Этапы развития человека возрастные: Возрастное развитие человека

Содержание

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Игра.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-проф.

деятельность.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Магистерская программа «Педагогическое образование» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2 года

Очная форма обучения

35/5/2

35 бюджетных мест

5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Образовательная программа обновлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Кого и зачем здесь учат

Что нужно на старте

Во время учебы

Где работать после

Что нужно знать для поступления

Мероприятия

Презентация магистерской программы «Педагогическое образование»

Видео и материалы программы

Открытые лекции Профильной зимней школы Инобра
  • Лекция Дианы Королевой “Инновации и трендвотчинг в образовании”
  • Мастер-класс Ирины Брун “Пойми меня: как задать социально-демографические вопросы к исследованию корректно”
  • Лекция Елены Чернобай “Педагогический дизайн или какие модели сегодня в моде”
LessON: Кто такой современный учитель?

Кто такой современный учитель? Какими компетенциями он должен обладать? Где готовят современных учителей? На эти и другие вопросы в новом выпуске рубрики LessON отвечает Мария Лытаева — доцент Института образования НИУ ВШЭ, академический руководитель магистратуры «Педагогическое образование»

Вебинар программы «Педагогическое образование» 14.
07.2022. Обзор личного кабинета абитуриента
Вебинар программы «Педагогическое образование» 07.07.2022. Лайфхаки по подготовке мотивационного видеописьма
Вебинар программы «Педагогическое образование» 30.06.2022. Лайфхаки по подготовке творческого задания
День открытых дверей программы «Педагогическое образование» 23.
06.2022. Особенности написания эссе

Новости

Как получить приглашение в магистратуру до начала приемной кампании — 2023

1 февраля открылся прием заявок на участие в конкурсе «Раннее приглашение к поступлению», который предоставляет возможность стать студентом магистратуры НИУ ВШЭ раньше, чем начнется основной этап приемной кампании. Новостная служба «Вышка.Главное» знакомит с правилами участия и рассказывает, что получают победители.

Поступающиммагистратурапоступление в ВШЭ

1 февраля

Приглашаем учителей догнать время: Инобр разработал советы, как осовременить классические педвузы

В 2022 году, в 33 российских педагогических вуза было зачислено 42 тысячи абитуриентов из 370 тысяч подавших заявление. Если к этому добавить, что определенная часть педагогических вузов преобразовано в классические университеты, то можно говорить об их популярности. Своим рождением их модель обязана еще аж ликбезу — да-да, той самой «ликвидации безграмотности», массовизации школы, в результате которой за парты должно было сесть 100% детей. Для этого нужно было многотысячное учительское сообщество. Но изменились и эпоха, и научное знание рассматривается как универсальная характеристика, присущая любому виду деятельности. Как следствие, меняется роль педагога. «На смену подготовке учителя-ремесленника, владеющего предметным содержанием и спектром способов его трансляции, приходит подготовка учителя-творца», — пишут во вступительном слове авторы новой монографии, выпущенной Инобром: «Магистерская программа «Педагогическое образование» как модель подготовки учителей-предметников в классическом университете». В работе описан опыт создания новой модели подготовки педагогов, даются рекомендации по их применению на практике.

Экспертизапубликацииисследования и аналитика

25 января

К свободе, но с надзирателями: на «Мастерской учителя» разбирали парадоксы французской школы

Разным народам бывает так сложно понять друг друга, особенно если у них совсем разные школы. До какой степени различаются французская и российская системы общего образования, сказать сложно: с одной стороны, много похожего, так, например, национальный экзамен Франции все больше похож на систему ЕГЭ. С другой стороны, участники первой в новом году «Мастерской учителя» изумлялись некоторым традициям: ой, а зачем детей на переменах всегда выгоняют на улицу?.. О французской школе рассказывал ее выпускник, а ныне студент нашей программы «Педагогическое образование» Уго Кавитт.

Экспертизаидеи и опытмастер-классыИнститут образования

25 января

Еще новости

Подробнее о программе

Другие магистерские программы

Человеческий рост и развитие — StatPearls

Паланикумар Баласундарам; Индираприя Даршини Авулакунта.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 3 сентября 2022 г.

Непрерывное обучение

Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Для любого диагностического обследования пациента необходимы хорошие практические знания и умение оценивать рост и развитие. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента. В этом упражнении рассматриваются различные аспекты человеческого роста и развития и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке детей на предмет задержки роста и развития.

Цели:

  • Описать стадии роста и развития.

  • Обзор факторов, влияющих на рост и развитие.

  • Описание методов измерения роста и стандартных инструментов скрининга для оценки развития.

  • Объясните, как межпрофессиональное сотрудничество и общение могут улучшить результаты лечения пациентов при оценке их физического развития.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

В контексте детского развития рост определяется как необратимое постоянное увеличение размеров, а развитие определяется как рост психомоторных способностей. Оба процесса сильно зависят от генетических, пищевых и экологических факторов. Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Часть хороших практических знаний и навыков оценки роста и развития необходимы для любого диагностического исследования пациента. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента.

Стадии роста и развития человека

  1. Внутриутробная стадия: Проблемы со здоровьем плода могут отрицательно сказаться на постнатальном развитии. У одной трети новорожденных с задержкой внутриутробного развития может наблюдаться задержка постнатального роста.[1] Хороший перинатальный уход является важным фактором в поддержании здоровья плода и, косвенно, постнатального роста.

  2. Постнатальная стадия: Процесс постнатального роста и развития происходит одновременно, но с разной скоростью. Рост происходит прерывистыми сальтаторными скачками на застойном фоне. [2] В человеческом росте и развитии выделяют пять важных фаз.

    1. Младенческий возраст (новорожденный и до одного года)

    2. Малыш (от года до пяти лет)

    3. Детство (от трех до одиннадцати лет) — раннее детство от трех до восьми лет, среднее детство — от девяти до одиннадцати лет.

