Развиваем мышление – 15 способов развить аналитическое мышление

Содержание

Упражнения на развитие аналитического мышления у человека

Очень часто многие люди, обладая каким-либо навыком, не пользуются им по назначению, отказываются его развивать. Несмотря на то, врожденный это дар или приобретенный – он нуждается в развитии. Особенно это касается мышления, которое позволяет нам добиваться глобальных целей и достигать высот, не расходуя много сил. В данной статье мы поговорим о том, как развить аналитическое мышление.

История о Викторе, который анализировал ситуации

Было это еще во времена школы. Тогда я хорошо дружила с Витей, с которым мы жили неподалеку друг от друга, а потому часто проводили время вместе. Витя был отличным парнем, однако чересчур заострял внимание на всяких мелочах. Он мог подолгу анализировать ту или иную ситуацию. Однажды Витя солгал матери, что сам написал контрольную, хотя списал ее у меня. Естественно его за это наказали, однако мой друг ничуть не расстроился. Он стал размышлять о том, как бы обернулась ситуация, поступи он иначе. И хотя прошлого было не вернуть, Витя постоянно придумывал иные варианты развития событий, давно прошедших.

Поначалу мне это казалось бесполезной тратой времени, однако вскоре Витя заставил меня поменять свои взгляды. Учитывая все свои предыдущие ошибки, мой друг наконец научился прогнозировать будущее, поэтому зачастую заранее знал результат того или иного поступка. Он научился максимально полезно планировать не только день, но и всю неделю, предугадывая многие события. Вот так вот то, что казалось мне глупостью, помогло Виктору развить аналитический склад ума.

Аналитическое мышление – что это и с чем его едят

Аналитическое мышление – это то, благодаря чему каждый из нас может логически исследовать, собирать в единое целое полученную информацию. Оно проявляется в способности человека тщательно изучать проблему, задачу или какую-либо ситуацию, производить анализ и выделение положительных, негативных сторон.

Чтобы было понятнее, приведем пример – герой известного детектива, Шерлок Холмс. Он как никто другой подходит под описание человека, обладающего аналитическими навыками. Холмс мастерски использовал все возможности собственного сознания, что позволяло ему улавливать любые мелочи, анализировать ситуацию и находить связь между причинами.

Люди, склонные к аналитическому мышлению, могут с легкостью обрабатывать большой блок данных, рационально разделяя его на несколько частей и последовательно их исследуя. Для этого также требуется хорошо развитое логическое мышление.

Однако, несмотря на близость, не совсем корректно ставить знак «равно» между аналитическим и логическим мышлениями. Давайте кратко рассмотрим основное различие между ними. Аналитическое мышление отвечает за тщательное рассмотрение и изучение приобретенного материала, сравнение с уже имеющимися данными, в то время как логическое основано на поиске и установлении связей между причинами и явлениями.

С помощью аналитического мышления мы можем лучше воспринимать информацию и надолго запоминать ее, чтобы в будущем воспроизвести или применить на практике.

Аналитическое мышление состоит из двух основных процессов:

  • формальный – для него характерен анализ, соединение информации в общий блок, подведение логичных выводов, закрепление нового материала в памяти;
  • творческий – основан на поиске новых знаний и информации. От формального отличается способностью воспринимать нематериальный мир, поэтому данный процесс требует активного использования интуиции.

Итак, цель аналитического мышления — постоянное и тщательное изучение вопросов и задач, акцентированное на мелких деталях.

Преимущества аналитически мыслящего человека

Аналитическое мышление развивает у нас следующие навыки:

  • быстрый поиск главного и второстепенного;
  • успешное решение любых задач, будь то бытовая ситуация или проблемы на работе;
  • поиск положительный и отрицательных сторон происходящих событий;
  • определение собственных возможностей и ограничений;
  • анализ происходящей проблемы и опыта, полученного после ее решения;
  • подведение обоснованных итоговых результатов;
  • принятие решений, базирующихся на статистических данных;
  • составление эффективного плана на день, основанного на реальных целях;
  • грамотное разделение процесса деятельности на разумные этапы;
  • прогнозирование.

Развитие аналитического мышление принесет пользу человеку во многих сферах жизни от повседневной до профессиональной. Благодаря нему мы лучше запоминаем и усваиваем информацию.Во время обучения аналитическая компетенция позволит лучше понимать и запоминать материал, чтобы в последующем без проблем воспроизвести информацию.

Подобный навык высоко ценится многими работодателями. В любой компании способность быстро находить приемлемый выход из сложной ситуации будет преимуществом. Если вы уже закончили школу, университет, не работаете – данный тип мышления стоит развивать хотя бы для анализа прошлого опыта, успехов, неудач и планирования будущего.

14 упражнений, которые помогут вам в тренировке аналитического склада ума

Когда вы задумаетесь о том, как развить аналитическое мышление, вам наверняка на ум придут различные логические игры. И это правильно. Однако стоит дополнить их еще несколькими упражнениями, о которых вы могли не подозревать.

Существует 14 эффективных упражнений на развитие аналитического мышления:

  1. Логические задачи – подобное упражнение прекрасно подойдет для тех, у кого логика является слабой стороной. Следует начинать с простых задач на аналитическое мышление, постепенно повышая уровень.
  2. Математические примеры – желательно отдавать предпочтение сложным примерам, в которых присутствуют переменные величины.
  3. Кроссворды – когда сможете без проблем решать их, попробуйте придумать свой. Это нелегко, но отлично развивает мышление.
  4. Головоломки – подойдут пазлы, ребусы или кубик Рубика.
  5. Шахматы – отлично подойдет для тех, кто любит парные игры.
  6. Чтение книг – не просто читайте, а вдумывайтесь в сюжет, в поступки героев. Размышляйте над тем, почему они поступили так, какой еще вариант был.
  7. Анализ повседневных ситуаций – развивайте критическое отношение ко всему, проявляйте сомнение по отношению к поступающей информации, ищите новые факты и самостоятельно проверяйте их. Уделяйте внимание мелким деталям, ищите связи между предметами, которые не сразу бросаются в глаза;
  8. Получайте новые знания ежедневно – выберите одну интересную для вас тему и ищите что-то новое по ней.
  9. Ищите альтернативы – решая задачу, не выбирайте один вариант решения, ищите дальше. Проанализируйте ситуацию и подумайте, что могло ускользнуть из поля зрения, что могло бы помочь получить иной результат.
  10. Принимайте участие в дискуссиях – говорите с друзьями на различные темы. Делитесь своим мнением, приводите аргументы и тренируйтесь последовательно излагать собственные мысли.
  11. Узнавайте больше об окружающих вас вещах, явлениях – увидев что-то обыденное, задумайтесь, как оно работает. Ответ не должен даваться легко, углубляйтесь в детали, чтобы получить исчерпывающий ответ.
  12. Создайте ментальную карту – карта мыслей представляет собой способ визуализации мыслительного процесса. Суть упражнения проста – возьмите ключевую мысль и поместите ее в центр. Затем к ней добавляйте связанные по смыслу или значимости элементы. Можно придумать ассоциации к каждому элементу. В конце у вас должна получиться картина вашего мыслительного процесса. Это не обязательно делать в уме, рисуйте на бумаге или компьютере.
  13. Ведите записи – записывайте в ежедневник ваши цели, методы их достижения и итоги. Если достичь цели не удалось, проводите анализ ситуации, выводя основные ошибки.
  14. Моделируйте ситуации – самостоятельно придумайте проблемную ситуацию и попробуйте ее разрешить.

Главным образом, развитие аналитического мышления основывается на трех основных задачах:

  • Узнавайте больше нового;
  • Обучайтесь на опыте других;
  • Применяйте знания на практике.

Как часто нужно заниматься?

Постарайтесь выполнять упражнения для развития мозговой деятельности хотя бы раз в день. Они не требуют больших затрат времени или сил. Составьте собственный график, с помощью которого будет легче придерживаться регулярных тренировок. С каждым разом ставьте себе задачи все сложнее и сложнее. Вскоре вы сами не заметите, как разовьете аналитическое мышление.

Несколько советов для эффективных тренировок

Специальные упражнения помогут вам успешно и эффективно развивать аналитическую компетенцию и систематизировать личную жизнь, добиваться успеха в различных областях. Следуйте некоторым рекомендациям, с помощью которых вы быстрее освоите эти навыки:

  • старайтесь всегда и во всем видеть закономерности;
  • создайте себе полезные привычки для развития мозговой деятельности;
  • постоянно анализируйте;
  • ищите причинно-следственные связи;
  • перед тем как что-то сказать или сделать, постарайтесь предугадать, к чему это приведет;
  • учитесь на собственных или чужих ошибках, чтобы в дальнейшем не повторять их.

Соблюдая данные рекомендации, вы сами не заметите, как ваше сознание станет более гибким и способным к глубокому анализу. Окружающий мир станет понятнее. Вопросы, что и по какой причине происходит, практически исчезнут.

В качестве заключения

Аналитическое мышление – это один из многочисленных ключей к успеху, который так легко достать. Упражнения для развития аналитического мышления доступны абсолютно каждому. С их помощью вы не только разовьете собственное сознание, а также весело проведете время.

Теперь, вопрос как развить аналитическое мышление не поставит вас в тупик, ведь существуют различные и интересные упражнения. Продолжайте развиваться дальше, формируйте аналитический склад ума. Кроме того, хотелось бы посоветовать тренировать мышление вообще. Узнать о других упражнениях для развития сознания вы можете на данном сайте. Читайте статьи, узнавайте новое и спешите применить знания на практике.

[Всего голосов: 2    Средний: 5/5]

trenermozga.ru

ак развить мышление. Несколько мощных упражнения и рекомендаций!

 

С чего начать?

Если вы решили заняться развитием своего мышления, то вам нужно понять несколько базовых принципов.

Во-первых мозг может развиваться в любом возрасте, он обладает нейропластичностью. Постоянно могут возникать новые нейронные связи, а также связи которые не используются могут расформировывается со временем.

Методика простая. Поясню на примере.

Если вы например хотите научиться быстро бегать, то вы ставите перед собой такую задачу, а потом начинайте тренироваться. Вы можете делать пробежки каждый день, а может быть через день. Вы формируете определенный график тренировок, постепенно повышаете нагрузку пока не достигните нужной вам физической формы.

Соответственно так реализована модели развития, организм получает нагрузку и развивается в том направлении откуда идет нагрузка.

Тоже самое с нашим мышлением, ситуация одинаковая, только здесь нужно не бегать, а напрягать свой мозг ставя ему определенные задачи.

И если вы будете делать это постоянно, то аналогично с мышцами тела будет прокачиваться  “мышца интеллекта”.

Здесь есть два приема, с одной стороны можно выполнять упражнение о которых я расскажу ниже, это собственно вторая часть статьи.

С другой стороны можно пройти специальную программу обучения и освоить основы и методики креативного мышления, и применять их в каждой ситуации в вашей жизни, сделав их своей повседневной привычкой.

В этом случае ваши способности к решению сложных задач, вырастут незаметно и вы будете обладать мощным разумом, который будет способен находить ответы быстро и на самые трудные вопросы.

Упражнения для развития мышления

 

Упражнений очень много, если почитать интернет или какую-то литературу, то можно найти целую кучу разного рода тренировочных упражнений для развития вашего интеллекта.

Однако здесь нужно определиться с тем какие задачи вы перед собой ставите. Я считаю что самое сложное это создавать что-то новое, находить неординарное решение сложных задач.

Как правило наш мозг действует по привычным алгоритмам, он выбирает самое простое решение основанное на прошлом опыте или уже на известных ранее решениях.

Люди которые добиваются успеха, создают новые бизнесы и запускают интересные продукты, обладают другим типом мышления, они способны мыслить нестандартно и находить новые грани уже известного.

Поэтому и представленные ниже упражнения нацелены на то чтобы прокачать вашу способность мыслить нестандартно и креативно, умение находить новые идеи.

Это самое ценное.

Конечно есть разные типы мышления, с одной стороны есть творческое мышление, аналитическое и логическое.

Но, каким бы типом мышление вы не пользовались, умение находить новое и создавать новые комбинации является самым ценным и востребованным навыком.

Чашка кофе

Это очень неплохое упражнение, которое помогает прокачать способность находить новые решения.

Вообще всё наше обучение в школе либо в высшем учебным заведении построено на повторение за другими. Мы видим примеры, решаем шаблонные задачи, но очень мало прокачиваем способность создавать новое.

Поэтому и отделы мозга, которые отвечают за создание новых идей у обычных людей слабо развиты.

Данное упражнение помогает закрыть этот пробел. Но его нужно выполнять регулярно и тогда она даст ощутимый эффект. Вы научитесь видеть то чего не видят другие, получите способность находить решения, которые недоступны большинству. Но всё это после определенного количества тренировок.

Итак, для начала возьмите чашку для кофе или  какую-нибудь кружку. Задачей будет найти 10 и больше нестандартных способов применения этого предмета.

Как можно применить чашку для кофе? Можно ей подарить, можно в кого-нибудь кинуть, можно продать, можно использовать не только для кофе, а для решения других задач и так далее.

Поначалу мозг начинает накидывать самые примитивные, простые решения, их будет несколько 3-4, но ваша задача пойти дальше. Найти все неординарные возможности, надо посидеть и подумать, поразмыслить, потратить на это время и тогда вы начнете находить самые необычные варианты, которые раньше вам не пришли бы и в голову.

Чашка кофе взята для примера. На самом деле вы можете брать любые предметы. Когда вы проделали  упражнение с чашкой для кофе вы можете использовать другой предмет, который есть в вашем доме или необязательно, можете взять когда абстрактный предмет и придумывать необычные способы его применения.

Это упражнение развивает креативное мышление и помогает вам прокачать нейронные связи, которые в последствии помогут в решении самых различных задач.

Упражнение  увлекает и можно заниматься самостоятельно либо с кем-то.  Если у вас есть дети то, можно попробовать сделать это упражнение вместе с ними, оно им понравится  поможет воспитать из ваших детей гениев.

Свободные ассоциации.

Это упражнение немного похоже на первое, но суть его в другом. Выберите предмет, это может быть тоже чашка кофе или мандарин или ещё что-нибудь что подвернется вам на ум.

И придумайте то какие ассоциации могут быть с этим предметом, но у мандарина может быть мячик, блик солнца… ну и так далее.

Опять-таки в первом предложении мозг сначала вам подсовывает самые привычные варианты те которые больше всего похожи на исходной предмет и не сразу появляются в вашем уме.

Вам нужно пройти этот уровень, написать три четыре варианта, которые являются самыми простыми и пойти дальше придумать 10 и более ассоциацией на один предмет.

Поначалу это упражнение может показаться вам несколько сложным, но чем сложнее упражнения для мозга тем больше оно  дает эффекта.

Здесь применяется творческий подход и ваша способность находить свободные ассоциации может помочь в решении креативных задач.

Многие проблемы так решаются, нужно просто найти какую-то ассоциацию и на основе ее уже разработать новую идею.

Вы можете чередовать первое второе упражнение. То есть сначала продумали сколько можно найти способрв применения чашки с кофе, а потом придумали ряд свободных ассоциаций на и тот же предмет.

Такая комбинация будет очень эффективна и безусловное даст рост вашим способностям мышления. Здесь главное делать это постоянно, превращать в небольшую игру и будет все получаться, главное не заскучать и не забросить эти упражнения через пару дней.

 

Игры

Игр для прокачки интеллекта тоже очень много. Конечно самой известный это шахматы и шашки. Можно играть, это пойдет только на пользу.

Однако нужно учитывать один момент, каждому действию которое мы выполняем соответствует определенный нейронные связи.

Если мы тренируем свое мышление игрой в шахматы, то соответственно мозг будет прокачивать нейронную связь, которая отвечает за игру в шахматы. Мы можем отлично справляться, ставить маты и обыгрывать сильных соперников. Но для решения других задач, например для нахождения новых бизнес идей, это мышление не подойдёт.

Я считаю что логические игры являются дополнительным методам, которые помогают развить внимание, память и возможность стратегического мышления. То есть просчитывание ситуации на несколько ходов вперед.

Если вы решите играть например в шахматы, то старайтесь развивать в себе во-первых выход за рамки стандартных вариантов, думайте на несколько шагов вперёд.  Старайтесь запоминать расположение фигур и  внимательно анализировать действия соперника. В этом случае Вы получите больше пользы от игры.

Можно также играть в другие игры, главное давать постоянную нагрузку на ваш мозг, тогда он будет сильным в плане решения различных задач.

Здесь можно провести аналогию со спортом, если вы качаете мышцы, то становитесь сильней. Вот то же самое и с интеллектом.

P.S.

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

dramtezi.ru

способы развития логического мышления и памяти у взрослых и детей.

Очень важно научиться мыслить логически – такие навыки помогают не только просчитывать свои действия наперед, но и быстро находить выход в непредвиденных ситуациях. Человек, у которого развито логическое мышление, несомненно, сможет добиться успеха даже при не самых благоприятных обстоятельствах. Итак, как развить логическое мышление?

Логика и логическое мышление

Логика это

Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.

Что такое логическое мышление и его виды

Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок.

Словесно-логическое мышление

Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал.

Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее.

Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы.

Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому.

Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее.

Классификация – объекты группируются по существенным признакам

Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт.

Вербально-логическое мышление

Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали.

Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций.

Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую.

Математическое мышление

Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления.

Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия.

Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления.

Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.

Ассоциативно-образное мышление

Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности.

Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью.

К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.

Для чего человеку нужно развивать логику и память

Развитая память и логическое мышление просто необходимы в повседневной жизни – при выполнении профессиональных задач, а также в бытовых делах.

Развивая память и логику, вы научитесь концентрировать свое внимание, контролировать ход мыслей. В итоге вам будет легче сфокусироваться на текущих задачах и организовать собственную жизнь.

Выполняя упражнения для развития памяти, уже через какой-то период времени вы начнете замечать, что при решении проблем, вы применяете весьма нестандартные и эффективные методы, которые раньше не пришли бы вам в голову.

Как развивать память и мышление у взрослых

Задачи на развитие логического мышления

В Сети вы легко отыщите разнообразные задачи, с помощью которых сумеете развить логическое мышление. Множество сайтов предложит вам различные уровни заданий. Попробуйте начать с чего-то не слишком сложного, постепенно двигаясь дальше.

Научиться думать логически с помощью игр, головоломок и стратегий

Также развитию логического мышления в немалой мере могут способствовать разнообразные игры, стратегии и головоломки. Для этого не обязательно искать задачи в Сети. Даже купив коробку с пазлами, вы сможете устроить себе не только развлекательный вечер, но и в немалой степени повысить уровень логического мышления.

10 способов, чтобы развить свою память

1.) Читайте много книг

Безусловно, человек, который склонен к чтению, обладает лучшей памятью, нежели тот, который не проявляет к этому занятию никакого интереса. Итак, как это можно использовать. Прочтите маленький рассказ, после чего сразу же перескажите его на диктофон. Через несколько часов попробуйте повторить такой пересказ. Проанализируйте, о каких деталях вы забыли, что было упущено вами. Выполняйте такие упражнения регулярно.

2.) Произносите слова наоборот

Тоже очень полезный метод улучшить свою память. Также нельзя не отметить удобство этого способа – вам не понадобится диктофон или иные вспомогательные приспособления. Выполняйте эту задачу перед сном, в дороге, в очереди и так далее. Если есть возможность, то можно выполнять упражнение на листке бумаги, в блокноте – так вам будет удобнее себя проверить.

3.) Изучайте стихи и новые слова

Заучивание стихов – замечательный тренажер для памяти. Можно также учить новые, незнакомые вам слова. Как только подобное слово попадется вам на глаза, при любом удобном случае отыщите его значение в словаре. После этого попробуйте «в уме» составить несколько предложений, в котором будет применяться новое слово.

4.) Вспоминайте все в подробностях, анализируйте

Обзаведитесь привычкой каждый вечер воспроизводить в памяти события, которые случились с вами за прошедший день. Начинайте с момента пробуждения. Вспомните, о чем вы думали, проснувшись, что вы ели на завтрак, с кем говорили. Далее перейдите к воспоминаниям о том, как проходил ваш день, с какими людьми вы общались, с какими задачами вам довелось столкнуться. Следом переходите к воспоминаниям о вечере. Проанализируйте, какие неприятные события вы могли избежать, что полезного сегодня усвоили, какой поступок был бессмысленным и так далее.

5.) Рисуйте образы в своей голове

Довольно интересное упражнение, которое прекрасно развивает воображение. Например, представьте себя в отпуске. Скажем, не просто вы сидите на берегу, а более детально. Представьте, что вы сидите на теплом песке, в руке у вас бокал с лимонадом или пивом, рядом стоит тарелка с креветками или кукурузой – вы слышите их запахи. Также вы слышите шум морских волн, и, порою, их брызги долетают до вас. Можно добавить еще каких-либо деталей.

Таким образом, воображайте все что угодно. Например, вы оказались в летнем саду: на вас падает тень деревьев, вы слышите запах малины, на землю периодически падают плоды груш. Сквозь листву пробиваются лучи солнца.

6.) Полноценный сон

Несомненно, вы уже слышали о том, что полноценный сон оказывает важное влияние на нашу память. Если вы спите не менее семи часов за ночь, то можете быть уверены в том, что это наилучшим образом сказывается не только на памяти, но и на концентрации внимания и даже на омолаживании клеток организма. Хороший сон необходим для накопления энергия и здоровья в общем.

7.) Метод Айвазовского развивает фотографическую память

Такая техника тренировки обрела свое название в честь знаменитого художника. Занимаясь написанием своих произведений, картин, Иван Константинович мысленно пытался остановить движение волны и перенести ее на свою картину так, чтобы она не выглядела замершей.

Айвазовский посвятил немало часов процессу наблюдения за водой. При этом он время от времени закрывал глаза, пытаясь воспроизводить увиденное в памяти.

Как воспользоваться такой методикой?

  • На протяжении 5-ти минут изучайте какой-либо предмет, или же пейзаж.
  • Прикрыв веки, попробуйте в памяти воспроизвести образ этой картинки. Также важно, дабы она была цветной.
  • Эффективность тренировки можно повысить, фиксируя объекты на листке бумаги.
  • Если это упражнение вы будете выполнять регулярно, то сможете достичь немалого прогресса в развитии зрительной памяти.

8.) Таблицы Шульте

Такие таблицы применяются для определения степени внимания, что в свою очередь имеет непосредственное отношение к памяти – вы их можете в избытке отыскать на просторах Сети. Для этого достаточно вбить в поиск «Таблицы Шульте онлайн», и начинать тренировку.

Отметим, что речь идет о поле, разделенном на квадраты, а в тех, в свою очередь, записаны цифры от 1-го до 25-ти в произвольном порядке. Впоследствии вам будет необходимо отыскать все цифры по порядку, используя секундомер – со временем скорость поиска должна увеличиваться.

9.) Витаминизированная полезная еда

Безусловно, для хорошей памяти важно употреблять еду, которая максимально насыщена витаминами. На какие продукты следует обратить наиболее пристальное внимание? Употребляйте в пищу яблоки, лосось, чернику, шпинат, различные семена и орехи, виноград.

10.) Развивайте левую руку, если вы правша и наоборот

Весьма полезное занятие. Ставьте перед собой сложные задачи. Тренируйте левую руку, если вы левша, и правую, если вы правша. Поначалу использование «непривычной» руки будет даваться вам нелегко, но со временем вы овладеете этим навыком.

Как развить логику и мышление у подростка

Задания, головоломки и шарады

На просторах Сети можно найти множество головоломок, которые вы можете попытаться разгадать вместе с подростком. Старайтесь искать задачи, которые содержат правильный ответ – в случае, если цель не будет достигнута, вы сможете посмотреть, как можно было ее достичь.

Специальное приложение с заданиями на смартфон

В Google Play вы можете без труда найти приложение, которое так и называется «Логика, Задачи, Головоломки» — его можно установить на смартфон. Суть приложения в том, дабы развить аналитические способности у взрослых и подростков. Также существуют такие приложения, как «Тренировка мозгов», «Lumosity» и многие другие.

Как развить смекалку и сообразительность

На сообразительность и смекалку влияют многие факторы. Если вы вынуждены подвергать свой организм постоянным стрессам, то неудивительно, что ваши реакции будут оставлять желать лучшего. В период пиковых ситуаций человеческий организм вырабатывает кортизол, который оказывает губительное влияние на клетки мозга. Если с самого утра вам приходится браться за кучу дел, то стоит попробовать хоть немного замедлить привычный темп жизни. Начните с того, что не вскакивайте с кровати сразу после того, как зазвенит будильник – позвольте себе некоторое время (15-25 минут) еще полежать, подумать о грядущем дне.

Какими способами повысить сообразительность

Музыка. Периодически отдыхайте от ежедневной суеты, прослушивая музыку. Кстати, ученые полагают, что для активизации мозга весьма полезны классические произведения. Например, люди, которые время от времени слушают Моцарта, отличаются повышенной скоростью мышления.

Не распыляйте энергию. Не стоит браться сразу за множество задач. Чтобы хорошо сделать какое-то дело, важно на нем сосредоточиться. Если вам приходится в одно время отвечать на письмо, говорить по телефону и слушать новости, то, безусловно, внимание начнет рассеиваться на несколько источников информации. Итогом станет снижение концентрации внимания и даже уровня интеллекта.

Больше позитива. Не отказывайте себе в положительных эмоциях – от них напрямую зависит ваша работоспособность. Чаще посещайте парки, ходите в кино, встречайтесь с друзьями.

Развитие. Регулярно ищите в Сети упражнения для развития памяти и обогащения лексикона. Вряд ли вас «озарят» неожиданные решения, если вы являетесь обладателем бедного словарного запаса, который почти ничего не в силах удержать в голове. Чтобы развить память, учите стихи, просто читайте книги.

Онлайн тест на логику – развиваем способность логически мыслить

Итак, предлагаем засечь время – на прохождение теста желательно использовать не более четверти часа.

Тест:

1.) Может ли женщина выйти замуж за брата своего вдовца?

2.) Есть ли в Италии 2 марта?

3.) Девочка заявляет: «Позавчера мне было 8 лет, а в следующем году я буду праздновать 11-й день рождения!». Так может быть?

4.) На 2 руках – 10 пальцев. Итак, сколько пальцев на десяти руках?

5.) Вы являетесь водителем автобуса, который направляется из Екатеринбурга в Угут. В пути у вас будет три остановки. Сколько лет водителю?

6.) Месяц заканчивается на 30-м или 31-м числе. Назовите месяц, в котором содержится 28-е число?

7.) Вы оказались в комнате с двумя лампами – бензиновой и газовой. Что вами будет зажжено в первую очередь?

8.) Одна машина выехала из Уфы в Москву, а вторая – из Москвы в Уфу. Автомобили выезжали в одно время, но скорость второго авто в два раза выше скорости первого. Какая машина будет ближе к Уфе в момент встречи?

9.) Мать с сыном попали в аварии. Мать не выжила в больнице. К сыну в палату заходит медсестра и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Возможно ли это?

10.) Найдена монета, дотированная семьдесят восьмым годом до н.э. Так может быть?

11.) Петух залетел на крышу, наклон которой с одной стороны – 45 градусов, в с другой – 30. Когда он снесет яйцо, с какого наклона оно скатится?

12.) Врачом прописано три укола, которые надо делать через каждые полчаса. Итак, сколько в итоге нужно времени на эти три укола?

13.) Вес кирпича полтора кило. Плюс еще треть кирпича. Сколько в итоге весит кирпич?

Теперь просмотрите верные ответы:

1.) Нет;

2.) Да;

3.) Может, если она родилась 31 декабря;

4.) 50;

5.) Столько, сколько и мне;

6.) Во всех;

7.) Спичка;

8.) Одинаково;

9.) Да;

10.) Нет;

11.) Ни с какого;

12.) Один час;

13.) 1 кг.

Если вы сделали:

Не более 2 ошибок

Ваше логическое мышление на высоте! Наверняка, вы приложили немало трудов, чтобы добиться таких результатов, но оно того стоило!

От 3 до 5 ошибок

Можно смело заявить, что вы обладаете высоким уровнем интеллекта, несмотря на то, что, порою, вам свойственны ошибки. Как бы там ни было, вы способны большинство событий анализировать верно.

От 6 до 7 ошибок

Ваш уровень интеллекта можно назвать средним. Потенциал для роста, несомненно, имеется, и, при желании, вы добьетесь успеха в этом деле.

8 и более ошибок

Трудно сказать, что в своих суждениях вы часто руководствуетесь логикой. Наверняка, преимущественно вы действуете под влиянием эмоций.

Книги, развивающие логическое мышление

«Прикладная логика» Н. Непейвода

Эту книгу можно считать простым введением в мир современной математической логики. Учебник был рекомендован Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию, и стал отличным источником знаний для многих студентов высших учебных заведений.

«Учебник логики» Г. Челпанов

Речь идет о книге, которая доступно излагает основы логики. Основной акцент сделан на силлогистике. Учебник содержит задачи, с помощью которых учащийся способен за непродолжительный срок научиться применять на практике те или иные правила.

«Логика» А. Ивин

Учебное пособие, которое рассказывает о том, как научиться мыслить логично – кому это дается с трудом, а кто легко преодолевает барьеры. Содержит полезные задачи.

Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день

Пара случайных слов

Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия.

Ассоциации

Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка.

Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.

alfaman.org

Упражнения, развивающие мышление — 5 упражнений развития

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, счастливыми и умными. Сбудутся ли эти желания, в значительной степени зависит от врожденных особенностей ребенка и некоторых генетических факторов, но не менее важно и значимо правильное воспитание и своевременное обучение малыша. В статье представлены 5 лучших упражнений, развивающих мышление ребенка.

Роль воспитания в развитии мышления

Некоторые родители считают, что за развитие интеллекта их чада ответственны воспитатели и педагоги (сначала в детском саду, потом в школе). Конечно, ребенок поступает в образовательное учреждение, чтобы учиться, но успешность обучения во многом зависит от того, занимаются ли дома дополнительно с ним родители или нет.

Первые семь лет жизни человека – период, когда активно формируется мышление.  Задача родителей – способствовать развитию интеллекта малыша.

Педагогами-психологами разработано немало учебных пособий для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти книги издаются специально для родителей, не имеющих педагогического образования, но желающих помочь малышу развить интеллект. Такие пособия есть в любом книжном магазине и в интернет-магазине найти их также несложно.

Мышление – психический познавательный процесс отражения реальности, высшая функция психики. Только мышление позволяет составить полное представление об объективной реальности, установить связи между объектами и явлениями мира. Мышление позволяет сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, синтезировать информацию.

Мышление также и форма особой, творческой активности, присущей только человеку и позволяющей ему быть творцом своей судьбы.

Тот факт, что у детей-маугли (дети, выросшие вне человеческого общества), мышление остается неразвитым, еще раз доказывает: чтобы у ребенка формировался интеллект, с ним нужно заниматься.

Мыслить человек учится в процессе онтогенеза, благодаря взаимодействию с объектами окружающего мира и людьми.  Мышление развивается по мере роста и развития организма ребенка как бы само собой, но на успешность и скорость развития влияет то, как и в какой форме общаются с ребенком родители.

Виды мышления и способы их развить

Мышление классифицируется по нескольким основаниям. В психологии и педагогике особое внимание уделяется классификации, основанием которой служат факторы роста ребенка и этапы формирования его интеллектуальных способностей.

В возрасте от рождения до семи лет поэтапно формируются такие виды мышления:

  1. Наглядно-действенное или практическое мышление (формируется от рождения до трех лет). Когда маленький ребенок трогает, щупает, бьет, кусает, ломает, разбирает и складывает предметы, он учится думать.

Ручки малыша – инструмент познания мира и способ составить о нем представление. Чем активнее ребенок исследует мир, тем лучше. Рьяное желание все достать и попробовать «на зуб» тревожит родителей (не все действия с предметами безопасны), активность малыша нужно контролировать, но ни в коем случае не отбивать у него желание познать мир, напротив, его нужно поощрять.

Помогают развивать практическое мышление:

  • конструктор,
  • сортер,
  • лепка из пластилина,
  • рисование пальчиками,
  • игра с песком, крупами, водой,
  • игрушки, отражающие результат действия ребенка.
  1. Наглядно-образное мышление (формируется в возрасте от трех до пяти лет). Дошкольник учится оперировать образами предметов, а не непосредственно ими. Ребенок моделирует образ предмета в своем воображении и сознательно заменяет его чем-либо: другим предметом или изображением.

Возраст от трех до пяти лет это возраст повышенного интереса к рисованию и сюжетной игре. И то и другое занятие – способ условно обозначить предмет или явление, чтобы совершить с ним некоторое действие, заранее спланированное.

В этом возрасте малыш уже может научиться читать по слогам и решать самые простые математические примеры.

Помимо сюжетно-ролевых игр и свободного рисования, развивают наглядно-образное мышление:

  • раскраски,
  • лабиринты,
  • конструирование по заданному образцу,
  • пазлы,
  • аппликация,
  • игры на сравнение (например, найти различное в одинаковом), анализ и синтез (например, назвать части, из которых состоит предмет).
  1. Словесно-логическое или теоретическое мышление (формируется в возрасте от пяти до семи лет). К концу дошкольного периода ребенок осваивает логику, учится оперировать абстрактными понятиями, уже не опираясь на наглядное изображение предмета или форму.

Появляется умение рассуждать в уме, делать умозаключения, составлять рассказ и доказывать свою мысль. В этом возрасте ребенок уже оперирует такими сложными понятиями как время и пространство.

Развивают теоретическое мышление:

  • головоломки,
  • повторение рисунка по клеточкам (графический диктант),
  • чтение,
  • решение в уме примеров по математике,
  • составление рассказа по картинке,
  • игры на обобщение и классификацию (например, разделить объекты по группам).

После семилетнего возраста перечисленные три вида мышления изменяются качественно, совершенствуются, развиваются и усложняются.

Топ-5 лучших упражнений

Чтобы не запутаться в разнообразии игр и упражнений, лучше выбирать те из них, которые являются высокоэффективными и при этом положительно оцениваются ребенком.

К числу игровых упражнений, привлекающих внимание, интригующих, развлекающих ребенка и при этом замечательно развивающих его интеллект, относятся следующие:

  1. Упражнение «Найди лишнее». Задача ребенка: выбрать из нескольких изображений или предметов лишний. Например, можно разложить на столе фрукты (три – пять штук) и один овощ, затем попросить ребенка найти лишнее в этом ряду. Оставшиеся предметы нужно охарактеризовать одним обобщающим словом. В описанном примере таким словом будет слово «фрукты».

Вместо предметов в игре можно использовать их изображения, а детям пяти – семи лет можно просто проговаривать слова и просить назвать лишнее.

  1. Упражнение «Опиши словами». Ребенку предлагается рассмотреть предмет, изображенный на картинке и описать его словами. Главное условие: картинку видит только сам ребенок, и название предмета ему нельзя произносить. Малышу придется подбирать и придумывать множество характеристик предмета до тех пор, пока он не будет разгадан взрослым или другими участниками игры.

Более сложные варианты: на картинке изображен не конкретный предмет, а явление или событие.

 

  1. Упражнение-игра «Волшебный мешочек». В непрозрачный пакет, картонную коробку или мешочек из ткани взрослый помещает четыре – шесть предметов (в зависимости от возраста ребенка, количество предметов нужно изменять). Ребенку озвучивается описание предмета (например, мягкий, круглый, маленький). Задача: не глядя в мешок, а только ощупывая предметы руками, найти описанный объект и назвать его словом.

Игру можно усложнять, давая обратное задание: «Найди что-то не круглое, не мягкое и не маленькое».

  1. Упражнение-игра «Съедобное – несъедобное». Родитель бросает (или катит по полу) малышу мяч, называя любое слово. Если названное слово обозначает нечто съедобное, ребенок ловит мяч, несъедобное – отбрасывает его.

Эту игру можно усложнять различными способами. Например, бросая мяч, называть цвет, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет такого цвета. Еще одна вариация: ребенок должен придумывать прилагательное к называемому взрослым существительному. Более сложный вариант: ребенку нужно называть слово-синоним или антоним к названному взрослым слову.

  1. Упражнение «Спутанная сказка». Для этого упражнения придется заранее распечатать на отдельных листах бумаги иллюстрации к какой-нибудь сказке. Если взять неизвестную ребенку сказку, задание будет на порядок сложнее. Картинки с иллюстрациями перемешиваются в хаотичном порядке и раскладываются перед ребенком так, чтобы он мог видеть их все. Задание: разложить картинки в правильном порядке, так, чтобы получилась сказка.

Если ребенок умеет читать, можно распечатать текст сказки и разрезать его на четыре – шесть осмысленных частей. Задание останется тем же: расставить кусочки текста в правильной последовательности.

Развивать интеллект ребенка совсем не сложно, для этого достаточно быть внимательными к нему, отвечать на вопросы, рассказывать о мире, и хотя бы тридцать минут в день в игровой форме заниматься развитием мышления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Развитие мышления у ребенка, как развить и научить мыслить детей

Почему так важно научить ребенка мыслить? Давайте разберемся, для начала, что же такое мышление?

Это сложный психический процесс, затрагивающий работу обоих полушарий головного мозга.

Решение поставленных перед человеком задач, умозаключения и сделанные выводы – всё это зависит от того, насколько комплексно развито мышление.

Поэтому так важно начинать развивать и тренировать мышление с ранних лет.

Конечно, в раннем детстве критерии оценки мышления крайне низки и измеряются в количестве выученных и сказанных слов, собранных фигурок из конструктора и подобных незначительных с точки зрения взрослых достижений.

Но в жизни ребенка наступят моменты, требующие умения мылить логично и правильно решать задачи. Школьные экзамены, поступление в ВУЗ, устройство на работу – всё это потребует от испытуемого пройти определенные тесты, в том числе и на IQ.

Чтобы чего-то добиться в жизни, что-то изобрести, сделать успешную карьеру или построить растущий бизнес, нужно всегда логически и, самое главное, творчески мыслить.

Для любой профессии и созидательной деятельности крайне необходимо аналитически мыслить и образно выстраивать порядок своих действий. Это и есть залог успеха на любом поприще.

Как ребенок мыслит

Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.

Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.

Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.

Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.

Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.

Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику — одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Творческое

Как развить у детей креативное мышление? Просто. Его помогает развивать общение.

Коммуникация и взаимодействие ребенка с другими людьми подводят его к сопоставлению многих точек зрения на один и тот же вопрос.

Это происходит в процессе разговора, во время чтения книги или прослушивания аналитической передачи

Вырабатывая и формируя собственное мнение, ребенок совершает созидательный акт, он творит, а это и есть креативность. Ибо только по-настоящему творческая личность может прийти к осознанию того, что на один и тот же вопрос может быть множество правильных ответов. И просто рассказать об этом ребенку недостаточно, нужно чтобы он пришел к пониманию этого сам, выполнив множество таких творческих заданий самостоятельно.

Школа не дает такого развития, тут тоже придётся постараться родителям, чтобы, занимаясь дома с ребенком, научить его нестандартно и гибко мыслить. Это несложно, для начала в раннем школьном возрасте поможет, например, такое упражнение, как складывание из одних и тех же геометрических фигур разных картинок.

К примеру, оригами или конструирование из бумаги отлично развивают детское творческое мышление.

Попробуйте вместе с ребенком взять какой-нибудь привычный повседневный предмет и придумайте ему нестандартные новые предназначения.

Фантазируйте, творите, придумывайте новые задачки, мыслите творчески сами и ребенок обязательно научится быть креативным вместе с вами.

Видео по теме:

 

www.motti.ru

7 устных игр, развивающих мышление

Экологичное родительство. Дети: Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе — дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе — дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.


1. Прошлое и будущее

Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Источник: clipartpanda.com

Например: стул

— Чем этот предмет был в прошлом?

— Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

— Чем он может стать в будущем?

— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.

  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие

Источник: loveofdrawing.com


Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.

  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.

  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Источник: sketches.com


1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;Например: пластиковый стаканчик

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм…

Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.

  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Источник: drawingimage.com

Например:

— Дождь полезный, потому что растут растения.

— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть…и т. д.

Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Источник: vectorstock.com

Например: дом

— Это живое?

— Нет.

— Это сделано человеком?

— Да.

— Это больше тебя?

— Да.

— Несёт пользу для человека?

— Да.

Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!

  • Классифицировать. Такая игра — своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.

  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

Источник: juliesondradecker.com

Например: знакомство

— Как люди знакомились в древности?

— Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.

— Как знакомятся теперь?

— На улицах, в кафе, в интернете и т. д.

— Как будут знакомиться в будущем?

— Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

Что развивает:

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современном жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.

7. Видное-неочевидное

Условия игры: Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

Например: ботинок и летающий корабль

1) оба могут пахнуть;

2) оба могут взлететь;

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

4) оба могут быть твёрдыми;

5) могут быть одного цвета…

Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.

Это Вам будет интересно:

10 упражнений для развития осознанности у детей

Стыд и страх: ЧТО мы передаём собственным детям

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком… Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет — это ещё одна новая игра!опубликовано econet.ru

econet.ru

Как развивать скорость мышления — Психологос

Скорость мышления у всех разная, и не всегда реалистично достичь того, что вам так хочется, когда вы видите, как быстро и легко кто-то справляется с задачей, на которую у вас уходит много времени. Но увеличить скорость своего мышления вполне реально. Этому способствует:

Лицевая гимнастика. Когда лицо не размято, лицо «холодное», мысли сбиваются, слова находятся с трудом. Если лицо размято, голова работает гораздо лучше, быстрее. Это — эффективно!

Многим очень помогает эмоциональная гимнастика, в первую очередь общая: от нее повышается настроение, бодрость и прочищаются мозги.

Скорость движения глаз и легкость, скорость мимических движений. Отучайте себя ходить с кислым, вялым, невыразительным лицом и сонными глазами, это не только вас не красит, но и вырубает мозги. Если вы приучили свое лицо к живости, более живым становится и ваше мышление. Можете проверить!

В целом развитость мелкой моторики улучшает точность и быстроту мышления. Мышление и мышечная моторика — на удивление связаны. Если мужик все делает только лапой целиком, он и мыслит только в целом и вообще, причем со скоростью движения целой лапы… Умные мамы развивают мелкую моторику маленьких детей, давая им играть в бисер и другие мелкие игрушки, позже развитию мелкой моторики помогает игра на фортепьяно и печатание десятью пальцами на клавиатуре. Ваши пальчики должны быть живыми и шустрыми!

Подбор шаблонов, коллекция алгоритмов. Вам иногда может казаться, что ваш коллега, который легко и быстро выдает решения, соображает быстрее вас, но это может быть не совсем так. Просто в этой области он работает уже (предположим) десять лет и все вопросы, которые для вас новы, он продумывал уже не раз. У него много наработок и шаблонов для решения тех задач, которые для вас творческие. Ищите решения, запоминайте, собирайте коллекцию решений и алгоритмов — станете обгонять всех остальных, которые об этом не позаботились.

Высокий внутренний темпоритм. Внутренний темпоритм — это ваша общая внутренняя скорость. Раскрутите в себе внутренний моторчик — и скорость всех внутренних процессов у вас повысится. Заодно сможете научиться управлять своим темпераментом: еще не пробовали?

Очень полезен массаж головы. Альберт Эйнштейн жаловался, что боится принимать душ: он не успевал запоминать все мысли, которые в это время приходят в голову. Действительно, подтверждаю: во время душа, когда струи воды энергично массируют кожу головы, мгновенно улучшается работа сосудов головного мозга и в голову сразу приходят куча отличных идей. А если вы завершаете душ обливанием холодной водой, бодрым и живым становится все тело, голова становится свежей и ближайшие часы будет отлично соображать.

​​​​​​​Развитию скорости мышления помогает тренировка скорости восприятия текста по методу Виктора Котка. Метод уникален по своей простоте и эффективности. Для тренировки вам нужна содержательная книга скорее научно-популярного плана. Вы читаете, рядом с вами ваш тренер отстукивает время на чтение каждой страницы. Дает вам три минуты — вы читаете три минуты. «Две с половиной минуты!» — ладно, укладываетесь в это время. «Две минуты!» — уже труднее. «Три минуты!» — кайфуете от избытка времени. Снова «Две минуты» — напряжение, «Полторы минуты» — тяжело, «Две с половиной минуты!» — уже легко. Далее снова: «120 секунд», «100», 90, — 120, 100, 80 — и так далее. Через два месяца таких тренировок я и другие студенты факультета психологии, которые были испытуемыми, читали со скоростью от 5 до 1 секунды на страницу… Проверка усвоенного материала обычная: страницу, которую вы прочли за 3 секунды, вы должны рассказать так же внятно, как при первом чтении за 3 минуты.

Есть достоверные наблюдения, что мышечная расслабленность, высокий позитивный тон и позитив способствуют скорости мышления, а постоянное напряжение, низкий тон и страхи — мешают. Если это про вас, и скорости мышления мешают зажимы и страхи — осваивайте аутотренинг и снимайте страхи. В частности, практикуйте «Нестандартные поступки», тренируйте смелость и развивайте позитив: это реально полезно не только для скорости мышления, но и в целом по жизни.

Скорость мышления — еще не все

Сама по себе скорость не гарантирует качество, много людей способны очень быстро принимать решения, на поверку оказывающиеся глупыми. Скорость мышления сама по себе, без оценки других характеристик (глубина, качество мышления) — мало о чём говорит и может как помочь, так и навредить, причём не только автору. Позаботьтесь, чтобы ваше мышление было не только быстрым, но и эффективным. См.→


www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *