Исследование тревожности. Тест Спилбергера-Ханина — Психологическая помощь в Москве: консультации, тренинги, полиграф
Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Стимульный материал
Шкала ситуативной тревожности
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности
Инструкция.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
---|---|---|---|---|---|
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Интерпретация результатов
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
- до 30 баллов – низкая,
- 31 — 44 балла — умеренная;
- 45 и более — высокая.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера
Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности.
У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, ч уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп |
Суждение |
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда |
21 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
22 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Я легко расстраиваюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
24 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
26 |
Я чувствую прилив сил и желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31 |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
34 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
35 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
— 37 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
39 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обработка результатов.
1)
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более высокая.
КЛЮЧ
СТ |
Ответы |
ЛТ |
Ответы |
||||||
№№ |
Никогда |
Почти всегда |
Почти никогда |
Часто |
№№ |
Никогда |
Почти всегда |
Почти никогда |
Часто |
СТ |
ЛТ |
||||||||
1 |
4 |
1 |
3 |
2 |
21 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
23 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
3 |
24 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
1 |
3 |
2 |
25 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
4 |
2 |
3 |
26 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
1 |
4 |
2 |
3 |
27 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
4 |
1 |
3 |
2 |
28 |
. 1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
1 |
4 |
2 |
3 |
29 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
4 |
1 |
3 |
2 |
30 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
4 |
1 |
3 |
2 |
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
1 |
4 |
2 |
3 |
32 |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
1 |
4 |
2 |
3 |
33 |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
1 |
4 |
2 |
3 |
34 |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
4 |
1 |
3 |
2 |
35 |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
4 |
1 |
3 |
2 |
36 |
4 |
3 |
2 |
1 |
17 |
1 |
4 |
2 |
3 |
37 |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
1 |
4 |
2 |
3 |
38 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
4 |
1 |
3 |
2 |
39 |
4 |
3 |
2 |
1 |
20 |
4 |
1 |
3 |
2 |
40 |
1 |
2 |
3 |
4 |
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.
Диагностика психических состояний
- «Самооценка психических состояний» Айзенка
- Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний
- Опросник САН
- Тест «В порядке ли ваши нервы?»
- Тест «Ваше самочувствие»
- Тест «Ваши нервы»
- Тест «Есть ли у Вас невроз?»
- Тест «Определение тревоги»
- Тест «Склонность демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость»
- Тест «Склонность к аффективным состояниям»
- . .. и другое
Опросники психического благополучия
- Анкета антисоциального поведения для взрослых
- Анкета антисоциального поведения для детей
- Анкета антисоциального поведения подростково-юношеская
- Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
- Личностная шкала проявления тревоги
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- Методика экспресс-диагностики Невроза К. Хека и X. Хесса
- Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
- Тест «Ваша нервно-психическая устойчивость»
- … и другое
[Реактивный тревожный кризис и хроническое расстройство адаптации: уникальный случай производственной травмы и подозрение на профессиональное заболевание]
Отчеты о клинических случаях
. 2014 апрель-июнь;36(2):118-23.
[Статья в итальянский]
Джузеппе Таино, Кристина Пиццуто, Эннио Пуччи, Марчелло Имбриани
- PMID: 25059033
Отчеты о делах
[Статья в итальянский]
Джузеппе Таино и др. G Ital Med Lav Ergon. 2014 апрель-июнь.
. 2014 апрель-июнь;36(2):118-23.
