41.
Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).
Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композиционных портрета, которые были показаны ранее.
Упражнение 42.
Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).
Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей «собрать» портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).
Люди также интересуются этой лекцией: МЮНЦЕР Томас.
Преподаватели Голев С.В., Голева О.С.
Развитие наблюдательности у детей | Дефектология Проф
Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее.
Наблюдение в действии
Попробуйте провести такой эксперимент. Посмотрите с ребёнком какой-нибудь старый советский мультфильм. У хорошего режиссера каждый кадр продуман и насыщен необходимыми деталями, цветом, движением. С первого просмотра всё не уловить. Поэтому сначала лучше посмотреть мультфильм целиком (для общего впечатления), а второй – сознательно обращая внимания на детали. Останавливайте мультфильм, рассматривайте статичное изображение и снова двигайтесь вперёд. Ребёнок, научившись «наблюдать» в статике, научиться «считывать» информацию и в движущемся изображении. Сначала вы подсказываете ребенку, а потом он сам живо включится в игру. Давайте, к примеру, возьмём старый советский мультфильм 1967 года «Варежка». Помните в нём маленькая девочка мечтала о щенке, но слишком занятая мама не обращала внимания на ребёнка… А потом появился щенок – из обычной детской варежки. Это был первый в СССР кукольный мультфильм, тепло принятый за пределами страны и ставший классикой мировой мультипликации 20-го века. Персонажи мультфильма выразительны и обаятельны, слов не произносят – только смотрите за ними и тем, что их окружает. А теперь попробуйте ответить на простые вопросы, связанные с изобразительным рядом и звуковым фоном мультфильма:
1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка?
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)?
5. Когда звучит барабанная дробь?
6. Как девочка стучится в дверь?
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (рвет на себе волосы?)
10. Как девочка журит собаку?
11. Когда варежка превратилась в щенка? Когда щенок обратно превратился в варежку?
12. Сколько собак участвовало в соревнованиях?
13. Какой был приз?
14. Чем были похожи хозяева и собаки?
15. Кто главный на соревнованиях?
16. Кто первым нашёл палочку?
17. Какого цвета пальто на девочке? А ботинки? А шапка? И чем шапка девочки отличается от шапки мамы?
18. Какой дом у девочки? В нём есть игрушки?
Это лишь примерный список «наблюдательных» вопросов. Наверняка, можно заметить ещё много другого в этом мультфильме. Например, как ведет себя занятая мама. Двигается она немного несуразно, постоянно что-то задевает, роняет, не замечает ничего вокруг. А девочка? Когда эмоциональна? А когда угнетенно послушна? В какой момент подносит пальчик ко рту? Какой наклон головы? А ещё обратите внимание на цветовое решение: главные герои более яркие, остальные серые, невзрачные. Кстати, деталь для взрослых – на диване есть дырки, а мама курит. Вывод напрашивается сам. Вот сколько информации внимательному наблюдателю может дать десятиминутный мультфильм.
Что такое наблюдательность?
Немного о терминах. Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность — активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?
Если у вас есть цель – развитие наблюдательности — что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.
Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца. Польза огромная.
А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…
Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.
О зрительном наблюдении хорошо написал К. Паустовский: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
Игры и идеи для наблюдения с детьми
Если вы хотите развить свою наблюдательность и наблюдательность детей, то возможно вам помогут несколько несложных упражнения. Шаг за шагом, и вы вместе сможете лучше запоминать лица людей и окружающие предметы, обращать внимание на детали, замечать то, на что раньше вряд ли обратили бы внимание. Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.
1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).
2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, — даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное.
Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребёнка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос у тех, с кем он играет. Можно усложнить задание, предложив ребенку следующее: «Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого».
В помещении или на улице можно предложить ребенку следующее упражнение: «Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, цвет, размер».
5. Помните слова из известного сказки С. Козлова: «Прямо над ними плыло три облака. Одно было похоже на Медвежонка, второе — на Зайца, а третье — на Ослика». Наблюдайте за облаками вместе с детьми, ищите в них земные образы. Но можно и наоборот: искать образы облаков в земных предметах.
6. Помните шутку о том, что бесконечно наблюдать можно за горящий огнём, льющейся водой и работающим человеком. А также интересно смотреть, как дети оживляют обыденные предметы. Вот игра, которую проводит в начале занятий ведущая одной детской студии. «Нужен шерстяной, а лучше, пуховый платок и несколько человек. Один берет платок и сворачивает его так, чтобы было похоже, например, на кошку — остальные отгадывают. Следующий, скажем, разворачивает платок и накрывается им, закрывает глаза, храпит, остальные дети хором догадываются: «одеяло»! И так каждый, не повторяясь, «оживляет» обычный платок. Один круг, второй, третий… А на следующем занятии — другой предмет. Дети учатся наблюдать, смотреть, как представляет другой, внимательно, доброжелательно, заинтересовано, и показывать так, чтобы не только самому было понятно, что ты загадал».
Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Важность наблюдения в дошкольном образовании
Этот видеоурок предназначен для родителей. Это демонстрирует, как родители могут понять своих детей через наблюдение.
«Мы не можем создать наблюдателей, говоря «наблюдай», но давая им силу и средства для этого наблюдения, и эти средства приобретаются через воспитание чувств». — Цитата доктора Марии Монтессори
Что такое наблюдение ?
Наблюдение является фундаментальным принципом Монтессори-образования. Когда мы наблюдаем, мы избавляемся от стремления делать поспешные выводы и предубеждений в отношении ребенка и ситуации. Другими словами, это метод наблюдения за ребенком объективным и фактическим образом, просто путем наблюдения.
Наблюдение за детьми помогает родителям и учителям понять сильные стороны и потребности каждого ребенка. Это краеугольный камень философии Монтессори, который помогает лучше узнать ребенка. Учителя и родители получают представление об их знаниях, потребностях, интересах, навыках и способах обучения.
Почему важна наблюдательность?Родители могут понять интересы и стиль обучения детей, наблюдая за ними.
Наблюдение может помочь ответить на следующие вопросы
- Проявляют ли дети интерес к теме?
- Как ребенок реагирует на переходы и распорядок в комнате?
- Как они выполняют действия?
- Каков их стиль обучения?
- Чем они пытаются овладеть?
- Как они справляются с моментами разлуки?
- Как они справляются, когда не добиваются своего?
- Как они реагируют и взаимодействуют с другими детьми?
- Имеют ли они признаки независимости?
Преимущества наблюдательности
- Помогает в сборе информации и подробностей. Это помогает родителям, учителям и сопровождающим реагировать, а не реагировать на ситуации.
- Помогает наблюдать за изменениями в развитии ребенка в сенситивные периоды.
- Он помогает родителям, учителям и наставникам осознать, что каждый ребенок уникален.
- Помогает поддерживать естественную внутреннюю любознательность ребенка.
- Он помогает определить факторы в окружающей среде или во взрослом, которые либо помогают, либо мешают целостному развитию ребенка.
Таким образом, наблюдение помогает понять, как направлять ребенка и оказывать помощь в случае необходимости. Он прокладывает путь, чтобы предоставить больше возможностей сосредоточиться на определенном навыке, регулируя окружающую среду, чтобы способствовать пониманию, движению и независимости.
Посмотрите видео, чтобы узнать больше о важности наблюдения в раннем детстве.
Чтобы узнать больше практических уроков жизни, посетите https://theglobalmontessorinetwork. org/practical-lessons/.
Видео создано Айшварией | я учу я учусь
Родители | Монтессори дома | Наблюдение (английский)
Это видео было добавлено и использовано с разрешения автора. Он также доступен на YouTube автора, здесь.
«>
Теги
- Английский
- Монтессори дома
- родители
Зачем наблюдать за детьми? (CQI) планирование. Специалисты ECE используют наблюдение, чтобы документировать обучение ребенка и информировать педагогическую практику. Но еще одна причина наблюдения заключается в том, чтобы стимулировать обучение и развитие.
Взаимодействия превыше всего
Исследования показывают, что обучение маленьких детей лучше всего происходит в отношениях и при активном взаимодействии. Дети нуждаются в стимулирующих и целенаправленных взаимодействиях, чтобы учиться. Исследователи считают, что развитие навыков мышления у детей посредством качественного взаимодействия имеет решающее значение для обучения детей.
«Дети получают наибольшую пользу, когда учителя вовлечены в стимулирующие взаимодействия, которые способствуют обучению и оказывают эмоциональную поддержку. Взаимодействия, которые помогают детям приобретать новые знания и навыки, вносят вклад в детей, вызывают у них вербальные ответы и реакции, а также способствуют вовлечению в процесс обучения и получению удовольствия от него». (Йошикава и др., 2013 г.)
Качественное взаимодействие происходит, когда учитель намеренно планирует и тщательно обдумывает свой подход к детям и реакцию на них. Эмоционально поддерживающие взаимодействия помогают детям развить сильное чувство благополучия и безопасности. Отзывчивое взаимодействие — это ответы и общение с детьми, которые удовлетворяют их потребности в данный момент.
В большинстве случаев взаимодействие с детьми дает специалистам в области дошкольного образования возможность заниматься, взаимодействовать, инструктировать и обмениваться информацией, которая способствует здоровому развитию и обучению. Отношения между детьми и педагогами укрепляются в ходе повседневного общения. По мере того, как дети получают новую информацию и идеи, специалисты ECE могут побуждать их делиться тем, что они думают и узнают. Более глубокое мышление и обучение вовлекают детей в радость обучения и помогают подготовить детей к новому опыту и испытаниям.
Наблюдение способствует развитию отношений и обучению
Наблюдение помогает специалистам дошкольного образования наблюдать за их взаимодействием с детьми и понимать, насколько важно это взаимодействие, когда они узнают и поддерживают детей. Наблюдение — это способ установить связь с детьми, обнаружить их связи с другими и с окружающей их средой. Дети, которые чувствуют заботу, безопасность и защищенность, взаимодействуют с другими и вовлекаются в свой мир, чтобы учиться. Они с большей вероятностью приобретут навыки и будут лучше успевать по мере поступления в школу.
Использовать наблюдение для объективного вида ребенка. Когда вы действительно видите ребенка, вы узнаете его и видите больше его способностей, интересов и личных качеств. Знание каждого ребенка поможет вам планировать индивидуальные занятия с учетом развития. Посмотрите на то, что ребенок делает и говорит, не оценивая и не навешивая ярлыки.
Найдите способы развить уверенность в себе у каждого ребенка. Подкрепляйте успехи и усилия. Он не может быть успешным во всем, но он может учиться как на неудачах, так и на успехах. Поощряйте настойчивость, любознательность, готовность принимать вызовы и пробовать что-то новое.
Укрепляйте отношения, узнавая больше о ребенке. Поговорите с ней о том, что ей нравится, и обсудите общие интересы, чтобы установить с ней связь. Принимайте во внимание ее настроение и подходы к ситуациям и дайте ей понять, что вы понимаете ее точку зрения.
Соблюдайте, чтобы привлечь ребенка к себе, другим детям и учебной среде. Создайте среду с занятиями и материалами, которые ему нравятся, учитывают его индивидуальные потребности и поддерживают его развитие.
Анализируйте наблюдения, чтобы оценить прогресс каждого ребенка, понять его потребности и личность, улучшить методы преподавания и спланировать учебный план. Претворяйте идеи в жизнь, чтобы улучшить обучение и отношения.
Проверка вопросов и опасений по поводу ребенка. Поговорите с семьями и персоналом о нем. Проследите, если развитие или поведение не являются типичными.
Будьте в курсе качества взаимодействия с каждым ребенком. Сделайте шаг назад и подумайте, как и почему вы и другие сотрудники взаимодействуете с ней. Все ли взаимодействия способствуют развитию отношений и обучению?
Внесите корректировок или небольшие изменения во время наблюдения и после него. Если что-то не получается, попробуйте другой подход или занятие вместо того, чтобы «проталкивать» планы. Подумайте, почему что-то не сработало, проведите мозговой штурм, чтобы улучшить действия, и подумайте, какие новые действия можно попробовать.
Используйте информацию из наблюдений, чтобы информировать о методах и политиках программы. Взгляните на то, как программа поддерживает всех детей и их обучение. Используйте информацию для планов CQI.
Сделайте наблюдение постоянной практикой, частью всех взаимодействий и действий, и следите за небольшими изменениями и индивидуальными чертами. Постоянное наблюдение дает возможность проявить инициативу, чтобы предотвратить проблемы.
Возьмите заметок либо во время занятий, либо вскоре после них. Легко забыть быстрые моменты «ага», когда вы заняты обучением и уходом, не говоря уже обо всех незапланированных перерывах, которые возникают! Примечания также упрощают выявление закономерностей и роста.
Взаимодействие, отношения и связи предлагают самую глубокую поддержку обучению. Наблюдение объединяет множество фрагментов информации, чтобы дать специалистам ДО более полное представление о каждом ребенке. Наблюдение является постоянной и неотъемлемой частью качественной программы ДО, и профессионалы играют важную роль.
Загрузить эту статью в формате PDF
Ссылки
- Allen, LaRue, and Bridget B. Kelly, eds. 2015. Преобразование рабочей силы для детей от рождения до 8 лет: объединяющая основа . Вашингтон, округ Колумбия: Институт медицины и Национальный исследовательский совет национальных академий, National Academy Press.
- Центр развития ребенка при Гарвардском университете. 2016. «От передового опыта к прорывным результатам: научно-обоснованный подход к построению более многообещающего будущего для маленьких детей и семей». Гарвардский университет. http://www.developingchild.harvard.edu
- Конн-Пауэрс, Майкл. 2013. Взаимодействия учителя и ребенка, которые имеют значение. Блумингтон, Иллинойс: Индианский институт инвалидов и сообщества, Центр раннего детства Университета Индианы.
- Домитрович, Селин Э., Роджер П. Вайсберг и Томас П. Гуллотта. 2015. Справочник по исследованиям и практике социального и эмоционального обучения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- Центр технической помощи детям раннего возраста. Обновлено в 2016 г. «Практические руководства по взаимодействию для практиков». Центр ЭКТА.
- Хамре, Бриджит, Бриджит Хэтфилд, Роберт Пьянта, Файза Джамиль. 2014. «Доказательства общих и предметных элементов взаимодействия учителя и ребенка: ассоциации с развитием детей дошкольного возраста». Развитие ребенка 85(3): 1257–1274.
- Джонс, Стефани М., Сюзанна М. Буффар и Ричард Вейсбурд. 2013. «Социальные и эмоциональные навыки педагогов, жизненно важные для обучения». Фи Дельта Каппан 94: 62-65.
- Моррис, Памела, Шира К. Маттера, Нина Кастеллс, Майкл Бангсер, Карен Бирман и Кибела Рэйвер. 2014. «Краткое изложение: выводы о влиянии демонстрации Head Start Cares: национальная оценка трех подходов к повышению социальной и эмоциональной компетентности дошкольников».