    4. Подростковый или подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

    5. Совершеннолетие

Факторы, влияющие на рост и развитие 

На рост и развитие положительно влияют такие факторы, как здоровье родителей и генетический состав, даже до зачатия.[3]

  1. Генетические факторы играют основную роль в росте и развитии. Генетические факторы, влияющие на рост, существенны в подростковом возрасте.[4] Большое продольное когортное исследование 7755 пар близнецов в Нидерландах показало, что аддитивные генетические факторы преимущественно объясняют фенотипические корреляции роста и индекса массы тела между возрастами.

  2. Здоровье плода играет очень важную роль в достижении роста и развития. Любой раздражитель или оскорбление во время внутриутробного развития вызывает адаптацию развития, которая приводит к необратимым изменениям во второй половине жизни.

  3. После рождения факторы окружающей среды могут оказывать положительное или отрицательное влияние на рост.[6]

    • Социально-экономические факторы: Дети из высших социально-экономических классов выше, чем дети того же возраста и пола из низших социально-экономических групп. Урбанизация положительно повлияла на рост. В росте наблюдается вековая тенденция, когда дети вырастают выше и взрослеют быстрее, чем предыдущее поколение. Эта вековая тенденция в значительной степени наблюдается в развитых странах, таких как Северная Америка.

    • Характеристики семьи: Более высокий уровень образования в семье оказывает положительное влияние на рост. Неадекватная эмоциональная поддержка и неадекватные стимулы развития, включая обучение языку, могут вызвать ухудшение роста и развития.

    • Созданная человеком среда значительно влияет на рост и развитие человека. Некоторые текущие исследования доказали связь загрязняющих веществ с половым созреванием, ожирением и функцией щитовидной железы.[7] Избыточное воздействие свинца в антенатальном периоде в значительной степени связано с низкой массой тела при рождении. Шумовое загрязнение из-за транспортных источников также связано с замедлением пренатального роста.

    • Питание  

      1. Недоедание играет пагубную роль в процессе роста и развития.

      2. Дефицит микроэлементов может повлиять на рост и развитие.[8] Дефицит железа обычно влияет на психомоторное развитие и не влияет на рост. Дефицит цинка может вызвать задержку роста и развития. Селен, йод, марганец и медь также играют значительную роль.

      3. Задержка роста или быстрое увеличение веса в раннем детстве влияет на здоровье в более позднем периоде жизни. Диета в раннем детстве тесно связана с вероятностью ожирения в более позднем возрасте. «Гипотеза раннего белка» показывает, что снижение поступления белка в младенчестве помогает добиться нормального роста и уменьшить ожирение в раннем детстве.[9] Эта концепция гипотезы раннего белка помогает улучшить продукты питания для детей.

  4. Генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на рост и развитие сложными взаимосвязанными путями. Генетические и экологические факторы риска не исключают друг друга. Пластичность — это способность определенного генотипа проявлять разнообразные фенотипы в ответ на разнообразные факторы окружающей среды.[10] Пластичность развития может происходить от эмбриональной стадии до подросткового возраста и может передаваться следующему поколению.

  5. Роль опыта в раннем детстве: Неблагоприятный опыт в раннем детстве может препятствовать развитию. Глубокое пренебрежение в раннем детстве может ухудшить развитие. Дети, усыновленные в возрасте до шести месяцев, имеют сходное развитие по сравнению с их не усыновленными братьями и сестрами. Если дети, усыновленные после шести месяцев, имеют высокий риск когнитивных нарушений, поведенческих проблем, аутизма и гиперактивности.[11] Раннее вмешательство для детей с неблагоприятным опытом является основой здорового развития.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Измерение роста

Антропометрия является золотым стандартом, с помощью которого клиницисты могут оценивать статус питания. Основными антропометрическими показателями для детей в возрасте до 2 лет являются масса тела, длина тела, масса тела к длине тела и окружность головы. Основными измерениями, используемыми для детей старше двух лет, являются вес, рост, индекс массы тела (ИМТ) и окружность головы для возрастной группы 2-3 лет.

  1. Длина или высота: Для детей младше двух лет или детей с тяжелым церебральным параличом длина является идеальным способом измерения роста. Длину измеряют, кладя ребенка на спину на измерительную доску для младенцев. Детям старше двух лет рост стоя измеряют ростомером после снятия обуви. Длина тела в положении лежа обычно на 1 см больше, чем в положении стоя. Длина и высота могут быть задокументированы с точностью до 0,1 см. Для детей с тяжелым церебральным параличом или деформациями позвоночника длина плеча, длина большеберцовой кости и высота колена могут быть полезны для оценки роста.[12]

  2. Вес:  Детей до года взвешивают на весах после снятия одежды, обуви, подгузников и документируют с точностью до 0,01 кг. Дети вне периода младенчества должны быть измерены без обуви, с небольшим количеством верхней одежды или без нее, и документально подтверждены с точностью до 0,1 кг.

  3. Окружность головы или затылочно-лобная окружность: Окружность головы оценивается путем измерения наибольшей площади от выступающего участка сзади (затылка) до лобного выступа над надглазничным гребнем. Максимальный рост мозга приходится на первые три года жизни, поэтому окружность головы используется у детей до трех лет. Он измеряется как максимальный диаметр от надглазничного гребня до затылка и документируется с точностью до 0,01 см. Микроцефалия более чем на два стандартных отклонения ниже среднего. Макроцефалия более чем на два стандартных отклонения выше среднего.

  4. Измерение ожирения:

    1. Индекс массы тела (ИМТ) является полезным предиктором ожирения. ИМТ рассчитывается по формуле: вес (кг) / рост (м) в квадрате. ИМТ является единственным лучшим показателем для выявления избыточного веса или ожирения

      • < 5-го процентиля - недостаточный вес

      • 5-й — 84-й процентили — нормальный

      • 85-й — 95-й процентиль — избыточный вес

        9-й — 9-й
      • 8-й процентиль — ожирение

      • Более 99-го процентиля — тяжелое ожирение

    2. Соотношение веса и длины тела является альтернативой индексу массы тела для прогнозирования ожирения менее чем за два года.

    3. Самостоятельная оценка соотношения объема бедер и талии может помочь в измерении центрального ожирения.

  5. Пропорции тела

    1. Отношение верхнего сегмента к нижнему (U/L) составляет 1,7 при рождении, 1,3 в возрасте трех лет и достигает 1,0 в возрасте старше семи лет. Более высокое отношение U/L характерно для карликовости коротких конечностей.

    2. Отношение размаха рук к росту является фиксированным соотношением для всех возрастов. Соотношение более 1,05:1 свидетельствует о синдроме Марфана.[14]

  6. Половая зрелость: Стадию Таннера можно использовать для оценки половой зрелости.

  7. Зрелость скелета: Костный возраст можно определить с помощью рентгенографии кисти и запястья в возрасте от 3 до 18 лет.

  8. Стоматологическая оценка: Прорезывание молочных зубов начинается с центральных резцов в шесть месяцев. Ни один зуб к 13 месяцам не вызывает беспокойства. Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте шести лет и продолжается до 18 лет.

Скорость роста

Скорость роста различна на разных этапах жизни. Кроме того, разные ткани растут с разной скоростью на одном и том же этапе жизни. Лимфоидные ткани могут превышать размеры взрослого человека в возрасте шести лет. Девочки выше мальчиков в 12-14 лет, но позже они не вырастут выше своих сверстников-мальчиков. Скорость роста максимальна в младенчестве и подростковом возрасте. Окружность головы приближается к взрослому размеру к шести годам. Беспокойство вызывает препубертатная скорость роста менее 4 см в год. В период полового созревания скорость роста составляет 10-12 см в год у мальчиков и 8-10 см в год у девочек. Беспокойство вызывает препубертатная скорость набора веса менее 1 кг в год. Скорость набора веса наиболее высока в период полового созревания, до 8 кг в год.

Стадии развития

Развитие — это непрерывный процесс от новорожденного до взрослой жизни. Хотя рост прекращается после подросткового возраста, подростковый возраст не является концом развития. Каждый этап развития имеет новый набор проблем и возможностей.

  1. Младенчество : Прогресс развития в цефало-каудальном направлении, а также от средней линии в латеральном направлении. Для достижения вехи развития может потребоваться трех-четырехмесячная вариация. Социальное развитие — это корковая функция, которая развивается раньше, чем двигательные навыки. Отсутствие социальной улыбки к четырем неделям вызывает беспокойство. При рождении младенец оснащен примитивными рефлексами. Некоторые примитивные рефлексы помогают нормальной физиологии младенцев. Сосательно-копательный рефлекс помогает неэффективному кормлению. Большая часть примитивного рефлекса исчезает, чтобы облегчить процесс зрелого развития. Например, хватательный рефлекс исчезает к шести месяцам, а у ребенка развивается зрелое развитие хватания в возрасте от 6 до 12 месяцев.

  2. Раннее и позднее детство: В возрасте от 1 до 3 лет решающее значение имеют передвижение и речь. Лучшим предиктором когнитивной функции является язык. Мелкая моторика связана с навыками самопомощи. Наиболее распространенным развитием в раннем детстве является установление самоидентификации. Ребенок может вести самостоятельную жизнь к трем годам. На этом этапе раннего и позднего детства дети учатся навыкам независимого существования, таким как кормление, приучение к туалету и самостоятельное одевание. Навыки задавать вопросы развиваются в раннем детстве.

  3. Подростковый возраст:  Подростковый возраст характеризуется изменениями полового созревания, которые происходят у девочек на два года раньше, чем у мужчин. Изменения полового созревания оцениваются с использованием стадирования Таннера. Принятие нового тела и разлучение с домом, а также утверждение себя в качестве независимого взрослого в обществе являются серьезными проблемами в период полового созревания.

Психосоциальное развитие 

Эриксон постулировал восемь стадий психосоциального развития.

  1. Доверие и недоверие в младенчестве (< 1 года):  Младенцы развивают доверие благодаря теплой реакции опекуна.

  2. Самостоятельность и сомнения в младшей возрастной группе (от одного до трех лет):   Дети чувствуют себя автономными, если опекуны поощряют независимость. В противном случае они будут сомневаться в своих силах.

  3. Инициатива и чувство вины в дошкольном возрасте (от трех до шести лет):  Играя с воображением, дети экспериментируют со своими амбициями. Если родители не будут поощрять их инициативу, дети будут чувствовать вину.

  4. Трудолюбие и неполноценность в раннем школьном возрасте:  В школе дети учатся работать в группе. У них будет чувство неполноценности, если окружение сверстников будет враждебным.

  5. Идентичность и смешение ролей в подростковом возрасте:  Самоидентификация является важным этапом развития в подростковом возрасте.

  6. Близость и изоляция в раннем взрослом возрасте:  Те, кто не может установить отношения или близость, склонны к социальной изоляции.

  7. Генерация и застой в зрелом возрасте:  Воспитание детей — лучший пример для подрастающего поколения.

  8. Целостность эго и отчаяние в позднем взрослом возрасте:  Люди, которые не удовлетворены тем, что они сделали в течение жизни, будут в отчаянии.

Клиническое значение

Понимание основных этапов нормального роста и развития важно для клинициста, обследующего педиатрических пациентов. Нелегко распознать аберрацию, если вы не знакомы с нормой. Используя диаграммы роста и проводя скрининг развития, часто проблемы в уходе можно выявить на ранней стадии.

Графики роста

  • Таблицы CDC включают детей, воспитанных в различных условиях питания в Соединенных Штатах. В диаграммах CDC нормальный диапазон находится между 5-м и 95-м процентилями.

  • Таблица роста ВОЗ описывает детей от рождения до пяти лет, выросших в оптимальных условиях окружающей среды. Нормальный диапазон выражается как показатель Z от -2,0 до +2,0, что соответствует 2 и 98 процентилям. Z-показатели — это количество стандартных отклонений от среднего значения.

  • Графики роста ВОЗ представляют собой стандарт роста, тогда как график роста CDC представляет собой эталон роста. Графики роста ВОЗ используются для детей в возрасте до двух лет, а графики роста CDC используются для детей старше двух лет.

  • При использовании диаграмм ВОЗ распространенность низкого роста и ожирения аналогична диаграммам CDC, но распространенность недостаточного веса была ниже, чем диаграммы CDC.[15][16]

  • Недоношенные дети

    1. Во время пребывания в отделении интенсивной терапии новорожденных для всех недоношенных детей со сроком гестации менее 37 недель используются диаграммы роста недоношенных детей, такие как диаграммы роста Фентона. Диаграммы Фентона можно использовать с 22 недель гестационного возраста и до десяти недель после родов.

    2. Таблицы ВОЗ полезны для мониторинга роста недоношенных детей в возрасте менее 37 недель после выписки. Корректированный постнатальный возраст используется до двух лет. Скорректированный возраст для недоношенных детей рассчитывается как фактический возраст в неделях — (40 недель — гестационный возраст при рождении в неделях).[17]

Скрининг развития 

Только 20% детей с задержкой развития в Соединенных Штатах получают раннее вмешательство в возрасте до трех лет. Раннее вмешательство полезно для детей из групп высокого риска для улучшения их когнитивных и академических показателей. Менее 50 % клиницистов используют на практике только стандартизированные инструменты скрининга. Нехватка времени, отсутствие обучения являются существенными препятствиями в использовании инструмента скрининга развития. Опросник возраста и стадии (ASQ), оценка состояния развития родителями и опросник развития ребенка являются стандартными инструментами скрининга, используемыми на практике. Инструмент ASQ можно использовать до 66 месяцев. Инструмент PEDS можно использовать в возрасте до восьми лет. Вехи крупной и мелкой моторики оцениваются при каждом посещении ребенка в течение первых четырех лет. Стандартизированные оценки развития с использованием ASQ являются обязательными в 9 лет., 18 и 24 или 30 месяцев.[18]

Врач может проводить скрининг чаще, если существуют такие факторы риска, как недоношенность, воздействие свинца или низкая масса тела при рождении. Скрининг на аутизм необходимо проводить в возрасте 18 и 24 месяцев. Если инструмент скрининга выявляет задержку развития, ребенка необходимо направить к педиатру по развитию. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Красные флажки роста и развития 

  • Настораживающими признаками моторного развития являются постоянное фистинг в течение более трех месяцев, сохранение примитивных рефлексов и перекатывания до двух месяцев и доминирование рук до 18 месяцев.

  • Отсутствие лепета к двенадцати месяцам, отсутствие отдельных слов к шестнадцати месяцам, отсутствие предложений, состоящих из двух слов, к двум годам, а также потеря языковых навыков являются тревожными сигналами.

  • Дети, чей рост или вес ниже 5-го процентиля, выше 9-го5-й процентиль или пересечение двух основных центильных линий требуют дополнительной оценки.

Улучшение результатов работы медицинской бригады

Медицинская бригада должна понимать этапы развития, которые проходят их пациенты в раннем детстве. Мы должны повысить осведомленность медицинских работников о важности стандартизированного мониторинга роста и надлежащего использования графиков роста. Кроме того, они нуждаются в адекватной подготовке для использования стандартных инструментов скрининга развития.

Каждый клиницист и медсестра, ведущие педиатрических пациентов, должны быть осведомлены о службе направления на раннее вмешательство для подходящих пациентов. Межпрофессиональное сотрудничество между клиницистами, практикующими врачами среднего звена и медсестрами может улучшить результаты лечения пациентов, поскольку задержки развития требуют немедленного вмешательства при обнаружении, а раньше всегда лучше. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Делемарре-ван де Ваал HA. Факторы окружающей среды, влияющие на рост и половое развитие. Перспектива охраны окружающей среды. 1993 г., июль; 101 Приложение 2 (Приложение 2): 39–44. [Бесплатная статья PMC: PMC1519930] [PubMed: 8243404]

2.

Lampl M, Veldhuis JD, Johnson ML. Сальтация и застой: модель роста человека. Наука. 1992 30 октября; 258 (5083): 801-3. [PubMed: 1439787]

3.

Меррик Дж. Здоровье ребенка и развитие человека на протяжении всей жизни. Фронт общественного здравоохранения. 2013 19 марта; 1:1. [Бесплатная статья PMC: PMC3854993] [PubMed: 24350175]

4.

Желенкович А., Ортега-Алонсо А., Роуз Р.Дж., Каприо Дж., Ребато Э., Силвентойнен К. Влияние генетики и окружающей среды на рост с позднего детства до взросление: лонгитюдное исследование двух когорт финских близнецов. Am J Hum Biol. 2011 ноябрь-декабрь; 23(6):764-73. [В паблике: 21957002]

5.

Силвентойнен К., Бартелс М., Постхума Д., Эстурджи-ван Бурк Г.Ф., Виллемсен Г., ван Бейстервельдт Т.С., Бумсма Д.И. Генетическая регуляция роста и веса в возрасте от 3 до 12 лет: продольное исследование голландских детей-близнецов. Твин Рес Хам Генет. 2007 Апрель; 10 (2): 354-63. [PubMed: 17564525]

6.

Шелл Л.М., Галло М.В., Равенскрофт Дж. Влияние окружающей среды на рост и развитие человека: исторический обзор и тематическое исследование современных влияний. Энн Хам Биол. 2009 г.Сентябрь-октябрь; 36 (5): 459-77. [PubMed: 19626483]

7.

Шелл Л.М., Галло М.В., Денхэм М., Равенскрофт Дж. Влияние загрязнения на рост и развитие человека: введение. J Физиол Антропол. 2006 янв; 25 (1): 103-12. [PubMed: 16617215]

8.

Castillo-Durán C, Cassorla F. Микроэлементы в росте и развитии человека. J Pediatr Endocrinol Metab. 1999 сен-октябрь; 12(5):589-601. [PubMed: 10703530]

9.

Колецко Б., Чурдакис М., Гроте В., Хельмут С., Прелл С., Рзехак П., Уль О., Вебер М. Регулирование раннего роста человека: влияние на долгосрочное здоровье. Энн Нутр Метаб. 2014;65(2-3):101-9. [PubMed: 25413647]

10.

Хохберг З. Пластичность развития в росте и созревании ребенка. Фронт Эндокринол (Лозанна). 2011;2:41. [Бесплатная статья PMC: PMC3364458] [PubMed: 22666215]

11.

Nelson CA, Zeanah CH, Fox NA. Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. [Бесплатная статья PMC: PMC6350537] [PubMed: 30774652]

12.

Стивенсон Р.Д. Использование сегментарных измерений для оценки роста у детей с церебральным параличом. Arch Pediatr Adolesc Med. 1995 г., июнь; 149 (6): 658–62. [PubMed: 7767422]

13.

Сарриа А., Морено Л.А., Гарсия-Ллоп Л.А., Флета Дж., Морельон М.П., ​​Буэно М. Индекс массы тела, кожная складка трицепса и окружность талии при скрининге ожирения у детей мужского пола и подростки. Акта Педиатр. 2001 г., апрель; 90(4):387-92. [PubMed: 11332928]

14.

Cipriano GF, Brech GC, Peres PA, Mendes CC, Cipriano G, Carvalho AC. Антропометрическая и костно-мышечная оценка пациентов с синдромом Марфана. Преподобный Брас Физиотер. 2011 авг-сен;15(4):291-6. [PubMed: 21971724]

15.

Рифас-Шиман С.Л., Гиллман М.В., Окен Э., Клейнман К., Таверас Э.М. Сходство диаграмм роста массы тела к длине тела CDC и ВОЗ в прогнозировании риска ожирения в возрасте 5 лет. Ожирение (Серебряная весна). 2012 июнь; 20 (6): 1261-5. [PubMed: 22158005]

16.

Груммер-Страун Л.М., Рейнольд С., Кребс Н.Ф., Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC). Использование диаграмм роста Всемирной организации здравоохранения и CDC для детей в возрасте 0–59 лет.месяцев в США. MMWR Recomm Rep. 2010 Sep 10;59(RR-9):1-15. [PubMed: 20829749]

17.

Руководство для медицинских работников по использованию новых диаграмм роста ВОЗ. Педиатр Здоровье ребенка. 2010 Февраль; 15 (2): 84-98. [PMC бесплатная статья: PMC2865941] [PubMed: 21286296]

18.

Липкин П.Х., Масиас М.М., СОВЕТ ПО ДЕТЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, РАЗДЕЛ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. Содействие оптимальному развитию: выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития посредством наблюдения за развитием и скрининга. Педиатрия. 2020 Январь; 145 (1) [PubMed: 31843861]

Человеческий рост и развитие – StatPearls

Паланикумар Баласундарам; Индираприя Даршини Авулакунта.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 3 сентября 2022 г.

Непрерывное обучение

Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Для любого диагностического обследования пациента необходимы хорошие практические знания и умение оценивать рост и развитие. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента. В этом упражнении рассматриваются различные аспекты человеческого роста и развития и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке детей на предмет задержки роста и развития.

Цели:

  • Описать стадии роста и развития.

  • Обзор факторов, влияющих на рост и развитие.

  • Описание методов измерения роста и стандартных инструментов скрининга для оценки развития.

  • Объясните, как межпрофессиональное сотрудничество и общение могут улучшить результаты лечения пациентов при оценке их физического развития.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

В контексте детского развития рост определяется как необратимое постоянное увеличение размеров, а развитие определяется как рост психомоторных способностей. Оба процесса сильно зависят от генетических, пищевых и экологических факторов. Оценка роста и развития является важным элементом физического обследования пациента. Часть хороших практических знаний и навыков оценки роста и развития необходимы для любого диагностического исследования пациента. Раннее распознавание задержки роста или развития помогает эффективному вмешательству в решение проблемы пациента.

Стадии роста и развития человека

  1. Внутриутробная стадия: Проблемы со здоровьем плода могут отрицательно сказаться на постнатальном развитии. У одной трети новорожденных с задержкой внутриутробного развития может наблюдаться задержка постнатального роста.[1] Хороший перинатальный уход является важным фактором в поддержании здоровья плода и, косвенно, постнатального роста.

  2. Постнатальная стадия: Процесс постнатального роста и развития происходит одновременно, но с разной скоростью. Рост происходит прерывистыми сальтаторными скачками на застойном фоне.[2] В человеческом росте и развитии выделяют пять важных фаз.

    1. Младенческий возраст (новорожденный и до одного года)

    2. Малыш (от года до пяти лет)

    3. Детство (от трех до одиннадцати лет) — раннее детство от трех до восьми лет, среднее детство — от девяти до одиннадцати лет.

    4. Подростковый или подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

    5. Совершеннолетие

Факторы, влияющие на рост и развитие 

На рост и развитие положительно влияют такие факторы, как здоровье родителей и генетический состав, даже до зачатия.[3]

  1. Генетические факторы играют основную роль в росте и развитии. Генетические факторы, влияющие на рост, существенны в подростковом возрасте. [4] Большое продольное когортное исследование 7755 пар близнецов в Нидерландах показало, что аддитивные генетические факторы преимущественно объясняют фенотипические корреляции роста и индекса массы тела между возрастами.

  2. Здоровье плода играет очень важную роль в достижении роста и развития. Любой раздражитель или оскорбление во время внутриутробного развития вызывает адаптацию развития, которая приводит к необратимым изменениям во второй половине жизни.

  3. После рождения факторы окружающей среды могут оказывать положительное или отрицательное влияние на рост.[6]

    • Социально-экономические факторы: Дети из высших социально-экономических классов выше, чем дети того же возраста и пола из низших социально-экономических групп. Урбанизация положительно повлияла на рост. В росте наблюдается вековая тенденция, когда дети вырастают выше и взрослеют быстрее, чем предыдущее поколение. Эта вековая тенденция в значительной степени наблюдается в развитых странах, таких как Северная Америка.

    • Характеристики семьи: Более высокий уровень образования в семье оказывает положительное влияние на рост. Неадекватная эмоциональная поддержка и неадекватные стимулы развития, включая обучение языку, могут вызвать ухудшение роста и развития.

    • Созданная человеком среда значительно влияет на рост и развитие человека. Некоторые текущие исследования доказали связь загрязняющих веществ с половым созреванием, ожирением и функцией щитовидной железы.[7] Избыточное воздействие свинца в антенатальном периоде в значительной степени связано с низкой массой тела при рождении. Шумовое загрязнение из-за транспортных источников также связано с замедлением пренатального роста.

    • Питание  

      1. Недоедание играет пагубную роль в процессе роста и развития.

      2. Дефицит микроэлементов может повлиять на рост и развитие.[8] Дефицит железа обычно влияет на психомоторное развитие и не влияет на рост. Дефицит цинка может вызвать задержку роста и развития. Селен, йод, марганец и медь также играют значительную роль.

      3. Задержка роста или быстрое увеличение веса в раннем детстве влияет на здоровье в более позднем периоде жизни. Диета в раннем детстве тесно связана с вероятностью ожирения в более позднем возрасте. «Гипотеза раннего белка» показывает, что снижение поступления белка в младенчестве помогает добиться нормального роста и уменьшить ожирение в раннем детстве.[9] Эта концепция гипотезы раннего белка помогает улучшить продукты питания для детей.

  4. Генетические факторы и факторы окружающей среды влияют на рост и развитие сложными взаимосвязанными путями. Генетические и экологические факторы риска не исключают друг друга. Пластичность — это способность определенного генотипа проявлять разнообразные фенотипы в ответ на разнообразные факторы окружающей среды.[10] Пластичность развития может происходить от эмбриональной стадии до подросткового возраста и может передаваться следующему поколению.

  5. Роль опыта в раннем детстве: Неблагоприятный опыт в раннем детстве может препятствовать развитию. Глубокое пренебрежение в раннем детстве может ухудшить развитие. Дети, усыновленные в возрасте до шести месяцев, имеют сходное развитие по сравнению с их не усыновленными братьями и сестрами. Если дети, усыновленные после шести месяцев, имеют высокий риск когнитивных нарушений, поведенческих проблем, аутизма и гиперактивности.[11] Раннее вмешательство для детей с неблагоприятным опытом является основой здорового развития.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Измерение роста

Антропометрия является золотым стандартом, с помощью которого клиницисты могут оценивать статус питания. Основными антропометрическими показателями для детей в возрасте до 2 лет являются масса тела, длина тела, масса тела к длине тела и окружность головы. Основными измерениями, используемыми для детей старше двух лет, являются вес, рост, индекс массы тела (ИМТ) и окружность головы для возрастной группы 2-3 лет.

  1. Длина или высота: Для детей младше двух лет или детей с тяжелым церебральным параличом длина является идеальным способом измерения роста. Длину измеряют, кладя ребенка на спину на измерительную доску для младенцев. Детям старше двух лет рост стоя измеряют ростомером после снятия обуви. Длина тела в положении лежа обычно на 1 см больше, чем в положении стоя. Длина и высота могут быть задокументированы с точностью до 0,1 см. Для детей с тяжелым церебральным параличом или деформациями позвоночника длина плеча, длина большеберцовой кости и высота колена могут быть полезны для оценки роста.[12]

  2. Вес:  Детей до года взвешивают на весах после снятия одежды, обуви, подгузников и документируют с точностью до 0,01 кг. Дети вне периода младенчества должны быть измерены без обуви, с небольшим количеством верхней одежды или без нее, и документально подтверждены с точностью до 0,1 кг.

  3. Окружность головы или затылочно-лобная окружность: Окружность головы оценивается путем измерения наибольшей площади от выступающего участка сзади (затылка) до лобного выступа над надглазничным гребнем. Максимальный рост мозга приходится на первые три года жизни, поэтому окружность головы используется у детей до трех лет. Он измеряется как максимальный диаметр от надглазничного гребня до затылка и документируется с точностью до 0,01 см. Микроцефалия более чем на два стандартных отклонения ниже среднего. Макроцефалия более чем на два стандартных отклонения выше среднего.

  4. Измерение ожирения:

    1. Индекс массы тела (ИМТ) является полезным предиктором ожирения. ИМТ рассчитывается по формуле: вес (кг) / рост (м) в квадрате. ИМТ является единственным лучшим показателем для выявления избыточного веса или ожирения

      • < 5-го процентиля - недостаточный вес

      • 5-й — 84-й процентили — нормальный

      • 85-й — 95-й процентиль — избыточный вес

        9-й — 9-й
      • 8-й процентиль — ожирение

      • Более 99-го процентиля — тяжелое ожирение

    2. Соотношение веса и длины тела является альтернативой индексу массы тела для прогнозирования ожирения менее чем за два года.

    3. Самостоятельная оценка соотношения объема бедер и талии может помочь в измерении центрального ожирения.

  5. Пропорции тела

    1. Отношение верхнего сегмента к нижнему (U/L) составляет 1,7 при рождении, 1,3 в возрасте трех лет и достигает 1,0 в возрасте старше семи лет. Более высокое отношение U/L характерно для карликовости коротких конечностей.

    2. Отношение размаха рук к росту является фиксированным соотношением для всех возрастов. Соотношение более 1,05:1 свидетельствует о синдроме Марфана.[14]

  6. Половая зрелость: Стадию Таннера можно использовать для оценки половой зрелости.

  7. Зрелость скелета: Костный возраст можно определить с помощью рентгенографии кисти и запястья в возрасте от 3 до 18 лет.

  8. Стоматологическая оценка: Прорезывание молочных зубов начинается с центральных резцов в шесть месяцев. Ни один зуб к 13 месяцам не вызывает беспокойства. Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте шести лет и продолжается до 18 лет.

Скорость роста

Скорость роста различна на разных этапах жизни. Кроме того, разные ткани растут с разной скоростью на одном и том же этапе жизни. Лимфоидные ткани могут превышать размеры взрослого человека в возрасте шести лет. Девочки выше мальчиков в 12-14 лет, но позже они не вырастут выше своих сверстников-мальчиков. Скорость роста максимальна в младенчестве и подростковом возрасте. Окружность головы приближается к взрослому размеру к шести годам. Беспокойство вызывает препубертатная скорость роста менее 4 см в год. В период полового созревания скорость роста составляет 10-12 см в год у мальчиков и 8-10 см в год у девочек. Беспокойство вызывает препубертатная скорость набора веса менее 1 кг в год. Скорость набора веса наиболее высока в период полового созревания, до 8 кг в год.

Стадии развития

Развитие — это непрерывный процесс от новорожденного до взрослой жизни. Хотя рост прекращается после подросткового возраста, подростковый возраст не является концом развития. Каждый этап развития имеет новый набор проблем и возможностей.

  1. Младенчество : Прогресс развития в цефало-каудальном направлении, а также от средней линии в латеральном направлении. Для достижения вехи развития может потребоваться трех-четырехмесячная вариация. Социальное развитие — это корковая функция, которая развивается раньше, чем двигательные навыки. Отсутствие социальной улыбки к четырем неделям вызывает беспокойство. При рождении младенец оснащен примитивными рефлексами. Некоторые примитивные рефлексы помогают нормальной физиологии младенцев. Сосательно-копательный рефлекс помогает неэффективному кормлению. Большая часть примитивного рефлекса исчезает, чтобы облегчить процесс зрелого развития. Например, хватательный рефлекс исчезает к шести месяцам, а у ребенка развивается зрелое развитие хватания в возрасте от 6 до 12 месяцев.

  2. Раннее и позднее детство: В возрасте от 1 до 3 лет решающее значение имеют передвижение и речь. Лучшим предиктором когнитивной функции является язык. Мелкая моторика связана с навыками самопомощи. Наиболее распространенным развитием в раннем детстве является установление самоидентификации. Ребенок может вести самостоятельную жизнь к трем годам. На этом этапе раннего и позднего детства дети учатся навыкам независимого существования, таким как кормление, приучение к туалету и самостоятельное одевание. Навыки задавать вопросы развиваются в раннем детстве.

  3. Подростковый возраст:  Подростковый возраст характеризуется изменениями полового созревания, которые происходят у девочек на два года раньше, чем у мужчин. Изменения полового созревания оцениваются с использованием стадирования Таннера. Принятие нового тела и разлучение с домом, а также утверждение себя в качестве независимого взрослого в обществе являются серьезными проблемами в период полового созревания.

Психосоциальное развитие 

Эриксон постулировал восемь стадий психосоциального развития.

  1. Доверие и недоверие в младенчестве (< 1 года):  Младенцы развивают доверие благодаря теплой реакции опекуна.

  2. Самостоятельность и сомнения в младшей возрастной группе (от одного до трех лет):   Дети чувствуют себя автономными, если опекуны поощряют независимость. В противном случае они будут сомневаться в своих силах.

  3. Инициатива и чувство вины в дошкольном возрасте (от трех до шести лет):  Играя с воображением, дети экспериментируют со своими амбициями. Если родители не будут поощрять их инициативу, дети будут чувствовать вину.

  4. Трудолюбие и неполноценность в раннем школьном возрасте:  В школе дети учатся работать в группе. У них будет чувство неполноценности, если окружение сверстников будет враждебным.

  5. Идентичность и смешение ролей в подростковом возрасте:  Самоидентификация является важным этапом развития в подростковом возрасте.

  6. Близость и изоляция в раннем взрослом возрасте:  Те, кто не может установить отношения или близость, склонны к социальной изоляции.

  7. Генерация и застой в зрелом возрасте:  Воспитание детей — лучший пример для подрастающего поколения.

  8. Целостность эго и отчаяние в позднем взрослом возрасте:  Люди, которые не удовлетворены тем, что они сделали в течение жизни, будут в отчаянии.

Клиническое значение

Понимание основных этапов нормального роста и развития важно для клинициста, обследующего педиатрических пациентов. Нелегко распознать аберрацию, если вы не знакомы с нормой. Используя диаграммы роста и проводя скрининг развития, часто проблемы в уходе можно выявить на ранней стадии.

Графики роста

  • Таблицы CDC включают детей, воспитанных в различных условиях питания в Соединенных Штатах. В диаграммах CDC нормальный диапазон находится между 5-м и 95-м процентилями.

  • Таблица роста ВОЗ описывает детей от рождения до пяти лет, выросших в оптимальных условиях окружающей среды. Нормальный диапазон выражается как показатель Z от -2,0 до +2,0, что соответствует 2 и 98 процентилям. Z-показатели — это количество стандартных отклонений от среднего значения.

  • Графики роста ВОЗ представляют собой стандарт роста, тогда как график роста CDC представляет собой эталон роста. Графики роста ВОЗ используются для детей в возрасте до двух лет, а графики роста CDC используются для детей старше двух лет.

  • При использовании диаграмм ВОЗ распространенность низкого роста и ожирения аналогична диаграммам CDC, но распространенность недостаточного веса была ниже, чем диаграммы CDC.[15][16]

  • Недоношенные дети

    1. Во время пребывания в отделении интенсивной терапии новорожденных для всех недоношенных детей со сроком гестации менее 37 недель используются диаграммы роста недоношенных детей, такие как диаграммы роста Фентона. Диаграммы Фентона можно использовать с 22 недель гестационного возраста и до десяти недель после родов.

    2. Таблицы ВОЗ полезны для мониторинга роста недоношенных детей в возрасте менее 37 недель после выписки. Корректированный постнатальный возраст используется до двух лет. Скорректированный возраст для недоношенных детей рассчитывается как фактический возраст в неделях — (40 недель — гестационный возраст при рождении в неделях).[17]

Скрининг развития 

Только 20% детей с задержкой развития в Соединенных Штатах получают раннее вмешательство в возрасте до трех лет. Раннее вмешательство полезно для детей из групп высокого риска для улучшения их когнитивных и академических показателей. Менее 50 % клиницистов используют на практике только стандартизированные инструменты скрининга. Нехватка времени, отсутствие обучения являются существенными препятствиями в использовании инструмента скрининга развития. Опросник возраста и стадии (ASQ), оценка состояния развития родителями и опросник развития ребенка являются стандартными инструментами скрининга, используемыми на практике. Инструмент ASQ можно использовать до 66 месяцев. Инструмент PEDS можно использовать в возрасте до восьми лет. Вехи крупной и мелкой моторики оцениваются при каждом посещении ребенка в течение первых четырех лет. Стандартизированные оценки развития с использованием ASQ являются обязательными в 9 лет., 18 и 24 или 30 месяцев.[18]

Врач может проводить скрининг чаще, если существуют такие факторы риска, как недоношенность, воздействие свинца или низкая масса тела при рождении. Скрининг на аутизм необходимо проводить в возрасте 18 и 24 месяцев. Если инструмент скрининга выявляет задержку развития, ребенка необходимо направить к педиатру по развитию. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Красные флажки роста и развития 

  • Настораживающими признаками моторного развития являются постоянное фистинг в течение более трех месяцев, сохранение примитивных рефлексов и перекатывания до двух месяцев и доминирование рук до 18 месяцев.

  • Отсутствие лепета к двенадцати месяцам, отсутствие отдельных слов к шестнадцати месяцам, отсутствие предложений, состоящих из двух слов, к двум годам, а также потеря языковых навыков являются тревожными сигналами.

  • Дети, чей рост или вес ниже 5-го процентиля, выше 9-го5-й процентиль или пересечение двух основных центильных линий требуют дополнительной оценки.

Улучшение результатов работы медицинской бригады

Медицинская бригада должна понимать этапы развития, которые проходят их пациенты в раннем детстве. Мы должны повысить осведомленность медицинских работников о важности стандартизированного мониторинга роста и надлежащего использования графиков роста. Кроме того, они нуждаются в адекватной подготовке для использования стандартных инструментов скрининга развития.

Каждый клиницист и медсестра, ведущие педиатрических пациентов, должны быть осведомлены о службе направления на раннее вмешательство для подходящих пациентов. Межпрофессиональное сотрудничество между клиницистами, практикующими врачами среднего звена и медсестрами может улучшить результаты лечения пациентов, поскольку задержки развития требуют немедленного вмешательства при обнаружении, а раньше всегда лучше. Дети до трех лет с задержкой развития направляются в программы раннего вмешательства, а дети старше трех лет направляются в службы специального образования.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Ссылки

1.

Делемарре-ван де Ваал HA. Факторы окружающей среды, влияющие на рост и половое развитие. Перспектива охраны окружающей среды. 1993 г., июль; 101 Приложение 2 (Приложение 2): 39–44. [Бесплатная статья PMC: PMC1519930] [PubMed: 8243404]

2.

Lampl M, Veldhuis JD, Johnson ML. Сальтация и застой: модель роста человека. Наука. 1992 30 октября; 258 (5083): 801-3. [PubMed: 1439787]

3.

Меррик Дж. Здоровье ребенка и развитие человека на протяжении всей жизни. Фронт общественного здравоохранения. 2013 19 марта; 1:1. [Бесплатная статья PMC: PMC3854993] [PubMed: 24350175]

4.

Желенкович А., Ортега-Алонсо А., Роуз Р.Дж., Каприо Дж., Ребато Э., Силвентойнен К. Влияние генетики и окружающей среды на рост с позднего детства до взросление: лонгитюдное исследование двух когорт финских близнецов. Am J Hum Biol. 2011 ноябрь-декабрь; 23(6):764-73. [В паблике: 21957002]

5.

Силвентойнен К., Бартелс М., Постхума Д., Эстурджи-ван Бурк Г.Ф., Виллемсен Г., ван Бейстервельдт Т.С., Бумсма Д.И. Генетическая регуляция роста и веса в возрасте от 3 до 12 лет: продольное исследование голландских детей-близнецов. Твин Рес Хам Генет. 2007 Апрель; 10 (2): 354-63. [PubMed: 17564525]

6.

Шелл Л.М., Галло М.В., Равенскрофт Дж. Влияние окружающей среды на рост и развитие человека: исторический обзор и тематическое исследование современных влияний. Энн Хам Биол. 2009 г.Сентябрь-октябрь; 36 (5): 459-77. [PubMed: 19626483]

7.

Шелл Л.М., Галло М.В., Денхэм М., Равенскрофт Дж. Влияние загрязнения на рост и развитие человека: введение. J Физиол Антропол. 2006 янв; 25 (1): 103-12. [PubMed: 16617215]

8.

Castillo-Durán C, Cassorla F. Микроэлементы в росте и развитии человека. J Pediatr Endocrinol Metab. 1999 сен-октябрь; 12(5):589-601. [PubMed: 10703530]

9.

Колецко Б., Чурдакис М., Гроте В., Хельмут С., Прелл С., Рзехак П., Уль О., Вебер М. Регулирование раннего роста человека: влияние на долгосрочное здоровье. Энн Нутр Метаб. 2014;65(2-3):101-9. [PubMed: 25413647]

10.

Хохберг З. Пластичность развития в росте и созревании ребенка. Фронт Эндокринол (Лозанна). 2011;2:41. [Бесплатная статья PMC: PMC3364458] [PubMed: 22666215]

11.

Nelson CA, Zeanah CH, Fox NA. Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. [Бесплатная статья PMC: PMC6350537] [PubMed: 30774652]

12.

Стивенсон Р.Д. Использование сегментарных измерений для оценки роста у детей с церебральным параличом. Arch Pediatr Adolesc Med. 1995 г., июнь; 149 (6): 658–62. [PubMed: 7767422]

13.

Сарриа А., Морено Л.А., Гарсия-Ллоп Л.А., Флета Дж., Морельон М.П., ​​Буэно М. Индекс массы тела, кожная складка трицепса и окружность талии при скрининге ожирения у детей мужского пола и подростки. Акта Педиатр. 2001 г., апрель; 90(4):387-92. [PubMed: 11332928]

14.

Cipriano GF, Brech GC, Peres PA, Mendes CC, Cipriano G, Carvalho AC. Антропометрическая и костно-мышечная оценка пациентов с синдромом Марфана. Преподобный Брас Физиотер. 2011 авг-сен;15(4):291-6. [PubMed: 21971724]

15.

Рифас-Шиман С.Л., Гиллман М.В., Окен Э., Клейнман К., Таверас Э.М. Сходство диаграмм роста массы тела к длине тела CDC и ВОЗ в прогнозировании риска ожирения в возрасте 5 лет. Ожирение (Серебряная весна). 2012 июнь; 20 (6): 1261-5. [PubMed: 22158005]

16.

Груммер-Страун Л.М., Рейнольд С., Кребс Н.Ф., Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *