Реакция в психологии это: Реакция (в психологии) | это… Что такое Реакция (в психологии)?

Содержание

Реакция | Мир Психологии

РЕАКЦИЯ

Реакция (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В широком биологическом смысле Реакция означает закономерный ответ организма на внешнее воздействие. 

В психологии Реакция — прежде всего акт поведения, в т.ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала, но иногда Р. называют ощущения, представления, мысли, эмоциональные переживания и даже настроения, возникающие в ответ на определенное воздействие; напр. Л.С. Выготский писал о сложнейших эстетических Р. Любая реакция характеризуется скоростью, интенсивностью, формой протекания. Измерение этих характеристик Р. создало психометрику как отрасль психологии. В зависимости от признаков, положенных в основу классификаций, в психологии и др. пограничных науках выделяют разные виды Р., напр. поведенческие, физиологические, эмоциональные и др.

; произвольные и непроизвольные реакции. См. также Время реакции, Рефлекс.

Реакция выбора — см. Время реакции, Закон Хика.
Реакция десинхронизации — см. Внимания физиологические механизмы.
Реакция навязывания ритма — см. Методы электрофизиологические.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Реакция в психологии — любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного. Понятие введено в психологию основателем бихевиоризма — Уотсоном. Выделяются реакции врожденные и реакции приобретенные.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Реакции — в психиатрии: патологические изменения психической деятельности в ответ на психическую травму или неблагоприятно сложившуюся жизненную ситуацию.

В их происхождении важную роль играют факторы конституциональной предрасположенности, особенности личности, соматическое состояние больного, его возраст. Протекают на невротическом (см. Неврозы) или психотическом (реактивные психозы) уровне. И те, и другие относятся к клинической группе реактивных состояний, однако реактивные психозы, в отличие от неврозов, характеризуются большей остротой развития, лабильностью симптоматики, ее большей тяжестью, выраженными психомоторными и аффективными расстройствами, наличием психопатологической продукции (бред, галлюцинации, расстройства сознания), нарушениями поведения. Реактивным психозам присуща значительная обратимость психопатологических расстройств.

Реакция алкогольная истерическая — истерическая реакция в состоянии алкогольного опьянения. Опьянение, как правило, облегчает проявление истерических форм реагирования даже у лиц без выраженной до того истероидности. Характеризуется нарочито-демонстративным поведением, преувеличенным реагированием на окружающее, суицидальными высказываниями и попытками, совершаемыми обычно в присутствии окружающих и также демонстративно, например, больной наносит себе многочисленные поверхностные кожные порезы ножом или бритвой в области предплечий.

Наблюдается обычно уже при наличии алкогольной деградации личности по психопатоподобному типу, во второй стадии алкоголизма.

Реакции аномальные [Ушаков Г.К., 1978] — простейшие, элементарные формы расстройств, которые составляют начальный элемент формирования аномалии индивидуальности. Характеризуются изменением форм реакций на стимул, неадекватностью реакции стимулу по силе и содержанию. Клинически различаются невротические, неврозоподобные, психопатические и психопатоподобные реакции. Учащение, сгущение аномальных реакций приводит к так называемым преходящим развитиям и в дальнейшем — к формированию приобретенных психопатий.

Реакция астеническая — характеризуется острым астеническим состоянием, наступающим в психогенно-травмирующей ситуации. Характерны жалобы на общую слабость, повышенную раздражительность, плохой сон, снижение памяти, утрату трудоспособности, плохое самочувствие. Гипотимия. Р. аффективно-шоковая. Характеризуется остро наступающим аффектом страха или ужаса, сужением сознания, двигательными расстройствами. Кратковременное психотическое состояние, возникающее в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни.

Реакция аффективно-шоковая гиперкинетическая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся беспорядочным психомоторным возбуждением.

Реакция аффективно-шоковая гипокинетичекая — разновидность Р.а.-ш., характеризующаяся двигательным оцепенением, ступором.

Реакции аффективные острые у подростков [Личко А.Е., 1985] — состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психической травмой или кризисной ситуацией. Длятся от нескольких минут до многих часов и даже суток. Психотического уровня аффект не достигает, явления дезориентировки и последующей амнезии отсутствуют.

  • а) Реакция агрессивная (экстрапунитивная) — проявляется в виде нападения на обидчиков, нанесения им побоев, или в виде вымещения злобы на случайных лицах, в виде разрушительных действий по отношению к вещам обидчиков или случайно оказавшихся в поле зрения предметов. Р. направлена на разрядку аффекта, отреагирование.
  • б) Реакция аутоагрессивная (интрапунитивная) — нанесение повреждений себе вплоть до покушений на самоубийство. При нанесении себе повреждений, например, порезов, демонстративные тенденции отсутствуют.
  • в) Реакция импунитивная — аффект разряжается путем бегства из психотравмирующей ситуации (побеги из дома, из интерната).
  • г) Реакция демонстративная — на фоне крайнего аффективного напряжения проявляются тенденции привлечь к себе внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще всего наблюдаются демонстративные суицидальные попытки, нарочито Делинквентное поведение.

Реакция бегства — примитивная реакция бессмысленного, бесцельного. Одна из форм гипобулических механизмов.

Реакция группирования со сверстниками — проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее спонтанные группы, объединенные неформальными отношениями. Нередки групповые правонарушения.

По О.В. Кербикову [1968], Р. такого рода особенно подвержены педагогически запущенные дети.

Реакция депрессивная — Р. в форме психогенной депрессии — пониженное настроение, тоскливый аффект, в переживаниях звучат психогенно-травмирующие обстоятельства.

