цели психического развития //Психологическая газета
В 2021 году вышла книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» доктора психологических наук, профессора, декана факультета клинической психологии и заведующего кафедрой общей и прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Вячеслава Афанасьевича Аверина. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги — главу 6 «Цели психического развития».
Анализируя проблему целей развития человека, рассмотрим три основных вопроса, логически тесно увязанных между собой. Первый вопрос о том, что сам процесс развития детерминирован некоторыми целями. Второй вопрос о механизме целевой детерминации и третий — о качественной характеристике этих целей.
Целевая детерминация развития. Общие положения
Ученые, занимающиеся психологией развития, традиционно пытаются ответить на вопросы, почему объект развивается и как развивается, т.
Н.А. Бернштейн сформулировал концепцию активной саморегуляции, где цель — это «закодированная в мозгу модель потребного организму будущего»; она «обусловливает процессы, которые следует объединить в понятии целеустремленности.
Последняя включает в себя всю мотивацию борьбы организма за достижение цели и ведет к развитию и закреплению целесообразных механизмов ее реализации» [Бернштейн Н.А., 1990]. Таким образом, все содержание хода психического развития человека подчинено его цели: ее содержание обусловливает ход процесса развития.Механизм целевой детерминации развития
Сегодня идея целевой детерминации процесса развития наиболее активно разрабатывается в синергетике. Одним из основных понятий этой науки является аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, т.е. цель ее развития. Состав (структура) системы определяется не_ только прошлым; она формируется, развивается из будущего. Будущее как бы притягивает настоящее. При этом оно притягивает только те элементы настоящего, которые подобны структурным элементам цели. Образно говоря, «завтра есть причина сегодня» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994]. На основе знания структуры цели мы «получаем возможность правильно анализировать желательные направления самоструктуризации системы» [Князева Е.
Прообраз синергетических идей можно найти, например, в работах Г. Лейбница и Н. Гартмана. Первый высказал парадоксальную для своего времени мысль: «… настоящее чревато будущим», а второй развил ее следующим образом: «….настоящее считается определенным посредством будущего, а прошлое — посредством настоящего… при этом еще не ставшее будущее уже как-то “содержится” или действенно представлено в настоящем; более позднее предвосхищает более раннее…» [Hartman N., 1951]. Однако возникает вопрос: согласуются ли все эти идеи с процессом развития человеческой психики?
Синергетика (от др.-греч. συv- — приставка со значением совместности и εργον — деятельность), или теория сложных систем, — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией и информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.
Аттрактор цели — конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития.
Рассмотрим, как разворачивается процесс развития, когда один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интеллект — фон для развития вербального. Таким образом, в то время как один процесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скрытом виде. Но если будущее состояние системы содержится в ее настоящем состоянии, возникает неистребимое желание «подсмотреть» это будущее. Можно ли его обнаружить в настоящем и если да, то где?
«Информацию об истории и перспективах развития структуры можно извлечь, анализируя синхронический срез данной структуры в настоящий момент времени . .. определенные фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — характер ее будущего развития» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. Где находятся эти фрагменты?
«Если структура развивается с обострением в сбегающемся к центру режиме (что характеризует интенсивное развитие структуры. — В. А.), то наличный ход процесса в центре является индикатором прошлого развития всей структуры, а ход процессов на периферии сейчас — индикатором ее будущего развития. Если структура развивается в режиме неограниченно разбегающейся от центра волны (происходит размыв структуры. — В. А.), то, наоборот, информация о будущей картине развития структуры в целом содержится в центре, а о прошлой картине — на периферии» [Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 1994, с. 93]. В качестве примера приведем становление предметного мышления в раннем детстве (1–3 года). Его активное развитие является индикатором как развитой до года сенсомоторной сферы младенца (процессы ощущения и восприятия), так и образного мышления, развивающегося на основе предметного.
Итак, современное научное знание утверждает, что сложные·, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы — это целеустремленный системы. Такой системой является психика человека. Следовательно, процесс психического развития детерминирован некоей целью.
Для человека цель выступает в виде идеально представляемого результата. Цель (результат) исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы. Важно определить этот системообразующий фактор, т.е. цель психического развития человека [Анохин П.К., 1973].
Ранее были выделены области (сферы) психического развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная, — и их «носители»: индивид, личность, субъект деятельности. Как показал Б.Г. Ананьев, результатом индивидуального развития человека как индивида является достижение им биологической зрелости, результатом развития психосоциальных качеств человека становится достижение личностью социальной зрелости в рамках ее жизненного пути.
Развитие человека как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности приводит к достижению трудоспособности и умственной зрелости. Человек — это целостное и цельное образование. Целостность обеспечивается на структурном уровне, а цельность — на функциональном. Поэтому встает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования. Наиболее ярко идея о человеке как о «целевой системе», о том, что «система целей создает систему средств» была представлена в книге В. Штерна [Stern W., 1923, S. 85–86]. Выход из экзистенциального вакуума, в котором оказался современный человек, состоит в поиске и нахождении смысла жизни. Само стремление к смыслу В. Франкл определяет «как базовое стремление человека найти и осуществить смысл и цель» [Франкл В., 1990, с. 57]. Таким образом, вопрос о цели психического развития человека актуален.Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, определяющий целостность и направленность поведения.
Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающий внутренней активностью. Для человека характерна интегрированность, самодостаточность и автономность.
Человек как цельное образование — проявление функционального в отношении структуры целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.
Смысл жизни — движущая сила человеческого поведения стремление человека к самоосуществлению. По В. Франклу, смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, являются для его истинными.
Качественная характеристика целей развития
Краткий анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет сформулировать представление о содержании общей цели психического развития человека. Например, вся этика Аристотеля строилась на науке о человеке, цель жизни которого состоит в становлении свободного, разумного и активного субъекта. Спиноза полагал, что цель человека в том, чтобы стать тем, кем он является потенциально. Цель или «добродетель — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен» [Спиноза Б., 1932]. В последующем аналогичные идеи высказывал
Вячеслав Афанасьевич Аверин
победитель
по итогам 2021 года
Психология развития человека: рождение и жизнь
ПодробнееВ известной библейской притче об Адаме и Еве последние стали собственно людьми, вкусив от древа познания добра и зла. Но, вкусив плод, они освободились от жестких связей с матерью-природой. Выйдя из нее, они оказались перед ее лицом и противопоставленными ей, осознав и свою отдельность и, кроме того, свое различие.
Наиболее активно среди зарубежных психологов идею целевой детерминации развития психики разрабатывал Э. Фромм. Нельзя понять человеческую личность, «если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая… вопрос о смысле его существования» [Фромм Э., 1992, с. 14].
«Социальная история человека началась того, что он вырос из состояния единства с природой, осознав себя как существо, отдельное от окружающего мира и от других людей. Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей — мы можем назвать… индивидуализацией» [Фромм Э., 1995, с. 30]. Уточняя содержание индивидуализации человека, Э. Фромм пишет, что «это процесс усиления и развития его личности, его собственного “Я”» [Фромм Э., 1995, с. 35].
Итак, зарубежные исследователи признают наличие цели, детерминирующей процесс психического развития человека, определяют ее как максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».
Примерно о том же писали отечественные психологи. «В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней… Переходя ко все более высоким формам отражения от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из ближайшего окружения и все глубже связывается со все более широкой сферой действительности» [Рубинштейн С.Л., 1989]. «Общим эффектом… интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. Самосознание и «Я» — ядро личности с определенной взаимосвязью определенных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и талант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека» [Ананьев Б.Г., 2001].
Индивидуальность — это результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.
Подведем итоги, выделив этапы формирования и осознания человеком своей отдельности в ходе онтогенеза.
Когда ребенок рождается, он физически отделяется от организма матери, но в первое время все еще привязан к ней физиологически и психологически, по сути своей рождение есть не что иное, как выход его из лона природы и резкое противопоставление себя ей — это первый акт самовыделения организма ребенка. Следующий акт — самостоятельная ходьба, благодаря чему ребенок становится более независимым. Первое открытие собственного «Я» в раннем детстве, формирующаяся внутренняя позиция в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах — все это акты выделения ребенком себя из окружающей действительности и установление с ней связей уже более или менее осознанных.
Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, когда решается главная задача отрочества — формирование идентичности, создание целостного «Я». Таким образом, жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только максимально осознав себя, свое собственное «Я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он действительно свободен и счастлив оттого, что «нашел ответ на проблему человеческого существования» [Фромм Э., 1992, с. 182].
Цель жизни. Жизнь человека — процесс последовательного осознания своей отдельности от других и переживание этой отдельности.
Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее.
Книга «Психология развития человека: рождение и жизнь» участвует в Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».
Социальная психология развития | Главный портал МПГУ
Код и наименование направления подготовки:
37.03.01 Психология
Направленность(профиль):
Социальная психология развития
Квалификация (степень)
бакалавр
Срок освоения
4 года
Форма обучения
очная
Трудоемкость
240 зачетных единиц (8968 часов)
Вступительные испытания
Биология
Обществознание
Русский язык
Калькулятор ЕГЭ
Все направления подготовки бакалавриата МПГУ в 2023 году
Видео
youtube.com/embed/OufxGio15RM?» frameborder=»0″ allowfullscreen=»» allow=»autoplay; encrypted-media; picture-in-picture» title=»»>Типы задач профессиональной деятельности
Практическая; научно-исследовательская; педагогическая;
организационно-управленческая.
Области и сферы профессиональной деятельности
Решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.
Практика
При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная – адаптационный семинар-тренинг и летняя практика, которая предполагает работу студентов вожатыми в детских оздоровительных лагерях; производственная: работа помощником психолога в различного типа образовательных учреждениях; преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Практика проводится на базе различного типа образовательных учреждений (лицеи, гимназии, детские сады, прогимназии, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования), а также центров психологического сопровождения.
В рамках практики осуществляется сотрудничество с экспериментальными образовательными площадками, научными учреждениями в области педагогики и психологии, проблем образования.
[table id=159 /]
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ООП в полном объеме.
Итоговая государственная аттестация выпускников ООП включает: междисциплинарный государственный экзамен и.защиту выпускной квалификационной работы.
Возможность продолжения обучения
Выпускник готов продолжать обучение по программам магистратуры
Что такое психология развития?
Написано Ариэлем Груца
Медицинский обзор Пунам Сачдев от 31 мая 2022 г.
- Чем занимается психолог развития?
- Как стать психологом развития?
- История психологии развития
От рождения до смерти люди учатся, растут и меняются, и психологи развития пытаются понять, «почему» и «как» происходят изменения, которым подвергаются люди. Психология развития — это область исследований, в которой основное внимание уделяется изменениям и росту людей на протяжении всей их жизни — тому, как люди развиваются физически, социально, умственно и эмоционально с течением времени.
Психология развития стремится ответить на вопросы о развитии человека.
Общие вопросы психологии развития касаются:
Индивидуальные различия
В основе психологии развития лежит понимание того, почему люди такие, какие они есть. Психология развития пытается разгадать тайну индивидуальности, ища ответы на такие вопросы, как:
- Почему у людей так много индивидуальных различий, хотя 99,9% их ДНК идентичны?
- Почему люди с одинаковым прошлым и опытом имеют разные привычки, состояние здоровья и предпочтения?
- Как развиваются наши личности?
- Что заставляет людей делать разные выборы?
Природа против воспитания
Психологи развития изучают то, что движет человеческим развитием или поведением, и большая часть этих исследований сосредоточена на идее природы против воспитания или споре о том, определяется ли человеческое поведение генетикой , окружающая среда или и то, и другое.
Психологи развития пытаются ответить на вопрос, как на наше поведение и развитие влияют внутренние и внешние факторы. Исследователей, которые считают, что природа несет ответственность за действия человека, называют нативистами, , а тех, кто считает, что виновата наша окружающая среда, называют эмпириками .
Современные науки, такие как эпигенетика — идея о том, что поведение и окружающая среда влияют на то, как ваши гены проявляют себя, — часто объединяют эти две концепции.
Непрерывность и прерывистость
Психология развития решает вопрос о непрерывности — идее о том, что человеческое развитие — это медленный и устойчивый процесс, — или о прерывности — идее о том, что люди развиваются на определенных стадиях и совершают скачки вперед.
Психологи развития стремятся ответить на вопросы о непрерывности и прерывности, такие как:
- Могут ли люди способствовать собственному развитию посредством практики?
- Является ли детство более важным для развития, чем события, которые происходят позже?
- Насколько велики возможности для перемен у людей?
Психология развития преследует три цели: описать, объяснить и оптимизировать развитие человека.
Психологи развития классифицируют развитие двумя способами:
Нормативное развитие
Нормативное развитие — это модель развития, типичная для большинства людей. Например, ребенок, который постоянно достигает вех развития в пределах ожидаемого диапазона, испытывает нормативное развитие.
Идиографическое развитие
Идиографическое развитие описывает индивидуальные вариации, выходящие за рамки нормативного развития.
Психологи развития стремятся понять, как выглядит нормативное развитие для людей и как и почему индивидуальное развитие может отличаться от того, что обычно ожидается. Психологи развития надеются использовать это понимание для оптимизации человеческого развития, помогая всем людям полностью раскрыть свой потенциал.
Психология развития — это область, в значительной степени ориентированная на исследования, но психологи развития используются в самых разных работах. Психологи, занимающиеся развитием, могут:
- Выявлять задержки развития у детей
- Помогать родителям развивать крепкие отношения со своими детьми
- Исследовать, как приобретаются навыки
- Помогать пожилым людям справляться с биологическими и социальными изменениями, связанными со старением
- Работать с государственными учреждениями для руководство реализацией социальных программ
Психолог, занимающийся развитием, может работать в различных учреждениях, в том числе:
- Университеты
- Государственные учреждения
- Школы
- Клиники
- Дома престарелых 9 0014
- Магистр
- Доктор Философии
- Магистр гуманитарных наук (MA) в области психологии развития — 32 кредита
- Доктор философии (Ph.D.) в психологии развития — 75 кредитов
- Основной код: DEVM
- Очки/Кредиты: 32
- Условия участия: Лето/Осень
- Пружина: Н/Д
- Лето/осень (приоритет): 15 января
- Лето/Осень (Последняя): 15 апреля
- Онлайн-заявка на получение степени, включая заявление о целях и резюме
- Стенограммы и/или оценки по каждому курсу для всех завершенных курсовых работ бакалавриата/выпускника
- Результаты принятого экзамена на знание английского языка (если применимо)
- Плата за подачу заявления в размере 65 долларов США
- Два (2) рекомендательных письма
- Общий тест GRE
- Основной код: DEDV
- Очки/Кредиты: 75
- Условия участия: Лето/Осень
- Пружина: Н/Д
- Лето/осень (приоритет): 1 декабря
- Лето/осень (финал): 1 декабря
- Онлайн-заявка на получение степени, включая заявление о целях и резюме
- Стенограммы и/или оценки по каждому курсу для всех завершенных курсовых работ бакалавриата/выпускника
- Результаты принятого экзамена на знание английского языка (если применимо)
- Плата за подачу заявления в размере 65 долларов США
- Два (2) рекомендательных письма
- Общий тест GRE
Психологи развития обычно получают докторскую степень в области психологии развития. Наиболее распространенный образовательный путь — это степень бакалавра психологии, за которой следует степень магистра, а затем докторская степень, хотя интенсивная психология развития имеет степень доктора философии. программы, которые непосредственно следуют за степенью бакалавра, являются еще одним вариантом для студентов, заинтересованных в более быстрой и строгой программе.
Позиции начального уровня, такие как должности помощника исследователя, могут помочь вам получить опыт в психологии развития при получении высшего образования.
Чем занимается психолог развития?
Средняя заработная плата психологов в 2021 году составляет 81 040 долларов в год.
Психология развития является относительно новой областью, созданной после того, как промышленная революция подчеркнула потребность в образованной рабочей силе. Первоначально психология развития изучала, как дети усваивают и сохраняют информацию. Эти исследования были использованы для улучшения образования.
Психология развития исторически тесно связана с эволюционными и биологическими исследованиями. Биолог Чарльз Дарвин опубликовал первое исследование психологии развития, документ, в котором обсуждались научные наблюдения за его собственным маленьким сыном, а физиологу Вильгельму Прейеру часто приписывают создание психологии развития как отдельной области исследований после публикации его книги . Ребенок. В своей книге Прейер научно документирует развитие своей дочери от рождения до двух с половиной лет.
Психология развития, которая фокусируется на том, как взрослые растут и меняются, является еще более поздней специализацией, возникшей в середине 20-го века. Поскольку современная медицинская наука позволила большему количеству людей дожить до старости, исследователи заметили, что человеческое развитие продолжается и после детства, и расширили поле для изучения взрослых и пожилых людей.
Жан Пиаже, Эрик Эриксон и Джон Боулби опубликовали теории развития в этот период, которые продолжают влиять на область психологии развития сегодня, включая четыре стадии когнитивного развития Пиаже и восемь стадий психосоциального развития Эриксона.
Top Picks
Психология развития | Человеческое развитие
перейти к содержанию Перейти к основной навигации Перейти к окну поиска Перейти к быстрым ссылкам для поступления Перейти к вторичной навигации Перейти к хлебным крошкам
Карусель
Начните свою карьеру в области психологии развития
Выпускники нашей магистратуры работают в исследовательских лабораториях, биомедицинских учреждениях, образовательных учреждениях и учреждениях по уходу за детьми, фондах, органах государственной политики, государственных и местных органах власти, общественных программах, а также в качестве инструкторов в общественных колледжах. .
Добро пожаловать в программу психологии развития
Программы психологии развития направлены на развитие людей на протяжении всей их жизни в контексте семьи, групп сверстников, программ ухода за детьми и внешкольных программ, школ, районов, а также более крупных сообществ и общества. . Мы рассматриваем благополучие детей, молодежи и взрослых в когнитивной, эмоциональной, социальной, академической и медицинской сферах. Наше исследование сосредоточено на различиях между группами, а также на способах, которыми можно способствовать равенству между группами с помощью образовательных и социальных стратегий. Наша учебная программа делает акцент на теории и исследованиях на службе политики и практики.
Выберите свою степень
В программе «Магистр гуманитарных наук в области психологии развития» аспиранты знакомятся с основными теоретическими и исследовательскими направлениями, а также получают существенные знания в областях когнитивного, языкового, личностного и социального функционирования и развития. Студенты изучают девиантное, а также нормальное психологическое функционирование в рамках развития.
Докторская степень готовит студентов к преподавательским должностям в колледжах, аспирантуре и университетах, а также к должностям научных сотрудников в лабораториях, биомедицинских школах, фондах, фирмах, занимающихся политическими исследованиями, государственных учреждениях и НКО.
На протяжении всей программы наши докторанты работают в тесном контакте с преподавателем по своему выбору. Все кандидаты наук степени требуют диссертации эмпирического исследования.