Авторы
Джузеппе Таино, Кристина Пиццуто, Эннио Пуччи, Марчелло Имбриани
- PMID: 25059033
Абстрактный
Настоящее исследование направлено на описание случая производственной травмы и профессионального заболевания, которое является уникальным для типа диагностированного заболевания, условий возникновения и способа ведения INAIL (Итальянский национальный институт страхования производственных травм и профессиональных заболеваний). У рабочего после словесного оживленного спора с коллегами и начальством случился острый приступ психического возбуждения, и он обратился в ближайший травмпункт, где был подвергнут клиническому обследованию. Нейропсихиатрических изменений обнаружено не было, но врачи диагностировали кризис тревоги, вызванный рабочей средой. Следовательно, медицинская справка о производственной травме была отредактирована и отправлена в ИНАИЛ. Работник не работает 110 дней из-за тревожно-депрессивного синдрома, из-за словесного конфликта. В более поздней оценке INAIL признал только первые 30 дней нерабочего времени работника производственной травмой, а следующий период нерабочего времени расценил как связанный с нарушением аффективности из-за общего заболевания, не связанного с рабочей средой. На следующий год «тревожно-депрессивный синдром» усугубляется и объясняется тем же работником повторением актов травли и дискриминации в отношении него на работе. По этой причине он обратился с заявлением о признании профессионального заболевания диагнозом «Хроническое расстройство адаптации с затяжной депрессивной реакцией и соматической тревогой, переросшее в затяжную конфликтную маркированную трудовую ситуацию». INAIL отклонил эту просьбу, но в том же году сотрудник подал жалобу на «моббинг». Даже эта просьба была отклонена. В литературе имеется много примеров травмирующих событий во время трудовой деятельности, вызывающих психические расстройства. К таким событиям относятся техногенные катастрофы, взрывы, аварии на транспорте и шахтах, несчастные случаи в психиатрических отделениях с высоким риском нападения, вооруженные конфликты, войны, нападения и сексуальные посягательства, стихийные бедствия. У жертв проявляются симптомы острого стрессового расстройства (АСР) или посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Случаи острого стрессового расстройства, возникшего только в результате вербального конфликта, признанного производственной травмой, в настоящее время не описаны. Этот случай открывает новые перспективы для врача по гигиене труда в оценке РАС как производственной травмы и посттравматического стрессового расстройства как профессионального заболевания, предлагая уделять больше внимания психическому здоровью работников.
Похожие статьи
Реактивный тревожный кризис: уникальный случай производственной травмы.
Таино Г., Газзолди Т., Марандола П., Валоти Э., Фабрис Ф., Имбриани М. Таино Г. и соавт. G Ital Med Lav Ergon. 2007 г., июль-сен; 29 (3 доп.): 630-1. G Ital Med Lav Ergon. 2007. PMID: 18409875 итальянский.
Пост травматический синдром.
Джавиди Х., Ядоллахи М. Джавиди Х. и др. Int J Occup Environ Med. 2012 янв;3(1):2-9. Int J Occup Environ Med. 2012. PMID: 23022845 Обзор.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) как следствие взаимодействия между индивидуальной генетической предрасположенностью, травматогенным событием и социальным контекстом.
Оксемери Ю. Оксемери Ю. Энцефал. 2012 г., октябрь; 38 (5): 373-80. doi: 10.1016/j.encep.2011.12.003. Epub 2012 24 января. Энцефал. 2012. PMID: 23062450 Обзор. Французский.
[Анализ серии случаев рабочих с синдромом моббинга].
Маринони Б., Минелли К.М., Францина Б., Мартеллозио В., Скафа Ф., Джорджи И., Маццакане Ф., Станканелли М., Меннойя Н.В., Кандура С.М. Маринони Б. и др. G Ital Med Lav Ergon. 2007 июль-сен;29(3 Дополнение): 354-6. G Ital Med Lav Ergon. 2007. PMID: 18409722 итальянский.
Стрессовые расстройства, связанные с работой: вариабельность клинических проявлений и подводные камни в психиатрической диагностике.
Буселли Р. , Велтри А., Балданзи С., Боззи С., Марино Р., Кьюмиенто М., Делл’Оссо Л., Кристаудо А. Буселли Р. и соавт. мед лав. 2016 24 марта; 107 (2): 92-101. мед лав. 2016. PMID: 27015025
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Расстройство адаптации как профессиональное заболевание: наш опыт в Италии.
Кирико Ф. Кирико Ф. Int J Occup Environ Med. 2016 Январь;7(1):52-7. doi: 10.15171/ijoem.2016.716. Int J Occup Environ Med. 2016. PMID: 26772598 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Типы публикаций
термины MeSH
- 9 0087
Реактивное расстройство привязанности — Институт тревоги
youtube.com/embed/YpZCL0NFcDk?modestbranding=0&rel=0&showinfo=0″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»> Реактивное расстройство привязанности характеризуется неспособностью ребенка установить здоровую привязанность к своему родителю или основному опекуну.Привязанность, глубокая связь, установленная между ребенком и его родителем или основным опекуном, невероятно важна для раннего развития ребенка и может повлиять на его отношения с другими людьми в более позднем возрасте. Таким образом, неспособность ребенка установить здоровую привязанность к своему родителю может вызвать трудности в общении с другими людьми или управлении своими эмоциями по мере взросления.
Младенцы и дети, чьи эмоциональные и физические потребности игнорируются в раннем возрасте, имеют гораздо более высокий риск развития реактивного расстройства привязанности. Риск развития РРП также выше у детей, которые живут в детских домах, живут в нескольких приемных семьях, разлучены с родителями в течение длительного времени, имеют мать с послеродовой депрессией или имеют неопытных или пренебрежительных родителей. Дети с реактивным расстройством привязанности эмоционально замкнуты и могут не доверять другим людям. Эти дети могут также испытывать другие расстройства в результате гнева и проблем с контролем, беспокойства и низкой самооценки.
Ранние признаки и симптомы реактивного расстройства привязанности часто можно спутать с ранними симптомами СДВГ и аутизма.Дети, страдающие реактивным расстройством привязанности, могут чувствовать, что никому нет до них дела, и могут чувствовать себя небезопасно в своем окружении. Чем раньше будут выявлены симптомы проблем с привязанностью, тем лучше. Младенцы могут избегать зрительного контакта, не тянуться, чтобы их взяли на руки, или отказываться от попыток успокоить или утешить. Младенцы также могут безутешно плакать или проводить много времени, покачиваясь или успокаивая себя. Реактивное расстройство привязанности бывает труднее выявить у детей старшего возраста и подростков. Отстранение и избегание часто встречаются у подростков с РРП. Они сталкиваются с трудностями в установлении связи со сверстниками и взрослыми на протяжении всей жизни. Подростки также могут демонстрировать отвращение к прикосновениям и физической привязанности, проблемы с контролем, проблемы с гневом или трудности с проявлением искренней заботы и привязанности.
С возрастом реактивное расстройство привязанности может развиться либо в заторможенную, либо в расторможенную форму симптомов. Дети, проявляющие заторможенные симптомы РРП, крайне замкнуты и эмоционально отстранены. Хотя они осознают свое окружение, они не реагируют. С другой стороны, дети с расторможенными симптомами РРП ищут утешения и внимания практически от кого угодно и чрезвычайно зависимы.
Неспособность установить значимые отношения с родителями и другими людьми может повлиять на детей с реактивным расстройством привязанности во многих сферах жизни.У них может быть низкая самооценка и отсутствие базовых социальных навыков. Они могут вести себя отдаленно или отчужденно, еще больше изолируя себя от других. Многочисленные последствия реактивного расстройства привязанности могут также привести к проблемам со сном, академическим проблемам и даже к депрессии и другим тревожным расстройствам. Другие эффекты реактивного расстройства привязанности включают:
- Неспособность заниматься исследованиями и играть
- Отклонение однорангового узла
- Чувство страха
- Сверхбдительность, поиск опасности
- Самоуспокаивающее поведение, такое как раскачивание, потирание рук и т. д.
- Употребление психоактивных веществ (преимущественно у подростков, но может наблюдаться и у детей старшего возраста)
- Маскировка чувств
- Неловкость и дискомфорт в любом социальном контексте, в том числе в классе
Лечение реактивного расстройства привязанности обычно включает в себя сочетание детской психотерапии, семейной терапии, обучения родителей и специальных образовательных услуг.
Комбинация методов лечения реактивного расстройства привязанности направлена на то, чтобы ребенок развивал позитивное взаимодействие с опекунами, имел безопасную среду обитания и улучшал отношения со сверстниками.