Реакция имитации [Ковалёв В.В., 1979] — одна из форм характерологических реакций у детей и подростков. Характеризуются изменениями поведения, связанными с подражанием поведению окружающих, представляющихся ребенку или подростку авторитетными. В большинстве случаев не имеют патологического характера, то есть являются характерологическими Р., однако при этом не исключена возможность перехода в невротические расстройства и развития социально-отрицательного поведения.

Реакция ипохондрическая — проявляется возникшими опасениями за свое здоровье, нередко — убежденность в том, что больной страдает тяжелым соматическим заболеванием. Нередко характеризуется истерическими механизмами «бегства в болезнь».

Р. истерическая — проявляется истерическими формами реагирования.

Реакция компенсации и гиперкомпенсации [Ковалёв В.В., 1979] — форма преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Происходит усиление личностных проявлений и появляются защитные формы поведения, маскирующие слабые стороны личности. Своеобразная попытка избавиться от переживаний собственной неполноценности. Могут быть как характерологическими, так и патохарактерологическими Р. К этому виду Р. относятся компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков и преступлений и др.

Реакции личностные аффективные параадаптивные [Заимов К., 1981] — кратковременные или более продолжительные реакции, вызванные состоянием аффективного напряжения и характеризующиеся отклонением от адекватных форм поведения. Они остаются близкими к нормальным человеческим переживаниям. Мышление приобретает характер сверхценных переживаний и никогда не достигает степени бредообразования.

Наблюдаются у психически здоровых и при личностной акцентуации. Интерпретация их природы связана с выделением единой психофизиологической, аффективно-поведенческой системы, объединяющей уровни безусловно-рефлекторной (инстинктивной) и условно-рефлекторной деятельности, подчиняющиеся принципам реципрокной иннервации Введенского-Шерингтона и реципрокной индукции И.П. Павлова. Различаются два основных типа реакций: компенсаторные и инверсионные. При первых характер деятельности остается прежним, меняется лишь объект, при вторых действие переходит в другую подсистему, например аутоагрессия заменяется агрессией. Некоторые варианты аффективных пара-адаптивных реакций личности феноменологически близки к отдельным вариантам проявлений механизмов психологической защиты по S. Freud.

Реакция мнимой смерти — примитивная гипобулическая Р., проявляющаяся внешне состоянием полной обездвиженности. Р., обусловленные формирующимся сексуальным влечением [Личко А.Е., 1977] — личностные реакции подросткового периода, связанные с повышенным, но недостаточно дифференцированным сексуальным влечением (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные тенденции и др. ).

Реакции оппозиции — см. Р. протеста.

Реакция отказа — форма патохарактерологических реакций у детей и подростков. Проявляются потерей инициативы, переживанием отсутствия перспектив, чувством отчаяния, избеганием контактов с окружающими, страхом перед всем новым, пассивностью, «отказом от притязаний». Часто наблюдается у детей, лишившихся родителей и попавших в закрытые детские учреждения в условия неправильного воспитания.

Реакция отрыва — возникает при длительной изоляции человека от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряженность, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, наоборот, беспричинное веселье.

Реакция параноидная — характеризуется бредовыми переживаниями и галлюцинациями, но своему содержанию близкими с породившей Р. психогенно-травмирующей ситуацией.

Реакции параноические [Молохов А.Н., 1940]. Психогенные реакции, в основе которых лежат сверхценные идеи, отражающие патологическую целеустремленность. Р.п. служат началом параноическому развитию. Наиболее типичны сутяжничество и бред ревности. Перерастание сверхценных идей в бредовые происходит на высоте аффекта, когда особенно выражена кататимность мышления. В отличие от реактивных параноидов, важную роль играет особая структура психики, без которой невозможно перерастание сверхценной идеи в бредовую — характер жизни влечений, эгоцентризм, особая направленность интересов, склонность к кататимному мышлению. Предпосылка Р.п. — эпилептоидные черты личности. По K. Leonhard [1976], Р.п. особенно часто наблюдаются в случаях сочетания параноически-застревающих и эпилептоидно-возбудимых особенностей личностной акцентуации и психопатии. Разграничение параноических реакций и развитии весьма условно. Очевидно, об окончании Р.п. в тех редких случаях, когда она не перерастает в развитие, можно судить лишь ретроспективно.

Реакции патохарактерологические [Ковалёв В.В., 1973] — реактивные состояния у детей и подростков, преимущественно проявляющиеся нарушениями поведения, приводящие к социально-психологической дезадаптации и нередко сопровождающиеся невротическими, соматовегетативными расстройствами. Принимают затяжное течение, длятся недели, месяцы и даже годы. Часто приводят к психопатическим развитиям и патохарактерологическим формированиям личности.

Реакции примитивные — Р., обусловленные гипобулическими, по E. Kretschmer [1922], механизмами. Включают Р. бегства, паники, мнимой смерти и др., в том числе и эксплозивную — импульсивные реакции паники, крики, аффективный ступор.

Реакция примитивная бредовая — проявляется в бредовой трактовке происходящего вокруг. Связана в своем генезе с аффектом страха. События окружающей действительности интерпретируются бредовым образом в плане переживаний, обусловленных психогенными переживаниями, например, страх ареста приводит к появлению психогенных бредовых идей отношения, преследования (мнимая слежка).

Реакции протеста [Ковалёв В.В., 1979] — формы преходящих расстройств поведения у детей и подростков. Могут быть характерологическими и патохарактеролсгическими.

Первые проявляются в форме непослушания, грубости, вызывающего, иногда — агрессивного, поведения. Наблюдаются в психогенно-травматической ситуации, имеют четкую направленность, отличаются непродолжительностью. Чаще наблюдаются у эмоционально возбудимых детей. Вторые отличаются большей интенсивностью проявлений, обязательно агрессивным, вплоть до жестокости, поведением, выраженным вегетативным компонентом. Склонны к повторению и фиксации, нарушенное поведением при этом приобретает привычный характер. Возможны Р. пассивного протеста — элективный мутизм, уходы, суицидальное поведение. Син.: Р. оппозиции.

Реакция ситуационная [Homburger A.] — P., сохраняющаяся, пока длится неблагоприятная ситуация.

Реакция психическая личностная — вид психогенной Р., в формировании симптоматики которой значительную роль играют преморбидные особенности личности, например, Р. истерическая у истероидной личности.

Реакция сутяжная — см. Р. параноические.

Реакция тимопсихическая [Bleuler E.] — примитивная Р., протекающая со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.

Реакция увлечения [Личко А.Е., 1973] — личностные реакции преимущественно подросткового периода. Характеризуются чрезмерно выраженными увлечениями (азартные игры, спорт, самодеятельность и др.), которые приводят к нарушениям поведения и социальной дезадаптации — запускается учеба, устанавливаются контакты с асоциальными лицами, проявляется Делинквентное поведение. Нередко протекает на уровне сверхценных образований. Син.: хобби-реакции.

Реакция фиксированная — Р., принимающая протрагированное течение, несмотря на завершение неблагоприятной ситуации, исчезновение психической травмы. При этом возникают сверхценные идеи и нередко наблюдается патологическое (параноическое) Развитие личности.

Реакции характерологические [Ковалёв В.В., 1973] — непатологические нарушения поведения у детей, проявляющиеся только в определенной ситуации, не приводящие к дезадаптации в разных сферах личностных отношений и не сопровождающиеся соматовегетативными нарушениями.

Реакции шизоидного типа [Фрумкин Я.П., 1928] — остро и реактивно возникающие изменения личности по шизоидному типу, характерологическая реакция типа «шизоидизации» личности. Реактивно обусловленный характерологический сдвиг проявляется в усилении присущих больному конституционально-личностных особенностей.
Син.: острое шизоидное состояние. Ср.: Ганнушкина эиилептоидный тип реакции.

Р. шизофренные, шизофренические — обобщающее понятие, охватывающее ряд непроцессуальных, реактивно возникающих и протекающих с шизоформной симптоматикой, состояний:

  1. Шизофренный тип реакции [Popper Е., 1920]. Соматогенно и психогенно обусловленные реакции, протекающие с шизофреноподобной симптоматикой. Процессуально-дефектные изменения отсутствуют.
  2. Шизоидный тип реакции [Kahn Е., 1921]. Соматогенные и психогенные реакции у шизоидов. Конституциональная предрасположенность является обязательным фактором, что, по мнению автора, сближает их с истинной шизофренией.
  3. Шизомания [Claude H., 1923]. Острые психотические шизоформные состояния, возникающие у шизоидных психопатов и обнаруживающие тенденцию к обратному развитию.
  4. Психогенно-невротические реакции, протекающие с шизофренной симптоматикой [Speer E., 1933]. Автор, стоявший на позициях E. Kretschmer, видел разницу между нормой, шизоидией и шизофренией только в количественном отношении и с такими критериями подходил и к оценке Р.ш.
  5. По номенклатуре заболеваний 1952г. в США в соответствии с концепцией А. Meyer — острая шизофрения.
  6. По G. Langfeldt [1939], начинающиеся по типу острой шизофрении психотические состояния, развивающиеся у лиц, преморбидно без проявлений шизоидии и с хорошей социальной адаптацией, манифестирующие всегда в связи с психогенией, экзогенными факторами. Протекают прогностически благоприятно.

Р. экзогенного типа острые [Bonhoeffer К., 1908, 1910] — психические расстройства, возникающие экзогенно и носящие характер, главным образом, состояний нарушенного сознания. Количество форм острых экзогенного типа реакций в ответ на различные внешние вредности относительно ограничено. Современными исследователями острые экзогенного типа реакции объединяются в понятие острого психосиндрома, сменяющегося переходными синдромами, за которыми следует либо Выздоровление, либо формирование хронического психосиндрома, вариантами которого являются органический психосиндром и церебрально-очаговый психосиндром.

Р. эмансипации [Иванов Н.Я., 1973] — лчностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.

Р. эпилептоидного типа [Ганнушкин П.Б., 1927] — длительные, нередко повторно возникающие и обусловленные влиянием психогенных факторов, неблагоприятной жизненной ситуации реакции. Проявляются направленной против окружающих дисфорической симптоматикой, озлобленностью, гневливостью, тоской. Эти состояния косят преходящий характер, иногда длятся месяцами. После них остается готовность к дальнейшему патологическому развитию личности. Возникают обычно у лиц с различной степенью выраженности эпилептоидных свойств, у которых, по выражению П.Б. Ганнушкина, «эпилептоидный круг… если не ясно выражен, то хотя бы намечен». В качестве психотического эпизода могут отмечаться при ряде патологических процессов (эпидемический энцефалит, травматическое поражение головного мозга, церебральный атеросклероз).
Син.: острое эпилептическое состояние, эпилептическая реакция.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Реакция аверсии (от лат. ayersio – отворачивание в другую сторону) — психогенная или патофизиологическая утрата восприятия внешнего мира с помощью органов чувств. Может возникать как психологическая защита у истерической личности, при тяжелой депрессии, в состоянии острой ситуационно обусловленной стрессовой реакции, в связи с представлением о наличии тяжелого органического заболевания. Обычно больные лежат с закрытыми глазами и не реагируют на окружающее. Частота и глубина дыхания чаще нормальны, но возможно учащение дыхания. Зрачки без особенностей. При калорической пробе (см.) неизменно нормальная реакция: нистагм с быстрой фазой, направленной в сторону, противоположную орошаемому ледяной водой уху, что указывает на наличие у больного состояния бодрствования. Нередко при пассивном поднятии век обследующий ощущает активное сопротивление, при этом веки быстро смыкаются, когда их отпускают. Мышечный тонус нормален, сухожильные рефлексы иногда активно притормаживаются. ЭЭГ характерна для состояния бодрствования.

Реакция зрачковая Турне — во время резкого поворота взора через несколько секунд отмечается сужение зрачка в отведенном глазе. После возвращения взора в первичное положение суженный зрачок сразу же возвращается к исходным размерам. Р. з. Т. возможна при различных заболеваниях: нейролюес, эпилепсия, Неврозы и пр. Возможна и у практически здоровых людей. Описал Tournay.

Реакция «короткого замыкания» — длительное подавление отрицательных эмоций может привести к бурной неспецифической аффективной реакции, возникающей иногда по, казалось бы, незначительному поводу и приводящей подчас к криминальной ситуации, вплоть до убийства. Описал в 1925г. Э. Кречмер у девушек нянек при разборе случаев убийства ими подопечных детей грудного возраста. В 1888г. в рассказе «Спать хочется» такая ситуация отражена А.П. Чеховым.

Реакция зрачка на аккомодацию — сужение зрачка одного глаза (другой глаз при этом прикрывается) при переводе взгляда с далеко расположенного предмета на предмет (текст), находящийся вблизи. Способствует фиксации изображения предмета на сетчатку. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по зрительному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам глазодвигательного черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, в ее состав входят парасимпатические ядра III черепного нерва, медиальный продольный пучок, вставочные нейроны.

Реакция зрачка на свет прямая — сужение зрачка (миоз) в ответ на усиление его освещения. Проявление защиты сетчатки и ее фоторецепторов от передозировки воздействующей на них световой энергии. Наряду с ретиномоторными реакциями способствует световой и темновой адаптации. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая.

Реакция зрачка на свет содружественная — сужение зрачка одного глаза при усилении интенсивности освещения другого глаза. Рефлекторная дуга проходит по зрительному и глазодвигательному нервам. Замыкается в среднем мозге. Реакция физиологическая. Реакция зрачка нейронотоническая. См. Пупиллотония.

Реакция зрачков на конвергенцию — сужение зрачков при фиксации взора на приближающемся к переносице предмете. Способствует оптимизации изображения предмета на сетчатку обоих глаз. Рефлекторная дуга: афферентная ее часть проходит по II черепному нерву, эфферентная – по парасимпатическим волокнам III черепного нерва, через ресничный узел к мышце, суживающей зрачок. Замыкается дуга в подкорковых зрительных центрах, парасимпатических ядрах глазодвигательного нерва, в медиальном продольном пучке, вставочных нейронах, обеспечивающих синхронность функции этих структур с обеих сторон (см. также – Реакция зрачка на свет).

Реакция зрачковая Берна — расширение зрачков при болевом раздражении нижней части тела. Описал Bern. Реакция физиологическая. Реакция кожная психо гальваническая. Син.: Феномен Тарханова. Изменение разности потенциалов и снижение электрического сопротивления между двумя участками кожи (например, ладонь и тыльная сторона кисти), возникающие под влиянием раздражителей, вызывающих эмоциональную реакцию. Описал отечественный физиолог И.Р. Тарханов (1846-1908).

Реакция на стресс острая — так, по МКБ 10 (F43.0.), обозначаются клинические проявления невротической реакции, если характерная для нее симптоматика сохраняется короткий период – от нескольких часов до 3 суток. При этом возможны оглушенность, некоторое сужение поля сознания, снижение внимания, неспособность адекватно реагировать на внешние стимулы, дезориентировка. Возможна частичная или полная амнезия стрессового фактора.

Реакция на стресс отсроченная — проявляется через определенный латентный период (от нескольких недель до 6 мес.) после острого тяжелейшего эмоциогенного стресса (катастрофа, пожар, изнасилование, пытки и пр.). При этом характерны навязчивые воспоминания, реминисценции (см.), сны, кошмары на фоне эмоциональной притупленности, «оцепенение», отсутствие реакции на текущие события, уклонение от дел и ситуаций, прямо или косвенно напоминающих о пережитой психотравме. На этом фоне у больного возможны острые, драматичные вспышки страха, паники, агрессии. Нередко все это происходит на фоне повышенного эмоционального напряжения, тревоги, ажитированной депрессии (см.), бессонницы, как правило, имеют место повышенная эмоциональная и вегетативная возбудимость. Возможны тяга к алкоголю, наркотическим средствам, суицидальные мысли. Течение волнообразное, но в большинстве случаев возможно Выздоровление.

Реакция Нонне–Апельта — качественный метод выявления увеличения содержания глобулинов в ликворе, основанный на определении степени помутнения смеси из равных количеств исследуемого ликвора и реактива, представляющего собой насыщенный раствор сульфата аммония. Выраженность реакции определяется крестами, как и при реакции Панди (см.). Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Предложили немецкие невропатологи Nonne (1861-1969) и Apelt (1877-1911).

Реакция опоры Радемакера — напряжение мышц ног у находящегося в положении стоя. Реакция физиологическая.

Реакция Панди — качественный метод выявления увеличения в ликворе глобулинов, основанный на определении степени помутнения реактива Панди при добавлении в него исследуемого ликвора в пропорции: 1 капля ликвора на миллилитр реактива. Помутнение реактива прямо пропорцинально содержанию в ликворе глобулинов и обозначается крестами: легкое помутнение +, интенсивное (цвет молока) ++++, промежуточное по степени выраженности помутнение ++ или +++. Состав реактива Панди: 1 часть кристаллической карболовой кислоты на 15 частей дистиллированной воды. Проба может проводиться в процессе диагностической люмбальной пункции. Описал венгерский невропатолог Pandy. Реакция «подпирательная» у новорожденных — см. Рефлекс Балдуччи–Пейпера.

Реакция прыжка — при угрозе падения в сторону нога на этой стороне рывком перемещается в том же направлении, а другая нога в это время отрывается от пола. Реакция физиологическая.

Реакция психогенная — обобщенное обозначение временных изменений психического состояния. Варианты таких реакций: аффективные, алкогольные, астенические, депрессивные, истерические, невротические, ипохондрические, паранойяльные, панические и пр. Реакция упора. Если стоящего человека толкнуть в сторону, то края ступней на стороне, откуда произведен толчок, приподнимаются, и он опирается в основном на противоположные стороны ступней. Реакция физиологическая.

Реакция холодовая типа синдрома Рейно — в ответ на охлаждение развивается «трехфазный» цветовой ответ в определенной последовательности: двусторонняя, симметричная, сменяющая друг друга бледность, цианоз и покраснение пальцев кистей рук, реже – стоп. Наиболее выраженным элементом при этом является первая фаза – фаза побледнения, во время которой пальцы могут стать абсолютно белыми. Чаще встречается у женщин.

Реакция эпилептическая — однократный эпилептиформный припадок (см.), спровоцированный экзогенными или эндогенными факторами.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Реакция

  1. В основном — «реакция», реагирование, действие, движение и т.д., которые совершает организм в ответ на стимуляцию. 
  2. В более широком смысле — групповая или социальная реакция на социальные изменения. Здесь имеется в виду, что этот вид реакции является политически или культурно консервативным в экстремальном или реакционном плане. 
  3. В психиатрии — кластер поведенческих актов или синдром характерный для определенного расстройства. Часто используется более длинное выражение модель реагирования, см. формирование реакции.

Реакция бегства — психиатрическое нарушение, отличительной чертой которого является внезапный и непредвиденный уход из дома человека, который принимает новую идентификацию где-то в другом месте. Во время бегства отсутствуют какие-либо воспоминания о прежней жизни, а после выздоровления наблюдается амнезия на события этого периода Часто называется диссоциативным психогенным бегством для того, чтобы отличать его от других синдромов, имеющих сходные симптомы, но вызываемых известными органическими дисфункциями.

Реакция промахивания

  1. Неспособность точно поставить палец на некоторую указанную часть тела. Это может быть признаком различных неврологических расстройств.
  2. Тенденция указывать дальше определенного места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Это, в отличие от значения 1, является признаком того, что вестибулярная система функционирует нормально.

Реакция снятия тревоги — термин был создан терапевтами-бихевиористами для обозначения приобретенной оперантной реакции, которая может использоваться для уменьшения или снятия тревоги. Методика должна связать реакцию (обычно произнесение вслух или мысленно слова, подобно спокойно или «расслабься») с прекращением болезненного стимула (например, удара током). Такая реакция, теперь связанная с чувством освобождения от тревоги, может (по крайней мере в принципе) использоваться в другие тревожные моменты или при других обстоятельствах.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Реактология. Что такое «Реактология»? Понятие и определение термина «Реактология» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Реактология (лат. re – против, асtiо – действие, греч. logos — учение) – направление в советской психологии, изучавшее поведение человека и животных с точки зрения реакций. Реактология была сформирована в начале 1920-х годов как ответ на переработку марксистской методологии.

Создателем этого направления был советский психолог К. Н. Корнилов, который формулировал идеи реактологии, противопоставляя ее рефлексологии В. М. Бехтерева и идеалистической эмпирической психологии. Главным понятием в реактологии Корнилова стала «реакция», которая впервые рассматривалась как сочетание физиологического рефлекса и психического переживания. Кроме того, согласно учению Корнилова, реакция универсальна для всех живых организмов, но психическую характеристику она имеет только у высших представителей живого мира.

Еще одной особенностью реакции было названо то, что она, в отличие от рефлекса, выступает в качестве ответа не одного органа, а всего целостного организма на раздражитель извне. В зависимости от того, к какому типу относится этот раздражитель, было выделено семь универсальных типов реакций: натуральная, мускульная, сенсорная, ассоциативная, реакция различения, выбора и реакция узнавания.

Реактология достаточно быстро завоевала популярность, однако вскоре были выявлены существенные несоответствия между поставленными задачами и программой содержания. В начале 1930-х годов, в результате проведенной «реактологической дискуссии», Корнилов отказался от своих воззрений, а сам термин «реактология» был исключен из психологического контекста.

< Рационализация

Реальность психическая >

Популярные термины

    Реактология

    «Он все делает очень медленно!»

    «Если ваш ребенок ничего не успевает, не торопите его, – советует психолог Екатерина Патяева, – остановитесь и попробуйте идти с ним в ногу».

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Почему мы хотим вернуться в прошлое: психология несчастливых людей
    • 6 способов убить отношения
    • Совместимость, близость и свобода: на чем сегодня строится счастливый брак
    • Как оставаться мужчиной в современном мире: рецензия на фильм «По-мужски»
    • Что мешает мозгу развиваться: 8 вредных привычек
    • «Припаркованные машины, телефон, прохожие — я всех и вся подозреваю в слежке за собой»
    • 4 ошибки в питании, из-за которых вы теряете энергию
    • 6 заблуждений о социопатах

    Сегодня читают

    • «Я сгоряча разорвала отношения с парнем. Потом пожалела, но было поздно»
    • Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания
    • «Я сам ходил налево, но измену жены забыть не могу». Часть 2. Встреча с соперником
    • «Я сказала мужу, что он мало зарабатывает. Он обиделся»
    • 3 способа сохранить отношения на расстоянии
    • Дисфункциональная семья: 10 негласных правил токсичных родителей

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Реакционная формация | Психология сегодня

    Отзыв от Psychology Today Staff

    Формирование реакции — это защитный механизм, при котором люди выражают противоположное их истинным чувствам, иногда в преувеличенной степени. Например, мужчина, который не уверен в своей мужественности, может вести себя чрезмерно агрессивно. Или женщина с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, может превозносить достоинства воздержания. Эту динамику часто резюмирует знаменитая строчка Шекспира в «Гамлете»: «Дама слишком много протестует, мне кажется».

    Концепция защитных механизмов была разработана Зигмундом Фрейдом и его дочерью Анной Фрейд. Они концептуализировали спектр от зрелых до незрелых защитных механизмов, при котором формирование реакции считается промежуточным. Многие теории Фрейда со временем были опровергнуты, но защитные механизмы, такие как формирование реакции, сохранились.

    Содержимое
    • Формирование реакции в терапии и психическом здоровье
    • Формирование реакции в повседневной жизни

    Формирование реакции в терапии и психическом здоровье

    Противоречащая здравому смыслу склонность принимать убеждения, диаметрально противоположные своим собственным, обусловлена ​​желанием защитить свое эго: человек, его или ее близкие или общество в целом могут считать свою истинную природу неприемлемой.

    Например, мужчина, который отчаянно жаждет любви, но никак не может развить отношения, может начать внешне поддерживать женоненавистнические взгляды. Отрицая свои истинные чувства, он может защитить свою самооценку.

    Формирование реакции может быть временным механизмом преодоления трудностей, но в долгосрочной перспективе оно непродуктивно. Он игнорирует основные убеждения или проблемы, которые необходимо решить, что может повредить психическому здоровью.

    Когда формирование реакции становится проблематичным?

    Формирование реакции происходит, когда человек испытывает тревогу или дискомфорт по поводу определенного убеждения, черты или предпочтения. Демонстрируя обратное, эта неудобная характеристика остается непризнанной ни для них самих, ни для других. Но для людей полезнее выражать свое истинное «я», поэтому формирование реакции может со временем навредить благополучию.

    Как в терапии решается вопрос формирования реакции?

    Если кажется, что у пациента есть интенсивные, смелые или преувеличенные представления о чем-то, это может сигнализировать о том, что в игру вступает формирование реакции. Терапевт может решить эту проблему, помогая пациенту исследовать и принять основную проблему, которая вызывает дистресс. Если молодой человек настаивает на том, что у него идеальные отношения с отцом, терапевт может помочь пациенту справиться с конфликтом с отцом, который он очень хочет признать.

    В чем разница между формированием реакции и разрушением?

    Отмена действия — еще один защитный механизм, который включает в себя мышление или поведение, направленное на отрицание предыдущей мысли или поведения. Например, отсутствующий отец может периодически возвращаться, чтобы баловать своих детей, или женщина, швыряющая в мужа тарелку, может попытаться «наверстать упущенное» перед ним, задушив его своей любовью. Эти действия пытаются загладить свою вину и даже вычеркнуть поведение из протокола. В то время как отмена включает, проще говоря, 9 00037 поведение экстремально отменяется, формирование реакции включает переход к противоположному поведению или точке зрения.

    Формирование реакции в повседневной жизни

    Формирование реакции может сбивать с толку, потому что человек часто очень настойчив в своих убеждениях. И важно заявить, что большинство людей, увлеченных своими убеждениями, искренни — первой реакцией должно быть доверие к человеку. Но все еще есть случаи, когда формирование реакции происходит в повседневной жизни, например, в отношениях или политике.

    Может ли формирование реакции повлиять на отношения?

    Один из способов формирования реакции в отношениях — это когда одному человеку некомфортно из-за чувства привязанности к другому. Вместо того, чтобы обнять человека, формирование реакции может привести к тому, что он отстранится, поспорит или причинит человеку боль. Это взрослая версия обычной детской динамики, когда поддразнивание, таскание за волосы и другие призывы к вниманию могут сигнализировать о том, что один ребенок влюблен в другого.

    Может ли формирование реакции включать сексуальные убеждения и мнения?

    Склонность публично и яростно протестовать против неприятного желания иногда проявляется у тех, кто борется с сексом или сексуальностью. Например, были примеры политиков, которые проповедуют против гомосексуализма, но сами являются геями, и политиков, которые выступают за закон против растления малолетних, но сами подвергали детей сексуальному насилию. Исследования показывают, что противоречивые моральные и религиозные убеждения в отношении порнографии могут способствовать самоидентификации порнозависимых. Хотя в этих ситуациях есть много факторов, одним из которых может быть дискомфорт, связанный с аспектами секса и сексуальности, который приводит к формированию реакции.

    Связано ли формирование реакции с пассивно-агрессивным поведением?

    Другим примером формирования реакции является сердитый человек, который проявляет преувеличенное спокойствие и вежливость. В этом случае их гнев может проявляться другими способами, такими как пассивная агрессия — двусмысленные комплименты, слабые оправдания, сеяние сомнений и замешательства, симуляция выполнения просьб или перекладывание вины и ответственности. Поскольку пассивная агрессия препятствует выявлению и устранению основных проблем, она может сильно разочаровывать принимающую сторону.

    Основные материалы для чтения

    Последние сообщения

    вопросов по формированию реакции, ответы | Как узнать, выработали ли вы реактивную формацию

    Автор: Сара Фейдер |Обновлено 5 октября 2022 г. Есть ли какой-то тихий голосок в глубине вашей головы, который говорит вам, кто вы есть, это все притворство? Вы боитесь, что люди могут узнать правду о вас? Или, что еще хуже, вы боитесь, что можете скрыть правду о себе?

    Если да, то у вас может быть то, что в психологии называется реактивным образованием. Беспокойство о том, чтобы вписаться в общество, кажется, никогда не исчезнет. На самом деле, некоторые культурные страхи настолько укоренились, что вы можете даже не осознавать, что прячетесь от них. К счастью, вы можете узнать, что такое реактивное образование и как распознать его в себе.

    В этой статье вы узнаете о психологии формирования реакции. Вы узнаете, как это определяется. Вы откроете для себя примеры реакционных образований. Вы даже узнаете о том, как формирование реакции связано с защитными механизмами, термин, с которым вы, возможно, уже знакомы.

    Давайте приступим к делу и узнаем больше о формировании реакции.

    Что такое реакционное образование?

    Реактивное образование не всегда является сознательным действием. Часто это механизм выживания, который люди приобретают, чтобы иметь дело с теми аспектами себя, которые им трудно интегрировать в свою личность. Обычно причиной трудностей с определенными аспектами личности является восприятие того, что другие или общество в целом думают об этих чертах или характеристиках.

    Реактивная формация обычно представляет собой подсознательное поведение, используемое для преодоления трудностей.

    Узнайте больше о себе с онлайн-терапевтом.

    Формирование реакции Определение

    Формирование реакции относится к процессу, посредством которого люди подавляют чувство или желание, которое затем выражается внешне в контрастной или противоположной форме. Иногда это происходит из-за предубеждения против истинных чувств или из-за боязни насмешек или даже страха перед юридическими последствиями, если человек живет в обществе, в котором его желание или черта личности противоречат закону.

    Часто человек, выработавший реактивную формацию, переусердствует, пытаясь убедить других в том, что он не является тем, чего боится или знает, что он есть.

    Примеры формирования реакции

    Вот несколько гипотетических сценариев  примеров формирования реакции .

    Кто-то очень ценит романтическую любовь и больше всего на свете хочет быть любимым, но боится, что никогда не найдет того, кто полюбит его. Таким образом, они высмеивают любящее поведение, которое они видят в других, говорят о том, что они никогда не хотят «успокоиться», и называют любовные жесты «мягкими» или «грубыми».

    Человек изо всех сил старается держать свой гнев под контролем, поэтому он изо всех сил старается казаться вежливым и полезным для других, но при этом не чувствует себя добрым или вежливым.

    Кто-то возмущен прошлым опытом свиданий и, чтобы скрыть свою боль, часто делает уничижительные комментарии по поводу пола, с которым они предпочитают встречаться, в то время как на самом деле они хотят найти кого-то совместимого.

    Человек, который обычно не любит других людей и в частном порядке жалуется на различные типы людей, может публично вести себя очень дружелюбно.

    Кто-то, кто втайне желает, чтобы они могли выражать гендерную изменчивость, или восхищается чертами, не связанными с назначенным им полом, высмеивает людей, которые не соответствуют определенной гендерной роли.

    Человек с расстройством пищевого поведения постоянно говорит о том, как вредно для здоровья переедать или быть толстым, и принижает вес других людей. Если они едят недостаточно, они могут указать на худых людей и обвинить других в расстройстве пищевого поведения, скрывая при этом свое собственное. Или, если они переедают, они могут критиковать других, которые, как они видят, едят нездоровую пищу или едят слишком много, притворяясь, что они лучше контролируют свои привычки в еде.

    Человек, находящийся в депрессии, может изо всех сил стараться казаться другим счастливым, чтобы скрыть свое глубокое беспокойство.

    Человек, громко и часто заявляющий, что полностью верит в божество, но часто не высказывающий сомнений.

    Человек, помешанный на сексе или порнографии, презирает и критикует все, что воспринимается как сексуальное.

    Человека сильно влечет к тому, с кем он не должен быть. Таким образом, вместо того, чтобы выразить свое желание, они выражают ненависть к этому человеку.

    Реакция образования

    Пока мы говорим о формировании реакции и о том, что это такое, давайте на мгновение обратимся к похожему термину. Иногда люди путают термины «реакция формирования» и «реакция формирования», но это совсем не одно и то же. На самом деле, это даже не родственные понятия.

    Реакция формирования обычно не используется в психологии. Это тип химической реакции, которая происходит между молекулами.

    Теперь, когда мы разобрались с этим, давайте перейдем к более подробному рассмотрению того, как работает реактивное формирование.

    Защитный механизм реакционной формации

    Термин, с которым вы, возможно, уже знакомы, — это защитный механизм. Защитный механизм — это бессознательный процесс, который вы развиваете в качестве реакции или в ответ на определенные факторы стресса, обычно для того, чтобы избежать конфликта, беспокойства или эмоциональной боли. В психологии защитные механизмы также называют защитой эго.

    Социальные группы играют важную роль в выживании человечества. Одинокий человек не выживает так долго и так легко без цивилизации. Да, это правда, что многие из нас считают, что цивилизация и общество могут усложнить нам жизнь, но представьте, что было бы, если бы каждый человек заботился только о себе. Не будет ни инфраструктуры, ни системы образования, ни сельского хозяйства, ни системы распределения продовольствия. У нас было бы гораздо меньше технологических изобретений, а те, которые существуют, имели бы гораздо меньший охват. Мы нужны друг другу.

    Именно поэтому мы чувствуем угрозу на очень глубоком уровне, когда думаем, что являемся исключением из доминирующей группы. Мы чувствуем врожденную угрозу нашему выживанию, и в какой-то степени это чувство верно из-за того, насколько мы зависим друг от друга. Если вас считают аутсайдером в обществе, к которому вы должны принадлежать, это может означать, что у вас будет меньше ресурсов, в том числе меньше людей, на которых можно положиться, когда они вам понадобятся.

    Когда мы боимся социального наказания или остракизма, мы можем попытаться очень заметно действовать, противоположное тому, за что мы боимся критики, как в примерах, перечисленных в этой статье.

    Как распознать свои защитные механизмы

    Дело в том, что защитные механизмы часто действуют на бессознательном уровне. Вы можете не знать, какие именно защитные механизмы вы используете, и используете ли вы вообще какие-либо. Но если вы обладаете определенным уровнем самосознания, вы можете раскрыть свои бессознательные стратегии выживания.

    Изучение типов защитных механизмов и примеров каждого из них может помочь вам лучше понять, используете ли вы какой-либо из них в настоящее время.

    Важно понимать, что защитные механизмы не всегда развиваются из-за того, что мы думаем или верим во что-то плохое. Как люди, мы часто попадаем в ловушку, думая, что нам нужно быть совершенными, чтобы нас любили или ценили, но это не так. Помните, никто не совершенен.

    Признаки того, что вы задействуете защитный механизм

    Даже если вы не осознаете, что задействуете защитный механизм, такой как формирование реакции, вы можете заметить признаки, которые могут вас насторожить. Вот некоторые подсказки, которые могут означать, что вы бессознательно защищаете свое эго.

    • Вам трудно общаться с другими людьми или поддерживать дружеские отношения.
    • Вы часто спорите с самыми дорогими для вас людьми.
    • Вы пытаетесь контролировать разговоры.
    • Вы часто критикуете других, но чувствуете, что вас критикуют.
    • Вы чувствуете, что вам нужно отреагировать на незначительный жест или посмотреть в вашу сторону, даже если другой человек ничего вам не сказал или действительно намекнул, что думает о вас что-то негативное.
    • Вы унижаете других людей, чтобы чувствовать себя лучше.

    Разговор с консультантом

    Если вы не знаете, что вы подавляете или скрываете, вам нужно поискать в себе, чтобы узнать, что происходит в вашем уме. Только после того, как вы осознаете проблемы, которые заставляют вас чувствовать угрозу, тревогу или вину, вы сможете изменить свое поведение и отказаться от защитных реакций.

    Реактивная формация обычно представляет собой подсознательное поведение, используемое для преодоления трудностей.

    Узнайте больше о себе с онлайн-терапевтом.

    Как только вы обнаружите какие-либо проблемы, вы можете начать работу по изменению своего негативного поведения, такого как формирование реакции. Реактивное формирование может казаться безопасным, но если вы признаетесь себе в правде, это вызовет у вас довольно много стресса, чтобы поддерживать . И целью создания защитного механизма было избегание стресса. Вам не нужна ваша реактивная формация.

    Рассмотрим исследование, которое показывает, что жизнь во лжи вызывает значительный стресс и ухудшает здоровье большинства людей.

    Если вы дойдете до крайностей, пытаясь скрыть свое истинное «я», это приведет к неблагополучной личности и нестабильной жизни. Онлайн-консультант или личный консультант могут помочь вам открыто обсудить свои чувства и поведение и, возможно, найти других людей, которые разделяют ваш страх. Знание того, что другие люди чувствуют то же, что и вы, может помочь вам меньше бояться того, кто вы есть, и стать более уверенным в себе.

    Как BetterHelp может помочь вам

    Иногда вы можете сказать что-то и не осознать, что вы сказали, из-за ваших защитных механизмов. Терапевт в BetterHelp может помочь вам, слушая то, что вы говорите, узнавая это и повторяя вам в ответ, чтобы помочь вам лучше осознать себя. Они также могут побудить вас поговорить о проблемах, с которыми вы чувствуете себя некомфортно, что может быть причиной защитных механизмов. Вы можете встретиться со своим онлайн-терапевтом, не выходя из дома или в любом другом месте, где вы чувствуете себя наиболее комфортно, разговаривая с терапевтом. Вы также можете встретиться в удобное для вас время. Ниже приведены несколько отзывов консультантов от людей, столкнувшихся с похожими проблемами.

    Отзывы консультантов

    «Мишель потрясающая. Она помогла мне увидеть в себе то, что я иногда отрицаю или не замечаю по собственной воле. Люблю ее!!!»

    «Тим просто фантастический. Я периодически проходила терапию с тех пор, как мне исполнилось 6 лет. Он единственный, кому я действительно могу открыться и выразить свои истинные чувства. Он отлично улавливает реплики и скажет: «Я заметил, что вы сказали это ранее… это то, о чем вы хотели бы поговорить, или что-то, что вас беспокоит?» Иногда он замечает, что я хочу о чем-то поговорить, прежде чем осознаю это сам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *